14.02.2013 18001

Понятие социальной активности личности в психологии и ее особенности у детей дошкольного возраста

 

Активность в широком смысле этого слова понимается как форма существования материи. Активность проявляется через взаимодействие в живой и неживой природе, в том числе и в деятельности человека, как форма его взаимодействия с действительностью. Именно деятельность является критерием активности человека, так как она обеспечивает не только биологическую, но и социальную жизнь человека.

Любая деятельность человека протекает в процессе его взаимодействия с окружающим миром, с обществом, с социальным окружением. Одной из форм взаимодействия человека и общества является процесс социализации. Человек усваивает нормы, правила, требования общества, становясь его полноправным членом, причем этот процесс идет за счет активной деятельности самого индивида, его активного включения в социальную среду.

Понятием, стоящим на другом “полюсе активности”, в отечественной психологии принято считать реактивность (Л.С.Выготский, С.Д.Смирнов, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев). Активность и реактивность можно рассматривать либо в качестве психодинамической характеристики (А.И.Крупнов, B.C.Мерлин, В.Д.Небылицин, Я.Стреляу), не зависящей от содержания деятельности, либо в качестве деятельностных характеристик, как меры ценности вкладов в решение общественных задач (К.А.Альбуханова-Славская).

Рассматривая активность как один из главных параметров темперамента, В.Д.Небылицин определял ее как группу личностных качеств, обуславливающих внутреннюю потребность к освоению внешней действительности. Эта потребность может реализовываться в умственном, двигательном или социальном плане.

Критерием реактивности B.C.Мерлин считал интенсивность реакций на непосредственно действующий раздражитель одной и той же, причем надпороговой силы. Реактивность рассматривалась им как повышение активности приспособительных реакций к ситуациям и раздражителям, непосредственно действующим в данный момент.

Активность и реактивность Я.Стреляу понимаются как свойства индивида: активность и реактивность находятся относительно друг друга в обратных отношениях; реактивность является результатом уровня возбуждения; реактивность проявляется в реакциях, непосредственно определяемых стимульной ситуацией, активность же приобретает форму направленности поведения на определенную цель.

Таким образом, активность и реактивность как психодинамические характеристики поведения человека представляются нам независящими от содержания самой деятельности, ее мотивов и ценностей.

Как содержательные характеристики деятельности и поведения человека активность и реактивность могут быть описаны через анализ мотивов поведения, при этом последние интегрируются в систему отношений, смыслов, ценностных ориентаций, а так же через изучение количественно-качественных особенностей протекания самой деятельности. Активность и реактивность характеризуют в этом случае человека и как социального индивида, и как личность. Источником активности выступают потребности, которые через соответствующие им мотивы детерминируют деятельность, обеспечивая ей определенную направленность. Мотивы, в свою очередь, интегрируются в разнообразные отношения. Содержание отношений наиболее полно выражается в личностных смыслах, которые при определенных условиях могут стать ценностями личности, определяющими характер, специфику содержания ее активности.

Таким образом, мотивы, отношения, личностные смыслы задают своеобразие и ориентацию векторам активности и реактивности. Непосредственно их составляющими являются действия человека. Единство направляющего и составляющего компонентов выступают в качестве моментов движения деятельности человека, то есть либо его активности, либо его реактивности.

Однако при включении человека в социальную деятельность активность и реактивность уже не могут рассматриваться ни как психодинамические, ни как содержательные характеристики - они будут являться показателем включения человека в социальную действительность и выступать как мера ценности вкладов человека в решение общественных задач. В этом случае они будут представлять собой социальную активность и социальную реактивность.

В настоящей работе мы будем пользоваться определением социальной активности и социальной реактивности, предложенным В.Г.Мараловым.

Социальная активность - это действия, способы поведения, связанные с принятием, преобразованием или новым формулированием общественной задачи, обладающей просоциальной ценностью. В результате осуществляется выход за пределы непосредственно данной ситуации, осознается социальный смысл решения общественной задачи, идет процесс соотнесения с ней собственного “я” личности, доминирует внутренняя мотивация, выражающая позицию субъекта. В итоге человек принимает на себя определенные обязательства, становится субъектом ответственности и добивается значимых результатов.

Социальная реактивность характеризуется действиями, способами поведения, возникающими в ответ на необходимость включения в решение общественной задачи и ограниченными конкретной ситуацией. В реактивности выражается узость осознания индивидом целей и условий задачи, доминирование внешней мотивации, слабое включение “я” в это процесс. В итоге личность либо не возлагает на себя ответственность, либо возлагает формально, что проявляется в низком уровне самостоятельности.

В дошкольном возрасте нельзя говорить о социальной активности в прямом смысле этого слова, так как здесь закладываются ее первоначальные основы. Усваивая нормы и правила поведения, овладевая различными видами деятельности, ребенок учится строить свои взаимоотношения с окружающими, перенимает способы действий, одобренные обществом.

Поэтому в этом возрасте можно говорить о развитии нормативной активности и создании предпосылок для возникновения нормативно-личностной активности.

Нормативный уровень активности характеризуется способностью усваивать и претворять в жизнь регламентированную обществом систему знаний, умений, навыков, норм и правил поведения, общения. Индивид осознает стоящие перед ним цели, а так же мотивы, способы решения задач, достигает положительных результатов в деятельности.

Реактивность характеризуется недостаточным осознанием цели и смысла выполняемых действий, обусловлена прошлым опытом, установками, в итоге можно наблюдать некачественное или неправильное решение задачи. Например, ребенок подражает действиям взрослых, не понимая их истинного смысла.

Нормативно-личностный уровень активности позволяет охарактеризовать человека одновременно и как социального индивида, и как личность. Активность проявляется в способности человека осознанно относиться к тому, что и как он делает, что и как познает, в итоге осуществляется выход за пределы требуемого, возникают инициирующие действия, направленные на оптимальное решение задачи или на ее постановку. Человек как бы “включает” свой личностный смысл в то, что ему придется делать.

Реактивность проявляется в том случае, если субъект, пытается самостоятельно осмыслить ситуацию, найти свое решение задачи, недостаточно учитывает обстоятельства, в результате приходит к неверным результатам, способам деятельности. Проявляется она и тогда, когда человек не решает задачу, а желает самоутвердиться, демонстрировать свои способности.

При этом следует учитывать, что ребенок может и не достигать даже нормативного уровня или достигать его частично, а так же проявлять соответствующую активность только под контролем взрослых.

Под социальной активностью в дошкольном возрасте понимается способность ребенка включаться в специфическую для данного возраста деятельность по решению общественных задач, проявлять такой уровень психической активности, который способствовал бы получению результатов, значимых и для других людей, и для себя (в плане становления значимых черт личности).

Социальную активность следует отличать от социальной реактивности, которая так же имеет широкое распространение и представляет собой действия, способы поведения детей, возникающие в ответ на воздействие социальных раздражителей и ограниченные конкретной ситуацией. Для реактивности характерна узость осознания ребенком целей деятельности, временная ограниченность побуждений, слабое вовлечение личности во взаимодействие с окружением.

Критерием перехода реактивности в активность является появление элементов ответственности. Ответственность зарождается в техвидах деятельности, которые требуют результата в пользу других, а так же обеспечивают приобретение социально значимых черт самим субъектом. С психологической точки зрения ответственность возникает тогда, когда осуществляется выход за пределы наметившейся ситуации, осуществляется связь между конкретной целью и более широким контекстом общественной задачи, когда начинает формироваться личностный смысл деятельности, идет процесс осознания себя в качестве субъекта деятельности.

Отсюда важными показателями ответственности выступают сознательность и самостоятельность. Считается, что ребенок проявляет достаточный уровень ответственности, если он осознает смысл поставленной цели, принимает ее и способен самостоятельно достичь.

Социальная активность может проявиться в самых разнообразных видах деятельности: труде, познании, общении и т.п. Соответственно, говорят о трудовой, познавательной, этической, эстетической и других видах активности. Подобным же образом может проявляться и социальная реактивность.

В качестве важнейших показателей формирующейся социальной активности дошкольников и младших школьников выступает инициативность и исполнительность, а социальной реактивности - импульсивность и пассивность.

Под инициативой можно понимать способность человека самостоятельно и сознательно брать на себя решение какой-либо общественной задачи и проводить ее в жизнь. В дошкольном возрасте инициатива начинает только зарождаться и находит свое конкретное выражение в доступных для детей видах деятельности.

Оценку уровня инициативности детей следует проводить по следующим показателям: качеству и общественной ценности инициативы, направленности инициативы, ее определенности-неопределенности, мере принятия ответственности, длительности или устойчивости инициативы, частоте проявлений. Важно также учитывать виды инициатив, связанные с организацией деятельности, исполнением.

Другим показателем социальной активности является исполнительность. Она проявляется в способности индивида выполнять поставленную задачу на высоком уровне и в соответствии с предъявляемыми требованиями, правилами, нормами. В дошкольном возрасте исполнительность характеризуется нормативностью. Для общества важно, как дети осваивают различные виды деятельности, овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками, приобретая через это значимые черты и свойства личности.

Оценку уровня исполнительности следует проводить по следующим показателям: особенности принятия ребенком цели, задачи; ответственности исполнения, устойчивости, интенсивности и напряженности, результативности. При характеристике исполнительности следует так же анализировать ее виды.

Можно выделить три вида исполнительности: зависящий от того, чья инициатива реализуется, своя собственная или предложенная другими; зависящий от направленности на процессуальные или результативные стороны деятельности; в зависимости от сферы, в которой она проявляется - в игре, труде, общении, продуктивных видах деятельности.

Инициативность и исполнительность имеют мотивационный компонент, который выступает в качестве конкретных мотивов, побуждающих человека проявлять инициативу, а также в принятии цели, задачи и ответственности исполнения.

Рассмотренные показатели характеризуют различные проявления социальной активности. Однако, социальную активность следует анализировать в тесной связи с другими параметрами активности, а именно - с социальной реактивностью. Социальная реактивность так же имеет свои показатели, важнейшими из которых являются импульсивность и пассивность.

Социально импульсивные дети проявляют, на первый взгляд, высокую активность. Но качество ее не отвечает общественным требованиям. Дошкольники и младшие школьники способны проявлять инициативу, но ценность ее оказывается незначительной, поскольку она не отвечает в полной мере требованиям решаемой задачи, обладает неопределенностью. Исполнительность так же целиком определяется ситуацией, в силу этого дети ведут себя и действуют недостаточно осознанно и самостоятельно. Ребенок с желанием может включаться в деятельность, но, не понимая, чего от него требуется, переключается на другое или начинает действовать под влиянием ситуативных, ярко окрашенных эмоциональных мотивов, затрудняются работать коллективно, мешают другим, вступают в конфликты. Главная особенность поведения - недостаточная осознанность, низкая результативность и ответственность.

Социальная пассивность так же как и реактивность имеет свои характеристики, но с противоположным импульсивным знаком. Пассивные дети, как правило, не проявляют инициатив, особенно в таких видах деятельности, которые требуют организации других. Они привыкли занимать подчиненное положение, действовать под влиянием сложившихся стереотипов, доступных образцов, в то же время часто с нежеланием включаются в деятельность, быстро прерывают ее, проявляют неустойчивость в исполнении, низкую результативность деятельности.

Таким образом, мы видим, что в дошкольном возрасте активность и реактивность имеют свои специфические особенности, определяемые своеобразием развития инициативы и исполнительности. Вместе с тем социальная активность представляется базовой, фундаментальной характеристикой личности, определяющей особенности ее поведения и отношений с окружающим миром.

Основы социальной активности начинают закладываться уже в раннем детстве. Одной из главных предпосылок ее возникновения является потребность в общении (М.И. Лисина), которая зарождается в результате поведения взрослого, вводящего ребенка в сферу новых взаимоотношений и объективной необходимости в заботе и уходе за ним. На базе потребности в общении, как отмечает В.С. Мухина, развивается потребность в признании, определяющая позитивный ход развития личности.

На протяжении всего дошкольного детства становление социальной активности происходит под непосредственным влиянием взрослых, и, в частности, родителей. Так, особенности социальной активности дошкольника, проявляемого при общении со сверстниками, находятся в непосредственной зависимости от типа обращения с ним взрослого (Т.И. Комиссаренко).

Особенно значимым это влияние представляется в возрасте 6-7 лет, когда наступает кризисный период, связанный с переменой ведущего вида деятельности. Основные изменения в ориентировке школьников в социальных нормах происходит между шестью и семью годами. Поведение дошкольника приобретает более произвольный характер, возникает иерархия и соподчинение мотивов. Разумеется, здесь невозможно (да и не нужно) дать полную характеристику особенностей становления личности дошкольника в данный период. Однако, исходя из вышесказанного, представляется важным изучение социальной активности ребенка и влияния на нее особенностей отношения взрослых именно в период 6-7 лет.

 

Автор: Усова А.В.