28.01.2013 2467

Психологические, медицинские и педагогические особенности конфликтов дошкольников в семье

 

В условиях современного общества происходит постепенный переход к такой форме семьи, которая интегрирует интересы отдельной личности и общества в целом и основана на любви и взаимопомощи супругов, родителей и детей. Этот процесс идет отнюдь не безболезненно, так как суть его определяется противоречиями между общественными и индивидуальными потребностями и функциями.

В жизнедеятельности современной семьи первостепенное значение приобретают функции, связанные с общением, взаимопомощью, эмоциональными отношениями супругов, родителей и детей. Создание условий для всестороннего развития личности, эмоциональная поддержка престарелых родителей, гармоническое воспитание детей, основанное на любви и доверии между родителями и детьми - таковы основные требования, предъявляемые к семье. Понятийный аппарат социологии семьи выделяет следующие аспекты брачно-семейных отношений:

- условия жизни семьи;

- структура семьи;

- функции семьи;

- образ мыслей семьи (семейная идеология);

- успешность функционирования семьи;

- этапы жизненного цикла семьи.

Под функциями семьи понимается способ проявления активности, жизнедеятельности семьи и ее членов.

Можно выделить функции общества по отношению к семье, семьи по отношению к обществу, семьи по отношению к личности и личности по отношению к семье. В связи с этим функции семьи можно рассматривать как общественные (по отношению к обществу) и индивидуальные (по отношению к личности). Функции семьи тесно связаны с потребностями общества в институте семьи и с потребностями личности в принадлежности к семейной группе.

Функции семьи глубоко историчны, тесно связаны с социально- экономическими условиями жизнедеятельности общества, поэтому с течением времени меняется как характер функций, так и их иерархия. Анализ литературы позволил выделить основные функции современной семьи, которые представлены основными сферами ее жизнедеятельности.

В отношениях родителей и детей есть сложная и парадоксальная проблема. Сложность ее в скрытом, интимном характере человеческих отношений, щепетильности “внешнего” проникновения в них. А парадоксальность в том, что родители обычно ее не замечают.

Духовные контакты в семье не могут возникнуть в результате одних лишь платонических пожеланий и стремлений родителей. Для этого нужно создать психолого-педагогические предпосылки.

Первая и самая главная из них - разумная организация семьи. Другие предпосылки - общие перспективы семьи, совместная деятельность, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи. Совместные решения, общие интересы и увлечения служат благодатной почвой для произрастания и развития ростков внутренних взаимоотношений родителей и детей.

В коллективной жизни семьи можно наиболее успешно создавать обстоятельства воспитательного процесса, подкрепляющие словесные требования.

Дети ожидают от родителей глубинного, пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Типы отношений возникают постепенно. Родители же обращаются к психологу, как правило по поводу возникшей “вчера”, “неделю назад” тревожной, конфликтной ситуации. То есть, они видели не процесс развития отношений, не их последовательность и логику, а, как им кажется, внезапный, необъяснимый, удивительный случай.

Конфликт в отношениях родителей и детей крайне редко возникает случайно и внезапно. Сама природа позаботилась о взаимной привязанности родителей и детей, выдав им своеобразный аванс в чувстве любви, потребности в друг друге. Но как родители и дети распоряжаются этим даром - в этом и состоит проблема их общения и отношений.

Конфликт - жесткое столкновение, эмоциональная агрессия, болевой синдром отношений. А боль в организме, как известно, - “беспокойный сторож”, сигнал бедствия, физиологический крик о помощи. Она возникает в ходе развития заболевания.

За последние годы чрезвычайно вырос интерес к проблеме разрешения конфликтов в семье (Бородкин Ф. М, Коряк Н. М., 1989; Бютнер К., 1951 и др.).

Разногласия в отношениях родителей и детей, оценках, приоритетах, стилях жизни, приводят к конфликтам, которые травмируют тех, кого мы любим, к различным психологическим заболеваниям; в здоровых же семьях родители и дети связаны естественными повседневными контактами.

Результаты исследований показали, что основная часть конфликтов между детьми и родителями носит нравственно-педагогический характер и объясняется низким уровнем общей и педагогической культуры родителей, недостатками и ошибками семейного воспитания, непониманием возрастных и психологических особенностей ребенка, отсутствием умения общаться с постоянно изменяющимся ребенком.

Выделяют три зоны конфликта, охватывающих сферы жизнедеятельности дошкольника: семья, коллектив сверстников, детский сад.

Зоны конфликтов выявляются в процессе беседы с родителями ребенка, с ним самим.

Конфликты в семье - разногласия между членами семьи, в основе которых лежит несовместимость их взглядов, интересов, потребностей. Основными источниками возникновения конфликтов являются (Д. Варга, 1980):

1. расхождение представлений супругов о значимости ведущих семейных ценностей;

2. низкий уровень этико-психологической культуры супругов;

3. неуважительное отношение к женщине;

4. потребительское отношение к семье;

5. неумение преодолевать возникающие трудности и противоречия;

6. по пустякам.

Допченко Е.А., Титаренко Г.А. (1982) выделяют следующие типичные варианты конфликтов:

1. принуждение - волевое поведение, которое устраивает инициатора конфликта;

2. конфронтация - никто не принимает во внимание позицию другого;

3. уход от разрешения противоречия - в целом это неправильно, но положительно, так как есть время для обдумывания разрешения конфликта;

4. сглаживание;

5. компромисс - самый удобный вариант.

Длительно протекающие конфликтные ситуации в семье могут привести к психическому неблагополучию детей дошкольного возраста. Этому способствуют:

1. Неосознанные установки у родителей, которые проявляются в ориентации:

а) на всегда послушного ребенка;

б) на превосходство своего ребенка над другими;

в) на ускорение развития ребенка.

2. Недостаток знаний в области медицины, педагогики, психологии.

3. Ошибки, систематически допускаемые родителями в воспитании детей.

4. Занятость родителей.

Кроме перечисленных факторов негативного влияния на психическое благополучие детей, следует отметить, что развитию неблагополучия способствует также физическое нездоровье ребенка, особенности его личности и характера.

Позиция родителей по отношению к ребенку, стиль воспитания отражают стиль взаимоотношений родителя с ребенком.

По мере удаления от полюса теплых взаимоотношений нарастает зона “психического неблагополучия”. Влияние позиций родителей на способ поведения и развития ребенка прослежены В.И. Гарбузовым, 1990.

Приведенные данные показывают, что ребенок, вырастая без доказательств родительской любви, не имеет самоуважения и теплых отношений с другими людьми (Н.В. Ревенко, 1995; 1997).

 

Автор: Ревенко Н.В.