08.03.2011 26402

Органы внутренних дел как субъект обеспечения экономической безопасности предприятия (статья)

 

Обеспечение экономической безопасности личности, общества и государств является важнейшей задачей органов государственной власти, местного самоуправления, иных органов и организаций, поскольку они призваны гарантировать такие отношения в обществе, при которых осуществляется их защищенность и прогрессивное поступательное развитие. Эти задачи осуществляют в большем или меньшем объеме в зависимости от стоящих перед ними задач все государственные органы.

Особая роль в практическом обеспечении экономической безопасности, защиты экономических отношений принадлежит органам внутренних дел, которые являются неотъемлемой частью государственного механизма, составным звеном системы исполнительных органов государственной власти.

В приложение 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1996 г. № 1569 «О первоочередных мерах по реализации государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (основных положений), одобренной Указом Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. № 608» предусмотрен перечень мер по предотвращению угроз экономической безопасности Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти ответственных за их разработку. Данным нормативным актом на МВД России возлагается задача выявления и устранения причин, приводящих к криминализации общества и хозяйственной деятельности. И это не случайно, поскольку самой серьезной угрозой экономической безопасности России является криминализация хозяйственной деятельности, вызванная ростом безработицы, сращиванием части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможностью доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства, ослаблением системы государственного контроля. «Именно криминализация экономики, -пишут Р.Н. Марченко и Л.В. Баринова, - должна рассматриваться как подрыв экономической безопасности России, поскольку объектом преступных посягательств в этом случае выступают не отдельные группы экономических отношений, а система экономических отношений в целом».

Преступность поразила практически все сферы хозяйственной жизни: отношения собственности; производство и распределение произведённого продукта; финансовую и банковскую деятельность; сферу государственного управления и внешнеэкономическую деятельность. Ещё в 1990-1991 гг. удельный вес теневого сектора экономики был сопоставим с аналогичными показателями большинства стран с развитой рыночной экономикой. Однако к 1996 году он уже достиг 45%. Среднегодовой прирост преступлений в сфере экономики составляет сегодня 12,5%. С теневой экономикой в качестве работодателей и рабочей силы так или иначе связали себя примерно 60 млн. человек.

Высокий уровень латентной преступности порождает у людей неверие в неотвратимость наказания, в способность правоохранительных органов, в том числе органов внутренних дел, эффективно бороться с ней. Исследования показали, что преступления, совершаемые в сфере экономики, имеют очень высокий уровень латентности. Латентность преступлений в сфере экономики составляет: различных форм хищений - до 73%, обмана потребителей и заказчиков - от 92 до 95%, взяточничества - 98%. Это объясняется тем, что:

- выявление и предупреждение целого ряда преступлений в финансово-банковской системе, во внешнеэкономической деятельности, в сфере компьютерной информации представляют большую трудность;

- преступления в сфере экономической деятельности это следствие диспропорций и противоречий экономических реформ;

- высокая латентность преступлений в сфере экономической деятельности это следствие слабой подготовки и невысокой квалификации сотрудников правоохранительных органов, не укомплектованности и коррумпированности этих органов.

Сложившийся современный механизм рыночного регулирования экономических отношений в значительной степени способствует криминализации хозяйственной сферы. Результатом криминализации экономической системы явилось подчинение экономической политики государства специфическим экономическим интересам криминальных структур. Стержнем, на котором сформировалась современная криминальная структура, явилась теневая экономика, то есть система экономических отношений вне правового поля государства.

Однако сегодня, как представляется, выделение так называемой «теневой экономики» теряет смысл, поскольку практически криминализируется вся экономическая система, сущность которой заключается в насыщении экономических отношений общественно-опасными методами и способами (как противоправными так и не противоправными) ведения хозяйственной деятельности.

Несмотря на усиление активности государства в борьбе с криминальным предпринимательством, результаты не дают оснований для удовлетворительной оценки. Наиболее опасным является не сам темп роста различного рода экономических преступлений, а переход экономической преступности в новое качество, выражающееся во всё более реальной угрозе экономической безопасности Российской Федерации.

В этом смысле необходимо обратить внимание на то, что экономическая преступность приобрела качественно новые свойства. Лидеры и авторитеты криминального мира создают преступные сообщества, которые активно оказывают влияние на предприятия и организации, имеющие федеральное значение. Этим сообществам всё в большей мере свойственны жесткая централизация, чёткая дисциплина. Особую тревогу вызывает существование в этих сообществах таких атрибутов, как разведка и контрразведка, прекрасное техническое обеспечение и наличие отрядов боевиков, в то время как ранее эти атрибуты могли быть свойственны только государству. Это приводит к мысли, что криминальные сообщества пытаются подменить собой государство, взяв на себя, его функции и вместе с ними властные полномочия. Такая тенденция чрезвычайно опасна, так как ставит под угрозу существование самого государства, либо в превращение его в «криминально-синдикалистское» под управлением коррумпированых правительственных бюрократов, политиков, бизнесменов и преступников. Таким образом, проблема криминализации экономики должна рассматриваться в качестве одной из ключевых проблем национальной безопасности. В свою очередь, это означает, что преодоление криминализации экономики является не ведомственной проблемой правоохранительных органов, а обретает статус общенациональной цели.

Однако ведущее место, в нейтрализации криминальных явлений и борьбе с преступностью занимают правоохранительные органы. От их компетентности, оперативности, профессионализма, желания зависит очень многое.

Основной задачей правоохранительных органов является активная поддержка и защита осуществляемых в обществе преобразований. В экономической сфере - развитие и укрепление рыночных отношений. В социальной - соблюдение принципов социальной справедливости. В духовной - восстановление общечеловеческих моральных и этических норм. В политической - проведение в жизнь демократических реформ. Одно из основных мест, в системе органов обеспечения экономической безопасности должно отводиться органам внутренних дел, главная задача которых состоит в борьбе с преступностью и охране общественного порядка. В экономической области перед ними поставлены задачи нейтрализации угроз экономической безопасности, борьбы с криминальными проявлениями в экономической сфере и организованной преступностью.

Органам внутренних дел принадлежит особая роль в борьбе с экономическими преступлениями и обеспечению экономической безопасности. Это обусловлено тем что:

- органы внутренних дел осуществляют практически все виды правоохранительной деятельности - оперативно-розыскную работу, осуществляют следствие и дознание, охрану общественного порядка, борьбу с административными правонарушениями;

- глубже других изучают те явления, на фоне которых формируется уголовная преступность и которые, обычно сопутствуют экономической, в том числе и организованной экономической преступности. Такая разносторонняя деятельность более всего отвечает целям борьбы с экономической преступностью, поскольку эта деятельность охватывает широкий круг жизненно важных общественных отношений. Это позволяет решать некоторые задачи борьбы с преступлениями посягающими на экономическую безопасность уже на стадии выявления и изучения причин преступности;

- располагают соответствующими кадровыми и организационно-техническими возможностями. В системе МВД России имеется сеть научно-исследовательских и учебных учреждений, где готовятся кадры и ведутся прикладные и фундаментальные исследования по проблемам предупреждения преступности посягающей на экономическую безопасность. Органы внутренних дел, так же располагают для этого необходимой статистической базой данных.

Деятельность органов внутренних дел по борьбе с преступностью и обеспечению экономической безопасности организует Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Задачи, возложенные на МВД России, и функции, осуществляемые им, определяют организационное построение (структуру) органов внутренних дел, которые состоят из отраслевых, функциональных служб.

Анализ деятельности этих служб показывает, что органы внутренних дел воздействуют на обеспечение экономической безопасности как непосредственно, так и опосредованно.

Непосредственное воздействие оказывает деятельность по:

- борьбе с экономической преступностью (предупреждение, пресечение и раскрытие этих преступлений);

- расследованию экономических преступлений (дознание и предварительное следствие);

- охране собственности.

Опосредованное воздействие на обеспечение экономической безопасности оказывает деятельность органов внутренних дел по:

- обеспечению общественного порядка как необходимого условия обеспечения экономической безопасности; (создание условий для нормального труда и отдыха людей; создание и поддержание обстановки спокойствия и безопасности в общественных местах; обеспечение бесперебойной деятельности учреждений и организаций);

- борьбе с нарушениями общественного порядка (с нарушениями, не являющимися преступлениями; с преступными нарушениями - их предупреждение, пресечение и раскрытие, что способствует установлению нормальных общественных отношений в сфере экономической безопасности);

- расследованию иных преступлений, причиняющих материальный ущерб государству (дознание и предварительное следствие).

В соответствии с этими направлениями деятельности в системе органов внутренних дел выделяются соответствующие структурные отраслевые подразделения (отраслевые службы), воздействующие на обеспечение экономической безопасности. Это специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с организованной преступностью, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД), вневедомственная охрана.

Для достижения целей, поставленных перед органами внутренних дел в борьбе с экономическими преступлениями, им предоставлены большие полномочия. Конкретные права и обязанности сотрудников оперативных подразделений, следователей, работников других служб регламентируются в соответствующих нормативных актах. При этом каждая служба имеет свою специфику.

В структуре органов внутренних дел имеются специальные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, деятельность которых непосредственно направлена на борьбу с экономическими преступлениями с использованием специальных сил, средств и методов. На них возложено решение таких задач как непосредственное выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений в сфере экономики, (по которым производство предварительного следствия обязательно), затрагивающих общероссийские интересы или имеющих особое общественное значение, а также должностных и хозяйственных преступлений, совершаемых в системе федеральных органов власти.

Цель деятельности этих подразделений - защита экономики от корыстных преступных посягательств в процессе осуществления экономических отношений между различными их субъектами. Эта цель достигается путем правильного определения основных задач и приоритетных направлений деятельности, основным из которых должна быть защита экономических интересов:

- граждан, выступающих в качестве потребителей и участников экономических отношений в процессе приватизации, земельной реформы, конверсии и т.п.;

- различных хозяйствующих субъектов - участников предпринимательской деятельности;

- государства как собственника и гаранта обеспечения законности в сфере экономики и общества в целом.

Одним из направлений деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями является контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. Для выполнения возложенных обязанностей сотрудникам этих подразделений, при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность предоставлено право: беспрепятственно входить в помещения, занимаемые организациями независимо от подчиненности и форм собственности (кроме иностранных дипломатических представительств и помещений консульских учреждений иностранных государств, которые используются исключительно для работы консульских учреждений), в производственные помещения, используемые гражданами для занятия индивидуальной и иной трудовой деятельностью и другими видами предпринимательства; проводить с участием собственника имущества либо его представителей или уполномоченных им лиц, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, транспортных средств, других мест хранения и использования имущества; изымать необходимые документы на материальные ценности, денежные средства, кредитные и финансовые операции, а также образцы сырья и продукции; опечатывать кассы, помещения и места хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей; проводить контрольные закупки; требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово - хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их; получать от должностных и материально - ответственных лиц сведения и объяснения по фактам нарушения законодательства; приостанавливать до устранения допущенных нарушений законодательства деятельность предприятий торговли, а равно граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере торговли, в случаях неисполнения ими законного требования сотрудника милиции о прекращении правонарушения.

Борьба с экономической преступностью в качестве одного из приоритетных методов предполагает проведение экономико-правового анализа. Исследование прямых и косвенных экономических показателей в хозяйственных структурах позволит сотрудникам органам внутренних дел получить информацию не меньшую, чем специальные оперативно-розыскные мероприятия. Применение экономико-правового анализа возможно при взаимодействии с аудиторскими фирмами хотя наиболее эффективно было бы иметь собственную службу с аудиторскими правами. В этом смысле представляется необходимым создание в структуре органов внутренних дел бюро судебно-бухгалтерской экспертизы. Такое бюро имело практику существования при ОБХСС Управления милиции г. Москвы в конце 30-х гг. однако в дальнейшем бюро расформировано, возможно, по политическим соображениям. Имеет и содержит подобные специальные структуры, и полиция западных стран, которая сама проводит ревизии финансовой деятельности.

Большое практическое значение имеет осуществляемое, в установленном порядке, оперативное обслуживания хозяйствующих субъектов, а также созданных или контролируемых организованными преступными группами предприятий.

Приказом МВД России № 730 от 6 ноября 1997 г. «О мерах по совершенствованию организации работы по борьбе с преступностью в сфере экономики» на подразделения по экономическим преступлениям возложено «пресечение незаконного вывоза стратегически важной продукции и валютных ценностей за рубеж; выявление и пресечение фактов взяточничества в органах государственной власти, коммерческого подкупа в негосударственном секторе экономики; осуществление оперативно-розыскных мероприятий по предупреждению крупномасштабных мошеннических и иных незаконных операций в отношении государственной собственности и законных имущественных интересов граждан».

Значительную роль в обеспечении экономической безопасности, а именно, предупреждение создания и функционирования межрегиональных и международных организованных преступных групп, организаций (сообществ), выявление и пресечение их противоправной деятельности, изобличение в совершении преступлений их организаторов и иных участников, а также борьба с коррупцией в государственных органах власти принадлежит подразделениям органов внутренних дел по борьбе с организованно преступностью.

Криминальная милиция МВД является самым активным органом, ежедневно борющимся с организованной преступностью. Дополнительно в структуре МВД традиционно существовали специализированные подразделения, на которые возлагались особые задачи. Например, уже в 30-е гг. в Народном комиссариате внутренних дел существовало Главное управление по борьбе с бандитизмом. Что касается организованной преступности, то почти легендарную известность в последние годы существования Советского Союза получило Шестое главное управление, руководимое Гуровым. Оно учредило традицию создания специализированных региональных единиц, называемых “шестые управления/отделения”, в зависимости от их положения в вертикальной структуре МВД.

После того, как МВД РСФСР стало независимым от советских структур, оно последовало примеру последних и в феврале 1992 г. создало Главное управление по борьбе с организованной преступностью (ГУОП, позднее переименованное в ГУБОП), возглавившее систему из 12 региональных представительств (так называемых РУОПов – региональных Управлений по борьбе с организованной преступностью) и приблизительно 90 управлений (так называемых УБОПов/ОБОПов – управлений/отделов по борьбе с организованной преступностью) в министерствах внутренних дел российских республик и в управлениях внутренних дел краев и областей.

Кроме того, существовало множество отделов и отделений в разных городах. Несмотря на то, что РУБОПы подчинялись ГУБОПу, нижестоящие УБОПы/ОБОПы вертикально подчинялись вышестоящему РУБОПу, а горизонтально – соответствующему УВД или республиканскому МВД.

Структура Главного управления по организованной преступности (ГУОП) была построена так, что обеспечивала руководство разведывательной информацией, осуществлялось взаимодействие с другими оперативными службами МВД России и с соответствующими службами других государств. Осуществлялась централизованная обработка оперативной информации, в том числе поступающей из других служб криминальной милиции. Проводилась аналитико-исследовательская работа, необходимая для констатации признаков организованной преступной деятельности. Было организовано осуществление линейных функций на разных направлениях, непосредственное руководство межрегиональным управлением и подразделениями, действующими в наиболее криминогенных регионах России. Начальнику ГУОП были даны полномочия, необходимые для концентрации сил при возникновении сложных ситуаций, требующих одновременного проведения оперативно-розыскных и следственных действий на нескольких направлениях.

Основными задачами подразделений по борьбе с организованной преступностью по обеспечению экономической безопасности являлись:

- выявление и разработка непосредственно, а также совместно с оперативными подразделениями Министерства устойчивых организованных преступных сообществ подрывающих экономическую безопасность, в том числе с межреспубликанскими и международными связями. Обеспечение в этих целях взаимодействия и комплексного использования сил и средств всех служб и подразделений органов внутренних дел;

- борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами смешанной общеуголовной и экономической направленности, организованными видами преступного предпринимательства,

- оперативная проверка лидеров преступной среды, имеющих межрегиональные и межгосударственные связи,

- оказание помощи органам внутренних дел республики, а также осуществление координации деятельности подразделений, ведущих борьбу с организованной экономической преступностью. На ГУОП, его региональные управления и подразделения в МВД, УВД была возложена также ответственность за обеспечение единой стратегии органов внутренних дел.

Кроме того, в каждом структурном подразделении Службы имелись специальные отделы быстрого реагирования -СОБР. Они были созданы в 1992 г. и существовали в течение всего последнего десятилетия, руководствуясь в своей деятельности в основном внутренними инструкциями. Учредительный нормативный акт свидетельствует, что оборудование и оружие предоставлялось отрядам Министерством обороны, а их основной задачей являлась борьба с вооруженными организованными преступными группами. Таким образом, СОБРы в большей степени являлись силовой мерой борьбы с бандитизмом, чем высокоинтеллектуальным способом раскрытия экономических преступлений. В отличие от рядовых следственных подразделений и отделов по борьбе с экономической преступностью управления по борьбе с организованной преступностью освобождались от рутинной работы по регистрации данных, и им позволялось концентрироваться на долговременных стратегических операциях. Однако с этой привилегией было покончено в 2000 г. после принятия новых федеральных статистических требований к работе милиции.

В рамках реализации стратегии административной реформы Министерство Внутренних Дел России в 2004 г. оптимизировало структуру и штатную численность. Были образованы Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и Департамент экономической безопасности, которые призваны обеспечить экономическую безопасность страны.

Структурные подразделения данных департаментов выполняют целый ряд сложных, но крайне необходимых для защиты экономических интересов и обеспечения экономической безопасности, действий. На практике сложились оправдавшие себя формы и методы борьбы с экономической преступностью. Они включают изучение и анализ состояния экономической и, особенно, организованной экономической преступности. Посредством установления и анализа криминогенных факторов прогнозируется состояние криминогенной ситуации, вносятся предложения в вышестоящие органы. Эти предложения касаются, прежде всего, предупреждения преступлений в сфере экономической деятельности.

На основе оценки складывающейся или ожидаемой криминогенной ситуации разрабатываются и вносятся руководству МВД России и региональных органов внутренних дел предложения об установлении приоритетных направлений предупредительной деятельности.

Руководство Департамента по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и Департамента экономической безопасности и их нижестоящие звенья организуют и непосредственно осуществляют оперативно-розыскную работу по предупреждению и пресечению экономических преступлений, посягающих на общероссийские и региональные экономические интересы. В этих целях используются гласные и негласные методы оперативно-розыскной деятельности, оперативно-технические и криминалистические средства.

Также на выше названные департаменты возлагается организация разработки и исполнения программ, комплексных планов, целевых операций в системе МВД России, направленных на активизацию профилактической деятельности. Они же координируют деятельность других служб, привлекающихся к проведению операций по предупреждению и пресечению тяжких преступлений, относящихся к компетенции подразделений по борьбе с экономическими преступлениями.

Подчиненные им региональные подразделения по экономическим преступлениям проводят систематический анализ развития криминогенных процессов в ведущих финансовых сферах и на его основе вырабатывают меры предупредительного характера, направленные на локализацию и нейтрализацию криминогенных факторов. Они, так же как и центральные аппараты с использованием гласных и негласных методов работы выявляют причины и условия, способствующие совершению экономических преступлений, предварительное следствие по которым обязательно. На основе собранных материалов эти аппараты обеспечивают своевременное информирование органов государственной власти и управления, хозяйственников о выявленных криминогенных факторах.

Сегодня на территории России действуют 116 преступных сообществ, каждое из которых объединяет десятки преступных групп. Из этого числа 71 преступное сообщество специализируется исключительно на совершении экономических преступлений, - на контроле за наиболее доходными секторами экономики. Несмотря на это, удельный вес выявленных участников организованных преступных групп, совершивших экономические преступления, не превышает и полутора процентов.

Небольшое количество значимых результатов по недопущению влияния преступности на экономику свидетельствует об имеющейся еще разобщенности действий оперативных подразделений, слабой координирующей роли руководителей территориальных органов внутренних дел. Поэтому в текущем году задача борьбы с организованной преступностью стоит перед всеми подразделениями в равной степени. Работу необходимо строить в отношении конкретных преступных сообществ и фигурантов, увязывая воедино все необходимые силы и средства. В первую очередь, это преступные сообщества, имеющие международные и межрегиональные связи. Лидеры этих формирований распространили свою деятельность более чем в 40 зарубежных государствах. Прежде всего, это США, Германия, Швейцария, Италия, Польша, Кипр, Израиль и другие. Наша основная задача в отношении указанных и других преступных формирований - успешно реализовать запланированные мероприятия отметил Р.Нургалиев. В целом, органами внутренних дел в 2004 году выявлено более четырехсот тысяч (+6,8%) преступлений экономической направленности. Размер причиненного ущерба на момент возбуждения уголовных дел достиг 275 миллиардов рублей. Заметно активизировалась работа по выявлению преступлений в кредитно-финансовой сфере (+14,3%), внешнеэкономической деятельности (+2,7%), на потребительском рынке (+26,9%). Возросло на 15,4% количество преступлений, совершенных в крупном и особо крупном размере. В прошедшем году были реализованы новые формы комплексной декриминализации бюджетообразующих отраслей экономики, охватывающей по своим масштабам несколько регионов страны. Так, в ходе специальной оперативно-профилактической операции «Энергия», проводимой в Уральском федеральном округе во взаимодействии с органами Прокуратуры и ФСБ России, Полномочным представителем Президента Российской Федерации округа, пресечено свыше 1.200 экономических, налоговых и должностных преступлений. Взяты под стражу генеральные директоры Ханты-Мансийской нефтяной компании и Назымской нефтегазоразведочной компании. Им предъявлено обвинение в хищении более полутора миллиардов рублей, выделенных из бюджета на восстановление минерально-сырьевой базы. Продолжается расследование фактов продажи руководством Ханты-Мансийского автономного округа по заниженной стоимости 461 нефтяной скважины и причинения государству ущерба в размере 500 миллионов рублей. Однако, несмотря на достигнутые итоги, криминальное давление на экономику не ослабевает. Оно равным образом ощутимо во всех сферах бизнеса и отраслях экономики России.

Бесспорно, основная нагрузка по нейтрализации угроз экономической безопасности, возложенная на органы внутренних дел, ложиться, как отмечалось выше, на подразделения по борьбе с экономическими преступлениями и по борьбе с организованной преступностью и терроризмом. Деятельность указанных подразделений концентрируется главным образом на расследовании крупных преступлений совершаемых организованными преступными группами. Противодействие же менее значительным угрозам экономической безопасности в сфере правопорядка и борьбы с правонарушениями осуществляет милиция общественной безопасности.

Служба милиции общественной безопасности, несмотря на сугубо специфические обязанности, при определенных условиях способствует предупреждению экономических преступлений, и следовательно, обеспечению экономической безопасности. По роду своей деятельности сотрудники этой службы вступают в контакт с большим количеством граждан, в процессе которого, а также самостоятельного визуального изучения могут получать самую различную информацию о возникновении условий, способствующих совершению преступлений, о признаках уже совершающихся преступлений, о лицах, готовящихся к преступным деяниям.

Подразделения милиции общественной безопасности принимают меры по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка с целью защиты интересов населения и государства при реализации товаров и оказании услуг, а также меры по контролю мест производства, хранения, транспортировки и реализации различной продукции. Осуществляют контроль за соблюдением предпринимателями Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 г. «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением». В том числе контролируют движение и реализацию подакцизных товаров с целью предотвращения уклонения от налогообложения. Осуществляют работу по выявлению и пресечению правонарушений в сфере оборота лекарственных препаратов, табачных изделий, минеральных вод, аудио - и видео кассет, косметики и других товаров массового потребления.

В соответствии с приказом МВД Российской Федерации от 22 июня 1999 г. № 456 «О мерах по совершенствованию деятельности милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка товаров и услуг» предписывается создание отделов (отделений, групп) по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства.

Своевременное выявление и предотвращение преступлений и правонарушений подразделениями милиции общественной безопасности, а также привлечение виновных к ответственности способствует укреплению правопорядка в экономической сфере, и оказывают благоприятное воздействие на экономическую безопасность личности, общества и государства

Подразделениями предварительного следствия и дознания совместно с подразделениями криминальной милиции расследуются преступления экономической направленности. Кроме этого, органы предварительного следствия и дознания в ходе расследования уголовных дел выявляют причины и условия, способствующие совершению преступлений, (п. 1 ст. 10 Закона «О милиции»), вносят в государственные органы, общественные организации и объединения представления о принятии мер к их устранению (п. 13 ст. 11), а также передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования и имеющие значение для обеспечения экономической безопасности.

Сотрудники ДОБДД осуществляют работу, которая опосредованно обеспечивает экономическую безопасность. В процессе выполнения своих обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения они имеют возможность проверить на дорогах автотранспорт и установить факты перевозки грузов без документов или в количестве, превышающем согласно указанному в документах, и информировать об этом подразделения по борьбе с экономическими преступлениями.

Основная же обязанность ДОБДД - это контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов, регулирующих эту сферу деятельности. Так, 15 ноября 1995 года Государственной Думой принят Федеральный закон «О безопасности дорожного движения», который определил основы обеспечения безопасности личности в сфере дорожного движения на территории Российской Федерации. Среди поставленных задач основными являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.

В результате дорожно-транспортных происшествий обществу наносится огромный ущерб. За 2004 год зарегистрировано более 208 тыс. ДТП, в которых погибло 34 тыс. человек, а более 250 тыс. получили травмы различной степени тяжести. Дорожно-транспортная аварийность наносит экономике России серьезный материальный ущерб. Из-за масштабов наносимого вреда ситуация в дорожной сфере отнесена ООН к основным угрозам устойчивого развития общества. Обеспечение безопасности дорожного движения оказывает значительное влияние на жизнедеятельность людей, сохранность их жизни, здоровья и материальных ценностей. Поэтому за последние пять лет органами федеральной власти приняты меры, направленные на усиление контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Опосредованному обеспечению экономической безопасности способствует деятельность подразделений вневедомственной охраны основной задачей, которых является охрана имущества собственников на основе договоров. Подразделения вневедомственной охраны активно противодействуют преступным посягательствам на объекты и квартиры, повысили свой вклад в обеспечение общественного порядка и борьбу с преступностью.

Необходимо также отметить работу подразделений транспортной милиции. Транспортный комплекс Российской федерации - чрезвычайно важный и сложный механизм. Являясь объектом интересов бизнеса, он притягивает к себе преступные группы и сообщества. Угрозы совершения террористических актов, другие противоправные проявления характеризуют современную ситуацию на транспорте России. И эти обстоятельства требуют повышенного внимания со стороны правоохранительных органов и в первую очередь – транспортной милиции России, в вопросах обеспечения надлежащего правопорядка и безопасности на объектах транспортного комплекса России.

Возглавляет, организует и контролирует работу всей транспортной милиции Департамент обеспечения правопорядка на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ДОПТ МВД России).

Сегодня Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта, организации специальных и воинских перевозок, а также выполняющим иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.

Современные масштабы работы транспортной милиции России огромны. В оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) находятся: 17 железных дорог, протяженностью более 86 тыс. км.; 508 железнодорожных вокзалов; 1942 железнодорожных моста; 139 тоннелей; 297 путепроводов; 150 аэропортов, в т.ч. 64 международных; 18 межрегиональных и территориальных управлений гражданской авиации; 33 морских и 63 речных порта; 10 морских и 25 речных пароходств; 18 государственных бассейновых управления речного транспорта; судоходная часть рек протяженностью 89 тыс. км.; 20 гидросооружений.

Департамент обеспечения правопорядка на транспорте МВД России организует и контролирует работу всей системы ОВДТ. На местах эту систему представляют 510 линейных подразделений, которыми руководят 20 управлений внутренних дел на транспорте (УВДТ). Каждое крупное подразделение контролирует обстановку на одной из транспортных магистралей.

Рассмотренные выше подразделения органов внутренних дел, выполняя поставленные перед ними задачи, способствуют реализации прав граждан, укреплению законности, правопорядка и сохранению национального богатства и соответственно обеспечению экономической безопасности России. И если сегодня все усилия направить на возрождение этих органов, на использование их потенциала в интересах общества и государства, то они смогут стать не только системой противодействия экономической преступности, но и эффективного контроля над ней.

Более эффективному выполнению поставленных перед органами внутренних дел задач по обеспечению экономической безопасности, предупреждению, выявлению и раскрытию экономических преступлений, могло бы способствовать решение таких проблем, как:

- несовершенство действующего законодательства;

- отсутствие практического опыта и необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений;

- сложности в идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются такими, которые приняты в правомерной практике. Это, с одной стороны, приводит к бездействию при получении информации о готовящемся преступлении, а с другой, - к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий;

- слабая профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел и их объективная неготовность работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства;

- трудности в назначении и проведении проверок финансовой деятельности негосударственных предприятий и документальных ревизий;

- социальная защищенность сотрудников органов внутренних дел. Все эти факторы крайне негативно сказываются на деятельности органов внутренних дел, и в частности, на деятельности по обеспечению экономической безопасности.

Успешная деятельность органов внутренних дел по обеспечению экономической безопасности и борьбе с преступностью невозможна без взаимодействия и соответствующей координации с другими правоохранительными органами, которые осуществляют оперативно-розыскные, контрольно-надзорные и другие функции в сфере обеспечения экономической безопасности личности общества и государства.