15.01.2013 43235

Гарантии прав и свобод человека и гражданина: понятие, виды, конституционно-правовое закрепление

 

Основной закон нашего государства - Конституция Российской Федерации, в первой своей главе «Основы конституционного строя» провозглашает, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Данное положение - одна из фундаментальных основ конституционного строя РФ. Понятием высшая ценность не определяется никакая другая основа конституционного строя.

Поэтому положение о правах и свободах вынесено в число первых, провозглашенных Конституцией. Место этого института обусловлено тем, что права и свободы человека и гражданина признаются высшей ценностью государства и общества, целью функционирования всех государственных и общественных институтов и структур.

Понятие основные права и свободы человека и гражданина возникло в 18 веке, когда впервые прозвучало во французской «Декларации прав и свобод человека и гражданина» 1789 года. Идеи просветителей, провозглашенные в данном документе, были поддержаны впоследствии конституциями многих государств.

Необходимо отметить, что раздел о правах человека и гражданина не всегда занимал столь значимое место в предыдущих Конституциях нашей страны - появился он лишь в Конституции 1937 года, да и то, в числе последних глав. В Конституции 1978 года он был поставлен уже на второе место.

В 1991 году начался новый период в правовой системе Российской Федерации, ознаменованный признанием гарантированных прав человека и гражданина.

22 декабря 1991 года была принята Декларация прав и свобод человека и гражданина, полностью соответствующая международным актам, принятым демократическим мировым сообществом таким как:

- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;

- Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, 1950 г.;

- Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, 1966 г.;

- Международный пакт о гражданских и политических правах, 1966 г и другие.

Таким образом, была воспринята общая концепция прав человека, принятая в этих международных документах. Подписав 10 июля 1992 года в Хельсинки декларацию «Надежды и проблемы времени перемен», Российская Федерация подтвердила свои обязательства соблюдать заключительный акт ОБСЕ 1975 года в области прав человека.

Во исполнение этих обязательств 21 апреля 1992 года были внесены изменения в действующую в то время Конституцию (1978 года) - раздел II «Государство и личность» был заменен с незначительными коррективами, положениями Декларации прав и свобод человека и гражданина. Однако, этого стало недостаточно, чтобы данный раздел согласовывался с остальным текстом Конституции.

Референдум 12 декабря 1993 года принял Конституцию Российской Федерации, действующую сегодня в государстве.

Именно в ней по логике построения, первая статья провозглашает основы устройства общества, на которые опираются права и свободы человека и гражданина, члена этого общества, провозглашенные уже во второй статье Конституции, а вторая глава Основного закона Российской федерации целиком посвящена этому правовому институту. «Человек признан источником своей свободы, существующей не по соизволению государства. Обладание правами и свободами, на которые не может посягать государство, обеспечивает индивиду возможность быть самостоятельным субъектом, способным самоутвердиться в качестве достойного члена общества».

Содержание Главы 2 Конституции РФ соответствует общепризнанному в международном праве перечню прав и свобод. Очередным шагом в приближении норм отечественного законодательства общепризнанным международным стандартам в области прав человека стало вступление России 15 января 1996 года в Совет Европы и принятие, в том числе, положения о необходимости ратификации Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, включая протокол № 6, касающийся отмены смертной казни в мирное время. Часть условий по вступлению в эту международную организацию Россия уже выполнила, часть - находится в стадии принятия, так этот процесс требует пересмотра некоторых нормативно-правовых актов.

Следуя положению «Всеобщей декларации прав человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года о том, что «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», Конституция РФ 1993 г. провозглашает, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Впервые в Основном законе государства признается естественная природа прав и свобод человека. Это определяет их приоритет по отношению к государственной власти, связанность этой власти правами и свободами человека. Признание естественного характера прав и свобод человека означает отказ от теории октроированных «дарованных” прав человеку волей власти или законодателя.

Следует обратить внимание на формулировку Конституции, согласно которой неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения признаются основные права человека и гражданина. Понятие же основных прав неоднозначно трактуется как в законодательстве различных стран, так и в научной литературе.

В Конституции РФ под основными правами понимаются, прежде всего, конституционные права. Предусмотрено, что перечисление в Конституции РФ основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем в пункте 2 статьи 17 Конституции РФ речь идет только об основных правах человека, что позволяет подчеркнуть их особые свойства - неотчуждаемость и естественный характер (принадлежность каждому от рождения). Признание естественного характера прав человека - важный ценностный ориентир для законодателя, который призван в позитивном праве закрепить естественные и прирожденные права.

Учитывая эти общие свойства основных прав, следует исходить из того, что такими свойствами, как естественный, прирожденный характер, обладают именно права человека, и прежде всего такие универсальные права, как право на жизнь, на собственность, на достоинство, на свободу и личную неприкосновенность, на свободу мысли, неприкосновенность частной жизни, право на благоприятную окружающую среду. Возникновение ряда других основных прав человека и гражданина связано не только с фактом рождения человека, но и с наличием иных предусмотренных законом обстоятельств.

Однако такие права являются естественными и неотчуждаемыми в том смысле, что они призваны обеспечить свободу человека, являющуюся для него необходимым условием выбора и самоопределения.

Характеризуя основные права человека как неотчуждаемые, Конституция РФ подчеркивает невозможность и недопустимость лишения человека этих прав и свобод. Нельзя лишить человека права на достоинство, на свободу мысли, на благоприятную окружающую среду. Нельзя произвольно, без опоры на закон лишить человека и иных основных прав. В то же время человек, совершая противоправные действия, попирающие юридические и нравственные устои общества, создает ситуацию, при которой общество вынуждено идти на ограничения его основных прав.

Положения Конституции РФ о неотчуждаемости и естественном характере основных прав и свобод человека призваны подчеркнуть их особую значимость, основополагающий фундаментальный характер тех общечеловеческих ценностей, которые содержаться в естественно-правовой доктрине.

Вместе с тем, осуществление прав и свобод индивида должно быть основано на принципе уважения прав и свобод других лиц - это декларируется в ч. 3 ст. 17 и ч. 1 ст. 55 Конституции РФ, так как ни одно общество не может предоставить человеку чрезмерную свободу.

Таким образом, устанавливается необходимое равновесие любого гражданского общества, в котором каждый, обладая правами и свободами человека и гражданина, защищен государством от посягательства на них.

Тем не менее, говоря об основных правах и свободах нельзя не сказать, что в отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права и свободы связаны с обладанием гражданством государства. «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на её территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» - данное положение определяет устойчивую правовую связь человека с государством, определенную международным Пактом «О гражданских и политических правах»: «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия».

В соответствии с частью 2 ст. 6 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, предусмотренных Конституцией. Иначе говоря, все основные права граждан России отличаются от других прав и обязанностей основанием возникновения - принадлежностью к гражданству Российской Федерации.

В качестве субъектов права можем рассмотреть лица со следующими статусами: - граждане РФ; - иностранцы: - лица без гражданства.

Законодательство определяет гражданство как устойчивую связь лица с Российской Федерацией государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Данное положение определяет важность принадлежности к гражданству, так как только в этом случае возникают права и свободы, защищаемые государством, где бы гражданин ни находился.

Кроме того, очень важным моментом в данном определении является то, что именно признание государством и готовность защищать права и свободы характеризует государство как демократическое и правовое.

Граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, законно находящимися на территории РФ, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Например, только граждане могут избирать и быть избранными в представительные органы Российской Федерации и ее субъектов. Иначе говоря, «личные права» - каждому, «политические» - гражданам.

Связь политических прав с гражданством не означает, однако, что политические права - вторичны и производны от воли государства. Гражданство, и связанные с ним права и обязанности возникнув (по рождению или в соответствии с установленным Законом порядком) длятся до тех пор, пока не наступит смерть гражданина или не прекратятся иным законным способом.

Необходимо отметить, что от того, каким статусом обладает лицо - является ли оно гражданином или нет - зависит объем гарантий, которые Конституция дает по защите прав и свобод - так называемое субъективное право, когда «гражданство опосредуется правами личности по поводу гражданства».

Говоря о наделении субъектов основными правами и свободами, можно отметить, что только гражданин Российской Федерации «обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Однако, права и свободы любого человека, не являющегося гражданином России признаются, соблюдаются и защищаются в виде прав и свобод иностранного гражданина или лица без гражданства. Это также является обязанностью Российского государства, ибо оно взяло на себя обязанность соблюдать права и свободы любого человека.

Таким образом, мы можем определить основные права человека и гражданина, как права, закрепленные конституционно.

Решение актуальных проблем современности предполагает обращение к «классике» конституционного права. Невозможно успешно продвигаться вперед в частностях, игнорируя гуманистический опыт человечества. В связи с этим принципиально важно стал пересмотр прочно утвердившихся в отечественном правоведении позиций по вопросу о естественных, прирожденных, неотъемлемых правах человека. Уже по самому своему определению эти права трактуются не как благоприобретенные, а как врожденные и, условно говоря, догосударственные. Они принадлежат каждому человеку от рождения и по праву рождения. Эти права не дарованы властью, возникают, не зависимо от нее и без ее согласия и не могут быть ею отняты. Государство обязано признать эти права, закрепить их в Конституции и оберегать всеми имеющимися средствами. Это святой долг каждого государства, считающего себя демократическим. Естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые права стали полностью отождествляться с основными, фундаментальными правами.

Конституция РФ провозглашает равенство всех граждан перед законом и судом. Установлено, что государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Как, видно формулировка стала достаточно полной и исчерпывающей. Но практический опыт, к сожалению, подчас расходится с этими предписаниями.

Поскольку темой исследования являются конституционные гарантии защиты прав и свобод граждан от неправомерных действий субъектов правоохранительной системы в Российской Федерации, этот раздел Конституции имеет особое значение - так как Конституция, как Основной Закон государства, имеющий высшую юридическую силу и прямое действие должна реально регулировать общественные отношения и оказывать непосредственное воздействие на всю систему органов государственной власти. Поэтому, одним из принципов, на которых основывается провозглашение Конституцией прав и свобод является гарантированность - как общих начал, так и конкретных прав и свобод в отдельности.

Но провозглашение этих прав было бы декларативным, не будь в Конституции указаний на гарантии их осуществления и защиты. Более того, положения Конституции, в которых закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина получают свое развитие в конкретных нормативных актах принятых государственными органами. «Права человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Положения этой статьи чётко указывают на то, что любое поведение человека по осуществлению своих прав и свобод (при соблюдении ограничения ст. 17, 55 - не нарушая права и свободы других людей) является правомерным и не требует наличия специальных нормативных актов. Это однако, не означает что подобные акты не нужны - более того, в ряде случаев прямо предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов - например, ст. 36, в которой провозглашается право частной собственности на землю - в ч.3 данной статьи указано о том, что «условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона».

Таким образом, конституционные права и свобода Российских и иных граждан находящихся на территории Российской Федерации, в законах конкретизируются, развиваются и расширяют перечень прав и свобод, но в коем случае не сокращаются! - «В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина», гарантий их выполнения и защиты. В этом случае конституционные нормы становятся гарантом выполнения положений иных нормативных актов.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что более подробное раскрытие конституционных прав и свобод граждан выходит за рамки нашего исследования. Поэтому автор счел нужным и вполне достаточным ограничиться лишь некоторыми её элементами, необходимыми для освещения анализируемой проблемы.

Российская Федерация, претендуя на звание демократического и правового государства, стремится к обеспечению всех гарантированных Основным законом государства прав и свобод, поэтому по нашему мнению необходимо более подробно рассмотреть вопрос о гарантиях обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Основной закон также возлагает на государство, его органы и должностных лиц обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности без различия национальности, языка, религии, пола, политических убеждений, общественного положения и т.д. Этим государственная власть признает неприкосновенные и неотчуждаемые права человека как основу демократического развития общества, на которую она не может покушаться.

Главнейшая практическая ценность прав и свобод личности состоит в их реальности, в том, в какой степени провозглашенные государством права и свободы осуществимы в их практической повседневной жизни. Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Государство тем самым берет на себя обязательство создавать все условия и возможности для реального осуществления их на практике. Иными словами, правам и свободам личности корреспондирует соответствующие обязанности государства. Государство, таким образом, предоставляет и средства для их охраны, а в случае необходимости и для их защиты.

Подчеркивая две составные части в формуле «права человека и права гражданина», на наш взгляд, следует исходить из того, что первые проистекают из естественного права, а вторые из позитивного. Права человека являются исходными, неотчуждаемыми, принадлежащие ему в силу рождения, а права гражданина, напротив, связаны с фактом гражданства, принадлежности лица к определенному политическому сообществу.

Термин “личность”, как субъекта общественных отношений в широком смысле, п о нашему мнению, необходимо использовать как объединяющий понятия “человек” и “гражданин” во взаимосвязи с правами и свободами и не несущий какой-либо специальной нагрузки. Это во многом определяется дуализмом правового статуса личности, которая выступает в соответствующих сферах либо как человек, либо как гражданин. Личность выступает как человек в сфере гражданского общества и как гражданин - в сфере политической общности. Эта дуалистическая концепция, разделяющая личность на человека и гражданина, воплощена в той или иной степени как в международно-правовых документах, так и конституциях большинства стран.

Охрана законных прав и свобод личности одна из основных функций государства, которая осуществляется через деятельность целой системы правоохранительных органов - прокуратуры, суда, милиции и т.д. Причем, это является основанием утверждать, что конституционные нормы «не просто декларативны, а гарантированы созданием соответствующих механизмов, необходимых для осуществления конституционных прав и свобод».

В этой связи, одним из важнейших средств обеспечения реальности прав и свобод личности в современном обществе, является деятельность государства и его органов по созданию условий для полной реализации законных прав и свобод личности, а также обеспечивающая, в необходимых случаях, эффективные средства для их охраны и защиты.

Реальность прав и свобод личности, реальность гарантий этих прав и свобод проявляется также и в недопустимости всяческих нарушений и ущемлении прав и свобод личности.

Признавая значимость конституционных положений о правах и свободах, следует отметить, что в современной России обеспечение прав человека является не лучшим. Процесс реального формирования правового государства и создание условий для уважения прав человека - задача чрезвычайно трудная, и её решение возможно лишь в результате многолетних усилий всего общества, связанных с преодолением, как наследия прошлого, так и тех ошибок и просчетов, которые были допущены в последние годы, для чего в государстве должен быть разработан эффективно действующий механизм гарантий социально-юридической защиты личности.

Под гарантиями обеспечения прав человека понимается не только правовая обеспеченность (юридические гарантии), закрепленная в международном и внутригосударственном законодательстве, но и система экономических, политических, духовных и иных отношений, условий, факторов, без которых требования личности к обществу носили бы чисто формальный характер. При этом общие условия реализации прав личности, к числу которых относятся экономические, социальные, политические и духовные основы функционирования общества, в научной литературе получили название общих гарантий.

Закрепленные же в законе средства, являющиеся правовым выражением общих условий, непосредственно обеспечивающие возможность правомерной их реализации и охраны прав человека в обществе, есть юридические гарантии этих прав. По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека. Их основной функцией является исполнение обязательств государством в сфере реализации прав личности.

Говоря о гарантиях прав человека и гражданина, следует помнить о тех факторах, условиях и средствах, которые делают эти права и свободы реальными, действенными, то есть обеспечивают реальность их существования.

В юридической литературе существуют различные подходы к определению гарантий, что во многом связано как с объемом, так и со сложностью данного вопроса. Понимание сущности гарантии прав и свобод личности, изучение всей системы гарантирования имеет немалое теоретическое и практическое значение. В этом определении должны найти отражение такие необходимые его признаки, свойства и особенности, которые бы в своей совокупности в общем виде давали главнейшие характеристики гарантий, перечисляли все те многообразные средства обеспечения реальности прав и свобод личности, которые существуют и функционируют в обществе.

Такими, по нашему мнению, характеристиками прав и свобод личности в обществе, которые, несомненно, должны быть раскрыты в определении понятия гарантий, являются:

- во-первых, их материальное содержание, то есть то, в чем гарантии прав и свобод личности в общем виде находят свое проявление в реальной повседневной действительности;

- во-вторых, их функциональное назначение, то есть в определении должны быть указаны те задачи, которые призваны выполнять гарантии прав и свобод личности.

Одни авторы под гарантиями понимают определенные средства, другие условия, третьи - способы, факторы, четвертые - меры, обеспечивающие возможность реализации, охраны и защиты прав.

По нашему мнению, при определении гарантий вряд ли стоит ограничиваться указанием лишь на юридические средства обеспечения права. Представляется более правильным выделение и гарантирующих условий, существующих в экономической, политической жизни страны.

То есть это «собирательное понятие, распространяющееся на все сферы, формы и методы деятельности государственных и общественных организаций, а также граждан, охватывающих практическую реализацию прав и законных интересов личности».

Так, А.С. Мордовец под гарантией прав и свобод граждан понимает систему социально-экономических, политических, нравственных, юридических, организационных предпосылок, условий, средств и способов, создающих равные возможности граждан для осуществления своих прав, свобод и интересов. Ф.М. Рудинский под гарантиями понимает условия реализации прав и средства их защиты.

Более точной представляется формулировка М.Т. Какимжанова, определяющего гарантии как « условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию, надежную охрану и защиту».

По мнению Л.Д. Воеводина основное функциональное предназначение гарантий - это « создание возможности более полного претворения в жизнь прав и свобод личности», а также « неукоснительная охрана и защита этих прав и свобод от любых нарушений со стороны, как отдельных органов государства, должностных лиц, так и граждан».

Помимо правообеспечительной и правоохранительной функций, гарантии могут выполнять и превентивные функции, суть которых выражена в «создании эффективных правовых препон, препятствующих развитию негативных сторон». Кроме того, гарантии должны срабатывать и в случае нарушения субъективного права, устранять последствия правонарушений. Гарантирующие средства в этом случае защищают и восстанавливают субъективное право, делают возможным его реализацию. Виновные лица привлекаются к юридической ответственности, устраняются последствия нарушения.

В механизме правового регулирования гарантии выполняют мотивационные функции. Они играют определенную роль в генезисе правового поведения граждан, влияют на выбор субъектами права его определенного варианта. Уже на стадии мотивации для удовлетворения потребностей и интересов граждан идет выбор правомерного варианта поведения. Указанные функции выполняются не одной гарантией, а рядом групп гарантий, что дает основание говорить о соответствующей системе.

В отечественной юридической науке вопрос о классификации гарантий не обойден вниманием. Основания классификаций во многом зависят от свойств, содержания, признаков предметов исследования, в данном случае гарантий.

Общепринятым и традиционным в науке основанием для классификации гарантий является характер и вид общественных отношений, в которых образуются, существуют и развиваются средства и условия, обеспечивающие осуществление прав и свобод личности. Соответственно гарантии делят на: политические, экономические, идеологические, правовые, так как политика, экономика, идеология являются основными сферами общественной жизни. Так же определенной областью общественных отношений является и право, в котором находят свое отражение и юридическое закрепление вопросы политики, экономики и идеологии. Несмотря на то, что экономические и политические условия являются решающими для обеспечения того или иного права личности, они все же не могут быть исчерпывающими для всего процесса гарантирования. В этой связи говорят об общих условиях и специальных средствах обеспечения прав и свобод. Система общих условий и специальных средств по существу тождественны тому, что в литературе именуется общими и специальными гарантиями.

На сегодняшний день к этой группе экономических гарантий относят: социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем, провозглашение принципа равенства всех форм собственности (частной, муниципальной, государственной), существование социального государства. Экономическим гарантиям по-прежнему придается особое значение, так как «известно, что для «жизни» любого общества должна быть создана, прежде всего, материальная база, при наличии которой адресат закона имеет фактическую возможность пользоваться предоставленным ему правом». Именно поэтому, на наш взгляд, согласно социологическому исследованию, проведенному И.Б. Михайловской, Е.Ф. Кузьминским и Ю.Н. Мазаевым в 1996 году, большая ценность социально-экономических гарантий в сравнении, например, с политическими гарантиями признается почти всеми респондентами (95,8%).

Независимо от юридической констатации общие (материальные) условия жизни общества выполняют гарантирующую функцию по отношению к юридическим правам и обязанностям, а в тоталитарном государстве, наоборот, способны выхолостить реальные значения тех или иных формально провозглашенных государством прав человека. Реальность конституционных прав личности зависит от общественных отношений, которые во многом определяются экономической основой данного общества. Следовательно, гарантированность прав личности является общественным отношением особого рода, которое характеризуется своей особой спецификой. В юридической форме подобные процессы выражены в принятии соответствующих законов.

Право собственности, и в особенности частной, образует действительный правовой фундамент свободы человека «только в той стране, где уважаема и неприкосновенна собственность, может быть спокоен и благополучен гражданин». Именно данное право в большей степени обеспечивает свободу человека распоряжаться собой, свободно выбирать род занятий и т.д. И неслучайно, что данная связь обозначена в самом важном законе страны - Конституции.

Социально-экономический характер частной собственности проявляется в том, что она развивается на основе рыночной системы хозяйства и частной собственности на средства производства и главным источником ее формирования является трудовое участие в общественном производстве. В тоже время частная собственность носит глубоко индивидуальный характер, поскольку обусловлена индивидуальными потребностями.

Современная рыночная экономика, к которой стремиться наша страна, дает возможность обеспечить экономические гарантии прав и свобод личности. Подобная разновидность гарантий прав личности - это, прежде всего, создание материальных предпосылок для их осуществления. Поэтому в научной литературе используется как равнозначный термину «экономические» гарантии - термин «материальные» гарантии. Действенность экономических гарантий во многом зависит от государственного строя. В этом смысле, на наш взгляд, интересна позиция Г.В. Мальцева, который пишет: « экономическая власть превращается в политическую, а политическая власть действует как власть экономическая». Действительно экономике не безразлично, в какой политической системе она находится, поэтому экономические гарантии сами по себе, без политических гарантий, выполнять свою функцию не в состоянии.

Политические гарантии прав связываются с различными формами осуществления власти народом, особенно со свободными и регулярными выборами, проведением референдумов, разделением властей, многопартийностью, свободной оппозицией, с участием граждан в управлении. На сегодняшний день в стране создаются новые государственные учреждения по контролю, охране и защите прав и свобод человека, образована соответствующая комиссия при Президенте Российской Федерации с широким кругом полномочий, на основании Конституции учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Есть основания полагать, что проводимые сегодня реформы во всех сферах общественной жизни образуют основы будущего политического, социального устройства. Находящееся на этапе глубоких структурных преобразований, изменений общесистемного характера, наше общество продвинулось на значительную величину уже в том, что провозгласило идею формирования правового государства, демократического, гражданского общества.

Реорганизация органов власти и управления в соответствии с принципом разделения властей, создание в обществе правовых условий политического плюрализма, несомненно, могут создать политические условия режима законности и, как следствие этого, сделать более совершенной систему гарантий прав и свобод личности.

Что касается идеологических (духовных) гарантий, то мнение многих авторов сводится к следующему: высокоразвитое политическое и правовое сознание, духовная культура занимают одно из главных положений в системе гарантий.

Подобный вид сознания, как известно, имеет два уровня: 1) политическая и правовая идеология, и 2) политическая и правовая психология. Причем верхний уровень занимает правовая идеология, то есть система знаний и представлений о праве и политике и о тех образцах правомерного поведения, которым надлежит следовать. Политическая и правовая психология составляет нижний уровень данного явления и непосредственно определяет поведение людей.

Эти понятия находятся в неразрывном единстве и взаимозависимости. То есть, как отмечается в научной литературе, правосознание можно определить как « совокупность взглядов, идей, выражающих отношение людей, социальных групп к праву, законности, правосудию, их представление о том, что является правомерным и не правомерным.

Помимо общественной активности и образованности человека, в данный блок гарантий входят идеологическое многообразие, запреты на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, на монополизацию идеологии, свобода художественного, литературного, научного и других видов творчества. В области духовного воспитания личности должны иметь приоритет общечеловеческие ценности как важнейшие результаты общедемократического развития человечества, верховенство права в общественной жизни. Немалое значение в этой группе гарантий играют правовые взгляды и убеждения, установки, мотивы и цели поведения самого человека. «Правовая установка представляет собой предрасположенность личности к положительному восприятию и усвоению правовых предписаний и их выполнению». Она возникает в процессе накопления человеком определенного правового опыта и оказывает большое влияние на восприятие, усвоение и оценку правовых норм, на выбор варианта поведения. Правовые установки формируют устойчивые стереотипы поведения - правовые привычки. Правомерные социальные интересы, в свою очередь, обусловлены потребностями, стремлением людей приобрести вещь, получить благо, определенную профессию, квалификацию, что побуждает субъекта добросовестно выполнять обязанности студента, учащегося, то есть вести себя правомерно. Мотивы поведения имеют неодинаковую социальную ценность. Страх наказания побуждает к правомерному поведению, но социальная ценность этой гарантии ниже, чем «позитивных» мотивов.

Таким образом, формируя новое политико-правовое мышление, ломая устаревшие догмы и стереотипы, переориентируя сознание общества на истинные общечеловеческие ценности, мы сможем создать высокий уровень общественного индивидуального, политического и правового сознания и культуры.

В этом смысле данный процесс должен быть сориентирован на строгое соблюдение конституционного принципа, согласно которому реализация прав и свобод одних граждан не должна нарушать прав других. То есть « правовую культуру следует связывать не только с оценкой уровня знаний и понимания права, законности, но и, что самое главное, с практическим поведением».

Политическая и правовая культура общества, отражающая достигнутый им уровень социально-экономического, политического и духовно-культурного развития, есть непременное условие действенности процесса претворения в жизнь прав и свобод личности. Это тот фон и окружающая среда, в которой осуществляется правомерная реализация прав и свобод и которая оказывает на них обеспечительное воздействие.

Вышерассмотренные гарантии, конечно, сами по себе не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод, тем более защищать от посягательств и нарушений. То есть, «если, в частности, в области прав и свобод граждан, их охраны и осуществления целиком положиться на существование соответствующих общих гарантий и ждать, когда они «сами себя» проявят, не создавая при этом никаких иных гарантий, не принимая никаких дополнительных мер, то это может привести к серьезным ошибкам и вредным последствиям».

По мнению И.В. Ростовщикова, любые правомочия требуют специальной юридической поддержки. Для этого существуют юридические гарантии, включающие действующие принципы, нормы права, другие правовые явления, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы (средства, меры), которые призваны непосредственно обеспечивать осуществление и охрану субъективных прав и свобод и в итоге пользования индивидом лежащими в их основе благами.

В научной литературе существует мнение, достаточно распространенное в недавнем прошлом, согласно которому юридические гарантии отождествляются с правоохранительной деятельностью государственных органов, общественных объединений. Представляется, что «такая постановка вопроса «сглаживает», «снимает» границы между правовыми условиями и деятельностью, протекающей на их основе, не отражает относительной самостоятельности исполнения законов от их творения».

Согласно другой точке зрения, под юридическими гарантиями понимаются установленные законом средства (способы), которыми охраняются и защищаются права граждан, пресекаются и устраняются их нарушения, восстанавливаются нарушенные права.

Так, А.С. Мордовец отмечает, что под юридическими гарантиями следует понимать систему средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. То есть, это право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе, бесплатной, обязанность государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, и т.д.

Содержание организационных гарантий составляет специальная деятельность соответствующих государственных органов, общественных организаций, должностных лиц, направленная на реализацию всех иных, в том числе и юридических, гарантий прав и свобод. Поэтому заслуживает внимания высказанная в литературе мысль о том, что организационно-правовые средства являются «гарантиями гарантий» прав граждан. Гарантия в форме правовой нормы создает лишь правовую основу механизма реализации прав личности, но для того, чтобы этот механизм заработал, нужна активная деятельность соответствующих органов, и чем эта деятельность будет более организованной, тем выше будет эффективность реализации провозглашенных прав и свобод личности. Подобная деятельность, хотя в целом и основана на законе, как правило, не связана с жесткой, деятельной нормативной регламентацией, непосредственно не осуществляется через правотворчество, правоприменение, но «пронизывает» их. Она предстает нередко как разумеющаяся в цивилизованном обществе. Как правильно подчеркивает И.В. Ростовщиков, очевидно, к примеру, что каждый государственный орган (учреждение, организация), должностное лицо, призвано добросовестно исполнять свои функции, во всем соответствовать своему статусу. Важен здесь и сам стиль работы компетентных лиц, от которых зависят реализация и защита прав. Это профессионализм, ответственность, честность, оперативность, чуткость - в противовес неграмотности, бюрократизму, неисполнительности, которые в состоянии сводить к нулю самые хорошие юридические и материальные гарантии правового статуса личности.

Интересна позиция по вопросу содержания организационных гарантий и соответственно их классификации, высказанная А.С. Мордовцем, который считает, что «содержание организационных гарантий включает определение, принятие и решение задач социальной и правовой политики; работу государственных органов, должностных лиц и общественных организаций; обработки информации, организационные процедуры применения средств техники и связи и т.д.». Автором предлагается классифицировать гарантии на контрольные, то есть на те гарантии, которые позволяют выявить нарушения прав личности, в особенности со стороны государства, его органов и должностных лиц; процедуры, содержащие процессуальный порядок, условия, способы обеспечения прав личности; организационно-технические гарантии, то есть комплекс мер по применению средств техники и связи.

Г.В. Мальцев, утверждает, что правоспособность не может считаться стадией гарантированности субъективного права, так как права и обязанности в потенциальном виде не составляют содержания правоспособности, то есть способности лица иметь права и нести обязанности.

В литературе встречаются и другие критерии и, следовательно, классификации гарантий. Так, Б.А. Страшун, предлагает деление гарантий по сфере действия: на внутригосударственные и международно-правовые. Аналогичной позиции придерживается и А. С. Мордовец, который, помимо этого, делит гарантии по такому критерию как способ изложения в нормативно-правовых документах и, соответственно, выделяет простые институциональные, сложные институциональные и смешанные институциональные гарантии.

Совершенно справедливым, на наш взгляд, является выделение в литературе такого вида гарантий как муниципальные гарантии, действующие на местном уровне. Действительно, именно на этом уровне решается большинство вопросов экономического, жилищно-бытового, транспортного плана, от которых в немалой степени зависят условия реализации прав личности. Конституция Российской Федерации не включает органы местного самоуправления в число государственных органов и это позволяет говорить о том, что формирование этих органов - дело самого населения соответствующего города, поселка и т.д. Подобное положение, помимо всего прочего, является «важным средством приобщения населения к современным демократическим ценностям, воспитывающим чувство ответственности и гражданственности».

Классификационными критериями, помимо вышеизложенных, могут быть и другие.

Так, С.С. Алексеев в качестве таковых выделяет субъект гарантирования и указывает на: гарантии, реализуемые индивидуальными субъектами (например, право обжалования незаконных действий органов государства и должностных лиц) и гарантии, осуществляемые коллективными субъектами (органами государственной власти и местного самоуправления). И хотя в этом случае ряд конкретных гарантий оказываются не охваченными этими группами, такая их классификация вполне допустима, так как позволяет выделить и изучить существенные особенности определенного множества средств обеспечения прав и свобод личности в обществе.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- во-первых: - критериями, положенными в основу классификации гарантий могут быть их социальная природа, сфера действия, функции, характер (объективный или субъективный), субъект осуществления, стадии осуществления прав и свобод, способ юридического оформления, вид гарантируемого социального блага, отраслевая принадлежность и т.д.;

- во-вторых: - несмотря на все свое многообразие, гарантии обладают тем общим признаком, который отличает их от иных правовых категорий. Гарантии - это те общие условия и специальные средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и, в случае нарушения, защиту прав и свобод человека и гражданина, то есть здесь же можно выделить и их основное функциональное предназначение;

- в третьих: - особо следует подчеркнуть, что к какой бы видовой группе та или иная гарантия не относилась она всегда взаимодействует с другой, находящейся в иной видовой группе. В этой связи было бы не совсем верно противопоставлять одни гарантии другим, преувеличивать либо умалять роль и значение одних перед другими;

- в четвертых - традиционная классификация гарантий на общие и специальные в определенной мере носит условный характер, поскольку общие гарантии часто находят свое закрепление в правовых нормах, что придает им юридический характер. С другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое, организационное). Однако необходимо отметить, что юридические гарантии относятся к сфере права, а экономические, политические, идеологические, организационные в большей мере к сфере факта.

 

Автор: Гайнетдинов А.Н.