25.01.2013 4111

Анализ основных характеристик мировоззрения

 

Валентность эмоциональной ориентации в мире представляет собой характеристику предпочтений ребенка в ориентации на благоприятные, или наоборот, неблагоприятные аспекты окружающего мира и себя самого. Разные авторы указывают на решающее влияние этой характеристики на целостное мировоззрение человека. Так в концепции Э.Эриксона эта характеристика выступает как «базовое доверие - базовое недоверие» к миру. Базовое доверие является основой оптимистического, конструктивного мировоззрения, а базовое недоверие является основой пессимизма (Э.Эриксон, 1996). Согласно представлениям Э. Фромма валентность эмоциональной ориентации в мире лежит в основе стремления человека к утверждению или наоборот отрицанию жизни (биофилия или некрофилия) (Э.Фромм, 1992). Автор утверждает, что валентность эмоциональной ориентации лежит в основе мировоззрения целых государств. Например, Э. Фромм аргументирует точку зрения, согласно которой ориентация на негативные аспекты окружающего мира (некрофилия) лежала в основе мировоззрения идеологов фашизма.

Е.Ю. Артемьева приводит экспериментальные подтверждения первичности эмоциональной оценки на всех уровнях образа мира, начиная от актов восприятия и заканчивая мировоззренческими убеждениями. Используя психосемантические и психофизиологические методы, Е.Ю. Артемьева показала, что знак эмоциональной ориентации (хороший - плохой)

является исходным пунктом, от которого начинается дифференциация предмета восприятия, а сенсорные характеристики (светлый - темный; большой - маленький; жесткий - мягкий) дифференцируются во вторую очередь. Те же самые закономерности были обнаружены в процессе формирования различных взглядов, убеждений, профессиональных знаний и т.д. Автор изучала актуальный процесс возникновения и закрепления образа мира. Данные, полученные в результате исследования, подтверждают, что валентность эмоциональной ориентации является базовой характеристикой мировоззрения взрослого человека, несмотря на его способность к отвлечению от эмоциональных процессов (Е.Ю.Артемьева, 1999).

Активность жизненной позиции является характеристикой способа миродействия и заключается в следующем: инициатором активного миродействия является сам ребенок, который стремится обустроить окружающий мир, а инициатором реактивного миродействия является внешнее окружение, при этом ребенок только реагирует.

Активность жизненной позиции выражается в переживании себя как действующего во внешнем мире или отвечающего на влияния внешнего мира. Л.С. Выготский утверждал, что миродействие по своей природе представляет собой недифференцированное единство действия ребенка и мира (Л.С.Выготский, 1982). Фактически источник миродействия имеет двойную природу со стороны внутреннего и внешнего мира. Это дает нам возможность осмыслить понятие «активность» в личностном и мировоззренческом контексте. Активность жизненной позиции говорит о переживании акцента в миродействии между внешним и внутренним миром. Инициатором активного миродействия является сам ребенок, который стремится обустроить окружающий мир. Инициатором реактивного миродействия ребенка является внешнее окружение, при этом ребенок только реагирует, акцент переживается на действии от мира к ребенку. Активность жизненной позиции лежит в основе двух фундаментальных сфер человеческой жизни: предметной деятельности - взаимодействии и диалогическом отношении. Во взаимодействии и предметной деятельности активность жизненной позиции представлена двумя крайними состояниями «я воздействую на мир» и «мир воздействует на меня». В диалогическом отношении активность жизненной позиции представляется так же двумя крайними состояниями: «Я призываю тебя, и Ты отвечаешь мне» и второе состояние «Ты призываешь меня, и Я отвечаю тебе» (М.М.Бахтин, М.Бубер). И во взаимодействии и в диалогическом отношении эти состояния присутствуют неразрывно. Однако, каждый человек имеет склонность переживать одно из них в большей степени. Конкретно - психологические подтверждения этому можно найти в исследованиях локуса контроля - с точки зрения взаимодействия с миром (Дж. Роттер) и в исследованиях первичных отношений взрослого и ребенка - с точки зрения диалогических отношений с миром (С.Ю.Мещерекова, Е.О.Смирнова). Эти исследования позволяют предположить, что активность - реактивность жизненной позиции определяет характер деятельности, отношений и мировоззрение человека.

Активность - реактивность жизненной позиции является личностным воплощением наиболее фундаментальных свойств психики (В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, С.Д.Смирнов и д.р.). Одновременно, как личностное новообразование, активность жизненной позиции является социально обусловленным свойством. Первая форма социального поведения ребенка - комплекс оживления имеет активную и реактивную функции в общении со взрослым, причем активная функция является ведущей. Хотя от активности комплекса оживления до активной жизненной позиции ребенок должен пройти долгий пути развития. Для нас важно установить, что активность-реактивность миродействия является первичной и стержневой характеристикой развития личности и мировоззрения. Многочисленные исследования указывают на то, что устанавливающийся в детстве акцент на активных или реактивных компонентах миродействия имеет тенденцию с возрастом укрепляться и переходить в форму устойчивых убеждений относительно самого себя и окружающего мира, т.е. становится мировоззрением. Так, например, с точки зрения Э. Эриксона, недостаток активности, инициативности на ранних стадиях развития, начиная с отрочества, может привести к таким вариантам мировоззрения как тоталитаризм, нигилизм, смешение ценностей. Э.Эриксон утверждает, что взгляды человека на естественное устройство природы, социальный порядок, идеологию и культуру во многом зависят от степени инициативности и активности, сформированной на ранних этапах онтогенеза под влиянием родительского воспитания (Э.Эриксон, 1996).

Другим подтверждением того, что активность жизненной позиции в детстве является предпосылкой мировоззрения взрослого человека, являются исследования локуса контроля. С нашей точки зрения локус контроля является частным когнитивным компонентом активности жизненной позиции взрослого человека. Согласно теории социального научения, локус контроля - это обобщенные ожидания человека относительно того, в какой степени подкрепления зависят от его собственного поведения (внутренний локус контроля), а в какой контролируются силами извне (внешний локус контроля). Локус контроля формируется в детстве под влиянием родительского воспитания (М.Зелигман, Дж. Роттер). Последовательное, теплое, внимательное воспитание создает предпосылки для формирования внутреннего локуса контроля. Люди, обладающие внутренним локусом контроля более активны, более склонны к индивидуалистическому и прагматическому мировоззрению, независимы в своих убеждениях (М.3елигман,1997). Убеждения, связанные с локусом контроля устойчивы, обобщенны, значительно влияют на поведение, т.е. носят явно мировоззренческий характер.

Непоследовательное, непредсказуемое, подавляющее воспитание порождает ощущение личной беспомощности и способствует формированию внешнего локуса контроля. Внешний локус контроля приводит к стойким убеждениям, характеризующимся как фатализм, склонность к подчинению авторитарной и тоталитарной власти. Мировоззрение людей с внешним локусом контроля строится на основе веры в случай или веры во всемогущего человека, который может спасти или уничтожить. В работах Э.Фромма так же встречается указание на связь активности жизненной позиции в детстве с особенностями взрослого мировоззрения (Э.Фромм, 1992). Так, различия в активности личности входят как компонент в основные структуры характера одновременно являющиеся, согласно Э. Фромму, типами мировоззрения: рецептивный, эксплуататорский, рыночный, продуктивный. Единственным по настоящему здоровым типом мировоззрения Э. Фромм считает продуктивный тип, в основе которого лежит высокая активность жизненной позиции в сочетании с положительной эмоциональной ориентацией.

Психологи экзистенциально - гуманистического направления (В. Франкл, Р.Мей, И.Ялом, Дж. Бьюдженталь) говорят о том, что взгляды на смысл жизни, смерть, свободу, существование в целом во многом зависят от активности жизненной позиции, которая формируется с раннего детства и до конца жизни.

Исследования отечественных авторов так же подтверждают, что активность жизненной позиции в детстве становится основой мировоззрения взрослого человека. Согласно представлениям М.И. Лисиной, мировоззрение ребенка берет свои истоки в общении со взрослым, важнейшей характеристикой которого является распределение активности между ребенком и взрослым (М.И.Лисина,1997).

Так, например, Б.С. Братусь описывает тип личности, характеризующийся, крайне, реактивной жизненной позицией, центрированностью на значимой группе (Б.С.Братусь, 1986). Автор напрямую связывает этот тип личности с такими типами мировоззрения, как радикальный коммунизм, национапизм и сепаратизм.

Обсуждая процесс формирования экологического мировоззрения, В.А. Ясвин пишет о том, что важнейшим фактором в этом процессе является характер ответа животных на личностную активность человека. Чем легче проинтерпретировать активность животного как ответ на активность человека, тем больше человек склонен к субъектно - этическому экологическому взгляду на взаимодействие с этим животным (С.Д.Дерябо, В.А.Ясвин, 1996).

Все выше изложенное дает нам основания изучать связь этого параметра мировоззрения с особенностями детско - родительских отношений.

На этом основании мы выделили валентность эмоциональной ориентации в мире и активность жизненной позиции как основные линии анализа предпочитаемого образа миродействия.

Валентность эмоциональной ориентации в мире и активность жизненной позиции, с нашей точки зрения являются базовыми характеристиками, отражающими связь внешнего и внутреннего мира, т.е. мировоззрения.

Эти базовые характеристики мировоззрения закладываются в дошкольном возрасте и являются тем фундаментом, на котором в дальнейшем строятся конкретные формы мировоззрения. В этой связи, особо важное значение имеет изучение педагогических условий формирования данных предпосылок мировоззрения в дошкольном возрасте.

 

Автор: Зиновьева М.В.