22.01.2013 15413

Понятие и содержание гарантирующей функции конституции

 

Для тогоо чтобы дать понятие и раскрыть содержание гарантирующей функции Конституции Российской Федерации логически верно начать изучение явления с дефиниций «функция», «гарантия» и «гарантирование» в общем смысле. Это позволит четко уяснить, какое именно явление исследуется, и что оно из себя представляет. Затем следует перейти к познанию более глубоких и конкретных его сторон.

В последние годы заметно возрос интерес к функциональной характеристике права. Сложность изучения такого понятия как «функция конституции» состоит в том, что термин «функция» используется не только в юриспруденции, но и других общественных, а также точных науках. В переводе с латинского «functio» означает исполнение, совершение. «В математике и логике функцией называется операция сопоставления каждому элементу некоторого класса (называемого областью определения функции) вполне определенного элемента другого класса (области значения этой функции)», т.е. исследуется зависимость одной конкретной величины от изменений другой. Структурно-функциональный подход применительно к общественным отношениям занимал (и занимает) важное место в западной и современной российской науке. Здесь общество рассматривается как единая, взаимосвязанная «социальная система», каждый элемент которой выполняет определенную функцию. По мысли Гете, функция - «это существование, мыслимое нами в действии». Однако, как верно отмечают такие исследователи как А.Б. Венгеров, Т.Н. Клепцова, М.М. Рассолов, свойство юридического языка таково, что он заимствует чужие понятия и наполняет их своим содержанием, порой доступным лишь посвященным, специально обученным лицам, прежде всего юристам. Так понятие «функция» было перенесено в юридическую науку и стало применяться к направлениям действия Конституции в целях отражения ее зависимости от сущности, целей и задач государства (это положение вытекает из общефилософского понимания термина «функции»).

Понятие «функция конституции» характеризует внутренне присущее конституции состояние, способ действия. Функции не только раскрывают сущность и социальное назначение конституции, но и характеризуют основные направления ее воздействия на общественные отношения, отражающие особенности конституционных норм, институтов. Функции характеризуют целенаправленное, устойчивое, постоянное или длительное действие конституции. Они синтезируют однопорядковые свойства Основного Закона в виде определенного, отличающегося спецификой форм и способов воздействия его норм на общественные отношения. В широком смысле функции раскрывают обобщенную характеристику воздействия конституции на общественные отношения, когда правовое регулирование является главным и вместе с тем одним из способов выражения ее общесоциальной роли. Таким образом, функции конституции - различные проявления ее назначения, которые отражают роль основного закона в политике, жизни общества и граждан, осуществлении задач государства.

Рассмотрим теперь достаточно распространенное в науке понятие «гарантия». Текст Конституции Российской Федерации изобилует такими формулировками, как «обеспечивается», «охраняется», «признается», «гарантируется», «запрещается», «преследуется по закону» и т.д. Это значит, что нормам с подобными формулировками законодатель придает особую значимость, они рассматриваются в качестве объектов гарантирования, за ними должны стоять предусмотренные правом гарантии.

В юридической науке категория «гарантия» имеет весьма широкое содержание. Согласно юридическим словарям, не обремененным нагрузкой какой-либо отрасли знания, значение слова «гарантия» (франц. garantie, от garantir - обеспечивать) употребляется законодателем зачастую именно в таком смысле, хотя варианты различны: обеспечение условие, обеспечивающее что-либо условие, обеспечивающее успех чего-либо.

Рассмотрим данные варианты подробнее. Определение «гарантия» через «обеспечение» нарушает логический закон тождества. «Обеспечение» и «гарантирование» соотносятся как род и вид: они обладают общими признаками - имеют действенную природу и характеризуют форму зависимости, и именно такую, в силу которой одно явление влияет на другое. Но есть специализирующий признак: если обеспечение охватывает весь спектр позитивного влияния, то гарантии - лишь тот, который необходим, т.е. то, при отсутствии чего гарантируемое не возникает, не осуществляется, иными словами, становится нереальным. При этом обеспечение осуществляется путем создания необходимых условий, тогда как гарантирование - созданием гарантий. Таким образом, «гарантия» и «обеспечение» не имеют общего признака, позволяющего определить одно через другое, гарантия - это вид обеспечивающих условий. Условие - то, от чего зависит обусловливаемое. Признак «обеспечение» характеризует назначение, направленность - сделать обеспеченным. «Условие» артикулирует связь: «гарантия - гарантируемое», более того, характер связи необходимость одного для другого. Дополнительный признак «успех чего- либо» еще более уточняет смысл, отражая позитивную направленность этой связи максимального характера.

Гарантирование - разновидность обеспечения такой особенной формы всеобщего взаимодействия элементов действительности, при которой одни элементы (или продукты их деятельности) выступают условием существования или функционирования других элементов. Появление в данной системе субъекта социального (в первую очередь государственного) управления требует (для достижения целей такого управления) усиления ординарного обеспечительного воздействия в отдельных аспектах, что достигается с помощью дополнительных средств (гарантий). Правовое гарантирование - не автоматический сиюминутный акт, а диалектически развивающийся процесс. Источник развития заключен в единстве и борьбе противоположностей между социальной практикой, с одной стороны, и теорией, с другой. Чем больше разрыв между первым и вторым, тем больше необходимости (а не случайности) в значительных нормотворческих и организационно-исполнительских усилиях, выше динамика развития гарантирования.

Поскольку гарантии есть результат гарантирования - определенно направленной человеческой деятельности, постольку гарантия есть социальное условие - явление либо процесс. Также следует отметить, что если речь идет об обеспечении реальности чего-либо с помощью гарантии, его осуществление обусловлено наличием гарантии, следовательно, гарантируемое есть всегда вероятное явление, процесс. Оно находится в социальной среде, которая содержит условия как способствующие, так и противодействующие его осуществлению. Они влияют на вероятные явления. Анализ их позволяет судить: осуществится ли вероятное явление или нет, т.е. реально оно или нет?

Итак, гарантия есть социальное условиеобеспечивающее реальность вероятного явления, процесса правовое средствообеспечивающее реализацию того или иного явления, действия и т.п.

Как уже было сказано выше, в юридической литературе существуют различные точки зрения относительно существа «гарантии»:

а) закономерности, б) средства, в) средства и условия, г) средства и способы, д) средства, способы и условия, е) социальные условия, ж) обеспечение.

В данном исследовании работе предлагается исходить из обычного понимания этого слова - условие, обеспечивающее реальность вероятного явления, что, по нашему мнению, обеспечит последовательность и единообразность понимания данного слова.

Юридические гарантии - законодательно (в том числе и в Конституции) закрепленные средства охраны прав и свобод граждан, способов их реализации, а также средства охраны правопорядка, интересов общества и государства. Можно сказать, что в широком смысле любое положение Конституции, любой установленный ею демократический институт если не прямо, то косвенно является гарантией. Уровень гарантий определяет степень реальности провозглашенных прав. Гарантии, в сущности, и есть обязанности; к примеру, применительно к конституционным нормам о труде - это обязанность государства максимально обеспечить возможность реализации гражданином гарантированного конституцией права на труд.

Сквозь призму функциональной направленности можно различить регулятивные и охранительные гарантии. В первом случае это гарантирующие элементы, создающие или укрепляющие положительные условия и предпосылки нормоосуществления через издание регулятивных норм, - например, формирование судейской коллегии, право доступа к информации о судебной деятельности, процедура ее получения, объем и порядок финансирования судов. Охранительные гарантирующие элементы выражаются в мерах «противостояния» отрицательным факторам правозащитного процесса и направлены на сдерживание от злоупотребления судебной властью. Они формализуются в охранительных правовых нормах и заключаются в праве на обжалование судебных актов, в пересмотре судебных решений, контроле общественного мнения, возможности приостановить или прекратить полномочия судей и т.д.

Если гарантии - социально необходимые условия реальности вероятного явления, то правовые гарантии есть социально необходимые условия реальности прав и обязанностей, создаваемые правовым регулированием. Правовые гарантии - это деятельность органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления по обеспечению функционирования и развития правовой системы.

Точки зрения относительно правовых гарантий также разнообразны. И все их можно разбить на три больших блока:

- во-первых, правовые гарантии рассматриваются как правовые нормы, права и обязанности;

- во-вторых, - как фактическая действительность, являющаяся результатом правового регулирования, так и нормы права, права и обязанности;

- в-третьих, отрицается вообще существование такого явления.

Относительно первой точки зрения, отметим, что нормы - правила поведения до того момента, когда содержащиеся в них требования, масштабы поведения обретут «жизнь» в действиях людей, имеют природу абстрактного, обладают способностью воздействовать в информационном, воспитательном плане, что обеспечивает, но не гарантирует.

Переходя к следующему мнению, заметим, что утверждения относительно двуединости правовых гарантий представляются не совсем верными, так как на один уровень ставятся несовместимые по своей сути явления: абстрактное и реальное, соответственно нормы права, права и обязанности и осуществление их. Исходя из этого, а также из очевидности их связи в рамках механизма правового регулирования, предлагается выделять правовые средства гарантирования, под которыми необходимо понимать нормы права, права и обязанности, реализация которых и есть правовые гарантии.

Противопоставляемая всем иным третья позиция основана на отрицании наличия такого явления, как правовые гарантии, и в науке, и в нормотворчестве, и высказывается С.М. Братусем: «Мы полагаем, что употребление термина юридическая (то есть правовая) гарантия применения права затемняет суть дела, прежде всего, умаляет нормативность и, следовательно, обязательность и потенциальную принудительность права».

Верно, что возможность государственного принуждения, стоящая за нормами права, является одним из признаков, позволяющих отличать их от других социальных норм, однако «возможность государственного принуждения стоит непосредственно только за охранительными нормами и лишь опосредованно - за регулятивными». Более того, «в гарантировании как важнейшем признаке правовых норм центр тяжести все более смещается от негативных (принудительных) элементов к позитивным». Существует мнение, высказанное В.Ф. Яковлевым, что гарантии есть убеждения и принуждения. Но с этим и приведенными выше суждениями не вполне можно согласиться, поскольку под гарантиями все же следует подразумевать социальные условия, содержащие поведенческий фактор, являющийся претворением правовых требований.

Таким образом, можно сделать следующие выводы относительно правовых гарантий:

- поскольку право регулирует наиболее важные виды общественных отношений, поведение участников, которое поддается социальному контролю, то правовые гарантии составляют такие социально значимые отношения, в силу собственной значимости либо в силу значимости для тех отношений, ради которых они существуют. Правовые гарантии представляют собой сегмент социальной действительности, в котором происходит осуществление прав и обязанностей;

- поскольку общественные отношения, являющиеся гарантиями, основаны на норме права, имеют правовое значение, вызывают или могут вызвать правовые последствия, постольку гарантии являются правовыми;

- правовые гарантии есть фактический итог правового регулирования, т.е. поведение участников общественных отношений, в котором воплощаются требования и возможности, содержащиеся в праве;

- правовые гарантии реальны, нормы права, права и обязанности не являются гарантиями, поскольку абстрактны.

Таким образом, выяснив сущность, основные черты гарантий, мы квалифицировали гарантии в общем смысле как правовые по двум привязанностям: к соответствующему источнику (предпосылке) и к объекту, что обеспечило абсолютную юридизацию проблемы, с одной стороны, но с другой - максимальную определенность изучаемого.

Проблема гарантий конституционного государства имеет ряд аспектов, каждый из которых может быть самостоятельной темой исследования. Гарантии призваны осуществлять специальное (повышенное) обеспечение, выступая дополнительными мерами, средствами и способами, целенаправленно создающими, в комплексе, требуемые условия (среду) существования и функционирования обеспечиваемого объекта.

К примеру, право на образование закреплено не только в Конституции Российской Федерации, но и в статье 26 Всеобщей декларации прав человека (1948г.), в статье 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (1966г.), в статье 28 Конвенции о правах ребенка (1989г.) и других актах. Таким образом, право на образование можно рассматривать как конституционное, основное, естественное право человека, гарантированное на внутригосударственном и международном уровнях.

Так как государство обеспечивает реальность прав, оно несет ответственность за выполнение своих обязательств. Закон не декларирует равенства прав граждан в области образования, поскольку в обществе с высоким социальным неравенством это практически невозможно. Однако законодатель вводит ряд норм, призванных смягчить это неравенство и, в частности, обеспечивающих возможность получения образования гражданами, нуждающимися в получении социальной помощи, а также элитарного образования гражданами, проявившими выдающиеся способности, независимо от их экономического и социального статуса.

Прежде всего, следует различать конституционно-правовые гарантии и гарантии конституции. Конституционно-правовые гарантии имеют более широкий объем понятия, чем гарантии конституции, т.к. охватываются предметом всей отрасли конституционного (государственного) права. Конституционно-правовые гарантии регулируются нормами всех видов источников отрасли конституционного (государственного) права, а не только конституции. Под гарантиями конституции понимаются средства и способы, обеспечивающие реализацию положений Основного Закона.

Постараемся разобраться, что же является гарантией конституции в области образования и что государство гарантирует в виде бесплатной услуги на примере получения базового (общего) образования. В первую очередь мы должны помнить, что образование - бюджетная услуга, которая гарантирована конституционно. То есть стандарт стоимости или норматив должен определяться на основе гарантии конституции. Однако существующее законодательство не регулирует образовательную услугу как таковую.

Когда мы говорим о том, что в Конституции записаны государственные обязанности предоставления бесплатного образования, то означает ли это, что государство обязуется предоставлять образование в классах компенсирующего обучения с наполняемостью 12 человек или изучение двух иностранных языков? Скорее всего, нет, государство гарантирует некоторую стандартную, усредненную услугу.

Следовательно, нужно разграничить стандартную норму гарантированной государством образовательной услуги, финансирование которой должно осуществляться из государственного бюджета, и дополнительные расходы, которые возникают неизбежно при диверсификации образовательной услуги.

В отличие от здравоохранения, где существует перечень видов и объемов медицинской помощи, бесплатность которых гарантируется государством (Правительственная программа государственных гарантий обеспечения граждан РФ бесплатной медицинской помощью, постановления Правительства РФ от 29.11.2000 №907, от 24.07.2001 №550 и т.д. (программы государственных гарантий ежегодно пересматриваются)), в образовании такие законодательно оформленные гарантии отсутствуют. Из каких источников это государственное обязательство будет покрываться - вопрос межбюджетных отношений, выравнивания бюджетной обеспеченности.

На практике существующее отраслевое законодательство содержит множество норм, ведущих к удорожанию бюджетной образовательной услуги: разрешают делить классы, образовывать компенсирующие классы для детей с недостатками, вводить дополнительные штатные единицы и доплаты и т.п. Однако все эти нормы не носят обязательного характера, они могут быть использованы «при наличии финансовых возможностей».

В условиях отсутствия четко зафиксированных конституционных обязательств по образовательной услуге требования по финансированию образования, как и раньше, основываются на потребностях сети образовательных учреждений. При составлении проектов бюджетов эта потребность учитывается по сети, которая сложилась за все годы и в которой уменьшилось количество детей, но не уменьшилось число занятых. Именно поэтому, несмотря на то, что с 2000 по 2004 годы число учащихся значительно сократилось, число занятых в отрасли не уменьшилось, а по некоторым регионам и возросло.

Вводимые регионами нормы минимальной социальной обеспеченности в строгом смысле не являются законными. В Бюджетном Кодексе РФ эта функция закреплена исключительно за федеральным уровнем. В компетенцию органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений к ведению РФ относится Установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг» (ст. 7УК РФ).

Этой функции нет ни в компетенции органов государственной власти субъектов Федерации (ст. 8), ни в компетенции органов местного самоуправления (ст.9). Органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления с учетом имеющихся финансовых возможностей «вправе увеличивать нормативы финансовых затрат на оказание государственных, муниципальных услуг» (там же). То есть в БК РФ законодатель четко прописал ответственность именно федерального уровня за нормативное творчество в определении стандарта стоимости социальных благ и услуг.

Тем не менее, сегодня доминирует точка зрения, что федеральный уровень не должен брать на себя дополнительные финансовые обязательства «финансовые мандаты». Федеральные нормативы рассматриваются именно с этой точки зрения, поэтому их введение имеет мало шансов на успех. Эту же линию продолжает и разрабатываемое законодательство. Однако если какая-либо норма устанавливается федеральным законодательством, это не означает, что она должна быть профинансирована им же. Прямое указание на это содержится в БК РФ: «Перечень, виды и количественные значения минимальных государственных социальных стандартов устанавливаются федеральным законодательством и определяются возможностями консолидированного бюджета РФ» (п.2 ст. 135 БК РФ).

Речь идет о финансировании из консолидированного бюджета, т.е. из бюджетов всех уровней, а не федерального.

Тем не менее (и это представляется верным), существующая практика показывает, что, несмотря на отсутствие федерального норматива финансирования и федерального закона о минимальных социальных стандартах, именно федеральное законодательство оказывает решающее влияние на величину возникающих финансовых обязательств в области общего образования.

Таким образом, в образовании как бюджетной услуге может быть успешно реализован принцип разграничения регулятивных и исполнительно-распорядительных полномочий. Очевидно, что уровень власти, устанавливающий стандарты предоставления бюджетных услуг по образованию и обеспечивающий финансирование, отличается от уровня власти, которая предоставляет эти услуги населению. Таким образом, федеральный норматив финансирования, закрепляющий конституционные гарантии бесплатности образования, может быть реализован на практике через субфедеральные или муниципальные бюджеты, а школа может оставаться на муниципальном уровне, в большей степени приближенном к потребителю образовательной услуги.

Исходя из изложенного, можно предложить следующие определения:

- конституционно-правовое гарантирование- конституционно-правовое воздействие на общественные отношения с целью достижения эффективной и надежной реализации определенных социальных явлений или процессов;

- конституционно-правовые гарантии - средства и способы усиленного воздействия отрасли конституционного права на регулируемые общественные отношения;

- гарантии конституции - средства и способы, обеспечивающие стабильность Основного Закона.

В свою очередь гарантии конституции могут классифицироваться на общие (гарантии всех положений Конституции (политические, экономические, социальные и пр.)) и конкретные (гарантии отдельных конституционных норм).

В целом, Конституция Российской Федерации предусматривает широкий круг общих гарантий самой конституции, к числу которых могут быть отнесены, к примеру, разделение властей, присяга Президента Российской Федерации, конституционная ответственность высших должностных лиц государства, порядок реализации законодательной инициативы, право и обязанность Президента подписывать и обнародовать законы Российской Федерации в течение 14 дней с момента направления ему принятого парламентом закона и право Президента возвратить до истечения этого срока для повторного рассмотрения закон, принятый Федеральным Собранием Российской Федерации, и пр. Перечисленные и некоторые иные общие гарантии конституции выполняют превентивную роль, они являются средством предупреждения появления законов, не соответствующих Конституции Российской Федерации.

Таким образом, при классификации общих и конкретных гарантий, в одних случаях говорится о гарантиях правового и демократического государства, в других - о правовой и демократической государственности как гарантии реализации прав и свобод человека и гражданина; о гарантиях социального государства и социальном государстве как гарантии реализации положения о достойном уровне жизни и свободном развитии человека; о гарантиях прав и свобод граждан и о правах личности как гарантии ее свободы и т.п. Экономические, политические, идеологические условия могут рассматриваться лишь как предпосылка гарантирования, так как автоматически не обеспечивают реализации правовых норм и не являются гарантиями в собственном смысле слова.

Так, например, статья 8 Конституции Российской Федерации гарантирует единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств. Общими гарантиями данной правовой нормы являются условия, обеспечивающие реальность ее осуществления - уровень социально-экономического, духовно-культурного развития общества и государства, стабильность политической системы, уровень преступности, качество работы правоохранительных органов, общая правовая культура каждого гражданина, отношение его к государству и праву. Конкретными гарантиями в приведенном примере выступает, скажем, статья 74 Конституции Российской Федерации, не допускающая установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения этого права могут вводиться в случае, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей. Конкретными гарантиями, обеспечивающими реализацию части 1 статьи 8 Конституции России, являются также положения, закрепленные в Таможенном кодексе, в Федеральном конституционном законе «О чрезвычайном положении», Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральном законе «Об оружии» и т.д.

Итак, раскрыв понятия «функции», «гарантии» и «гарантирование», выясним, что, на наш взгляд, следует понимать под «гарантирующей функцией конституции».

Строй правового государства, устанавливаемый Конституцией Российской Федерации, принятой на референдуме 1993 года, является строем социального правового государства. Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Чтобы составить представление о строе социального правового государства в Российской Федерации, нужно проанализировать гарантии конституционных прав и свобод, которые содержатся в главе 2 Конституции Российской Федерации. Прежде всего, отметим, что гарантирующая роль государства существенно различается в зависимости от того, о каких правах и свободах идет речь - о гражданских и политических или экономических, социальных и культурных. Это обусловлено тем, что в отличие от гражданских и политических прав социально-экономические права и свободы содержат в себе достаточно обширную социальную программу, требующую для своей реализации положительных усилий государства в социально-экономической и культурной жизни общества в целом и отдельного индивида. Гарантии гражданских и политических прав человека и гражданина, напротив, очерчивают сферу индивидуальной автономии личности и содержат запреты на вмешательство в области, предоставленные свободному усмотрению индивида. Государство не несет юридических обязанностей по отношению к гражданам за исключением одной: предусмотреть правовые механизмы защиты этих прав от покушений со стороны государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, других граждан.

В самом деле, согласно статье 20 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь. Это право гарантируется тем, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Еще более определенно характер государственных гарантий данного вида выражен в конституционном нормировании права на свободу и личную неприкосновенность (статья 22), на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (статья 23), неприкосновенность жилища (статья 25), других гражданских и политических прав и свобод (статьи 29, 30, 31 и др. Конституции Российской Федерации).

Иную структуру имеют гарантии социальных, экономических и культурных прав, закрепленных в Конституции Российской Федерации. Так же, как и гражданские и политические права, право на труд и на отдых, защита семьи, материнства и детства, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на благоприятную окружающую среду или право на образование, закрепленные в Конституции Российской Федерации, требуют от государства признания, соблюдения и защиты. Но в отличие от гражданских и политических прав эти права содержат обширную социальную программу, которая может быть реализована лишь при положительной деятельности государства, основные направления которой отражены в общей конституционной формуле социального государства. По существу это конституционные обязанности государства по социальной защите граждан. Они носят не разовый, а постоянный характер и требуют высокой степени активности государства в обеспечении материального производства и распределения, государственного программирования развития экономики и в установленных законом формах управления ею для обеспечения индивидуальной и социальной жизни.

Конституционные обязанности в социальной сфере отличаются меньшей степенью формальной определенности, чем обязанности по обеспечению гражданских и политических прав и свобод. Здесь значительно более широк диапазон самостоятельного усмотрения законодателя и органов исполнительной власти, границы которого обусловлены состоянием экономики, уровнем безработицы, состоянием материальной базы медицинского обслуживания и прочих условий. Но эта самостоятельность также имеет юридические пределы, она может и должна осуществляться в правовых формах, предусмотренных законом и с соблюдением установленных им границ. Статья 7 Конституции Российской Федерации содержит императивное требование, обращенное к законодателю. Но способы и направления реализации этого общего конституционного предписания в Основном Законе не определены, эта задача возложена на законодателя и в значительной мере на органы исполнительной власти.

Общие предпосылки реализации гарантирующей функции конституции включают в себя совокупность экономических, политических и идеологических условий. В тех случаях, когда такие предпосылки создаются целенаправленно, они могут быть квалифицированы как гарантии. Экономические, политические и идеологические гарантии приобретают такие атрибуты как определенность и общеобязательность, когда они облекаются в правовую форму. Специальные юридические гарантии, таким образом, - юридический эквивалент общих предпосылок, гарантирующая сила которых сфокусирована, а затем представлена сквозь призму права.

В юридической науке существуют различные подходы к определению гарантий реализации конституционно-правовых норм. В целом, они есть «юридически значимые и организационно-оформленные средства реализации предписаний, содержащихся в нормах конституционного права, способы достижения целей этих норм, организационно-правовые условия перевода регулирующих возможностей конституционного права в действительность, в фактическое поведение субъектов конституционно-правовых отношений».

Следует сказать, что в юридической литературе содержание гарантий реализации правовых норм довольно часто ограничивается их охраной, в частности, сведением гарантий к санкциям, установлением ответственности за их нарушение. Однако если применительно к другим отраслям права, особенно к тем, для которых характерно регулирование общественных отношений с помощью запретов, такой подход является правильным, то для конституционного права он представляется весьма ограниченным. Специфика метода правового регулирования конституционного права, - отмечает И.В.Мухачев, - обуславливается социальной функцией этой отрасли права, характеризующейся способностью гарантировать существование в действительности определенных общественных явлений. Если уголовное право призвано не допустить, ограничить возможность возникновения «вредных» общественных отношений (преступлений), то конституционное право, наоборот, имеет целью гарантировать существование в общественной жизни демократических социальных ценностей. Поэтому основой метода конституционно-правового регулирования является метод правового гарантирования. Закрепление в учредительном акте основ конституционного строя, основ правового положения человека и гражданина, политико-территориального устройства, системы органов государственной власти и местного самоуправления гарантирует их реальное существование в общественной жизни.

В.С.Основин, исследуя методологические вопросы реализации конституционных норм, подчеркивал, что «теория реализации конституционных положений должна быть многофункциональной и многоуровневой». В связи с этим Т.Д. Зражевская выделяет три функции гарантирования, которые в совокупности выступают системой: стимулирующую (стимулирование всех форм реализации конституционного законодательства в целом и активности правоприменительных субъектов); правообеспечительную (непосредственное обеспечение всех условий процесса реализации конкретного конституционного закона) и правоохранительную (охрана, защита конституционного законодательства).

Помимо перечисленных, гарантии могут выполнять и превентивные функции, суть которых выражается в создании эффективных правовых препон, препятствующих развитию негативных социальных явлений. К примеру, предписание, содержащееся в пункте 4 статьи 3 Конституции Российской Федерации, о том, что захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону, нельзя рассматривать в качестве санкции конституционно-правовой нормы, оно направлено на обеспечение ее реальности, социальной исполнимости.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, гарантирующую функцию конституции можно определить как важное направление ее воздействия на общественные отношения в целях обеспечения исполнимости конституционных предписаний, эффективного механизма их реализации в социальной действительности.

Рассматривая данный вопрос, на наш взгляд, представляется важным определить место гарантирующей функции конституции в классификации иных функций конституции. Несмотря на то, что в последнее время функциям конституции уделяется в научной литературе больше внимания, чем прежде, важные вопросы остаются, по меньшей мере, спорными (например, еще не выкристаллизовалась до конца классификация функций, которая нередко автоматически выводится из разработок, касающихся функций государства и особенно права, до сих пор еще нет четких критериев выявления функций, что и обусловливает полную неясность того, каковы основные цели, направления и средства регулирующего воздействия конституции).

Порой анализ функций, предпринимаемый в теории, исходит больше из статики, чем из динамики конституционного бытия. Между тем новые общественные условия и потребности, естественно, отражаются на функциях конституции, выдвигая на первый план наиболее актуальные для данного этапа и вызывая к жизни новые функции. В соответствии с изменениями функций происходят преобразования внутри самой конституции, что выражается, в частности, в новом соотношении государственной и негосударственной сфер регулирования, типологии норм, политических, юридических и воспитательных аспектов и т.п.

Прежде, чем мы рассмотрим наиболее распространенные классификации функций, считаем целесообразным с самого начала подчеркнуть то, что выделяет, обособляет конституцию, которая представляет собой не только Основной закон государства, во всей правовой системе. Это одновременно и важнейший политический документ, в котором фиксируются научные основы внутренней и внешней политики государства, определена главная цель развития общества. Конституции, таким образом, имманентно присущи функции, которые в юридической литературе справедливо выделяются в особую группу политических функций (либо говорится об одной политической функции).

Функции конституции - политические, юридические, идеологические при всех различиях в подходе к их классификации имеют общий знаменатель: им является интеграция всех компонентов общества. С одной стороны, провозглашены и последовательно претворяются в жизнь общие начала общественного строя, на основе которых развиваются политика, экономика, культура, строится управление государством и всем обществом. С другой стороны, в конституции предопределена иерархия регулируемых общественных отношений, зафиксированы связи и взаимозависимости, обеспечивающие целостность общества, слаженность, соподчиненность и сбалансированность развития его подсистем. Конституция выступает, таким образом, как действенный системообразующий фактор.

Развитие функций конституции - это процесс, который протекает не сам по себе, безотносительно к состоянию общества, решению им своих задач. Напротив, теория и практика конституционализма подчеркивают важность целенаправленности функций конституции, их активной «включенности» в социальный механизм.

Уяснение роли Конституции в механизме правового регулирования требует более детального освещения ее функционального назначения в системе права. Выработанное философией понимание функций как определенного отношения, делающего функционирование целесообразным, направленным, устанавливающим зависимость одной составной части (либо совокупности однопорядковых свойств) от другой, а также от целого позволяет выделить различные уровни функций Конституции. С одной стороны, это функции, опосредующие процесс воздействия Конституции на общественные отношения и выражающие характер, основные направления этого воздействия, с другой, - это служебные функции, которые не выходят за рамки системы права и обеспечивают субординацию, иерархию этой системы, ее организацию.

Конституционным нормам в этом процессе наиболее свойственна интеграция, т.е. обобщенная регламентация того единого, совпадающего, что характерно для укрупненных групп общественных отношений. Они специализируются на закреплении основ общественных отношений; в них формулируются важнейшие юридические понятия, правовые принципы. С этим связано и то обстоятельство, что многие конституционные нормы имеют первичный, учредительный, закрепительный или программный характер. Это качество представлено в них более концентрированно по сравнению с иными нормами. Конституционные нормы нередко выполняют не одну, а несколько функций.

Конституции традиционно считались и продолжают рассматриваться в качестве первоначальных источников конституционного права. Действительно, Конституция Российской Федерации - базовый документ всей юридической системы. Она закрепляет и регулирует механизм власти, упорядочивает политический процесс и социально-политические институты, устанавливая нормы поведения субъектов конституционного права. Конституция одновременно определяет пределы различных политических процессов и создает возможности для их развития. Основные конституционные принципы предопределяют особенности национальной политической системы. Одно из основных назначений конституции - конституирование самого государства в соответствии с демократическими правовыми ценностями.

Конституирующая функция конституции тесно связана с ее ограничительной функцией: ограничение государственной власти правом. Конституционные нормы обязательны для государственных органов, образуют основу и границы их деятельности, предотвращают узурпацию и монополизацию власти.

Следующая функция Конституции - стабилизирующая. Устойчивость государственно-правовых институтов обеспечивается нормами конституции, придающими «меру и форму». Стабильность институтов власти, несмотря на постоянно возникающее в их недрах напряжение, является одним из условий стабильности и равновесия общества. Конституция обеспечивает единство правовых норм в иерархии правовых актов, их непротиворечивость и рациональность.

Наконец, Конституция - это соглашение политических сил, документ, санкционирующий «общественный договор». Указанные функции конституции предопределяют, вне всякого сомнения, ее особое место в политико-правовой системе.

Однако наибольший интерес в данном исследовании представляет классификация специально-юридических функций направлений конституционно-правового воздействия, выражающих юридическое значение конституции для опосредуемых отношений и проявляющихся в специально-юридическом ее содержании. В данной плоскости различаются регулятивные и охранительная функции.

Собственно юридический аспект действия конституции проявляется в ее регулятивных функциях, которые раскрывают юридические возможности конституции, показывают, как проявляется ее специфическое назначение в упорядочении общественных отношений в зависимости от их характера и значения для социального развития. Регулятивные функции выражают основные направления правового воздействия конституции на общественные отношения в целях обеспечения их оптимального функционирования посредством создания им соответствующих границ, рамок, закрепления их в качестве господствующих, неприкосновенных и охраняемых государством, а также посредством оформления движения, содействия изменению и совершенствования общественных отношений, порождения новых прогрессивных общественных отношений. Это соответствует особенностям назначения Конституции, а также тех форм и способов, с помощью которых ее нормы воздействуют на общественные отношения. Одни социальные связи и явления конституция призвана закреплять; для других она служит непосредственным основанием их возникновения и развития; она охраняет общественные отношения; выступает в качестве своеобразного нормативного ориентира, провозглашая цели общественного развития. Регулятивные функции - направления правового воздействия, нацеленные на то, чтобы обеспечить надлежащую нормальную организацию господствующих общественных отношений, их статику и динамику, их функционирование в соответствии с требованиями объективных законов общественного развития.

Не случайно, поэтому регулятивные функции можно именовать функциями организации.

Охранительная функция - направление конституционно-правового воздействия, нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отношений, чуждых данному общественному строю. Данная функция характеризует российскую конституцию, во-первых, с точки зрения направленности ее норм на защиту основ конституционного строя и присущих обществу и государству институтов, во-вторых, указывает на механизм ее «самообеспечения», «самозащиты». Охранительная функция осуществляется в различных формах, с использованием разнообразных приемов и способов воздействия конституционных норм на общественные отношения. Конституция устанавливает охраняемые и защищаемые ею объекты. В качестве таковых выступают высшие социальные ценности: человек, его права и свободы (статьи 2 и 18), народовластие (статья 3), суверенитет Российской Федерации, целостность и неприкосновенность ее территории (статья 4), земля и другие природные ресурсы (статья 9), идеологическое и политическое многообразие (статья 13) и т.д.

Выражением охранительной функции является закрепление в Конституции принципа законности, придание ему всеобщего, универсального и обязательного характера. Охранительная функция проявляется в установлении верховенства Конституции в системе нормативных и правоприменительных актов (части 1 и 2 статьи 15). Охранительная функция выражается также в том, что конституционные нормы предусматривают наличие ответственности как системы средств и способов охраны и защиты данного вида общественных отношений (часть 4 статьи 3), а в ряде случаев и конкретные санкции (часть 2 статьи 85).

Специфика и немаловажное значение гарантирующей функции конституции, основным назначением которой является обеспечение исполнимости конституционных предписаний, эффективного механизма их реализации в социальной действительности, позволяют говорить о возможности ее включения в данную классификацию специально-юридических функций конституции следующим образом: 1) регулятивные; 2) охранительная; 3) гарантирующая.

Рассмотрим еще одну распространенную классификацию функций конституции: любой конституции - независимо от социальной системы - свойственны следующие функции: 1) учредительная; 2) юридическая (правовая); 3) политическая; 4) организаторская; 5) идеологическая; 6) системообразующая (интегративная) функция; 7) внешнеполитическая; 8) аксиологическая.

1. Учредительная функция.

Учредительная функция конституции заключается в том, что именно закону такого порядка отведена роль вводить новые институты власти, призванные привести к позитивным переменам в обществе. Именно конституционная форма придает проводимым реформам легитимный характер.

Суть этой функции состоит в том, что конституция, появляясь в результате коренных изменений в жизни общества, становится политикоправовой основой его развития на следующем историческом этапе. Слово «учредительная» надо понимать в том смысле, что конституция либо закрепляет то, что уже существует как результат деяний людей, либо создает предпосылки для совсем новых общественных отношений, созревших в обществе, но не могущих возникать, пока не будет для них необходимой правовой базы, которая с принятием конституции и учреждается. Таким образом, учредительные начала конституций могут проявляться и по отношению к общественной (политической) системе в целом, и по отношению к конкретным государственно-правовым институтам и учреждениям.

Учредительная функция Конституции выражается в признании и юридическом оформлении важнейших социально-экономических и политических институтов общества. Она проявляется в закреплении устойчивости системы общественных отношений, в сохранении и упрочении основополагающих начал организации общества и государства. Одно из основных проявлений учредительной функции заключается в том, что Конституция придает правовую форму, узаконивает общественно- политические институты, возникшие и развивающиеся в системе фактических общественных отношений, и наделяет их необходимыми юридическими качествами. Именно эту функцию преимущественно выполняют нормы, закрепляющие основы конституционного строя (глава 1), статус Российской Федерации и ее субъектов (статьи 65-70), общий статус Президента Российской Федерации (статьи 80-82; 87, часть 1; 91), Федерального Собрания (статьи 94, 95), Правительства (статья 110), других федеральных органов (статьи 125, часть 1; 126-129).

Учредительной функции соответствует особый способ конституционного воздействия - установление. Этот способ существенно отличается от традиционных средств правового регулирования - дозволения, предписания и запрета. Конституционные установления не предусматривают точно определенных прав и обязанностей конкретных субъектов. Они имеют всеобщий, универсальный характер, одновременно обращены ко всем либо ко многим видам субъектов и обычно не порождают конкретных правоотношений.

Сказанное убедительно подтверждает опыт собственной истории. Каждая конституция знаменовала новый этап в социально-политическом развитии и соответственно выполняла учредительную функцию.

Так, учредительная функция Конституции РСФСР 1918 года, первых конституций других советских республик состояла в оформлении завоеваний социалистической революции и, прежде всего, перехода политической власти в руки рабочего класса и беднейшего крестьянства. В ст.9 Конституции РСФСР было записано, что ее основная задача заключается «в установлении диктатуры городского и сельского пролетариата в виде мощной Всероссийской Советской власти в целях полного подавления буржуазии, уничтожения эксплуатации человека человеком и водворения социализма».

Однако при этом для Конституции СССР 1936 года и Конституции РСФСР 1937 года характерно разительное несоответствие многих учреждаемых конституционно-правовых институтов и политической действительности. Конституции провозглашали власть трудящихся, демократические права и свободы граждан, хотя именно во время появления этих основных законов в стране творились массовое беззаконие и произвол.

И все-таки, с формально-правовой стороны и эти конституции выполняли учредительную функцию: например, фиксируя создание экономического фундамента нового строя в виде системы хозяйства, основанной на ставшей господствующей государственной собственности и примыкавшей к ней кооперативно-колхозной собственности, вводя всеобщее избирательное право, заменяя Съезды Советов непосредственно избираемыми народом Советами депутатов трудящихся, учреждая вместо Съезда Советов СССР и ЦИК СССР новый высший орган государственной власти Союза - Верховный Совет СССР и т.д.

Учредительную функцию выполняла и Конституция СССР 1977 года, а также построенная в полном соответствии с нею Конституция РСФСР 1978 года. Конституция СССР 1977 года сыграла исключительно важную роль в постепенном движении нашей страны в сторону реального народовластия, демократии. Как учредительный документ она юридически закрепила природу Советского государства как общенародного, выражающего волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны, расширение социальной основы СССР как нерушимого союза всех указанных слоев общества, преобразование органов государственной власти в Советы народных депутатов, рост экономики и превращение ее в единый народнохозяйственный комплекс страны, объединение усилий всех государственных и общественных организаций в рамках политической системы советского общества, в котором руководящей силой является КПСС.

Безусловно, учредительный характер свойствен и Конституции Российской Федерации 1993 года. Говоря обобщенно, учредительная роль данного Основного Закона состоит в полном и окончательном оформлении отказа России от социалистического пути развития и ее перехода в политике к общедемократическим институтам и политическому плюрализму, в экономике - к многообразию форм собственности, включая и частную (т.е. собственности отдельных граждан на средства производства, природные ресурсы, а не только на предметы потребления и обихода), свободной экономической деятельности (предпринимательству) и рыночному хозяйству. Кроме того, учредительная роль данной Конституции заключается и в том, что она закрепила новое соотношение властей на уровне Федерации (за счет резкого увеличения роли Президента РФ), разграничение полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами, а также назначение местного самоуправления в Российской Федерации.

2. Юридическая (правовая) функция.

Конституция - как высший закон государства является ядром его правовой системы, она служит базой для всего законодательства и основой законотворчества. Место конституции в правовой системе государства точно и однозначно определено в ее тексте:

Статья 4.

2) Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Статья 15.

1) Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской

Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

2) Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации.

Верховенство, как неотъемлемый атрибут конституции, сформировалось практически одновременно с ее возникновением. Вот, например, как определяет это свойство конституции Ф.Лассаль: «в сознании всех народов конституция является чем-то более крепким, святым и неизменным, чем обыкновенный закон - конституция не просто закон, а закон основной для данной страны основной закон, как уже сам эпитет показывает, должен быть глубже всех остальных законов и должен служить остальным законам основой основной закон, таким образом, является источником духа всех остальных законов, он во всех них должен в той или иной мере проявляться. Конституция является той силой, которая направляет все другие законы и общественные правовые учреждения, направляет неослабно и непрерывно в каждой стране со времени издания конституции могут быть издаваемы только известного характера законы, и других в ней быть не может».

Юридическая (правовая) функция заключается в том, что конституция является основным источником права, содержащим исходные начала для всей правовой системы. Конституция - это закон, притом основной, высший закон, закон для законов. Она главный источник правового регулирования общественных отношений, фундамент правопорядка в стране. Все остальные законы и подзаконные акты должны соответствовать или, во всяком случае, не противоречить конституции. Обладая высшей юридической силой в иерархии нормативных актов, она устанавливает основы не только конституционного, но и других отраслей права - гражданского, административного, уголовного, трудового, уголовно- и гражданско- процессуального. Конституция регулирует только основные проблемы отраслей права, делая это в общей форме и оставляя детальное регламентирование органическому и простому законодательству, а иногда на усмотрение исполнительных органов.

Данная функция заключается в том, что Конституция как бы стягивает действующее законодательство в единую целостную систему, придавая ему согласованный характер. Обладая высшей юридической силой, она обеспечивает упорядочение и надлежащее правовое регулирование общественных отношений с помощью системы взаимосвязанных и внутренне соподчиненных нормативных актов государства. А в основе их реализации лежат такие краеугольные положения конституции как государственный суверенитет, права и свободы человека и гражданина, верховенство законов, принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти и т.д.

Сказанное в полной мере относится к действующей Конституции Российской Федерации. Она является «заглавным» документом создаваемой в России правовой системы, занимает особое положение среди норм действующего права, имеет характер прямого действия, составляет нормативную основу законодательства страны.

3. Политическая функция.

Конституция решает не только чисто юридические, но и более широкие социальные задачи. В этой связи конституционные нормы отражают специфику такой функции, как политическая.

Конституция представляет собой важнейший политический документ. Положение о том, что «все юридическое в основе своей имеет политическую природу», в отношении Основного Закона приобретает особый смысл. Политическая направленность Конституции - одно из важнейших свойств, обусловливающих ее особую роль в правовой системе, особую социальную роль в обществе. Конституция создается государством для достижения определенных политических целей и должна обладать необходимыми для этого свойствами; политика и право в ней должны быть представлены в органически целостном виде, «сбалансированы во внутренне согласованное единство».

Конституция включает немало положений, в которых политическое содержание и направленность доминируют: закрепляющие принципы народовластия (статья 3), политическое многообразие, многопартийность (часть 3 статьи 13), политические права и свободы граждан (статьи 30, 31, 33), в том числе предусматривающие различные формы и способы их участия в управлении делами государства (статья 32), регулирующие политические отношения Российской Федерации и ее субъектов (статьи 11; 71, пункты «е», «к»; 78). Здесь следует отметить и «политические» полномочия главы государства: «Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (часть 3 статьи 80), Правительства Российской Федерации, которое в соответствии со статьей 114: «б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики; в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии; г) осуществляет управление федеральной собственностью; д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации».

Конституция не допускает вмешательства общественных объединений в деятельность органов государства и тем более создание политических организаций в их структурных подразделениях. В свою очередь и государственные органы не должны вмешиваться в деятельность общественных формирований.

Таким образом, политическая функция состоит в том, что конституция устанавливает основы организации государственной власти, основы взаимоотношений государства и личности, определяет принципы функционирования политической системы в целом. Как политический документ Конституция представляет собой результат социально- политического согласия, своего рода общественный договор, в котором согласованы политические интересы, представленные различными социальными группами и общественно-политическими объединениями страны. Конституция определяет устройство государства, регулирует отношения между субъектами политической системы общества, которые должны функционировать в рамках Конституции и законов государства. Отражая расстановку политических сил в обществе, она юридически закрепляет баланс их интересов, создавая прочные гарантии политической стабильности общества.

4. Организаторская функция.

Данная функция конституции заключается в том, что она не только оформляет достигнутое и ставит новые задачи перед обществом и государством, но и стимулирует политическую активность, нацеливает государственные органы и общественные объединения, всех граждан на деятельность в духе нового основного закона. Иначе говоря, конституцию надо выполнять, и соответствующие ориентировки, а также механизмы должны содержаться в самой конституции. Конституция закрепляет определенные «правила игры» в обществе, которым необходимо подчиняться, Конституция направляет жизнь всего общества по конкретному руслу и имеет мобилизационное значение.

Конституция Российской Федерации наряду со многими конституциями иных демократических государств фиксирует систему государственной власти, закрепляет форму правления, форму государственно-территориального устройства, разграничивает полномочия ветвей власти, государственных органов и должностных лиц. Российская конституция фиксирует структуру государственного механизма, распределение компетенции между государственными органами по вертикали (то есть государством в целом и субъектами федерации или автономными образованиями), и по горизонтали (то есть между различными органами одного уровня - на национальном уровне, на уровне субъектов федерации). Осуществление государственной власти в соответствии с нормами конституции, получившие название конституционализма, предполагает их точное соблюдение. Основы организационной структуры государства были заложены на заре буржуазных революций и получили соответствующее выражение в конституциях. Представительное правление, опирающееся на избирательный корпус и выборы, а также принципы разделения властей остаются неизменными для любого периода развития буржуазно-демократической государственности.

Важное организующее значение имеет сам факт принятия новой конституции. Казалось бы, многое из того, что она отражает, уже существует в жизни, закреплялось предшествующими нормативными актами, в том числе и внесением поправок в ранее действовавший основной закон. И все- таки появление новой конституции является фактором мобилизующего значения для общества, государственных органов.

Кроме того, следует учитывать и то, что конституция является документом прямого действия - это зачастую подчеркивается в самом ее тексте. И ее организующее начало состоит в том, что многие общественные отношения могут возникать непосредственно на базе конституции.

Сказанное в полной мере относится и к Конституции Российской Федерации 1993 года. Ее организаторская функция проявляется во многих отношениях. Но особенно выделим то, что в социально-экономической сфере она нацеливает на деловую активность каждого человека, на путь к добросовестной конкуренции и рыночному хозяйству; в политической - на свободное создание различных общественных объединений и политический плюрализм; в государственной - на реальное разделение властей, формирование прочных правил и традиций применительно к относительно новым для нас, не так давно функционирующим конституционным институтам (президентство, профессиональный парламент, в котором равенство палат уступило место принципу верхней и нижней палаты, конституционное правосудие, разделение компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами, местное самоуправление и т.д.).

5. Системообразующая (интегративная) функция.

Конституция Российской Федерации является основой конституционного строя и инструментом его становления. Она содержит систему ключевых характеристик и основополагающих принципов конституционного строя Российской Федерации. Играя в широком смысле учредительную роль, она устанавливает статус Российского государства, как суверенного, правового, демократического, республиканского, с разделением властей, федеративного, социального и светского. Конституция, осуществляя системообразующую (интегративную) функцию, служит основным организующим звеном, стержнем правовой системы, обеспечивающим ее сбалансированность, и в этом смысле не может не оказывать влияния на характер содержащихся в ней самой предписаний, их связи с другими правовыми нормами. Системообразующая роль Конституции возрастает и эта тенденция имеет объективные основания: усиливается потребность в использовании права как регулятора общественных отношений, вследствие чего растет число принимаемых законодательных актов, появляются новые отрасли права. В этой связи особую актуальность приобретает необходимость обеспечения единства правовой системы, соответствия иных актов Конституции. Конституция формулирует важнейшие требования к содержанию, организации и методам отдельных отраслей права, например: гражданского (статьи: 8, часть 2; 9, часть 2; 35, части 1 и 3; 36), уголовного права и уголовного процесса (статьи 48, 49, 50, 51, 54, 123), муниципального права (статьи 12, 130-133).

Системность права обусловливает существование в нем связей субординации. Конституция предопределяет иерархическую организацию системы права, упорядоченность наиболее главных ее элементов, тем самым выполняя функцию субординации. Эту упорядоченность и задает Конституция, в соответствии с которой происходит включение нормативных актов разного уровня в единую, целостную систему. Субординационные свойства системообразующей функции находят проявление в установлении видов нормативных актов (статьи: 5, часть 2; 76, части 1, 2, 4; 90, части 1 и 2; 102, часть 2; 103, часть 2; 115, часть 1), в различии их юридической силы (статьи: 4, часть 2; 15, часть 1; 76, части 3, 5 и 6; 90, часть 3; 115, часть 1), а в ряде случаев - в необходимости издания законодательных актов (статьи: 6, часть 1; 29, часть 4; 36, часть 3; 59, части 2 и 3; 65, часть 2; 66, часть 5; 70; 77, часть 1; 87, часть 3; 88; 128, часть 3; 129, часть 5).

Внешний аспект системообразующей (интегративной) функции проявляется в том, что конституционные нормы обеспечивают согласованность требований системы права, ее отраслей с императивными нормами современного международного права; указывают на имплементацию норм международного права внутри системы права; служат в качестве основы применения на территории государства норм иностранного права, обладают приоритетом в отношении международно-правовых актов государства. В части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации записано: «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора». Такую же функциональную нагрузку несут ряд других конституционных норм (статьи: 17, часть 1; 63; 67, часть 2; 69).

Таким образом, воздействие Конституции на развитие правовой системы заключается в том, что она способствует целостности этого развития, в рамках которого развертываются процессы интеграции и дифференциации отраслей права. Конституция стимулирует эти процессы и одновременно оптимизирует их соотношение. Она выступает носителем системности, в ней в обобщенном виде воплощены основные свойства и признаки правовой системы.

6. Идеологическая функция.

Идеологическая функция проявляется в способности конституции оказывать влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей.

С политической оценкой конституционных норм тесно связана их идеологическая характеристика. Конституция выступает своеобразным средством идеологического воздействия. Стремление к деидеологизации Конституции Российской Федерации проявляется в закреплении идеологического плюрализма (части 1 и 2 статьи 13). Однако в целом сама Конституция не содержит надежных гарантий идеологического многообразия. Приоритет отдается ценностям, основанным на частной собственности; индивидуализм преобладает над коллективизмом; ослаблены гарантии социальной защиты граждан, что не может быть компенсировано усилением формального равенства, расширением их личных прав и свобод. Утверждение Конституции Российской Федерации: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (часть 2 статьи 13) противоречиво. Никакие, даже самые радикальные перемены в общественном строе не могут отменить то, что свойственно природе человека - потребности в идеологии как осознанной цели общественной деятельности.

«Эта Конституция, - отмечает С.А. Филатов, - задумывалась как идейно-политическая, может быть, даже мировоззренческая основа российского общества, определяющая направления и перспективы его развития, как государственно-политическая платформа единения, согласия всех конструктивных политических сил, наций и народностей России. Из содержания Конституции каждому человеку должно быть понятно, к какому обществу мы идем, какие политические и социальные ценности общество исповедует, что каждый человек может иметь в таком обществе, какие реальные социальные и политические гарантии предоставляет действующая Конституция».

Таким образом, можно присоединиться к мнению тех, кто считает, что конституционные нормы, пожалуй, в наибольшей степени, по сравнению с другими юридическими нормами, концентрируют правовое, политическое и нравственное начало.

Такая функция также присуща нашей Конституции. Есть ли основания для этого утверждения? Ведь в статье 13 Конституции Российской Федерации 1993 года сказано, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Выходит, наша действующая Конституция - как бы деидеологизированный документ. Действительно, идеологическая функция конституции может заключаться в закреплении постулатов какого-то политического учения в качестве господствующих. Такими были все предшествующие советские конституции. Так, не просто правовым актом, но и достаточно типичным документом научного коммунизма являлась Конституция СССР 1977 года. Она исходила из построения всей жизни в стране на постулатах теории и практики социалистического и коммунистического строительства, а в преамбуле Конституции содержалась характеристика существовавшей в стране общественной системы как развитого социализма. Вот такой вариант идеологического предназначения конституции и исключает теперь наш Основной Закон 1993 года.

Однако в ином плане конституция просто не может не быть идеологическим - в смысле мировоззренческим - документом. Ведь практически каждое ее слово, все закрепленные в конституции институты выражают видение желаемой социально-политической системы страны. Разве не очевидны одна идеология в категорическом отрицании частной собственности (это делали советские конституции), и совсем противоположная в конституционном закреплении частной собственности и вообще многообразия форм собственности в стране (Конституция Российской Федерации 1993 года). Или, к примеру, закрепление в Конституции СССР 1977 года однопартийной системы с руководящей ролью КПСС и, наоборот, политического плюрализма в Конституции РФ 1993 года и равенства всех общественных объединений перед законом. Здесь ведь тоже видны не только политико-организационные, но и идейные основы общественно-государственной жизни. Прямо различные воззрения воплощены в принципе верховенства представительных органов в системе государственной власти, подотчетности им всех других государственных органов (прежние конституции) и в принципе разделения властей, возможностях их взаимного влияния друг на друга (Конституция Российской Федерации 1993 года).

Конституция Российской Федерации как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и убеждает человека в соответствии с этими ценностями следовать нормам основного закона. Эти ценности подтверждаются в текущем законодательстве, в судебной практике, в деятельности органов конституционного контроля. Если рассмотреть идеологические установки, закрепляемые в зарубежных конституциях, то заметна в процессе их развития все возрастающая идеологическая насыщенность, которая проявляется и в характере, и в увеличивающемся числе закрепляемых норм. Эти идеологические установки чаще всего получают закрепление в преамбулах конституций, а также в разделах о правах и свободах. Так, например, Конституция Ирландии 1937 года говорит: «Государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему» (п. 17.1 ст.41).

Идеологические установки, содержащиеся в действующих конституциях, выдержаны преимущественно в духе известной концепции «государства всеобщего благоденствия». Наиболее часто применяемый прием - указание в тексте на то, что конституция якобы создана самим народом. «Мы, народ Эйре» (преамбула Конституции Ирландии 1937г.); «Мы, народ Индии» (преамбула Конституции Индии 1950г.); «Мы, японский народ» (преамбула Конституции Японии 1947г.). Идеологическое назначение имеют и формулировки, содержащиеся в первых статьях конституционных актов. «Девиз Республики: Свобода, Равенство. Братство. Ее принципом является правление народа, по воле народа и для народа» (ст.2 основных законов Франции 1946г. и 1958г.).

Исходя из сущности закрепленных в них духовных ценностей высшего порядка, конституции формулируют идеологическую стратегию государства во всех областях общественных отношений.

7. Внешнеполитическая функция.

Внешнеполитическая функция конституции состоит в том, что основной закон обращен не только к внутренней жизни страны, но и одновременно является фундаментом внешнеполитической деятельности государства. Это может быть выражено включением в конституцию специальных глав о внешней политике и обороне (так делали, например, Конституция СССР 1977 года, Конституция РСФСР 1978 года). Но в целом наличие таких глав совсем не обязательно - их не было, к примеру, в Конституции РСФСР 1918 года, Конституции СССР 1936 года и следовавшей за ней Конституции РСФСР 1937 года. Нет подобной главы и в Конституции РФ 1993 года, в большинстве зарубежных конституций. Однако наша Конституция не просто исходит из миролюбивой внешней политики государства, стремления к сотрудничеству и добрососедству, но и провозглашает общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ составной частью ее правовой системы.

Кроме того, внешнеполитическая функция Конституции нашей страны состоит также в том, что за пределами государства она служит и как важный информационный источник. Конституция дает представление людям других стран, а также государствам и международным организациям о нашем общественно-политическом строе, структуре государства, взаимоотношениях центра и субъектов РФ, конституционных основах региональной и национальной политики, статусе личности в Российской Федерации и т.д.

8. Аксиологическая функция.

В настоящее время в философской литературе преобладает определение ценности как функционального свойства объектов, выражающего их значение для человека. При этом потребность и предмет ее удовлетворения рассматриваются в известном отношении друг к другу, что является исходным для понимания ценности. Ценность не сводится к способности объекта удовлетворять потребности и служить интересам людей; она всегда соотносится с поведением человека, на которого действует по принципу обратной связи. Действие Конституции неотделимо от субъективного отношения к ней людей. Конституционные нормы не только указывают на определенный образ действия граждан как правомерный, одобряемый государством, но и вызывают в их сознании решающие мотивы в пользу такого поведения, создают предпосылки к тому, чтобы поведение обязанного лица соответствовало требованиям Конституции. Ценностное отношение приобретает регулятивное значение в силу того, что оценка перерастает в принципы, правила поведения людей. Аксиологическая функция характеризует такой аспект воздействия Конституции на поведение человека, который связан с формированием его мировоззрения, убеждений, жизненных ориентации и установок, чувств и эмоций.

Ценностно-положительное отношение к Конституции - один из основных мотивов соблюдения ее норм. Многообразие общественных интересов и потребностей порождает относительно самостоятельные, реально действующие системы ценностей, детерминирующие поведение людей. Глубокое уяснение и адекватное отражение основных социальных интересов и потребностей в Конституции составляет важнейшее условие эффективного воздействия ее норм на общественные отношения. Осознание социальной ценности Конституции - существенный стимул и резерв совершенствования механизма ее реализации и укрепления законности.

Изучение функций Конституции возможно и под другим углом зрения, на других уровнях. Приведенные здесь классификации - вовсе не исчерпывающие и не бесспорные. Однако хотелось бы отметить, что только комплексный, всесторонний анализ функций позволит раскрыть направления и особенности воздействия Конституции на общественные отношения, ее роль в формировании и развитии правовой системы.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод о том, что многоплановость и многоаспектность идеологического содержания конституции ни в коей мере не ослабляют ее значения как закона, и притом Основного Закона государства. Именно это качество конституции - основное и ведущее - определяет характер ее гарантирующего воздействия на процессы социальной жизни. В данной связи, на наш взгляд, следует усилить разработку вопросов, касающихся сущности, содержания гарантирующей функции конституции, ее воздействия на наиболее важные, узловые общественные отношения.

 

Автор: Каратеева М.Н.