22.01.2013 3431

Социальное значение гарантирующей функции конституции в современных условиях

 

В конституции и через нее общество реализует свое видение обновляемой государственности, а в известных пределах и свою национальную идею. Разумеется, конституция - это не собрание политических программ и философских концепций, в ней закрепляются идеи и принципы, определяющие характер общества, базовые принципы экономики, политики, социальной сферы, государства и права. В соответствии со своим назначением, отведенной ролью в жизни страны она представляет собой юридический акт со всеми чертами и свойствами, присущими Основному закону. И конституция тем успешнее выполняет свою функцию в развитии общества, чем она ближе к национальной идее, точнее и полнее выражает ее установки. Конституция, которая расходится с национальной идеей, игнорирует ее, не говоря уже о ситуации, когда она идет против национальной идеи, не может иметь никаких шансов на понимание и на его признание со стороны общества.

Будучи принята в условиях переходного этапа, Конституция Российской Федерации 1993 года отличается тем, что ее отдельные положения носят декларативный характер и фиксируют скорее принципы, цели, чем существующие реальности. Речь идет как бы об эффекте опережающего действия Конституции. Однако авторитет Конституции используется для того, чтобы ускорить продвижение страны к намеченным целям. На государственные органы, общественные организации, всех граждан возлагается обязанность действовать в соответствии с положениями Конституции, реализовывать ее установления. Конституция призвана также направлять, стимулировать и гарантировать развитие всего права в заданном направлении. И тот факт, что этот процесс начался с самой Конституции, играет важную роль.

Решать задачи подобным образом, разумеется, нелегко. В настоящее время Россию нельзя назвать страной с высокой правовой культурой, традиционным уважением к праву и правам человека, наоборот, для нее характерен правовой нигилизм. Для преодоления подобного негативного фактора необходимо длительное время, освоение гуманитарных ценностей, переориентация общественного сознания. Однако в современных условиях, зачастую, сохраняется приоритет политики над правом, в то время как сложнейшие политические процессы, происходящие в российском обществе, должны протекать в границах права, в соответствии с правовыми принципами. Надо считаться с тем, что отставание с реализацией гарантируемых Конституцией Российской Федерации положений принижает и ее престиж и всего права в целом. Это относится в первую очередь к идее утверждения правового государства. Как известно, Конституция Российской Федерации 1993 года уже определяет наше государство как правовое (ст.1). Из этого исходят ее последующие статьи. Однако вряд ли сегодня можно полагать, что создание такого государства завершено и действующая Конституция закрепляет сложившийся порядок. Правовое государство является во многом идеалом, еще не достигнутым рубежом, для достижения которого необходимо длительное время, преодоление прежних стереотипов, освоение новых подходов к отношениям «человек - власть». Безусловно, нельзя отрицать то положительное, что сделано, но и нельзя закрывать глаза на разгул преступности, чиновничий произвол, неуважение к личности, ее правам и свободам, игнорирование закона и на многие другие негативные явления современной российской жизни. Правовое государство надо еще построить, мобилизовав для этого усилия всего общества.

В настоящее время все чаще выдвигаются определенные требования конституционализма, означающие, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.

Несомненно, что социальное значение гарантирующей функции конституции в современных условиях не может быть переоценено, так как общество реализует положения конституции только при наличии соответствующих эффективных гарантий, в условиях социальной исполнимости.

К примеру, в демократическом конституционном (правовом) государстве система гарантий свободы, самостоятельности и собственности должна быть закреплена, прежде всего, в конституции, а это предполагает прямое действие конституционных норм и эффективные процедуры конституционного контроля. В первую очередь речь идет о правах человека и гражданина, выражающих минимальную неотчуждаемую меру свободы в обществе и государстве и тем самым ограничивающих возможности законодательных запретов (закон не может запрещать то, что гарантировано конституцией), очерчивающих пределы допустимой компетенции государственных органов и должностных лиц в их отношениях с гражданами и их ассоциациями. Отсюда следует, что если статьи конституции гарантируют права и свободы и в то же время определяют, что осуществление этих прав и свобод регламентируется или даже может быть ограничено законом, то фактически статьи конституции ничего не гарантируют. Вместе с тем конституционное право должно предусматривать случаи ограничения прав и свобод, необходимого ради свободы других и защиты конституционного строя, и, конечно, на этот счет должны приниматься органические законы, предусмотренные конституцией. Уже это обстоятельство указывает на необходимость эффективного конституционного контроля, сопоставляющего органическое законодательство с объективным смыслом гарантий свободы, самостоятельности и собственности.

Конституционное закрепление прав человека и гражданина, равно как и судебное (в решениях верховного или конституционного суда) признание конституционного характера других гарантий свободы, самостоятельности и собственности, не зафиксированных в конституции, лишает законодателя полномочий устанавливать административную процедуру регулирования тех отношений, в которых действуют эти конституционные гарантии. И если законодатель не соблюдает или упускает из виду это требование, то с точки зрения права возможен спор между любым гражданином и высшим органом государственной власти по поводу надлежащих гарантий свободы, самостоятельности и собственности. Такой спор может рассматриваться только в рамках судебной процедуры и только органом, который подчинен исключительно конституции и в задачу которого входит ее толкование в свете аксиом и принципов права.

Законодатель вправе запрещать только те формы реализации конституционных прав и свобод, которые являются общественно вредными, нарушают права других граждан и противоречат основам конституционного строя. Граждане должны иметь возможность оспорить любой такой законодательный запрет, если он затрагивает их права. Но даже если конституционный суд подтверждает конституционность такого запрета, не исключено, что в судебной практике сложится обыкновение, искажающее смысл этого запрета и тем самым нарушающее конституционные права граждан. В случае же нарушения конституционных прав обыкновением судебной практики, такое нарушение, как правило, устраняется не судами второй инстанции или в порядке надзора, а только конституционным судом, ибо он не связан обыкновениями законоприменительной практики.

Приведем в качестве еще одного примера социального значения гарантирующей функции конституции в современных условиях гарантирование свободы как высшей ценности. Нужно признать, что правовое гарантирование свободы в конституциях современных цивилизованных стран весьма разнообразно. Главными видами конституционных гарантий свободы являются провозглашение свободы как цели политической деятельности государства; объявление свободы высшей социальной ценностью; закрепление свободы в качестве крупномасштабного правового понятия (категории); фиксация многочисленных дробных конституционных прав-свобод; утверждение принципа свободы и закрепление политико-правовых сдержек и противовесов, обеспечивающих свободу и др.

Что же касается конкретных правовых примеров защиты и гарантирования свободы в мировой практике, то они варьируются в весьма широких пределах. Например, в Преамбуле к Конституции США 1787 года сказано: «Мы, народ Соединенных Штатов, в целях обеспечения нам и нашему потомству благ свободы, учреждаем и вводим эту Конституцию». Эта же цель закреплена в ст.2 Конституции Швейцарской Конфедерации 1874 года. Провозглашение свободы как цели нации закреплено в Преамбуле Конституции Испании 1978 года. В ст.2 Конституции Российской Федерации 1993 года свободы человека также определены как «высшая ценность».

Закрепление непосредственных конституционных гарантий свободы в конституциях также достаточно разнообразно и многочисленно. Например, в ст.22 Конституции Хорватии 1990 года говорится, что свобода личности неприкосновенна, а в ч.1 ст. 12 Конституции Македонии 1991 года - что право человека на свободу считается неотъемлемым. В Конституции России 1993 года статьей 55 запрещается издавать законы, отменяющие или умаляющие свободы человека и гражданина, а в ч.2 ст. 17 основные свободы человека определены неотчуждаемыми и принадлежащими всем по рождению. В ст.97 Конституции Японии 1947 года закрепляется положение о том, что все гарантируемые народу основные права человека являются результатом борьбы людей за свободу. В ст.66 Конституции Франции 1958 года сказано, что никто не может быть произвольно лишен свободы. Кроме того, как гласит французский Основной Закон, всякий человек, преследуемый за деятельность в пользу свободы, имеет право убежища на территории Республики.

В качестве допустимых сдержек и противовесов свободы в конституциях некоторых стран используются, главным образом, такие политико-правовые ценности, как защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства (ст. 5 5 Конституции Российской Федерации 1993 года); основания, указанные в самой конституции (ст.32 Конституции Казахстана 1993 года); законные интересы, права и свободы других лиц, государства и общества (ст.20 Конституции Узбекистана 1992 года) и др.

Вместе с тем, следует признать, что перечисленные гарантии свободы весьма отстают от уровня обеспечения свободы в Конституции США, в которой, как известно, Конгрессу запрещено издание законов, ограничивающих свободу слова, печати или право народа мирно собираться и обращаться к Правительству с петициями о прекращении злоупотреблений. Кроме того, как предусмотрено Конституцией США, поскольку для безопасности свободного государства (то есть, исходя из политических соображений) необходима хорошо организованная милиция, право народа хранить и носить оружие не подлежит ограничениям.

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить, что до настоящего времени в юриспруденции широко были распространены представления о том, что конституция самодостаточна и сама по себе гарантирует демократическое развитие общества, свободу и права человека. Между тем подлинная гарантия писаной конституции и закрепляемых ею институтов конституционного государства при условии, что она соответствует потребностям общества и отвечает уровню его развития, заключается в такой организации социума, которая могла бы противостоять всяким покушениям на защищаемый основным законом конституционный строй. Речь идет о такой организации государственных и общественных институтов, собственности, социальных отношений, которая объективно способствовала бы утверждению и развитию демократии.

Правовое государство означает не просто формальную законность, которая обеспечивает регулярность и последовательность в достижении и поддержании демократического порядка, но и справедливость, основанную на признании и полном принятии высшей ценности человеческой личности и гарантируемую учреждениями и структурами, обеспечивающими ее наиболее полное выражение. Проблемы конституционного государства, демократии, свободы и прав личности связаны со всей совокупностью общественных отношений и всей системой конституционного права, выступающего одной из гарантий развития цивилизационного процесса.

Таким образом, проблема правового обеспечения имеет едва ли не доминирующее значение в теории и практике конституционного государства. Социальное назначение гарантирующей функции Конституции - обеспечить фактическое функционирование институтов и учреждений государства в соответствии с принципами народовластия и свободы личности. Недостаточно только провозгласить государство конституционным, необходимо создать надежные гарантии и механизмы защиты общества в целом и каждого человека в отдельности. В противном случае декларация о конституционном государстве, являющемся этапом в развитии правового государства, - лишь способ легализации борьбы граждан и их ассоциаций, общества в целом против абсолютного государства с характерным для него самовластием государственных органов и административным произволом.

 

Автор: Каратеева М.Н.