23.12.2012 3371

Реставрация шитья и тканей в ЦГРМ и их филиале - мастерской Троице-Сергиевой Лавры

 

Самые ранние протоколы реставрации памятников шитья, которые удалось выявить в ходе исследования, относятся к работам по укреплению предметов ризницы Троице-Сергиевой Лавры. Анализ документов позволяет сделать вывод, что деятельность починочной мастерской древнего шитья в 1919-1920 гг. основывалась на принципах ремонта, разработанных Комитетом по научному описанию Патриаршей ризницы в 1910 г.

Первым на реставрацию поступил покров «Преподобный Сергий Радонежский с житием» 1671 г. В протоколе реставрационных работ содержатся сведения о размере памятника, материалах, технике шитья, подробно описываются шитые изображения, надписи клейм, места утрат в жемчужном низанье. Реставрация позволила уточнить историю бытования памятника, определить датировку и имена вкладчиков. Под золотой парчой, на которую при поновлении был нашит покров, была обнаружена атласная таусинная подкладка с летописью:

«лета 7179 году юля де по(С)троен сии пок(р)овъ въ домъ живоначальныя троицы и чюдотворца сергия по обещанию имен(и)т(а)го ч-лвка дмитрея андреевича строганова, а приложили сии покро(в) после его смерти жена его вдова анна и с-нъ его григорш и дочь его пелагия строгановы».

Шелковые нити прикрепа серебра с обратной стороны покрова сохранили яркие цвета (красный, зеленый, синий, белый, золотистый), что давало представление о его первоначальном колорите. Ранее памятник подвергался починке (его подкладка была прошита нитями белого шелка, укреплявшими жемчуг в разных местах). В 1919-1920 гг. для восполнения утрат был использован жемчуг из «оброна» в шкафу, где хранился покров, и полученный дополнительно от помощника ризничего Диомида Егорова - члена Комиссии по охране Лавры. После укрепления памятник был почищен спиртом, к нему подшита подкладка таусинного атласа. На золотую парчу покров не подшивался, что позволяло видеть вкладную надпись. К акту приложены пять фотографий покрова и его фрагментов: памятник до реставрации на парче; покров после реставрации; подкладка; фрагмент подкладки - раскрытая надпись на покрове.

Как наиболее частая утрата во многих актах 1919-1920 гг. отмечается осыпь жемчуга. Его укрепление было произведено на воздухе «Спаситель во гробе» 1604 г., двух покровцах 1598 г. «Знамение Богоматери в круге» и «Спаситель на дискосе» вклада Бориса Годунова, воздухе 1601 г. вклада Ксении Годуновой, фелони 1652 г. вклада А.С. Шейна. Только для починки фелони 1625 г. вклада Трубецких Д. Егоровым было выдано двести жемчужин.

Сотрудники мастерской пытались решить проблему укрепления деструктированных тканей. Например, нити серебряной объяри на спине, боках и подоле фелони вклада великого князя Василия Ивановича 1525 г. практически полностью утратили эластичность и ломались от прикосновения. Фелонь была распорота по переднему правому шву, что позволило подложить под объярь белую бумажную ткань, на которую в местах больших прорывов была наложена шелковая материя. Объярь укреплялась «сплошь», при этом отдельные ее места, не вызывавшие в начале работы опасений, стали разрушаться. Было принято решение не возвращаться к предыдущему этапу починки и шелковую материю под вновь образовавшиеся прорывы не подкладывать, так как это могло повлечь еще большее разрушение.

Опыт работы с ветхой и хрупкой объярью был учтен при реставрации воздуха 1501-1503 гг. вклада великого князя Ивана III «Чудо Архангела Михаила в Хонех», ломкие и пересохшие нити которого не трогались, а укреплялись только «здоровые» волокна ткани.

Серьезной реставрационной проблемой была нехватка материалов. Несмотря на то, что ризничий Лавры передавал в мастерскую шелковые нити различных цветов, подходящий оттенок иногда достигался лишь путем использования двух и более нитей разного цвета, но чаще использовался нейтральный цвет.

Одним из важнейших этапов работы мастерской было тщательное ведение реставрационной документации с описанием технологических и стилистических особенностей шитых произведений, а также их специфических дефектов, выявлявшихся в процессе внимательного визуального осмотра памятников. Изучение произведений древнерусского шитья позволяло уточнять их атрибуцию. Например, был установлен вкладчик пелены «Явление Богоматери преподобному Сергию», не записанной ни во Вкладной, ни в Кормовой книгах монастыря. В процессе ее реставрации были обнаружены следы надписи, шитой коричневым шелком, остатки которого (уколы иглы с почти истлевшими фрагментами нитей), дали возможность разобрать слова, полностью совпадающие с окончанием летописи на пелене «Успение» (Исторический музей): «Андреевы Iвановича княгини ефросиiи, - что закрепило пелену за мастерской Старицких и расширило ряд известных памятников, вышедших из этой мастерской.

В 1920 г. на реставрацию поступила плащаница 1561 г. «Положение во гроб» вклада Владимира Андреевича Старицкого. При исследовании памятника было установлено, что в конце XVIII в. он поновлялся, однако зеленый атлас фона средника, нашитый на фрагменты первоначальной червчатой камки, сильно выгорел и хотя, «благодаря патине времени» слился с композицией, производил «ложное впечатление смешения стилей». Задание на реставрацию включило укрепление ветхих краев сквозных прорывов зеленого атласа средника, красной ткани полосы с шитой летописью и камки полей (с удалением с нее заплат). Укрепление атласа производилось серовато-зелеными и золотистыми шелковыми нитями, что «было очень удачно, так как соединение цветов приближало к полинявшему цвету атласа». После того, как мастерская Лавры стала филиалом Московской центральной мастерской древнего шитья, которая была частью Реставрационного отдела, занимавшегося раскрытием памятников древнерусской живописи, план реставрации плащаницы 1561 г. был изменен. Червчатые фрагменты подлинного фона, сквозившие в прорывах полинявшего зеленого атласа, побудили поднять вопрос о расчистке памятника на основе принципов, применявшихся при раскрытии живописи.

Плащаница Старицких стала первым памятником шитья, подвергшимся расчистке. После удаления атласа выяснилось, что червчатая камка фона XVI в. осталась только в виде контуров шитых фигур и заполняла отдельные небольшие пространства. Некоторая неудовлетворенность результатами раскрытия выразилась в заключении Т.Н. Александровой-Дольник о том, что синий цвет крашенины, на которой оказалось шитье, не совсем соответствовал первоначальному замыслу художника, однако «в случае добавления фона какой-то чужой ему тканью в цвет, памятник, несомненно, лишился бы необходимой правды, и снова получил бы лживые наслоения».

Плащаница 1561 г. была тщательно изучена сотрудниками Центральной мастерской. Н.П. Шабельская выявила в ее шитье около сорока швов: атласный шов, шов «в раскол», шов «в прикреп», шитье «по настилу», «по веревочкам». В процессе исследования был обнаружен интересный технологический прием: под изображения тел и ликов на червчатую камку накладывалась шелковая песочного цвета ткань, чтобы красный фон не сквозил между стежками. Аналог приему Т.Н. Александрова-Дольник нашла в сделанном Н.П. Кондаковым описании плащаницы Андроника Палеолога из церкви святого Климента в Охриде.

Помимо определения заданий и надзора над производством работ, Центральная мастерская оказывала помощь в подборе реставрационных материалов. Например, в июне 1924 г. «для подыскания подходящей ткани для фона» в ЦГРМ из Лавры поступила пелена XV в. с изображением Евхаристии.

Важным элементом работ в реставрационной мастерской Лавры являлось удаление с памятников пришивок и заплат, искажающих древнее шитье. Такие операции осуществлены, например, на воздухе с шитым изображением «Знамение Богоматери в круге» XV в.

Благоприятным периодом в деятельности мастерской были 1925-1928 гг., когда Сергиевским музеем руководил А.Н. Свирин. В этот период издано большое количество научных работ (среди них статьи, посвященные памятникам древнерусского шитья), установлен тучный контакт с М.В. Фармаковским и Н.А. Околовичем. Во время командировки в Ленинград состоялось знакомство А.Н. Свирина с деятельностью ГАИМК и реставрационной мастерской Художественного отдела Русского музея, что позволило сравнить методы реставрации памятников шитья в Лавре и Русском музее.

В январе 1925 г. по инициативе А.Н. Свирина в Сергиевском музее состоялось совещание музейных работников Москвы, Ленинграда, Ярославля, Ростова, Рязани и Костромы по вопросам изучения и хранения памятников шитья и тканей. Заслушав доклад В.К. Клейна, совещание постановило возбудить перед ГАИМК ходатайство о создании при академии подразделения по изучению шитья и тканей. В марте 1925 г. при Московской секции ГАИМК была организована Лаборатория по изучению способов хранения и реставрации древних тканей.

В декабре 1928 г. в музее произошла смена руководства. В 1929 г. мастерская шитья была закрыта, часть ее сотрудников перешла на работу в ЦГРМ.

С момента образования Центральных мастерских (первоначальное название «Всероссийская комиссии по сохранению и раскрытию памятников древнерусской живописи»), там производилась «расчистка» памятников с целью «полноценного их изучения», на некоторых из них, представлявших большой научно художественный интерес, осуществлялись «стилистические разведки». В 1921 г. на реставрационной конференции искусствоведческие цели московских реставраторов были подвергнуты критике со стороны петроградских коллег, считавших, что основное условие реставрационной деятельности должно заключаться в закреплении памятника в существующем виде. Представители Москвы, соглашаясь с тем, что задачи ремонта должны ставиться на первое место, не хотели исключать возможность раскрытия памятников, которое, по мнению Н.П. Шабельской, необходимо, если добавления «мешают правильному ремонту». Дискуссии по вопросам целей и методов реставрации способствовали выработке принципов, на которых основывалась деятельность ЦГРМ.

Разъяснению основ научной реставрации посвящено множество статей И.Э. Грабаря, где отмечается, что для лучшей сохранности памятников важен не столько их ремонт (к нему нужно прибегать с большой осторожностью), сколько консервация, т.е. «совокупность мер, клонящихся к улучшению условий, в которых находится художественное произведение». Среди главных факторов, влияющих на сохранность экспонатов, руководитель ЦГРМ указывал свет и вентиляцию, которая должна устранять в музейных помещениях излишнюю сырость, являющуюся причиной возникновения плесени и порчи художественных произведений. Реставрационные работы признавались возможными лишь для спасения памятника, при этом предварительно было необходимо изучить изменения, которым памятник подвергся. Отмечалось, что на качество работ положительно влияет знание технологии материалов и техники древнего искусства. Вопрос раскрытия должен был решаться для каждого экспоната индивидуально, так как «каждый слой имеет свою историю» и бывают слои, удаление которых «было бы уничтожением художественных ценностей».

Принципы научной реставрации, зафиксированные в трудах И.Э. Грабаря, являлись основой деятельности Московской центральной мастерской древнего художественного шитья и низанья, в состав которой в 1921 г. входили научные сотрудники: В.Т. Георгиевский (заведующий), Н.П. Шабельская (заместитель), М.Н. Левинсон-Нечаева (секретарь), Т.Н. Александрова-Дольник (председатель совета секции), К.Н. Шишова (помощница заведующего), Е.П. Муратова, - и мастерицы-вышивальщицы: М.Н. Рождественская, А.В. Гузова, Е.Ф. Федорова, А.С. Владимирова, А.М. Маркина, Е.В. Мельникова.

Специалисты мастерской принимали активное участие в разработке методов изучения музейного текстиля, являясь сотрудниками Секции русского искусства Московского института историко-художественных изысканий и музееведения (председатель секции - А.И. Анисимов). При секции существовала группа древнего шитья, сыгравшая положительную роль в развитии методов исследования и научного описания исторических и художественных тканей. Ставя целью создание полного «Словаря датированных памятников древнерусского искусства», сотрудники секции обсуждали вопросы типологии, датировки, терминологии. План описания произведений шитья был предложен А.Т. Георгиевским, подробно изложившим методику проведения датировки памятников, не имеющих вкладных надписей, с помощью описей ризниц, палеографии надписей, стиля рисунка, иконографии шитых изображений, способов шитья и использовавшихся при создании памятников материалов. При обсуждении терминологических вопросов Н.П. Шабельская, Е.П. Муратова, Т.Н. Александрова-Дольник отстаивали употребление узкоспециализированных названий, например, для красок: цвет зрелой пшеницы, брусничный и другие, ссылаясь на использование их в древних описях и отмечая, что «шкала живописи» для них слишком бедна.

Практические работы по укреплению памятников шитья сотрудниками Московской мастерской стали осуществляться с января 1922 г. Мастерская располагалась в это время в Зимнем саду Кремля, поэтому предметами, поступавшими на реставрацию, были экспонаты Оружейной палаты. Первым был реставрирован кабат царя Алексея Михайловича. В протоколе реставрации в краткой форме описан экспонат, его сохранность, реставрационные операции. Реставрация заключалась в укреплении золотого шитья в тех местах, где обветшали нити прикрепа. За кратким описанием работ, зафиксированных в протоколе Н.П. Шабельской, скрывался кропотливый труд мастериц-вышивальщиц. Из бесформенного комка нитей кабат удалось привести в «порядок благодаря бесконечно терпеливому прикреплению на место каждой оборвавшейся нити порознь». Работы продолжались три месяца.

В том лее году в мастерскую поступили восемь памятников Оружейной палаты, требовавших использования различных реставрационных приемов: на кафтане XVII в. (№ 12133) края разрыва ткани были «сведены и закреплены» без подведения дублирующего материала; на двусторонней хоругви Чудова монастыря XVIII в. (№ 12516) укреплялось накладное золотное шитье, на ковре 1687 г. из Теремного Дворца - отдельные золотные нити; на покрове XVII в. (№ 12272) - жемчуг; на саккосе XVII в. (№ 12036) - шитье.

В начале 1920-х гг. прошли реставрацию памятники, пострадавшие во время октябрьского обстрела, среди них саккос митрополита Макария 1549 г., ткань которого была расщеплена на узкие клочки и нижняя часть рукава с летописью оказалась вырванной. В ходе реставрации поврежденная ткань дублировалась на крашенину. Подкладка саккоса укреплялась подштопкой, а местами (из-за утрат) дублировалась на подведенный канаус.

Перед проведением работ по очистке и укреплению каждый памятник внимательно исследовался, при этом, как правило, появлялись новые сведения о музейном предмете. Так, изучение саккоса митрополита Макария позволило установить, что он был перешит из более древней одежды другого покроя.

В некоторых случаях решение о реставрационных операциях принималось совместно с реставраторами-живописцами. В мае 1923 г. в Центральную мастерскую поступил покров из Патриаршей ризницы (№ 12218), на поземи которого были восковые пятна. Пробное удаление одного из них показало, что под воском цвет шелка более светлый, в связи с чем было предложено не производить полной расчистки, чтобы не получить «пестроты поземи». С решением согласилась Комиссия в составе Д. Сухова, Г. Чирикова, Е. Силина.

К исследованию разрушений и принятию решения по методам реставрации двух покровов с изображением Василия Блаженного из Покровского собора, пострадавших в 1921 г. от рук грабителей, были привлечены сотрудники Исторического музея А.И. Анисимов и В.К. Клейн. На покрове начала XVII в. были сорваны надписи по сторонам главы Блаженного и жемчуг по контуру изображения Троицы и нимбу. Было решено укрепить образовавшийся в нимбе сквозной прорыв подведенной тканью, расчистить покров от нитей прикрепа жемчуга и удалить с фона шитья зеленый атлас позднейшей реставрации, так как при пробной расчистке под ним был обнаружен первоначальный фон.

На покрове 1589 г. вклада Федора Ивановича были вырезаны надглавное изображение Троицы и нимб, шитый волоченным золотом и жемчугом, сорван жемчуг по контуру шитья фигуры святого, а также по контурам букв надписи. Реставрационное задание включило следующие операции: укрепление главы Василия Блаженного на золотной ткани и подведение под утраченный сегмент с изображением Троицы другой золотной ткани, отличающейся от ткани нимба. Предусматривалось удаление остатков шнура от жемчужного контура и укрепление ветхой ткани летописи без расчистки прежней починки. В ходе работ возникли проблемы с реставрационным материалом: выяснилось, что блеск выбранной золотной ткани не соответствовал «тону и характеру шитья», поэтому глава святого была укреплена на старинную крашенину нейтрального цвета. Для прочности памятника под него была подведена подкладка.

В качестве реставрационных материалов в Секции шитья использовались ветхие малоценные вещи, поступавшие из ризниц кремлевских соборов. Так, в 1923 г. Комиссией по приему церковного имущества были переданы в мастерскую как не имеющие историко-художественного значения вещи из Успенского собора и старые лоскутья из Вознесенского монастыря и церкви Константина и Елены. Иногда из-за отсутствия «подходящего материала» укрепление приостанавливалось. В 1924 г. Н.И. Троцкая просила допустить Н.П. Шабельскую в соборы-музеи для отбора изделий из тканей, которые могли бы быть использованы при реставрационных работах.

В 1924 г. в структуре Главнауки на базе Реставрационного отдела были созданы Центральные государственные реставрационные мастерские, в задачи которых входила организация и практическое осуществление работ по реставрации памятников искусства и старины на территории РСФСР. Сотрудники ЦГРМ проводили регистрацию памятников и принимали необходимые меры для их сохранения, причем в случае выявления неудовлетворительных условий хранения музейных предметов на местах или сложности производства реставрационных работ должно было осуществляться изъятие памятников и вывоз их в ЦГРМ. Надзор за методической и научной стороной учета, регистрацией и охраной предметов искусства и старины сопровождался выполнением с научно-показательной целью реставрационных работ, проведением публичных лекций, выставок, конференций, разработкой инструкций.

«Инструкция Государственной реставрационной мастерской древнего художественного шитья и низанья» устанавливала правила проведения реставрации музейного текстиля. Главной задачей ремонта признавалось сохранение «характера, стиля и всех особенностей памятника». Для укрепления шитья с разрушенным фоном рекомендовалось использовать в качестве дублирующего материала ткань нейтрального цвета. В случае частичного разрушения нитей утка или основы фона допускалось укрепление сохранившихся нитей на крашенине, без подкладки дублировочного материала. Если в ходе предварительного изучения экспоната предыдущая реставрация признавалась неудачной, например, цвет фона искажал памятник, допускалась перекладка шитого изображения на подходящий первоначальному фону материал. Укрепление шитья и ветхих мест на ткани должно было осуществляться шелками в тон, и если не было подходящих готовых нитей, допускалась окраска шелковых нитей растительными красителями. Рекомендовалось удалять с памятника добавления, нарушающие «целостность впечатления». После реставрации уникальные памятники шитья должны были храниться в подрамниках и в застекленных шкафах с занавесками, при этом тяжелым тканям и шитью рекомендовалось придавать горизонтальное положение. План работ Секции шитья утверждался на конференциях, реставрационные задания фиксировались в журнале.

С 1924 г., после изменения организационной структуры Реставрационного отдела, в Центральной мастерской шитья стали реставрироваться памятники не только Оружейной палаты, но и других музеев. Например, из собрания Исторического музея в ЦГРМ поступили произведения лицевого шитья: пелена с изображением «Положение во гроб» 1558 г. вклада царицы Анастасии Романовны, плащаница 1531г. вклада Агриппины Челядниной, подвесная пелена XVI в. с изображением Креста на Голгофе, преподобного Сергия и святого Николая-Чудотворца. В ходе реставрационных работ была произведена расчистка этих памятников от поздних наслоений и укрепление древних тканей и шитья.

В ноябре 1924 г. из Отдела крестьянского быта Исторического музея в Центральную мастерскую поступило двадцать два позатыльника, низанных цветным бисером, шесть подзоров и крестьянский головной убор. Это были первые памятники народного искусства, реставрированные в ЦГРМ.

Мастерская осуществляла надзор за деятельностью Сергиевского филиала. Так, в 1924 г. в Лавру была направлена специальная Комиссия для осмотра реставрированных произведений древнего шитья и утверждения плана работ филиала. Анализ актов о выдаче экспонатов в реставрацию и приеме их из реставрации показывает, что работы в Лавре шли строго по плану, определенному Комиссией. В сложных случаях памятники направлялись в ЦГРМ.

В 1924 г. Центральная мастерская начала подготовку к реставрационной выставке. Из Русского музея поступили три экспоната. Расчистка двух из них: пелены с изображением Кирилла Белозерского (№1126 шт. 16) и пелены «Распятие» (№ 1424 шт.27) была осуществлена реставратором ГРМ М.И. Покровской «не до конца», что позволяло демонстрировать на выставке метод музейной реставрации древнего шитья, разработанный заведующим реставрационным делом Художественного отдела ГРМ Н.А. Околовичем. Основой метода являлись принципы, применявшиеся в музее при реставрации древней живописи. Удаление искажающих памятник наслоений допускалось только на хорошо сохранившихся произведениях. Основной задачей реставрационных операций признавалось прекращение дальнейшего разрушения памятника. При хорошей сохранности произведения устанавливалось наблюдение за ним, а при появлении начальных форм разрушения, памятник укреплялся. Иногда, если разрушения на музейных предметах были связаны с их нахождением в сырых, невентилируемых помещениях признавалось достаточным перенесение их в сухое место с нормальной вентиляцией, что исключало причину «тления - медленного горения ткани вследствие влажности». Методы, предложенные Н.А. Околовичем, были одобрены Комиссией экспертов Ленинградского отделения Главнауки, при этом «как непременные условия» были приняты обязательное фотографирование шитья в процессе реставрации, а при необходимости химической расчистки консультации с Институтом археологической технологии ГАИМК.

Обмен опытом с ленинградскими коллегами способствовал внедрению в практику Центральной мастерской новых методических приемов. В 1924 г. для демонстрации на выставке реставрационных приемов, использовавшихся в Секции шитья, было принято решение расчисть «лишь до половины» плащаницу 1627 г. из Вознесенского монастыря (Оружейная палата, № 12305). Под руководством Н.П. Шабельской производилась расчистка правой половины памятника. Реставрация осложнялась тем, что «нити шелка, пропитанные клеем, удалялись с трудом». После экспонирования на выставке раскрытие плащаницы было завершено под руководством Т.Н. Александровой-Дольник.

Неполное раскрытие было осуществлено Н.П. Шабельской при расчистке плащаницы 1531 г. вклада Агриппины Челядниной: работа была «выполнена на одной половине пелены ввиду выставки». В 1938 г. в мастерской Исторического музея реставрация плащаницы была закончена Е.С. Видоновой.

В 1925 г. реставраторами Москвы и Ленинграда на конференции по реставрационному делу были одобрены принципы проведения ремонтно-восстановительных работ, применявшиеся в ЦГРМ. В решении совещания отмечалось, что основой консервационно-реставрационной деятельности должны быть «строгая документация всего исследовательского и исполнительного процесса, недопущение произвольных восполнений и доделок, применение материалов, по возможности аналогичных имеющимся в памятнике, не столько реставрация, сколько раскрытие и укрепление памятника».

В ЦГРМ разрабатывались новые приемы текстильной реставрации, например, была решена проблема укрепления на современной ткани двусторонних шитых изображений, утративших первоначальный фон. Новый метод был применен при реставрации знамени Сапеги XVII в. Взаимное расположение шитых фигур устанавливалось по выявленным утолщениям, что указывало на их горизонтальное расположение в месте соединения двух полотнищ, сшитых вдоль. Также (по утолщениям) удалось определить положение надписи в верхней части знамени и исправить фигуру Саваофа в полукружии. На новом фоне изображения укреплялись по контурам. Затем ткань, закрывавшую обратную сторону фигур, разрезали по вертикали и по горизонтали и распустили на отдельные нити, которые ввели в толщу сохранившихся фрагментов.

Методы научной реставрации произведений древнерусского шитья демонстрировались на III реставрационной выставке, организованной ЦГРМ в апреле-мае 1927 г. Среди ее экспонатов были раскрытые и укрепленные памятники, наиболее показательные «в смысле различных способов реставрации шитья, применяемых в Центральных государственных мастерских и их филиале б. Троице-Сергиевой лавре». В каталоге выставки указывались виды разрушений и реставрационные операции, выполненные Т.Н. Александровой-Дольник, Н.П. Шабельской, Ю.С. Карповой, Е.С. Видоновой, К.Н. Шишовой, М.Н. Рождественской, А.Д. Беляковой.

Экспонировавшиеся работы демонстрировали новые способы очистки шитья. Например, очистка пелены с изображением Рождества Богоматери из Старого городского собора Волоколамска была выполнена комбинированным способом. При починке в XIX в. пелена была подклеена мучным клеем (на изнанке клей образовывал сгустки), что сделало шитье ломким и жестким. Очистка пелены производилась путем промывки теплой водой и желтком. Пятна воска с золотного шитья сначала удалялись ланцетом, а затем протирались винным спиртом. С изнанки клей удалялся после размягчения горячей водой также при помощи ланцета, но часть его, пропитавшая насквозь шитье средника не подвергалась очистке. Протокол ЦГРМ зафиксировал неблагоприятное воздействие мучного клея на сохранность шитья. Как показал анализ протоколов 1920-1940-х гг., реставраторы тканей «первого поколения» при укреплении памятников древнерусского шитья не использовали мучной клей.

В плане ЦГРМ на 1926-1927 г. была поставлена задача «выработать основы единообразных методов ремонтно-реставрационных работ в применении к различного рода памятникам, унифицировать формы научной отчетности, а также усовершенствовать на основании технологических исследований методы консервации памятников», с этой целью предлагалось использовать практический опыт музейных работников. При Главнауке была создана Методическая комиссия по реставрации (председатель И.Э. Грабарь), в состав которой вошли представители московских музеев и реставрационных мастерских, среди них П.Д. Барановский, А.И. Анисимов, В.К. Клейн.

В 1927 г. Совнарком РСФСР принял Постановление о систематической экспертизе музейных собраний с целью установления сохранности наиболее ценных коллекций. С этой целью Главнаукой Наркомпроса РСФСР было предложено организовать в центральных музеях специальные реставрационные комиссии и усилить теоретическую работу по усовершенствованию методов консервации. В состав комиссий включались представители ЦГРМ.

Наркомпрос активно занимался вопросами подготовки музейных работников. Главнаукой были организованы Музейные курсы. Программа для специалистов по тканям включала лекционные занятия, знакомящие с технологией производства отечественных, западных и восточных тканей, а также практические занятия по атрибуции старинных тканей на образцах Исторического музея.

Развивая теорию и практику реставрационного дела, весной 1927 г. сотрудники ЦГРМ организовали курс лекций в Политехническом музее, знакомивших как с общими принципами научной реставрации, так и с вопросами укрепления памятников из различных материалов. Лекцию «Памятники древнерусского шитья и их реставрация» прочла Т.Н. Александрова-Дольник.

Специалисты ЦГРМ проводили практические занятия по овладению реставрационными приемами, используемыми в Центральных мастерских. В 19271928 гг. стажировку в Центральной мастерской шитья прошла реставратор Оружейной палаты А.Д. Барышникова.

Большое значение для изучения техники древнерусских швов и знакомства с научными методами исследования и укрепления музейного текстиля имели статьи Т.Н. Александровой-Дольник и Н.П. Шабельской, вошедшие в сборник ЦГРМ.

В январе 1928 г. в целях «усиления теоретической работы по усовершенствованию методов консервации» ЦГРМ разослали в музеи инструкции. Одна из них - «Основные способы хранения памятников древнего шитья и изделий из тканей» - была подписана В.Н. Сидамон-Эристовой, что указывает на ее создание непозднее 1925 г. Инструкция рекомендовала оберегать музейные ткани от пыли и излишней сухости, чтобы они не становились ломкими; от сырости, чтобы не появлялась плесень; от света, чтобы ткани не выцветали. Для предотвращения заражения жучком или молью, предметы следовало периодически проветривать, а при укладке в сундуки и шкафы, предварительно протертые керосином, класть мешочки с нафталином и изолировать каждый предмет, завертывая его в тонкую бумагу или ткань. Золотое шитье и другие вышивки рекомендовалось чистить винным спиртом или бензином, большие ковры и гобелены - протирать мягкой тряпочкой с керосином, который хорошо удаляет пыль и служит дезинфекционным средством; тяжелое шитье следовало хранить в горизонтальном положении.

Разосланная в 1928 г. «Инструкция Губмузеям» (датирована 3.08.1923 г. и подписана Н.И. Троцкой) имеет раздел «Изделия из тканей и шитье», где указывается, что их ремонт мог самостоятельно осуществляться музеями только в отношении предметов не старше середины XIX в., все иные работы должны были обязательно утверждаться специалистами Музейного отдела.

С целью обеспечения сохранности музейных коллекций, ЦГРМ создавали комиссии, осуществлявшие надзор за консервационно-реставрационной деятельностью музеев. В комиссии включались и сотрудники мастерской шитья. Например, в ноябре 1928 г. Т.Н. Александрова-Дольник в составе Комиссии ЦГРМ инспектировала Музей изящных искусств.

Инспекционная поездка Е.С. Видоновой и Ю.С. Карповой в январе 1934 г. в Загорский краеведческий музей показала, что ликвидация починочной мастерской шитья негативно сказалась на сохранности памятников. Размещение музейных предметов в новой экспозиции, по мнению сотрудников ЦГРМ, было нецелесообразным, особенно пелены 1499 г. вклада Софии Палеолог. Размещенная вертикально, она дала большие трещины на объяри средника.

Во время инспекционных поездок специалисты ЦГРМ оказывали помощь музеям в описании коллекций. Например, Т.Н. Александрова-Дольник и Е.С. Видонова были командированы в Новгородский историко-художественный музей, для отбора вещей, нуждающихся в реставрации, и инструктирования сотрудников музея по вопросам хранения текстиля. Экспонаты музея были инвентаризованы, но не имели подробных описаний, лишь немногие из них были датированы. Во время командировки сотрудники ЦГРМ описали коллекцию древнерусского шитья. В описание входило: 1) композиция/иконография; 2) техника работы; 3) материалы; 4) надписи; 5) дата; 6) сохранность; 7) категория; 8) очередь реставрации. При инспектировании были обнаружены уникальные памятники, например, поручи XII в., по преданию принадлежавшие Варлааму Хутынскому. В 1933 г. они поступили в ЦГРМ, а после реставрации были переданы в ГИМ.

Сотрудниками Центральной мастерской были описаны коллекции шитья в музеях В. Устюга, Сольвычегодска, Вологды, Архангельска. Нуждающиеся в укреплении предметы направлялись в ЦГРМ. В 1933 г. из Устюга на реставрацию поступили три воздуха китайской ткани типа гобелена XVII-XVIII вв., найденные Т.Н. Александровой-Дольншс и Е.С. Видоновой во время командировки в Северодвинский музей. Предметы из разных узлов, лежавших «в пыли и грязи на кучах голубиного помета», были «построены» из одного куска ткани, рисунок которой - рыбы в волнах - заинтересовал реставраторов. Яркий колорит синего, голубого, зеленого, зеленовато-голубого, кораллового, розового, черного и белого шелка с применением в зеленых нитях обкрутки из тончайшего пера птицы заставил реставрационный совет принять решение о соединении фрагментов и восстановлении композиции уникальной китайской ткани. После реставрации, выполненной Е.С. Видоновой, ткань была окантована и поступила на хранение в Музей восточных культур (№ 4537 I). До настоящего времени экспонат находится в прекрасном состоянии.

Командировки способствовали обмену опытом. Значительный интерес сотрудников ЦГРМ, вызвали работы, связанные с очисткой и укреплением археологического текстиля в Отделе волокнистых веществ ГАИМК. Е.С. Видонова подробно описала аппараты, используемые для очистки раскопочного материала и все операции с ним (отпарка, механическая и химическая чистка, укрепление ветхой ткани в растворе вискозы, окантовка).

В Русском музее сотрудники ЦГРМ знакомились с методами очистки и консервации этнографических коллекций. Разработанный в музее прием осторожного выбивания пыли из экспоната, помещенного между двумя мокрыми полотенцами, был описан Т.Н. Александровой-Дольник в инструкции по хранению музейного текстиля и рекомендован для очистки ковров и ворсистых тканей. В Этнографическом отделе ГРМ сотрудники Центральной мастерской изучили результаты работ с эвланом Мекбаха - новым дезинфицирующим средством, признанным музейными работниками за рубежом.

Знакомство с собраниями ленинградских музеев позволило предположить, что коллекции филиала Эрмитажа (бывшего Учебного музея при Училище технического рисования барона A.Л. Штиглица) могли быть использованы для научных работ в области текстиля аспирантами и сотрудниками Центральных мастерских, приобретающих функции научно-исследовательского института.

Попытки преобразовать ЦГРМ в научно-исследовательский институт консервации и реставрации предпринимались И.Э. Грабарем в конце 1920-х гг.

Многолетняя консервационно-реставрационная деятельность позволяла утверждать, что «для правильного лечения болезни нужно поставить верный диагноз», «произвести детальное описание памятника, его состояния и болезненных явлений прежде, чем взяться за «хирургический нож», при этом реставрация должна была использовать новейшие открытия точных наук.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в ЦГРМ при исследовании памятников стали применяться технико-технологические методы, включавшие исследования с помощью оптических приборов в различных лучах спектра, что давало возможность провести более точную атрибуцию музейных предметов, включая датировку, происхождение, технику производства, внесенные изменения. Оптические исследования проводились и с тканями. Например, с помощью микроскопа С.А. Тороповым изучались поражения коптских тканей. Методом микрофотографической регистрации исследовалась структура волокон, определялись типы флористических вредителей.

Физико-оптические методы, достаточно разнообразные и дополняющие друг друга, применялись и при изучении произведений шитья. Например, исследования с помощью рентгеновских лучей позволяли выявить тонкие узорные переплетения нитей и тканей вышивки, структуру металлических нитей, их наложение и прикрепление, зашивку,   накладку, пересадку на новые фоны. При реставрации знамени Сапеги XVII в. (ГТГ) рентгеновский снимок выявил очертания букв летописи, выполненной вязью.

Несмотря на значительные достижения в изучении и сохранении культурно-исторических памятников,     деятельность  ЦГРМ с начала 1930-х гг. стала подвергаться жесткой критике за недостаток «политически выдержанных работников». В 1930 г. с поста руководителя мастерских уходит И.Э. Грабарь. В 1934 г. ЦГРМ были закрыты. По постановлению Совещания наркома по просвещению РСФСР и его заместителей реставрация произведений декоративного искусства переходила в введение ГИМ.

За время существования Центральной реставрационной мастерской шитья были разработаны эффективные методы исследования, консервации и реставрации музейных тканей; проверены на практике методики раскрытия памятников древнерусского шитья и перекладки на новые фоны двусторонних шитых произведений; установлены контакты с лабораториями и музейными мастерскими, выполнявшими работы по изучению, очистке и укреплению археологического текстиля и этнографического материала; разработаны нормативные документы по ведению консервационно-реставрационных работ, проведено укрепление памятников Оружейной палаты, Кремлевских дворцов и соборов, Исторического музея и его филиалов, Музея восточных культур, Музея изящных искусств и других.

 

Автор: Ермакова Н.В.