27.12.2012 5172

Реформирования оплаты труда и пенсионного обслуживания на селе в 1955-1965 годах

 

В первые послевоенные годы политика партии и правительства в области распределительных отношений в аграрной сфере имела большое социально-политическое и экономическое значение во всей жизнедеятельности сельских тружеников. При недостатке рабочей силы и ограниченных возможностях оплаты вопросы организации и стимулирования труда приобрели особую важность.

ЦК ВКП (б) и советское руководство ориентировали сельскохозяйственные органы, местные партийные и советские организации на применение более совершенных форм организации и оплаты труда, использование опыта передовых колхозов. В Государственном пятилетнем плане на 1946 - 1950 гг. предусматривалось не только натуральная, но и денежная оплата трудодня колхозников.

Однако тяжелое экономическое положение колхозов и совхозов во многих районах страны, последствия засухи 1946 г. не позволили обеспечить колхозников хлебом и другими продуктами в требуемом объеме. В целом по России колхозникам для распределения по трудодням в 1946 г. было выделено менее 20 млн. тонн зерна, в то время как в 1940 г. на эти цели было израсходовано 91,6 млн. тонн. Приведенные данные показывают, что объемы картофеля, зерна и денег, выданные за трудодни в 1940 г. не были достигнуты даже в 1950 г. Это было вызвано тем, что даже после войны обязательные государственные поставки колхозов были непомерно высоки, что не могло не отражаться на доходах колхозников, их социально-экономическом положении.

Одновременно с нововведениями в системе оплаты труда, его стимулирования происходили изменения в организации труда.

Уже в пятилетнем плане на 1946-1950 гг. была поставлена задача «укрепить в колхозах бригады и звенья, применяя индивидуальную и групповую сдельщину; широко проводить дополнительную оплату труда колхозников за повышение урожайности сельскохозяйственных культур, выращивание поголовья скота и поднятие его продуктивности».

Эта задача конкретизировалась в годовых народнохозяйственных планах. «Укрепить состав бригад и звеньев и обеспечить организацию всех полевых работ, как правило, на основе индивидуальной и мелкогрупповой сдельщины» подчеркивалось в государственном плане развития народного хозяйства на 1946 г.

Местные партийные и государственные организации, сельскохозяйственные органы вели работу по совершенствованию организации и оплаты труда, выявлению некоторые эффектных форм его стимулирования. Так в 1946 году в колхозе «Красный Аксай» Курганинского района Краснодарского края оплата труда в полеводстве началась по конечным результатам, т.е. с центнера фактической урожайности. Этот пример был поддержан и некоторыми другими колхозами. Однако фонды оплаты в колхозах в первые послевоенные годы продолжали формироваться по остаточному принципу, т. е. их размер зависел от остатка продукции после расчетов колхоза с государством по всем видам обязательных поставок и за работы МТС. Поэтому уровень оплаты труда в разных колхозах не был одинаковым, т. к. в конечном итоге он зависел и от величины собранного урожая, и от обеспеченности каждого хозяйства средствами производства, трудовыми ресурсами, от себестоимости полученной продукции и т.п. В экономически слабых, отсталых колхозах крестьяне, хотя и вырабатывали больше трудодней, получали за них гораздо меньше продуктов и денег, чем в других, более богатых колхозах.

Таким образом, несмотря на предпринятые меры, продолжала остро стоять проблема совершенствования стимулирования труда в сельском хозяйстве. Состоявшийся в феврале (1947 г.) Пленум ЦК ВКП (б) осудил факты уравнительного распределения трудодней в колхозах и другие нарушения принципа распределения по труду, наметил ряд организационных мер в области упорядочения оплаты труда занятых в сельскохозяйственном производстве, поставил распределение доходов в колхозах в зависимость от урожая, собранного бригадой, звеньями. В целях создания заинтересованности у специалистов и привлечения их в колхозно-совхозное производство было принято решение, согласно которому специалисты, занятые непосредственно в хозяйствах, должны были получать заработную плату на 25% выше, чем кадры аппарата управления. Возникла необходимость и в дифференциации трудодня, что было сделано в 1948 году специальным постановлением Совета Министров СССР. Если раньше (по постановлению Наркомзема 1933 г.) нормирование труда колхозников проводилось по 7 группам работ, то теперь их количество увеличилось до 9. Соотношение между крайними (высшими и низшими) группами работ определялось в 1948 г. как 5:1 вместо 4:1, как это зафиксировала система 1933 года. Одновременно более широко стал применяться принцип дополнительной оплаты труда колхозников в зависимости от перевыполнения планов увеличения урожайности в растениеводстве и продуктивности - в животноводстве. В 1945 году дополнительную оплату применяли 44% колхозов, в 1947 году - 49,1%.

Вместе с тем система нормирования труда в сельском хозяйстве, так же как и в промышленности, еще не соответствовала научным принципам её организации, а создавалась, в основном, опытным путем. Её слабым местом была недостаточно четкая связь между затратами труда и его результатами, между результатами труда и его оплатой.

В соответствии с решениями Пленума ЦК ВКП (б) Министерство сельского хозяйства СССР, Совет по делам колхозов, местные партийные и советские организации в 1947-1948 гг. провели работу по обобщению и распространению опыта организации и оплаты труда в передовых хозяйствах страны. Так, например, в Краснодарском крае по поручению Совета по делам колхозов, в восьми свекловодческих колхозах Гулькевического района в 1947 г. ввели следующую оплату труда: натуральная оплата трудодня, денежные премии и другие виды материального поощрения колхозников выдавались в зависимости от количества выращенной и сданной государству свеклы.

Для подготовки предложений по организации и оплате труда в колхозах Совет по делам колхозов создал специальную комиссию во главе с министром сельского хозяйства СССР И. А. Бенедиктовым. Результатом её деятельности стало Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах». В постановлении подтверждались, развивались, конкретизировались основные принципы организации и оплаты труда, записанные в Уставе сельскохозяйственной артели. Центральной идеей постановления была материальная заинтересованность каждого колхозника и руководителя колхозного производства в повышении продуктивности сельского хозяйства. С этой целью колхозам рекомендовалось распределять доходы по бригадам и звеньям с учетом собранного урожая, при перевыполнении установленного плана - начислять дополнительно за каждый процент перевыполнения 1% трудодней от их общего количества, затраченного на эту культуру. При невыполнении плана сбора урожая с бригады или звена списывался 1% трудодней за каждый процент недовыполнения плана, но не более 25% трудодней, затраченных на эту культуру. Оплату колхозников, занятых в животноводстве, также рекомендовалось проводить в зависимости от продуктивности скота. Например, доярке-скотнице за каждые 100 л молока, надоенного от закрепленной за ней группы коров в пастбищный период, начислять 1,2 - 1,8 трудодней, в столовый период - 2,2 - 3,2 трудодня. Начисление трудодней работникам свиноферм ставилось в зависимость от сохранения молодняка, прироста живого веса откормочных свиней и т. д. Труд колхозников, занятых выращиванием овощных и пропашных культур, планировалось оплачивать за каждый центнер собранного урожая по расценкам в трудоднях.

Начисление трудодней председателям колхозов, бригадирам, заведующим фермами и другим руководителям колхозного производства, рекомендовалось производить в зависимости от размеров посевных площадей, поголовья скота в колхозе, бригаде и на ферме с учетом стажа работы. За перевыполнение колхозом плана сбора урожая сельскохозяйственных культур и продуктивности животноводства начислялись дополнительные трудодни, при невыполнении плана сбора урожая - соответственно списывались трудодни, но не более 25%, начисленных им за год к основной оплате. Бригадиры, заведующие фермами и все другие лица административного и обслуживающего персонала колхоза, кроме председателя, счетовода и специалистов сельского хозяйства, обязывались принимать непосредственное участие в колхозных работах (на полях, фермах) и вырабатывать не менее 25% минимума трудодней, установленного для колхозников.

Этим же постановлением были утверждены примерные нормы выработки в колхозах, разработанные Советом по делам колхозов и Министерством сельского хозяйства СССР. В основу этих норм была положена выработка колхозниками по отдельным видам работ. С этой целью специалисты земельных органов выявили и проанализировали 50 тыс. рабочих дней передовых колхозников на всех наиболее важных работах.

Постановлением были одобрены новые нормы выработки и расценки в трудоднях. На основных сельскохозяйственных работах предусматривалось повышение норм выработки, устанавливались более высокие расценки основных полевых работ и понижение расценок на второстепенных работах. Уже в 1948 году в 8,9% колхозов были пересмотрены устаревшие нормы выработки и сдельные расценки работ. Всё это способствовало повышению сельскохозяйственного производства.

Постановление Совета Министров «О мерах по улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты труда в колхозах» - важное событие в жизни послевоенной колхозной деревни. К сожалению, при осуществлении этого постановления был допущен целый ряд ошибок. Так, например местные сельскохозяйственный органы требовали производить дополнительное начисление и списание трудодней во всех колхозах без учета их особенностей и возможностей, хотя постановление СНК СССР от 19 апреля 1948 года предусматривало дифференцированный подход. В экономически слабых, мелких колхозах перевыполнить план урожайности, продуктивности животноводства было очень трудно. Они чаще всего не выполнялись, а в связи с этим в соответствии с §19 постановления Совета Министров от 19 апреля 1948 года необходимо было списывать трудодни. Также эффективность начисления или списания трудодней в экономически слабых колхозах была связана и с тем, что трудодни в таких хозяйствах мало оплачивались и некоторые увеличения или уменьшения их мало сказывались на доходах. Но, несмотря на некоторые недостатки, это был шаг вперед в организации и оплате труда, в повышении материальной заинтересованности колхозников.

Особенно широкое распространение к концу четвертой пятилетки получила натуральная дополнительная оплата за перевыполнение плана урожайности и продуктивности животноводства, установленная в предвоенные годы. Такую форму стимулирования в Краснодарском крае применяли 85% колхозов, в Ставропольском - 88%. Так как в этих краях колхозы были, как правило, экономически сильнее, чем в других регионах страны. Для сравнения в Псковской области такую дополнительную оплату использовали только 23,2% колхозов. Возможности экономически слабых колхозов тех лет для эффективного использования форм материального стимулирования были ограничены.

В июне 1950 года Совет Министров СССР и ЦК ВКП (б) в постановлении «О проведении уборки урожая и заготовок сельскохозяйственных продуктов в 1950 году» рекомендовали за работу сверх нормы на уборке сена и силосовании производить начисление трудодней колхозникам в двойном размере. Дополнительное начисление или списание трудодней повышали материальную заинтересованность колхозников в развитии общественного хозяйства, увеличивали производительность труда.

Размер дополнительной оплаты в некоторых колхозах был довольно весомый. Эта форма стимулирования занимала довольно большой удельный вес в заработках колхозников. Так, например, в колхозе «Украина» Егорлыкского района Ростовской области в 1948 году дополнительная оплата составила более 10% общего фонда распределения.

В некоторых колхозах, кроме дополнительного начисления трудодней и натуральной оплаты, применялись и другие формы материального стимулирования в зависимости от характера работ, специализации хозяйства. Но в те годы они не могли создать во всех колхозах достаточной материальной заинтересованности трудящихся.

Для совершенствования системы оплаты труда имели значение меры по сокращению расходования трудодней на оплату лиц и работ, не связанных с колхозным производством и занятых в управленческом аппарате колхозов. В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП (б) от 19 сентября 1946 года «О мерах по ликвидации нарушений Устава сельскохозяйственной артели в колхозах» осуждались факты растраты трудодней, получившие широкое распространение в годы войны и в первые послевоенные годы. «Эти факты растраты трудодней приводят к их обесцениванию, к уменьшению доходов, подлежащих распределению на трудодень, а, следовательно, к уменьшению заинтересованности колхозников в колхозном труде», - указывалось в постановлении. СНК СССР предложил снять с оплаты лиц, не имеющих отношение к колхозному производству. Так уже к началу 1947 г. было выявлено и снято с оплаты более 182 тыс. работников, не состоявших членами колхозов. В сентябре 1948 г. Совет Министров СССР принял постановление «О сокращении штата административного и обслуживающего персонала в колхозах и об упорядочении расходования трудодней на их оплату», в котором рекомендовалось в месячный срок сократить излишние управленческие должности и установить их в зависимости от размера и сложности хозяйства. Колхозам, имеющим годовую выработку более 100 тыс. трудодней, рекомендовалось в месячный срок сократить все излишние управленческие должности и установить их в зависимости от размера и сложности хозяйства. Колхозам, имеющим годовую выработку более 100 тыс. трудодней, рекомендовалось расходовать на эти цели не более 3% трудодней, а от 75 до 100 тыс. - 4% и т.д. Предлагалось шире практиковать совмещение должностей административно - обслуживающего персонала, привлекать их к непосредственному участию в колхозном производстве. Административно-обслуживающий персонал был сокращен на 60 тыс., что дало экономии 34 млн. трудодней. Кроме того, увеличилось непосредственное участие работников в производстве. К концу пятилетки удельный вес расходов на оплату административно-обслуживающих работников сократился более чем вдвое - с 13,7 % всех начисленных трудодней в 1945 г. (максимальный расход за всю историю колхозов) до 6 % к 1950 году. Не способствовало росту благосостояния колхозников и то, что значительная часть их трудодней оплачивалась за работы, не связанные с колхозным производством. Государственные и партийные органы при финансировании, восстановлении школ, больниц и других учреждений, необходимых для обслуживания сельского населения, стремились использовать для этих целей рабочую силу и средства колхозов.

Ограниченность сферы действия материальных стимулов в годы четвертой пятилетки была обусловлена рядом причин, главным образом недостатком материальных ресурсов, денежных накоплений, вследствие чего приходилось сознательно жестко фиксировать нормы их расходования путем установления различного рода «потолков», в том числе и по заработной плате. На протяжении длительного периода времени вклад каждого колхозника в общественный труд, его не только количественную, но и качественную сторону, отражал трудодень. Такая мера, как правило, позволяла учесть вклад отдельного работника в производство и, в соответствии с этим, его долю в производственном продукте, однако денежная оплата была для колхозников предпочтительней, т.к. давала возможность активно участвовать в товарно-денежных отношениях.

Кроме оплаты по трудодням, для поощрения колхозников с предвоенных лет существовала и дополнительная оплата, начислявшаяся от процента перевыполненного плана. Но в первые годы после войны она редко применялась на практике, главным образом, только в тех регионах, где колхозная экономика восстанавливалась быстрее. К таким регионам можно отнести Краснодарский и Ставропольские края.

В сельском хозяйстве сложившаяся система оплаты труда при недостаточной обеспеченности трудодня и переносе расчета с колхозниками на конец года приводила к тому, что члены большинства артелей не имели точного представления о размере своего конечного заработка. Нередки были случаи перехода колхозников на работу в совхоз - за «живой копейкой».

Председатель колхоза «Новый путь хлебороба» Пластуновского района Краснодарского края просил председателя комиссии по делам колхозов при Совете министров СССР по Краснодарскому краю т. Захарова оказать колхозу помощь в решении следующего вопроса. «В 1949 г. колхозники Стригу нова Раиса и Гордиенко Е.В. самовольно ушли из колхозов Пластуновского района, не получив даже никаких документов и поступили на работу в совхоз «Волна революции» этого же района. Их примеру последовали еще 6 колхозников. Уходы продолжаются. Прокуратура бездействует».

Аналогичные вопросы обсуждались на собрании правления колхоза «Труженик» Вознесенского сельского совета Лабинского района Краснодарского края, к примеру о самовольном уходе членов колхоза. «Самовольно ушли члены колхоза на работы в совхозы Лабинского района, те кто не вырабатывает минимум трудодней при колхозе. Они были привлечены к уголовной ответственности: 6 месяцев принудительных работ при колхозе «Труженик». Эти колхозники считают себя выбывшими из колхоза и проходят работы на других предприятиях». При этом районный суд и прокуратура действия этих колхозников считали обоснованными.

Неудовлетворенность людей принятым порядком оплаты труда была особенно заметно в отстающих хозяйствах. «Настроение колхозников в отстающих хозяйствах (таких ещё много) очень скверное, - заключал свои наблюдения за колхозной жизнью 50-х годов писатель В. Овечкин. - Даром уже не хотят работать. Терпение лопается».

Так, снова на первый план выходит проблема совершенствования стимулирования труда колхозников. Она широко обсуждалась в печати тех лет. Журнал «Октябрь» открыл в 1957 году специальную рубрику «Трибуна жизни», предоставив её специалистам и практикам, ученым и хозяйственным руководителям. В центре обсуждения были поставлены проблемы развития сельского хозяйства в целом и колхозов в частности. Что касается проблем стимулирования труда в колхозах, то большинство выступавших с «трибуны жизни» высказывались против излишней «натурализации» трудодня. Были сторонники полной замены натуральной оплаты денежной. Руководители тех хозяйств, которые перешли частично или полностью на денежную форму расчетов с колхозниками и ежемесячное авансирование, утверждали: «Рубль двинул все вперед». Вместе с тем некоторые участники дискуссии справедливо видели в переходе от одной формы оплаты труда в колхозах к другой не только решение старых, но и рождение новых проблем.

Поэтому, касаясь вопросов благосостояния советского народа, Н.С. Хрущев в Отчетном докладе ЦК КПСС XX съезду партии подчеркивал, «что перед нами стоит важная политическая и хозяйственная задача, - навести надлежащий порядок в оплате труда. Необходимо настойчиво улучшать и совершенствовать формы заработной платы во всех отраслях хозяйства, поставить заработную плату в прямую зависимость от количества и качества труда каждого работника и полностью использовать мощный рычаг материальной заинтересованности для повышения производительности труда». Однако XXII съезд КПСС в принятой третьей Программе партии дал более широкую формулу распределительной политики: «обеспечить в СССР самый высокий жизненный уровень по сравнению с любой страной капитализма. Эта задача должна осуществляться путём повышения индивидуальной оплаты по количеству и качеству труда в сочетании со снижением розничных цен и отменой налогов с населения. А также путем расширения общественных фондов потребления». И если первая установка в значительной мере получила свою реализацию, то вторая осталась лишь декларацией. В частности, такие её компоненты, как снижение розничных цен, отмена налогов так и не были задействованы, не говоря уже о достижении «самого высокого» жизненного уровня.

Сентябрьский Пленум ЦК (1953 г.) во многом переосмыслил пройденный колхозами и совхозами путь. На этом Пленуме впервые был поставлен вопрос о материальной заинтересованности работников сельского хозяйства в развитии производства и увеличении его доходности как об одном из «коренных принципов социалистического хозяйствования». В период подготовки к Пленуму впервые в экономической политике партии было выдвинуто положение о возможности одновременного развития высокими темпами как тяжёлой индустрии, так сельского хозяйства и легкой промышленности. Это стало основой значительного в последствии роста суммы и доли капиталовложений на нужды развития сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры села. Эти увеличения способствовали выравниванию экономических условий развития разных отраслей сельскохозяйственного производства. Также государство перешло от обязательных поставок к закупкам продуктов, повысив заготовительные цены на сельскохозяйственные продукты и снизив их на товары производственного назначения для деревни. После сентябрьского Пленума ЦК КПСС (1953 г.) благодаря повышению цен на сельскохозяйственную продукцию, колхозы стали отчислять больше средств в неделимые фонды, на расширение производства и оплату труда, что создавало необходимые условия для роста заинтересованности в развитии сельского хозяйства, повышении трудовой активности крестьянства. Так, в 1964 г, почти в 40 раз по сравнению с 1952 г. были повышены цены на говядину, в 15 раз - на свинину, картофель, в 8 - 9 раз на пшеницу и подсолнечник, в 5 - на молоко, в 3,5 - на яйцо и шерсть, на 1,2 - на хлопок-сырец, в 2,5 раза на сахарную свеклу и табак. В 1953 г. хозяйства Ставропольского края получили более 96 млн. рублей дополнительных доходов, а в 1955 г. их денежные доходы выросли по сравнению с 1953 г. на 22 %. В конце пятилетки 128 колхозов имели доход от двух до пяти млн. рублей и 84 колхоза - свыше 5 млн. (это 77 % от общего числа колхозов). На этой же основе стали активнее развиваться товарно-денежные отношения на селе. Все это привело к росту валовой и товарной продукции в земледелии и животноводстве, к росту доходов и повышению благосостояния колхозников. Средняя выработка трудодней в расчете на каждого трудоспособного работника колхоза стала стремительно расти и в 1959 г. уже более чем в 1,5 раза превосходила уровень 1946 г. Наряду с этим в 1962 г. были повышены розничные цены на сельскохозяйственные продукты.

К середине 60-х годов материальное стимулирование стало рассматриваться как один из важнейших факторов интенсификации сельскохозяйственного производства. С развитием техники и внедрением комплексной механизации в ряде видов работ все шире стали применяться коллективная аккордно-премиальная система оплаты труда. При коллективной системе оплаты труда заработок каждого работника ставился в непосредственную зависимость от количества и качества продукции, произведенной всем коллективом бригады или звена. Последнему устанавливался общий размер оплаты труда за продукцию. До окончательного расчета звено получало либо аванс в определенном размере, либо заработную плату за объём выполненных работ по сдельным расценкам.

Совершенствование оплаты труда колхозников продолжалось и в дальнейшем. Так, например, в колхозе имени Первого Мая Целинского района, Ростовской области дополнительная оплата применялась до 1957 года. В последующие три года она перестала применяться. В 1961 году правление колхоза совместно со специалистами, научными сотрудниками Северо-Кавказского филиала Всесоюзного научно-исследовательского института экономики сельского хозяйства (ВНИЭСХ) вновь разработало положение о дополнительной оплате труда колхозников, занятых в растениеводстве и животноводстве. При его составлении был учтен накопленный опыт, уровень, достигнутый в различных отраслях хозяйства, и другие условия сельскохозяйственного производства. Денежный доход колхоза - 635 тыс. руб. в 1951 году - поднялся в 1961 году до 1025 тыс. руб., то есть вырос в 1,6 раза. Положение о дополнительной оплате этого колхоза было рассмотрено, одобрено областными организациями и рекомендовано для других колхозов области.

Размер дополнительной оплаты установлен в процентах от полученной урожайности зерна и зелёной массы в центнерах с гектара. Чем выше бригада или звено получит урожайность кукурузы, тем больший процент от валового сбора будет выдан им в дополнительную оплату, а за урожайность зелёной массы кукурузы на силос - денег.

Такая же система материального поощрения была использована в колхозе «Россия» Тимашевского района Краснодарского края. Здесь за правильные квадраты механизаторам начисляли дополнительно 40 % трудодней к прямой оплате, если же квадраты не получились, то с них списывали 40 % трудодней, начисленных за посев этой культуры. За прямолинейный посев сахарной свеклы, проверенный после всходов, работникам посевного агрегата начислялось по 25 % трудодней сверх прямой оплаты, если же прямолинейности нет, то основная оплата за эти работы снижалась на 25 %.

В решении мартовского Пленума ЦК КПСС вновь было подчеркнуто особое значение последовательного осуществления принципа материальной заинтересованности колхозников, рабочих совхозов, специалистов в увеличении производства продуктов сельского хозяйства. Примерно до 1956 года, как в теории, так и в практике хозяйствования считалось, что трудодень является экономической категорией, непосредственно порожденной самой природой колхозно-кооперативной собственности. Более того, трудодень изображался единицей измерения и оплаты труда, органически присущей этой форме собственности. Во второй половине 50-х годов колхозы стали отказываться от использования трудодня и начали переходить на гарантированную оплату труда. Это было вызвано тем, что запрет оценки трудодня в денежной форме, существовавший ранее, нёс немалый вред колхозам, так как лишал их возможности исчислять издержки производства в стоимостном выражении, применять хозрасчетные отношения, проводить в жизнь принцип материальной заинтересованности колхозников в развитии коллективного хозяйства. Поэтому уже сразу после XX съезда КПСС трудодень подвергся критике, его предлагали «отбросить», «отменить» и т.д. Органически присущей колхозному строю стала считаться денежная форма оплаты труда по нормам выработки. К середине 60-х годов в научной литературе анализировались главным образом вопросы денежной оплаты и не затрагивались вопросы использования трудодня. Но трудодень продолжал существовать в колхозах как мера труда. Так, например, только около 9 тысяч хозяйств перешли на денежную оплату, а около 30 тысяч колхозов продолжали принимать трудодень как форму учета и оплаты. Это было вызвано объективными условиями, связанными с низким уровнем развития производительных сил. Оплата труда по прямым денежным расценкам являлась наиболее прогрессивной. Чем выше доходы колхозов, тем больше уровень оплаты труда, независимо от формы распределения.

На данном этапе развития колхозного строительства самым важным для большинства колхозов являлось строгое соблюдение ежемесячного авансирования колхозников и постепенный переход к гарантированной оплате труда, как по трудодням, так и прямым денежным расценкам. В постановлении Мартовского Пленума ЦК ВКП (б) говорилось о том, что надо добиться, чтобы по мере роста производства и повышения производительности труда постоянно увеличивалась оплата труда колхозников, рабочих совхозов и специалистов. Для этого нужно привести в действие все рычаги повышения материальной заинтересованности колхозников и рабочих совхозов в развитии производства.

На совещании работников сельского хозяйства в Минске (январь 1962г.) Хрущёв Н. С. говорил, о том, что «принцип материальной заинтересованности - это не случайный фактор в нашей жизни. Это принцип строительства коммунизма». Вот почему в Ш-й Программе КПСС говорилось: «Партия исходит из ленинского положения о том, что строительство коммунизма должно опираться на принцип материальной заинтересованности. Оплата по труду в течение предстоящего двадцатилетия остается основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей трудящихся».

В 1962 году в журнале «Экономика сельского хозяйства» была опубликована статья Н.С. Хрущева «За лучший труд более высокую зарплату», в которой автор уделил большое внимание развитию подрядных форм организации труда, его оплате по конечному результату. Постановка этой проблемы звучит по-современному. «Думаю, - говорил он тогда, - что если любым работникам звена или бригады сказать, что при достижении такой то производительности труда вы получите настолько - то, или даже во столько - то раз большую оплату, то люди хорошо поработают и добьются поставленной цели».

Наряду с совершенствованием основной оплаты труда, в колхозах большое внимание уделялось широкому внедрению материального стимулирования за перевыполнение норм выработки. Эта система позволяла в простой и понятной для колхозников форме связать оплату труда с конечным его результатом. Колхозники тех бригад, ферм, звеньев, которые производили больше продуктов лучшего качества и с наименьшими затратами, получали более высокую оплату за свой труд. Дополнительная оплата труда развивала инициативу колхозников, помогала вскрыть и использовать дополнительные ресурсы развития производства.

Таким образом, мероприятия, разработанные в первые послевоенные годы, не затрагивали существенных основ сложившегося механизма экономического развития колхозов. Они были направлены скорее на устранение негативных последствий этого механизма, нежели на ликвидацию причин, порождавших низкую эффективность колхозного производства. По мнению И.В. Русинова, с самого начала становления колхозного строя была своеобразная альтернатива его развитию. «Суть её заключалась в постепенном отказе от груза извращений в развитии кооперации, как бы возврате её в естественноисторическое русло, но уже на новом уровне хозяйствования, развития производственных отношений. Главным содержанием этой альтернативы являлся отказ от жесткой регламентации колхозной жизни, предоставление колхозам (а также совхозам) права самостоятельно решать свои хозяйственные, социальные нужды, сочетая, увязывая их с ориентирами централизованного планирования в условиях развития демократизма всей системы управления. Это предполагало отказ от «планов-разверсток» и развития товарно-денежных отношений на селе».

Недостаточность материальных стимулов во многом компенсировалось действием идеологических и социально-психологических факторов трудовой активности масс. Так, например, секретарь ЦК КПСС Л.Ф. Ильичев разъяснял: «Раз и навсегда надо понять, что самый надежный путь к успешному выполнению любого плана - прекрасно поставленное в коллективе воспитание людей, живое общение с ними, душевная забота о них. Это путь к сердцу, к сознанию человека».

Выполняя решения партии, по инициативе партийно-комсомольских комитетов в стране развернулось движение за коммунистический труд. Сначала основной организационной единицей была рабочая бригада. Позднее было признано возможным личное участие. В конце концов, в движение были включены коллективы предприятий, факультетов, совхозов и колхозов. На Юге России одним из первых таких коллективов стала тракторная бригада, руководимая И. Шацким. 11 апреля 1961 г. газета «Советская Россия» опубликовала письмо передовиков сельского хозяйства «Будет родная Кубань всероссийским маяком». Это Письмо призывало всех хлеборобов развернуть социалистическое соревнование между звеньями, бригадами, колхозами, совхозами, районами за высокие урожаи зерновых культур, за успешное выполнение социалистических обязательств, принятых на третий год семилетки. Различных идей по совершенствованию организации производства и стимулированию трудовой активности в начале 50-х - начале 60-х годов было высказано немало. Само время побуждало к поиску. Но этот поиск не был безболезненным. Развитие процесса демократизации общественной жизни не означало, что «новое» в ней уже одержало победу - «новое» вступило в открытую борьбу со «старым», борьбу по всем направлениям и на всех уровнях: от высшего уровня руководства до низового производственного звена. Эта борьба в значительной степени осложнялась тем, что в практических действиях партийного и государственного руководства по проведению в жизнь линии на расширение демократизации начали проявляться колебания. Учиться демократизму, не повторяя «ошибок прошлого», оказалось нелегко. В советском государстве, как отмечалось ранее, сложилась административно- командная модель, носившая мобилизационный характер и позволявшая в централизованном порядке обеспечивать изъятие и перераспределение всех ресурсов страны, мобилизацию их на решение ключевых задач экономического развития, концентрацию на решающих участках, которые определяли развитие страны. Такая экономика носила нерыночный, бестоварный характер, почти все её элементы были полностью подчинены государству, находясь в государственной собственности, и управлялись с помощью командно-директивных методов.

Особую категорию в сельской местности составляли пенсионеры и престарелые колхозники. Органами социального обеспечения, предприятиями, организациями и колхозными кассами взаимопомощи оказывалась финансовая помощь этой категории населения. Так, в Ростовской области была оказана единовременная денежная помощь пенсионерам и престарелым колхозникам на сумму 3158,8 тыс. рублей.

Помимо этого, колхозными кассами взаимопомощи пенсионерам и престарелым колхозникам было выдано возвратных ссуд деньгами 2093,1 тыс. рублей и продуктами питания на 11,8 тыс. рублей.

В результате руководства работой колхозных касс взаимопомощи, осуществляемого отделами социального обеспечения, проведена значительная работа по оказанию материальной помощи пенсионерам и престарелым колхозникам и их бытовому устройству во всех исследуемых регионах.

Например, в Сальском районе Ростовской области имелось 10 колхозных касс, на обеспечении которых состояло: инвалидов и престарелых колхозников 218 человек, детей - сирот 26 и получавших пенсию 16 человек.

В колхозе им. Сталина имелся дом для престарелых колхозников, в котором находилось 7 человек обеспечиваемых. Общий доход касс взаимопомощи Сальского района в 1957 г. составил 4500 тыс. рублей, в том числе сумма вступительных членских взносов составила 1180 тысяч рублей. В течение года кассы, в порядке оказания материальной помощи, выдали инвалидам, членам семей погибших воинов и престарелым колхозникам 121,5 тыс. рублей, возвратных денежных ссуд было выдано колхозникам на сумму 159,0 тыс. рублей. Кассы опекали 26 детей, оставшихся без родителей. Все дети обеспечены одеждой и обувью. Им выданы продукты питания и оказана денежная помощь на сумму 10,1 тыс. рублей. Благодаря оказанной помощи нет детей, прекративших учебу из-за материальной необеспеченности.

Здесь за счет средств касс в 1957 г. вдовам погибших воинов и семьям военнослужащих было построено 20 новых домов, проведен ремонт жилищ 107 семьям, оказана помощь в приобретении топлива 164 семьям. На санаторное курортное лечение было направлено 38 человек из числа инвалидов и членов семей погибших воинов.

В Орловском районе Ростовской области имелось 12 колхозов, в каждом из которых были организованы кассы взаимопомощи, все трудоспособные колхозники - 4432 человека - были вовлечены в члены касс. Общий доход касс на 1 января 1958 г. составил 388,6 тысяч рублей. За 1957 г. было выдано возвратных ссуд на сумму 27,8 тыс. рублей. Оказана помощь инвалидам, семьям погибших воинов, престарелым колхозникам на сумму 111,1 тыс. рублей. В порядке выполнения планов практических мероприятий за счет средств касс, построено 35 новых домов, 130 отремонтировано, 170 семей обеспечено топливом, наделено телками 18 семей и выдано мелкого скота (овец и коз) 240 голов. Бесплатные путевки в санатории и дома отдыха получили 60 человек, и 80 детей пенсионеров были направлены на отдых в пионерские лагеря.

Кроме того, кассами взаимопомощи оказано содействие в устройстве на работу 4 инвалидов, направлено на учебу 11.

По состоянию на 1 января 1958 г. в Ростовской области имелось 9 домов для престарелых колхозников, которые обеспечивали 63 человека.

В Развиленском районе решением РК КПСС на 1958 г. было намечено строительство трех межколхозных домов для престарелых колхозников. В Ростовской области на 1 января 1958 г. имелось 334 колхозных кассы взаимопомощи, в которых состояло 130151 человека.

В соответствии с приказом Министра социального обеспечения РСФСР от 22 января 1958 г. № 9 проводились организационные мероприятия по укреплению работы существующих и по созданию новых колхозных касс, где они отсутствовали.

В Ростовской области имелось шесть касс взаимопомощи пенсионеров при районных и городских отделах социального обеспечения. По состоянию на 1 января 1958 г. их членами являлось 2149 человек. Они имели собственные средства в сумме 321,2 тыс. рублей. С помощью касс за год была оказана следующая помощь: выдано возвратных ссуд на сумму 580,1 тысяч рублей, их получили 1737 человек, выданы денежные пособия в размере 8,7 тыс. рублей, которые получили 83 человека. Под индивидуальные огороды кассы получили 48,0 га, которые распределили между 956 семьями. Помимо этого пенсионерам было выдано 15,0 га под коллективные огороды, в обработке которых участвовало 130 семей, и 15,3 га для насаждения фруктовых садов.

За счет организаций, колхозных касс и профсоюзов в 1957 г. 2040 человек инвалидов Отечественной войны и труда, а также членов семей погибших воинов получили различные виды лечения. На санаторно-курортное лечение было направлено 1144 человека, в дома отдыха - 832 и на лечение в госпитали - 64.

По линии органов социального обеспечения в 1957 г. были приобретены санаторные путевки для инвалидов Отечественной войны на сумму 154,9 тыс. рублей, для инвалидов труда - на 89,2 тыс. рублей. Кроме того, персональные пенсионеры получили денежные пособия в размере 63,0 тыс. рублей на проезд и денежную компенсацию взамен путевок. Таким образом, наряду с органами социального обеспечения, колхозные кассы взаимопомощи оказывали существенную материальную помощь нуждающимся категориям сельских жителей.

Материально бытовое обслуживание осуществлялось за счет средств выделяемых по республиканскому и местному бюджетам на оказание единовременной помощи остро нуждающимся семьям, а также за счет фондов выделяемых торгующими организациями в централизованном порядке до отмены карточной системы, за счет хозяйствующих и общественных организаций и общественности. Материально бытовое обеспечение пенсионеров в период с 1946 по 1948 гг. осуществлялось в основном за счет планов практических мероприятий по оказании материальной помощи пенсионерам.

К середине 50-х годов экономические возможности нашей страны позволили вплотную подойти к созданию системы, при которой содержание основной массы престарелых крестьян осуществлялись за счет общественных фондов потребления. Введенный в 1956 году в действие Закон «О государственных пенсиях» явился крупным событием в социально- экономическом и политическом развитии страны. С его принятием были признаны полностью или частично утратившими силу около тысячи прежних нормативных актов СССР и союзных республик о пенсионном обеспечении населения. Пенсионная реформа открывала новый этап в обеспечении гарантированности и устойчивости материального положения значительных слоев населения. Этот процесс происходил и по линии расширения круга граждан, имеющих государственные пенсии.

Социально-политическое значение Закона усиливалось тем, что пенсионное законодательство стало более упрощенным и унифицированным, а, следовательно, и более доступным для широких масс трудящихся.

Заметим, что уже в самой постановке проблемы упорядочения вопросов пенсионного обеспечения содержалась опасность уравнительности. Выступая на XX съезде КПСС, Н.С. Хрущев следующим образом сформулировал основную идею предстоящего нового закона. Она состояла в том, «чтобы размеры низших разрядов пенсий значительно увеличить, а размеры неоправданно высоких пенсий несколько снизить».

Закон о государственных пенсиях 1956 года лишь частично разрешал накопившиеся проблемы, так как в нем была заложена консервативная статичность, не учитывающая диалектику соотношения пенсии и заработной платы. Установленный «потолок» государственной пенсии в 120 рублей поначалу в 1,6 раза превышал уровень средней зарплаты, но на всем протяжении 60-х годов оставался неизменным. В тоже время заработная плата в среднем увеличилась в 1956 - 1970 годах в 1,7 раза,  повысился минимальный размер пенсии. При этом сама шкала исчисления пенсии была построена по принципу: чем больше заработок, тем ниже процентная норма. И если первоначально она составляла 75 - 100 процентов невысоких заработков, то с их ростом все большее количество работающих стало выходить на низший уровень пенсионного обеспечения - 50 процентов.

В результате стали отчетливо формироваться уравнительные тенденции. Все чаще в одинаковом материальном положении оказывались высококвалифицированные и малоквалифицированные работники, люди, отдавшие свои силы и способности обществу, и те, кто лишь по форме числился в народном хозяйстве. Тем самым искажалась идея дифференцированного пенсионного обеспечения, то есть один из основных его принципов, имеющих важнейшее значение для активного влияния распределения на всю систему общественных отношений.

На XX съезде партии речь шла об общесоюзном Законе пенсионного обеспечения. Однако на самом деле такой тезис означал определенную фальсификацию действительности, так как Закон не учитывал основные интересы крестьянства, численность которого только в колхозном производстве составляла в 1956 году 22,9 миллиона человек. Ориентация Закона о государственных пенсиях 1956 года на все категории трудящихся, кроме колхозников, имела серьезные экономические, социально-политические последствия в развитии деревни, во взаимоотношениях города и села, рабочего класса и крестьянства. Такую «избирательную» политику нельзя оправдывать ни с позиции социальной справедливости, ни с точки зрения экономических возможностей общества того периода.

Только в 1964 году был принят Закон о пенсиях, пособиях членам колхозов. До этого обеспечение престарелых и нетрудоспособных колхозников осуществлялось за счет средств самих колхозов. Сложившаяся в колхозах система пенсионного обеспечения отличалась крайней неустойчивостью и финансовой ограниченностью. Объем средств никем не устанавливался, они не регламентировались и могли свободно расходоваться на совершенно другие цели. С вступлением в силу Закона 1964 года в целом в стране сформировалась система государственного пенсионного обеспечения тружеников села. На колхозников, как на рабочих и служащих, распространялись единые для всех условия и размеры пенсионного обеспечения. Тем самым под крестьянскую жизнедеятельность подводилась социальная гарантия.

При всем огромном значении единого государственного пенсионного обеспечения реальное положение пенсионеров было мало завидным. Оно скрывалось тем, что у нас официально не определялась «черта бедности», минимальная граница уровня обеспеченности этой категории населения. В результате десятки миллионов человек, по сути, вели нищенское существование. Путем различного рода манипуляций и демагогических деклараций о так называемом абстрактном «советском человеке» партия и государство закрывали завесой молчания бедственное положение пенсионеров и других малообеспеченных слоев населения.

Ход реализации пенсионной реформы нашел отражение в документах партийных советских органов.

Так, в постановлении «О мерах по проведению в жизнь закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» в Ставропольском крае» сообщалось о том, что он свидетельствует о последовательном осуществлении намеченных программой КПСС задач по дальнейшему повышению благосостояния советского народа и проявлению заботы партии и правительства о тружениках села.

Во исполнении данного закона требовалось обеспечить проведение организационных и практических мероприятий по подготовке к начислению пенсий колхозникам в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 3 сентября 1964 г. № 746 «О порядке и размерах отчислений от доходов колхозников в централизованный союзный фонд социального обеспечения колхозников».

В справке заведующего краевым отделом социального обеспечения Н. Луценко «О проделанной работе по выполнению закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов в Ставропольском крае» на имя секретаря крайкома КПСС т. Ефремова Л.Н. от 18 мая 1965 г. сообщалось о ходе пенсионной реформы на местах. Количество колхозников, подлежащих наделению пенсиями, в крае составляло 52679 человек. По состоянию на 1 мая 1965 г. было назначено пенсий 40193 чел. с месячной выплатой 589409 руб. Средний размер пенсий по краю составлял 14 руб. 47 копеек в месяц. Массовое назначение пенсий колхозникам в Ставропольском крае было закончено. В крае было образовано 22 районных и 143 колхозных советов и 22 комиссии по назначению пенсий и пособий членам колхозов.

Секретарь Кореновского парткома В. Разумовский в информации о ходе выполнения Постановления бюро Краснодарского крайкома КПСС от 20 ноября 1964 г. «О мерах по проведению в жизнь Закона о пенсиях и пособиях членам колхозов» сообщал, что с целью выполнения данного постановления в районе была проведена следующая работа: во всех колхозах района избраны советы социального обеспечения колхозников. Создан и работает районный совет социального обеспечения колхозников. Решением райисполкома утверждена комиссия по назначению пенсий и пособий колхозникам. Также проводились семинары с председателями колхозных советов социального обеспечения. В колхозы отделом социального обеспечения были командированы специалисты из бухгалтеров, экономистов, юристов для оказания практической помощи на местах в оформлении документов и правильном применении Положения о назначении и выплате пенсий и пособий членам колхозов. Для оказания постоянной и практической помощи Советам соцобеспечения колхозников при районном совете соцобеспечения в каждом колхозе организованы на общественных началах консультационные пункты. В целях своевременного и правильного проведения в жизнь закона «О пенсиях и пособиях членам колхозов» Кореновский райком КПСС ходатайствует перед краевым отделом соцобеспечения и краевым здравотделом решить вопрос о создании врачебно-трудовой экспертизной комиссии в Кореновском районе.

В 1960 г. на выплату пенсий в Краснодарском крае было истрачено 120 млн. рублей, в 1965 г. - уже более 200 млн. рублей. Кроме того, из общего числа пенсионеров:

а) бывшие члены колхозов, земли которых переданы совхозам и другим предприятиям и организациям - 15531 человек; сумма назначенных им пенсий -14,52 тыс. рублей.

б) члены рыболовецких колхозов - 1018 человек; сумма назначенных им пенсий - 14,52 тыс. рублей.

Из общей численности пенсионеров по инвалидности 1 и 2 групп, мужчин в возрасте 60 - 64 лет - 642 человека; 65 лет и старше - 307 человек; женщин в возрасте 55 - 59 лет - 846 человек, 60 лет и старше 565 человек.

Делая вывод, необходимо отметить:

1. В послевоенные годы вопросы организации труда и его стимулирования приобрели особую важность. Центральные и местные партийно-государственные органы предпринимали неоднократные попытки использования более совершенных форм организации труда и обобщения передового опыта в сельскохозяйственном производстве. Руководством страны ставилась задача активно применять индивидуальную и групповую сдельщину, дополнительную оплату труда колхозников, повсеместно заменить натуральную оплату на денежную.

2. В силу того, что фонды оплаты в колхозах в первые послевоенные годы продолжали формироваться по остаточному принципу, крестьяне экономически слабых колхозов, выполняя тот же объем работ, получали меньше, чем в более богатых колхозах.

3. Недостаточность материальных стимулов во многом компенсировалась идеологической организационной работой, которая способствовала повышению трудовой активности тружеников села. Нормированная система труда в сельском хозяйстве не соответствовала научным принципам ее организации. Следствием этого явилась недостаточно четкая связь между затратами труда и его результатами.

С первых дней создания сельскохозяйственных артелей колхозники были лишены социальных гарантий, что негативно отражалось на их благосостоянии. Некоторые изменения в этом направлении были сделаны в конце 50-х - начале 60-х годов, важнейшим из которых было введение паспортов в сельской местности и назначение труженикам села пенсий, что в некоторой степени выравнивало их в правах с остальными гражданами советского государства.

 

Автор: Чайка Е.А.