24.01.2013 4590

Половозрастная специфика использования способов и стратегий поведения в трудных жизненных ситуациях

 

Психология половых различий существует как часть дифференциальной психологии. «Пол» и «половые» свойства обозначают явление, связанное с дифференцировкой и различием мужчины и женщины. Когда речь идет о различии полов (или об их сходстве), имеются в виду следующие понятия:

- пол (англ. - sex - принадлежность к определенному биологическому полу и связанные с этим особенности;

- принадлежность к социальному полу (комплекс соматических, репродуктивных, социокультурных и поведенческих характеристик, обеспечивающих индивидуальный, личный, социальных и правовой статус мужчины и женщины);

- поло-ролевые стереотипы (распространенные в том или ином обществе);

- гендер, (от лат. - gender - «род», обозначение пола как социального понятия и явления; вся совокупность свойств, отличающих мужчину от женщины).

Вопросы, связанные с половой дифференциацией сложны, во многом обусловлены социально-культурной ситуацией, в которой существует ребенок. Психологическое обретение пола начинается в дошкольном возрасте, но развивается и наращивается на протяжении всей жизни человека. На протяжении дошкольного возраста ребенок по нарастающей начинает присваивать поведенческие формы, интересы, ценности своего пола. В младшем школьном возрасте ребенок уже знает о принадлежности к своему полу и стремиться соответствовать ему в своем поведении. В подростковом возрасте ребенок продолжает усваивать половые роли, образцы взаимодействия мужчин и женщин, поведение разных полов в профессии. Этому процессу во многом способствуют средства массовой информации и книги, произведения искусства.

Половая идентификация - отождествление себя с физическим и психологическим полом мужчины или женщины и стремление соответствовать принятым в культуре, прежде всего - в семье, стереотипам мужского и женского поведения.

В социологической науке существует следующее представление о сущности поведения, связанного с принадлежностью к определенному полу: «служит средством поддержания установленного социального статуса через соответствие гендерным ожиданиям или схемам маскулинности/фемининности» (Е. А.Здравомыслова, А.А.Темкина, 2000, с. 5). В этом смысле, быть мужчиной или женщиной означает вовсе не обладание определенными биологическими признаками, а выполнение той или иной роли. Понятие «быть представителем определенного пола» действует в рамках субъективного опыта и служит психологической интериоризацией мужских или женских черт, возникая в результате процесса взаимодействия личности с другими людьми.

Подобный процесс можно наблюдать и в усвоении способов совладающего поведения, ими ребенок овладевает благодаря образцам, наблюдаемым в поведении членов семьи, сверстников, значимых взрослых.

Исследователями Т.Вероффом, Б.Кулком, С.Доунованом (1981), занимающимися совпадающим поведением было показано, что мужчины и женщины предпочитают разные стратегии совладания с трудными жизненными ситуациями. Так, установлено, что мужчины либо ничего не предпринимают для выхода из создавшейся ситуации, зачастую не думая о поиске выхода из нее, либо предпочитают самостоятельно, не обращаясь за помощью к окружающим, прилагать усилия и выходить из положения. Женщины прибегают к поиску социальной поддержки. Э.Э.Стоун, Дж.М.Нил (1984) также обнаружили, что мужчины чаще идут на прямое активное действие, а женщины предпочитают пассивную стратегию или поиск помощи. В исследовании А.В.Либиной (2003) показаны половые различия в предпочтении совладеющих и защитных стратегий, но лишь на уровне тенденций: женщины несколько чаще мужчин прибегают к некоторым видам защитных стратегий.

Существуют данные, свидетельствующие о том, что женщины хуже справляются с эмоциональными проблемами и возникающими трудностями, сильнее переживают семейные и личные конфликты (Р.А.Березовская 2001; И.В.Грошев 1996). Женщины в состоянии подавленности, склонны думать о возможных причинах своего состояния, что зачастую приводит к навязчивому фокусированию на проблеме и увеличивает их уязвимость к воздействию стрессора. Мужчинам, наоборот, более свойственно отгораживание от депрессивных эмоций, через концентрацию на посторонних проблемах или через физическую активность для разрядки возникшего негативного напряжения (S.Noelen- Hoeksema, 1990). (Цит. по Ильин Е.П., 2002, с. 190).

В монографии «Психологическая защита у детей» И.М.Никольская и Р.М.Грановская (2000, с. 231) пишут о том, что: «Половые и возрастные различия в своей основе являются природными, наследственно обусловленными. Они заставляют мальчиков и девочек разного возраста развиваться по жестко заданной природной генетической программе если мужчину генетически должны отличать стремление к самоутверждению, «борьбе и подвигам» - значит, он должен быть сильным и независимым. И напротив, если генетической функцией женщины является сохранение и передача информации, то она должна зависеть от той информации, которой овладеют мужчины, и уметь взаимодействовать с окружением, чтобы не только получить эту информацию, но и передать ее своим детям и внукам».

С точки зрения теории эволюции пола, женщинам более свойственно приспосабливаться к трудной ситуации, т.к. женский пол обладает высокой пластичностью (адаптивностью). Мужчины же выходят из ситуации, стремясь найти новое решение, трудности лишь стимулируют их поиск; такие более свойственные мужчинам качества как находчивость, сообразительность, изобретательность обеспечивают им выживание в трудных условиях. Следуя за природными особенностями женской и мужской сущности, большинство культур, в свою очередь, приписывает и поощряет такие особенности поведения девочки (будущей женщины) как пассивность, концентрация на чувствах, проявление эмоций и стремление разделить их с другими, и особенности поведения мальчика (будущего мужчины): стремление быть активным, неэмоциональным, не проявлять слабости. Под влиянием же культуры природная сущность женского пола трансформируются в женские черты характера, мужские черты характера основаны на природной сущности мужского пола. Для личности, являющейся частью общества с определенными культурными традициями, важно, какие способы совладающего поведения она использует.

Существует и другая точка зрения на эту проблему и связана она с предположениями о том, что является определяющим в реагировании на стресс, - врожденное или приобретенное: «Типичные стили реагирования на стресс вполне могут являться продуктом социализации, обучения в процессе жизни в соответствии с общественными ожиданиями (Noelen- Hoeksema and Girgus, 1994)» (Либин A.B., 2000, с. 281).

В аналитической статье, посвященной проблематике coping поведения в исследованиях западных ученых, С.К.Нартова-Бочавер (1997, с. 24) указывает на тот факт, что: «практически во всех работах авторы подтверждают обусловленность способа психологического преодоления жизненных сложностей полоролевыми стереотипами: женщины (и фемининные мужчины) склонны, как правило, защищаться и разрешать трудности эмоционально, а мужчины (и маскулинные женщины), напротив, инструментально, путем преобразования внешней ситуации».

Изучая различия в выборе способов совладающего поведения между женщинами и мужчинами, необходимо учитывать и биологические, и социокультурные факторы: «приобретение тех или иных типично мужских или типично женских психологических черт происходит в результате совместного влияния обоих групп факторов - биологического и социального порядка. В этом контексте психологический пол радикально отличается от пола биологического» (Реан А.А и др., 2002, с. 159).

Мужская схема поведения, закодированная в конструкте «маскулинность», включает стремление быть физически и интеллектуально сильным, независимым, напористость, доминантность, агрессивность, склонность к риску, самостоятельность, уверенность в себе и др. В исследовании Lau Sing (1989), показано, что маскулинных индивидов отличает большее самоуважение в целом, а также более высокая самооценка в области академических достижений и собственной внешности - физическое-Я.

Женская схема поведения предполагает проявление таких черт, как пассивность, концентрацию на чувствах, проявление эмоций и стремление разделить их с другими, уступчивость, мягкость, чувствительность, застенчивость, нежность, сердечность, способность к сочувствию, сопереживанию. Социальный стереотип женского поведения не предполагает активного проявления волевых сторон личности и успешности деловой карьеры.

«Первоначально понятие маскулинности и феминности в теоретической психологии конструировались строго альтернативно. Отступление от нормы считалось патологией. В дальнейшем жесткий нормативизм уступил место идее «континуума маскулинно-феминных свойств». Вскоре ученые пришли к выводу, что не все психические качества поляризуются на «мужские» и «женские». Так же выяснилось, что максимальное соответствие установок и реакций полоролевому стереотипу не является гарантией психологического благополучия» (Кон И.С., 1981, с. 47).

Наиболее адаптивными считаются личности, обладающие так называемой андрогинностью, когда маскулинные и фемининные черты представлены гармонично и взаимодополняемо: «большая мягкость, уступчивость в социальных контактах и отсутствие ярко выраженных доминантно-агрессивных тенденций в общении никак не связаны со снижением уверенности в себе, а напротив, проявляются на фоне сохранения высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятии». В исследовании (Lau Sing, 1989) было показано, что андрогины не уступают маскулинному типу ни по уровню самоуважения в целом, ни по уровню самооценок академических достижений и собственной внешности (физическое-Я)» (Реан А. А. и др., 202, с. 159-160).

Исследователями отмечается тот факт, что выбор определенных способов и стратегий совладающего поведения зависит и от возраста человека. Это обуславливается как теми возможностями, какие имеет человек определенного возраста, так и функциями разных стратегий совладания.

Так, Лазарусом и Фолкман (1984) установлено, что по сравнению с молодыми пожилые люди используют менее энергичные формы совладания. Кроме того выявлено, что если молодые люди используют активные стратегии, ориентированные на решение проблемы, то пожилые чаще избирают пассивную стратегию, фокусированную, главным образом, на своем эмоциональном состоянии.

Весьма широко изучается возрастная специфика способов поведения в трудных жизненных ситуациях.

Основными причинами стресса и, следовательно, объектами совладания для детей дошкольного возраста являются страхи и тревога. Маленькому ребенку тяжело самостоятельно справляться с ними, поэтому ему необходимы помощь и поддержка взрослого. В противном случае, ребенок будет использовать только механизмы психологической защиты, что затруднит в дальнейшем овладение зрелыми стратегиями совладания. «Лучший способ помочь детям совладать с тревогой и стрессом - снизить излишнее напряжение, с которым они должны справиться» (Г.Крайг, 2001, с. 412).

K.Stansbury, M.Sigman (2000), анализируя ответы дошкольников (3-4 лет) в двух фрустрирующих ситуациях в контексте формирования сложных стратегий эмоциональной регуляции, выделили четыре типа реакций на фрустрацию: стратегии конформного, инструментального, деструктивного поведения и когнитивной переработки. Помимо этого, установлена значимая связь между типом стратегии, используемой родителем, чтобы помочь ребенку решить ситуацию, и типом стратегии используемой ребенком. Дети гораздо раньше, по мнению авторов, начинают использовать, чем осознавать различные стратегии эмоциональной регуляции.

И.М.Никольская и Р.М.Грановская (2000) в книге «Психологическая защита у детей» анализируют особенности совладающего поведения младших школьников. Авторами, в частности, выявлены наиболее популярные и эффективные с точки зрения младших школьников способы их поведения. Мальчиками чаще использовались способы, касающиеся детских развлечений и «детской работы», также признание своей неправоты и расслабление; они чаще используют способы, связанные с вербальной и физической агрессией. Девочки предпочитали способы, связанные с установлением отношения привязанности и телесного контакта и доверительного отношения, отреагирование через горе и страдание, детские развлечения и расслабление.

Психологический анализ трудных ситуаций и способов овладения ими детьми, переходящими из младшей школы в среднюю, с точки зрения их конструктивности был сделан Е.Е.Даниловой (1990). Был зафиксирован способ поведения, отличающийся отсутствием каких-либо активных действий. Мальчики используют способы, помогающие им овладеть ситуацией и наилучшим образом реализовать в ней себя, девочки используют способы, уводящие их от трудностей через переинтерпретацию ситуации.

М.Тышковой (1987) в рамках исследования устойчивости личности детей и подростков в трудных экспериментальных ситуациях были исследованы реакции, возникающие в них на негативное эмоциональное напряжение. Была показана разница между детьми 8-9 лет и 11-12 на примере их типичных реакций.

Коллектив авторов (Н.М.Лыкова, Н.А.Сирота, В.М.Ялтонский, И.Л.Баушева 2003), изучавших особенности формирования копинг- поведения у подростков 11-12 лет в рамках программы развития здорового поведения, установили, что ведущей для младших подростков является стратегия поиска социальной поддержки.

Х.Ремшмидт (1989, с. 158), указывает на следующие принципы, способствующие и/или препятствующие эффективному преодолению трудностей, что используются в период взросления: 1) информация о роли познавательных способностей в возникновении проблем; 2) постоянное внимание к негативным и ложным высказываниям о себе самом и о собственном поведении может стать причиной неэффективности преодоления; 3) использование основополагающих стратегий решения проблем; 4) предпочтение моделей поведения подтвердившие свою эффективность, а также усиление внимания на положительной самооценке; 5) тренировка в освоении специфических стратегий преодоления трудностей; 6) постепенное усложнение выдвигаемых задач, облегчающая достижение все более сложных целей.

Особенности преодоления эмоционального стресса подростками рассматривается исследователями Н. А. Сирота (1994, 1996), В.М.Ялтонский (1995). Ими установлено, что механизмы преодоления эмоционального стресса определяют развитие и формирование различных вариантов поведения, приводящих к адаптации, либо дезадаптации личности. Ими разработаны три теоретические модели копинг-поведения подростков (активного адаптивного функционального копинг-поведения, псеводадаптивного дисфункционального копинг-поведения, пассивного дисфункционального копинг-поведения).

Л.Г.Леонова и Н.Л.Бочкарева (1998) рассматривают совладающее поведение в рамках разработки программы профилактики аддиктивного поведения в подростковом и юношеском возрастах. Указывая на важность новообразований подросткового возраста, они предлагают определенный подход к формированию эффективного поведения подростков.

В исследовании Сиерральта З.Хорхе Бернардо (1997), посвященному особенностям психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте, были проанализированы копинг-стратегии, защитные механизмы, их связь с социальным и общим интеллектом и влияние этих переменных на выбор эффективных или неэффективных способов поведения в стрессовых ситуациях.

Е.А.Перепеч (1998) проведено исследование копинг-стратегий и личностно-средовых копинг-ресурсов, определяющих преодолевающее поведение в подростковом возрасте. Была выявлена связь стратегий поведения с самооценкой, интернальным локусом контроля и не подтвердилась связь эмпатии и аффиляции с конструктивыми стратегиями поведения.

И.П.Стрельцовой (2002) были изучены представления подростков и юношей (12 лет - 21 год) о трудных ситуациях и стратегиях совладающего поведения в них. Автором была прослежена динамика роста доли высказываний учащихся о стратегиях поведения в трудных жизненных ситуациях. Гендерные различия заключаются в том, что юноши, обращаясь за помощью, воспринимают ее как активную форму, помогающую решать возникшие трудности; девушки, напротив, воспринимают ее как форму подчинения и несамостоятельности.

M.Petrovsky and J.Birkimer (1991) исследовали возрастные закономерности развития психологического преодоления. Они опрашивали людей в возрасте от 17 до 42 лет и показали, что предпочтение реального решения проблемы при наличии внутреннего локуса контроля и снижения общего уровня невротической симптоматики является возрастным новообразованием и свидетельствует, с точки зрения авторов, о возрастании адаптированности человека по мере приобретения жизненного опыта.

В исследовании Е.В.Либиной (2003), посвященному анализу индивидуальных различий в стратегиях разрешения человеком (от 13 до 55 лет) сложных жизненных ситуаций, доказано, что по мере расширения индивидуального репертуара способов поведения в трудных жизненных ситуациях, соотношение совпадающих и защитных стратегий изменяется в сторону преобладания первых.

Лонгитюдное исследование развития взрослых «Grant study», приведенное Г.Крайг (2000), позволило установить, что некоторые виды своладающего поведения и защитные механизмы - особенно вытеснение, проекция и сублимация - являются ключевыми для достижения успеха в период взрослости.

Существуют разные точки зрения на успешность совладающего поведения в поздней взрослости. С точки зрения Гутманна, например, (Цит. по Г.Крайг, 2000, с. 871) умение справляться с проблемами регрессирует в старости, данные же Вэйлланта (см. там же) указывают на то, что с возрастом у людей вырабатываются более зрелые формы совладающего поведения. Также существуют предположения, что стили совладающего поведения у мужчин и женщин с возрастом изменяются по-разному. Мужчины переходят от активного стиля к пассивному, женщины, напротив, становятся более агрессивными, более практичными и властными.

В целом можно заключить, что до сих пор не существует в психологической науке единого взгляда на проблему изменения с возрастом стиля совладающего поведения, а также влияние не него половых и/или гендерных различий. Существуют многочисленные эмпирические данные, демонстрирующие противоречивую картину изменений или неизменности совладающего поведения.

 

Автор: Москвитина О.А.