28.01.2013 18167

Основные подходы к изучению конфликта в отечественной и зарубежной психологии и педагогике

 

В данной статье подробно рассматривается идеология подхода к изучению конфликтной ситуации по К. Хорни, а также излагаются основные подходы к изучению конфликта, разработанные российскими учеными.

Центральным понятием теоретической схемы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако, в отличие от 3. Фрейда и К. Юнга, К. Хорни не считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что “неврозы вызываются культурными факторами - что, более точно, означает, неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях”. Под влиянием этого базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, которые, постепенно закрепляясь в его характере, становятся частью личности, приобретая характер потребностей.

Первоначально К.Хорни выделила 10 таких потребностей, названных ею невротическими в силу иррациональности подобного решения проблемы; среди них потребности власти, эксплуатации, престижа и др. Затем она сочла возможным объединить их в 3 группы, каждая из которых выражает “базисный антитюд в отношении других и себя и определенную философию жизни”.

Так появляются три основные тенденции личности - “движение к людям”, “движение против людей” и “движение от людей”. Эти три базисные ориентации характерны для любого человека, поскольку, по мнению К. Хорни, они вовсе не исключают друг друга. Однако невротическая личность, обладающая повышенной базисной тревожностью, следует какой- либо одной тенденции как доминирующей, подавляя или отрицая две другие, т.е. при переходе человека от одной ситуации к другой он использует тот путь, который является более эффективным для данной ситуации. Однако если используется исключительно одна схема, независимо от ситуации, это является признаком невроза.

Подобная направленность личности является весьма устойчивой; противоположные тенденции (например, чувство симпатии) разрушают целостность и незыблемость той картины мира, которую создал себе человек, поэтому он будет подавлять эти противоположные тенденции и, напротив, укреплять свойственные ему враждебные.

Таковы некоторые моменты теоретической концепции К. Хорни. Из них следует, что межличностные конфликты должно рассматривать как проявление внутриличностной тенденции движения “против людей”, которая может быть более или менее выраженной в зависимости от степени невротичности личности. Возникая как реакция на детерминированное средой чувство тревожности, эта ориентация личности стабилизируется и может стать доминирующей у отдельных людей.

Все человеческие отношения К. Хорни рассматривает через призму влияния интрапсихических процессов. Конечно, межличностное окружение способно влиять на интрапсихические процессы, однако возможности этого влияния ограниченны. Благоприятная окружающая среда может быть гарантией против формирования невротического характера, однако надежды на разрешение внутренних конфликтов с помощью изменения внешней среды были бы ошибочны. В полном соответствии с психоаналитической традицией, хотя и подновленной, К. Хорни считает, что ошибка, заключенная во всех этих экспектациях, лежит не в переоценивании важности человеческих отношений, но в переоценке силы интрапсихических факторов.

Среди первых работ привлекают внимание теоретические и экспериментальные исследования А. С. Залужным коллективных отношений детей различных возрастов в том числе преддошкольного и дошкольного (1928). Это зачатки первых социально-психологических исследований в нашей стране. А. С. Залужный дал классификацию социального взаимодействия и взаимоотношения детей и указал на существование трудностей в них, выделив четыре типа социального поведения: защит- но-негативистский, агрессивный, первично-социальный, коллективно-социальный.

Можно с полным основанием считать, что важнейшие методологические принципы Л.С.Выготского применительны к изучению трудновоспитуемых детей, работают и сейчас. Одна из главных идей, отстаивавшихся Л. С. Выготским, заключается в том, что особенности трудного ребенка надо рассматривать не в статике, как сумму его “дефектов”, его недочетов, а в динамике.

Однако, интересующая нас проблема не стала предметом специального исследования А. И. Аржановой. Наряду с вопросами дружбы и товарищества у дошкольников, она изучала некоторые трудности в отношении детей, и в первую очередь явление детской замкнутости, в основе которой, по мнению А. И. Аржановой, лежат глубокие нарушения процесса общения.

Помимо общих причин замкнутости, А. И. Аржанова сделала попытку определить и частные. К ним она относит: неблагоприятные условия воспитания в семье (запугивание и наказание, замкнутость и необщительность родителей и т.п.); различные психические травмы (потеря родителей, большой испуг при несчастном случае и т.п.); насмешки со стороны окружающих по поводу имеющихся у ребенка физических недостатков и, наконец, недостатки воспитания в детском саду.

В 1970-е гг. значительно возрастает интерес к проблемам детских конфликтов, трудного поведения, негативизма. Прежде всего, это исследования Е. Д. Беловой (1970,1974, 1978), А. Н. Белкина (1974), В. П. Ивановой (1975), Т. Н. Счастной (1979) и других, проведенных с дошкольниками. Изучая явления негативизма (капризы, упрямство и пр.) у старших дошкольников, Е. Д. Белова в качестве основных, главных его причин выдвигает нарушение взаимоотношений в семье, ошибки домашнего воспитания. Акцент, таким образом, делается на отношении “взрослый - ребенок”.

Необходимость изучения контактов ребенка со сверстниками подчеркивает М. И. Лисина, многие годы посвятившая исследованию общения ребенка со взрослыми. “Чем дальше продвигалось исследование, - пишет она, - тем яснее становилось, что формирование социального поведения и личности ребенка нельзя понять, если ограничиться изучением контактов детей только со взрослыми. Большое и все увеличивающееся с возрастом место в жизни ребенка занимает также его общение с другими детьми” (1980, с. 3).

Предварительные исследования психологов школы М.И.Лисиной показали, что независимо от того, что послужило причиной психологического конфликта (какого рода искажения ведущей деятельности), он может захватывать и разные сферы детских отношений, и саму личность ребенка. Соответственно были дифференцированы варианты конфликтов: в деловых и межличностных отношениях детей. Кроме того, был выделен внутриличностный конфликт. Авторы предположили также, что в психологическом конфликте возможны 2 этапа: неосознанный (потенциальный) и осознанный (реальный). Первому этапу соответствует скрытый характер конфликта, тогда как второму - открытый, и, наконец, могут существовать скрытые от наблюдения конфликты. Специфика рассматриваемых конфликтов привела к необходимости уточнения самого понятия внутреннего психологического конфликта прежде всего по той причине, что до сих пор не существует какого-либо дифференцированного подхода к детским конфликтам. И в педагогической, и в психологической литературе применительно к дошкольному возрасту понятия внутреннего и внешнего конфликтов четко не разграничены. В работах М. И Лисиной, А. А. Рояк отмечается, что у ребенка до 7 лет сменяется четыре формы общения со взрослыми: ситуативно-личностная, ситуативно-деловая, внеситуативно-познавательная и внеситуативно-личностная. Под формой общения имеется в виду коммуникативная деятельность на определенном этапе ее развития, характеризуемая несколькими параметрами. Такими параметрами считают:

- время возникновения данной формы общения;

- место, которое она занимает в жизни ребенка;

- главное содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения;

- ведущие мотивы, побуждающие малыша к общению со взрослыми;

- основные средства общения, с помощью которых осуществляются коммуникации с другими людьми.

В младшем дошкольном возрасте возникает внеситуативно-познавательная форма общения. Она включена в совместную со взрослым деятельность, но уже не в практическую, а познавательную. Развитие любознательности, совершенствование способов ее удовлетворения побуждают ребенка ставить все более сложные вопросы.

Но решить подобные проблемы самостоятельно он не может. Путь к пониманию явлений, сложных проблем - общение со взрослыми. Ведущим становится познавательный мотив. А взрослый теперь выступает в новом качестве - как эрудит, “энциклопедист”, способный ответить на любой вопрос, сообщить необходимую информацию. Сотрудничество приобретает внеситуативный-теоретический “характер”, поскольку обсуждаются проблемы, не обязательно связанные с данной ситуацией. У дошкольников возникает потребность в уважении взрослого, что и определяет повышенную обидчивость детей и их чувствительность к оценкам старших. Дошкольники добиваются уважения, обсуждая важные, серьезные проблемы познавательного характера. Основным коммуникативным средством становится речь, которая обеспечивает внеситуативность общения и позволяет передать и получить максимально содержательную информацию.

К концу дошкольного возраста появляется высшая форма общения со взрослыми - внеситуативно-личностная. Она аналогична ситуативно-личностной, но в отличие от последней - внеситуативна, что определяет коренное различие в возможности, природе контактов со старшими и их влияние на психическое развитие детей.

Главным мотивом общения становится личностный. Взрослый выступает перед дошкольником в полноте своих особенностей, дарований, жизненного опыта. Он не просто индивидуальность, а конкретное историческое социальное лицо, член общества. Он получает в глазах ребенка собственное независимое существование. Поэтому для дошкольника приобретают значение такие детали жизни взрослых, которые их не касаются, но позволяют воссоздать полный образ данного человека.

В разговорах преобладают темы не о животных, природе и предметах, а о жизни, работе взрослых, их взаимоотношениях. Общение имеет “теоретический” характер и включено в познавательную деятельность. Ребенок сосредоточен на социальном окружении, на “мире людей”, а не предметов. Возникает потребность не просто в доброжелательном внимании, а во взаимопонимании и сопереживании. Детям важно знать, как нужно делать, как поступать правильно. Они соглашаются исправить ошибки, изменить свою точку зрения или отношение к обсуждаемым вопросам, чтобы достичь единства мнений со взрослым. Совпадение своей позиции с позицией взрослого выступает для ребенка доказательством ее правильности.

Проблему внутриличностного конфликта активно разрабатывал В. И. Захаров, считая, что конфликтная ситуация является психической презентацией назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми. Конфликт перерастает в невроз, если переживание этого конфликта начинает занимать центральное место в системе отношений личности.

Симптомы детского неблагополучия выявлялись В. И. Захаровым с: помощью: а) методики одномоментных срезов структуры групп; б) методики хронометрированных наблюдений; в) социометрической методики (дошкольный вариант); г) оценочной методики; д) методики исследования уровня притязаний; е) анкетирования.

По мнению Н. Д. Левитова, конфликт - это внутренняя борьба, когда человек напряженно размышляет, сопоставляет разные мотивы, он борется сам с собой. Эта внутренняя борьба всегда отражает внешние, объективно данные противоречия, конфликты. Каждый конфликт рассматривается автором как внешний и внутренний одновременно.

Внешний конфликт понимается в том смысле, что он определяется объективными внешними причинами, внутренний конфликт - это переживание внутреннего разлада, внутренняя борьба.

Таким образом, в зарубежной и отечественной литературе психологический конфликт описывается как состояние личности, возникающее вследствие противоречий или столкновения различных личностных образований.

Мы не ставим своей целью рассмотреть подробно внутриличностный конфликт. Но хотелось бы заметить, что межличностные конфликты часто являются проявлениями в поведении человека его внутриличностного конфликта или изменением его внутренней позиции и роли.

Понятие конфликта необходимо также рассматривать в связи с понятиями взаимоотношения и взаимодействия людей, так как существует неразрывная связь между триадой понятий - общение, взаимодействие, взаимоотношения.

Я.Я. Коломинский определяет общение как информационное и предметное взаимодействие, в процессе которого реализуются, проявляются и формируются межличностные взаимоотношения В процессе взаимодействия между людьми вырабатываются навыки общения, формируются отношения как положительные, так и отрицательные. Такое же понимание социально-психологического конфликта прослеживается в работах В.Д. Парыгина, рассматривающего конфликт как одну из возможных форм взаимодействия людей в процессе общения. Е.А. Орлова считает, что система взаимодействия людей, подобно любой другой системе, характеризуется, в частности, набором объективно свойственных ей состояний. Одним из таких состояний межличностного взаимодействия является конфликтное состояние.

В настоящее время в отечественной психологической науке заметно возрос интерес к проблемам межличностных конфликтов; идет интенсивное накопление эмпирических данных, на основании которых формируется понятийный аппарат исследуемого явления. Мы согласны здесь с выводами Н. В. Гришиной о том, что исследования межличностных конфликтов в отечественной психологии ведутся по следующим основным направлениям:

- изучение реальных конфликтных ситуаций в естественных условиях человеческого общения;

- исследование взаимодействия и взаимоотношений людей в системе лабораторно созданного экспериментального конфликта;

- анализ некоторых специфических видов взаимодействия людей, которые можно рассматривать как конфликтное взаимодействие;

- изучение конфликтов с помощью методов математического моделирования;

- работы, посвященные развитию теоретической концепции межличностных конфликтов.

На основании результатов, полученных в исследованиях, ведущихся по всем вышеперечисленным направлениям, происходит оформление понятийного аппарата концепции межличностных конфликтов в отечественной психологии.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей сходится в определении межличностного конфликта, понимая его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению какой-либо цели.

А.А. Ершов расширяет и углубляет такое понимание и отмечает, что межличностный конфликт означает столкновение личностей ввиду несовместимости их потребностей, мотивов, целей, установок, взглядов, поведения в процессе и в результате общения этих личностей, что сам по себе конфликт всегда осознан, но его мотивы для субъекта не всегда ясны и осознаны.

К. А. Абульханова-Славская подходит к определению конфликта с нескольких позиций. С инструментальной точки зрения конфликт выступает как одно из средств самоутверждения, преодоления отрицаемых личностью тенденций. Конфликт можно понимать и как процесс: в этом случае он представляет собой ситуацию ненайденного выхода, развития действий на пути поиска средств стабилизации отношений. В тактическом плане конфликт - одно из крайних средств регулирования межличностных отношений. С таким подходом можно согласиться, так как социально-психологический конфликт, как и любой предмет познания, можно определять с разных сторон.

Отмеченные аспекты конфликта необходимы, но не достаточны. В понятии конфликта должны отражаться сущностные черты изучаемого явления, а не отдельные его грани или стороны.

Принципиально важное определение межличностного конфликта через противоречие мы находим у А. Г. Ковалева, который считает, что конфликт - это противоречие, возникающее между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Однако, по мнению автора, не всякое противоречие можно назвать конфликтом. Противоречия приводят к конфликтам тогда, когда они затрагивают социальный статус группы или личности, материальные или духовные интересы людей, их престиж, моральное достоинство личности. Межличностные конфликты вызывают размышления, необходимость определения оценок своего поведения и поведения оппонента, негативные эмоции. Отсюда следует определить конфликт как такое противоречие между людьми, которое характеризуется противоборством. Здесь важно подчеркнуть, что конфликт определяется как действие, развернутое во времени. Указав на это существенное свойство конфликта, автор, однако, не раскрыл, не развил его должным образом.   

Анализируя структуру конфликта, Л.А. Петровская выделяет следующие основные понятия: стороны (участники) конфликта, условия протекания конфликта, образы конфликтной ситуации, возможные действия участников конфликта, исходы конфликтных действий. Участниками или сторонами межличностного конфликта могут являться личности или группы людей. В связи с этим возможны конфликты типа: личность-личность, личность-группа и группа-группа. Характеристики участников конфликта существенно влияют на его возникновение и развитие. Кроме того, помимо характеристик участников, конфликт существенно зависит от социально-психологической среды, представленной различными социальными группами с их специфичной структурой, динамикой, нормами, ценностями и т. д.; без учета влияния этого параметра невозможно понять содержательную сторону конфликта.

Как указывает Н.И. Шевандрин, условия протекания конфликта могут быть пространственно-временными, социально-психологическими и социальными.

Таким образом, анализируя любой межличностный конфликт, необходимо в первую очередь исходить из характеристик социальной среды, в которой он произошел, и особенностей его участников. Именно эти параметры определяют конфликтное поведение сторон.

В целом, можно сделать вывод, что к настоящему времени в психологии пока не сложилось общепризнанного понимания конфликта и, в частности, межличностного. Значительная часть психологов (С. В. Ковалев (1988), А. Я. Лукьян (1986), В. Ф. Франки (1990) P. X. Шакуров (1988) и др.) рассматривает его как противоречие. Ряд других психологов рассматривают его как столкновение или противодействие (В. М. Афонькова (1979), А. Н. Алексеева (1983), П. В. Симонов (1987), К. Флейк-Хобсон (1993) и др.).

Но несомненно одно: эти подходы не противоречат друг другу, а, наоборот, дополняют общую картину рассматриваемой проблемы конфликта, так как везде сохраняется родовой признак этого явления - резкое обострение противоречия, столкновение противоречивых тенденций. Однако, если в социальном конфликте носителем этого противоречия являются макроструктуры, а в психологическом - личность, то социально-психологический конфликт представляет собой противоречие, существующее между непосредственно общающимися людьми.

Рассматривая межличностный конфликт с точки зрения школы В. С. Мерлина - Б. А. Вяткина (1964; 1995), мы определяем его как крайний случай обострения противоречия, возникающего в процессе непосредственного взаимодействия и обусловленного противоположно выбранными целями, действиями и операциями, детерминированными разноуровневыми компонентами интегральной индивидуальности.

 

Автор: Ревенко Н.В.