28.01.2013 2810

Семья как фактор становления личности и психологических проблем дошкольника

 

Современный этап жизни российского общества обострил проблемы отношений родителей и детей, что обусловило необходимость обеспечения оптимальных условий для нормального психического развития детей дошкольного возраста. Чрезвычайно возрастает роль взаимоотношений детей дошкольного возраста с родителями, являющимися носителями социальных ценностей и образцов поведения.

Известно, что нарушение внутрисемейных отношений патогенно влияет на развитие личности ребенка. При этом одной из основных причин, способствующих формированию психопатологических черт личности, обычно бывает неправильное воспитание, неверные позиции отца и матери.

Так, одна из наиболее часто встречающихся проблем, с которой обращаются к психологу - это нарушение взаимоотношений между родителями и детьми, причем большая часть клиентов - родители детей дошкольного возраста.

Для восстановления нормальных взаимоотношений в семье необходимо комплексное изучения условий, включающих особенности возраста, тип родительского отношения, характер социокультурной среды, которые влияют на причины возникновения конфликтов.

В отношениях родителей и детей есть сложные парадоксальные проблемы. Сложность их обусловлена скрытым, интимным характером отношений между близкими людьми, щепетильностью “внешнего” проникновения в эти отношения. А парадоксальность состоит в том, что, при всей важности таких проблем, родители, педагоги, воспитатели обычно их не замечают, ибо не имеют необходимой для их разрешения психолого-педагогической информации.

Ребенок, стараясь избегать неприятных ситуаций, обычно копирует в своем поведении родителей, наблюдая их поведение при аналогичных обстоятельствах. Воспитываясь в семье, он также копирует своих родителей в их неумении правильно прогнозировать последствия собственных поступков. Это значит, что ситуация в семье обусловлена поведением родителей, характером их взаимоотношений, ценностными ориентациями. Указанные факторы играют существенную роль в процессе формирования личности ребенка.

Очень важно, чтобы ребенок сам думал и сам предлагал какие-то решения. Следует поощрять ребенка за проявление инициативы. Также следует поощрять ребенка за честность. При этом надо учитывать, что дети, копируя взрослых, в качестве образца для подражания обычно выбирают поведение значимого для них человека.

Анализ семейной ситуаций показывает, что если родители ребенка, находясь в предразводной ситуации, постоянно конфликтуют у него на глазах, игнорируют его, то ребенок не может выразить свои чувства в семье и выплескивает накопившиеся отрицательные эмоции в детском саду - на других детей и на воспитателей. Психолог здесь может предложить терапевтическое решение конфликта - “лечить семью”.

В России сейчас трудное положение во всех сферах жизни - производственной, общественной, а также личной, в том числе и семейной. Разрушение привычного стереотипа существования; переход к новой ментальности; переквалификация на новую профессию, позволяющую получать средства для существования; задержки с. выплатой заработной платы, всеобщая нестабильность и неопределенность; эмоциональные перегрузки, постстрессионный синдром, непреходящее чувство неудовлетворенности, депрессия - все это ведет к разрушению семьи, а значит делает наших соотечественников одинокими и обездоленными.

В современных семьях происходит ломка устоявшихся традиций в отношениях между супругами. Можно с уверенностью сказать, что сейчас российская семья переживает кризис. Отношения внутри семьи становятся запутанными, излишне усложненными и часто носят характер взаимной конфронтации.

Мужчина желает быть лидером - но не всегда может. В детстве у него не было перед глазами лидера-отца, отца-хозяина, поскольку так сложилось, что в большинстве советских семей ведущую роль выполняла женщина - жена, мать, хозяйка. Активная и энергичная, она была, по существу, явлением из эры матриархата. Откуда же ей было знать, как должно вести себя женственно-слабой представительнице прекрасного пола.

Острота болезненных переживаний супругов, связанная с ломкой семейных традиций, многократно усиливается тем, что семейные драмы разыгрываются на фоне общего социального кризиса.

В настоящее время выделяют следующие типы семей: полные, неполные и приемные. В функционировании каждого типа семьи выделяют ряд психологических составляющих:

- самооценка членов семьи;

- коммуникации в семье;

- правша взаимоотношений в семье;

- социальные связи, установившиеся в данной конкретной семье.

Все эти психологические факторы необходимо учитывать в процессе диагностики и коррекции психики детей дошкольного возраста.

Позиция родителей по отношению к ребенку, стиль воспитания отражают и стиль взаимоотношений родителя с ребенком, что находит свое отражение в шкале взаимоотношений. По мере удаления от полюса теплых взаимоотношений нарастает психическое неблагополучие, переходящее из фазы психологических проблем, через акцентуацию, в фазу невроза.

Влияние позиции родителей на способы поведения и развития ребенка было прослежено О. Коннером, а работа по обобщению этих данных проведена А. Н. Авериным. Вырастая без доказательств родительской любви, ребенок не обретает самоуважения и склонности к установлению теплых отношений с другими людьми, т. е. становится конфликтной личностью.

Эмоциональный фон взаимоотношений в семье обусловлен применяемыми средствами воспитания, типом контроля.

Среди стилей воспитания выделяют авторитарный, либеральный и демократический. Для авторитарного стиля характерно проявление агрессивности у воспитателя, пассивность и забитость объекта воспитания, что предрасполагает к частым конфликтам.

Конфликт можно разрешить, если вынести эмоциональные проблемы из защитной темноты молчания на свет открытого обсуждения. Но не всегда обсуждение эмоциональных проблем, которые лежат в основе содержательных, является продуктивным. Зачастую во время споров полезно поднимать и обсуждать дополнительные вопросы. Когда родители и дети высказывают свои противоположные точки зрения, по этим новым вопросам, они относятся к ним, как будто эти вопросы и являются содержанием конфликта, что в конечном счете легче приводит к его разрешению.

Для конфликтных семей описаны три вида складывающихся в них отношений, которые приводят к нарушениям психического развития детей-дошкольников (дизонтогенезу), т. е. существуют:

1. семьи, в которых установились отношения “связывания”, когда в отношениях преобладают жесткие стереотипы коммуникации, что приводит к отставанию детей в эмоциональном развитии и их инфантильности;

2. семьи, где ребенку отказывают в его индивидуальности, в разных формах отвергают ее - в ответ развивается тенденция к автономности;

3. семьи, которые делегируют свои жизненные ожидания детям; при этом подлинные их достижения родители игнорируют и перемещают на детей свои несбывшиеся надежды, т. е. манипулируют ими как своеобразным продолжением “Я”.

Наиболее частыми причинами конфликтов в семье являются следующие:

- неверное действие;

- грубость;

- нетактичное поведение;

- властность;

- требовательность;

- строгость;

- равнодушие к делам и проблемам растущего человека;

- черствость;

- разрыв между словом и делом.

Анализ литературы показывает, что в отечественной психологии на протяжении всей ее истории сохраняется устойчивый возрастающий интерес к изучению различных аспектов и форм общения в семье. Кроме того, и родителей и психологов часто беспокоит появление у детей дошкольного возраста таких амбивалентных чувств, как одиночество, обида, любовь, радость, злость, страх, подавленность, унижение и стыд. Конечно, необходимо четко анализировать появление этих полярных эмоциональных состояний и чувств в ответ на стимулы социума и не подавлять экспрессивное выражение ребенком этих состояний. В этих случаях желательна консультация квалифицированного психоневролога или психотерапевта.

Высокая заболеваемость детей дошкольного возраста и отсутствие тенденции к ее снижению вызывает необходимость изыскания новых форм обслуживания “домашних” дошкольников.

Помимо опасности формирования хронической соматической патологии, особое значение для детей раннего и дошкольного возраста имеет формирование психики. Именно в этом возрасте формируются психологические особенности ребенка и закладываются интеллектуальные возможности личности на последующие периоды жизни. В этот период формируются основные черты характера ребенка. За первые 7 лет жизни ребенок получает более 50% совокупной информации, а во все последующие периоды происходит совершенствование и детализация полученных знаний.

Для гармоничного развития личности необходимо в равной мере соматическое и психологическое здоровье. Однако факторы, определяющие состояние здоровья ребенка, не всегда благоприятны. Наибольшее значение для оптимального развития имеют режимные моменты, адекватное, сбалансированное питание и соответствующая возрасту ребенка макро- и микросреда, в которой в наибольшей степени проявляется “субъектность” формирующейся личности.

 

Автор: Ревенко Н.В.