21.12.2012 12598

Формирование системы светского образования в Дагестане в XIX - начале XX века

 

В первой половине середине XIX в. вхождение Дагестана в состав России переживало сложный период, характеризующийся Кавказской войной. В 60-80-е гг. XIX века основное население Дагестана составляли крестьяне, жившие на скудных клочках земли. Основные противоречия, противостояния происходили из-за земельных угодий: аул с аулом, крестьяне с феодалами и беками. Власть имущие при спорах почти всегда оказывались на стороне богатых, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Кавказская война, которая не затухала до 70-х годов XIX века, несла с собой большую разруху. Кроме того, государство, созданное в период имамата Шамиля, стало расслаиваться. Мюридизм объявил все знания, не согласные с учением ислама, запретными. В государстве Шамиля не было места ни светской школе, ни светским наукам, ни театрам. Горцы, уличенные в стремлении к светскому, в отходе от религиозной морали, подвергались аресту и телесным наказаниям.

Время Имамата - это время всесилия шейхов, муфтиев, мюридов, кадиев и мулл. Их духовная власть над дагестанским населением была сильна как никогда. Наибы и ближайшие духовные лица Шамиля в период войны сумели накопить огромные богатства. Имущество одного из наибов Шуаиб-муллы, состояло из 35 крымских ружей, 4 тысяч баранов, 500 голов крупного рогатого скота, 60 буйволов и около 30 тысяч рублей серебром. Наиб Даниял - бек, бывший султан Елисуйский, получал из казны ежегодное содержание в 10 тыс. рублей серебром. Ценность имущества Даниял-бека по окончании войны была оценена в один миллион рублей. Другие наибы старались не уступать по богатству им.

Несмотря на попытки отстоять свою независимость, Дагестан был обречен находиться в составе России, влиться в российскую цивилизацию, найти то общее, что сближают менталитеты двух разных культур. В новых историкополитических условиях постепенно формировался новый менталитет горцев, в первую очередь той их части, которая раньше других прослоек приобщается к новым условиям.

Период присоединения Дагестана к России совпал с переломным периодом в истории его народов, имеющих элементы мусульманской системы образования, которая ступила в конкурентную борьбу с нарождающейся системой светского образования, представленной передовой русской педагогикой XIX-XX вв. Известный принцип народности К.Д. Ушинского в воспитании внедряется в практику светского образования и в Дагестане благодаря активной просветительской деятельности местных властей и передовых педагогов - как русских, так и коренных национальностей. Появляются общественные организации, занимающиеся вопросами народного образования, ведут методический поиск более совершенных форм и методов обучения, возникают новые типы школ. Создаются условия для развития начальной (особенно-горской) школы с преподаванием на родных языках народностей Дагестана, развития средней школы, улучшения качества обучения вообще и в сельских местностях в частности. Все эти процессы протекают неоднозначно, сдерживаемые не столько административной системой, сколько сложностью образовательной ситуации в Дагестане, дефицитом квалифицированных педагогических кадров и традиционализмом. Роль образования в смирении горцев путем открытия школы сознавалось царским правительством еще в период начала военных операций в Дагестане. В 1836 году барон Розен, изыскивая меры к распространению между жителями Кавказского края русского языка, предлагал воспитывать в школах при войсковых частях Кавказского края 864 туземца. В 1844 году генерал Клюки фон-Клюгенау писал, что «следует в будущем обращать внимание на образование туземного населения, так как это, без сомнения, долгий и трудный, но, тем не менее, неизбежный и достойный имени русского путь к прочному утверждению нашей власти в Дагестане».

Объективная необходимость диктовала приведение политической жизни Дагестана в соответствие с общероссийской. 5 апреля 1860 года было утверждено «Положение об управлении Дагестанской областью и Закатальским округом», а в апреле 1868 г. - «Положение о сельском управлении в Дагестане». В Дагестане укоренялась военная администрация. Дагестан был разделен сначала на четыре военных отдела, впоследствии преобразованные в окружную систему. Округа делились на наибства, а последние на сельские управления, во главе которых стоял начальник Дагестанской области на правах генерал-губернатора. Он же являлся главнокомандующим войсками в Дагестане. Эта система известна в истории как «военно-народное управление». Она часто подвергалась изменению. В конце XIX века вместо военных отделов было создано девять округов: Аварский, Андийский, Гунибский, Даргинский, Казикумухский, Кайтагский, Кюринской, Самурский, Темир-Хан-Шуринский. Так слагалась общедагестанская государственность. Она способствовала рационализации всей общественно-политической жизни края, одолению феодальной и общинной раздробленности. Все изменения и реформы этого времени - одна из предпосылок проникновения рационализма в дагестанское общество и зарождения светского образования. Рационализм сюда приходит как бы извне, стараниями российской политической и военной элиты. Колониальная экспансия требовала от колонизаторов не только военной силы, но и определенного комплекса знаний о тех странах, куда она проникала. Хотя европейское общество вырвалось вперед благодаря, прежде всего, такой ценности как индивидуальная свобода выбора во всех сферах жизни, у восточных цивилизаций судьба слагалась иначе. Поэтому для дагестанского общества предполагалась догоняющая модель развития, которая особенно остро ставила на первый план потребность развития светского образования и науки.

Опыт российских властей в деле развития образования на территории Дагестана отличался определенной гибкостью и терпимостью. Они не спешили закрывать коранские школы, пытаясь воспользоваться ими как очагами Распространения образования. По инициативе князя М. С. Воронцова, в Тифлисе еще в 1847-48 годах открываются два мусульманских училища. А третье такое же училище, как было сказано, для детей мусульман появляется и в городе Дербенте, которому суждено было превратиться впоследствии в реальное училище. Открытие мусульманских училищ было принято общественностью положительно, и поэтому И.С. Воронцов довел количество таких училищ на Кавказе до. 8. Ему же было разрешено употребить нужные на их содержание средства из суммы, состоявшей в распоряжении наместника. Организационная работа мусульманского училища была поручена российскому ученому- ориенталисту Н. Ханыкову. В декабре 1849 года в училище обучалось уже 64 ученика, 34 из которых, кроме арабского, изучали и русский язык. Содержание этой школы обходилось до 3000 рублей в год. С 1849 по 15 января 1855 года правительство израсходовало на школу 13404 рубля. Из-за отдаленности Дербента и непривычности жаркого климата, дети на второй год не возвращались. Было решено закрыть школу и открыть две другие: в Ахтах и Большом Дженгутае. Русский язык становился не только предметом изучения, но и выступал в качестве средства общения именно с того времени. Иначе и быть не могло в многонациональном Дагестане: со временем русский язык объективно выходил на первое место в изучении. Труднодоступный арабский язык оставался языком религиозно-мусульманской элиты, не превратился в язык общения рядовых людей. Половина учеников изъявила желание учиться русскому языку. Со временем программа школы расширилась. В Темир-Хан-Шуре 1857 году, кроме чтения и письма, учеников в школе обучали грамматике, арифметике и начальным сведениям по истории и географии. В таком виде школа просуществовала до 1859 года.

Общепризнано, что начало распространения светской грамотности в Дагестане связано с теоретической и практической деятельностью выдающегося ученого-лингвиста П.К. Услара. Еще в 1861 году П.К. Услар изложил мнение о необходимости составления азбук для тех кавказских языков, которые не имеют своей письменности. Это мнение было поддержано царским правительством, которое, завоевав Кавказ силой оружия, теперь для упрочения своего положения должно было распространить и самодержавную идеологию. Лингвистическая деятельность Услара находилась в тесной связи с этими попытками командования Кавказской армии. П.К.Услар с исключительной энергией принимается за выполнение поручения штаба Кавказской армии. С 1863 г. он перенес всю свою научную работу в Дагестан. Главным пунктом его пребывания делается Темир-Хан-Шура, где он остался почти до самой смерти.

Принимаясь за изучение дагестанских языков, П.К. Услар отыскивал людей, знающих русский язык и могущих быть надежными помощниками. С их помощью он сначала составлял алфавит данного языка, а затем проводил запись слов и фраз и составление грамматического очерка и словаря. Местные алфавиты составлялись с помощью русской графики с применением дополнительных знаков, соответствующих звукам горского языка. П.К.Услар, кроме исследования дагестанских языков, занимался составлением алфавита для дагестанских школ на их родных языках. Он придерживался мнения, что изучение арабского алфавита в примечетских школах является необходимостью для горца. Много веков назад горцы осознали необходимость письменности для скрепления разного рода гражданских актов. Однако, считал он, обладает этой письменностью ничтожное меньшинство знатоков арабского языка. С вхождением Дагестана в Россию необходимость своей письменности стала острей.

Составляя алфавиты для дагестанских языков, Услар за основу брал русский алфавит с введением дополнительных знаков для выражения специфических звуков родных языков. Он писал: «Читать выучиваются горцы необыкновенно скоро и, вместе с тем, знакомятся с русской азбукой; скорописание требует, как и везде, продолжительного упражнения. К сожалению, на этом основываются все их успехи, но даже и то, чему они выучились, забывается. Причина простая: им нечего читать и нечего писать». Начальник дагестанской области писал, что: «распространение аварской грамоты, по составленной генералом Усларом азбуке окажет пользу и в том отношении, что всякий выучивающийся ей уже знает русскую азбуку».

Для распространения грамотности между народами Дагестана П.К. Услар при помощи военной администрации создает в Хунзахе, Казикумухе, Гунибе новые школы, где обучением руководили специально подготовленные для этой цели горцы. Но эта мера не дала существенных результатов: всего было обучено на родных языках 169 человек. Деятельность по распространению усларовской письменности на этом остановилась. Начатое столь успешно дело так и не удалось довести до конца, и попытки заменить арабскую письменность новой письменностью на основе русской графики так и остались не осуществленными. В 1865 году, как только был отпечатан аварский букварь барона Услара, были выделены 2000 рублей по разрешению наместника Кавказа из запасного капитала горских школ на расходы в течение двух лет, по обучению новой грамоте на родном языке. И в Хунзахе была открыта школа на 15 человек. Преподавателем был назначен Айдемир Чиркеевский. Из-за бытовых затруднений осенью 1865 года школу перевели в Темир-Хан-Шуру, где началось обучение аварской грамоте. Первым делом обучать аварской грамоте начали письмоводителей наибских управлений и судов Гунибского, Аварского и Андийского округов. Чтобы начать вести официальную переписку на аварском языке, несмотря на преклонный возраст, ученики этой школы выучивались в течение двух-трех месяцев. За недолгую практику школа научила грамоте более ста человек, среди которых были и служащие и муллы пожилых лет и молодые люди, и несовершеннолетние.

П.К.Услар считал, что грамотность на родном языке составляет первый шаг к просвещению. Постепенно совершается переход к преподаванию на русском языке. Но горские языки не изгоняются затем из остальных трех классов элементарных школ. Они изучаются грамматически. Такое изучение необходимо для умственного развития учащихся. Знание своего языка будет помогать и более основательному усвоению русского языка. Он подчеркивал огромную роль школы в переделке психологии горцев: «Школа не только подготовляет одиноких деятелей, она влияет на весь народ, если только находится с ним в тесной или непрерывной связи».

Этот вывод П.К. Услара полностью разделял и известный деятель просвещения И.Г. Алибеков, который писал: «Система преподавания на родном языке имеет огромное благотворное влияние на успехи начального народного образования среди туземного населения».

Открывая школы, учреждая пансионы и стипендии, царское правительство, прежде всего, заботилось о детях офицеров, чиновников и других почетных горцев Дагестана. Такая линия в образовании подчеркивалась во всех официальных документах. К этому надо добавить и то, что в те годы не только основные горские массы, но даже и многие передовые горцы боялись отдавать своих детей в русские школы.

26 марта 1870 года министр народного просвещения Д.А.Толстой утвердил правила «О мерах с образованием населяющих Россию инородцев». По его мнению, конечной целью образования всех инородцев, живущих в пределах нашего отечества, бесспорно, должно быть, обрусение и слияние с русским народом».

Первое русское учебное заведение в Дагестане было открыто 16 ноября 1837 года. Это было уездное училище на 30 человек в городе Дербенте. В нем учились не только дети русских чиновников и офицеров, служащих в области, но и дети жителей города. Дербентское училище, как и уездные училища Закавказья, открытые на основании Положения от 12 мая 1835 года, имело целью распространение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии». Училище имело три класса, из которых один был приготовительным. С 1 июня 1877 г. оно было преобразовано в трехклассное городское, а в 1898 г. - в четырехклассное. В 1902 г. директором народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области было предложено преобразовать четырехклассное уездное училище в г. Дербенте в пятиклассное. Однако ввиду того, что в это время рассматривался вопрос об открытии в Дербенте мужской гимназии нового типа и сельскохозяйственной школы, собрание уполномоченных Дербентского городского общественного управления «не нашло в этом особой нужды».

Князь М.С. Воронцов в 1847-48 гг. создал специальное мусульманское училище в Тифлисе исключительно для детей мусульман «всех свободных состояний» с целью «предоставления средств приобресть познания по законам их веры и изучить русский язык в объеме, потребном для них в общежитии» в 1848 г. такое же училище было открыто в Дербенте. Опасаясь отрицательной реакции со стороны местного населения и «не желая возбудить в народе какого-либо толка, вредного первым успехом этого заведения», предписывалось не делать изучение русского языка обязательным, но все-таки приискать лицо, которое знало бы русский язык и могло бы преподавать мусульманам правила русского языка. Ученикам было предоставлено право заниматься русским языком по их усмотрению. В то же время, в целях привлечения учеников к изучению русского языка, указывались преимущества, даруемые окончившим курс по уставу тифлисских школ. Это оказало определенное воздействие. В короткий срок некоторые учащиеся научились читать по-русски довольно свободно.

В целях получения знаний в Дербент съехалось немало представителей горских народностей. Наряду с детьми школьного возраста в школе обучались 23-25 летние молодые люди. В 1849 г. в училище обучалось 64 ученика, из которых 43, кроме арабского, изучали и русский язык. К 1854-55 гг. число учащихся в училище снизилось до 20 человек, что поставило под сомнение целесообразность его содержания. Князь Орбелиани, командовавший войсками в Прикаспийском крае, сделал представление о переводе школы из Дербента в Шуру, что было утверждено наместником. Свое представление о переводе школы князь основывал следующим образом: «В окрестностях Шуры есть много почетных лиц и служащих офицеров из мусульман, дети которых нуждаются в обучении их арабскому и русскому языкам, при том же в Дербенте летом от сильной жары дети болеют, от чего иногда неохотно отдают детей туда для обучения.

Ознакомление учеников с русским языком возможно только там,  где живут и русские в значительном числе, чтобы ученики могли сближаться. Этому условию удовлетворяет Шура, население которой, состоящее пока, кроме военнослужащих, только из торгового населения, все почти русское. При этом Шура, по случаю управления здесь командующего войсками со своим штабом и одного полка войск, не лишена некоторого военного блеска, а он будет очень впечатлителен для молодых горцев и послужит им выражением силы и величия нашего правительства, о котором будут им внушаться понятия в школе».

Доводы князя Орбелиани послужили достаточным основанием для закрытия 15 января 1855 г. училища в Дербенте. Однако 25 числа того же месяца училище было открыто в Темир-Хан-Шуре, в доме, купленном у Павловой за счет доходов города. В новое училище перешла и часть учащихся из дербентского училища (всего 13 человек) и 7 начинающих учеников из шамхальцев и мехтулинцев. Воспитанники училища жили в училищном доме и были поставлены на казенное довольствие.

Учителем арабского языка был назначен Агабек-кадий, а учителем русского языка юнкер артиллерии М.К. Мальборенко.

На содержание училища отпускались средства из расчета: учителю мусульманского курса - 400 р. в год, преподавателю русского языка- 200 р. в год, на питание учащихся по 20 копеек в день на каждого. Помимо этого для учащихся за счет казны только за период с 25 февраля по 1 апреля 1855 г. были приобретены следующие учебные принадлежности: перочинные ножи, перья, бумага (полубелая), карандаши, чернильницы, азбуки и прописи на сумму 13 р. 60 коп.

Училище располагалось в трех комнатах. Одна из комнат была отведена для обучения детей русскому языку. Все оборудование класса состояло «из четырех столов со скамейками по образцу столов имеющихся в Русских Училищах, большой доски для письма мелом, стола и стула для учителя». Причем вся мебель была окрашена в черный цвет. Две другие комнаты предназначались для класса арабского языка, столовой и спальни. Для улучшения жилищ- но-бытовых условий воспитанников руководством училища было приобретено «30 новых циновок, 20 тюфяков из подкладочного холста, набитых сеном, 40 полушек тоже из холста, из коих 20 с сеном, а 20 с шерстью».

С 1857 года была расширена учебная программа: помимо чтения и письма, ученики обучались грамматике, арифметике и начальным сведениям из географии и истории. Учебным планом два летних месяца отводились на каникулы, во время которых учащиеся отсылались домой. Мусульманское училище в 1861 году вошло в состав открывшейся в Темир-Хан-Шуре горской окружной школы. Хотя Дербентско-Шуринское училище не достигло ожидаемого развития, но все-таки в нем получило первоначальное образование несколько десятков горцев.

В 1895 г. директор народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области обратился к губернатору Дагестанской области с просьбой преобразовать одноклассное училище в Ахтах в двухклассное, т.к. «училище это в настоящее время переполнено учащимися (60 учеников) и приходится отказывать многим желающим». Помимо этого он выразил пожелание об открытии дополнительно начальных училищ в Темир-Хан-Шуринском округе и в аулах Тарки и Дженгутай, как наиболее густонаселенных. Ходатайства об открытии школ в буквальном смысле сыпались в канцелярию военного губернатора со всех округов Дагестана.

Посетив в марте 1901 г. Казикумухское одноклассное начальное училище, инспектор Народных училищ Бакинской губернии и Дагестанской области писал: «Я застал там 70 учащихся при одном учителе. Число учащихся могло бы быть гораздо большим, если бы не приходилось отказывать в приеме, за неимением мест очень многим детям, желающим учиться. В текущем, например году, по словам учителя училища, было отказано в приеме в училище более 50 детям. Вследствие сего является крайняя необходимость в расширении Казикумухского училища. Целесообразно было бы преобразовать названное училище в двухклассное, для чего потребуется увеличить ежегодный расход на училище на 600 рублей».

В середине XIX века наряду с первыми уездными училищами активно организовывались начальные школы при воинских частях. В 50-60-е годы такие школы появились в Ахтах (при линейном батальоне), Дешлагаре (при 83-м Самурском пехотном полку), Темир-Хан-Шуре (при Апшеронском полку). В 1858 году Апшеронский полк был переведен в сел. Ишкарты, куда перешла и школа. В Шуре школа военных воспитанников при Апшеронском полку существовала некоторое время рядом с мусульманским училищем.

В Нижнем Дженгутае при Дагестанском конно-иррегулярном полку была открыта такая же школа. Эти школы выходили за пределы своего первоначального назначения, привлекая и детей дагестанцев, которые впоследствии продолжали образование в других учебных заведениях. Характерен рапорт военного начальника Среднего Дагестана начальнику Дагестанской области от 6 июня 1862 года, где подчеркивается о существовании школы и при Кавказском линейном батальоне №19, дислоцированном в Казикумухе. В рапорте, в частности отмечается, что в школу поступали и дети местных жителей: «Число учащихся в школе мусульманских мальчиков доходит ныне до 15 Успехи мальчиков в короткое время заслуживают одобрения, а метод преподавания наук и обращения с мальчиками в школе дают право надеяться, что при некотором увеличении средств школы число охотников учиться в ней возрастает, а результат образования мусульманских мальчиков в русской школе принесет наилучшую пользу для края» Слабой стороной этих школ было то, что они были зависимы от воинских частей, часто происходили перерывы в работе, школы слабо обеспечивались необходимым, имели малый контингент учащихся, часто закрывались. Естественно они не могли оказать существенного влияния на развитие образования ё Дагестане. Но важно подчеркнуть, что происходил сдвиг в сознании дагестанского общества, намечалось желание горцев получить современное светское образование.

В положении о военных школах при войсках Кавказской армии предполагалось «дабы доставить возможность юношеству из бедных дворян и других почетных сословий Закавказского края и горских племен получить некоторое образование, не учреждая особых дорогостоящих заведений, принимать детей на воспитание и обучение в полки и батальоны Кавказской армии, возложив попечительство о них на полковых и батальонных командиров». По 10 воспитанников на батальон определялись главнокомандующим и назывались военными воспитанниками.

Школа военных воспитанников была открыта 1 января 1858 года. Она была предназначена для детей бедных чиновников, офицеров и почетных жителей покорных горских племен. В 1861 г. наличный состав учащихся этой школы был переведен во вновь открытую горскую школу. Горцев в школе военных воспитанников не было ни одного. В 50-60-х гг. XIX века было открыто несколько школ при воинских частях, дислоцированных в различных населенных пунктах Дагестанской области. Помимо Темир-Хан-Шуринской, такие школы были открыты в сел. Ахты, пос. Дешлагар, в Кумухе и Гунибе.

Большой популярностью среди горцев пользовалась школа, организованная в декабре 1856 г. в сел. Нижний Дженгутай штаб-лекарем конноиррегулярного полка И.С. Костемировским. Задуманная поначалу как школа для подготовки из местного населения «фельдшерских учеников оспопрививателей», со временем превзошла ожидания ее организатора. В школе обучалось 25 мальчиков. Программа предусматривала изучение следующих предметов: русский язык, арифметика (четыре основных арифметических действия, именованные числа) география и история (в форме бесед, посвященных объяснению явлений природы и общественной жизни). Помимо этого в школе

Костемировского велись занятия по пению. Дети пели «со скрипкою» русские и аварские песни - «иногда с присоединением хореографических упражнений».

В конце 1862 года врачи Корш, Милютин, Новицкий, прапорщик Голобов отставной прапорщик Зарембо и.священник Поповецкий, обратились к начальнику области за разрешением открыть бесплатную, в виде опыта, временную школу для обучения детей обоего пола с предметами преподавания: закон Божий, русская грамота, первые четыре действия арифметики. Школу предполагалось открыть на средства, собранные по подписке в Петровском обществе. Однако, одноклассное начальное училище грамотности и ремесла было открыто в Петровске в 1870 году. В 1885 году был утвержден Устав «Попечительства Петровской городской начальной школы». Попечительство ставило своей целью поддерживать своими средствами школу и ремесленное (столярное) отделение при Ней. Поддержка выражалась в финансировании, помощи в учебно- воспитательной работе и нуждающимся учащимся. Средства попечительства составлялись из ежегодных взносов его членов, из пожертвований, сборов праздничных визитов, сборов устраиваемых концертов и спектаклей.

Слабая материальная база, постоянная нехватка средств, отсутствие подготовленных учителей и единых образовательных требований являлись причиной недолгой жизни подобных школ. Работая, как правило, с перерывами и имея незначительный контингент учащихся, школы при воинских частях были непостоянными и, просуществовав некоторое время, закрывались.

Горские школы были открыты по инициативе наместника Кавказа А.И. Барятинского, который, признавая целесообразным учредить для образования детей горских племен Кавказа особые школы, поручил главному штабу Кавказской армии разработать проект их создания. Проект этот был принят царем 20 октября 1859 г. в виде опыта, на четыре года «на степени уездных и первоначальных училищ», под названием «Устава горских школ».

По Уставу горские школы, учреждались для «распространения гражданственности и образования между покорившимися горцами и для доставления служащим на Кавказе семейным офицерам и чиновникам средств к воспитанию и обучению детей». Горские школы предполагались двух типов: окружные на степени уездных училищ и начальные. Содержались горские школы на суммы, отпускаемые военным ведомством; главный надзор за ними возложен был уставом на командующего войсками или генерал-губернатора. При горских школах были учреждены пансионы «как для облегчения средств родителям содержать детей своих в училище, так и для того, чтобы разумным и правильным воспитанием вкоренить в молодом поколении горского юношества испытанные правила чести, долга, трудолюбия и порядка и через то приготовить их к той гражданственности, которая и есть главная цель их образования».

Темир-Хан-Шуринская окружная школа была открыта в 1861 г. При школе был учрежден пансион на 65 воспитанников, из которых казеннокоштных-40; из них- 25 горцев из почетных фамилий северного и южного Дагестана и детей русских чиновников. Личный состав горских школ состоял из штатного смотрителя, законоучителей, трех учителей наук и одного учителя приготовительного класса. Курс горских школ состоял из приготовительного и трех общих классов (по году в каждом). Приготовительный класс разделен на три отделения. Содержание для воспитанников пансиона устав рекомендовал иметь «достаточное, но простое и без всякого щегольства и роскоши». На содержание школы отпускалось 6272 руб. Сверх того, на каждого воспитанника отпускалось ежемесячно из местного провиантского магазина солдатская доля провианта, муки и круп. Темир-Хан-Шуринская окружная горская школа с 1868 года, после окончания работ по пристройкам к зданию школы, увеличила число воспитанников. Сумма расходов поднялась до 15000 рублей за счет сокращения состава Дагестанской постоянной милиции. Это дало возможность увеличить казеннокоштных еще на 20 человек.

Учебные предметы преподавались в горской школе в объеме и по руководствам, принятым в закавказских уездных училищах.

Просуществовала эта школа до своего преобразования - 9 сентября 1874 г. Ежегодно в горской школе обучалось в среднем 75 учеников. За время своего существования полный курс школы окончили 66 человек, из которых 12 (18%) были горцы. Надо отметить, что для привлечения горцев в школу было введено изучение мусульманского вероучения и арабского языка. Но, как показывают итоги выпуска, эти мероприятия не дали заметного эффекта. В отличие от школ, возникших в округах, Темир-Хан-Шуринская окружная школа находилась в несравненно лучших условиях: она имела достаточно мощную материальную базу и была обеспечена подготовленными учителями. Но деятельность ее продолжалась всего 13 лет.

Горские школы пополнялись преимущественно детьми л из лиц простого народа, которые благодаря одному умению объясняться по-русски, невольно выдвигались из общей массы населения и как в глазах жителей, так и в глазах администрации приобретали известное значение и даже власть: в то же время дети лиц привилегированного класса, по чувству аристократизма, присущего горцам, не желавшие обучаться в одном заведении и одним наукам с детьми своих зависимых, «оставались в прежнем диком состоянии, вдали от администрации и невольно стушевывались перед детьми простолюдинов; чувствуя свое унижение и сохраняя непоколебимый свой фанатизм, такие лица привилегированного класса, пользуясь своим традиционным влиянием среди населения, действовали на массу в антиправительственном направлении». Ввиду этого было решено, с одной стороны, привлечь к образованию детей привилегированного класса путем открытия им доступа в средние учебные заведения и по возможности в среду детей чисто русских уроженцев; а с другой, предоставить возможность воспитанникам горских школ продолжать и заканчивать более широкое ремесленное и сельскохозяйственное образование. В середине XIX века, Российское правительство выступало инициатором соединения общего и профессионального начального обучения в одном типе образовательных заведений.

В 1861 году в селении Ахты Самурского округа открылась первая сельская школа в Дагестане с 44 учениками. Детей обучали грамоте на русском и азербайджанском языках. По признанию военного начальника Южного Дагестана, почти все учащиеся Ахтынской школы отличались прекрасными способностями. Первую попытку создать школу в Ахтах предпринял священник И.Т. Лебединский в 1859 году, туда же стали ходить учиться и горские мальчики, из них двое впоследствии продолжили образование в других учебных заведениях. В связи с отъездом Лебединского из Ахтов школа прерывала работу, но начальник Южного Дагестана М.Т. Лорис-Меликов не дал ей исчезнуть, с 26 сентября 1861 года школа на 40 учеников начала функционировать. Дети обучались здесь русскому и азербайджанскому языку.

В том же году открылась школа в Кумухе, где обучалось 10-15 мальчиков. Для обучения основам ведения сельского хозяйства горцев направляли в Лачино. Однако «по той причине, что местность эта крайне неблагоприятно действует на здоровье горских уроженцев», было принято решение впредь отправлять их в школу, учрежденную при ферме агронома Бушека, располагавшейся вблизи г. Владикавказа. К сентябрю 1870 г. в ней обучалось более 20 горцев Терской области. «И они, сколько известно, с успехом обучаются там практическому сельскому хозяйству и садоводству». В 1861 году как сказано ранее, такая школа появилась в Казикумухском округе. В этой школе мальчики обучались русскому и азербайджанскому языкам и начальным правила арифметики. Занятия по русскому языку и арифметике вел аудиторский чиновник, татарский язык преподавал мулла селения Кумух. Финансовые расходы брал на себя начальник округа, и 150 рублей шли из штрафных сумм округа. За короткое время школа сумела подготовить одного молодого человека к занятию места письменного переводчика в окружное управление. Используя этот удачный опыт, начальник Среднего Дагестана ходатайствовал о разрешении открыть народные школы на 10-15 человек каждую в Кумухе, Гунибе, Хунзахе и Ботлихе. Вскоре приступили к строительству зданий для школ в Левашах, Хаджалмахах, Ботлихе, Кумухе, Хунзахе. Левашинское здание для училища, обошедшееся в 2000 рублей, было продано с торгов в 1889 году из-за того, что не состоялось открытие училища. При становлении светского образования возникали проблемы первоначального его развития. Начальник Андийского округа полковник К. Андронников пишет в своем отчете за 1896 год, что «Ботлихская нормальная школа распространяет должное свое влияние среди жителей, к сожалению, весьма медленными шагами и причина тому весьма кратковременное пребывание учителей на одном месте». Проблема нехватки учителей, в особенности в горных школах присутствовала почти постоянно.

Этот период в истории образования Дагестана был временем приспособления к системе российского просвещения, переходом от конфессиональной системы арабо-язычного образования, к светскому образованию России, завоевавшего во второй половине XIX века авторитет в мире. В 70-е гг. усиливаются противоречивые тенденции в развитии образования: ожесточается контроль над средней и высшей школой и начинается корректировка образовательной реформы. Теперь перед образованием ставится цель: «.охранение народного образования от посторонних пагубных влияний, поддержанием и упрочением оного в духе религии и нравственности и возложением заботы о достижении сей цели на совместные усилия Министерства народного просвещения, духовенства и дворянства», а поэтому инспектирование учебных заведений, контроль за их деятельностью и цензура ставятся во главу угла. Приоритет снова отдается классическому образованию. Главным становится изучение древних языков и математики. Граф Толстой для подготовки учителей древних языков создает в Лейпциге филологическую семинарию, а Нежинский лицей преобразуется в историко-филологический институт.

С воцарением на престол Александра III министром народного просвещения с 1882 года становится Иван Давыдович Делянов и по отцу и по матери из дворянских родов армянского происхождения, в двадцать лет окончивший юридический факультет Московского университета. С 1852 года работал непрерывно в Министерстве просвещения. Делянов был руководителем большинства реформаторских разработок, уставов, положений и программ в народном образовании. Делянов стал министром просвещения в тот период, когда одно из славных царствований в Российской истории завершилось катастрофой. Его реформаторская деятельность часто сталкивалась с противодействием реакционно настроенных государственных деятелей, в частности, Константина Победоносцева, которого советская историография выдавала как основного идеолога всего реакционного в царизме. При очень длительном участии К.П. Победоносцева стали готовиться и проводиться реформы во всех областях государственной и общественной, в том числе и в народном просвещении. В частности, в письме к царю он писал о необходимости создания такой средней школы, где бы «люди низшего класса могли получить нехитрое, но солидное образование, нужное для жизни, а не для науки». И при этом он считал, просвещению следует искать главную опору в церкви и народном первоначальном образовании. Во многих своих статьях и выступлениях он высказывал свою точку зрения о задачах народного просвещения, в основе которого он видел, прежде всего, нравственное воспитание. «Понятие народное о школе есть истинное понятие. По народному понятию, школа учит читать, писать и считать, но в нераздельной связи с этим учит знать Бога и любить Его, и Бояться, и любить Отечество, почитать родителей. Вот сумма знаний, умений и ощущений, которые в совокупности своей образуют в человеке совесть и дают ему нравственную силу, необходимую для того, чтобы сохранить равновесие в жизни и выдерживать борьбу с дурными побуждениями природы, с дурными внушениями и соблазнами мысли». Эта противоречивая ситуация влияла на развитие начального образования в школах Дагестана и переход к среднему образовательному звену - гимназиям.

Неудовлетворительность горских школ как подготовительных заведений к поступлению в средние учебные заведения (как, например, гимназия) вызывала потребность местного чиновничества, офицерства и. русифицированной элиты ходатайствовать перед Правительством и наместником о создании в Дагестане своих средних школ.

В качестве базовых школ повышенного типа, дающих среднее образование, призваны были выступить лучшие учебные заведения края, имеющие хорошие достижения, сложившийся опытный состав педагогов и достаточно авторитетных родителей учащихся. Именно такие обстоятельства побудили начальство области поднять вопрос о необходимости преобразования Темир-Хан-Шуринской горской школы в прогимназию. Вопрос этот был разрешен положительно, и 14 сентября 1874 г. была открыта прогимназия в составе приготовительного и первого классов. С 1875 по 1877 гг. открылись II, III и IV классы, а в 1878 г. для детей горцев был введен и приготовительный класс. В среднем в прогимназии обучалось 196 учеников.

В 1874 -1880 гг. в прогимназии училось 137 детей дагестанцев. Из них 25 человек были переведены в Ставропольскую гимназию, 4 - в Бакинское реальное училище, 2 - в учительскую семинарию, 48 поступили в Темир-Хан- Шуринское реальное училище, открывшееся в 1880 г., остальные окончили курс или выбыли из нее по разным причинам. Был открыт пансион на 60 человек: из них 45 детей почетных горцев Дагестанской области и 15 детей русских чиновников и офицеров. Средства на содержание пансиона отпускались из расчета 13620 рублей в год. За три выпуска с 1878 по 1880 гг. прогимназию окончило 38 человек, из них горцев - 4 (10%).

В 1880 г. по ходатайству князей, беков и офицеров прогимназия была преобразована в реальное училище. Основанием для открытия реального училища, а не гимназии, были следующие соображения: необходимость помочь оканчивающим училище поступить в российские военные училища и университеты, поскольку у местного офицерства недоставало средств обеспечить своим детям университетское образование. Училище было открыто в составе приготовительного и первых пяти классов. В сентябре 1881 года был открыт VI класс, а в сентябре 1882 г. дополнительный VII класс. Сверх этих классов, положенных по уставу реальных училищ, при Темир-Хан-Шуринском училище был открыт подготовительный класс, необходимость которого была вызвана местными условиями.

Из сведений, представленных директором училища военному губернатору Дагестанской области, видно, что «...... в приготовительный класс принимаются дети не старше 10 лет, а. дети туземцев, не говорящие по-русски, для которых необходимо пребывание в подготовительном классе не менее 2-х лет, в оный класс могут быть принимаемы не старше 8-8 1/2 лет». Пансион при училище состоял из 70 казеннокоштных, 4 стипендиатов и своекоштных воспитанников. В числе казеннокоштных состояли: 45 детей «почетных» горцев

Дагестанской области, определявшихся военным губернатором области, 15 детей русских чиновников и офицеров, назначавшихся попечителем Кавказского учебного округа по старшинству вакансий, и 10 воспитанников, направленных Главноначальствующим гражданской частью на Кавказе. Именные стипендии назначались военным губернатором» Своекоштные воспитанники из детей чиновников министерства просвещения содержались в числе, зависящем от средств пансиона.

За 20 лет со дня основания училище выпустило 210 чел., окончивших полный курс, из них поступило в высшие учебные заведения -81, на военную службу-116 человек. Из общего числа окончивших курс, уроженцев Дагестана было 128 или 60,9%. Из них горцев 29, семь из которых поступило в вузы.

Образование горцев со второй половины XIX в. проходило и в учебных заведениях, находящихся вне территории области. Среди них первое место занимала Ставропольская гимназия, для обучения в которую отбирались дети до 15 лет в соответствующие возрасту классы. При гимназии был учрежден пансион для детей почетных горцев. Главнокомандующий Кавказской армией приказал «на горские вакансии в гимназических пансионах назначать лишь тех туземцев, которые свободно говорят по-русски и понимают излагаемое на русском языке, и вообще настолько подготовлены в науках, что без всякого затруднения в состоянии выдержать экзамен в соответствующий их возрасту класс гимназии: поэтому на эти вакансии избирать единственно тех детей горцев, которые воспитываются в горских школах, и своими способностями и успехами обратили на себя внимание училищного начальства, что весьма важно и желательно, дабы в среде горского населения поселить доверие и уважение к правительственным учебным заведениям».

Во второй половине XIX в. Ставропольская гимназия, открытая в 1837 году, превращается в центр распространения светского знания на всей территории Северного Кавказа. Именно в годы руководства Януария Михайловича Неверова (1850-1861 гг.) эта гимназия с пестрым национальным составом, имеющим различные уровни подготовки, выдвинулась в число лучших в России - веское и неоспоримое доказательство оптимальной организации учебно-воспитательной работы в гимназии». Д. Коркмасов - видный политический деятель Дагестана, выпускник Ставропольской гимназии, с одинаковым успехом мог учиться как в Санкт-Петербургском университете, так и в Сорбонне в Париже. Это служит доказательством эффективности обучения в Ставропольской гимназии. Многие выпускники этой гимназии из Дагестана стали впоследствии крупными общественно-политическими деятелями и педагогами. Именно они сыграли выдающуюся роль в становлении и распространении светского образования в Дагестане.

Анализ многочисленных архивных материалов показывает, что даже тогда (80-90-е годы), когда в Темир-Хан-Шуре и Порт-Петровске были открыты свои гимназии, Ставропольская гимназия своим авторитетом притягивала к себе выпускников средних школ Дагестана. Именно в эти годы Ставрополь превращался в крупный административный и культурный центр Северного Кавказа, чему во многом способствовали благоприятные географические и климатические условия, расположенность на перекрестке торговых путей, по которым осуществлялись связи с губерниями центральной России. В это же время, как известно в истории, проезжая земли Ставропольского края, плененный Шамиль признался своим родным, что с таким богатым краем нужно дружить, а не воевать, и это оказалось исторической необходимостью.

До открытия гимназии в Ставрополе дети горцев воспитывались в кадетских корпусах и на содержание их отпускались особые средства из государственного казначейства. Этот способ воспитания оказался не очень удобным: дети горцев не могли привыкнуть к северному климату России и заболевали. Не владея русским языком, они не могли успешно учиться. Поэтому 17 февраля 1842 года Николай I повелел: « не учреждая в Ставрополе особого училища, образовать при тамошней гимназии отделение для приготовительного воспитания до 50 горских мальчиков». В этом подготовительном отделении Ставропольской гимназии дети горских народов получали светские знания по арифметике, истории, и другим дисциплинам, изучив русский язык, они могли продолжить образование в военных учебных заведениях России. Правда, дети крестьян туда не попадали.

После окончания кавказской войны царское правительство шло навстречу возросшему желанию горцев дать своим детям светское образование в гимназиях и прогимназиях России. Открывался доступ горцам в благородные пансионы, где они готовились для службы в царской армии и администрации. Надо заметить, что Ставропольская гимназия имела свои особенности и обладала определенными преимуществами перед другими учебными заведениями России, поскольку была в большей степени адаптирована к многонациональному составу населения Северного Кавказа. В частности, в ней преподавался татарский язык, ибо выпускникам этой гимназии приходилось работать в многонациональном крае. На изучение татарского языка по положению от 1 июля 1837 г. в Ставропольской гимназии отводилось 22 урока в месяц и было установлено 1000 рублей жалованья преподавателю. В 60-е годы татарский-язык в гимназии вел Алиев Муртазали, выходец из Дагестана.

В 60-е годы открываются вакансии для уроженцев Дагестана в средних учебных заведениях соседних областей. В 1866 году такие вакансии открылись в Ставропольской, а в 1868 году - в Бакинской гимназии. С 1866 по 1890 год в Ставропольскую гимназию было определено 124 горца, из которых окончили курс 32 человека, в том числе по гимназическому отделению - 3 и по реальному (горскому) отделению - 29 человек. Е. Марков в книге «Очерки Кавказа» (1877 год) писал: «Лезгйны (дагестанцы), как племя, очень умны и способны. В ставропольской гимназии, где брат мой был директором, лезгины по его словам, были лучшими учениками даже по сочинениям на русском языке». А. Казаналипов, Д. Коркмасов, В. Эмиров, Г. Бамматов, Р. Шихсаидов, У. Буйнакский, С. Габиев, М. Хизроев, Б. Далгат, А. Гасанов, Т. Бийбулатов, О. Сутуев, М. Мусаев, М. Темирханов, А.Эльдарушев и др., окончившие ставропольскую гимназию, стали известными учеными, военными инженерами, врачами, общественно-политическими деятелями.

С 1853 года казеннокоштных мест в пансионе ставропольской гимназии для горцев увеличили до 65 мест, а в кадетских корпусах оставалось одной из третьей части горцев, а остальным предложено было продолжать образование в Ставропольской и Екатеринодарской гимназиях. Для того, чтобы детям горцев легче было учиться и плавно войти в гимназическое сообщество в Ставропольской гимназии было создано горское (реальное) отделение. Горцы, изучая латинский язык, получали освобождение от греческого, зато усиливалось преподавание естественных наук во всех классах.

В горские пансионы при гимназиях попадали те дети из Дагестана, которые закончили горские школы у себя на родине, свободно владели русским языком и понимали излагаемое на этом языке. Кроме того, подготовка в изученных науках должна была быть на уровне, позволяющем без затруднения выдержать экзамен в соответствующий класс гимназии. Для того, чтобы отправить ребенка в гимназию, обязательно нужно было согласие родителей, которое не всегда давалось. Для того времени отправлять детей далеко от себя было не в обычае горских народов. Некоторые воспитанники из Дагестана не справлялись с учебой. Наместник Кавказа в 1868 году вынужден был обратить внимание на тех мальчиков, которые могут и в состоянии выдержать экзамены в первый класс и выше, но не ниже приготовительного, т.е. поступали и слабо подготовленные. После ряда замечаний из ставропольской гимназии сообщалось о необходимости присылать более подготовленных детей. Начальник дагестанской области поручал педагогическому совету горской школы выбирать в Ставропольскую гимназию лучших учеников, соответствующих предъявляемым требованиям со стороны гимназии. Было решено отправлять детей не старше 15 лет в соответствующие их возрасту классы.

После преобразования Темир-Хан-Шуринской горской школы в прогимназию, при ней был учрежден подготовительный для дагестанцев класс, а сложившийся порядок отправления горцев в Ставропольскую гимназию продолжался, хотя руководство гимназии изменило свой взгляд на условия поступления. В 1878 году директор Ставропольской гимназии Пузыревский Ананий Данилович сообщает начальнику Дагестанской области, что прибывшие казеннокоштные воспитанники за 1877 год оказались очень неудачными: из 6 воспитанников из Дагестана, переселенных в гимназию, трое не способны продолжать учебу, а один за безуспешную учебу и дурное поведение по постановлению педагогического совета был исключен из пансиона. В 1878 году была снова высказана просьба к педагогическому совету Темир-Хан-Шуринской прогимназии при подборе воспитанников на вакансии горского отделения обратить особое внимание на способности к учебе и хорошее поведение и предложено совету руководствоваться существующим положением и назначать преимущественно воспитанников старших классов, которые имеют способности, хорошие успехи и поведение и могут продолжать учебу. Это должно было в свою очередь сыграть положительную роль в завоевании доверия и уважения к правительственным учебным заведениям среди горского населения.

С 1869 года первые дагестанцы, окончившие учебу в Ставрополе, Баку, отправлялись учиться в высшие и военные учебные заведения. Например, в том же году Абдулжалиль-Келеметов, окончив гимназическое отделение Ставропольской гимназии, поступил на юридический факультет Харьковского университета, который окончил в 1874 году; Далгат Маламагомед поступил учиться во второй московский университет, откуда был послан заграницу, где окончил курс в Вюрцбургском университете. А Мехти-Микаил Арабилов поступил в Санкт-Петербургскую Медико-Хирургическую академию. В 1872 году Амиров (Гаджимурад Мустафак-Кади Даргинского округа) уехал за границу и продолжил образование в Цюрихском университете, после которого служил в Турции. Под именем Мурад-бея он занимался литературной деятельностью, перевел на турецкий язык «Горе от ума», написал «Историю Турции» в шести томах.

В 70-80-е годы XIX века свыше 20 человек из Дагестана учились в высших учебных заведениях России, на них было израсходовано: пособия отправляющимся учиться - 3500 рублей; стипендия в учительских семинариях - до 1300 рублей, на отправление мальчиков в Ставрополь и Баку - до 4100 рублей. С 1868 по 1890 на эти цели было израсходовано до 14000 рублей.

До 1890 года в пансион Ставропольской гимназии было отправлено 124 человека из Дагестана. Окончило курс гимназии: по гимназическому отделению - 3 чел., по реальному (горскому) - 29 чел., всего - 25%. Из них поступили: в высшие учебные заведения -13, на военную службу- 15; С 1850 по 1887 года в Ставропольской гимназии училось 1739 горцев или 24,16% общего количества пансионеров.

С 1866 года при Бакинской реальной гимназии было открыто 15 горских вакансий. Кроме этих двух гимназий, где горцы воспитывались за казенный счет, начальство области посылало горцев за счет общественной (штрафной) суммы в другие средние и высшие учебные заведения. В 1870 году два дагестанца окончили курс в фельдшерской школе при Тифлисском военном госпитале. В том же году четыре горца были направлены в училище виноделия и садоводства при Никитском ботаническом саду в Крыму и окончили курс в 1872 году. С 1877 по 1886 год в Закавказскую и Кубанскую учительские семинарии были посланы 4 горца.

Средних школ в сельской местности Дагестана в этот период не было. В городах их было очень мало, количества выпускников едва хватало для удовлетворения нужд чиновничества и буржуазии на территории края. К концу XIX в. в Дагестане функционировали два реальных училища, одна мужская и две женские гимназии. Они были достаточно обеспечены материально, имели фундаментальные и ученические библиотеки, предметные кабинеты, были обеспечены высокооплачиваемым педагогическим персоналом. Контингент учащихся состоял в основном из детей знатных родителей, представителей дворянства и буржуазии.

Для увеличения объема средств на образование области и предоставления населению нагорных округов возможности давать детям хотя бы первоначальное образование военный губернатор в своем предложении Главноначальствующему гражданской частью на Кавказе находит «необходимым и полезным открыть в селениях Ботлих, Андийского округа и Хунзах, Аварского округа сельские нормальные школы». Предложение губернатора было поддержано и на открытие этих школ было отпущено по 1750 руб. на каждую. При пяти сельских школах Дагестана имелись общежития на двадцать мальчиков в каждом. Это были Ахтынское двуклассное училище, Левашинское и Ходжал-Махинское сельские училища, Хунзахское нормальное училище и Ботлихское сельское училище. На содержание общежитий отпускалось по 600 руб. в год.

Достаточно сильный уклон в сторону начального профессионального образования был и во многих народных школах, создававшихся как в городских поселениях, так и в сельскохозяйственных районах. Начальные народные школы возникли в Дагестане сначала в городах, где русское население составляло большинство, а затем и в административных центрах округов. Вслед за Дербентской, Темир-Хан-Шуринской и Ахтынской школами в 1870 году открывается одноклассное начальное училище грамотности и ремесел в Порт-Петровске, а в 1872 - начальное училище в Чирюрте, населенном русскими отставными военнослужащими. Порт-Петровское училище содержалось на средства города и частной благотворительности. Финансирование Чирюртовского училища осуществлялось «Слободским обществом». Это были первые опыты учреждения школ с преподаванием на русском языке. Областное начальство со всей ответственностью, насколько это было возможно в то время, подходило к подбору педагогических кадров для работы в сельских школах. Оно понимало, что «сельская школа только тогда будет привлекать горское население отдавать своих детей в нее, когда родители в учителе будут видеть, мало того- человека, с- любовью преданного своему делу, но и человека вполне гуманного и уважающего народные традиции». В 1872 г. было открыто начальное училище в Чирюрте, в 1878 году открылись две новые школы - в Касумкенте (Кюринский округ)- двухклассное училище и Дешлагаре (Кайтаго-Табасаранский округ) второй класс открылся в 1880 г.

Развивались и более высокие ступени образования. Несмотря на противодействие - даже на уровне Государственного совета - в 1871 году был принят новый школьный устав, согласно которому оставался один тип гимназии - классическая, а реальная гимназия заменялась реальным училищем. Эти реформы затронули и территорию Дагестана. В Темир-Хан-Шуре мужская гимназия была преобразована в реальное училище. Процесс обучения в реальных училищах в Дагестане развивался по типу российской модели, находясь под довольно строгим контролем государства. Министерство оставило за собой право составлять программы -по каждому предмету для этих учебных заведений. Резко возросли требования к дисциплинам в гимназиях, была усилена власть директора. Темир-Хан-Шуринское реальное училище давало общее образование в первых четырех классах, а с пятого начиналась специализация по двум отделениям: основному и коммерческому. После шести лет обучения в седьмом - дополнительном классе учащиеся выбирали одно из трех направлений: общее, механическое или химическое. В учебном плане были такие предметы, как счетоводство и письмоводство. Таким образом, реальное училище в основном готовило среднетехнический персонал, тогда как в гимназиях должны были готовить выпускников к поступлению в университет и дальнейшей научной деятельности.

Дополнительные стимулы к развитию образования на территории Дагестана связаны были с качественно изменившимся процессом колонизации этого края. Во вновь осваиваемые территории переселялись из внутренних районов России крестьяне и представители других слоев общества. На смену казачьей колонизации приходило более широкое переселенческое движение, которое началось в пореформенное время и получило широкое развитие в конце XIX - начале XX века. Еще в середине XIX века в Дагестане проживало незначительное количество русских переселенцев, они составляли чуть больше 1% населения области. Основное переселение происходило в 90-х годах XIX века. Оно шло в Кизлярский, Темир-Хан-Шуринский и Хасав-Юртовский округа, города Дербент и Кизляр, слободы Хасав-Юрт, Чир-Юрт, Петровск. В горные и предгорные районы переселилось незначительное число крестьян ввиду отсутствия свободных земель. В переселенческих целях было обследовано значительное количество земель, на которых был образован ряд переселенческих участков: Бамма-Юрт, Темиргое, Ишкарты, Чир-Юрт, Озень и др. Одна из особенностей русского населения Дагестана заключалась в том, что оно было преимущественно городским, в отличие от русского населения Предкавказья, состоявшего в основном из сельских жителей. В начале XX века русское население Дагестана составляло 72,7% в городах, а в Предкавказье лишь 13,7% всего городского населения. Объяснялось это тем, что территория Предкавказья значительно раньше и интенсивнее подвергалось крестьянскому переселению. В Дагестане же в целом среди русских жителей превалировали жители некрестьянских сословий, связанных с деятельностью в городах. Переселенческое движение из Центральной России становится одним из каналов формирования и развития среди многонационального населения Дагестана русской национальной группы, сыгравшей большую роль в хозяйственной, социально- экономической, политической и культурной жизни края и светского образа жизни. Это вызвало необходимость создания новых типов учебных заведений.

К началу XX века светские школы функционировали во всех 9 округах Дагестанской области. Но открытие новых школ, в которых имелась чрезвычайная потребность, шло медленно. Отмечая несомненный факт,- признавал военный губернатор, - что «большинство туземцев, составляющих сплошное население Дагестана, уже пришло к убеждению в полезности и необходимости для него русской речи и грамоты и вполне сознательно стремится к усвоению их, в интересах справедливости, нельзя пройти молчанием то, что до настоящего времени для образования сельского населения области, несмотря на его трудолюбивый и миролюбивый характер, способности и энергию, сравнительно с народным образованием в других губерниях и областях Кавказского края, сделано было весьма маЛо. Сознание это тем более грустно, что для образования, служащего единственным прочным основанием как экономического, так и нравственного благосостояния, население безвозвратно потеряло много времени». В 1897 г. на 1000 душ городского населения приходилось 1,1 учебного заведения и 45,8 учащихся обоего пола, а на то же число сельского населения 1,5 учебных заведения и 10,4 учащихся обоего пола. По области же на 1000 душ населения приходилось 1,48 учебного заведения и 12,48 учащихся. Учебные заведения с преподаванием русского языка составляли в 1897 году 89%, а мусульманские и еврейские школы- 98,11% общего числа учебных заведений области, учащиеся в первых из этих заведений составляли 19,06%, а во вторых- 80,94% всего числа учащихся в области. Из 867 учебных заведений, находящихся в 1897 г. в округах, только в 8 школах, с 372 учащимися обоего пола, преподавались русский язык, арифметика и чистописание: в 850 примечетских школах, с 5483 учащимися,- грамота и предметы по мусульманскому вероучению на арабском, не понятном для изучающих, языке, а в 9 еврейских школах с 104 учащимися, - грамота и предметы по иудейскому вероучению на древне-еврейском языке, также малопонятном для еврейского населения.

В 90-е годы царское правительство обращает внимание на то, что в Дагестанской области мало общеобразовательных школ и тем более, местное население еще не охвачено должным образом светским образованием. Попечитель Кавказского учебного округа обращается к губернаторам Кавказского края с предложением находить эффектные формы работы с населением для объяснения пользы учебы и вовлечения детей в школы без давления «путем внушения жителям пользы образования подрастающего поколения».

Общее число учащихся во всех сельских и слободских школах Дагестана составило в 1896 году 372 человека, в том числе девочек - 34. Если в целом по области одна школа приходилась в 1896 году на 37750 жителей и один учащийся - в среднем на 628 человек, то в сельской местности одна школа приходилась на 71695 человек, один учащийся - более чем на 1540 человек населения. К концу 90-х годов XIX века в Дагестане открылось еще 10 школ, в том числе 4 в сельской местности. Таким образом, к исходу XIX века в Дагестане имелось 26 светских школ на русском языке обучения, из них 14 - в городах и 12 в сельской местности. Школ повышенного типа было 2 - обе в областном центре - Темир-Хан-Шуре. В этих школах обучалось 1896 учащихся, из них в том числе 495 девочек. В сельской местности Дагестана, где проживало около 95% населения области, обучением в школах было охвачено всего 493 ребенка, или менее 26% от общего числа учащихся в Дагестане. Среди них было всего 25 девочек.

В начале XX в. в политике государства прослеживались некоторые тенденции, способствующие развитию и функционированию системы образования в Дагестане. Организационно школы Дагестана были подчинены Бакинско-Дагестанской дирекции народных училищ, находящейся в г. Баку. Штат дирекции, состоящий из директора и одного инспектора, не мог обеспечить нормальной работы. Это явилось причиной открытия в 1907 г. инспекции народных училищ Дагестанской области, штат которой состоял из единственного инспектора, в обязанность которому вменялось наблюдение и контроль за деятельностью учебных заведений и благонадежностью учителей и учащихся. При становлении и развитии светского образования в Дагестане царское правительство придерживалось интересов, прежде всего, своей геополитики на Кавказе. «Все мероприятия правительства в сфере учебного дела были связаны одной общей нитью - постоянным стремлением примирить местные умственные, религиозные и бытовые особенности края с общими духовными интересами России и постепенно, без насилия, с помощью школы, провести в жизнь диких сынов гор и степей европейско-русские начала образования и истинной гражданственности».

Желая привлечь на свою сторону горскую знать, власть заботилась об их детях. В пансионах учебных заведений было 85 вакансий для детей «почетных» горцев. Распределялись они следующим образом: в Темир-Хан-Шуринском реальном училище -10. В него принимались уроженцы Дагестанской области из мусульманского населения, а также дети русских офицеров и чиновников. Также вводились специальные стипендии для учащихся Дагестана, в том числе и горцев. Для тех, кто продолжал образование в вузах России, областное начальство ежегодно назначало несколько стипендий. Сверх этого за счет процентов с сумм, полученных с пожертвований, содержались 5 стипендиатов из местных жителей. Четыре в Темир-Хан-Шуринском реальном училище и один в Ставропольской гимназии. Однако имеющиеся в Дагестане средние учебные заведения, из которых постоянно действующими и непрерывно развивающимися были реальное училище и женская гимназия в Темир-Хан-Шуре на 520 учащихся, не удовлетворяли потребности в среднем образовании. Реальное училище в 1900-1901 гг. отказало в приеме на учебу «за недостатком мест» 40 подавшим заявления. По этой же причине в эти годы отказано в приеме во Владикавказском реальном училище 6-м из 8 подавших прошения дагестанцам, а в Бакинском реальном училище 7 из 13 просителей.

Поэтому в начале XX в. открыли четыре новых средних учебных заведения: два в Дербенте - реальное училище (1902) и женская гимназия (1904 г.), и два в Порт-Петровске- женская и мужская гимназии (соответственно в 1903 и 1905 гг.). Правда, основная тяжесть расходов по их содержанию падала на плечи местного населения. Так, в августе 1902 г. Министерство просвещения при открытии реального училища в Дербенте потребовало обеспечить «своими средствами помещение училища, квартиры должностных лиц, коим таковые помещения полагаются, оборудование училища, оставив сбор за учение в собственность училища». А плата при этом поднялась до 20 рублей в год. В 1916 году оплата возросла до 40 руб. в год. Любопытна другая цифра. По отчету попечителя кавказского учебного округа на каждые 10000 душ населения в Кутаисской области приходилось 5,6 училищ, а в Дагестанской области-0,41. Число учащихся, приходящее на каждые 10000 душ населения, колебалось от 3,1 (Дагестанская область) до 416 (Кутаисская губерния), т.е. от 0,31 до 4,16% учащихся. Одно начальное училище приходится по народностям:

а) среди русского населения на 3600 жителей,

б) грузинского - 4800

в) армянского - 5400

г) горского - 11400

Эти данные показывают, что в сравнении с Грузией светское образование в Дагестане в начале XX в. было развито весьма слабо.

Под напором революционной волны 1905- 1907 гг. военный губернатор Дагестанской области генерал-лейтенант Тихонов подписал 30 января 1907 года обязательное постановление по городам Темир-Хан-Шуре, Петровску и Дербенту, которое предусматривало, что «служащие в торговых и ремесленных заведениях, не достигшие 17 летнего возраста, независимо от 2-х часового перерыва на принятие пищи, освобождаются ежедневно в будние дни на три часа, для посещения школы». Время это с 10 часов утра до часу дня было определено соглашением между полицией и общественным управлением. Это решение положительно отразилось на оживлении в деятельности органов образования. Сеть школ Министерства народного просвещения росла медленно. Попечитель учебного округа указывал на ряд условий, тормозивших дело развития народного образования в Дагестане. Он указывал на косность разноязычного населения Дагестана (населяют при общем числе жителей 679911 чел. отдельных 27 племен, имеющих свой особый, непонятный для других, язык). В его постановлении отмечался недостаток казенных средств и необходимость обложения расходами (деньгами или натуральной повинностью) на единовременное устройство и содержание училищ: по найму сторожа, отоплению и освещению. Он полагал, что развитие образования затруднено такими факторами, как крайняя пересеченность местности с трудными условиями передвижения, отсутствие учительского персонала из местных уроженцев и невозможность подыскания лиц с тем или другим языком горцев Дагестана, до крайности слабый приток казенных средств на нужды начального образования всей Кавказской окраины. Главной причиной, тормозившей распространение школ в Дагестане, попечитель учебного округа называл подушный сбор и натуральную повинность для школы.

В сельской местности Дагестана в то время проживало около 95% населения всей области, и всего на три города Дагестанской области приходилось 53,8% всех школ, в которых обучалось 73,9% от общего числа обучающихся. Из них мальчиков - 66,5% и девочек- 33,5%. Остальные 46,2% школ приходились на сельские округа, в которых обучалось 26,1% от общего числа обучающихся в Дагестанской области. Из них 94,9% составляли мальчики и лишь 5,1% девочки. В начале XX в. в сельской местности стали заметны определенные новации: в Дагестане появляются первые профессиональные школы. Первой (в 1904 г.) открылась школа виноделия, садоводства и виноградарства в Дербенте. Заведующим школой был назначен А.П. Макаренко, работавший до этого преподавателем Никитского училища садоводства и виноделия, находившегося в Крыму. В школу принимались подростки в возрасте не моложе 14 лет, окончившие курс двухклассных сельских и городских училищ и «способные к физическому труду». Обучение общеобразовательным предметам сочеталось в школе с практическими занятиями по садоводству, огородничеству и виноградарству, что позволяло в процессе усвоения учащимися теоретических знаний агрономии формировать у них умения и навыки практического их применения. Окончившим курс Дербентской школы садоводства выдавался аттестат «обученного садовника и винодела». В год открытия в школе обучалось 25 учащихся, к 1912 г. их число выросло до 60.

Исходя из сложившегося положения школьного дела в области, кавказским учебным округом в 1912 г. был разработан план дальнейшего распространения народного образования в Дагестанской области, одобренный наместником, который включал следующие пункты: выделить Дагестан в самостоятельную дирекцию и установить три инспекторские должности; открывать начальные училища одно и двухклассные, постепенно захватывая все округа области (130 начальных училищ в аулах с населением более 1000 чел. и 18 двухклассных училищ); учредить в центральных пунктах всех 9 округов области по одному высшему народному училищу (в первую очередь в Дешлагаре, Кумухе и Ахтах); продолжать открытие агрономических и ремесленных отделений; устраивать, где надо, общежития; располагать достаточным числом земских стипендий в высших народных училищах, в учительских семинариях и других средних учебных заведениях. Согласно намеченному плану, перед самой революцией были открыты высшие начальные училища в Дешлагаре, Кази-Кумухе и Ахтах, но они не успели сделать ни одного выпуска.

С 1912 по 1917 гг. особую роль в реализации этой программы играло основанное еще в 1905 г. в Порт-Петровске электротехническое училище, готовившее квалифицированных электротехников для работы на электрических станциях. В училище принимались лица в возрасте от 15 до 40 лет, окончившие курс городских по положению 31 мая 1872 г., духовных или уездных училищ и прошедшие курс четырех классов средних школ. При трехлетнем курсе обучения училище давало серьезную специальную подготовку в области электричества, телефонно-телеграфного дела. Общеобразовательные дисциплины изучались в училище в объеме средних учебных заведений. Для проведения практических работ при электротехническом училище имелись механические мастерские, кузница, электрическая и телефонная станция, кабинет измерительных приборов. Обучение в училище было платным и составляло 200 руб. в год. Это обстоятельство являлось основным препятствием к поступлению в училище для многих желающих получить профессиональную подготовку. Весной 1909 г. электротехническое училище, сделавшее к этому времени всего два выпуска, было переведено в г. Харьков.

В 1911 г. С целью подготовки грамотных подмастерьев по слесарно-кузнечному и столярному делу в Темир-Хан-Шуре была открыта низшая, ремесленная школа. Курс обучения в этой школе был рассчитан на четыре года, в течение которых учащиеся изучали закон божий, русский язык и арифметику в объеме двухклассных училищ, технологию ремесла, счетоводство, черчение и рисование. Теоретическая подготовка учащихся подкреплялась практическими занятиями по слесарно-кузнечному и столярному делу. Обучение в школе было бесплатным. При школе имелся пансион на 10 воспитанников, который в 1914 г., после перехода школы в новое здание, был расширен еще на 10 воспитанников. За время своего существования школа выпустила лишь 19 человек, причем никто из окончивших курс не пошел работать по своей специальности. Как правило, выпускники этой школы поступали на работу в различные канцелярии, на военную службу, занимались торговлей.

Сельское население было практически лишено возможности пользоваться городскими школами. Согласно решению собрания уполномоченных Дербентского городского общественного управления от 2 сентября 1903 г. за №147 «преимуществом приема в Дербентское реальное училище пользовались дети дербентских горожан и лиц, постоянно проживающих в г. Дербенте». Исключением являлось Темир-Хан-Шуринское реальное училище, где могли обучаться только дети почетных горцев Дагестана независимо от места проживания. В 1904 г. во всех учебных заведениях городов области обучалось всего лишь 140 горцев.

Выпускники реальных училищ большей частью поступали в двухгодичные военные училища и выходили офицерами.

К 1910 году в Дагестанской области не было ни одной классической гимназии, ближайшие находились во Владикавказе, Баку, Ставрополе и Пятигорске. Это и побудило родителей ходатайствовать перед начальством об открытии полной классической гимназии в Петровске, чтобы их дети могли продолжить образование, не выезжая из города. В 1908 г. в Петровской мужской гимназии был открыт 5 класс, а в 1909 г. шестой класс. В связи с тем, что «для открытия полной гимназии не хватало средств, было решено увеличить плату за обучение, а именно в приготовительном классе плату оставить прежнюю - 50 р. в год, в I, II, III, IV классах увеличить плату на 15 руб., т.е. установить в 65 руб., в V, VI, VIII классах увеличить плату на 20 руб., т.е. до- вести ее до 70 руб. в год».

1 сентября 1910 года Петровская шестиклассная мужская прогимназия была преобразована в полную 8-классную гимназию. В это время в ней обучалось 193 ученика, из них 35 иногородних. Причем горцев было 9 человек.

Вхождение Дагестана в российскую цивилизацию, которая имела сложившуюся стройную систему образования представляло для этого края историческую ценность. Российский опыт оказался для народов Дагестана наиболее приемлемым, хотя процесс вхождения в Россию был чрезвычайно болезненным, сопряженным с войнами и многочисленными жертвами.

Итак, можно отметить, что развитие светского образования начинается с 1837 г., когда в г. Дербенте образуется первая светская школа. До последней четверти XIX в. инициатива создания светских училищ исходила преимущественно от частных лиц. Светские школы этого периода часто существовали недолго. Процесс светского образования еще не опирался на основу преемственности и непрерывной передачи опыта.

Процессы капиталистической модернизации диктовали обществу, развивающемуся на территории Дагестана, свои потребности. Большое значение имело расширение масштабов колонизация края и новые качественные черты, которые она приобретала во второй половине XIX в. Это поставило вопрос о создании системы среднего образования на территории Дагестана. В решении этой проблемы большая роль отводится центральным органам государственной власти и подразделениям местного управления, а также общественным структурам и благотворительным организациям. Открытие средних учебных заведений в Дагестане не позволяло полностью удовлетворить потребности общества в образованных кадрах, что послужило причиной обучения выходцев из Дагестана за пределами региона, в гимназиях и высших учебных заведениях Северного Кавказа и России. В этот период уделяется значительное внимание развитию профессионального образования в Дагестане. Эти новые тенденции особенно характерны уже для начала XX в.

 

Автор: Адухов М.Д.