29.01.2013 3607

Психологическое содержание понятий «детская одаренность» и «одаренные дети»

 

Длительное время в психологических исследованиях и в практической работе с одаренными детьми и подростками господствовал так называемый однофакторный подход к анализу одаренности. Центральное внимание в нем уделялось интеллектуальным процессам. Оценка одаренности базировалась на единственном критерии, связанном с получением количественного показателя - «коэффициента интеллекта» (IQ). Для этих целей применялись специальные тесты. Одаренными назывались дети с высоким уровнем интеллектуального развития, которые рассматривались как своеобразная «интеллектуальная элита» общества.

Предполагалось, что одаренность, как некое внутреннее качество человека, может проявляться без специального вмешательства извне. Поэтому основное внимание уделялось диагностике одаренности с помощью тестов, а проблемы развития способностей отступали на второй план.

Создаваемые диагностические процедуры ориентировались на решение задач школьного обучения, а соответствующие заключения, как правило, носили авторитарный характер: ребенок получал один из двух возможных «ярлыков»: одаренный или неодаренный.

Более полувека тому назад Л.С. Выготский подверг резкой критике однофакторный подход к одаренности, справедливо указав на существование качественно разнородных ее видов. По сути, была провозглашена новая парадигма, обосновывающая необходимость перехода от «диагностики отбора» к диагностике развития одаренности. Эту точку зрения разделяли многие прогрессивные психологи, однако однофакторный подход по-прежнему занимал господствующее положение.

Определенные позитивные изменения наметились лишь в последнее десятилетие.

Перечислим некоторые основные характеристики нового подхода к анализу одаренности, отличающие его от традиционного, однофакторного:

1. Высокий уровень интеллектуального развития не рассматривается как основной признак одаренности. Признается, что выдающиеся достижения возможны и при среднем уровне развития интеллекта. Отмечается важная роль эмоционально-мотивационных факторов творческих способностей, личностных особенностей, социальных условий и т.п.

2. Указывается на существование множества качественно разнородных видов одаренности, требующих специфических диагностических процедур и методов развития.

3. Вместо традиционных тестов и чисто количественных оценок уровня развития способностей предлагается глубокий качественный анализ различных проявлений одаренности, ее отличительных особенностей, характерных для данного ребенка (т.е. изучается индивидуальный путь развития).

4. Диагностика одаренности проводится не в узкой зоне, связанной с задачами школьного обучения, а в широком пространстве различных видов деятельности, в которых могут проявиться способности ребенка.

5. Поскольку на первый план выдвигается проблема развития одаренности, психологическое обследование ребенка заканчивается не авторитарным диагнозом, а развернутыми психологическими консультациями для самих детей, их родителей и педагогов. Это подразумевает создание специальных новых методов диагностики развития.

Научный смысл работы по выявлению одаренных и талантливых состоит в том, что она позволяет раскрыть на самой представительной выборке природу и психологический механизм творчества, обеспечить возможности использования законов творчества для совершенствования содержания и методов обучения всех детей и учащихся.

С точки зрения педагогической психологии, одаренные дети - это дети (подростки, юноши, девушки), которые по уровню развития способностей явно выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы. При психологическом описании явления детской одаренности чаще всего говорят, что это «более высокое, чем у сверстников, при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления, это не только высокий уровень, но и некоторая внутренняя установка, направленность развивающейся личности, это высокая познавательная активность, ненасыщаемая потребность в деятельности, это ранняя готовность к целеустремленному умственному напряжению, способность к выдающимся достижениям в любой социально-значимой сфере человеческой деятельности».

В научных трудах В.И. Панова неоднократно отмечается, что, хотя одаренность теснейшим образом связана с уровнем развития способностей, ее нельзя отождествлять с уровнем развития одной или нескольких способностей. В случае, например, с интеллектуальной одаренностью - это единство, как минимум, и познавательной потребности, и эмоциональной включенности, и мотивации.

Кроме того, проявление и развитие одаренности неразрывно связаны с развитием психофизической, волевой и других сфер психики человека. Поскольку все они с возрастом развиваются, то и одаренность в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так и по степени и характеру взаимосвязей между ее структурными компонентами.

В отечественной психологии на протяжении ряда лет объединены усилия исследователей, работающих в области психологии одаренности. Этому послужила возрастная социальная значимость работы с одаренными детьми и подростками в условиях, когда общепризнанно отсутствие единого научно обоснованного понятия одаренности. На сегодняшний день во многом координатами «научного вектора» становится «рабочая концепция одаренности». Создание этой концепции является первой попыткой такого рода в России. Основой содержания «Рабочей концепции» составили научные позиции Ю.Д. Бабаевой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Дружинина, А.М. Матюшкина, В.И. Панова, М.А. Холодной, В.Д. Шадрикова, Н.Б. Шумаковой, В.C. Юркевич, Е.А. Яковлевой и др.

Основной теоретический конструкт «Рабочей концепции», естественно, базируется на самом понятии одаренности. Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В «Рабочей концепции» были выделены следующие виды одаренности.

1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» различаются пять основных видов деятельности (практическая, познавательная, художественно-эстетическая, коммуникативная       и духовно-ценностная), которые обеспечиваются тремя главными психическими сферами (интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой). Каждая из этих сфер характеризуется разными уровнями психической организации. Например, в эмоциональной сфере различаются уровни эмоционального реагирования и эмоционального переживания. В соответствии с описанной схемой выделяются различные по своему содержанию виды одаренности. Так, в художественно-эстетической деятельности следует различать изобразительную, музыкальную, литературно-поэтическую, хореографическую, актерскую и другие виды одаренности.

Далеко не все виды одаренности в одинаковой степени «ищутся» и учитываются в образовательном процессе. Например, в общеобразовательных школах неоправданно мало внимания уделяется психомоторной одаренности (исключение, как правило, делается только для спорта). Игнорируются и другие социальные запросы. Известно, что современному обществу необходимы талантливые юристы, дипломаты, политические деятели и т.п. Вместе с тем в отечественных школах практически не занимаются выявлением и развитием способностей в сфере общения («социальной одаренности»).

  1. Согласно критерию «широта проявления одаренности в различных видах деятельности», разделяют общую и специальную одаренность. Общая («глобальная») одаренность проявляется в разных видах деятельности, обеспечивая их успешность, в то время как специальная одаренность обнаруживает себя в более узком диапазоне и может быть определена лишь в отношении отдельных областей деятельности (например, только в математике и т.п.).

2. «Особенности возрастного развития» позволяют говорить о ранних и поздних проявлениях одаренности. В исследованиях Н.С. Лейтеса было показано, что в ряде случаев одаренность может представлять собой лишь возрастной феномен. Ребенок, поражающий нас своим ранним развитием, с возрастом может утратить это преимущество. Хорошо известно, что далеко не все вундеркинды, взрослея, превращаются в выдающихся людей. Нередко развитие одаренности бывает, напротив, весьма замедленным и поэтому менее заметным окружающим.

3. По критерию «степень сформированности» следует различать актуальную и потенциальную одаренность. Наличие актуальной одаренности означает, что достигнутый ребенком уровень психического развития уже сейчас позволяет ему добиваться высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с его сверстниками или даже со взрослыми. Потенциальная одаренность - это лишь своеобразное «обещание на будущее». Определенные психические возможности ребенка («хороший потенциал») позволяют опытному педагогу или психологу лишь прогнозировать будущие высокие достижения в каком-либо виде деятельности. Способности ребенка еще не сформированы в должной мере, а его достижения на данном этапе развития не только не являются исключительными, но могут даже отставать от нормативных. Для развития потенциальных возможностей требуются благоприятные условия и помощь со стороны взрослых, в противном случае «обещание на будущее» так и не будет выполнено.

На необходимость выделения потенциальной одаренности указывали многие исследователи. Процесс раскрытия потенциала может занимать длительный период. К. Юнг отмечал, что такую «латентную» одаренность чрезвычайно сложно распознать, а попытки сделать это лишь на основании отдельных признаков часто приводят к серьезным ошибкам. Выдающийся отечественный генетик В.П. Эфроимсон предлагал дифференцировать «потенциальных», «развившихся» и «реализовавшихся» гениев. Согласно его данным, частота появления потенциальных гениев у разных народов приблизительно одинакова и оценивается соотношением 1:1000. Однако далеко не каждый потенциальный гений получает возможность развить свои способности до уровня, необходимого для великих свершений, соответствующая частота исчисляется как 1:100000. С еще большими трудностями приходится сталкиваться гению при попытках добиться общественного признания. По мнению В.П. Эфроимсона, даже в наш век, когда среднее (и очень часто высшее) образование становится повсеместным, успеха на этом тернистом пути удается достичь лишь одному человеку из десяти миллионов.

Таким образом, «Рабочая концепция» снимает один из наиболее дискуссионных вопросов, связанных с частотой проявления детской одаренности. Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует незначительная часть. Выявление потенциальной одаренности (особенно ее ранних форм) представляет собой очень сложную задачу, поскольку речь идет еще о несформировавшейся системе способностей. Для ее решения необходимы новые методы выявления, обучения и развития одаренных подростков.

Многие исследователи отмечают, что значительное число выдающихся людей в детстве не демонстрировали «типичных» признаков одаренности, более того, их могли даже спутать с умственно отсталыми. Неудивительно, что учителя иногда проявляют поразительную «слепоту» в оценке способностей своих учеников, тем самым нанося им тяжелые психические травмы. Например, знаменитый психолог А. Адлер настолько плохо учился в начальной школе, что был оставлен на второй год. Учитель настоятельно рекомендовал родителям забрать «неспособного» сына из школы и отдать его «в ученики к сапожнику».

Возможно, именно поэтому в теории А. Адлера одно из центральных мест занимает понятие «комплекса неполноценности».

Подобной «слепоте» способствует диссинхрония (неравномерность в развитии различных способностей ребенка). Низкий уровень развития одних способностей, необходимых для успешного обучения, может «маскировать» проявление других. Кроме того, на мнение педагогов негативно влияют многочисленные мифы об одаренности. Так, широкое распространение имеет миф о том, что «хороший интеллект - это обязательно быстрый интеллект», благодаря чему учителя склонны занижать оценку способностей своих медлительных учеников. Столь же ошибочным является и представление о том, что все одаренные дети должны хорошо учиться.

Таким образом, с точки зрения педагогической психологии, одаренность:

Во-первых, представляет собой сложное психическое образование, в котором «переплетены» познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные и другие сферы психики.

Во-вторых, является многоликой, ее проявление зависят от возраста, содержания и форм образовательной среды и характеризуются большой индивидуальностью.

В-третьих, может быть представлена в психике ребенка не только как наличная данность, но и как потенциальная возможность.

В-четвертых, «одаренность выступает как интегральное проявление способностей в целях деятельности». При этом деятельность выступает в качестве объективного основания интеграции отдельных способностей, служит матрицей, формирующей состав способностей, которые необходимы для ее успешной реализации. Одаренность может состояться только в том случае, если ресурсы самых разных способностей человека позволят скомпенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Следовательно, один и тот же вид одаренности может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку разные компоненты одаренности у разных индивидуумов могут быть выражены в разной степени. Особо яркая одаренность или талант свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

В практическом плане «рабочая концепция» предлагает использовать не столько валидные психодинамические методы, сколько анализ процесса развития одаренных подростков, и, собственно, содержания их одаренности. Выявление, развитие и обучение одаренных собственно и образует единую систему. И ни одна их этих форм работы не может являться самоцелью и выступать в отрыве от других.

 

Автор: Калачева Н.В.