21.12.2012 4359

Образовательный процесс в советской дореволюционной школе Дагестана

 

С момента вхождения Дагестана в состав России образовательный процесс в светских школах, при сохранении местных особенностей, становился частью российских образовательных парадигм. В дореволюционной России, где существовало много различных сословных учебных заведений, образование, дававшееся в реальных училищах, мужских и женских гимназиях, начальных народных училищах, церковно-приходских школах и в других учебных заведениях, значительно различалось и по отбору учебных предметов, и по глубине изучения общих предметов, и по всей направленности обучения. В зависимости от социального состава учащихся разными были и цели подготовки, и содержание обучения.

При Николае I в области просвещения появляется двойственность. С одной стороны, проявлялась забота о распространении образования, а с другой - усиливался страх перед просвещением из-за ширившегося распространения радикальных идей. При нем же появились и новые учебные заведения: военные (кадетские корпуса, военная и морская академия), технические (технологический институт и строительное училище в Петербурге, Межевой институт в Москве). Педагогический институт готовил преподавателей для средних учебных заведений. Все эти учебные заведения родились для удовлетворения практических нужд государства в условиях зарождающегося капитализма. Для общего образования тоже было сделано немало. Учреждено было несколько женских институтов. Основывались пансионы с гимназическим курсом для сыновей дворян. Было улучшено положение мужских гимназий.

По мысли министра народного просвещения графа С.С.Уварова, среднее образование, даваемое гимназиями, должно было составлять удел лишь высших сословий и предназначалось для детей дворян и чиновников. Оно было сделано «классическим», чтобы «основать новейшее русское образование тверже и глубже на древней образованности той нации, от которой Россия получила и святое учение веры, и первые начатки своего просвещения» - (Византии). Для детей купцов и мещан предназначались уездные училища. Однако в гимназии вместе с дворянами поступали в большом числе «разночинцы». Наплыв разночинцев в гимназии и университеты составлял интересное явление того времени: благодаря ему, состав русского образованного общества, интеллигенции, перестал быть, как прежде, исключительно дворянским уделом.

В период правления Николая I из боязни радикализма принимается ряд запретительных мер. За университетами должны были наблюдать попечители учебных округов. Устав университетов, выработанный (1835) графом Уваровым, давал университетам некоторые права самоуправления и свободу преподавания. Но после революционных движений 1848 года на Западе, университеты в России подвергались ограничениям и исключительному

Светские школы в Дагестане возникли в середине XIX в. как один из результатов буржуазных реформ 60-70 гг. и развивались в значительной степени под влиянием не только централизаторской политики «сверху», но и под давлением образовательных потребностей населения - как чиновничества, офицерства, мещанских кругов, так и коренного горского населения. Характерная особенность этого периода в том, что Дагестан, уже будучи внутри Российского государства, вырабатывал и свою единую государственность, которая именовалась Дагестанской областью. Введение единого управления, единых законов, вхождение в процесс сложившихся капиталистических отношений - это было большим шагом по пути прогресса импульс к которому был дан извне. Это еще одна из исторически сложившихся особенностей дагестанского регионального общества, требующая ускорения в развитии светского образования.

Одними из первых светских учебных заведений в Дагестане были горские школы. Они разделялись на окружные и начальные. Окружные школы по своим программам и правам соответствовали уездным училищам. «Окончившие курс с хорошими успехами принимаются в гимназии Кавказского учебного округа в IV класс без испытаний»,- говорилось в §15 Устава. Уже с 60-х гг. XIX в. они стали развиваться в соответствии с курсом российских реформ этого периода. При Александре II с 1856 по 1864 год шла подготовка к реформе начального образования. Ставился вопрос о ведении всеобщего первоначального образования. Отмечая рост сети начальных народных училищ, К.Д. Уиганский в 1861 году писал: «Наш народ дозрел, наконец, до той степени, когда учение его сделалось неизбежным жизненным вопросом». Он настаивал на всеобщем начальном обучении. Критикуя противников принципа обязательности начального обучения, он подчеркивал, что обязательность предполагает ответственность перед обществом, как родителей, так и правительства: «Обязательность обучения есть самое справедливое требование общества относительно одного лица. Кто имеет детей, тот обязан приготовить из них хороших, полезных членов общества, среди которых он живет. Если подданные государства обязаны содержать войска, администрацию, суды, дороги т.д., то точно так же обязаны они давать образование свои детям, потому, что это, по крайней мере, такая же государственная потребность, как и все прочие».

14 июля 1864 года было утверждено «Положение о начальных народных училищах». Вопрос о всеобщем первоначальном обучении в этом был обойден. И все же «Положение» было шагом вперед в деле развития просвещения в стране, этим законом впервые признавалась необходимость начальных народных училищ, устраивалась известная система их организации и руководства ими, с привлечением к последнему, особенно в уездных училищных советах, земских и городских самоуправлений ответственности государства. Утвердив данным законом народную школу как государственную необходимость, правительство самоустранилось от расходов на нее, возложив их на сельские и городские общества. Это обстоятельство и дало возможность земствам, появившимся в том же 1864 году, в известной степени подчинить сельскую школу своему влиянию. В Дагестане не были введены земства. Особенность образовательной политики здесь заключалась в том, что школы открывались или как частные, или по линии Министерства народного просвещения.

Начальные школы в Дагестане имели один класс с тремя отделениями, с программой начальной школы. Успешно окончившие их принимались без экзаменов во 2-й класс уездных училищ и гимназий Кавказского учебного округа (Устав, §22).

Программа горских школ соответствовала программе русских школ. Особенным было только то, что здесь кроме православного вероучения преподавалось и мусульманское. Как правило, учителя были русские. Исключение составляли мусульманские законоучители и так называемые младшие учителя. Подбор учительских кадров осуществлялся очень тщательно.

Программа начальных школ включала:

а) закон божий православного вероисповедания;

б) мусульманский закон;

в) русский язык;

г) начальная арифметика;

д) география;

е) «чистописание» (Устав горских школ, §20).

Обучение в этих школах велось на русском языке. Годичные экзамены по всем предметам производились в мае-июне, в присутствии представителя начальника области, чиновника или офицера.

Программный материал по общеобразовательным предметам был достаточно передовой для того времени. Но во многих случаях он полностью не изучался, успеваемость была низкая.

Горские начальные школы, курс которых соответствовал курсу одноклассных училищ, давали только минимальные элементарные познания: сведения из области религии, умение читать, писать и считать в пределах первых четырех действий. Этот курс в течение 3-4 летнего обучения был крайне ограничен и не удовлетворял духовных нужд населения.

Каталог книг, выписанных в 1861 г. для фундаментальной библиотеки дербентского уездного училища, помимо учебников и учебно-методических пособий по русской грамматике, арифметике, истории и географии, включал в себя журналы Министерства народного просвещения: «Современник» и «Воспитание». Русская литература в каталоге была представлена сочинениями и письмами Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского, Карамзина, Фонвизина и др. Для классного чтения служили преимущественно «Родное слово» Ушинского, букварь Тихомирова, «Первая учебная книга» Паульсона, «Наш друг» Корфа и книга для первоначального чтения Водолазова. Но постепенно учебники просветителей - демократов вытеснялись и их заменяли другими (причем, нередко весьма дискуссионными по содержанию и методике построения).

О состоянии учебной части горской школы можно судить по рапорту чиновников, проводивших ревизию в 1866 году:

«Преподавание в приготовительном классе заключается в начальном обучении русской грамоте, при участии старших воспитанников. Обучение чтению идет успешно и в преподавании обращается внимание на ознакомление учащихся с названиями различных предметов, причем им также объясняются главнейшие их свойства и особенности», «Из приготовительного класса в I класс переводят учеников, которые довольно свободно читают, пишут и рассказывают прочитанное», «Некоторые из мусульман 1,11 и III класса почти совершенно усвоили русскую речь», «Ученики гораздо правильнее пишут, чем говорят, что можно объяснить непривычкою выражать свои мысли».

В преподавании арифметики комиссия заметила, что она «проходится отчасти механически, отчего ученики не свободно делают арифметические задачи». Знания учащихся по географии и истории носили, по мнению комиссии, книжный, механический характер.

В 1869 году возник вопрос об обучении ремеслам. Штатный смотритель школы считал: самым удобным изучать столярное и токарное ремесла. «Столяр работает большею частью стоя и делает руками сильные и равномерные движения, которые могут служить превосходным дополнением к гимнастике. Нет ни тяжелого запаха, ни вредной пыли; оно имеет влияние и на умственное развитие, ибо столяру нужно прилагать к делу элементы геометрии. Для воспитанников было бы полезно во всех отношениях ежедневное занятие этими ремеслами по крайней мере по 2 часа. Сверх того было бы полезно в хорошую погоду заниматься огородничеством под руководством опытного огородника».

С 10 марта 1870 г. при Темир-Хан-Шуринской горской школе ремесленные классы были открыты.

Обучение детей горцев в школах светского типа вызывало целый ряд проблем социально-психологического характера, связанных с адаптацией детей к ритму и образу жизни и быта русскоязычной культуры, во многом отличной от традиционной культуры горцев. Школа в определенной степени стимулировала конфликты поколений, вызывала критику родителей.

Известный знаток горской жизни и системы дореволюционного просвещения на Кавказе Б. Далгат, подвергая анализу деятельность горских школ, писал: «Конечно, сама по себе одна грамотность уже есть большое приобретение для горца, и говорить о совершенной бесполезности горских школ было бы несправедливо; но та ничтожная польза, которую они приносят, стоит для народа слишком крупных жертв- она не окупает потраченного времени и изнеживает учеников. Вывод из сказанного -не уничтожать нужно эти пока единственные школы , а реформировать их. Как это сделать? На этот вопрос нетрудно дать ответ: или нужно преобразовать эти школы в реальные училища, или же нужно оставить их низшими школами, но реформировать их так, чтобы они готовили из молодых людей полезных для народа деятелей. Народу нужны руководители в сельском хозяйстве; теперь сама жизнь заставляет горца обращаться к усовершенствованным сельскохозяйственным орудиям; малоземелье побуждает его прибегать к более интенсивной культуре и к ремеслам разного рода; во всем этом ему нужны руководители, сведущие люди».

В реальных училищах и гимназиях к 1915 г. обучалось 1911 детей.

Гимназии и реальные училища имели более крепкую материальную базу и были лучше обеспечены педагогическими кадрами.

Гимназическое образование, развивающееся на территории Дагестана, строилось уже в соответствии с новыми образовательными моделями, ставшими результатом эпохи реформ в царствование императора Александра II. Когда пришел к власти великий реформатор Александр II, он сразу же отменил некоторые запрещения, ограничения и элементы милитаризации в процессе обучения, введенные в учебных заведениях при его отце. Эпоха правления Александра II - это период окончания Кавказской войны и начала включения Дагестана в систему российской системы образования.

В российских университетах появилось больше свободы. Убрали ограничения количественного приема. Был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась постоянная публика, мужская и женская. Новизна и запутанность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам (1861 год). После этого последовали некоторые ограничения университетской свободы. В 1863 году появился общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц л заведовал хозяйством университета. Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета. Устав не давал студентам права на корпоративное устройство, и посторонним запретили посещать лекции. Это положение послужило в дальнейшем поводом к недовольству студенчества.

При министре народного просвещения графе Д.А. Толстом была задумана реформа средней школы. Как отмечено, в начале царствования Александра II доступ в гимназии был открыт для детей «всех сословий без различия и вероисповедания». А гимназии были двоякого рода: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания). Министр граф Толстой для уменьшения нигилизма среди молодежи считал возможным установление строго-классической системы образования в гимназиях. В 1871 году он составил новый устав гимназий, одобренный Александром II. Классическая гимназия стала единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, выпускники которой одни имели право поступления в университеты. А реальные гимназий были заменены реальными училищами. Их цель - дать юношеству всех сословий общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических навыков. Реформа графа Толстого привела к полному преобразованию классической школы в государстве. Однако при громадном количестве часов на древние языки, дело ограничивалось грамматическим изучением этих языков. Русских преподавателей латыни и греческого языка явно не хватало и приходилось приглашать их из-за границы. А их методы преподавания явно не соответствовали характеру русского языка, которого они не знали, и русской школе, которая для них была не очень понятна. Наибольшие результаты в царствование Александр II были достигнуты в отношении начального и народного, как их тогда называли, образования. Кроме старого типа начальных народных училищ - церковно-приходских школ, появился новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К началу 80-х годов XIX века были десятки тысяч народных школ, о которых земства проявляли большую заботу. Для подготовки учителей начальных школ, как министерство народного просвещения, так и Земства открывали учительские семинарии.

Гимназии и прогимназии работали по «Уставу.», изданному 30 июля 1871 г. и действовавшему до Октябрьской революции 1917 г. По новому Уставу классические гимназии были в привилегированном положении, по их окончании школьники могли поступать в университет и другие высшие школы; реальные же училища рассматривались как средние специальные учебные заведения второго сорта, которые должны были удовлетворять основным требованиям промышленности и коммерции.

Курс обучения в гимназиях устанавливался восьмилетний (первоначально VII класс был двухгодичный, а с 1875 г. разделен на VII и VIII классы). В целях «правильной организации предварительной подготовки», с осени 1871 г. при гимназиях были открыты приготовительные классы. Перечень предметов в новом учебном плане был оставлен тот же, но распределение часов по предметам было так перестроено, что вновь вводимый план точно соответствовал толстовскому принципу: «Спасение юношества в изучении древних языков и изгнании естествознания и излишних предметов как способствующих материализму и нигилизму». Так, в гимназиях, где учащиеся должны были изучить сверх древних языков один новый язык, на математику, физику, математическую географию и естествознание отводилось 18% учебного времени, а на древние языки- 41,2%. Латинский язык преподавался в течение всех восьми лет обучения, ему уделялось - в разных классах от 5 до 8 часов в неделю. Преподавание греческого языка начиналось с третьего класса и длилось 6 лет, по 5- 7 часов в неделю в каждом классе.

В 1914 году были внесены существенные изменения. Расширился и углубился курс общеобразовательных предметов, стали изучаться естествознание и законоведение.

Изучение древних языков имело политическую подоплеку, отвлечение юношества от радикальных идей.

Гимназия по своему предназначению готовила учащихся к поступлению на гуманитарные или медицинский и богословский факультеты университетов, где они должны были быть способными работать с многочисленными первоисточниками, качественных переводов которых либо в те времена не существовало, либо они были труднодоступны по разным причинам (от мизерности тиражей до давности времени издания). В этом смысле умение проводить разносторонний (в том числе - лингвистический) анализ источников и комментирование, свободное владение навыками прямого и обратного перевода было функционально необходимым для будущего профессионала с высшим образованием - и будущему правоведу, историку, богослову, медику, и будущему учителю гуманитарных предметов в той же гимназии.

Программа по истории требовала, чтобы курс сосредоточивался главным образом на фактах «внешней истории». Хронология, перечни царей и назидательные анекдоты заняли основное место в изучении курса истории. Но до конца XIX века такова была и академическая историческая наука- школа лишь отражала ее уровень.

Курс математики в гимназиях отличался формализмом и преподавался лишь «как гимнастика для ума». Преподавание географии было сведено к заучиванию географических названий. На физику, которая изучалась в трех последних классах, отводилось незначительное число часов. Химия как отдельный предмет не преподавалась вовсе. Естествознание было сведено к крайне общим и случайным положениям, а в применении к учебному плану намекалось, что это предмет необязательный.

В реальных училищах по Уставу 1872 года должны были давать учащимся общее образование. Эти школы предназначались для подготовки кадров торговых и промышленных предприятий. Они имели шесть основных классов. Для подготовки детей к обучению в основных классах реального училища в них были открыты азбучный, младший и старший приготовительные классы. Для поступления в старшее отделение подготовительного класса от поступающих, например в Темир-Хан-Шуринское училище, требовалось твердое знание и выразительное произношение 14 молитв из курса Закона Божьего.

По русскому языку требовалось умение читать небольшие статьи в 3-5 строчек, писать под диктовку без грубых искажений слов, знание классификации предметов, означенных по NN в «Родном слове» ч.1 К.Д. Ушинского. По арифметике: устное и письменное счисление до 100. Решение примеров задач устно и письменно в пределах трех десятков по «Сборнику арифметических задач» В.А. Евтушевского, исключая неопределенные задачи и примеры со знаком. По чистописанию: письмо в графической сетке крупного письма. Приемные экзамены в подготовительный класс производились один раз в год в последних числах августа месяца.

В зависимости от местных потребностей V и VI классы реальных училищ состояли из двух отделений - основного (т.е. общеобразовательного) и коммерческого. При основном отделении мог быть открыт дополнительный седьмой класс с тремя отделениями: а) общим, предназначенным для подготовки учащихся в высшие специальные учебные заведения, б) механико-техническим, в) химико-техническим.

В 1888 году в связи с созданием средних технических училищ механико-технические и химико-технические отделения реальных училищ были ликвидированы, а реальные училища преобразованы в общеобразовательные средние школы. Эта реорганизация коснулась и Темир-Хан-Шуринского реального училища, единственного в то время в Дагестане среднего учебного заведения. В 1892 г. в училище было закрыто механико-техническое отделение и взамен его открыт VII дополнительный класс.

Отсутствие в них древних языков давало возможность расширить курс общеобразовательных предметов. Преподавание русского языка и литературы практически не отличалось от гимназического курса. Однако шире изучался курс математики и физики, преподавалось естествознание и два новых языка. Достаточно большое внимание уделялось рисованию и черчению. Программы по истории, естествознанию, географии были элементарны.

В начале XX века было разработано новое содержание образования для реальных училищ, получившее отражение в учебных планах, программах и учебниках. В 1906 году был введен новый учебный план реальных училищ, который значительно увеличивал объем общеобразовательных знаний учащихся и тем усиливал значение реальных училищ как средней школы.

В Министерстве народного просвещения считали, что новый учебный план «сообщает учению в реальных училищах более общеобразовательный характер, усиливая преподавание русского языка, истории и французского языка, вводя преподавание законоведения в дополнительном классе, восполняя в VI- ом классе пробел в преподавании естествознания, распределяя более равномерно преподавание физики, не умаляя вместе с тем преподавание математики». Если объем знаний и количество часов по гуманитарному циклу в реальных училищах и гимназиях был почти одинаковым, то по наличию учебного оборудования и методам обучения реальные училища значительно превосходили классические гимназии. Постепенно эти два типа школ сближались.

С целью продолжения образования и получения права на поступление в университет учащиеся реальных училищ самостоятельно изучали латинский язык. В некоторых реальных училищах для учеников VI и VII классов, изъявивших желание изучать латинский язык, были организованы занятия по 4 часа в неделю. Так, в 1908 г. латынь изучали 4 учащихся VII класса и 15 учащихся VI класса Дербентского реального училища.

Женские гимназии имели семь классов и восьмой дополнительный (педагогический) класс. Согласно положению были несколько расширены учебные планы и программы. К обязательным предметам были отнесены: закон божий, русский язык, арифметика с приложением к счетоводству и основы геометрии, география всеобщая и русская, история, главнейшие понятия из естественной истории и физики «с присовокуплением сведений, относящихся к домашнему хозяйству и гигиене», чистописание, рукоделие. К необязательным предметам были отнесены два новых языка (французский и немецкий), рисование, музыка, пение и танцы. Для тех выпускниц, кто желал обрести право на звание домашних наставниц и учительниц в период обучения в VIII классе, организовывался специальный курс, в котором «объясняются главные положения о воспитании, а равно и приемы и методы преподавания предметов учебного курса женских гимназий».

Правительственные органы считали, что даже сокращенные программы женских гимназий все же трудны для девушек и «обременяют их мозги излишним багажом знаний». По заключению комиссии Министерства народного просвещения в 1878 году «правильное женское образование должно ограничиваться такими предметами, которые, не уклоняя учениц от главного назначения, не стремились бы к излишнему напряжению одних умственных сил, в ущерб более важного для общественного благоденствия сохранения тех женственных качеств, которые должны украшать скромный семейный очаг». Вывод, сделанный комиссией, был характерен для этого периода и был одобрен Александром II, написавшим резолюцию: «Весьма желательно».

Именно такой подход определял содержание образования в женских учебных заведениях Дагестана. Из отчета о состоянии Дербентского женского училища за 1893 г. видно, что курс обучения был ограничен следующими предметами: закон божий, русский язык, география, русская история, арифметика, пение и рукоделие. В библиотеке, которая имелась при училище, насчитывалось всего 390 томов, состоящих исключительно «из руководств для преподавания, а также книг и брошюр духовно-нравственного содержания».

Основной целью светских школ в Дагестане было вооружение учащихся системой научных знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивало всестороннее развитие умственных и физических способностей, формирование их мировоззрения, морали и поведения, подготовку к общественной жизни, к труду. Решить эту задачу было возможно только посредством глубокого и прочного усвоения учащимися русского языка. Анализ архивных материалов показывает, что в школах более половины учащихся горцев плохо владели русским языком, поэтому низка была их успеваемость. Такое положение дел никак не устраивало педагогов, которые на заседаниях своих предметных комиссий неоднократно поднимали вопросы, связанные с повышением качества преподавания русского языка.

Комиссия выработала и рекомендовала преподавателям более облегченный вариант практики ведения занятий русского языка.

Эти комиссии разработали стандарт, в основу которого были положены принципы, сформулированные комиссией преподавателей Закавказской учительской семинарии в 1898 г. Цели, которые преследовали комиссии, состояли в следующем: «1) Выработка правильного, четкого и красивого письма. 2) Простота написания, без ненужных завитков, хвостиков и других придатков, которые отнимают много труда и энергии и утомляют зрение. 3) увеличение скорости написания за счет легкости начертания и удобосвязности».

Совет попечителя Кавказского учебного округа, обеспокоенный состоянием письменных работ русского языка, сделал заключение, «в отношении их содержательности, с одной стороны, слога - с другой и орфографии- с третьей», нуждаются в улучшении. Попечитель кавказского учебного округа в связи с этим предложил «обсудить педагогическим советам училищ вопросы, относящиеся к внеклассному чтению учащихся, заняться устройством классных библиотек и следить за чтением учащихся, представляя каждую четверть года списки прочитанных книг, а также и сводки о том, как и когда проводилась проверка домашнего чтения».

При рассмотрении содержания сочинений по литературе в 1915 г. было отмечено, что оно далеко не соответствовало широте, интересу и богатству вопроса. По мнению инспектора Россикова, «работы могли бы более широко использовать курсовой литературный материал. Задача подавила абитуриентов, и они не показали и того, что умели». Однако если по содержанию работы Дербентского училища имели показатель 55,6%, то для сравнения этот же показатель в Ставропольском училище был равен 55,0. Отмечая, что слог с оставляет положительную сторону сочинений, инспектор находит, что «успешность работы выше среднего и составляет в Дербентском училище (83,3%) и в Темир-Хан-Шуринском (78,6%)». Ошибки в языке и слоге говорят, «что среда туземная, чуждая духу русского языка». Грамотность является самой положительной стороной работ. Так, всеми абитуриентами Дербентского училища было допущено лишь 54 ошибки. Из них этимологических 20, синтаксических 7 и в пунктуации 27. Из всей совокупности данных экзамена 1915 года с несомненностью явствует, что преподаватели русского языка прилагали «весьма много труда и заботливости в дело постановки преподавания русского языка, особенно в VII -х классах».

Трудность работы на Кавказе, как отмечала комиссия в своем отчете, «обуславливается особыми условиями в зависимости от недостаточной культурности большинства семей, а еще более в зависимости от того обстоятельства, что русский государственный язык для половины почти учащихся не является родным языком».

Математика. Письменные экзамены ежегодно проводились по математике. Анализ статистических сведений о работах абитуриентов по тригонометрии и специальному курсу показывает, что знания учащихся Дербентского и Темир-Хан-Шуринского реальных училищ оценены как вполне удовлетворительные и средний балл по оценке комиссии был 3,50 для Дербентского и около 3,00 для Темир-Хан-Шуринского училища. Эти показатели были результатом - профилактических мероприятий по математике. Совет попечителя кавказского учебного округа в ноябре 1911 г. в целях улучшения постановки преподавания математики рекомендовал: «В тех случаях, когда количество удовлетворительно исполненных работ менее 70% общего числа их, должно служить предметом обсуждения комиссии из преподавателей математики данного учебного заведения, на обязанности которой и лежит установить причины неудачного результата испытания и выработать меры, необходимые для поднятия успешности класса».

На занятиях по химии, при проведении лабораторно-практических работ, преподаватели преследовали цель приучить учащихся к тщательному и вдумчивому отношению ко всякой работе вообще и научиться предвидеть результаты своих действий».

В лучших условиях находилось Темир-Хан-Шуринское училище, физический кабинет которого в 1895 г. был оснащен 747 приборами стоимостью 9212 руб., а химическая лаборатория насчитывала 687 приборов на сумму 1321 руб. Помимо этого училище располагало метеорологической станцией, оснащенной 17 приборами на сумму 381 руб.

Картину становления светской системы национального образования можно проследить на каждой отдельной школе, на тех трудностях, которые им приходилось одолевать в этом процессе.

Темир-Хан-Шуринское реальное училище было открыто на базе прогимназии в 1880 г. В 1882 г. в нем открыт VII дополнительный класс с механико-техническим отделением. К 1895 г. училище состояло из 9 классов: 1 подготовительного, 1 приготовительного и 7 основных классов. Фундаментальная библиотека училища к 1 января 1896 г. насчитывала 7555 томов из 2271 названий книг и оценивалась в 14128 руб., а ученическая соответственно 1928 томов из 927 названий стоимостью 3078 руб. к 1895 г. в училище работало 25 учителей. В 1995/96 уч. году в училище обучалось 282 учащихся, из них горцев 64.

Реальное училище в Дербенте открылось в 1902 г. К 1915 г. в нем имелось 14 классов, в которых обучалось 448 учащихся. В училище работало 29 учителей, в основном выпускники университетов и учительских институтов. Функционировали фундаментальная и ученическая библиотеки, фонды которых ежегодно пополнялись. В 1911 г. фундаментальная библиотека училища насчитывала 2190 томов из 1277 названий книг, а ученическая соответственно 2500 и 1750 названий.

В педагогической жизни училища педагогический совет играл большую роль. Он обсуждал на своих заседаниях вопросы: приема и увольнения учащихся, перевода их из класса в класс; выдачи аттестатов об окончании курса и свидетельств о прохождении курса и т.п.; присуждения золотых и серебряных медалей; освобождения нуждающихся учащихся от платы за учение; распределения учебных предметов между преподавателями школы; утверждения расписания занятия; организации внутреннего распорядка в школе; обсуждения успеваемости и поведения учащихся; рассмотрения мер, направленных на улучшение учебно-воспитательной работы в школе; организации внеклассных занятий с учащимися; рассмотрения отчетов по учебно-воспитательной и санитарной работе школы; выбора учебных руководств.

Педагогическим советам реальных училищ с 1905 г. было предоставлено право вносить изменения в программы преподавания отдельных учебных дисциплин. Они регулярно рассматривали на своих заседаниях вопросы, связанные с повышением качества преподавания.

Исходя из «золотого правила» дидактики и понимания, наглядность не только как зрительное созерцание, но и как привлечение всех органов и чувств к лучшему и ясному восприятию, педагогическая комиссия имела авторитет в школах, ее работа влияла на понятие качественного уровня при прохождении курса. Она рекомендовала в младших классах Дербентского училища «прилагать все усилия к тому, чтобы поставить учащегося в живое, непосредственное общение с природой, приучая его к приобретению сведений собственными силами под разумным руководством учителя».

Отстаивая принцип посильности обучения на занятиях естественной истории и географии комиссия пришла к выводу, что «не следует обременять память учащегося сообщением ему массы сведений, а наоборот предоставить ему возможность как можно больше наблюдать за явлениями природы, вдумываться и улавливать связь их с окружающей обстановкой. И хотя обобщения учащихся будут подчас наивны, важно то, что при данном методе ученик сам выступает в роли преподавателя и, как всякий исследователь, работает не по принуждению, а с охотой и интересом. При этом методе изощряется работа органов чувств, упражняется ум в анализе целого ряда явлений и в построении все более и более усложненных обобщений, развивается самодеятельность и вера, в собственные силы».

Комиссия осознавала трудность данного метода, связанного прежде всего с большой затратой времени, особенно в младших классах, «но время это она не может считать потраченным бесплодно ввиду того обстоятельства, что развитие на первых порах наблюдательности, аналитической способности и способности к правильным обобщениям, несомненно позволяет впоследствии с успехом наверстать это время, так что полнота курса, в конце концов не пострадает».

На заседании предметной комиссии Темир-Хан-Шуринского реального училища по просмотру программ математики, физики, естественной истории и космографии, состоявшемся 14 сентября 1914 г., в целях повышения качества знаний учащихся, комиссия нашла желательным придерживаться: «1) Конкретно - индуктивного метода обучения, т.к. этот метод способствует развитию математической инициативы. При этом методе сами ученики под руководством и контролем преподавателя могут участвовать в развитии изучаемого курса. Такой прием проработки материала облегчает ученикам усвоение проходимых курсов. 2) При решении задач по арифметике и алгебре придерживаться преимущественно синтетического способа решения, уделяя внимание аналитическому способу в задачах по геометрии и физики. 3) Предлагать для домашней проработки задачи по типу сходные с решенными в классе, при этом число задаваемых на дом задач не должно превышать 2-3. 4) Число проверочных работ за четверть не должно быть менее 3-х, предлагая на этих работах темы, одинакового характера с проработанными на предыдущих темах».

Вопросы организации учебно-воспитательного процесса, выбора форм и методов обучения, конкретизации содержания образования с учетом «национального элемента» путем тщательного подбора учеников и учебных пособий, поиск эффективных путей повышения квалификации преподавателей и качества преподавания были в центре внимания педагогов. Так, при рассмотрении учебников на 1915/16 учебный год по теории словесности комиссией преподавателей русского языка и словесности был выбран учебник Ливанова «Теория словесности» (изд. 1911 г. и позже) ввиду следующих его достоинств: «1) наибольшее соответствие материала данного учебника (сравнительно с другими учебниками того же типа) с министерской программой; 2) сравнительная полнота и ясность его формулировок; 3) пригодность данного учебника для пользования в старших классах; 4) хорошая печать и сравнительная дешевизна». Такой же подход прослеживается и в выборе других учебных пособий. Признавая учебник физики Киселева несоответствующим современному состоянию физики и весьма кратким для учеников реального училища преподаватель физики предлагал ввести новый учебник физики во всех классах, который был лишен указанных недостатков.

Эффективным средством обучения в светской школе было внедрение в практику обучения кабинетной системы. Оснащенные наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и приспособлениями кабинеты, в которых проводились уроки, внеклассные и дополнительные занятия, не только содействовали повышению качества образования, но и активизировали сам процесс обучения. Школьная администрация проводила активную работу по созданию, оборудованию и использованию кабинетов. Так, в 1895 г. естественно- исторический кабинет Темир-Хан-Шуринского училища насчитывал 156 предметов ценой в 1340 руб. В 1913/14 учебном году для пополнения естественно- исторического кабинета Дербентского реального училища были приобретены учебные пособия по минералогии, ботанике и зоологии: учебная коллекция горных пород, анатомические таблицы, ботанические модели, таблицы по зоологии, технологические таблицы на сумму 796 руб. 90 коп. В этот же период приобретены учебные пособия на сумму 371 руб. 50 коп. для физического кабинета училища.

С развитием светского образования стало возможным внедрение в школьную практику новой организационной формы обучения. На смену индивидуально-групповой форме обучения арабо-мусульманских школ пришла классно-урочная система. В качестве основной формы организации обучения в светской школе устанавливался урок с группой учащихся постоянного состава и определенным расписанием занятий. Содержание урока определялось требованиями учебной программы по предмету.

Наибольшее распространение в практике светской школы получили следующие типы уроков:

1) уроки овладения учащимися новыми знаниями, на которых проводилось накопление фактического материала, наблюдения, изучение явлений и процессов, их осмысление и формирование понятий; 2) уроки формирования и совершенствования умений и навыков; 3) уроки обобщения и систематизации знаний; 4) уроки повторения и закрепления пройденного материала; 5) контрольно-проверочные уроки (с устной и письменной проверкой знаний, умений и навыков); 6) комбинированные уроки, на которых одновременно решалось несколько дидактических задач.

В зависимости от специфики учебного предмета менялся и характер урока. Например, как показывает анализ архивных документов, по русскому языку были распространенными следующие виды уроков закрепления знаний и выработки умений и навыков: урок закрепления знаний по фонетике, урок развития речи, урок выработки орфографических навыков и некоторые другие.

Создание при школах оборудованных лабораторий позволило учителям физики, химии и биологии в своей работе широко практиковать лабораторно-практические занятия. Изучение окружающей действительности с помощью специального оборудования содействовало сознательному усвоению предметов естественнонаучного цикла. Вооружая учащихся умениями и навыками-политехнического характера, лабораторные занятия в то же время знакомили их с методикой научного эксперимента, учили обращаться с приборами и инструментами, развивали наблюдательность, познавательные способности, воспитывали точность и культуру труда.

Стала применяться такая форма классно-урочных занятий, как семинар на уроках литературы, истории и географии. Семинарская форма организации занятий предполагала обсуждение заранее выделенных и намеченных вопросов по теме или разделу курса. В процессе подготовки ученики работали над докладами по отдельным вопросам, проводили наблюдения, собирали определенный фактический материал, читали дополнительную литературу, знакомились с документами. Так, для поднятия общего развития учащихся преподавателями Дербентского реального училища в 1913/14 учебном году предлагались для подготовки следующие темы рефератов по истории и географии: «Рабство в Римской империи», «Рыцарство в феодальную эпоху», «Следствие крестовых походов» и т.д. Семинарское занятие строилось следующим образом: учащиеся выступали с заранее подготовленными докладами и сообщениями, а остальные выступали с дополнениями, разбирали и задавали - вопросы по содержанию реферата, участвовали в дискуссии.

Одной из распространенных форм обучения, применявшихся в учебных заведениях, были экскурсии. Циркулярным распоряжением от 16 августа 1916 г. за № 8095 министерство просвещения рекомендовало ввести в практику жизни и учебного обихода школы ученические экскурсии, считая их «необходимым и существенным дополнением классного обучения».

Экскурсии, являясь способом непосредственного ознакомления учащихся с тем, о чем они слышали на уроках и прочли в книге, рассматривались педагогами как один из способов применения принципа наглядности в школьном обучении. Циркуляр министерства подчеркивал, что «постановка их может быть признана правильной лишь в том случае, если они носят научный или учебный характер, если план их детально разработан, если руководитель и участники заранее, теоретически ознакомлены с тем, что они увидят на экскурсии, если наконец, у каждой отдельной экскурсии будет преобладать одно определенное задание и материал ее будет находиться в тесной связи с тем, что учащимся уже преподано или имеет быть преподано в непосредственном близком будущем».

Отмечая, что экскурсиями, как приемом применения непосредственной наглядности, могут пользоваться преподаватели всех без исключения предметов курса, циркуляр требовал от них при проведении экскурсий установления тесных межпредметных и внутрипредметных связей, так как только в этом случае преподаватель «будет посильно удовлетворять разносторонним вопросам пытливого детского и юношеского ума».

О том, с какой ответственностью подходили преподаватели к выбору форм и методов обучения, в частности, экскурсий, говорят выдержки из протокола заседания комиссии преподавателей естественной истории и географии, состоявшегося в январе-феврале 1908 г. в г. Дербенте. Будучи в курсе дискуссии, прошедшей в конце XIX века в России по поводу организации экскурсий, комиссия указала на то, что вопрос о значении экскурсий и их организации применительно к курсам естествознания и географии принадлежит к числу труднейших вопросов школьного дела. Комиссия выразила мнение, что естественно-исторические и географические экскурсии могут тогда быть полезны, когда число участников в них не превышает 10-15 человек на одного руководителя, «когда экскурсанты, отправляясь на прогулку, могут свободно располагать своим временем, когда, наконец, достаточно подготовлены классными занятиями к этой экскурсии». Было предложено совершать экскурсии не целыми классами, а небольшими группами интересующихся учеников, по их желанию, причем экскурсии «должны совершаться только во внеурочное время, чтобы не нарушать ход занятий в других классах». Цель экскурсии должна была заключаться «не в исключительном наблюдении фактов, которые потом сделаются предметом классного обсуждения, а, главным образом, в иллюстрациях того, что уже сообщено в классе».

В зависимости от места в учебном процессе и назначения практиковались экскурсии в природу, исторические, географические и др. Так, только в 1910 г. с учащимися Дербентского реального училища были проведены 2 близкие (по окрестностям города) экскурсии и 1 отдаленная в г. Владикавказ. Число участников экскурсии находилось в пределах 12-30 человек при 2 руководителях. Ученики Чертенко Владимир и Абдинов Бахрам в качестве поощрения были награждены в августе 1912 г. поездкой в Москву, где они принимали участие в юбилейных торжествах Отечественной войны.

Для оказания учащимся помощи в устранении возникающих по различным причинам пробелов в их знаниях и для предупреждения отставания в учении практиковалось проведение дополнительных занятий. Еще в 1906 г. в своем предложении начальникам средних учебных заведений попечитель кавказского учебного округа подчеркивал, что «было бы полезно организовать и внеурочную помощь в занятиях тем из учеников, которые пожелали бы восполнить пропущенное, возобновить в памяти перезабытое». Рассматривая проведение дополнительных занятий как одно из средств повышения качества обучения, попечитель требовал «усилить нравственное воздействие на учеников в привлечении их к умственной работе, к приобретению знаний, побуждать их к этому улучшением преподавания и тщательным исполнением своих обязанностей». Дополнительные занятия с отстающими учащимися проводились по мере необходимости. Неуспевающие учащиеся созывались на внеклассные занятия по воскресным дням с 12 до 2 часов дня.

Учительский коллектив характеризовался тенденцией к повышению квалификации. Внедряли в практику научные достижения и распространяли передовой опыт. Методическая комиссия преподавателей естественной истории и географии на своем заседании отметила, что «важным фактором совершенствования преподавателей.................................................... нужно признать всякого рода командировки с целью осмотра и ознакомления с постановкой дела преподавания в других учебных заведениях, а в особенности на периодические съезды преподавателей: обогащая преподавателя рядом новых сведений, знакомя его со всем тем, что достигнуто по интересующему его вопросу, вводя в тесное общение с другими тружениками того же самого дела и вызывая естественное стремление поделиться с ними своим опытом, эти мероприятия. постоянно будут обновлять преподавателя, тормозить развитие в нем рутины, заставляя видеть в своем труде живое непрестанно движущееся вперед дело, и тем самым внесут оживление в жизнь нашей школы».

Для ознакомления с передовым педагогическим опытом учителя учебных заведений Дагестана принимали участие в работе съездов и конференций. В 1909 году на первый съезд по педагогической психологии был командирован преподаватель Дербентского реального училища Радионов. Учитель естествознания участвовал в съезде по химии. Учитель приготовительного класса Наувалов участвовал в тифлисских гимнастических курсах. В июле 1913 г. учителя Дербентского реального училища Д.А. Невядомский и Г.П. Сторожев были командированы в г. Тифлис на съезд естествоиспытателей и врачей, причем Г.П. Сторожев представлял на выставке съезда свои экспонаты.

При светских школах создавались родительские комитеты. Цель родительских организаций при средних учебных заведениях заключалась «в сближении семьи и школы, для совместной работы в деле воспитания и обучения и в попечении о материальных нуждах учащихся».

Попечительский совет рекомендовал педагогическим советам учебных заведений обращаться к нравственному воздействию на учеников путем «установления единства взглядов родителей и педагогов». Отношения школы и родительского комитета должны были строиться на взаимном доверии и уважении, на признании прав одной и другой стороны. Директорам средних учебных заведений вменялось в обязанность не позднее 15 сентября каждого года созывать общее собрание родителей для выборов председателя родительской организации и двух его товарищей, которые после своего избрания проводили особые поклассные собрания родителей для выборов членов в родительский комитет. Так, по поручению родительских собраний 30 ноября 1906 г. были образованы родительские кружки при реальном училище и женской гимназии г. Дербента.

Родительские комитеты рассматривали вопросы, касающиеся воспитательных, санитарных и хозяйственных мероприятий средних школ, осуществляли внеклассный надзор за поведением учащихся. Они занимались организацией горячих завтраков и оказанием материальной помощи бедным ученикам. Так, в 1913/14 гг. родительский кружок Дербентского реального училища внес плату за право учения в размере 370 руб., а в 1914/15 гг. этот взнос равнялся уже 575 руб., им же в 1913/14 гг. на пособия учащимся было выделено 18 руб. 40 коп., а в 1914/15 гг. - 19 руб. 30 коп. На организацию экскурсий родительским кружком в 1913/14 гг. было выделено 145 руб. 90 коп.

Родительские комитеты ежегодно отчитывались перед попечителем кавказского учебного округа. Сведения вносились в стандартные ведомости, которые отражали характер и специфику деятельности комитетов. Независим от действий родительских кружков (комитетов) попечитель Кавказского учебного округа рекомендовал начальникам учебных заведений «обязательно устраивать периодические собрания родителей учащихся, для обсуждения вопросов и выработке мероприятий к урегулированию внешкольного поведения учащихся и надзора».

Одним из факторов, способствующих повышению качества обучения и воспитания, являлось тесное сотрудничество педагогических советов и родителей. Педагогический Совет регулярно доводил до родителей сведения об успехах и поведении их детей, вызывал на свои заседания родителей неуспевающих учеников и вместе с ними предпринимал меры, которые могли бы содействовать успехам их детей.

Завершая статью, следует отметить, что основными типами начальных школ являлись горские школы, подразделяемые на окружные и начальные. Окружные школы по программам и статусу стремились соответствовать в начале XIX в. российским уездным училищам. Начальные горские школы, как правило, имели программу, рассчитанную на один класс. В горских школах наряду с православным вероучением преподавались и основы мусульманской религии.

С последней четверти XIX в. появилась тенденция к открытию при них классов, где давали начало ремесленных и сельскохозяйственных навыков.

Первые гимназии и прогимназии работали по уставу 1871 г., имея восьмилетний курс обучения и приготовительные классы. Первые реальные училища готовили кадры для торговых и промышленных предприятий.

В методике преподавания особенно сложными были вопросы изучения русского языка. Следует отметить энтузиазм и подвижничество преподавателей и учителей, создающих специальные комиссии, проводящих дополнительные занятия, разрабатывающих новые типы уроков с применением наглядного обучения, налаживающих работу родительских комитетов.

Система усовершенствования квалификации учительских кадров в указанный период еще не сложилась. Элементы ее складывания выражались в работе отдельных методических и предметных комиссий, учительских съездов, позволяющих лишь отчасти распространять передовой опыт. Таким образом, систему светского образования в Дагестане нельзя считать полностью сложившейся и завершенной до 1917 г.

 

Автор: Адухов М.Д.