26.12.2012 9361

Состояние торговли на Кубани в первые пореформенные десятилетия в 60-е - 70-х годы XIX века

 

Кубанская область как одна из административно-территориальных единиц в составе Кавказского края была образована 8 февраля 1860 года. Для России это был очень сложный и в тоже время важный период, когда всем ходом предшествующего исторического развития она оказалась накануне великих преобразований. Крестьянская реформа 1861 г. явилась гранью между двумя крупнейшими эпохами российской истории - феодализма и капитализма. Буржуазная по своему характеру, она создала необходимые условия для победы нового капиталистического способа производства: главным из них явилось освобождение от крепостной зависимости крестьян, которые и образовали рынок наемной рабочей силы. Кроме того, освобожденное население Российской империи получило возможность развивать, расширять свое хозяйство, открывать ремесленные заведения, заниматься различными видами предпринимательской деятельности. Данное обстоятельство послужило значительным стимулом для развития российской промышленности, которая вступила в новую фазу: увеличивается число ремесленных заведений, заводов и фабрик, ориентированных на рынок.

Несмотря на значительную территорию, по своему экономическому развитию Кубанская область была тогда позади многих других губерний европейской части России. На фоне широких потребностей капиталистического развития в условиях рыночной модернизации страны ее торгово-промышленный потенциал выглядел весьма слабым.

Становление торговли и промышленности в исследуемом регионе происходило в общем русле экономического развития Российской империи.

Вместе с тем, этот процесс отличался и рядом особенностей. Военно-казачья организация Кубанского казачьего войска, малонаселенность, необжитость плодородного обширного края, привилегированное положение казачества наложили специфический отпечаток на характер социально-экономических отношений в Кубанской области в период рыночных преобразований в стране.

Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века, окончание Кавказской войны в 1864 году, железнодорожное строительство - все это способствовало капиталистическому освоению исследуемого региона, что явилось составной частью процесса образования всеобщего капиталистического рынка и развития российского капитализма вширь.

Важнейшим фактором, стимулировавшим развитие здесь товарно-денежных отношений, явилась широкая гражданская (в основном, крестьянская) колонизация Кубани.

Следует отметить, что казачий край давно привлекал жителей других регионов многонациональной и огромной Российской империи. Это был благодатный, плодородный регион, где главными занятиями местных жителей были коневодство, скотоводство, земледелие, рыболовство. Кроме того, «здесь всех этих стеснений и строгостей не было, жить было легче, дышалось вольнее». До 60-х гг. XIX в. приток пришлого населения был незначительным, что объяснялось не только наличием феодально-крепостнических отношений в губерниях России, ведением военных действий на Кавказе, но и причинами местного характера. По действовавшему тогда законодательству, вся территория Черноморского казачьего войска считалась его неприкосновенной собственностью, и отчуждение в частную собственность даже небольшого участка земли не допускалось. Отмена крепостного права, завершение военных действий, относительно высокая по сравнению с другими губерниями России заработная плата сельских рабочих, сравнительно низкие цены на землю и ее аренду - все это усиливало поток переселенцев и пришлых рабочих из центральных губерний России в Кубанскую область. Иногородние проникали в малозаселенный, слабоизученный край в качестве ремесленников, торговцев, наконец, простых чернорабочих в области земледелия, скотоводства и рыболовства. Попав сюда, они постепенно оседали здесь и перевозили своих родственников. Приливу пришлого населения также способствовала государственная политика в данном регионе: Положение 1862 г. «О заселении казаками и другими переселенцам предгорий западной части Северного Кавказа» и указ 1868 г. «О дозволении русским подданным невойскового сословия приобретать собственность в казачьих землях». Главную массу переселенцев составили крестьяне Воронежской, Курской, Орловской, Полтавской и Харьковской губерний, затем мещане и отставные солдаты. Если в 1861 г. пришлых крестьян на Кубани насчитывалось 5243 человека, что составляло 1,3 % всего населения области, то в через 20 лет их число возросло до 236,8 тыс., или до 30% от общего количества жителей казачьего края. Именно с притоком иногороднего населения начинается экономическое освоение Кубанской области. Данное обстоятельство ознаменовало новый виток в развитии кубанской торгово-промышленной деятельности, которая уже носила новые, более совершенные формы.

Огромную роль в разложении старых, феодально-крепостнических отношений и создании нового капиталистического способа производства, сыграло железнодорожное строительство в России. 26 января 1857 года вышел царский указ, ознаменовавший собой начало эпохи усиленного железнодорожного строительства в стране. Согласно приведенному законодательному акту было образовано Главное общество российских железных дорог: частная компания, создававшаяся при непосредственной поддержке правительства.

Идея сооружения железнодорожного полотна между Ростовом и Владикавказом была выдвинута кавказской администрацией в 1869 году. В 1972 году данный вопрос обсуждался в Комитете железных дорог, который в марте того же года утвердил направление линии от Ростова-на-Дону до Владикавказа.

По представлению министра путей и сообщений А.П. Бобринского Комитет министров предоставил концессию на строительство Ростово-Владикавказской железной дороги Рудольфу Васильевичу Штейнгелю. В сентябре 1872 года на общем собрании акционеров общества Ростово-Владикавказской железной дороги он был избран директором. Возникновение вышеназванного акционерного общества было закреплено уставом.

Акционерное общество Ростово-Владикавказской железной дороги заняло лидирующее положение в экономической жизни не только всего Северного Кавказа, но и Кубанской области, в частности. Поэтому уже через 40 лет после его создания о нем писали: «Общество Владикавказской железной дороги преблагополучно царствовало и было единственным монополистом Северного Кавказа. Весь Северный Кавказа, богатейшая страна в России, был закрепощен Обществом Владикавказской железной дороги».

Строительством Ростово-Владикавказской железной дороги российское правительство преследовало, прежде всего, военно-стратегические цели. Между тем, железная дорога являлась, главным образом, торговым путем, наиболее действенным средством экономического развития страны.

1860-1870-е годы представляют собой начальный период в истории торгово-промышленной деятельности. В своих отчетах за 60-е годы XIX в. начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска, характеризуя торговую деятельность в крае, писал: «Торговля в войске находится в самом начальном положении. Процветание ее в казачьем быту невозможно». Военная служба ограничивала возможности  казака заниматься торговой деятельностью, да и сам он, в силу своего «воинственного характера» игнорировал такие занятия. Однако, с установлением мира на Северном Кавказе ситуация немного изменилась: у коренного населения начала проявляться тяга к торговле. Кроме того, еще одной причиной, тормозившей развитие данной сферы предпринимательства, было отсутствие удобных путей сообщений, которые находились здесь в «естественном состоянии».

Одной из разновидностей внутренней торговли, получившей широкое распространение на Кубани в период рыночных преобразований в стране, были ярмарки, игравшие важную роль в экономическом развитии исследуемого региона. Они, как правило, устраивались в дни религиозных праздников с таким интервалом, чтобы торговцы с одного торга могли успеть со своими товарами на ярмарку в соседний округ (с 1869 г. - уезд). Продолжительность торговли на ярмарках в 1860-е годы была небольшой: до двух недель. Основными ее предметами в то время были хлеб, виноград, разного рода рыба, сало, мясо, рогатый скот, сырые кожи, овечья шерсть, чай и т.д.

В Кубанской области в 1860-1870-е годы наиболее значительными были четыре ярмарки в городе Екатеринодаре, учрежденные еще в 1794 году: 25 марта (на Благовещение), в июне (на Троицу), 6 августа (на Преображение), 1 октября (на Покров Пресвятой Богородицы). На основе архивных данных мы подсчитали, что общая сумма привозимых на них товаров превышала 3,5 млн. руб. На Благовещенскую ярмарку в марте 1870 года из внутренних губерний Российской империи, а также из ближних и дальних кубанских станиц прибыло до 9,5 тыс. торговцев с различными товарами на сумму 1204,6 тыс. руб.: привезено красного товара (дешевой мануфактуры) на 560 тыс., суконного - на 75 тыс., галантерейного - на 185 тыс., бакалейного - на 85 тыс., кожевенного - на 42,5 тыс., железного - на 50 тыс., скобяного - на 40 тыс., колес и повозок простых - на пять тысяч руб. и т.д. Вся сумма привоза составила 1372850 руб., а продано было на 538,7 тыс. руб. В мае 1873 года в Екатеринодаре состоялась Троицкая ярмарка, которая привлекла до 40 тыс. человек. Данное событие освещалось в периодической печати: «привезено товаров и продуктов почти на миллион рублей, пригнано более 10 тыс. голов скота, лошадей и овец. Торговые пошлины в пользу города взысканы на сумму более 5 тысяч рублей». В октябре 1875 года в столице Кубанского казачьего-войска прошла Покровская ярмарка. В ней приняло участие до 45 тысяч человек, а торговый оборот составил почти миллион рублей.

Но ярмарочная торговля в Екатеринодаре имела и негативную сторону. Она создавала массу проблем санитарного порядка. Так, например, санитарный врач города В. Абдессаломов в своей статье, опубликованной в местной газете, сравнил базарную площадь с «громаднейшим котлом, в котором совершается кипение всех гниющих и разлагающихся веществ», а также он отметил кучи мусора, протухшей рыбы и «объедков с обжорного ряда». Данный факт говорит об отсутствии порядка на торжище в то время: «Обыкновенно все продукты как-то перемешаны вместе, если не в лавочках, то в небольшом пространстве земли проходной улицы, где и располагаются прямо на земле. Где продается мясо, там же зелень и рядом зачастую бочка с дегтем».

Ярким событием торговой жизни Екатеринодара явилось открытие 3 ноября 1876 года Нового рынка, для устройства которого у частных лиц был выкуплен земельный участок, оцененный в 7650 руб. Половину этой суммы собрали по подписке, а остальное доплатила городская казна. Место расположения оказалось удачным, и вскоре Новый рынок стал конкурентом Старого Базара, расположенного в квартале между улицами Екатерининской (Мира), Базарной (Орджоникидзе), Рашпилевской (Шаумяна) и Посполитакинской (Октябрьская). Вначале он был предназначен для торговли лесом, досками, сеном, скотом и т.д., и только лишь 21 февраля 1879 года дума разрешила здесь продажу всех привозимых продуктов, а в 1883 году приняла решение о замощении Нового рынка кирпичом, что обошлось городу в 80 тыс. рублей.

В 60-х годах XIX века ярмарочная деятельность развивалась и в станицах, расположенных на территории военно-казачьих поселений, которые просуществовали здесь до 1869 года. Но следует отметить, что этот вид внутренней торговли не приносил высоких доходов. Вся прибыль, в основном, шла в войсковую казну. Так, во 2-й бригаде Кубанского казачьего войска в 1868 году были учреждены девять ярмарок, важнейшими из которых были две: в станицах Прочноокопской и Кавказской. Здесь главными предметами торга являлись хлеб, рогатый скот, рыба, сало, мясо, сырые кожи, овечья шерсть, чай, мануфактурные и бакалейные товары. Торговый оборот в этом регионе составлял 125831 рублей серебром.

В то время пользовались известностью и ярмарки в станицах Александровской и Баталпашинской, расположенных на территории 4-й бригады. На них продавали скот, лошадей, сырую кожу, сукна, мануфактурные и бакалейные товары.

В районе Адагумского конного полка в 1868 году существовало четыре ярмарки, из них самая значительная находилась в станице Гостагаевской (9 мая), которая считалась лучшей по торговым оборотам. Здесь главным предметом торга являлся рогатый скот.

В целом, к концу 60-х годов XIX века в Кубанской области произошло расширение внутренней торговли за счет учреждения новых ярмарок: в 1869 году их насчитывалось 66. Данное обстоятельство явилось следствием роста товарно-денежных отношений, что способствовало улучшению благосостояния местных жителей.

Для 70-х годов XIX века можно констатировать дальнейшее развитие торговой деятельности на Кубани, что выразилось, прежде всего, в открытии новых рынков и ярмарок. Начальник Кубанской области в своих всеподданнейших отчетах отмечал, что «внутренняя торговля в области ограничивается сбытом местных продуктов». Данный вид предпринимательства находился в тесной зависимости от сельского хозяйства: скотоводства и хлебопашества. Основными предметами продажи оставались, по-прежнему, хлеб, лошади, рогатый скот, овцы, рыба, кожа, шерсть, сало и шерсть.

Анализ источников помог составить общее представление об уровне развития торговли в различных регионах Кубанской области в тот период. В городе Темрюке в 70-х годах XIX века существовало две четырехдневные ярмарки: Николаевская и Казанская, торговый оборот которых в 1871 году равнялся 300 тыс. руб. В Темрюкском уезде наиболее важными в торговом отношении были станицы Таманская и Крымская. Сбыт товаров местного производства в населенных пунктах Таманского полуострова происходил через Тамань в Керчь. Станица Крымская в то время стала центром торговой деятельности закубанских поселений уезда. Жители окрестных районов привозили сюда «свои естественные произведения» и здесь же покупали все необходимое для хозяйства. В Крымской в 1874 году были учреждены две ярмарки, торговый оборот которых составил до 20 тыс. рублей, а 1876 г. - 160 тыс. руб.

В портовом городе Ейске существовало две ярмарки, торговля на которых была незначительной. Особой популярностью пользовалась Николаевская ярмарка, которая ежегодно устраивалась 9 мая. Главными предметами торга здесь являлись хлеб, шерсть, лесные и кожевенные материалы. В Ейском уезде особенно значимых ярмарок не существовало, а размеры доходов на них зависели от «благосостояния хозяйств местного населения». Самые известные из ярмарок находились в станицах Старощербиновской (Петровская, с 29 июня) и Кущевской (с 11 по 23 апреля).

В городе Майкопе в 1870-х годах существовало две ежегодные ярмарки: 9 марта и 26 августа. Но их деятельность была незначительной. Торговым центром Майкопского уезда была станица Лабинская, являвшаяся центром мануфактурной торговли для всей нагорной полосы, которая ограничивалась продажей самых необходимых в хозяйстве казака товаров. В районе уезда в 1872 году существовало 20 ярмарок: в станицах Лабинской - две, Воздвиженской, Губской, Царской, Тенгинской, Белореченской, Ханской, Пшехской, Хадыженской и Гиагинской по две в год. Ярмарочные обороты в этих поселениях выражались следующими цифрами: станицы Лабинская - 350770 руб., Воздвиженская - 32 тыс. руб., Белореченская - 20070 руб., Ханская - 8,7 тыс. руб., Пшехская - 1,5 тыс. руб., Вознесенская - 1114 руб. По данным за 1874 год, здесь открылось еще несколько ярмарок: по две в станицах Михайловской, Темиргоевской, торговый оборот которых соответственно составил четыре тысячи руб. и 18,1 тыс. руб. Развитие данного вида предпринимательства в станицах Царской, Хадыженской, Губской и отчасти Пшехской было затруднено весьма неблагоприятными условиями для подвоза и сбыта продукции. Некоторая торговая деятельность наблюдалась в станице Бжедуховской, в которой происходила реализация мануфактурных и бакалейных изделий.

Во второй половине 70-х годов XIX века по объемам торговых оборотов выделился Кавказский уезд. В 1876 году здесь насчитывалось 28 ярмарок, размер торговли на которых составил 382928 руб. серебром. В 1877 году их уже было 29 с торговым товарооборотом до 552050 руб. В этом районе, в основном, продавали и покупали скот и хлеб. Следует отметить, что Кавказский уезд в то время являлся одним из самых развитых торгово-промышленных регионов Кубанской области.

Другой разновидностью, внутренней торговли была промысловая деятельность. Только специальные ежегодные торговые документы давали возможность заниматься ею. Они подразделялись на несколько видов: свидетельства купеческие 1 и 2 гильдий, на мелочный торг с полной и половинною пошлиной, на развозной и разносной торг, на мещанские промыслы, приказчичьи 1 и 2 классов. Бланки этих документов выдавались в Екатеринодарском расходном отделении по соглашению со Ставропольской казенной палатой.

В 1868 году, во 2-й бригаде Кубанского казачьего войска больше всего было взято свидетельств на мелочный торг (71), в районе Адагумского полка приказчичьих 2 класса (48), в 1-й бригаде - на мелочный торг (66), в Таманском округе - купеческих 2 гильдии (62), в Ейском округе - на мещанские промыслы (173), в Темрюке - приказчичьих 2 класса (43), в Ейске купеческих 2 гильдии (250), в Шапсугском береговом батальоне - приказчичьих 2 класса (36), в 4-й бригаде - на мелочный торг (66), в 6-й бригаде - на мелочный торг (150). Вышеприведенные цифры свидетельствуют о том, насколько была развита торговая и промысловая деятельность в различных районах Кубанского казачьего войска. Кроме того, статистические сведения показывают особое распространение мелочной торговли.

Следует отметить, что купцы 1 гильдии, согласно Правилам о порядке наблюдения за правильностью торговли и промыслов в казачьих войсках Терской и Кубанской областей, по одному купеческому или промысловому свидетельству могли содержать неограниченное количество торговых и промысловых заведений, купцы 2 гильдии - не более 10 предприятий, а по свидетельству на мелочный торг - не свыше четырех заведений, со взятием билетов на каждое заведение. Наблюдение за правильным производством торговли и промыслов в городах Кубанской области возлагалось на Думы (в случае их отсутствия - на городские общественные управления), а в станицах на местные станичные начальства.

В Кубанской области, согласно всеподданнейшим отчетам, в 1871 году всего взято 2711 торговых свидетельств (кроме Баталпашинского уезда), в 1874 году - 3842, а в 1877 году - 2530. Приведенные данные показывают, что положение торговли на Кубани в то время было нестабильным и зависело от многих факторов: состояния путей сообщения, предприимчивости местного населения, природно-климатических условий и т.д. Неурожай 1876 года негативно сказался на торговой деятельности в крае. Он вызвал увеличение цен на хлеб и другие продукты питания, уменьшение размеров рыночной торговли. Кроме того, сокращение выдачи документов на занятие каким-либо промыслом явилось следствием ограничения права покупать торговые свидетельства на открытие питейных заведений, которые приносили немалый доход их владельцам. Данная мера предпринималась «для искоренения развившегося в станицах пьянства и восстановления порядка, благочестия и спокойствия».

Некоторому оживлению внутренней и внешней торговли способствовало судоходство. Самая большая и единственная судоходная водная артерия края - река Кубань удобно соединяла основные хлебные районы Кубанской области с Темрюком и Ейском, откуда товары поступали в Керчь и Ростов-на-Дону. Следует отметить, что первые попытки создания водного транспорта на территории Кубанского казачьего войска были предприняты еще в конце 1850-х годов генералом от инфантерии, наказным атаманом Черноморского казачьего войска Г.И. Филипсоном, но тогда они не увенчались особым успехом. Лишь в 1873 году здесь открылась своя пароходная компания с 26 суднами.

Основными статьями экспортной торговли продолжали оставаться зерновой хлеб, рыба, икр, овечья шерсть. По данным за 1874 год, из портового города Ейска было продано за границу до 350 тыс. четвертей зерна на сумму 3 млн. руб., шерсти (очищенной) - 65,4 тыс. пудов на 523200 руб. В 1877 году из Кубанской области было вывезено товара на сумму 563300 руб. По сравнению с 1876 годом, эта цифра уменьшилась на 670700 руб. Сокращение вывоза местной продукции явилась следствием низкого урожая зерновых в 1876 году, вызванного неблагоприятными климатическими условиями.

Следует отметить, что торговая деятельность на Кубани в 60-70-х гг. XIX в. получила распространение, в основном, среди невойскового, пришлого населения. Так, в обзоре Кавказского уезда за 1877 год был отмечен тот факт, что постоянная торговля находилась в руках «иногородцев», так как местные жители - казаки - неохотно занимались этим родом занятий. В Ейском уезде данный вид экономической деятельности также находился в руках приезжих, проживавших в станицах. Однако и среди войскового сословия также проявляется тяга к занятию торговлей, чему в немалой степени способствовали установление мира на Северном Кавказе, введение 1 августа 1870 г. «Положения о воинской повинности и содержании строевых частей Кубанского и Терского казачьих войск». Казачество получило возможность улучшить свое благосостояние путем занятия каким-либо промыслом.

Немаловажную роль в рыночных преобразованиях стране играла кредитная система, явившаяся одной из разновидностей предпринимательской деятельности. Она была ориентирована на предоставление ссуд торговцам, фабрикантам для развития их предприятий. 1 января 1876 года в Екатеринодаре открылось Общество взаимного кредита. Инициатором создания первого банковского учреждения в области выступил нотариус Екатеринодарского окружного суда Ф.У. Палимпсестов. Первоначально в данное объединение входило девять человек - представителей городской буржуазии. Его основной капитал оставил 13050 руб. В состав правления вошли известные не только в Кубанской области, но и за ее пределами люди: В.И. Канатов - председатель, Ф.У. Палимпсестов и П.И. Якунинский - директора. Управление делами осуществляли общее собрание, совет, правление и приемный комитет.

Согласно уставу Екатеринодарского общества взаимного кредита, собрание созывалось один раз в год, избирало председателя, членов правления, депутатов в совет, членов ревизионной комиссии, утверждало расходы и поступления, распределяло прибыль. Совет состоял из шести депутатов, избираемых на три года, председателя правления и директоров. Приемный комитет рассматривал прошения о вступлении в Общество. Уже через два месяца количество членов этого банковского объединения увеличилось до 107, капитал обеспечения составил 129150 руб., а оборотный капитал - 14350 руб.

Таким образом, 60-70-е гг. XIX в. - важный этап в становлении и развитии торговой деятельности на Кубани. Аграрная направленность исследуемого региона наложила отпечаток на характер, формы и масштабы этого вида экономической деятельности. Основным видом внутренней торговли, получившим распространение в Кубанской области, были ярмарки. Главными предметами торга  являлась сельскохозяйственная продукция. Особое распространение на территории Кубанского казачьего войска получила хлебная торговля: хлеб и зерно являлись основным предметом внутренней и внешней торговли.

Великие буржуазные реформы, окончание Кавказской войны, а также политика областной администрации в немалой степени способствовали оживлению промысловой деятельности на Кубани, которая также оказывала воздействие на становление внутренней торговли.

Развитие торговли происходило за счет пришлого населения. Среди местного населения этот вид деятельности не получил широкого распространения, что объяснялось занятостью казака на военной службе.

В целом, торговля на Кубани, несмотря на благоприятные природно-климатические условия, плодородие черноземной земли, находилась на низком уровне своего развития. Данный факт обусловлен рядом причин: плохим состоянием путей сообщения, отсутствием предприимчивости и необходимых знаний среди местного населения. Тем не менее, уже в то время Кубанскую область стали рассматривать не только как стратегически важный казачий регион, на жителей которого была возложена задача охраны южных границ государства, но и как на один из главнейших сельскохозяйственных регионов Российской империи.

 

Автор: Багаева Е.М.