13.03.2011 7146

Сравнение Хагена в первой и второй части «Песни о Нибелунгах»

 

«Песнь о Нибелунгах» написанная около 1200 года – крупнейший и древнейший памятник немецкого народного героического эпоса. Сохранилось 33 рукописи, представляющие текст в трех редакциях. В основе «Песни о Нибелунгах» лежат древние немецкие сказания, восходящие к событиям периода варварских нашествий. Исторические факты, к которым восходит поэма – это события 5 века, в том числе гибель Бургундского царства, разрушенного в 437 году гуннами. Эти события так же упоминаются в Старшей Эдде.

Текст “Песни” состоит из 2400 строф, в каждой из которых содержится по четыре парно рифмующихся строки (т.н. «нибелунгова строфа»), и разбит на 39 авентюр (песен).

По содержанию поэма распадается на две части. В первой из них (1 - 20 песни) описывается история германского героя Зигфрида, его женитьба на Кримхильде и вероломное убийство Зигфрида. Во второй части поэмы идет о мести Кримхильды за убитого супруга и о гибели Бургундского царства.

В «Песни о Нибелунгах» один из ее героев, Хаген, который является вассалом короля, фигурирует как Хаген из Тронье. Тронье иногда отождествляется с городом Троген в Бельгии, иногда – с мифической Троей.

В одной из глав поэмы мельком сказано, что в молодости Хаген воспитывался у короля гуннов Этцеля, отчего обладает знаниями о гуннах. В поэме Ортвид Мецкий называет его «дядей».

Хаген по сравнению с другими героями поэмы не занимает в ней много место. Но сказитель отводит этому рыцарю ведущее место - прежде всего потому, что он является «роковым» героем.

На его счету два страшных преступления: убийство мужа Кримхильды – Зигфрида и убийство малолетнего сына Кримхильды от второго брака с Этцелем – Ортлиба. Xаген выступает в повествовании как антипод главной героини. В сражениях с датчанами и саксами, а также в ходе кровавой распри с гуннами от меча Xагена погибли сотни его врагов. Он самый сильный, бесстрашный и преданный вассал Гунтера и, если надо, жизнь отдаст за своего короля.

Когда Зигфрид собирается ехать в страну бургундов, его отец отдельно предупреждает его о Хагене:

Но помни: люди Гунтера спесивы и горды

А смелый Хаген стоит всех прочих, взятых вместе.

Ревниво он печется о королевской чести

Гляди, мой сын, что б ссоры у вас не вышло с ним,

Коль мы к такой красавице посвататься решим

Однако Xаген не только необыкновенно храбр, но он еще и по-своему мудр. Мы впервые с ним знакомимся с Хагеном в третьей Авентюре, когда король Гунтер посылает за Хагеном в момент приезда Зигфрида. Появление знатного чужеземца со свитой вызвало волнение в королевском дворце. И узнает Зигфрида прежде всего Хаген, его будущий убийца (хотя ранее его не видел) и выдает о нем подробную информацию. Рассказывая о давних подвигах Зигфрида, Хаген переносит действие из рыцарских времен в далекое прошлое, рассказывая историю завоевания клада Нибелунгов.

Хаген – единственный в поэме, кто провидит будущее. Сознавая неотвратимость фатума, он принимает на себя миссию вершителя судеб Нибелунгов. Сказитель наделяет его неким универсальным знанием. Ему, как никому другому, памятно прошлое и открыто будущее. Внутренний драматизм образа проистекает из того, что Хаген выступает одновременно как прорицатель грядущего и как его творец.

Образ Хагена сложен и неоднозначен. В первой части «Песни…» он скорее отрицательный персонаж. Он – основной двигатель конфликта между Зигфридом и Гунтером. Именно он наводит королей на мысль убить Зигфрида и организовывает это убийство. Именно он находит уязвимое место на теле Зигфрида. Именно он подбрасывает труп Зигфрида на порог дома.

Хаген – верный вассал короля. Он патриот своей страны. Ему очень неприятно слышать речи Зигфрида о том, как он собирается покорить Бургундию.

Король Хагену доверяет и во всех военных походах Хаген идет первым и первым вступает в бой. Между Зигфридом и Хагеном вначале не было никакой вражды. Хаген даже испытывает симпатии к новому родственнику короля после женитьбы на сестре Гунтера.

Но почему же Хаген убивает Зигфрида? Объяснить преступление тем, что он, будучи вассалом Брюнхильды, выполняет ее волю, явно недостаточно, тем более что он и не получает такого приказа, а скорее лишь угадывает желание своей госпожи. Инициатива исходит от самого Хагена, который уговаривает пойти на подлость Гунтера. Он мстит Зигфриду за прежние мелкие обиды, о которых сказитель вскользь упоминает. Но Хаген не ограничивается одним лишь убийством Зигфрида. По его предложению в Вормс привозят клад Нибелунгов, который он отбирает у Кримхильды. Тем самым он, отнявший у нее мужа, стремится истребить память о нем. Однако новая обида вопиет о мести. Он один выступает против второго замужества Кримхильды, потому что ясно понимает: брак с королем гуннов позволит вдове Зигфрида отомстить ему и Гунтеру за злодейство.

Однако, во второй части поэмы Хаген приобретает положительные и героические черты. Он совершает подвиг с переправой через Дунай, он узнает будущее бургундов у предсказательниц, он под страхом смерти отказывается выдать Кримхильде тайну клада Нибелунгов.

Если в начале первой части перед нами независимый воин, которого почитают, то во второй части Хаген X. предстает в трагическом ореоле, когда идет сам и ведет за собой бургундов навстречу гибели. Ему не удалось отговорить Гунтера от поездки к сестре, но именно он заставил снарядиться бургундов, едущих в гости, как на битву. Он прекрасно понимает, что их там ждет.

Он не сомневается, что предстоит сеча великая. Сам он в молодости служил гуннам и знает, сколь они сильны в бою. По мере приближения к королевству гуннов неотвратимость побоища становится для Хагена, но не для других бургундов, все более очевидной. Исполнена иносказательного смысла переправа через Дунай: в фольклоре река разграничивает миры – свой и чужой. Вещая дунайская дева Зиглинда – езка матери Зигфрида – сулит Нибелунгам гибель. Предсказание Хаген воспринимает как неизбежность, сам же начинает действовать сообразно ему: убил перевозчика, разнес в щепки челн. Смысл его поступков ясен – обратной дороги бургундам не будет. Хаген понял это окончательно и с достоинством приемлет кару за содеянное прежде.

Почему Хаген умертвил ребенка Кримхильды и Этцеля? Бессмысленный с точки зрения общечеловеческого гуманизма поступок объясняется тем, что, поняв неизбежность сражения с гуннами, он тем самым объявил войну королю Этцелю.

В батальных эпизодах Хаген всегда на первом плане, авторы не устают перечислять всех, кому снес он головы. Это неудивительно, война – стихия Хагена, его существование в мирное время тускло и блекло, он отходит на задний план. В поединках, которых во второй части очень много, раскрывается суть натуры эпического героя – преданного своему королю и сотоварищам, неукротимого в ярости к врагам. В средневековом героическом эпосе возникает специфический образ, целиком раскрывающийся как зачинщик и участник феодальных распрей.

Напомним, что все персонажи «Песни о Нибелунгах» несут в себе архаические черты. Не исключение и Xаген. Выражение «испить крови врага» ко времени окончательного оформления германского эпоса стало метафорой. Но Xаген предлагает воинам, измученным жаждой, утолить ее кровью убитых врагов, и это, в соответствии с древними языческими поверьями, возвращает им силы. В образе же Xагена это подчеркивает не только его кровожадность, но и приобщенность к неким таинственным ритуалам, которые в средние века жестоко карались церковью. Этот впечатляющий эпизод ставит Xагена вне рода человеческого и предрекает, что вскоре прольется и его кровь.

Хаген погибает позорной смертью (от руки женщины), которая ужасает Хильдебранда и Этцеля. Хильдебранд произносит: «себе я не прощу, коль за бойца из Тронье сполна не отомщу» и убивает Кримхильду в присутствии ее мужа, причем последний не противодействует. Кримхильда (положительный персонаж первой части поэмы) понесла заслуженную смерть за убийство Хагена (отрицательного персонажа первой части поэмы).

Не олько Хаген, но и все герои «Песни о Нибелунгах глубоко трагичны. Трагична судьба Кримхильды, счастье которой разрушают Гунтер, Брюнхильда и Хаген. Трагична судьба бургундских королей, погибающих на чужбине, а также ряда других персонажей поэмы.

В «Песни о Нибелунгах» мы находим правдивую картину злодеяний феодального мира, предстающего перед читателем как некое мрачное разрушительное начало, а также осуждение этих столь обычных для феодализма злодеяний. И в этом прежде всего проявляется народность немецкой поэмы, тесно связанной с традициями немецкого эпоса.

 

Список литературы

 

  1. Алексеев М.П. и др. История Западно-Европейской литературы. Средние века и Возрождение. – М.: Высшая школа, 1999.
  2. История немецкой литературы. – М.: Высшая школа, 1975.
  3. Песнь о Нибелунгах. – Л.: Наука, 1972.
  4. Пронин В.А. История немецкой литературы. – М.: Логос, 2007.