14.02.2013 23261

Внутрисемейные отношения и их роль в развитии социального поведения ребенка

 

Нельзя рассматривать личность ребенка вне системы его отношений с окружающими, ведь именно в этой системе происходит развитие и формирование его личности. В.Н. Мясищев отмечал, что система отношений формируется в ходе всей истории развития человека, в том числе и в процессе общения. Именно в общении выражаются отношения человека с их различной активностью, избирательностью, положительным или отрицательным характером.

Отношения представляются в качестве временных связей человека как личности-субъекта с объективной действительностью или с отдельными ее сторонами. Их предметом могут быть самые разные стороны деятельности человека, а объектом - все явления природы, события общественной жизни, люди и сама личность.

Б.Г. Ананьев выделял из общей совокупности отношений личности ко всему окружающему и самому себе главную систему отношений по принципу значимости для человека: общество и общественные идеи, труд - как способ существования человека, других людей, собственную деятельность и личность человека. Внутренние отношения личности возникают из системы действительных взаимоотношений людей и превращаются в определенные качества, привычки, формируя черты характера.

А.А. Бодалев, рассматривая механизмы воспитательного воздействия, отмечал, что существует возможность формирования у ребенка устойчивого отношения ко всему, что его окружает. Здесь возникает проблема поиска наиболее устойчивых связей, отношений, определяющих облик личности.

Ведущую роль в психическом развитии ребенка дошкольного возраста играет общение ребенка со взрослыми. Это естественно обусловливает доминирующее место отношений ребенка с родными в семье среди других его межличностных отношений.

Проблеме влияния семьи на ребенка посвящены многочисленные работы по социальной психологии, педагогике, философии, психиатрии.

Представляется вполне закономерным тот факт, что семья стала объектом изучения специалистов разных наук, так как она является тем социальным институтом, в котором индивид приобретает первый социальный опыт, первые навыки социального поведения.

Семья формирует и определяет поведение индивида, закладывает эмоциональный план и структуру поведения, которая в значительной мере сохраняется в течение жизни, а так же оказывает модифицирующее влияние на поведение в каждый определенный период времени.

Вместе с тем семья не является изолированным институтом (Н.В.Кузьмина). Она делит сферу влияния с другими педагогическими системами (ясли, детский сад, школа), однако остается главной, поскольку все воздействие других педагогических систем преломляется под углом зрения семьи.

Наряду с этим необходимо отметить, что роль семьи неодинакова на разных стадиях развития ребенка, его социализации. Наиболее важную роль семья играет в жизни ребенка в период его первичной или ранней социализации. В это период у него создается тот “базис”, та первооснова характера, на которой может быть построена структура позитивно социализированного индивида.

Представляя собой малую группу, своего рода социальный “микрокосм”, семья наиболее соответствует требованию постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. С другой стороны, семья неоднородная, а дифференцированная социальная группа. Она неоднородна по возрасту, полу, а подчас и профессии участников группы. Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять эмоциональные и интеллектуальные возможности, быстрее реализовывать их.

То, что семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека, сейчас ни у кого не вызывает сомнения. К настоящему периоду в советской психологии и педагогике накопилось большое количество работ, в которых тщательно анализируются различные аспекты влияния семьи на формирование личности ребенка, отдельные стороны и компоненты ее воспитательного потенциала.

Воспитательные возможности семьи раскрыты в ряде коллективных трудов.

Исследователям удалось доказать неоднородную роль разных факторов семейной жизни в воспитании молодого поколения, таких как материальные и бытовые условия в семье; численность и структура семьи, социально-экономический статус членов семьи, жизненный опыт и культурно-образовательный уровень взрослых, эмоционально-психологический климат, психологическая зрелость и уровень педагогической культуры родителей.

Ведущим среди всех этих факторов признаются внутрисемейные отношения. Центральное место внутрисемейных отношений среди других факторов обуславливается тем, что последние являются первым специфическим образцом общественных отношений, с которыми сталкивается человек с момента рождения. В них как бы фокусируется и выражается все богатство общественных отношений, а, стало быть, создается возможность для раннего включения ребенка в их систему.

Внутрисемейные отношения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих духовный потенциал ребенка.

К ним относятся:

1. непосредственность контактов членов семьи, где в большей степени удовлетворяется первостепенная потребность в общении ребенка (Е.А.Аркин, Л.И.Божович, М.Ю.Кистяковская, М.И.Лисина, А.А.Люблинская);

2. общение в семье строится на основе брачных и родственных отношений, порождающих глубоко личные, сокровенные и задушевные связи, опирающиеся на супружескую, родительскую и сыновнюю (дочернюю) любовь и привязанность. Все это является источником формирования высоконравственных качеств, мажорного мироощущения, положительного самочувствия и уверенности в себе у детей. Общение в атмосфере близости, любви, сердечности, доверия, сплоченности, заботы друг о друге оказывает сильнейшее влияние на детскую психику и в дальнейшем дает широкий простор для эмоциональных переживаний ребенка, тем самым становится для него подлинной школой социальных чувств.

3. семья, семейные отношения содействуют формированию личности человека в течение всей его жизни, тогда как влияние других институтов носит только временный характер. Более того, для детей раннего и дошкольного возраста, когда общение затруднено из-за особенностей и возможностей ребенка, общение с родителями и другими членами семьи является главным каналом, по которому среда оказывает влияние на развитие детей.

Ведущее место семьи, родительских отношений в обеспечении необходимой детям данного возраста потребности в родительской любви, опеке и понимании (И.С.Кон, А.А.Люблинская, М.И.Лисина, Т.А.Репина, С.П.Тищенко, А.С.Спиваковская, С.Г.Лкобсон).

Доминирующая роль внутрисемейных отношений была доказана в ряде эмпирических работ, проведенных за последние годы. Общим для всех исследований является вывод о том, что семья с прочными контактами, уважительным отношением к детям способствует формированию у последних таких качеств, как коллективизм, доброжелательность, внимательность, самостоятельность, чуткость.

Для таких детей свойственно более адекватное социальное поведение, самосознание, а, следовательно, более развитое чувство человеческого достоинства, умение постоять за себя. Все это делает их коммуникабельными, обеспечивает их высокий престиж в группе сверстников и создает благоприятную систему взаимоотношений между ними и окружающими людьми.

В семьях с авторитарным стилем взаимоотношений формирование названных качеств затрудняется, сдерживается, искажается, а в ряде случаев становится невозможным.

В.П.Левкович проводил обследование зависимости успеваемости, характера социального поведения, общественной активности и нравственного развития детей от специфики их взаимоотношений с родителями. Оно показало, что на ребенка оказывают патогенное воздействие не только разные формы негативных межличностных отношений в семье, но и такой тип взаимоотношений, при котором родители игнорируют духовный мир ребенка.

Для формирования прочных духовных контактов между родителями и детьми необходим высокий уровень взаимной информированности между ними, доверчивость друг к другу, взаимопонимание, дружеский стиль общения и адекватно-позитивная оценка ребенка родителями. Отсутствие этих условий приводит к многим отклонениям в развитии личности (неуспеваемость, низкая социальная активность, негативные формы поведения, высокая раздражительность, подавленное настроение).

И.В. Комановским была выявлена некоторая зависимость между уровнем нравственного развития первоклассников и профессиональной культурой, образованием и возрастом родителей, материальным состоянием семьи и пр. Однако, самая высокая зависимость наблюдалась между нравственным уровнем учащихся и теми отношениями, которые сложились у ребенка с другими членами коллектива. Эти отношения, в свою очередь, зависят от нравственного уровня самих родителей, их социальной направленности и авторитета, времени общения с ребенком родителей, характера совместной деятельности в семье.

К аналогичному выводу пришли и многие другие авторы:

В.В.Кондратова, Л.К.Пелипенко, Т.А.Репина, Н.А.Стародубова, В.Я.Титаренко). Полученные ими результаты свидетельствуют о том, что главным фактором семейного воспитания является характер взаимоотношений между членами семьи.

Большое значение для становления таких социальных качеств личности, как ответственность, внимание к другим членам семьи, готовность к взаимопомощи, коллективная направленность, отзывчивость, имеет совместная деятельность родителей и детей в семье. Такое сотрудничество способствует духовному сближению членов семьи за счет многочисленных контактов, неизбежно возникающих по ходу данной деятельности.

Поведение ребенка, в конечном счете, определяется его положением в семье. М.И. Барлишевский показал, что способности ребенка к саморегуляции поведения во многом определяются спецификой его статуса в семейном коллективе. У детей с чрезмерно высоким статусом, которые с ранних лет привыкли быть в центре внимания семьи, наблюдается задержка в развитии таких важных моментов саморегуляции, как рефлексия, самооценка, склонность к самоконтролю, ориентация на интересы окружающих.

Обобщая итоги перечисленных выше работ, можно сделать вывод о том, что внутрисемейные отношения действительно оказывают влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими, особенности его поведения. Но, признавая ведущую роль семьи в воспитании ребенка, никто из названных авторов не выделял семейные отношения в качестве самостоятельного предмета изучения. Они обследовались лишь как одно из условий (хотя бы и главных) формирования того или иного качества личности. Поэтому изучение внутрисемейных отношений не было достаточно последовательным: не все компоненты выделялись, а если какие-то отдельные компоненты и выделялись, то их значение и роль не анализировались в целостной системе взаимоотношений.

Семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные нравственные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и тем, что процесс усвоения нравственных норм, правил поведения тоже зависит от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

В.А. Антонович была выявлена неоднозначная взаимосвязь между особенностями усвоения этических норм детьми и эмпатией, определяемой характером взаимоотношений в семье. Постоянный положительно-эмоциональный контакт в семье, вовлеченность родителей во внутренний мир переживаний ребенка способствует развитию у него альтруистической эмпатии. В таком случае ребенок способен раскрывать и распознавать подлинную сторону нравственных отношений, прогнозировать последствия своих поступков для окружающих людей, конечным результатом этого становится то, что он старается сознательно соблюдать моральные нормы ради благополучия других людей. Отрицательный опыт эмоционально-нравственных отношений способствует развитию эгоцентрических эмпатических переживаний, отрицательно влияющих на развитие ребенком этических норм.

Явное влияние семьи на усвоение нравственных норм дошкольниками показано в работе З.Р. Кадыровой. Автором было установлено, что тип семейного воспитания определяет не только особенности нравственных представлений, социального поведения ребенка, но и успешность формирования у него новых этических норм с помощью целенаправленных воздействий. При демократическом воспитании дети не только проявляют сочувствие и сопереживание, инициативно оказывают помощь другим, но и способны осознать мотивы нравственных поступков.

Высокая степень покорности, тенденция к безусловному послушанию, эгоистичная направленность поведения и низкий уровень усвоения нравственных норм характерны для детей тех семей, где воспитание основывается на требованиях слепого подчинения власти и авторитету взрослых.

А.А. Фурутан, давая практические рекомендации родителям, отмечает, что люди, испытавшие сильный контроль и давление со стороны родителей, безынициативны, чрезмерно впечатлительны, обладают заниженной самооценкой. Если же родители снимают с сына или дочери ограничения и необходимые для его возраста обязанности, то ребенок теряет возможность овладеть культурой поведения, в следствие чего становятся неуправляемыми в детстве и, повзрослев, сталкиваются с бесчисленными трудностями.

Нужно отметить, что в данных работах обследование семейного воспитания проводилось достаточно односторонне: выяснялись (с помощью анкеты и беседы с родителями) лишь характер требований родителей к ребенку, их ориентация на этические нормы и единичные эмоциональные реакции родителей на поступок ребенка, в связи с этим картина семейных отношений здесь чрезмерно упрощается.

Семейные отношения, помимо нравственно-поведенческой сферы личности, оказывают воздействие и на другие ее стороны: волевую, мотивационную сферу, процесс половой идентификации, успеваемость в учебной деятельности, установку на жизненные перспективы, успех и результативность воспитательных усилий родителей и других взрослых на ребенка.

Рассмотренные выше и аналогичные им работы можно отнести к одному направлению, центральным стержнем специфики которого является интерес к определению роли разных аспектов семейного воспитания в усвоении ребенком нравственных норм, развитии эмпатии, бесконфликтности в поведении.

К другому направлению можно отнести те исследования, содержание которых составляет более узкая проблема: зависимость социальных связей ребенка от особенностей внутрисемейных отношений. Это направление имеет также возможность рассматривать успешность построения отношений ребенка с окружающими.

А.А.Бодалев. А.Я.Варга, С.В.Ковалев, А.И.Захаров, Т.И.Комиссаренко, А.А.Люблинская, В.Я.Титаренко, А.С.Спиваковская, И.С.Кон единогласно утверждают, что особенности взаимоотношений родителей и детей закрепляются в собственном поведении последних и становятся моделью для дальнейших контактов с окружающими.

“Стиль взаимоотношений взрослых с детьми, - пишет С.В.Ковалев, - оказывается не просто средством поддержания контакта с ними, а еще и своеобразным, но весьма действенным методом воспитания - воспитания взаимоотношений”. Это происходит именно потому, что в общении со взрослыми ребенок больше всего усваивает свои будущие модели поведения, в том числе и стиль взаимоотношений с людьми, который в свою очередь определяет его психический склад и способствует завершению формирования свойств его личности.

“Особенность отношений родителей к детям, - считает Л.Джексон, - настолько закрепляется у последних в их собственном отношении к окружающим и их оценкам, что на основании анализа их у детей можно конструировать меру гармоничности или напряженности положения ребенка в семье”.

Состояние некоммуникабельности как аномальная черта личности в детские годы обладает свойством сохраняться и даже развиваться в дальнейшем и в том случае, когда факторы, вызывающие ее к жизни, уже отсутствуют.

Результаты исследований Л.А. Холевой и З.М. Богуславской дают конкретный материал, свидетельствующий о прямой зависимости общения дошкольника от типов семейных отношений. Если между членами семьи складываются теплые, доброжелательные отношения, эмоциональная привязанность и взрослые единогласны в вопросе воспитания ребенка, интересуются его проблемами, постоянно занимаются им и привлекают его к совместной деятельности, то кроме хорошего умственного развития, трудолюбия, высокой социальной активности, ребенку присущи интимно-близкие отношения со всеми другими взрослыми и благоприятные отношения со сверстниками. Он быстро налаживает контакты с товарищами, проявляет сочувствие и содействие по собственной инициативе, умеет контролировать свое поведение.

Ограниченность содержательного отношения с окружающими наблюдается у детей, родители которых либо слишком опекают своего ребенка, либо проявляют к нему деловые, холодные, пренебрежительные отношения. В этом случае у ребенка складывается стойкая отчужденность, недоверие и не расположенность к взрослым (в том числе к родным), негативизм и замкнутость. Р. Дрейкурс подчеркивал значение демократических отношений в семье, так как считал ее средой, в которой формируется представление ребенка о себе, его Я-концепция и начинается развитие его социальной природы.

Влияние на особенности общения дошкольников рассматривается в работах И.А. Байновой и А.Я. Варги, в которых показано значимое различие в деятельности общения детей, воспитывающихся в семье, и детей, воспитывающихся в детском доме, лишенных родительской любви и внимания.

Я.А.Коломинский не только показал взаимодействие между двумя сферами общения в двух подсистемах взрослый-ребенок и ребенок- ребенок, но и выявил, как это воздействие осуществляется. Он считает, что возможны два варианта соотношения положения ребенка в этих подсистемах. Если ребенок занимает благоприятное или неблагоприятное положение в одной подсистеме, то он занимает такое же положение и в другой.

Этот вариант является наиболее типичной тенденцией в развитии взаимоотношений детей.

Другой вариант: если ребенок занимает благоприятное положение в одной системе, то оно у него неблагоприятное в другой и наоборот. Здесь либо действует принцип компенсации, либо эти положения остаются декомпенсированными. Взаимодействие двух подсистем Я.Л. Коломинским объяснялось тем, что ребенок в общении со взрослыми усваивает некоторые качества личности и формы поведения, которые либо повышают, либо понижают его положение среди сверстников. Помимо того, здесь идет и процесс реализации ребенком воспитательных воздействий, касающихся формирования отношений со сверстниками и способов общения с ними.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать вывод о том, что, несмотря на обилие теоретических работ и эмпирических данных, реальная, многомерная картина влияния внутрисемейных взаимоотношений на социальное поведение. В одних работах эти взаимоотношения обследованы неполно, не все параметры их представлены и проанализированы, в других - не учтена внутренняя позиция ребенка при восприятии родительских отношений, игнорирована активность личности при выборе позиции по отношению к окружающим, и, наконец, остается открытым вопрос о механизме этого влияния.

С методической стороны нужно отметить, что те методы, которые использовались авторами в вышеописанных работах, позволили выявить лишь объективные внутрисемейные отношения, но не отражали личностный смысл этих отношений для ребенка. А это очень важно для понимания социального поведения ребенка. В этой связи В.С. Мухина пишет: “одни и те же детерминанты могут породить многообразие формы поведения и привести к разным личностным образованиям. В поведении человека многое зависит от того, какую значимость приобретает для него та или иная социальная ситуация и какой личностный смысл имеет та или иная система ценностей”.

Изучение литературы по проблеме внутрисемейных отношений и их роли в развитии социального поведения ребенка позволяет сделать вывод о том, что внутрисемейные отношения, в отличии от других общественных отношений, обладают целым рядом особенностей, обеспечивающих развитие духовного потенциала ребенка. В силу этого семья является первым и ведущим социальным институтом в процессе социализации человека.

Внутрисемейные отношения оказывают значительное влияние на процесс формирования отношений ребенка с окружающими: семья способствует становлению личности не только тем, что многочисленные ее качества рождаются именно в семейном общении, но и тем, что процесс усвоения норм, правил поведения находится в прямой зависимости от того, какого характера взаимоотношения существуют между ее членами.

 

Автор: Усова А.В.