21.12.2012 3578

Особенности функционирования светских школ Дагестана в годы Великой Отечественной войны

 

Начавшаяся Великая Отечественная война поставило советский народ перед необходимостью переориентироваться не только в экономике и культуре, но и изменила психологию каждого человека. Народ, который трудился, надеясь на создание справедливого общества, вынужден был прервать процессы созидания. «Раз дело дошло до войны, - писал Ленин еще в 1920 году, - то все должно быть подчинено интересам войны, вся внутренняя жизнь страны должна быть подчинена войне ни малейшее колебание на этот счет недопустимо».

Война изменила характер работы культурных и образовательных учреждений, но не приостановила процесс развития. Локальные интересы были подчинены единому стремлению - выжить и победить. В достижении этой цели соединились интересы всего общества и организаторский талант властей. В этих тяжелейших условиях продолжался процесс становления и развития системы образования, подготовки кадров не только для военных, но и гражданских отраслей промышленности, для работы сельском хозяйстве, в различных сферах культуры и науки.

Временная оккупация советской территории лишила миллионы детей возможности нормальной учебы в школах. Тысячи подростков были физически истреблены гитлеровцами или угнаны в Германию, многие лишились крова и семьи. Сотни тысяч школьников были эвакуированы в восточные районы страны из Белоруссии, Украины, Молдавии, западных областей РСФСР, Прибалтики. А в тыловых районах СССР, в том числе и в Дагестане, происходил отсев учащихся из школ из-за занятости на работах в колхозах и на промышленных предприятиях. Все это привело к тому, что за время войны общее число учащихся общеобразовательных школ уменьшилось в 8-10 классах больше чем вдвое.

С самого начала войны народы Дагестана в едином строю выступили на защиту Отечества. В первый же день войны в «Махачкале состоялся митинг, резолюция которого заканчивалась словами: «Мы полны ненависти к подлому врагу, полны решимости бороться за наше правое дело, за Родину!». На собраниях и митингах, состоявшихся в колхозах Каякентского района, выступили 85 колхозников, которые в один голос заявили о, своей готовности работать днем и ночью, чтобы поддержать всем необходимым Красную Армию, ведущую священную войну с немецко-фашистскими захватчиками. В резолюции собрания колхозников аула Каранай было сказано: «Дадим стране больше хлеба, и сами обязуемся в тылу быть готовыми с оружием в руках идти на фашистскую гадину»

Вся жизнь республики перестраивалась на военный лад. Многие дагестанские фабрики и заводы полностью переключились на выполнение, военных заказов. Вместе со всем советским народом школа должна была принимать участие в деле укрепления обороноспособности страны и умножения ее военного могущества. В школах осуществлялось военное обучение молодежи в целях непосредственной подготовки резервов для Советской Армии. Школа больше чем когда бы то ни было воспитывала в детях и юношестве высокие моральные качества, выраженные в патриотизме, в глубокой ненависти и презрении к врагам. Он способствовал ранней социализации детей.

Советская школа не приостановила образовательного процесса. Государственная форма организации светского образования доказала в годы войны свою эффективность. Закон о всеобщем обязательном образовании и в условиях войны оставался незыблемым законом жизни. Принимались все меры, чтобы охватить детей учёбой и не допускать отсева учащихся. Центральными органами власти был принят ряд постановлений, ориентировавших работу школ в специфических условиях войны. Сотни учителей ушли на фронт. Старшеклассники стали работать на производстве, заменяя старших. К 1942 г. фронт приближался к границам Дагестана, бомбили город Хасавюрт. Школьные здания потребовались на военные нужды. Значительно ухудшилась материальная база школ, сократилось количество подготовленных учителей, в первую очередь в старших классах. «В конце 1942 - 1943 учебного года из 2967 учителей, работавших в начальных классах школ Дагестана, 2006 человек, или 60%, не имели специального педагогического образования».

Школы были переведены на 2-3-х сменные поурочные системы. В суровых условиях военного времени временно приостановилось соблюдение закона об обязательном семилетнем обучении в сельской местности. Профессиональных учителей сменили молодые, не имеющие педагогического опыта и образования учителя.

С приближением фронта к границам Дагестана, трудности возросли. Часть школ закрылась, а в действующих школах увеличился отсев учащихся, снизилась посещаемость. По данным 28 районов, городов и рабочих поселков на 1 декабря 1941 г. учебой не было охвачено 7811 детей. На начало 1941 - 1942 учебного года в 8-10 классах школ Дагестана обучалось 3169 учащихся, а к началу 1942-43 учебного года осталось 1443 учащихся».

Образование испытывало катастрофическую нехватку педкадров, обучать детей допускали кого угодно, лишь бы не принимать в школу снова тех, кого увольняли с работы в 30-е годы. Показательны в этом отношении выступления некоторых участников республиканского совещания работников народного образования Дагестана, посвященного итогам I полугодия 1941-1942 учебного года. «Здесь в выступлении представителя НКП Микулич И.Н. было заявлено о том, что в связи с Отечественной войной многие учителя ушли в армию, а потому пришлось вернуть в школу учителей, ранее освобожденных от работы. Но это не говорит за то, что мы должны принять бывших арабистов Лучше школа пусть останется без учителя, чем брать кого попало». Представитель Дахадаевского района, указывая на то, что в школах района не хватает 22 учителей, отметил: «Мы хотим использовать скорее учащихся 8-10 классов на педагогической работе, чем тех, которые были отстранены от учительской работы в 1933 году, так как многие из них арабисты». К 15 августа 1941 года помещения 26 школ были переданы на военные нужды и 4 - различным учреждениям и организациям.

Однако школа не была брошена на произвол судьбы. В годы войны перестройка образования выражалась в усилении связи школы с производством. «Было введено обучение учащихся старших классов средних школ, педучилищ и студентов педвузов сельхозработам. В учебные планы 7-10 классов школ вводились 2 дополнительных часа в неделю для обучения сельхозработам. Кроме того, установилась непрерывная двухнедельная производственная практика в МТС, колхозах, совхозах. Школьники, особенно старшеклассники, принимали активное участие в уборке урожая, включая и хлопок, в заготовке кормов для скота, в уходе за общественным скотом и т.». Другая особенность работы школ в 1943-1944 гг. - это введение военного обучения. Усиление дисциплинарных мер появилось во введении обязательных «Правил для учащихся» и оценки знаний по пятибалльной системе. Как было отмечено ранее, особенностью образовательного процесса этих лет становилась ранняя социализация детей. Например, в Махачкалинской железнодорожной средней школе №4 зародилась благородная инициатива сбора средств на строительство танков «Юный пионер». За короткий срок в этот фонд поступило 500 тыс. руб.».

Признаком образовательного процесса военного времени стал переход школ на трехсменные занятия, что не могло не снизить качества их работы. «В 1942 г. Дагестанская АССР относилась к числу тех республик и областей Российской Федерации, которые имели наибольшее количество учащихся, занимающихся в третью смену. В школах Дагестана в третью смену занимались 17,4% общего количества учащихся».

Другим признаком работы общеобразовательных школ в условиях войны стало сокращение количества школьных зданий. Кроме прямых разрушений от бомбежек и артиллерийских обстрелов, играла свою роль эвакуация учащихся на восток, в том числе и в Дагестан. Давала о себе знать острая нехватка оборудования и учебных принадлежностей. Пенсионер из сел. Тлярош Чародинского района Муртазалиев А.М. вспоминая «Я пошел в первый класс в 1941 году. Казалось бы наш район находился далеко от фронта. Но о. нем нам напоминали не только самолеты, пролетавшие над нами и гул орудий, доходивший до нас, но и ежедневная бытовая жизнь дома и в школе. Бумаги и ручки у нас не было. Вместо мела для записи на доске использовали черные угольки. Ими запасались. Находили цветные камешки, ими на обкатанных булыжниках, на песках, на иле у реки решали домашние задания по математике, запоминали, а потом воспроизводили в классе и рассказывали учителю. Если попадались старые книги, то на них писали и решали. Чернила были самодельные - из травы или какой краски, попадавшей в природе. Желтой краски чернила получались неплохие. Они нами делались из коры какого-то дерева в лесу, где мы часто пропадали в поисках еды из трав, кореньев. Правда, цвет наших самодельных чернил быстро линял, но мы работали. Труднее было со светом. Некоторые книжки я читал при полнолунии, впоследствии заболел близорукостью».

Есть одна определенная, раз заданная и воспринятая черта движения, свойственная обществу. Ее некоторые называют тенденцией, а другие потенциальной энергией, т.е. способность «выдавливать напряженность», или способность тела к строго направленному перемещению. Потенциальная энергия процесса развития образования в обществе и в годы войны застоя не знала. Социальные процессы имеют универсальное свойство происходить в жестко определенном направлении независимо от какого-либо внешнего воздействия, сами по себе. Даже при влиянии на систему какого-либо воздействия и возвращения ее в результате к менее устойчивому состоянию - не отменяется действие закономерного направления, но возникают условия его дальнейшего протекания по тому же руслу. Результатом воздействия оказывается не столько изменение тенденции, сколько изменение состояния самой системы.

С 1944 года закон о всеобщем обязательном обучении распространился и на детей семилетнего возраста. Это мероприятие в военных условиях сыграло позитивную роль в том отношении, что дети раньше находились под влиянием школы, на поле зрения педагогов, начиная с раннего возраста. Это облегчало положение матерей, которые заменили рабочих на производстве. Кроме того, дети, к 14 годам, получив определенный цикл знаний, имели возможность идти на производство.

Как в тех неординарных условиях осуществлялся закон о всеобщем обязательном обучении в сельской местности религиозное сознание еще давало о себе знать, и общественное мнение не одолело до конца традиционного неприятия светского образования. Среди интеллигенции и руководящего состава находились люди, которые под разными предлогами не отпускали детей, особенно девочек в школу. Вышеуказанный закон способствовал преодолению негативных проявлений традиционного сознания, еще не изжитого полностью к началу Великой Отечественной войны. В 1941-1942 учебном году всеобучем нужно было охватить 124 тыс. детей, а в самом деле смогли охватить 117 тыс. человек. Более 7 тысяч детей остались вне школы. В следующем - 1942-43 учебном году по плану должны были обучаться 114 тысяч детей, а фактически обучением было охвачено 96 тыс., вне школы осталось 18 тыс. детей.

Особенно заметен был резкий спад количества учащихся в 8-10-х классы. В 1942 -43 учебном году в этих классах обучалось всего 1.400 человек вместо 3600. В 1943-44 учебном году старшие классы посещали 2 тысячи человек вместо запланированных 4 тысяч. Стабильность системы образования зиждется, прежде всего, на материальной поддержке. В годы войны ее недоставало, но все же руководство страны находило возможность в достаточной мере финансировать все звенья народного образования.

По постановлению Государственного Комитета Обороны СССР в 1942 году почти все районы Дагестана (за исключением 4-х) были освобождены от налогов, в том числе и от военного налога. В 1943 году три горных района и 100 колхозов, пострадавших от стихийных бедствий, были снова освобождены от налогов и поставок. Правительство отпускало денежные средства на развитие промышленности, сельского хозяйства, культуры и образования народов Дагестана. «Всего за 1941-45 гг. общая сумма расходов государственного бюджета страны составила 836. 5861 тыс. рублей, из которых на финансирование народного хозяйства было направлено 85.526,4 тыс. рублей, или 10,2 процента, а на социально - культурные мероприятия - 603.363 тысячи рублей, или 72,1 % бюджета, в том числе на финансирование просвещения - 369.965,2 тысячи рублей».

Следует отметить, что эти расходы значительно возросли к концу Отечественной войны. Так, например, если «в 1941 году на развитие народного образования было израсходовано 60.407 тыс. рублей и в 1942 году - 56.201,3 тыс. рублей, то в 1945 году на эти же цели уже было израсходовано 91.270 тыс. рублей». В годы войны светское образование не оставалось вне внимания и заботы общественности, в том числе колхозов и совхозов. Из всех районов сообщалось о подготовке школ к новому учебному году, помощи колхозов, общественности в ремонтных и других работах. Какашуринская Н.С. сообщала, например, что завезено 376 куб.м, дров, огорожен школьный двор, проведен во двор школы водопровод, пополнена школьная библиотека на 1000 руб., приобретены учебно-наглядные пособия, собраны подержанные учебники. Колхозы и колхозники отремонтировали также большинство школ в Лакском, Касумкентском, Акушинском районах. «Несмотря на огромные трудности военного времени, в некоторых аулах (Ашага - Картас Касумкентского района, Цолода Ахвахского района) силами колхозников в 1943 г. были построены новые школьные здания». Так же новые школы были построены в Кулинском, Ахвахском, Казбековском, Гумбетовском, Цумадинском и других районах».

По инициативе обкома комсомола с 15 июня по 15 июля 1944 г. в республике был проведен комсомольско-молодежный месячник по подготовке школ к новому учебному году. «В дни месячника комсомольцы и молодежь республики приняли активное участие в ремонте школ, завезли в школы 22,6 тыс. куб. метров топлива, обработали 183 га пришкольных участков. Комсомольцы и молодежь Курахского района отремонтировали в течение месячника 443 предмета школьного инвентаря, переложили 75 печей, реставрировали наглядные пособия». При многих школах были созданы опытные хозяйства, доходы от которых шли в основном на организацию горячих завтраков, приобретение обуви и одежды учащимся. Особенно большая работа в этом направлении проводилась в Лакском, Кулинском, Хивском, Левашинском, Казбековском и Каякентском районах.

14 октября 1943 г. СНК ДАССР и бюро обкома ВКП (б) рассмотрели итоги социалистического соревнования районов за лучшую подготовку школ к новому учебному году и признали победителями Лакский, Хивский, Касум- кентский и Кулинский районы. Первое место, переходящее Красное Знамя обкома ВКП (б) и СНК ДАССР и денежная премия в сумме 5 тыс. рублей были присуждены Лакскому району. «Колхозы и колхозники этого района выделили для организации горячих завтраков в 1943 году более 2 тыс. кг. мяса, 1140 кг картофеля, 966 кг сыра, 1600 литров молока. Для обеспечения учащихся молоком за школами было закреплено 6 дойных коров». Второе место занял Хивский район, награжденный денежной премией в 5 тыс. рублей. «В этом районе на организацию горячих завтраков было выделено 45 тонн пшеницы, а за счет колхозников организовано 11 школьных интернатов». Денежных премий удостоились Касумкентский и Кулинский районы, трудящиеся которых также добились хорошей и своевременной подготовки школ к новому учебному году.

Власти и сельская общественность проявляли первостепенную заботу по обеспечению детей фронтовиков горячими завтраками, обувью, теплой одеждой. В этих целях в большинстве школ были созданы специализированные продовольственные фонды. Например, в «Лакском районе к началу 1943-44 учебного года в этот фонд поступило 2020 кг мяса, 1140 кг картофеля, 916 кг сыра, 1600 литров молока и т.д. В Хивском районе для школьного фонда выделили 45 тонн пшеницы, промтоваров на 12 тыс. рублей. За счет колхозов в этом районе организовали 11 колхозных интернатов. В Махачкале только за первое полугодие 1943-1944 учебного года нуждающимся детям было выдано до 6000 талонов на получение обуви и одежды. Здесь работали 2 детские столовые, в которых питалось 1500 детей». Махачкалинский горком партии «в течение 1942-43 учебного года и первого полугодия 1943-44 учебного года обсуждал различные вопросы, связанные с работой школ, более 20 раз».

Шла работа по созданию нормальных условий для работы учительства. Сельские учителя бесплатно обеспечивались жильем, топливом, освещением. Общественные организации и население принимали меры к тому, чтобы воспитатели молодого поколения не испытывали нужды в продуктах питания. Так, «в Лакском районе в 1943-1944 учебном году колхозы отпустили учителям по доступным ценам 4200 кг. зерна, 3600 кг картофеля, 201 кг масла, 15 тыс. литров молока и другие продукты. Нередко учителя снабжались овощами, фруктами и другими продуктами бесплатно». В этой помощи отражались уважение и любовь трудящихся к школе, глубокое понимание задач воспитания и обучения подрастающего поколения в условиях военного времени. Это способствовало росту авторитета светского образования и учительства в народе.

Опираясь на помощь общественности, работники образования боролись за полный охват обучением всех детей школьного возраста, за совершенствование методов работы. Несмотря на связанные с военной обстановкой трудности, и в первую очередь «большую нехватку учителей, успеваемость, перевод из класса в класс и выпуск учащихся семилетних и средних школ Дагестана в ь1942 - 43 учебном году были выше, чем в 1940 - 41 учебном году».

Одной из важных проблем, от решения которых зависела успешная работа школы, была обеспеченность учащихся учебниками. В период войны этот вопрос приобретал особенно большую актуальность. Необходимо было принять меры, обеспечивающие бесперебойный выпуск учебников и детской литературы, так как сокращение масштабов их издания могло отрицательно сказаться на работе школ, на общем развитии подрастающего поколения, на ухудшение материально- технической базы школьного образования, на отвлечение детей от светского образования. Поэтому в 1943 году при наркомпросе республики было создано Дагестанское учебно-педагогическое издательство (Дагучпедгиз). Это дало возможность значительно улучшить дело издания учебников и литературы для детей. Создание учебно-педагогического издательства способствовало и повышению качества выпускаемой учебной литературы. «Заботясь об улучшении качества издаваемых учебников Совнарком РСФСР в 1943 году вынес решение об объявлении конкурса на составление лучшего учебника русского языка для дагестанских школ». Эти меры позволили дагестанской школе к концу Великой Отечественной войны укрепить свою материальную базу. Хотя за годы войны общая сеть школ несколько уменьшилась, она осталась примерно на уровне 1940 - 1941 учебного года. В то же время к концу войны уменьшилось число начальных и семилетних школ, но увеличилось количество средних школ.

Бесперебойное финансирование нужд народного образования из государственного бюджета, большая материальная помощь колхозов и общественности создали необходимые условия для нормальной работы дагестанской школы, улучшения ее материально-технической базы.

Из сказанного видно, что дагестанская школа за годы Отечественной войны добилась значительных успехов в работе. В труднейших условиях войны школы справлялись с возложенными на нее задачами по обучению и воспитанию подрастающего поколения. Этими успехами школа была обязана самоотверженному труду учителя. В годы войны в школах Дагестана работала большая армия учителей, которые, преодолевая большие материальные трудности, без учебно-методической литературы, при отсутствии многих учебников, школьных и ученических принадлежностей, зачастую в неотапливаемых помещениях, обучали грамоте подрастающее поколение. К концу войны отсев детей из школ начал приобретать большой размах. Военное время порождало немало трудностей и проблем, главной из которых становился отсев детей. Часто это явление было обусловлено религиозными причинами. Прежде всего, отсеивались девушки старших классов, выходя замуж или включаясь в сельхоз работу. Всего по данным 20 районов и трех городов за полугодие 1943-44 уч. года отсев составлял 10119 детей.

Надо заметить, что местные власти пытались справиться с ситуацией. Они вели добросовестно учет реально существующих детей, энергично вовлекали их в сентябре месяце в школы, но дальше повседневной работе организаторская энергия шла в убыль. Необходимо было вовремя находить причины отсева и вести работу по устранению этих причин. Но сельские, районные и городские исполкомы привыкли считать всеобуч делом одних только учителей и в течение учебного года отстранялись от этой проблемы, не ведя работы с теми, кто срывал закон о всеобщем обязательном обучении.

В годы войны, когда дети были чаще плохо обуты и одеты, тепло и уют в классах имели немаловажное значение. Только из-за этой причины к началу холодов отсев усиливался. К примеру, в Гунибском интернате не было к зиме печей, в Кумторкалинской школе было заготовлено топливо на зиму, однако в классах было холодно, оттого что в школе не было истопника. Волна отсева приходилась на начало пахотного сезона, начало весенне-летних работ, когда дома дети привлекались к работе, на месяц-два, уезжали вместе с родителями на дальние хутора. Часто местные власти предпочитали не замечать нарушение закона всеобуча, потому что не хватало рабочих рук и в колхозах и в личном подворье. Бывали случаи, когда ответственные сельские и районные работники сами нарушали закон о всеобуче. В сел. Марага Дербентского района председатель сельисполкома не пускал своих детей в школу в течение целого полугодия. В сел. Каякент сын председателя сельисполкома и дочь бригадира полгода не ходили в школу. Такое же положение слагалось в сел. Урада Кахибского района - председатель сельисполкома Магомедов Махач и парторг Гасанов также не пускали своих детей в школу. Секретарь райкома партии Чародинского района, проверив состояние учебы детей ответственных работников, вынужден был обсудить этот вопрос на бюро РК партии, и 7 человек получили различные партийные взыскания. Это были верующие мусульмане, у. которых светские знания вызывали определенное раздражение. Были и другие случаи, которые отвлекали школьников от учебных занятий по вине местных властей. В сел. Мураги Сергокалинского района 15-20 учащихся до самого конца первого полугодия работали в колхозе. В Уркарахе по этой же причине в ноябре не ходили в школу 10 учащихся. Они возили навоз на поля колхоза.

Обстановкой военного времени было вызвано к жизни развитие нового типа учебных заведений - школьных интернатов. Они были рассчитаны, прежде всего, для детей, оставшихся без родителей, а также эвакуированных школьников. Уже в 1943 г. по всей стране функционировали 700 интернатов. Во многих городских школах на общественных началах создавались группы продленного дня для детей, родители которых были заняты на производстве.

Всемерно развивалось патриотическое движение за усыновление осиротевших детей.

В условиях Дагестана, где родители вели кочевое хозяйство, значение интернатов трудно переоценить. К 1948 году было создано 65 школ-интернатов с охватом 3130 детей. Но в указанный период наблюдался значительный отсев школьников и из интернатов. Отсутствие тепла и уюта, нехватка самого необходимого приводили к уходу детей их интернатов. В Курахском, Кайтагском, Дахадаевском районах в 1943 году по проверке Министерства просвещения питание было плохим из-за недостаточного снабжения продуктами сельского хозяйства. Наркомторг ДАССР и Дагсоюз не отпускали интернатам установленного количества продуктов питания. На интернаты распространялась тенденция, характерная для всех школ Дагестана в военное время: чем старше класс, тем меньше в нем было учениц-горянок. В 1942-43 уч. г. в Дагестане работали 73 интерната, где жили и воспитывались 2930 чел. детей колхозников - кочевников, детей сирот и фронтовиков. Большинство интернатов находилось в горных районах.

Наличие в Дагестане большого числа маленьких сел и горный рельеф не давали возможности развертывать значительное количество неполных средних и особенно средних школ. Это обуславливало необходимость концентрации в крупных населенных пунктах учащихся старших классов, вынужденных проживать в интернатах. Но обеспеченность интернатов всем необходимым оставалась, как мы уже отмечали, на низком уровне. Особенно это касалось учебников и учебных принадлежностей. По вине Дагсоюза и районных отделов народного образования учебники затоваривались на складах и в магазинах сельпо. Из 240000 необходимых на 1943-44 учебный год книг было закуплено 157755 экземпляров. В Унцукульском (аварском) сельпо очень долго валялись учебники на кумыкском языке, еще хуже было отсутствие бережного отношения к учебникам, их выбрасывали, обнаружив малейшее повреждение. Тетрадей не хватало, местные издательства изготовили только 360000 тетрадей, поэтому использовались старые тетради и ненужные книги для ведения записей. Отрицательным фактором, влиявшим на выполнение всеобуча, являлось, во- многом, неудовлетворительное положение пришкольных интернатов, их слабая обеспеченность продуктами питания.

В 1944 -1945 уч. г. должно было функционировать 108 пришкольных интернатов с охватом 5250 детей. Предстояла большая работа по их подготовке к учебному году. Открылось всего 85 интернатов с охватом 3900 детей. Многие из них были слабо подготовлены к обслуживанию детей. В Ахтынском интернате при школе вместо печеного хлеба дети получали муку на 10 дней сразу. Помещения в Касумкенте под интернат не были отремонтированы, плохо отапливались, окна не имели стекол.

Война увеличила и число детских домов. Всего в 1942-43 уч. году в республике их было 9, в них воспитывались 1030 детей. Кроме того, функционировала одна республиканская школа глухонемых и слепых, где находился 41 ребенок. Учитывая наличие большого количества детей-сирот СНК ДАССР постановлением от 3 июля 1943 года открыло еще 4 детских дома в районах на 580 мест, в том числе в Табасаранском - 130 мест, в Акушинском - 150 мест, Хасавюртовском - 150 мест, Касумкентском - 150 мест. Обеспечение детских домов также часто было неудовлетворительным. При 9 детских домах имелись посевные участки под различные огородные культуры, откуда получали овощи и фрукты, заготавливаемые на зиму. При 6 детских домах г. Буйнакска, осуществлялось производственное обучение. Дети по расписанию занимались в мастерских детского дома №4, швейных мастерских, в летний период буйнакские воспитанники работали на кожзаводе и в трикотажной артели. Более 160 детей детских домов Буйнакска ежегодно помогали в уборке урожая с огородов.

Несмотря на трудности военного времени, выделялись весьма успешно работающие школы даже и в сельской местности. Хорошо организованной работой отличались Чохская и Согратлинская средние школы Гунибского района своей организованностью. Чохская средняя школа была особенно заметна своей серьезной работой, приобщением детей к труду, прекрасным уровнем подготовки к экзаменам 1945 года. Большую роль сыграла эффективная работа преподавательницы русского языка и литературы Айшат Абакаровой, которая безукоризненно владела сама русским языком и сумела привить любовь к языку и литературе своим питомцам. К 1945 году она работала в этой школе 25 лет. В чохской школе задолго до войны сложились добрые трудовые традиции. Все здесь выглядело добротно: классные помещения, материалы стенгазет, оформление классных комнат, учебно-воспитательные планы. Из выпуска 1942-44 учебного года этой школы 19 человек поступили в вузы Махачкалы и Грозного. Много и серьезно работал педагогический коллектив этой школы под руководством прекрасного организатора - директора Хархарова Гилича. За время войны 24 педагога ушли на войну, но школа своевременно нашла выход из трудной ситуации, и учебная работа продолжала идти по плану.

Несмотря на суровое военное время, хорошая организация школьной работы в Чохе видна была, прежде всего, в тщательной подготовки к проведению различных школьных мероприятий; своевременно планировалась подготовка к выпускным экзаменам и каждому новому учебному году. В школе всегда всесторонне продумывался годовой план учебно-воспитательной работы, активно действовали пионерская и комсомольская организации, работал учком, рационально составлялись расписания консультаций и дежурств преподавателей во время экзаменов.

В школе не было формального отношения к планированию. Директор и завуч строго следили за выполнением намеченного в назначенные сроки; при малейшем нарушении созывалось экстренное педсовещание и нарушения исправлялись вовремя. Не имея лишней специальной комнаты или какого-нибудь свободного помещения, чохские преподаватели находили возможным хорошо оборудовать в одном из классов комнату для подготовки к экзаменам, которая функционировала после уроков и по вечерам. В этой комнате для занятий по подготовке к экзаменам помимо двух комплектов учебников собрана была солидная дополнительная литература, заботливо сохраняемая чохскими учителями в библиотеке, а отчасти представляющая личную собственность преподавателей и учеников. Все книги были размещены на большой, специально поставленной здесь же этажерке.

На стенах помещались наглядные пособия по русскому языку, физике, литературе. По литературе были представлены всевозможные материалы вплоть до самодельных иллюстрированных плакатов и вырезок из газет с биографиями писателей, а также статьи об их жизни и деятельности, цитаты из художественных произведений. В вестибюле была организована витрина, куда помещались материалы «Пионерской правды», сведения о подготовке к экзаменам. Повсюду встречались лозунги, мобилизующие внимание учащихся. В комнате для подготовки к экзаменам учащиеся могли находить не только нужные учебники, пособия, дополнительный литературный материал, но и консультацию учителя. Расписание консультаций никогда не нарушалось. С родителями проводились беседы и лекции, родители в течение всего года ставились в известность об учебных успехах своих детей. В результате: из 18 учащихся 10 кл. к экзаменам не были допущены 2 чел. и лишь один написал письменную работу на «2», остальные же 15 чел. выпущены из школы с аттестатами зрелости. Учащиеся показали серьезные и полные знания не только по программе 10 класса, но и по курсу прошлых лет; владели большим запасом слов и свободной литературной речью. В ответах всех выпускников видна была не зубрежка и заучивание учебника, а понимание материалов и самостоятельность суждения. Чохские ученики показали свое умение решать задачи, хотя решение арифметических задач - слабое место в работе большинства школ. Комиссия предлагала многим ученикам в качестве дополнительных вопросов решить небольшие задачи, требующие навыка и сообразительности, и ученики довольно быстро справлялись с решением. Это заслуга преподавателя Хархарова Г. (он же директор), который вел математические дисциплины в 10-м классе. Он был очень требователен к себе и ученикам, хотя во многих школах Дагестана преподаватели, как правило, подсказывали и помогали учащимся в той или иной форме. Хархаров проявлял требовательность до педантичности, устраняя все препятствия на пути к самостоятельной работе учащихся.

Очень хорошее впечатление оставляла русская речь выпускников, у них оказался настолько большой запас слов, что они свободно высказывались по теме билета, не затрудняясь при ответах подбором слов и выражений. Большинство овладели правильной русской литературной речью, хотя и говорили с акцентом, что объяснялось отчасти тем, что многие не выезжали никогда из своего аула. В этом заключалась заслуга преподавательницы русского языка Кибичевой -Абакаровой (она же завуч), которая целый день проводила в школе среди детей. Она руководила их внеклассным чтением, помогала участникам драмкружка, переводила пьесы на аварский язык (за недостатком репертуара на родном языке). Хорошо разбираясь в стихосложении, учительница направляла литературные начинания ребят. Она организовала литературный уголок, для которого учащиеся самостоятельно собирали материалы. В учебном процессе Кибичева-Абакарова А. добивалась успехов, используя, помимо наглядности в обучении, систематичность упражнений, и применение интересных материалов. Она отличалась требовательностью к выполнению заданий и строгостью в оценках работы «без скидок», что приучало детей внимательно и терпеливо выполнять письменные работы.

Повседневная систематическая работа по обучению и воспитанию детей давала прекрасные результаты: стремление к учебе, дисциплинированность, высокий культурный уровень. Укреплению дисциплины содействовала и хорошо поставленная физкультурная и оборонно-массовая работа в школе. Под руководством военрука Билалова, инвалида Отечественной войны, бывшего учителя этой же школы, Киштилиева, такжеинвалида Отечественной войны, силами учащихся была оборудована спортплощадка у школьного здания с гимнастическим городком, параллельными брусьями, турником и др. оборудованием. Оба преподавателя пользовались авторитетом у учащихся, организовали физкультурный кружок, подготавливали физкультурные выступления - все это положительно отражалось на дисциплине школьников, вырабатывая любовь к труду, патриотизм.

Осуществляя патриотическое воспитание, Чохская школа организовала сбор средств на оборону страны (собрали более 70 тыс. рублей деньгами), отправку 40 посылок на фронт, выработку силами коллектива школы в колхозе нескольких сотен трудодней в пользу семей фронтовиков. Светское образование в с. Чох пользовалось авторитетом еще до революции: здесь выросли около 200 офицеров царской армии. В Советское время ученые-выходцы из Чоха встречались на всем пространстве СССР.

Кумухская школа родилась в начале XX века и выработала прекрасные традиции светского обучения детей. Она обеспечивала кадрами светских педагогов школы высокогорных районов, внесла огромный вклад в развитии светского образования в горной части Дагестана.

Педагогический коллектив средней женской школы №2 г. Махачкалы, где до революции размещалась женская гимназия, выделялся творческим подходом к работе. Директор Бахметьева, завуч Невская и Шаповалова серьезно и ответственно относились к организации всей жизни школы, обращая внимание на повседневное улучшение качества преподавания всех дисциплин. Они добились того, что общий ход педагогического процесса проходил по строго намеченным планам, в школе был образцовый порядок: чистота, тепло, уют. Дисциплина учащихся как в классе, так и вне его была отличной.

Учителя этой школы - преподаватель истории Мустанова И.А., которая изучала опыт светского образования по всей Европе еще до революции, преподаватель математики Сухобай А.С., учительница начальных классов Долич Н.К., Першикова Д.А., Швачко А.М. использовали достижения педагогической науки. Из семи присужденных медалей по городским школам всей республики-4 были получены выпускниками именно этой школы в 1944-1945 гг. На экзаменах звучала грамотная литературная речь, обстоятельно расскрывались темы письменных работ. Экзаменационные комиссии Чохской, Кумухской школ, школ №№2, 6 г. Махачкала, Буйнакской школы №1 с удовлетворением отметили литературные достоинства устной речи учащихся 10-х классов на экзаменах на аттестат зрелости. Однако, при высоком уровне орфографической грамотности учащимся очень тяжело давалось синтаксическое правописание. Были и некоторые другие школы, в которых знания учеников по русскому языку являлись удовлетворительными: 4-й кумыкский класс Бабаюртовской школы, 6-й класс Чапаевской школы Новолакского района, 5-й класс Новокулинской школы.

Но эти успехи не были типичным явлением для всех школ Дагестана. В Кайтагском районе (в 1944-45 уч. году) качество учебы было особенно низким. Из 1971 учащегося здесь оставлено было на 2-й год 1042 человек. Основной процент низкой успеваемости приходился на уроки русского языка.

Учащиеся 200 четвертых классов были выпущены из начальных школ со справкой, что в этих школах не преподавался русский язык. Особенно заметны были пробелы в применении полученных знаний в практической жизни учащихся и в развитии культуры устной и письменной их речи.

О слабости учительских кадров свидетельствовал такой факт: на уроке истории в 4-м классе в сел. Анчих учитель рассказывал о Суворове, как руководителе рабочего движения, по мнению этого же учителя и его учеников он воевал в 1905 году совместно с Красной Армией.

По литературе учащимся, да и студентам трудно давался навык анализа литературного произведения. Учащимся недоставало умения самостоятельно мыслить и высказывать суждения, что особенно проявлялось в сочинениях на свободную тему. Не менее симптоматично было и то, что многие педагоги совершенно удовлетворялись патриотическими настроениями, высказанными в сочинении, оценивая его обязательно отличной оценкой. Педагоги дагестанских школ пропускали солидное количество ошибок. Представ ленные Курахской школой работы кандидатов на золотую медаль, оцененные баллом «5», были очень слабыми.

В статье раскрывается специфика развития образования в Дагестане в условиях военного времени. Перед школой встали очень важные задачи, не только образовательные, но и способствующие участию в деле укрепления обороноспособности страны, военного обучения молодежи, воспитания советского патриотизма и ненависти к врагам. Как и во всей стране, трудность выполнения этих задач заключалась в отсутствии необходимых кадров, ибо многие учителя ушли на фронт, потребности страны в труде старшеклассников на производстве, резкого ухудшения материальной базы школ, в которых вынуждены были учиться в две-три смены, 60% педагогов не имели специального образования. Дополнительные трудности были созданы необоснованными репрессиями многих учителей в 30-е гг.

Тем не менее, развитие образования продолжалось и даже обнаруживало новые тенденции: усиление связи школы с производством, введение обязательного военного обучения, различных форм профессионального обучения. Осуществлялись методические новации: например, введение пятибалльной системы оценки знаний. Получили развитие новые типы образовательных учреждений: пришкольные интернаты (в 1943 г. -73), особенно важные для детей горцев, ведущих кочевое хозяйство, детские дома (в 1943 г. к 9 имеющимся добавились 4 вновь открытых детских дома).С 1943 года система светского образования в Дагестане пополнилась вечерними школами рабочей и сельской молодежи. С 1944 г. закон о всеобщем обязательном обучении распространился на детей семилетнего возраста. Однако, религиозное влияние в годы войны существенно усилилось, по стали этому заметны явления отсева учащихся, особенно девушек-мусульманок и школьников старших классов в сельской местности. Другой причиной негативных явлений являлись очень плохие условия в большинстве школ и других учебных заведениях. При этом удалось сохранить непрерывность развития светской системы образования на территории Дагестана и не допустить преобладание примечетских школ, но качество обучения и объем содержания знаний существенно снизились.

 

Автор: Адухов М.Д.