28.01.2013 12511

Виды конфликтов и основные детерминанты их возникновения

 

В психологии принято различать следующие виды конфликтов (Г. М. Андреева, 1996):

- производственно-деловой,

- межличностный,

- межгрупповой и его разновидности,

- группа внутриличностных конфликтов.

Производственно-деловой конфликт - это проблемная ситуация, возникающая на производстве из-за нарушения технологического режима и появления брака в работе (А.А. Ершов, 1973; Джеймс М., 1993 и др.).

Межличностный конфликт - проблемно-конфликтная ситуация, в которой люди либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, которая может быть достигнута только одной из конфликтующих групп, сторон.

Межгрупповой конфликт - это конфликт, в котором в качестве конфликтующих сторон выступают социальные группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу. Разновидности межгруппового конфликта представляют:

а) ролевой конфликт - ситуация, в которой от человека требуется одновременное исполнение двух или более несовместимых ролей, типов поведения;

б) моно- и поликаузальный конфликты (от лат. causa - причина) имеют в своей основе, соответственно, одну или несколько причин.

Как правило, межличностные и производственные конфликты имеют несколько причин, даже прослеживается своеобразная причинная иерархия.

Внутриличностные конфликты возникают при столкновении противоположных мотивов, потребностей, интересов у одного и того же человека.

В их основе лежит негативное психологическое состояние конфликтной личности: внутренние переживания, обиды и разочарования. Люди, склонные к бурным внутриличностным переживаниям, характеризуются импульсивностью, завышенным уровнем притязаний и критичности к поступкам окружающих, низкой самокритичностью.

К. Левин различает следующие разновидности внутриличностных конфликтов:

а) приближение-приближение - ситуация, в которой от человека требуется сделать выбор между двумя привлекательными альтернативами;

б) приближение-удаление - ситуация, в которой выбор связан с присутствием в объекте равных положительных и отрицательных сторон;

в) удаление-удаление - отрицательные субъективные установки.

В зарубежной психологии поиски индивидуальных психологических детерминант возникновения конфликта обусловлены фактором принадлежности автора к тому или иному научному направлению в психологии.

Э. Берн с позиций трансактного анализа пытается изучить и объяснить механизм конфликтов, возникающих в процессе общения людей. Автор считает, что у каждого человека существует определенный набор поведенческих схем, который соотносится с определенным состоянием его сознания. Другому психическому состоянию, часто несовместимому с первым, соответствует другой набор схем.

Таким образом, существуют различные состояния “Я”, определяемые системой чувств и набором согласованных поведенческих схем. Эти состояния нельзя назвать ролями, так как они являются психологической реальностью. Проявлением этих состояний являются следующие вводимые Э. Берном категории: Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре).

Единицей общения, по терминологии автора, является трансакция. Если человек, находясь в группе, покажет каким-либо путем свою осведомленность о присутствии другого, это будет трансакционным стимулом (С). Ответ на С называется трансакционной реакцией (Рк).

Трансакция = С + Рк.

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Если трансакции пересекутся, процесс общения прерывается, и это состояние будет соответствовать конфликту. Таким образом, конфликтная ситуация заложена в самой структуре взаимодействующих личностей. Когда встречаются два человека, во взаимодействие включаются шесть состояний “Я”. Важно понять, какое из состояний во время этой встречи активизировано и как они взаимодействуют. Основой конфликта являются различные состояния, а “провокацией” конфликта - пересекающиеся трансакции.

Трансакционный анализ конфликта важен потому, что конфликты, порождаемые в сфере общения, не имеют материализованного объекта, и потому причина конфликта обычно не осознается и конфликт сразу переносится в эмоциональную сферу, общение прерывается и становится невозможным.

Понятие конфликта и поиск источников его возникновения занимает одно из существенных мест в общей ролевой концепции, использующей свое специфическое понятие ролевого конфликта. Термин “ролевой конфликт” используется различными специалистами неоднозначно и применяется:

1. для описания внешней ситуации несовместимых экспектаций, в которой оказывается человек;

2. для описания ситуаций воспринимаемых человеком несовместимых экспектаций:

3. для описания состояний дискомфорта человека, возникающего в такого рода случаях.

Потенциальная возможность возникновения ролевых конфликтов содержится во множественности ролей человека и в неоднозначности их понимания.

Ролевая теория значительно отличается от других направлений в конфликтологии своей реалистичностью и возможностью перевода ее оси понятий на операциональный уровень, благодаря чему она стала основой эмпирических исследований, в том числе и в отечественной психологии (М. М. Рыбакова, А. Г. Ковалев, А. А. Ершов и др.).

В конце 80-х годов Л. А. Петровская, Е. А. Донченко, Т. А. Титаренко признают объективную обусловленность конфликтных ситуаций. Но объективные условия создают лишь потенциальную возможность возникновения конфликта, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными условиями.

Н.В. Гришина полагает, что субъективные факторы проявляются в том, что одна и та же ситуация различно воспринимается разными индивидами - как побуждающая и не побуждающая к вступлению в конфликт. С другой стороны, одна и та же ситуация одним и тем же индивидом различно оценивается с точки зрения ее значимости в данный момент.

Таким образом, необходимо отметить, что субъективная сторона возникновения конфликтных ситуаций связана с возникновением у индивидов предрасположенности к конфликтному поведению в определенной ситуации межличностного общения. Так, Ф. М. Бородкин и Н. М. Коряк считают, что существуют ситуативно и перманентно конфликтные личности. Для первой разновидности людей конфликтность - не свойство характера, а следствие конфликтной ситуации. Их готовность в отдельных случаях идти на конфликт вызывается отсутствием иного выхода в самой ситуации. Вторая разновидность людей - индивиды, для которых конфликтность - постоянное свойство их поведения, вытекающее из особенностей характера.

Анализ предрасположенности людей к тому или иному типу поведения является чрезвычайно сложной задачей, ибо, как подчеркивает В. А. Ядов, эти состояния предрасположенности аккумулируют и природные задатки индивида, и его социальный опыт, являясь своего рода итогом всего жизненного опыта человека (по В. Д. Парыгину, 1982).

Психологическими причинами конфликтных ситуаций могут быть специфические свойства характера, а порой даже и психопатологические особенности отдельных членов семьи.

Среди субъективных факторов необходимо выделить эмоциональное состояние человека. Это тот фон, который сопровождает взаимодействие участников ситуации. Вслед за И. Д. Левитовым (1964), который различает среди психических состояний личности и ситуативные, А. А. Ершов при классификации субъективных факторов разделяет их на имеющие ситуативную и характерологическую основу: к первым относится психическое состояние человека, ко вторым - устойчивые качества личности, предрасполагающие к трудностям межличностного общения.

Возникновение эмоционального напряжения и соответствующих эмоциональных реакций ведет к интенсификации борьбы, увеличивает сшибки восприятия. Такой процесс дестабилизации конфликта в западной литературе получил название “эскалации конфликта”. А в исследовании Ф. Акоффа и Ф. Эттери отмечается, что эмоциональная включенность в конфликт способствует более адекватному его разрешению, если переживаемые негативные эмоции не переносятся (как отреагированные) на партнера (стимулятора конфликта). В этом случае эмоциональные компоненты выполняют позитивную роль в активизации и мобилизации ресурсных возможностей личности.

Важным в связи с этим представляется обращение Н. Н. Обозова (1975), В. Д. Иванова (1991) и др. при рассмотрении конфликтного поведения к волевому саморегулированию. В зависимости от его сложности авторами выделяются разные уровни волевой саморегуляции: простой, сложный и особо значимый. В результате конфликтное взаимодействие представляется как рациональный, эмоциональный и волевой процессы. Волевой процесс, пожалуй, является наименее разработанным в отечественных исследованиях по конфликтам.

Как уже подчеркивалось нами, осознание личностью ситуации как конфликтной является необходимым условием возникновения конфликта. В связи с этим исключительное место среди особенностей личности занимает индивидуальный порог эмоциональной сензитивности-толерантности. В свое время еще Б. Г. Ананьев, подчеркивая влияние социальных факторов на толерантность, писал: “Выносливость по отношению к фру страторам, отсутствие тяжких и длительных страданий при их действии - в общем - толерантность, - зависит не только от силы нервных процессов индивида, но и от наличия поддержки, моральной помощи, соучастия других людей, солидарности группы”. В соответствии с этим, проявление толерантности будет в значительной степени корректироваться особенностями конкретной ситуации возникновения межличностного конфликта, положением человека в группе и может быть той формулой поведения, которая, наряду с другими, должна препятствовать эскалации конфликта.

Л. А. Петровская в своих исследованиях центральное место уделяет процессу построения образа конфликтной ситуации, поскольку именно восприятие, понимание реальности как конфликтной, порождает конфликтное поведение. Образы конфликтной ситуации, в обычном случае являющиеся результатом осмысления реально сложившегося объективного противоречия интересов, обнаруживают, по мнению Л.А. Петровской, наиболее существенный срез конфликта как объекта психологического анализа.

Необходимость изучения того, какую роль в регуляции конфликтного поведения играет восприятие ситуации противостоящими сторонами, не подлежит сомнению. Однако положение автора о том, что “именно идеальные картины конфликтных ситуаций, а не сама реальность является непосредственной детерминантой конфликтного поведения участников” не представляется столь очевидным и заслуживает более детального рассмотрения.

Е. В. Шорохова отмечает, что в процессе анализа конфликта можно выделить по крайней мере три направления, каждое из которых будет определять специфику развития отношений между участниками конфликтной ситуации. Во-первых, это - уход от ситуации, во-вторых, - отношения “переговоров” или торга, в-третьих - конфликтные отношения, связанные с борьбой, конфронтацией сторон, со стремлением непременно получить максимум желаемого (по Г. А. Андреевой, 1996).

На наш взгляд, именно принятие решения, а не осознание конфликта, как такового, является стимулом к конфликтному поведению. Как считает X. Штольц, существует определенный «порог конфликтности», своеобразный конфликтный эталон, соответствие ситуации которому побуждает человека «дать бой», а несоответствие - уклониться от него.

Наличие всех перечисленных выше субъективных факторов не предполагает, что взаимодействие людей будет развиваться по какой-то единой схеме. На этой стадии человек принимает решение относительно той или иной стратегической линии поведения в конфликте, которая определяет ход взаимодействия его участников. Наиболее часто выделяются следующие стратегии конфликтного поведения (В. И. Журавлев, 1995):

- соперничающая - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения;

- проблемно-решающая {кооперативная) - поиск решения, которое удовлетворяло бы обе стороны;

- уступающая - понижение своих стремлений, в результате чего исход конфликта становится менее приятным, чем хотелось бы;

- избегающая - уход из ситуации конфликта (физический или психологический);

- бездействие {приспособление) - нахождение в ситуации конфликта без всяких действий по его разрешению.

Выбор стратегии поведения в конфликте определяется многими факторами ситуации.

Важнейшей детерминантой такого рода является ориентированность участников конфликта на свои или чужие интересы. От того, заинтересованы ли участники лишь в собственной выгоде, либо они учитывают и интересы другой стороны, зависит и тип предпочитаемой стратегии. В результате их поведение может быть описано с помощью двух независимых параметров:

1. настойчивости - определяемой как направленность на удовлетворение своих собственных интересов;

2. кооперативности - учет в поведении интересов другой стороны.

Основываясь на указанных представлениях, можно прогнозировать будущее поведение участников конфронтации, исходя из оценки и ориентированности на свои или на чужие интересы.

Важным фактором, влияющим на выбор стратегии, является оценка ’ участниками конфликта успешности применения выбранной стратегии для достижения собственных целей и ее “цены”. Оценка осуществимости стратегии позволяет произвести адекватный ее выбор.

Некоторые исследователи считают, что выбираемая стратегия - это относительно стабильный аспект личности, то есть существуют индивиды, демонстрирующие в конфликте только кооперативную или соперничающую стратегию (Г. М. Андреева, 1996). Однако данные, полученные в ряде исследований, заставляют усомниться в таком понимании. Показано, что социальное поведение человека зависит от ситуации и может значительно меняться (М. М. Рыбакова, 1991).

Одним из факторов, которые могут оказывать влияние на выбор стратегии в условиях конфликтного взаимодействия, являются личностные характеристики субъекта. Вместе с тем, четко сопоставить соотносительную роль ситуативных и личностных факторов в детерминации конфликтного поведения материалы исследований не позволяют.

На основании достаточно полного обзора литературы по данному вопросу и в результате собственных наблюдений Г. М. Андреева (1996) приходит к единственному выводу: если ситуация проста и не содержит угрозы, большую роль в ней играют личностные переменные, причем в сложных и стрессовых ситуациях обычно превалируют ситуационные факторы.

Таким образом, завершая анализ психологической литературы, рассматривающей субъективные детерминанты возникновения конфликта, мы считаем целесообразным выделение следующих положений.

1. Важным моментом в понимании социально-психологического конфликта в настоящее время служит положение об объективно-субъективном характере возникновения социальных явлений.

2. Основными детерминантами межличностных конфликтов являются социальная сфера, в которой взаимодействуют участники конфликта, и их индивидуально-психологические особенности.

Среди публикаций теоретического и эмпирического плана можно выделить направления, где изучаются мотивы и цели, преследуемые в конфликте (Л. Я. Гозман (1987), М. Л. Гомелаури (1964), В. А. Савонько (1994) и др.); познавательные процессы в конфликте (А. Н. Алексеева (1983), С.В. Ковалев (1987), Н. В. Крогиус (1976), А. С. Спиваковская (1981; 1988) и др.); эмоциональные состояния противоборствующих сторон (В. Г. Асеев, Л. А. Китаев (1983), и др.). Другие авторы в качестве детерминанты возникновения конфликта рассматривают отдельные аспекты личности: самооценку (А. Н. Алексеева. 1983), направленность (В. С. Мерлин, 1964) и др.

В современную эпоху быстрых социальных изменений, заставляющих личность постоянно перестраивать сложившиеся жизненные отношения и преобразовывать себя, проблемы становления оптимально интегрированной творческой личности выдвигаются на первый план. Интегрированность означает не только усиление взаимосвязей между структурными образующими психологической организации личности - эти взаимосвязи становятся более гибкими, подвижными, динамичными. Интегрированность, в итоге, во многом определяет гибкость поведения личности, ее адаптивные возможности. Конфликтная ситуация, с нашей точки зрения, как раз и выявляет степень свободы реагирования человека, которая отражает весь характер связей индивидуальности.

Таким образом, теория интегрального исследования индивидуальности наиболее полно отвечает целям нашего исследования и открывает новые возможности изучения проблемы межличностного конфликта.

 

Автор: Ревенко Н.В.