26.12.2012 2391

Железнодорожное строительство и изменения в кубанской торговле в 80-х середине 90-х гг. XIX века

 

Бурное железнодорожное строительство, развернувшееся в 70-х - середине 90-х гг. годов XIX в.,- оказало значительное влияние на масштабы, формы и характер торговой деятельности на Кубани. Как отмечал известный в то время статистик А.С. Собриевский, «с проведением железной дороги Кубанский край зажил новою экономическою жизнью». Владикавказская железная дорога, проходившая через северо-восточную часть Кубанской области и западную половину Ставропольской губернии, способствовала удешевлению перевозки грузов, улучшению условий сбыта; по ней ввозилась усовершенствованная техника, вдоль железнодорожных линий строились элеваторы и зернохранилища.

В начале 80-х г. XIX в.- важнейшим рынком сбыта продукции, по- прежнему оставался Ростов-на-Дону. С проведением в 1887 году железнодорожной линии Тихорецкая - Новороссийск открылась «новая дверь» для вывоза продуктов местной промышленности на внешний рынок- Цемесская бухта. В течение последующих 10 лет она стала одним из крупнейших портов юга России.

Главную статью кубанского экспорта составляли зерновые продукты: в среднем 90%. Так, из Новороссийска в 1887 году за границу было отпущено 7,5 тыс. пуд. зерна, в 1889 г. - 18894537 пуд., в 1890 г. - 30047657 пуд., 1894 г. - 30454588 пуд., 1895 г. - 37276347 пуд. Как показывают приведенные данные, во второй половине 80-х - середине 90-х гг. XIX в. происходил заметный рост годового отпуска хлеба за пределы Кубанской области.

Владикавказская железная дорога стала играть важную роль в экспортной хлебной торговле, о чем свидетельствовал тот факт, что с ее станций вывоз хлебных грузов стал значительно превышать их отпуск из портов Кубанской области.

Кроме зерновых продуктов важную роль во внешней торговле региона играла шерсть. Как показывают статистические исследования А.С. Собриевского, спрос на указанную продукцию возрос: в 1886 году из Кубанской области было вывезено 508677 пуд. шерсти, в 1887 г. - 539904 пуд., 1890 г. - 711872 пуд., 1893 г. - 766439 пуд.

В рассматриваемый период ведущей отраслью аграрного производства по-прежнему оставалось скотоводство. Под его нужды использовалась большая часть пригодных для сельского хозяйства площадей. По формам хозяйствования это было нагульно-экстенсивное животноводство. Однако его роль в развитии торговой деятельности постепенно падает, что привело к сокращению вывоза за границу скота и других продуктов животноводства. Главные причины данного явления заключались в следующем: массовый падеж скота из-за болезней, редкие, но разрушительные ураганы, загрязнение водоемов, плохо поставленная ветеринарно-карантинная служба, слабая профилактическая работа среди населения, недостаток необходимых знаний. Только за 1888-1895 гг. в Кубанской области от чумы пало 111,4 тыс. голов скота, а в 1898 г. от стихийных бедствий погибло 200 тыс. домашних животных. Тем не менее, в 1896 году из Кубанской области экспортировалось более 450 тыс. голов крупного и мелкого скота, 451 тыс. пуд. овечьей шерсти, 395 тыс. штук овчин и кожи, десятки тысяч пудов мяса и солонины.

Основными импортерами сельскохозяйственной продукции Кубани являлись Германия, Голландия, Дания, Италия, Бельгия, Франция, Англия и другие страны Европы. Растущий товарообмен Кубанской области с зарубежными странами втягивал ее в международную систему, способствовал развитию в крае капиталистических отношений, что находило отражение в росте промышленности, особенно обрабатывающей.

Строительство железных дорог оказало большое влияние на развитие внутренней торговли в Кубанской области. Оно содействовало возникновению новых крупных зерновых торговых центров, среди которых выделялся Армавир. В 1889 г. в ставропольской газете «Северный Кавказ» отмечалось, что вышеназванное селение «представляет собой главный центр хлебной торговли всего Северного Кавказа, благодаря, конечно, сосредоточению здесь больших капиталов и своему положению, как железнодорожному пункту, окруженному со всех сторон богатейшими житницами. Сюда стекается весь почти хлеб Кубанской области и Ставропольской губернии и отсюда отправляется уже конторами чрез экспортные города за границу. Кроме этого, Армавир сам по себе служит большим складочным местом хлеба, куда его везут окрестные жители для продажи ссыпщикам обороты с хлебом в хорошие урожайные годы достигают почти до 200000 четвертей на 1 миллион руб.». Среднегодовой вывоз зерна из Армавира с 1875 по 1905 гг. вырос с 581 до 4930 тыс. пуд., то есть в 8,5 раз.

Проведение железнодорожных линий способствовало также расширению сферы сбыта производимого хлеба, что, в свою очередь, способствовало росту цен на зерновые продукты. В районах, расположенных рядом с Владикавказской железной дорогой, в 1890 году цены на зерновые продукты по сравнению с 1875 годом увеличились вдвое, что было обусловлено выгодностью положения регионов в отношении сбыта. Таким образом, цены на зерно находились в обратной зависимости от степени удаленности населенного пункта от линии железных дорог, что, в свою очередь, создало благоприятные условия для широкой спекуляции хлебом.

Вместе с тем, Владикавказская железная дорога сама стала крупным монополистом в хлебной торговле. Ей принадлежали крупнейший в стране Новороссийский элеватор, а также элеваторы на станциях Армавир, Незлобная, Тихорецкая, Курсавка, Станичная, Нагутская и др.

В 80-х - сер.90-х гг. XIX в. широкий размах получает традиционная форма торговли - ярмарочная, отражавшая определенные социально- экономические условия развития края. Она являлась довольно удобной формой товарообмена при отсутствии развитой стационарной торговли и разобщенности товаропроизводителей. В рассматриваемый период по- прежнему популярностью пользовались ярмарки в городе Екатеринодаре (Благовещенская, Покровская,- Троицкая), оборот которых в 1882 году составил около двух миллионов рублей. Главными предметами торга на них были привозные товары: мануфактурные, бакалейные, кожевенные, табачные, хлеб, скот, лошади. Следует отметить, что местная индустрия в немалой степени способствовала расцвету ярмарочной деятельности в столице Кубанской области.

По мере развития путей сообщения и товарно-денежных отношений кратковременные и эпизодические формы торговых связей (ярмарки) становились все более устойчивыми и постоянными, что, прежде всего, проявлялось в расширении стационарной торговой сети и ее оборотов. Даже продажа скота, перегон которого был наименее затруднителен, чем доставка других товаров, постепенно сосредоточивалась на стационарных рынках.

Изученные архивные материалы показывают, что в Кубанской области в 1876 году насчитывалось 110 ярмарок, годовой оборот которых равнялся 2037842 руб. 60 коп., то 1883 году - 149 (2877279 руб.) Так, в Темрюкском уезде в 1876 году их насчитывалось 13, 1879 - 16 с товарооборотом до 212480 руб., 1880 - 19 (230764 руб.), 1881 - 21 (583812 руб. 77. коп.). Приведенные показатели показывают, что рассматриваемая форма торговли получила дальнейшее распространение в крае.

В Кубанской области в начале 1890-х годов произошло значительное увеличение размеров торговой деятельности, что явилось следствием развития товарно-денежных отношений. В 1893 году объем товарооборота вырос до 48489154 руб., в 1894 - до 50959970 руб., в 1896 - до 51585025 руб. Это еще раз подтверждает тот факт, что данная сфера вложения капитала вызывала интерес среди жителей Кубани.

Характерной чертой пореформенной Кубани, как и всей России в целом, было преобладание торгового капитала над промышленным. Даже вкладывая часть капиталов в промышленность, местные предприниматели, как правило, не покидали окончательно торговлю, так как именно она нередко приносила им наибольшую прибыль. Рассматриваемый вид экономической деятельности  не требовал таких больших затрат, как предприятия промышленности и земледелия. Многие фабриканты содержали собственные оптовые склады в крупнейших городах страны, обеспечивая себе, тем самым, обширный сбыт продукции, минуя перекупщиков и комиссионеров. Типичной фигурой в этом отношении являлся екатеринодарский купец 1-й гильдии Н.И. Дицман, владелец одного из самых крупных мукомольных предприятий в области. Свою продукцию он сбывал не только в Екатеринодаре и Кубанской области, но и в Санкт Петербурге, Витебске, Ростове-на-Дону, Керчи, городах Средней Азии, Царстве Польском и т.д.

К категории таких предпринимателей относился и брат Н.И. Дицмана - екатеринодарский купец 1-й гильдии И.И. Дицман, которому принадлежала паровая мельница. Кроме мучных оптовых складов в Новороссийске, Сухуми и Сочи, он имел своих представителей в 17 городах России (в том числе в Санкт-Петербурге, Москве, Лодзи, Тифлисе, Астрахани, Варшаве, Риге и т.д.) и в двух городах за границей (Александрии и Трапезунде).

Владелец мукомольного предприятия А.М. Ерошов осуществлял сбыт своей продукции в Риге, Санкт-Петербурге, Рязани, Полоцке, Вильно и ряде других городов.

В.М. Котляров, хозяин кожевенного завода в Екатеринодаре, также имел магазин на Новом рынке, где и происходил сбыт его продукции.

Рост технической оснащенности местного производства стимулировал развитие товарных отношений и товарооборота. Данное обстоятельство привело к увеличению числа торговых предприятий: если в 1883 году их насчитывалось 2731, то в 1889 году - 3132 с общим оборотом в 65863,6 тыс. руб. и годовой прибылью в 3705,69 тыс. руб. При этом следует отметить, что наиболее крупные обороты делали торговцы мануфактурными и сельскохозяйственными товарами.

Значительная доля в общем товарообмене приходилась на торговлю мануфактурными товарами. В 1889 году в Кубанской области было зарегистрировано 1236 гильдейских торговых предприятий, занимавшихся данным видом торговой деятельности. Доход, получаемый такими предприятиями, составляла 36,6% от общей торговой прибыли.

Как правило, мануфактурные товары реализовывались предпринимателями через сеть оптовых складов и магазинов, действовавших практически во всех населенных пунктах области. Крупные фирмы большинство товаров приобретали в центральных губерниях страны, поэтому ассортимент предлагаемой ими продукции был богаче, а качество товаров - выше.

Широкое распространение данный вид торговой деятельности получил в Армавире. О ее масштабах можно судить, исходя из сведений, собранных коммивояжерами московских и лодзинских фабрик на местах реализации мануфактурных и галантерейных товаров. Так, в 1895 г. денежные обороты мануфактурно-галантерейных фирм крупнейших торговых центров Северного Кавказа составили: Армавира - 7390 руб., Екатеринодара - 2530 тыс. руб., Владикавказа - 1960 тыс. руб., Ставрополя - 1570 тыс. руб. и Новороссийска - 630 тыс. руб. В 1897 г. обороты только мануфактурных предприятий Армавира (без учета мелких) достигли 8105 тыс. руб., в то время как в Ставрополе они равнялись 1885 тыс. руб. Оптовые мануфактурные склады селения являлись крупнейшими на Северном Кавказе.

По объему и прибыли выделялись также предприятия по торговле табачными, лесными и винокуренными продуктами. Бурный рост табаководства в крае во второй половине XIX в. создал базу для развития табачной торговли. Так, в 1915 году от реализации табака Кубанская область получила 10 млн. руб.

К числу предпринимателей, занимавших ведущее положение в табачной торговле, относились Г.Х. Азвестопуло, А.Х. Акритас, И.П. Бедросов, И.Г. Канкелиди, И.И. Сарантиди, А.И. Сидоров, С.С. Бейм и др.

В 80-90-х гг. XIX в. на Кубани широкое распространение получает виноградарство. С 1875 по 1894 гг. количество владельцев виноградных плантаций возросло с 257 до 2736 человек, а площадь посадок увеличилась с 218 до 2500 дес. Данные обстоятельства способствовали развитию винокуренной торговли в крае, которая с введением во второй половине XIX в. акцизной системы стала монополией владельцев винокуренных заводов. Они сбывали продукцию через собственные магазины и склады или продавали оптом разным торговцам. Последние реализовывали винно-водочные изделия через сеть лавок и трактиров, нередко предварительно их разбавив.

Согласно отчетам главы Кубанской области, торговая деятельность, как и ранее, не получила распространения среди казачьего населения. Данный вид предпринимательской деятельности ограничивался у них «сбытом на станичных ярмарках и базарах сырых сельскохозяйственных произведений». В 1883 г. казаками было взято 577 документов на ведение торговли, а представителями невойскового сословия - 4573. В том же году из 2731 торгово-промышленных заведений только 481 или 17% принадлежали представителям казачества, а остальные находились в руках иногородних, которые и составили главный процент торговцев. Такая же тенденция сохранилась и в начале 90-х г. XIX в.: в 1895 году из 7458 торговцев 863 являлись казаками, что составило 11% от общего количества. Вышеприведенные цифры еще раз доказывают тот факт, что торговая деятельность не получила распространения среди местных жителей Кубанской области.

Таким образом, в 80-х - сер. 90-х гг. XIX в. торговля играла важную роль в экономике региона. Эта сфера предпринимательской деятельности являлась важнейшим источником накопления капитала для многих местных предпринимателей. Даже вкладывая часть капиталов в промышленность, владельцы предприятий не уходили из торговли, так как нередко именно она приносила им наибольшую прибыль.

Большое влияние на дальнейшее развитие торговли на Кубани оказало железнодорожное строительство. Оно способствовало появлению новых рынков сбыта продукции и возникновению крупных зерновых центров.

Внутренняя торговля в Кубанской области в характеризовалась расширением ярмарочной и промысловой деятельности, что привело к увеличению размеров годовых торговых оборотов.

Кроме того, начиная в 1880-х гг. на Кубани стала интенсивно развиваться внешняя торговля. Местная сельскохозяйственная продукция начинала активно проникать на зарубежные рынки, что, в свою очередь, способствовало развитию в крае рыночных отношений. Главными направлениями экспорта являлись хлеб, скот и шерсть. Основными статьями импорта - промышленные товары: земледельческие машины и орудия, лес и лесные изделия.

Развитие торговой деятельности в Кубанской области происходило за счет невойскового сословия: купцов, мещан, крестьян. Среди казачества данный вид предпринимательства не получил широкого распространения.

 

Автор: Багаева Е.М.