29.01.2013 9762

Развивающая образовательная среда в учреждении дополнительного научного образования

 

Повышенный творческий потенциал одаренного ребенка естественным образом указывает нам тот путь, по которому необходимо идти, чтобы построить адекватную методику обучения таких учащихся. Идея творческого обучения, ориентированного на поддержку и развитие творческого потенциала ребенка, является той основой, которая определяет ответ на вопрос как учить одаренных подростков. Творческое обучение в противовес «репродуктивному» основано на мышлении «без образца» и предполагает собственную активность ребенка по выявлению проблемы, постановке задачи, поиску и осуществлению ее решения. Более того, спонтанное творческое поведение, ярко проявляемое в исследовательской активности маленьких детей, высокая любознательность и творческое отношение к действительности являются характерной, можно сказать естественной формой познания для всех здоровых детей раннего и дошкольного возраста. Эта первая и естественная форма научения и является формой творческого обучения. Удивительно, что потребность в новизне, любознательность, стремление к исследованиям и знаниям являются врожденными для каждого здорового ребенка. Но еще более удивителен тот факт, с какой легкостью все это теряется в школьном возрасте. Этот факт, подмеченный уже в XVII веке, привел целый ряд философов, педагогов и психологов к мысли о том, что главная задача обучения в школе и за ее пределами - поддержание и сохранение исследовательских и творческих склонностей ребенка. С другой стороны, творческое обучение явно не может рассматриваться как привилегия одаренных и талантливых детей, а является идеалом, к которому должна стремиться система образования.

Идея творческого обучения привела к созданию различных моделей такого обучения. Каждая такая модель представляет собой определенную схему достижения конечной цели - творческой реализации личности. Во всех моделях заключительным этапом, как правило, является вовлечение учащегося в постановку и решение реальных, им же выношенных проблем, иными словами развитие и осуществление способности к самостоятельной творческой работе в той или другой области.

В области интеллектуального творчества, о котором дальше пойдет речь, естественной формой обучения становится, таким образом, исследовательская деятельность учащихся.

Важным является использование собственной исследовательской практики детей и подростков как средства развития одаренности. В современной теории выделяется три уровня реализации «исследовательского обучения»:

- Взрослый ставит проблему, намечает стратегию и тактику ее решения, а само решение предстоит найти ребенку.

- Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно (уровень коллективного поиска).

- На третьем - высшем уровне - постановка и разработка решения осуществляется учащимся самостоятельно.

Одна из главных особенностей творчества состоит в том, что его нельзя специально организовать. Акт творчества происходит непредсказуемо. Однако, не имея возможности повлиять на творчество непосредственно, мы можем создать благоприятные условия для его возникновения, организовать психолого-педагогическую среду, в которой вероятность возникновения творческих проявлений у учащихся существенно возрастает. Поэтому главной задачей образовательного учреждения является создание в своих стенах творческой среды, в которой инициируется и развивается творческая деятельность учащихся как механизм развития личности.

В настоящее время наибольшие возможности для реализации обучения, основанного на исследовательской деятельности учащихся, предоставляет система дополнительного образования. По мнению А.Г. Асмолова, роль дополнительного образования совершенно уникальна. Во-первых, отмечает он, дополнительное образование - это образование, занятое расширением экологии детства. Во-вторых, дополнительное образование это «образование возможности быть», возможности быть личностью.

Укажем на важнейшие различия школьного и дополнительного образования:

- Обучение в школе удовлетворяет государственный заказ на определенный уровень знаний и определенный тип личности своих граждан. Поэтому школьное образование обязано ориентироваться на достижение образовательных стандартов обученности. По этой причине познавательный интерес, присущий детям от природы, достаточно часто успешно затормаживается и даже уничтожается именно в силу обязательности стантартизованности программ, методов и критериев обучения. В условиях же дополнительного образования дети и подростки обучаются, главным образом, «по интересам».

- Отсутствие обязательного образовательного стандарта в учреждениях дополнительного образования дает возможность смещать акцент в обучении в сторону удовлетворения и активизации познавательного интереса у учащихся.

- В школьном обучении используются чаще всего стандартные учебные программы, адаптированные учителем. Для дополнительного же образования характерно преимущественное использование авторских учебных программ.

- В школе идивидуализация обучения осуществляется со стороны учителя, а в учреждениях дополнительного образования - со стороны самого учащегося. Реализуется свободный выбор учащегося, что может рассматриваться как важнейший этап его самоактуализации.

- В учреждениях дополнительного образованиях процесс обучения носит более неформальный характер, чем в традиционной школе, и потому он ближе к природным основаниям подростков, когда акцент ставится не на информационном способе обучения, а на общении, на передаче опыта от старшего к младшему, более сильное, чем в школе, имеет личностное влияние педагога на учащихся.

Как правило, выделяются следующие функции дополнительного образования:

Социальная функция направлена на удовлетворение:

- социального спроса (требования социума, формирующиеся на стыке культуры, образования и здоровья населения);

- родительского спроса (представления о том, что необходимо или что недостает их ребенку: занятость по времени, допрофессиональная подготовка, образование по дополнительным предметам, престижность занятий и т.д.);

- детского спроса (удовлетворение познавательного и личностного развития, досуг, времяпрепровождение). Детский спрос динамичен, поскольку он меняется в зависимости от возраста и соответствующего типа ведущей деятельности;

- правоохранительного спроса (профилактика асоциального и девиантного поведения подростков).

Психологическая функция:

- развивающая - создание образовательной среды, обеспечивающей условия для физического и психического развития подростков (реализация своих интересов, приобретение знаний и навыков. Ребенок, не имея возможности проявить себя в семейной и в школьной среде, может проявить себя в учреждении дополнительного образования и в плане развития, и в плане самоутверждения, и в плане самоактуализации);

- компенсаторская - психологическая компенсация неудач в семье, в школе;

- релаксационная - возможность отдохнуть от жесткой регламентации поведения в семье и в школе;

- консультационная - для подростков, родителей, педагогов.

Образовательная функция:

- образование по дополнительным предметам, т.е. предметам, дополнительным к стандартному перечню учебных предметов общеобразовательных учреждений;

- профессиональное самоопределение;

- обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес каждого ребенка;

- социализирующая - общение со сверстниками, самоутверждение, самоопределение, в том числе, предоставление возможности попробовать найти себя в разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.

Принципиальное отличие дополнительного образования заключается в том, что благодаря отсутствию жестких стандартов работающие в его системе педагоги имеют возможность трансформировать передаваемые учащимся способы деятельности и цели обучения в средство развития способностей учащихся - телесных, познавательных, личностных, духовно-нравственных. Целью в этом случае становится создание развивающей образовательной среды, которая обеспечила бы каждому учащемуся проявить заложенное в нем от природы творческое начало, т.е. обрести способность быть субъектом своего развития.

В качестве системообразующего фактора для проектирования и моделирования образовательной среды в условиях дополнительного образования можно выделить индивидуально-психологическую разнородность контингента подростков, которые приходят в учреждения дополнительного образования. В первую очередь различие по виду и уровню развития проявленных и потенциальных возможностей учащихся к развитию своих способностей: от физического развития до социализации. Это предъявляет к образовательному процессу в УДО особое требование: учебные программы и методы педагогической работы, за небольшим исключением, уже не могут быть ориентированы строго на определенный вид и уровень развития способностей учащихся. Напротив, они должны создавать условия для обучения и развития подростков как с проявившимися и достаточно развитыми способностями, так и подростков со скрытыми способностями, которые еще «не нашли себя». Иначе говоря, речь идет о необходимости создания в УДО развивающей образовательной среды.

Учитывая разнообразие социальных, образовательных и психологических функций дополнительного образования, цели проектирования и моделирования образовательной среды в УДО предполагают, с одной стороны, определение вместе с целями собственно обучения целей социализации. В последнем случае речь идет о формировании у учащегося способности быть субъектом (носителем) тех способов и тех видов деятельности, которые необходимы ему для успешного вхождения и активной жизни в современном обществе. Соответственно, целями дополнительного образования являются:

- передача учащимся знаний-умений-навыков, соответствующих их интересам и склонностям, т.е. формирования субъекта общих знаний- умений-навыков;

- развитие у учащихся специальных способностей, соответствующих определенным видам культурно-исторических видов человеческой деятельности, т.е. формирование субъекта предметно-специализированных знаний-умений-навыков;

- развитие у учащихся способностей, которые соответствуют типу деятельности, ведущему для данного возраста, т.е. формирование субъекта деятельности ведущего типа (игровой, учебной, общения, допрофессиональной подготовки);

- создание образовательных условий (системы возможностей), необходимых учащимся для проявления своих потенциальных возможностей, развития их склонностей, интересов и способностей в разных сферах деятельности человека, т.е. формирования субъекта своего развития (физического, интеллектуального, личностного, социального).

Опять же, учитывая разнообразие социальных, психологических и образовательных целей дополнительного образования, целесообразно говорить о существовании в условиях УДО трех основных подходов (парадигм) к обучению и развитию учащихся:

- дидактического - углубление и расширение предметного обучения;

- дидактико-психологического - сочетание предметного обучения с психологическими уроками развития и поддержкой со стороны психологической службы;

- психолого-дидактического (психодидактического) - приоритетное использование психологии развития и методов развивающего образования в качестве исходного основания для построения образовательной технологии.

В последнем случае целью учебного процесса становится не просто достижение определенного уровня знаний умений и навыков, а создание условий собственно осуществления развития способностей личности учащихся. Иными словами, прежде чем говорить о дидактическом проектировании учебно-воспитательного процесса, необходимо осуществить его психологическое проектирование. Таким образом, проектирование учебной деятельности в русле развивающего образования становится комплексной психодидактической проблемой. Принципиально важно, что при этом уровень знаний-умений-навыков превращается из цели обучения в средство развития познавательных, творческих и личностных возможностей учащегося. Причем в единой развивающейся системе «учебный материал - учитель - ученик» учащийся превращается из «объекта» педагогического воздействия в партнера учителя и, кстати, своих одноклассников по усвоению учебного материала, что необходимо для его полноценной социализации. Учитель же из «транслятора» учебного материала превращается в организатора познавательного взаимодействия между учебным материалом и учащимися, с которыми он образует совместного субъекта познавательного развития.

Переход к развивающему образованию требует от педагогов дополнительного образования осознанного (рефлексивного) понимания того, на какие психологические закономерности и особенности развития школьника они опираются при проектировании своей поурочной работы и тем более при создании авторских учебных программ. В данном случае речь идет о создании авторских программ нового типа, т.е. программ, построенных на осознанном (отрефлексированном) использовании психологических оснований обучения и развития учащегося, и потому обозначаемых нами как программы психодидактического типа.

Из вышеизложенного следует, что ключевым звеном предлагаемой концепции является создание образовательной среды развивающего типа, т.е. создающей условия для раскрытия творческого потенциала всех учащихся: пространственно-предметное пространство, социальное пространство межличностного взаимодействия между субъектами учебно-воспитательного процесса и психодидактический компонент, т.е. единое научное (психологическое и дидактическое) обоснование учебных программ учебно-методических комплектов, пособий и т.п. Что касается дополнительного научного образования, то его существенной особенностью является «пересечение двух культурно-профессиональных традиций»: психолого-педагогической и научной.

Привлекая в учреждения дополнительного образования специалистов из области науки, в образовательную среду вводится живительная струя иной культурно-профессиональной традиции, которая, будучи интегрирована с педагогическими технологиями, позволяет создать богатую, разнообразную образовательную среду, в наибольшей степени, способствующей развитию творческого характера деятельности учащихся и их творческих способностей. Основой личностного и интеллектуального развития одаренных учащихся в системе дополнительного научного образования является саморазвивающаяся исследовательская деятельность, показателями которой являются: ориентация на индивидуальный способ действий и выполнение операций по этому способу, анализ последовательности индивидуальных действий и их совершенствование, выбор предпочтений, связанных с интеллектуальными занятиями, ориентированными на анализ процесса деятельности, а не его результата.

Следует отметить, что дополнительное научное образование и общее среднее образование нельзя рассматривать независимо друг от друга. Система общего среднего образования отвечает за формирование у учащихся необходимого минимума знаний, умений и навыков, который является общепризнанным и стандартным. Другими словами, задача школьного образования состоит в формировании определенных стереотипов интеллектуальной деятельности. При этом задача дополнительного образования состоит в том, чтобы научить преодолевать эти стереотипы, мыслить нестандартным образом и выходить за рамки общепризнанной точки зрения. Диалектика взаимосвязи этих двух типов образования как раз и заключается в том, что освоить нестандартный, творческий подход можно лишь преодолев навязанные стереотипы мышления. Действительно, интеллектуальное развитие всегда связано с преодолением, прорывом, скачкообразным переходом от старого видения к новому, и в этом отношении системы дополнительного и общего среднего образования являются взаимодополняющими и необходимыми элементами единой развивающей образовательной среды.

В качестве примера учреждения дополнительного научного образования рассмотрим Центр довузовской подготовки Казанского государственного университета («Малый университет»).

Можно выделить три основных направления работы Малого университета:

- дополнительное научное образование по разным направлениям (гуманитарное, естественнонаучное) в течение учебного года и в летней многопрофильной школе «Квант»;

- олимпиадная подготовка школьников;

- организация научно-исследовательской деятельности и научно- практических конференций учащихся.

В целом для Малого университета характерна разнородность контингента учащихся по таким индивидуально-психологическим характеристикам, как явные и скрытые (потенциальные) возможности, возраст, мотивы и другие стороны индивидуального развития. Некоторые из них мечтают учиться в университете, их цель - дополнительные занятия по конкретным предметам и поступление в вуз. Другие испытывают интерес к общению со сверстниками и преподавателями университета, а не только со школьными учителями. Третьи же хотят что-то делать самостоятельно, возиться с приборами в лаборатории, участвовать в постановке эксперимента, быть чему-то «полезным».

Обучение ведется по авторским и модифицированным программам, содержание которых направлено на развитие подростков, углубление предметных знаний с учетом их природных особенностей, личностных интересов. Возможно обучение по индивидуальному плану, ориентированному на одного или группу учащихся.

Высокий интеллектуальный потенциал учащихся Малого университета позволяет педагогу выходить за границы обязательного минимума образования. Учащиеся работают с дополнительной научной литературой, готовясь к семинарам, проводят мини-исследования. Учащиеся имеют возможность свободно выбирать факультет для обучения, а в процессе обучения переходить с одного факультета на другой.

Существенной особенностью дополнительного научного образования в Малом университете является возможность вовлечения учащихся в научно- исследовательскую работу, которая, в свою очередь, направлена на образование и развитие учащихся, стимулирование у них познавательной активности, развитие индивидуальных творческих задатков, формирование логического и научного мышления. Учащиеся под руководством ученых университета, в отличие от педагогов школы, могут выполнять некоторую посильную им часть научной работы, будь это теоретическая или экспериментальная. При этом они чувствуют себя значимыми и ощущают, что выполняемая ими работа является частью большого научного исследования.

Исследовательская работа будет успешной в том случае, если она проводится не эпизодически, а в строгой системе, а также, если учащиеся осознают ее смысл и целесообразность. Важную направляющую и организующую роль в приобщении учащихся к исследовательской деятельности имеет руководитель. Работа будет плодотворной при условии, что поставленные задачи будут посильны и доступны им. В противном случае, у учащихся развивается чувство неверия в собственные силы. Приобщая учащихся к исследовательскому поиску, необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности.

Процесс образования, сопутствующий выполнению научного исследования, является наиболее естественным для школьника и, по сути, имеет характер самообразования. Школьники учатся определять и решать наиболее важные проблемы с учетом социальных, экономических, экологических условий и отражать новейшие достижения в определенной научной области. Знакомство с различными методами и приемами исследования совмещается с обучением навыкам самостоятельной работы с научной и специальной литературой, периодической печатью, справочниками. Еще один аспект работы - налаживание контактов с людьми, составление анкет и проведение их анализа, организация наблюдений, самостоятельное применение научных приборов и оборудования, знакомит школьников с реальными условиями работы в лабораториях.

Участие школьников в различных многопрофильных исследовательских конференциях являются завершающим этапом, итогом той работы, которую осуществляют учащиеся в течение года в школах и кружках, занимаясь индивидуально в лабораториях и на кафедрах вузов. Многопрофильные научные конференции школьников заполняют собой огромную нишу в образовательном процессе и отслеживании одаренных подростков. Большие и авторитетные конференции стимулируют учащихся на инициативу и самостоятельную интеллектуальную деятельность, дают возможность им предъявить результаты своей деятельности, испытать момент публикации и экспертизы своих идей и изысканий. А поскольку пока не существует системы периодических изданий, в которых школьники могут публиковать результаты своих исследований, можно сказать, что конференции, по сути, являются единственной формой существования научного сообщества школьников.

Летняя школа «Квант» представляет собой уникальную форму работы и выявления одаренных подростков. В «Кванте» появляется возможность «погрузить» школьников в творческую атмосферу с помощью интенсивного обучения и общения. Идея организации учебного процесса в лагере заключается в следующем. Учащиеся распределяются по исследовательским лабораториям, творческим группам. Формирование лабораторий осуществляется по инициативе учащихся или по инициативе руководителя, при наличии обоснованной программы. Работа лабораторий и рабочих групп начинается с постановки цели, которая может осуществляться совместно со школьниками. Такой целью может стать совместное получение собственно интеллектуального продукта или совместное освоение какой-либо области научного знания. Особенность такой лаборатории - это абсолютно свободный график работы.

В результате обучения в летней университетской школе:

- у подростков идет развитие всех видов мышления, расширяется кругозор;

- они умеют на один и тот же вопрос, проблему посмотреть с разных точек зрения, свободно высказываются, рассуждают;

- прекрасно работают в малых группах, умело распределяют обязанности, назначают лидера, чувствуют ответственность за результат;

- появляется «вкус» к поиску нужной информации и пользованию научной литературой;

- появляется опыт общения со сверстниками и преподавателями в совершенно новых, нестандартных ситуациях, опыт коллективной работы и совместного творчества;

- развиваются такие личностные качества, как самостоятельность, независимость, умение отстаивать свою точку зрения, но, с другой стороны, развивается умение прислушиваться к мнению других и участвовать в выработке коллективных решений.

В конце работы школы происходит творческий отчет лабораторий, представление полученного результата для общего обсуждения на итоговой конференции, где они получают экспертную оценку своей работы.

Поддержка детского творчества выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благоприятных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка. Но для того, чтобы процесс был эффективным, целенаправленным, нужно уметь определять приоритеты и соотносить образовательный процесс с выбранными целями. Методика и технология обучения должны подбираться индивидуально для каждого подростка, характер и содержание взаимодействия педагогов и учащихся должны носить естественный, доверительный оттенок.

В Малом университете имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять учащихся по их индивидуальным особенностям, интересам и запросам. Малый университет и учреждения дополнительного научного образования вообще, в большей степени, чем школа, дают учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией. Другими словами Малый университет - это не «придаток» для системы среднего образования, а подразделение дополнительного образования, имеющее самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение, дающее широкий спектр образовательных услуг и не в меньшей, а иногда и большей степени, чем школа, удовлетворяющей интересы личности.

 

Автор: Калачева Н.В.