23.12.2012 2987

Разработка консервационно-реставрационных методов тканей в Институте археологической технологии ГАИМК

 

В 1920-1930-е гг. в результате экспедиционной деятельности в фондах московских музеев формируются значительные по объему коллекции археологического текстиля. Проблема его сохранения решалась специалистами Академии истории материальной культуры, учрежденной в 1919 г. на базе Археологической комиссии. При Академии был создан Институт археологической технологии (ИАТ), специалисты которого разрабатывали методы консервации и реставрации различных раскопочных материалов, в том числе археологического текстиля, изучая его технико-технологические характеристики с помощью физико-химических методов.

В 1925 г. при Московской секции ГАИМК была создана Научно-техническая лаборатория по изучению методов хранения и реставрации древних тканей и шитья, которая расположилась в здании ГИМ и была возглавлена В.К. Клейном. Ее научными сотрудниками стали реставраторы ЦГРМ и хранители тканей московских музеев: Т.Н. Александрова-Дольник, Н.П. Шабельская, М.Н. Левинсон-Нечаева, Е.А. Георгиевская-Дружинина, Л.И. Свионтковская-Воронова, Е.П. Муратова. Лабораторные исследования начались с изучения экспонатов ГИМ, при этом внимание было привлечено как к стилистическим особенностям древних тканей, так и к технологии их производства.

Сотрудники лаборатории В.К. Клейн, Н.В. Воронков и В.Н. Хвальковский приняли участие в работе одной из групп, образованных ГАИМК для изучения и реставрации тканей из раскопок курганов урочища Ноин-Ула в Монголии. Первоначально текстиль поступил на реставрацию в Этнографический отдел Русского музея, однако памятники, возраст которых около двух тысяч лет, требовали иных методов очистки, чем применяемые при реставрации этнографических коллекций. Результаты очистки, приведшие к утрате некоторых образцов, обсуждались на специальном заседании ИАТ с привлечением сотрудников Русского музея и специалистов в области механической обработки волокна, крашения тканей, их химической и паровой чистки из Государственного технологического института. Журнал заседания и рекомендуемые меры предосторожности в отношении тканей, извлекаемых из земли, были опубликованы и разосланы всем археологическим экспедициям.

Сохранности раскопочного текстиля могли способствовать только консервационно-реставрационные приемы, находящиеся «в полном соответствии с технологическими свойствами археологического материала», что определило необходимость изучения технологии древних тканей. Кроме этого, исследование природы волокон и техники их обработки должно было дать основание для «суждения о происхождении вещей, для уяснения картины культуры народа, которому принадлежали курганы Ноин-Ула».

При очистке археологического материала «в категорической форме» было отвергнуто применение мыла и воды, так как действие щелочей и гидролиз окончательно могли разрушить ткань, которая в большинстве случаев представляла собой деструктированный и пропитанный различными солями материал. Как правило, первичная обработка тканей производилась четыреххлористым углеродом, эфиром и хлороформом под струей сухого пара при давлении 0,5 атм. Затем сырье исследовалось (шелк - микрохимическим путем, шерсть - химическим, гистологическим и микроскопическим).

Московская группа применила «классический анализ чисто технологического направления: от первичного волокна к пряже, от пряжи к переплетению, от переплетения к рисунку и, наконец, к окраске». К исследованию тканей Ноин-Улы были привлечены специалисты московских вузов (Технологического, Политехнического, Текстильного институтов) и гистологической лаборатории Института опытной агрономии.

В ИАТ были проведены опыты с применением различных световых фильтров и ультрафиолетового излучения. Показательна работа с фрагментом, выбранным исключительно для опытов, и, как казалось, не имевшим никакого художественного интереса. Он представлял до очистки черный, небольшой, совершенно твердый комок, «можно было только весьма приблизительно сказать, что, вероятно, это шерстяная ткань» После очистки на памятнике была обнаружена вышивка, изучение которой фото-спектографическим путем позволило получить отчетливое изображение головы воина.

В.Н. Кононовым были проведены исследования по определению окраски волокон, для которых приемы анализа красителей тканей, принятые в текстильной практике 1930-х гг., а также спектральный анализ и фотографические методы не дали необходимых данных. Предложенный им план исследования включал несколько этапов. Первым шагом было изучение древних литературных источников, которое позволило установить сырье, применявшееся в качестве красителей, а также древние технологические приемы крашения. Затем современные ткани были окрашены с использованием древних приемов. Следующим шагом было изучение загрязнений. Ими оказались соединения железа. Современные окрашенные ткани были искусственно загрязнены природными соединениями железа. На полученных образцах стала отрабатываться методика извлечения красителя из ткани и его определения. Когда методика была апробирована, приступили к исследованию раскопочных образцов.

Определение первоначальной окраски позволяло выполнять графическую реконструкцию археологического материала. Например, она была осуществлена В.Н. Кононовым для ковра, который был украшен аппликациями, изображавшими борьбу лося с грифоном, яка с хищником и стилизованные растения.

В 1929 г. работы по очистке и графической реконструкции тканей из Ноин-Улы демонстрировались на Берлинской археологической выставке. Реставрированный в 1920-х гг. ноин-ульский текстиль до сих пор вызывает интерес отечественных и зарубежных специалистов. Например, ковер I в. н.э., вышитый разноцветными шелковыми нитями по пурпурной шерсти, опубликован в 2001 г. Ф. Скотт в «Книге о шелке».

ИАТ разработал правила извлечения текстиля при раскопках, рекомендовав собирать почву под определенными частями костяка, так как краситель со временем переходит в почву, поэтому по имеющимся в ней остаткам с помощью микроанализа можно установить краситель, а иногда и материал ткани.

В 1930-х гг. В.Н. Кононов провел сравнительный анализ технологических особенностей тканей из Ноин-Улы и из гуннского могильника Ильмовой пади (раскопки Г.П. Сосновского 1928-1929 гг.). При исследовании определялись особенности волокна, красители, плотность ткани, переплетение нитей, проводились микроскопический и микрохимический анализы. Для некоторых тканей выявлялся рисунок орнамента. Результаты исследования зафиксировали сходство тканей и тождественность их технического выполнения, однако создавалось «впечатление сильного упадка культуры производства».

ИАТ провел исследования большого количества коптских тканей. Анализ показал, что в большинстве случаев они были очищены только от поверхностной грязи, но внутри волокон оставались соли, которые, высыхая и кристаллизуясь, окончательно разрушают ткань. Иногда эти соли наблюдались в виде налетов как на самой ткани, так и на стекле окантовки. Для «глубокой» очистки волокон создавались специальные приборы, в которых ткань обрабатывалась струей сухого пара, представляющего собой смесь различных растворителей. Методы очистки описаны в сборнике ГАИМК, где подробно изложены положительные и отрицательные свойства химических реактивов, применяемых при реставрации текстиля (бензина, эфира, четыреххлористого углерода, трихлорэтилена) и даны рекомендации по удалению загрязнении различного происхождения.

Сотрудниками ИАТ разрабатывались методы укрепления ветхого текстиля. «Целесообразных» аппретов для тканей выявить не удалось, однако, если можно было «примириться с тем, что ткань потеряет свою эластичность, но сохранит внешний вид», рекомендовалось использовать желатиновый закрепитель. Испытание в качестве аппрета для бумажных тканей жидкого раствора клейстера показало, что уже при незначительной сырости на тканях появляются пятна и плесень, поэтому в его состав рекомендовалось включать едкий натр и серную кислоту. По отношению к очень ветхим тканям в качестве аппрета предлагалось использовать растворы нитро- и ацетоцеллюлозы. Достаточно хорошие результаты были получены по укреплению текстильных волокон растворенным шелком. Опыты по укреплению шелковых тканей при помощи жидкого искусственного шелка (вискозы) показали, что при смачивании некрепким составом прочность ткани повышалась за счет образования тонкого защитного слоя, но если состав был более концентрированным, ткань теряла свою эластичность.

В 1937 г. на заседании Кафедры реставрации и консервации ИАТ выступил хранитель знамен Эрмитажа Н.Н. Семенович, проанализировавший состояние реставрированных в XIX в. знамен из Оружейной палаты и Артиллерийского Исторического музея (Ленинград). Наиболее эффективным методом сохранения тканей, по его мнению, был способ наклейки на тюль, так как петровские знамена, реставрированные этим способом в середине XIX в., к 1936 г. оказались в хорошей сохранности. Анализ клея на реставрированных экспонатах позволил установить, что в его состав входили мука, и желатин.

Н.Н. Семеновичем была разработана методика укрепления музейных тканей на тюле с применением мучного клейстера. Восстановление физических свойств волокон было основано на процессе адсорбции раствора желатина, который, проникая с водой в структуру волокна, после испарения воды закрепляет его. Были предложены различные рецепты клеевых составов, компоненты которых должны были выполнять три основные функции: 1) проникнуть в структуру пряжи для закрепления волокна; 2) осаждаться на поверхности для образования защитного слоя; 3) приклеивать реставрируемую ткань к новой основе. В состав клейстера рекомендовалось вводить: клеящие и крахмалистые вещества (желатин и пшеничную муку); смягчающие и гигроскопические вещества (глицерин); растворяющие вещества (воду, спирт); противогрибковые вещества (бензойною кислоту, тимол, белый стрептоцид). Образцы тканей, реставрированных методом Н.Н. Семеновича, прошли испытания в Ленинградском текстильном институте.

В 1937 г. ИАТ был закрыт. Некоторые его сотрудники продолжили исследование археологического текстиля в ленинградских музеях. В.Н. Кононовым в Отделе консервации и реставрации Эрмитажа изучались волокна и красители древних тканей. В 1946 г. М.В. Фармаковскому (главному хранителю Русского музея) за работу «Методика исследования древних тканей», написанную в блокадном Ленинграде, Ученый совет Института истории материальной культуры присудил ученую степень доктора исторических наук.

Деятельность Института археологической технологии ГАИМК имела существенное влияние на развитие приемов консервации и реставрации археологического текстиля. Использование различных физико-химических методов исследования позволило расширить сведения об исторических технологиях ткачества и вышивки: изготовлении пряжи, крашении, способах производства ткани. В ИАТ прошли проверку поверхностные и «глубокие» методы очистки текстиля с использованием органических растворителей, положительные и отрицательные качества которых были всесторонне изучены. В институте решались проблемы укрепления деструктированных тканей с помощью различных клеевых составов.

 

Автор: Ермакова Н.В.