14.02.2013 15167

Анализ существующих научных подходов к исследованию саморегуляции и самоорганизации личности

 

Проблема саморегуляции личности издавна привлекала внимание зарубежных и отечественных ученых. Например, огромная заслуга в постановке и раскрытии важных аспектов проблемы психической саморегуляции принадлежит научной школе В.М.Бехтерева. В трудах самого В.М.Бехтерева, а также его учеников и последователей в лице А.Ф.Лазурского, М.Я.Басова, В.Н.Мясищева, Б.Г.Ананьева и других ученых содержится немало оригинальных мыслей, теоретических и экспериментальных разработок данной проблемы.

На роль психической саморегуляции в жизни человека указывал И.П.Павлов, который говорил, что человек есть, конечно, система (грубее говоря - машина), как и всякая другая в природе, подчиняющаяся неизбежным и единым для всей природы законам; но система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по высочайшему саморегулированию. Это система, уточняет ученый, сама себя поддерживающая, восстанавливающая и даже совершенствующая. Последним замечанием, по существу, И.П.Павлов признает наличие у человека не только процессов саморегуляции, но и самоорганизации.

Важно отметить, что Б.Г.Ананьев был одним из первых отечественных психологов, увидевших в становлении кибернетики перспективу применения ее концептуального аппарата в психологических исследованиях. Он трактовал работу головного мозга как «сложную организацию контуров регулирования с многочисленной цепью звеньев, включающих объекты регулирования, измерительные и исполнительные устройства, механизмы обратной связи, обеспечивающие постоянство регулируемой величины».

Производное от «регулирования» понятие «саморегулирование» или «саморегуляция» обозначает направленность действия на того, кто его производит. Поэтому, когда речь идет о психическом саморегулировании или психической саморегуляции, как чаще принято говорить в психологической литературе, то имеется в виду, что человек осуществляет те или иные виды регулирующих воздействий, объектом которых он сам и является.

Психическая саморегуляция является частным случаем саморегуляции. Как считает Г.С.Никифоров, она заключается в воздействиях человека на присущие ему психические явления (процессы, состояния, свойства), выполняемую им деятельность, собственное поведение с целью поддержания (сохранения) или изменения характера их протекания (функционирования).

Мы полагаем, что саморегуляцию, следует считать, так же как и самоорганизацию, одним из ключевых системообразующих признаков личности. На это указывает и Н.И. Шевандрин, который отмечает, что саморегуляцияэто системная характеристика, отражающая способность личности к устойчивому функционированию в различных условиях жизнедеятельности. Значение этой характеристики проявляется в намеренной регуляции личностью параметров своего функционирования (состояния, поведения, деятельности, взаимодействия с окружением), которые оцениваются субъектом как желаемые.

По определению О.А.Конопкина, психическая саморегуляция - один из высших уровней регуляции активности биологических систем, отражающий качественную специфику реализующих ее психических средств отражения и моделирования действительности, в том числе рефлексию субъекта на самого себя и свою активность, деятельность, поступки.

О.А. Конопкин считает, что проблема повышения жизненной устойчивости личности продолжает оставаться «вечной проблемой» и сохраняет свою актуальность, а во многих отношениях становится все острее и в наши дни.

Более того, он отмечает, что несмотря на сугубую значимость проблемы психической саморегуляции деятельности и поведения, она является для психологии относительно новой, а ее принципы и общие закономерности не получили пока детальной и содержательной экспериментальной разработки.

Действительно, анализируя соответствующую научную литературу, мы установили, что, в основном, в ней затрагиваются вопросы саморегуляции психических процессов и состояний личности и отражаются различные теории саморегуляции психического тонуса индивида.

В значительно меньшей степени изучена проблема саморегуляции деятельности, выполняемой личностью. Здесь следует прежде всего отметить работы Б.В. Зейгарник и О.А. Конопкина.

Научные же исследования, посвященные вопросам саморегуляции социального поведения личности, пока еще очень редки и не дают целостного представления о ее психологических закономерностях и механизмах. Наиболее значимым вкладом в изучение этой проблемы можно считать работы М.Бобневой, Е.Шороховой, В.Ядова.

Прежде чем излагать свой подход к проблеме саморегуляции социального поведения личности, кратко проанализируем вышеназванные направления.

а). Теории саморегуляции психического тонуса индивида.

Установлено, что саморегуляция психического тонуса (в виде психических процессов и состояний) может осуществляться тремя путями: посредством изменения общего поведения организма, при помощи эмоциональных или же соматических (телесных) реакций. В свою очередь, эти реакции по обратным нервным связям воздействуют на мозг и тем самым изменяют интенсивность его работы.

Теория саморегуляции психическоготонуса, необходимого для оптимальной деятельности человека в данных конкретных условиях, была выдвинута в свое время американским психофизиологом Г.Фрименом. Согласно этой теории, чрезвычайная психическая активность, возникающая в результате избытка нервной энергии, приводит к ее разрядке через речевые, двигательные и физиологические реакции внутренних органов.

Наоборот, недостаток психической активности сопровождается включением механизмов мозга, вызывающих местное или общее напряжение скелетных мышц, которые при этом вырабатывают большее количество нервных импульсов, поступающих в головной мозг, что и повышает его уровень бодрствования.

Исследуя комплексный характер ответных реакций организма на различные воздействия, А.А.Крауклис установил, что любая ответная реакция включает в себя первичные и вторичные приспособительные эффекты. Первичные представляют собой непосредственный ответ на конкретное воздействие, вторичные же вызывают неспецифическую реакцию - изменение общего уровня бодрствования организма и являются основными механизмами, обеспечивающими условно-рефлекторную саморегуляцию уровня общей активности бодрствующего организма.

Выявлено несколько типов такого рода саморегуляции. Первый из них осуществляется посредством усиления двигательной активности. «Отреагирование» такого типа встречается, например, в тех случаях, когда взволнованный человек буквально «не находит себе места», беспрестанно двигается, ходит, стремится «излить душу» в разговоре даже с посторонним человеком.

Второй тип саморегуляции реализуется с привлечением дополнительного притока в мозг нервной импульсации. Сюда можно отнести такие распространенные средства тонизирования, как физическая нагрузка, воздействие на органы чувств, рецепторы кожи (музыка, холодный душ, массаж и т.п.). Таким образом, если в первом случае саморегуляции имеет место отвод избыточной нервной энергии от мозга, то во втором специально продуцируется дополнительная нервная импульсация, необходимая для тонизирования мозга.

Наконец, третий тип саморегуляции характеризуется использованием условных (привычных) сигналов, сочетавшихся ранее с определенным уровнем бодрствования и потому вызывающих его привычным образом. Так, высокая продуктивность работы связывается с дружественной обстановкой в коллективе и т.п. Все три типа саморегуляции высшей нервной деятельности взаимосвязаны и взаимообусловлены, вызывают, поддерживают или ослабляют друг друга.

Следовательно, если человек может мобилизовать свои волевые усилия при встрече с трудностями и преодолевает их, имеются основания говорить о высоком уровне саморегуляции его высшей нервной деятельности. Наоборот, неспособность справиться с трудностями свидетельствует о низком уровне саморегуляции, психики.

Таким образом, по мнению Крауклиса А.А., задача саморегуляции состоит в том, чтобы обеспечивать адекватность и экономичность поведенческих реакций, то есть высокую приспособительную эффективность психологической деятельности в целом.

Часть ученых, например Симонов и др., считает, что, по существу, нет никаких различий между тем, что называют саморегуляцией и рефлекторной нервной деятельностью. Саморегуляция - это только специфическое проявление рефлекторной деятельности. Было показано, что эмоции возникают в качестве механизмов, регулирующих функциональные особенности на «принципе обратной связи». Эти «обратные связи» в целостном эмоциональном отражении действительности составляют эффекторное звено эмоциональных рефлексов. Таким образом, проблема «обратной связи» является частью рефлекторной теории и регуляции психической деятельности в том числе.

По нашему мнению, этот подход, хорошо раскрывая психологические механизмы и закономерности саморегуляции высшей нервной деятельности и отдельных поступков личности, не отражает особенности саморегуляции социального поведения личности в целом, так как не затрагивает высшие уровни ее мотивационной сферы (ценностные ориентации, направленность и т.д.).

б). Операционально-технический (системно-функциональный) подход к саморегуляции личности.

Операционально-технический подход к саморегуляции личности связан с сознательной организацией действия с помощью средств, направленных на его оптимизацию.

Суть этого подхода хорошо раскрыта О.А.Конопкиным, который предложил общую модель осознанной саморегуляции человеческой деятельности в составе следующих функциональных звеньев:

  • принятая субъектом цель деятельности; - субъективная (субъектная) модель ее значимых условий; - программа собственно исполнительских действий; - субъектная система критериев успешности деятельности; - контроль и оценка реальных наличных результатов; - решение о коррекции системы саморегуляции. Рассмотрим подробнее эту модель и ее применимость к пониманию механизмов саморегуляции социального поведения личности. По мнению О.А.Конопкина, звену принятия цели принадлежит общая системообразующая функция.

Определенное понимание субъектом цели деятельности - психологический фактор, влияющий на организацию всего контура саморегуляции, который и формируется в интересах достижения цели в том ее виде, как она понята и принята или самостоятельно сформулирована субъектом.

Субъективная модель значимых условий представляет собой комплекс информации, которой располагает в данный момент субъект о тех условиях деятельности, учет которых, по его мнению, необходим для ее успешного осуществления. Модель значимых условий реализуется как информацией о внешних, объективных условиях, так и о «внутренних» условиях деятельности, в качестве которых выступают субъективные возможности человека, определяющие выбор им той или иной исполнительской программы (общие и специальные способности, личностные качества, привычки, разного рода отработанные навыки, усвоенные нормы поведения, индивидуально-типологические характеристики познавательной деятельности, психомоторики и так далее вплоть до эмоциональных предпочтений и наличных в данный момент обще-функциональных состояний).

Субъективная модель условий деятельности и программа исполнительских действий в своей совокупности в рамках процесса регуляции составляют «блок программирования деятельности». Тем не менее звено принятия программы выполняет в процессе саморегуляции свои, специфические функции. Они состоят в создании и принятии такой программы исполнительских действий, которая в дальнейшем является источником информации, определяющей характер, последовательность и другие характеристики действий, направленность на достижение цели в определенных условиях.

При одинаковой субъективной модели внешних значимых условий разные люди могут реализовывать разные программы.

Активное регулирование деятельности предполагает наличие в контуре саморегуляции специального аппарата оценки успешности исполнительской активности. Эффективность такого контроля обеспечивается наличием в психологическом контуре регулирования таких функциональных звеньев, как исходно принятая система критериев успеха и информация о реальном ходе деятельности, о ее промежуточных и конечных результатах.

Регуляторная роль точной информации о достигаемых результатах может полностью реализовываться только при наличии достаточно точных критериев оценки успешности действий. Именно в принятых субъектом критериях успешности находит отражение точная направленность регуляции деятельности, конкретизация общей цели, выделение основных параметров или элементов (операций) деятельности и эталонов их исполнения.

Лишь наличие в контуре саморегуляции как информации о реальных результатах, так и максимально точных критериев их оценки относительно принятой цели дает возможность принимать решения, санкционирующие продолжение деятельности по принятой программе, ее прекращение в связи с достижением цели, либо решения о коррекциях в системе регуляции. Коррекции первично могут касаться любого звена системы саморегуляции. Изменение же программы действий будет являться в этом случае лишь конечным видимым результатом.

Обязательным двуединым условием успешного функционирования любого конкретного процесса саморегуляции является наличие в его контуре всех названных компонентов и эффективных связей между ними. Во многих конкретных случаях субъект реализует структурно неполноценный вариант саморегуляции.

В процессе онтогенетического развития, в ходе овладения новыми, разнообразными и усложняющимися видами произвольной активности, человек приобретает генерализованные умения саморегуляции, общую способность произвольного построения своей целенаправленной активности. Генерализация и обобщение многочисленных конкретных и единичных регуляторных навыков и умений, приобретаемых в процессе реальной собственной деятельности и поведения, приводят к формированию индивидуализированной «метасистемы» саморегуляции, характеризующей общий уровень развития человека как субъекта своей деятельности и поведения, характерный для него стиль регуляции своей целенаправленной активности.

Динамические и содержательные характеристики регуляторной «метасистемы» данного человека существенно зависят от общего уровня его психического развития - интеллектуального, волевого, эмоционального, нравственного, гражданского и др. Это понятно, так как весь процесс саморегуляции является информационным, в нем информация существует, фиксируется, добывается, оценивается средствами психического отражения различных сторон действительности, своего места и связей с нею, своего внутреннего мира, личностных ценностей, потребностей, стремлений, отношений с другими людьми, самооценок и т.д. Все наличное богатство общего психического развития используется в саморегуляции.

Необходимо отметить и значение ее личностных предпосылок. В их роли выступает система качеств личности, определяющих как «формально-динамические», так и содержательные характеристики саморегуляции. В этой связи можно условно выделить два «блока» личностных качеств: одни из них определяют динамические параметры саморегуляции, степень ее внутренней детерминации самим субъектом, стабильность системы регуляции, устойчивость во время непрерывной работы, надежность при усложнении условий и т.п.

Другие личностные качества ответственны за содержатель- но-смысловую сторону регуляционных процессов, содержание внутреннего смысла деятельности для субъекта, за содержание побуждающих мотивов, особенно к труду вообще и к труду общественно значимому, за отношения к другим членам своего коллектива, за ценностную направленность, характер самооценок и т.п. К числу первых относятся такие устойчивые характеристики, как скорость ориентировки в условиях, задачах, уверенность при принятии решений, целенаправленность, упорство, общее волевое развитие, самостоятельность, инициативность и даже трудолюбие. Однако, лишь содержательно полноценное формирование второго блока личностных качеств обеспечивает необходимый смысловой уровень регуляции, всех форм произвольной активности.

В предметной деятельности, в узком смысле этого понятия, условно абстрагированном от социальных аспектов деятельности, главным для исполнителя является достижение заданного результата, а лучшей программой - та, которая ведет к результату наиболее экономичным, легким, быстрым путем. При регуляции же различных форм целенаправленного общения, реализации жизненных планов, любой деятельности, словом, социального поведения в любых его формах, для субъекта рядом с достигаемым результатом по степени важности стоит и программа, способ достижения потребного результата. При регуляции социального поведения, поступков оценка результата невозможна без оценки программ по параметру их согласованности с социальными, нравственными, моральными критериями поведения.

О.А.Конопкин делает вывод, что, по видимому, одним из высших уровней развития произвольной саморегуляции является системное взаимодействие общих «операциональных» умений по ее построению, то есть построению полноценного относительно разных видов деятельности контура саморегуляции, и личностного, в том числе собственно потребностно - мотивационного и волевого (в узком смысле) развития.

Итак, О.А. Конопкин сделал попытку разработать общую концептуальную модель саморегуляции, отражающую ее принципиальную внутреннюю структуру, присущую осознанной регуляции человеком самых различных видов и форм своей произвольной активности.

Рассматривая возможные пути построения общей модели осознанной саморегуляции деятельности, он остановился на системно-функциональном подходе к анализу регуляторных процессов. По его мнению, это означает, что саморегуляция должна быть отражена в модели как целостная система, состоящая из функциональных звеньев (блоков), основанием для выделения которых является их специфическая функция в общем контуре регулирования, абстрагированная от психических средств и способов ее реализации.

Системно-функциональный подход к изучению саморегуляции, требуя рассмотрения всего контура регуляции, тем самым предполагает реализацию принципа целостного подхода к социальному поведению личности. Выделение в любом процессе саморегуляции общих составляющих его специфических функций, которые реализуются отдельными функциональными звеньями регуляции, позволяет осуществлять унифицированный аналитический подход к разным видам социального поведения личности.

В то же время основная задача этого подхода заключается в создании четкой формализованной модели социального поведения личности. Анализ же ее потребностно-мотивационной сферы, влияющей на выбор цели, а также внутренних и внешних регуляторов в виде личностной и социальной ценностно-нормативных систем, формирующих субъектную систему критериев успешности поведения (деятельности) личности остается за рамками данного подхода. Это не позволяет в полной мере раскрыть психологическую сущность механизмов и закономерностей саморегуляции социального поведения личности. В этом нам видится определенная ограниченность данного подхода.

в). Мотивационный подход к саморегуляции социального поведения личности.

Мотивационный подход связан с организацией общей направленности социального поведения личности с помощью сознательного управления своей мотивационно-потребностной сферой.

Одной из первых попыток воплощения данного подхода в развернутую теорию явилась концепция отношений личности, предложенная В.Н. Мясищевым и развитая В.С. Мерлиным.

В.Н. Мясищев писал, что психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности.

Сущность мотивационного подхода к саморегуляции личности наиболее полное свое отражение нашло в работах Б.В.Зейгарник. По ее мнению, необходимым условием саморегуляции является постановка сознательной задачи на смысловую перестройку и отчуждение «негативного» смысла. Условием такого отчуждения и объективации смысла (который превращается таким образом в объект переработки и изменения) является осознание его глубинных оснований (мотивов, ценностей). Осуществляемое в процессе рефлексии отчуждение лишает негативный смысл патогенной аффективной силы, ведущей к усугублению конфликта. Затем происходит поиск мотива или ценности - источника эмоционального «заряда» для порождения нового смысла и развития действия в нужном направлении.

Формирование нового смысла путем его эмоционального насыщения осуществляется при участии еще одного механизма саморегуляции (помимо рефлексии), который можно обозначить как смысловое связывание. Суть его заключается в особой внутренней сознательной работе, направленной на превращение изначально нейтрального содержания в эмоционально заряженное путем связывания его с мотивационно-смысловой сферой личности.

Рефлексия (как обращенность субъекта на себя и свою деятельность) является универсальным механизмом процесса саморегуляции. Она останавливает (фиксирует) процесс деятельности, отчуждает и объективирует его, что и делает возможным осознанное воздействие на этот процесс. Рефлексия является важнейшим механизмом процесса саморегуляции, ибо позволяет человеку выйти во внешнюю позицию по отношению к себе и своим действиям, что и делает возможной их сознательную регуляцию.

Рефлексия в процессах саморегуляции имеет деятельностную направленность и отличает от той «умственной жвачки», «самокопания», которые обычно называют «дурной» рефлексией». Нарушения рефлексии приводят к сбоям (а иногда и полному распаду) процесса саморегуляции и соответственно резко затрудняют адаптацию и личностное развитие.

Возможность сознательной регуляции задается иерархической структурой смысловых образований личности, представляющих собой единство аффективных и когнитивных компонентов. Процесс саморегуляции предполагает перестройку смысловых образований, условием которой является их осознанность. Именно осознанные смысловые образования лежат в основе саморегуляции поведения - с их помощью осуществляются произвольное изменение смысловой направленности, контроль за непосредственными побуждениями, оценка и коррекция действий и поступков, формируются новые ведущие ценности человека.

В ситуации кризиса саморегуляция направлена на преобразование наиболее общих смысловых структур, формирование новых ведущих ценностей, составляющих основание целостной жизнедеятельности человека.

Важным вкладом в развитие мотивационного подхода стали исследования особенностей нормативной регуляции поведения человека в организации, проведенные М.И. Бобневой и другими учеными. Как считает М.И. Бобнева, поведение человека в организации, его деятельность как члена той или иной организации, ее представителя - особый вид социального поведения, одной из основных характеристик которого является его специфическая нормативная регламентация и регуляция с помощью сложных систем социальных норм, вырабатываемых социальными организациями, а все остальные его особенности прямо или опосредованно связаны с такой нормативной регламентацией. Действительно, нормативная регуляция поведением личности включается в ее динамическую мотивационную систему на основе сформированной у личности ценностных представлений. Поэтому такой вид регуляции может рассматриваться как важный компонент регуляции более высокого порядка - регуляции на основе ценностных ориентаций личности.

На наш взгляд, мотивационный подход позволяет существенно дополнить предыдущие подходы в познании психологических механизмов и закономерностей саморегуляции социального поведения личности. Однако, и при это подходе остается нерешенным вопрос об основных тенденциях в социальном поведении личности, так как не рассматривается процесс самоорганизации личности.

По меткому, хотя и на первый взгляд парадоксальному замечанию Д.Б.Эльконина, личность - это не регуляция, а, напротив, преодоление, всяческих регуляций. В этой связи уместно привести слова Гегеля, что обстоятельства или мотивы господствуют над человеком лишь в той мере, в какой он сам позволяет им это. Все это указывает на то, что наряду с процессом саморегуляции на поведение личности влияет и другой не менее важный процесс - процесс самоорганизации.

Суть данного процесса выражается в том, что такая саморегулируемая система, как личность, способна приобретать в ходе своей деятельности новые свойства и достигать нового, более высокого, уровня взаимодействия со средой. Более того, сам процесс социализации, то есть процесс становления, формирования личности невозможен без самоорганизации, которая подразумевает определенное нарушение установившейся саморегуляции и выход на другой, более высокий ее уровень.

В частности, именно с этим связаны возрастные кризисы в развитии детей, источником возникновения которых являются противоречия между возросшими возможностями ребенка и условиями их реализации.

Ж.Годфруа отмечал, что сталкиваясь с жизненными трудностями и волей-неволей принимая тот вызов, который бросают нам обстоятельства, мы все время вынуждены искать равновесие между адаптацией к реальности, с одной стороны, и развитием своих потенциальных возможностей, которое позволило бы нам утвердить собственную индивидуальность, с другой.

Самоорганизация личности проявляется в двух формах: в форме ее социализации и в форме самоорганизации ее социального поведения. Такое разделение можно считать весьма условным, так как развитие (социализация) личности не может быть сведена лишь к развитию познавательных, эмоциональных и волевых компонентов. Как справедливо замечает Шевандрин, детерминантой развития личности является деятельностно-опосредствованный тип взаимоотношений, который складывается у человека с наиболее референтной (значимой для него) группой (или группами). То есть можно сказать, что как социализация личности в значительной степени определяется ее поведением в микро- и макросоциуме, так и особенности социального поведения личности определяется уровнем или стадией ее социализации.

Следует отметить, что самоорганизация социального поведения личности обычно менее выражена, чем саморегуляция. Так, по подсчетам А.Маслоу, самоактуализирующиеся личности составляют ничтожное меньшинство (около 1%) населения и являют собой образец психологически здоровых и максимально выражающих человеческую сущность людей. Предпринятое А.Маслоу обширное исследование самоактуализирующихся людей с целью выявления наиболее характерного комплекса их психологических особенностей позволило ему выделить следующие 15 основных черт:

1. Более адекватное восприятие действительности, свободное от влияния актуальных потребностей, стереотипов и предрассудков, интерес к неизведанному.

2. Принятие себя и других такими, какие они есть, отсутствие искусственных, защитных форм поведения и неприятие такого поведения со стороны других.

3. Спонтанность проявлений, простота и естественность. Такие люди соблюдают установившиеся ритуалы, традиции и церемонии, но относятся к ним с должным юмором. Это не автоматический, а сознательный конформизм лишь на уровне внешнего поведения.

4. Деловая направленность. Такие люди заняты обычно не собой, а своей жизненной задачей или миссией. Обычно они соотносят свою деятельность с универсальными ценностями и склонны рассматривать ее под углом зрения вечности, а не текущего момента. Поэтому все они в какой-то степени философы.

5. Они нередко склонны к одиночеству и для них характерна позиция отстраненности по отношению ко многим событиям, в том числе событиям собственной жизни. Это помогает им относительно спокойно переносить неприятности и быть менее подверженными воздействиям извне.

6. Автономия и независимость от окружения; устойчивость под воздействием фрустрирующих факторов.

7. Свежесть восприятия; нахождение каждый раз нового в уже известном.

8. Предельные переживания, характеризующиеся ощущением исчезновения собственного «Я».

9. Чувство общности с человечеством в целом.

10. Дружба с другими самоактуализирующимися людьми: узкий круг людей, отношения с которыми весьма глубокие. Отсутствие проявлений враждебности в межличностных отношениях.

11. Демократичность в отношениях. Готовность учиться у других.

12. Устойчивые внутренние моральные нормы. Самоактуализирующиеся люди ведут себя нравственно, они остро чувствуют добро и зло; они ориентированы на цели, а средства всегда подчиняют этим целям.

12. «философское» чувство юмора. Они относятся с юмором к жизни в целом и к самим себе, но никогда не считают смешной чью-либо ущербность или невзгоды.

14. Креативность, не зависящая от того, чем человек занимается, и проявляющаяся во всех действиях самоактуализирующейся личности.

15. Они не принимают безоговорочно ту культуру, к которой они принадлежат. Они не конформны, но и не склонны к бездумному бунтарству. Они достаточно критично относятся к своей культуре, выбирая из нее хорошее и отвергая плохое. Они не идентифицируются со всей культурой, ощущая себя в большей степени представителями человечества в целом, чем представителями своей страны. Поэтому они нередко оказываются в изоляции в той культурной среде, которую они не желают принять.

По мнению А.Тытаря, показателем эффективности происходящего процесса самоорганизации является сопровождающий функционал, показывающий жизнеспособность психоструктуры человека: образование новых устойчивых состояний при изменении условий существования. Человек с высокой жизнеспособностью при высокой интенсивности событий успевает перестраиваться, а с низкой жизнеспособностью - накапливает деструктивные изменения и саморазрушается.

Оценкой жизнеспособности является время « захваченное™» негативными переживаниями вследствие ошибки в поведении, фрустрации конфликта в проблемной ситуации и т.п. Затянувшиеся негативные переживания приводят к самоизоляции, в конечном счете - к психосоматическому заболеванию. Трансформация негативных переживаний в положительный опыт разрешения кризисных ситуаций ведет к расширению жизненного пространства.

Таким образом, человек переходит либо в состояния вырождения и деградации, либо в состояния более высокого уровня упорядоченности, при этом время «захваченное» негативными переживаниями минимально. У человека с малым временем самовосстановления эффективен процесс самоорганизации.

На основе анализа имеющихся научных работ по проблемам регуляции социального поведения личности мы пришли к выводу, что в психологии пока еще не сформировалась определенная точка зрения не только на природу процесса самоорганизации, но и на целесообразность рассматривать этот процесс в качестве равнозначного процессу саморегуляции.

Обращает на себя внимание фрагментарность и недостаточная разработанность проблемы самоорганизации личности и ее социального поведения. В частности, отсутствуют какие-либо модели, подобные общей модели осознанной саморегуляции человеческой деятельности.

В основном, проблема самоорганизации рассматривается лишь как проблема социализации личности. Причем, принимаются во внимание только изменения, происходящие в психологической структуре личности. Мы же полагаем, что важнейшая функция самоорганизации социального поведения личности заключается в ее самореализации и самоактуализации, что связано с преобразованиями своей социальной микрои макросреды. То есть процесс, лежащий в основе поведения личности в качестве субъекта социальных (групповых) отношений выпадает из поля зрения исследователей.

Все рассмотренные подходы имеют ряд недостатков:

1. Внимание исследователей обращено, как правило, на процесс саморегуляции личности. Роль процесса самоорганизации или не дооценивается, или вовсе не замечается.

2. Исследования проблем самоорганизации поведения личности носят сугубо теоретический, описательный характер, экспериментально нераскрывающий его психологические закономерности и механизмы.

3. Отсутствует понимание тесной взаимосвязи, существующей между процессами саморегуляции и самоорганизации личности и их взаимопереходов.

4. Недостаточно учитывается влияние системы ценностей микросоциума (малых групп) на саморегуляцию и самоорганизацию социального поведения личности.

5. Не принимается во внимание влияние на саморегуляцию и самоорганизацию поведения личности изменений в системе социальных ценностей макросоциума (больших групп).

6. Недооценка самоорганизации в регуляции поведения личности связана с принижением роли личности в качестве субъекта социальных отношений.

 

Автор: Ярушкин Н.Н.