29.01.2013 6916

Отечественные и зарубежные исследователи о причинах нарушения психического развития ребенка

 

Отечественные и зарубежные исследователи подчеркивают полифакторный. характер причин нарушения психического развития, считая, что в возникновении и развитии психических отклонений взаимодействуют биологические, психологические и социальные механизмы. В соответствии с задачами нашего исследования мы рассматриваем только психологический и социальный аспекты возникновения нарушений в психическом развитии ребенка.

Огромный вклад в развитие представлений о причинах нарушения развития детской психики внесла теория классического психоанализа, которая в качестве главного фактора детского развития рассматривает отношения между ребенком и родителем. В основу представлений о развитии личности 3. Фрейд положил стадии развития «либидо» (оральная, анальная, эдипова, латентная, генитальная), а черты характера понимались им как различные формы выражения сексуальной энергии. Особо Фрейд выделяет прегенитальную стадию развития личности, которая характеризуется жесткой привязанностью «либидо» к объекту (фиксацией по инфантильному образцу) и отождествляет ее с невротической незрелой личностью. «Воспроизведение этих инфантильных образцов приложения либидо приводит к конфликтам с реальностью, проявляющимся в полном расхождении сознательных и бессознательных стремлений, абсолютном распаде систем сознания и бессознательного». В противоположность этому в нормальной зрелой личности («генитальная стадия») «либидо» освобождено от жесткой фиксации и предоставлено в распоряжение «я».

В процессе воспитания, под влиянием опыта социальных запретов, тенденции к той или иной форме фиксации либидо подвергаются контролю и те из них, которые выступают как неприемлемые, подавляются. Даже сама мысль о существовании таких потребностей становится недопустимой и отвергается сознанием человека. Так возникает область и содержание «вытесненного» или «бессознательного», подвергнувшегося амнезии содержания человеческих потребностей. Однако, будучи подавленными, эти содержания или, по терминологии З.Фрейда, «комплексы» сохраняют свою энергетическую силу и стремятся проникнуть в сознание. «Цензура» или интроецированные личностью требования и запреты социальной природы препятствуют такому извлечению комплексов из области бессознательного в область осознаваемого. Так возникает психологический конфликт, который при определенных условиях может усиливаться и вызывать различные отклонения в психическом развитии ребенка, в том числе расстройства невротического уровня. Таким образом, идея о том, что невротик, в отличие от здорового человека, живет в своем субъективном аффективно насыщенном иррациональном мире, который для него более значим, чем реальный мир, положило начало изучению нарушения отношений невротика с окружающей средой.

Несмотря на то, что сам З.Фрейд непосредственно не занимался психоанализом с детьми, он подметил некоторые особенности детского развития, которые до него не были известны или игнорировались. К ним можно отнести детскую сексуальность, механизм фиксации на значимых, аффективно окрашенных объектах, защитные механизмы. Эти наблюдения легли в основу детского классического психоанализа (Клейн М., Леви Д. Пирсон Е., Фрейд А. и др.), тенденция развития которого привела к тому, что психологические проблемы ребенка стали рассматриваться как продукт нарушения воспитания и семейных отношений. Анна Фрейд подчеркивает: «Анализ взрослых невротиков вскрыл возрастающее число важных ошибок в воспитании. Не оставалось сомнений в их роли в образовании неврозов. Неискренность родителей в сексуальных вопросах, нереально высокие моральные требования, чрезмерная строгость и чрезмерная снисходительность, ненужные запреты, наказания, ранние совращения - оказались патогенными воздействиями, которым подвергается ребенок со стороны незнакомого мира».

Таким образом, под психосексуальным развитием в психоанализе обычно понимается движение ребенка от инфантильных способов удовлетворения влечений к более зрелым, позволяющим в конечном итоге вступить в сексуальный контакт с человеком противоположного пола. Однако в настоящее время психосексуальное развитие человека понимается несколько иначе: это процесс овладения им энергией собственных влечений, движение к эмоциональной зрелости и обретению как психологической автономии, так и способности к эмоционально-близким контактам с другими людьми. С этой точки зрения, психосексуальное развитие человека не заканчивается в момент наступления половой зрелости в биологическом смысле слова, а продолжается всю жизнь, в ходе решения задач личностного и эмоционального развития, создания семьи, воспитания детей, которое позволяет взрослому вернуться к неизжитым проблемам собственного детства и получить второй шанс на их разрешение, воспитывая собственного ребенка. В конечном итоге, последней стадией психосексуального развития человека является продуктивная и здоровая старость.

Психосексуальное развитие, рассмотренное в таком контексте, представляет собой движение по жизненным фазам, причем переход с одной фазы на другую сопровождается отказом от преимущественного использования тех форм удовлетворения эмоциональных и витальных потребностей, которые давали наибольшее удовлетворение на предыдущей фазе, ради освоения новых. Особенно ярко это видно на примере психосексуального развития в детском возрасте. Именно в детстве закладываются предпосылки многих сексуальных, эмоциональных и коммуникативных проблем, с которыми впоследствии сталкивается взрослый человек. Следы неизжитых детских психотравм могут серьезно исказить жизнь взрослого человека.

Поэтому знание основных механизмов психосексуального развития ребенка необходимо воспитателю, педагогу и психологу не только для того, чтобы предотвратить возможные отклонения в его развитии, но и для того, чтобы по возможности скомпенсировать и вовремя заметить негативные последствия семейного воспитания.

Э. Эриксон, в отличие от З. Фрейда, смещает центр анализа с инстинктивных влечений ребенка на его отношения с близкими взрослыми. С одной стороны, родители должны оберегать ребенка от окружающих его опасностей, с другой представлять ему определенную степень свободы, а ребенок устанавливает необходимый баланс между требованиями родителей и своей инициативой.

Одним из пионеров исследования взаимодействия родителя и ребенка по праву можно считать А. Адлера. Создатель школы индивидуальной психологии А. Адлер искал причины психологических проблем взрослых людей в особенностях их детского развития, полагая, что невроз - это не болезнь, а патологический стиль жизни. Он ввел понятие «невротической диспозиции», то есть такой структуры личности, которая делает ее предрасположенной к внутренней конфликтности и закономерно приводит к неврозу как последнему пункту развития невротической личности «Невротическая диспозиция» формируется в детстве в результате единственной или целого ряда неудач вдоль основной линии развития индивида. Адлер раскрывает особенности структуры личности и стиля жизни невротика с помощью понятий «чувство неполноценности», «стремление к компенсации», «конечная цель». «Чувство неполноценности» возникает из-за действительного или субъективно воспринимаемого несовершенства или незаконченности в какой-либо сфере жизни.

Чувство неполноценности не является признаком отклонения в психическом развитии, но оно может быть увеличено за счет особых условий, таких как балование или отвержение ребенка. В этом случае может развиться комплекс неполноценности. Стремясь преодолеть чувство неполноценности, ребенок развивает компенсаторную активность, направленную на то, чтобы исправить свои неудачи и достичь совершенства, превосходства в этой области. Глубокий «комплекс неполноценности» невротика побуждает ребенка ставить себе цель, лежащую за пределами человеческих возможностей и самоотверженно стремиться к ней. Эта конечная фиктивная цель направляет весь жизненный план невротика по ложному пути. Жизненный план невротика лежит между двумя точками: чувством неполноценности и стремлением к превосходству. На основе чувства неполноценности, чтобы замаскировать его, строится компенсаторная психическая надстройка, невротический стереотип. Поскольку невротиков преследуют нереалистические, фиктивные цели, которые реально не достижимы, они никогда не могут избежать чувства неуспеха и неполноценности. Стремление к превосходству у невротической личности принимает форму самовозвеличивания, стремления к самоуважению за счет других людей. Иными словами, невротическая личность стремится к эгоистическим личным целям, а нормальная личность - к целям, которые социально полезны.

Рисуя портрет невротической личности, А. Адлер указывает на две ее главные особенности: нереалистичность представления о своем «я» и иррациональность, фиктивность главных жизненных целей. Важно указание А. Адлера на характерный для невротической личности «порочный круг»: неадекватно заниженное представление о себе вызывает к жизни постановку фиктивных целей, невозможность их достижения в свою очередь закрепляет, фиксирует чувство собственной малоценности, что вновь толкает индивида к новым фикциям. Выход из конфликта мог бы быть найден, если бы невротик отказался от своих нереалистических притязаний, однако именно это средство разрешения конфликта ему недоступно.

Таким образом, в качестве основного из условий, предрасполагающих к формированию патологического стиля жизни, Адлер отмечал неправильное воспитание: вседозволенность или отвергание ребенка, лишение его необходимой поддержки. Основными понятиями А. Адлера в области детско-родительских отношений являются «равенство», «сотрудничество» и «естественные результаты». С ними связаны два центральных принципа воспитания: отказ от борьбы за власть и учет потребностей ребенка. А. Адлер подчеркивает равенство между родителями и детьми как в области прав, так и в области ответственности. Основным принципом семейного воспитания, по А. Адлеру, является взаимоуважение членов семьи. Самосознание ребенка он ставит в прямую зависимость от того, насколько его любят и уважают в семье. Таким образом, А. Адлер подчеркивает необходимость научить родителей уважать уникальность, индивидуальность и неприкосновенность детей с самого раннего возраста.

Несомненный интерес представляет подход К. Хорни к проблеме психического развития личности. К. Хорни считает, что отклонение в психическом развитии является следствием нарушенных отношений к другим и к себе, а также следствием противоречивых потребностей, установок, которые стоят на пути роста индивида, мешают его самореализации. К условиям, способствующим формированию невротической структуры личности, Хорни относит, прежде всего, особенности отношения значимых других к ребенку, начиная с раннего детства: прямое или косвенное доминирование, недостаточное уважение к индивидуальным потребностям ребенка, излишнее восхищение или отсутствие его, излишняя или недостаточная отзывчивость, враждебная атмосфера. Эти факторы нарушают уверенность ребенка в отношениях с родителями, создают базальную тревогу и приводят к формированию невротических потребностей. К. Хорни, еще более чем Адлер, подчеркивает связь невротического конфликта с двумя главными образованиями личности структурой потребностей и самооценкой. Фрустрация ведущих потребностей наряду с идеализированным образом «Я» создают неразрешимый иначе, как посредством самого невроза, конфликт.

Проблема влияния родительского отношения на психическое благополучие личности рассматривается также в рамках гуманистической психологии. В западной психологии данное направление существует в русле концепций Маслоу А., Оллпорта Г., Роджерса К. и других.

Центральным моментом теории личности К.Роджерса является понятие я-концепции, или самооценки, выяснение ее роли в реализации поведения личности, влияние ее свойств (ригидности, гибкости, адекватности) на поведение, взаимоотношение с окружающими, на психическое здоровье. Роджерс определяет «я» как гештальт представлений, характеристик «Я» и его отношения к различным аспектам жизни вместе с оценкой, которая приписывается этим представлениям. Этот гештальт доступен осознанию, но не всегда осознается. Рассогласование фиксированной самооценки и представлений о себе с действительными потребностями и стремлениями человека приводит, по К. Роджерсу, к внутреннему напряжению и возрастанию тревожности. Вследствие этого человек теряет единственный правильный источник оценки окружающего - самооценку - и заменяет ее противоречивыми чуждыми оценками, навязанными извне. Это состояние Роджерс считает основой патологических проявлений.

Нормальным является изменяющееся и развивающееся «я», личность не как статическая система, а как динамический процесс. Для этого личность должна обладать таким набором ценностей, который позволил бы ей эффективно реагировать на новый опыт, способствовал бы адекватному приспособлению к изменяющимся условиям жизни. Появление болезненных проявлений Роджерс объясняет следующим образом. У человека всегда существуют оценки своего опыта и своей собственной личности. В некоторых случаях - это непосредственно переживаемые оценки, а в других - оценки, навязанные извне, но воспринимаемые так, как если бы они переживались непосредственно. Данная «интроекция» чужих оценок возможна благодаря потребности личности в позитивном отношении других. Индивид стремится к опыту, который одобряется другими и таким образом удовлетворяет свою потребность в позитивном отношении и избегает опыта, который ведет к фрустрации этой потребности. Так формируются критерии оценок, заимствованные от других людей и часто не совпадающие с действительными чувствами и оценками личности, от которых она как бы отрекается. Такие искаженные критерии не будут развиваться только в том случае, если положительные эмоциональные отношения ребенка с близкими ему людьми не будут нарушаться негативными оценками отдельных его поступков, то есть в случае безусловного принятия ребенка окружающими. Если все большее число истинных оценок замещается оценками, заимствованными от других людей, то сознательный образ личности становится как бы отчужденным от нее самой: человек чувствует себя так, как будто он не знает, кто есть он и что он хочет на самом деле, его представления о себе начинают колебаться. Такая личность будет чувствовать напряженность, неустроенность, так как всякий опыт, не согласующийся со структурой «я» будет восприниматься как угроза, и не будет допускаться в сознание. Следствием этого явится нарушение психологического приспособления, защитное искаженное восприятие опыта, действительности, других людей.

Таким образом, основной причиной нарушения психического развития личности, К. Роджерс выделяет неадекватную (ригидную, нереалистическую) самооценку. Ее формированию способствует враждебное, негативное отношение окружающих, фрустрация естественной потребности в теплых эмоциональных отношениях. И как следствие этого отношения у невротика формируется неуправляемая гипертрофированная потребность в одобрении, а сам он становится особенно уязвимым к собственным неудачам и к отрицательным оценкам, которые воспринимаются болезненно и вызывают чувство малоценности и неудовлетворенности. Согласно К. Роджерсу, очень важно уметь устанавливать «помогающее отношение» родителю с ребенком, отличающееся принятием другого человека как индивида, имеющего ценность, а также глубинным эмпатическим пониманием, которое дает возможность видеть личный опыт человека с его точки зрения. Увеличение принятия себя, в свою очередь, способствует увеличению принятия другого, и все это, в конечном счете, приводит к улучшению человеческих отношений.

Отечественные психологи подчеркивают, что без анализа межличностных отношений невозможно представить целостное понимание развития личности и причины психологических проблем человека. Теория личности В.Н. Мясищева рассматривает личностный уровень развития индивида как результат реализации системы отношений человека с окружающими людьми. В.Н. Мясищев определяет отношение как «психологический феномен, суть которого является возникновение у человека психического образования, аккумулирующего в себе результаты познания конкретного объекта действительности (в общении это другой человек или общность людей), интеграции всех составляющих эмоциональных откликов на этот объект, а также поведенческих ответов на него». Система отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. В структуре межличностных отношений субъектов выделяют три основных аспекта: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Эмоциональный совокупность субъективных эмоционально окрашенных мнений и оценок, объектами которых являются условия протекания, характеристики деятельности и ее субъектов. Когнитивный аспект зависит от осознания и рациональной оценки субъектом различных сторон деятельности.

Поведенческий аспект представлен в сознании субъекта в виде осознаваемых мотивов и целей его деятельности, намерений и готовность к осуществлению тех или иных видов деятельности.

В системе отношений личности разделяются личностно значимые связи с другими людьми и личностно значимые оценки. Последние представляют собой основу для формирования системы отношений человека к самому себе. Отношение к себе признается наиболее существенным механизмом в формировании здоровой или аномальной личности. В основе нарушения развития личности по В.Н. Мясищеву лежат неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемые личностью противоречия между отношением к себе и системой личностно значимых оценок межличностно значимых связей. Главным источником формирования таких противоречий является опыт отношений ребенка со взрослыми. Прослеживается связь неадекватных типов воспитания с тем или иным видом формирующихся отношений ребенка к себе. Показаны типичные виды внутренних конфликтов, характерных для различных форм неврозов, возникающих под влиянием неблагоприятной системы отношений ребенка с близкими взрослыми.

Влияние нарушенных межличностных отношений на психическое развитие личности подчеркивается также в работах Р.А. Зачепицкого и Е.К. Яковлевой - учеников и последователей В.Н. Мясищева.

В последние десятилетия в отечественной психологии учение о нарушении психического развития личности пополнилось рядом фундаментальных работ таких исследователей как, Ковалев В.В., Антонян Ю.М., Братусь Б.С., Буянов М.И., Гарбузов В.И., Глозман Ж.М., Захаров А.И., Исаев Д.Н., Каган В.Е., Карвасарский Б.Д., Личко А.Е., Мишина Т.М., Мягер В.К. и другие.

При нарушении психического развития личности, по мнению А.И. Захарова, исходным и определяющим является нарушение системы отношений, которое возникает в результате противоречий между тенденциями и возможностями личности и требованиями и возможностями действительности. Неудачно, иррационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между личностью и значимыми для нее сторонами действительности вызывает болезненно тягостные переживания, которые приводят к образованию внутреннего конфликта - столкновения в сознании ребенка противоположно окрашенных аффективных отношений к тому или иному близкому лицу или к создавшейся ситуации. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое обостряет противоречия, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль, дезорганизует волевое управление личности в целом. А.И. Захаров определяет ведущее содержание патогенного конфликта при неврозах как несоответствие воспитания возможностям ребенка и опыту становления его «я». Утверждается, что в основе этого патогенного конфликта лежит конфликт между «я» и «мы», когда ребенок хочет, но не может по разным причинам войти в референтную группу «мы» (вначале это семья, затем группа сверстников). А.И. Захаров объясняет психогенные изменения, формирующие личность детей, неудачно и драматически переживаемым опытом межличностных отношений, отсутствием возможности создания «я-концепции» с вытекающей из этого неустойчивостью самооценки, болезненно-чувствительным, эмоционально неустойчивым и тревожно-неуверенным «я». Искаженный образ «я» отличается от сложившегося образа «я», идеального стандарта и стандарта культуры и свидетельствует о невротической дезинтеграции процесса формирования личности ребенка, его противоречивой внутренней позиции. Невротическая дезинтеграция «я» переживается вначале как невозможность соответствовать требованиям и ожиданиям родителей и оставаться в то же время самим собой, в дальнейшем - как несоответствие нормам общения, принятым среди сверстников. В этих условиях, утверждает автор, нарастает аффективная непереносимость сложных жизненных ситуаций, обусловленная психотравмирующим жизненным опытом, беспокойством и страхом изменения «я» и проявляющаяся тревожно-мнительным, аффективно-нетерпеливым и защитно-эгоцентрическим стереотипом личностного реагирования. Психогенно обусловленная дезинтеграция «я», отсутствие психогенного единства порождают чувство внутренней неопределенности и неуверенности в себе, что ведет к нарастанию тревоги с ведущим переживанием страха изменения и потери «я», то есть своего лица, облика, индивидуальности и чувства своей ценности.

Таким образом, социально-психологические причины нарушения психического развития достаточно широко представлены в трудах зарубежных и отечественных исследователей. Важной заслугой психоаналитического направления является то, что его основатели обратили внимание на ранний опыт взаимодействия родителей с детьми и на различные виды психической травматизации в детском возрасте.

Тенденция развития классического психоанализа у детей привела к тому, что психологические проблемы ребенка стали рассматриваться как продукт нарушения семейных отношений и детско-родительских отношений. В дальнейшем, А. Адлер подчеркнул влияние родительского воспитания на развитие комплекса неполноценности. Неправильное отношение окружающих ведет к недоразвитию социального интереса, формированию у ребенка чувства неполноценности, производит ошибочные представления о мире и о себе. К. Роджерс, в рамках гуманистической психологии подчеркивает, что именно безусловное позитивное внимание родителя к ребенку безотносительно к совершаемым им поступкам, обеспечивает полноценное развитие личности ребенка. В транзактном анализе и работах его основоположника - Э.Берна, уделено большое внимание скрытым формам программирования психосексуального развития детей в семье.

Большинство отечественных исследователей придерживаются единого мнения по поводу влияния межличностных отношений на психическое развитие личности. Мясищев подчеркнул, что отношение к себе - это наиболее существенный механизм в формировании здоровой или аномальной личности. В основе отклонений психического развития ребенка, по Мясищеву, находятся неудачно разрешаемые противоречия между отношением к себе и системой личностно значимых оценок межличностно значимых связей. Следовательно, опыт отношений ребенка со взрослыми является главным источником формирования данных противоречий.

А.И. Захаров поддерживает точку зрения В.Н. Мясищева и определяет ведущее содержание психологического конфликта при нарушениях психического развития как несоответствие воспитания возможностям ребенка и опыту становления его «я». Многочисленные отечественные исследования доказывают, что психологические проблемы детей старшего дошкольного возраста непосредственно вытекают из внутрисемейных и детско-родительских отношений. Проблему детско-родительских активно разрабатывают в рамках отечественной психологии Варга А.Я., Гозман Л.Я., Захаров А.И., Зейгарник Б.В., Марковская И.М., Смирнова Е.О., Спиваковская А.С., Эйдемиллер Э.Г., Хоментаускас Г.Т. и др. Детско-родительские отношения, согласно определению отечественных психологов, это система разнообразных чувств родителей по отношению к ребенку и ребенка по отношению к родителям, особенностей их восприятия, понимания и оценок друг друга, а также совокупность поведенческих откликов (целей, намерений и т.п.).

Итак, среди широкого спектра причин отклонений в психическом развитии ребенка, отечественные и зарубежные психологи подчеркивают негативное влияние психических травм как следствия нарушенных отношений, прежде всего, отношений в семье. В дошкольном детстве психотравмирующие ситуации непосредственно вытекают из внутрисемейных отношений и тесно связаны со взаимодействием между детьми и родителями, в частности с характером родительского отношения.

 

Автор: Калинина Е.А.