14.02.2013 5775

Психологические характеристики феномена политического лидерства женщин

 

Большинство исследований по политическому лидерству выполнено американскими психологами и политологами. Исследования теоретического и методологического характера основаны главным образом на эмпирическом материале политической жизни США, тем не менее, многие методологические подходы американских политических психологов можно рассматривать как один из существенных вкладов в изучение лидерства в целом. Этот вклад заключается в формулировании проблематики изучения политического лидерства и его структурировании.

Американская исследовательница М.Германн подразделяет факторы, определяющие феномен политического лидерства:

- Исторический контекст;

- Психологические характеристики лидера (базовые политические убеждения лидера; его политический стиль; мотивация к достижению лидирующих позиций; реакции лидера на стресс и давление; способ, которым достиг своего положения; предшествующий политический опыт; политический климат, в котором стартовал лидер);

- Последователи или сторонники лидера;

- Отношения между лидером и последователями;

- Поведение лидера.

На взгляд Г.Г. Дилигенского, эта совокупность факторов определяет основные направления исследования феномена политического лидерства.

По мнению Е.Б. Абашкиной и Ю.Н. Косолаповой при анализе политического лидера следует учитывать следующие компоненты:

- Личность лидера: процесс социализации и способ выдвижения;

- Анализ характеристик последователей;

- Анализ отношений между лидером и последователями;

- Анализ контекста лидерства.

Г.К. Ашин, анализируя западные социологические и социально-психологические теории лидерства, предлагает следующие принципы классификации типов лидерства.

Тип лидерства зависит:

- от характера эпохи;

- от масштабности целей лидера (общенациональные лидеры, лидеры определенной партии и т. д.);

- от отношения к существующей социальной структуре (лидер, способствующий ее развитию, и лидер, стремящийся ее разрушить);

- от личных способностей лидера;

- от способа выдвижения лидера;

- от характера действий лидера (лидер-инициатор социального движения, и лидер - продолжатель начатого дела);

- от стиля лидерства.

Попытку обоснования лидерства с позиций психоанализа предпринял Лассуэлл. Он попытался объяснить типы лидеров, исходя из особенностей их психики. По его мнению, «вождями-диктаторами движет чувство вины, они ищут облегчения посредством самих механизмов, как обличение других». Лидеры-идеологи - это индивидуумы, которые пережили в детстве крушение многих надежд. Подчеркивая важность биографических сведений о том или ином лидере, он считает, что эти сведения необходимо дополнять психоанализом личности лидера.

Большое влияние на изучение природы политического лидерства оказала теория А. Адлера. Согласно этой теории ориентированные на лидерство люди компенсируют комплекс неполноценности тем, что ведут борьбу за власть. Следуя теории А. Адлера, Т. Шибутани отмечает, что подобные люди «никогда недовольны своей судьбой, независимо от того, насколько благосклонна к ним фортуна.Тот факт, что высокий социальный статус не умиротворяет их, показывает, что в действительности они не довольны собой как человеческим существом. Ориентированные на власть люди обычно страдают идеализированной Я-концепцией: они хотели бы выделяться во всем и расстраиваются всякий раз, когда их талантов оказывается недостаточно. Они чувствительны к неуважению и не вниманию, проявляя большой интерес к символам статуса, внешним признакам успеха, и постоянно заботясь, какое впечатление они производят на окружающих».

Анализ подходов к изучению политического лидерства позволяет сделать следующие выводы:

1. При изучении политического лидерства исследователи выделяли как субъективные, так и объективные характеристики, что позволяет изучать данный феномен ни как изолированное явление, а в совокупности, влияющих на него социальных факторов.

2. Особое значение для нашего исследования имеет тот факт, что на тип лидерства оказывают влияние не только социально - психологические характеристики индивида, но и объективные, не зависящие от индивида процессы, такие как характер эпохи, социальный заказ общества на того или иного лидера.

3. Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учёт различных типов переменных, которые в совокупности определяют природу лидерства в каждый конкретный момент времени. Переменными, которые необходимо учитывать при объяснении данного феномена, являются:

- личность лидера, его происхождение, процесс социализации и способы выдвижения;

- характеристики последователей;

- отношения между лидером и последователями;

- контекст, в котором лидерство имеет место;

- результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

Ролевая концепция личности возникла в американской социальной психологии в 30-х годах XX века (Ч. Кули, Дж. Мид) и получила распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном анализе. Основные положения этой теории были сформулированы американскими социологами Дж. Мидом и Р. Минтоном, а также активно разрабатывались Т. Парсонсом. Ролевая теория описывает социальное поведение личности двумя основными понятиями: “социальный статус” и “социальная роль”. Социальный статус определяет положение человека в обществе. Совокупность требований, предъявляемых индивиду обществом, образует содержание социальной роли. Таким образом, под социальной ролью мы понимаем соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений.

Одна из первых попыток систематизации ролей была предпринята Т. Парсонсом. Он считал, что каждая роль описывается пятью основными характеристиками:

- Эмоциональной характеристикой - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности;

- Способом получения - одни предписываются, другие завоёвываются;

- Масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта;

- Нормализацией - действие в строго установленных правилах, либо произвольно;

- Мотивацией - на личную прибыль, на общее благо.

Дж. Мид, М. Дойч и Р. Краусс провели анализ различных ролевых концепций и выделяют три аспекта социального поведения, которые имеются в виду, когда речь идет о социальной роли:

- Роль как существующая в обществе система ожиданий относительно поведения человека, занимающего определенное положение, в его взаимодействии с другими людьми (в нашем случае - политического лидера);

- Роль как система специфических ожиданий по отношению к себе человека, занимающего определенное положение, т.е. как он представляет модель своего собственного поведения во взаимодействии с другими людьми (в нашем случае - во взаимодействии политического лидера с другими лидерами, с последователями, оппозицией и т. д.);

- Роль как открытое, наблюдаемое поведение человека, занимающего определенное положение.

В политической психологии нет однозначности в понимании этого феномена. Как отмечает Г. Пэйдж, определения варьируются от довольно расплывчатой формулировки роли как суммы культурных клише, ассоциируемых с определенным статусом, от рассмотрения роли как ряда ожиданий по отношению к лицу, занимающему определенную позицию, до более узкой концепции роли как ряда прав и обязанностей. Для понимания этого феномена большое значение может иметь анализ классификаций, типологий социальных ролей, предложенных различными авторами. Так, например, Т. Шибутани выделяет конвенциональные и межличностные роли, относящиеся, соответственно, к макро- и микроструктуре. В отношении формальных ролей, по мнению автора, у участников взаимодействия существуют единые и более четкие представлений о правах и обязанностях их носителей, чем о правах и обязанностях носителей неформальных ролей.

Дж. Тибо и Г. Келли выделяют роли предписанные, т.е. внешне заданные, не зависящие от усилий человека, и достигнутые благодаря его личным усилиям.

Р. Линтон выделяет роли активные и латентные. По его мнению, человек как член общества, участвуя во многих отношениях и являясь одновременно носителем многих ролей, в каждый конкретный момент времени может выполнять лишь одну роль, которую Р. Линтон называет активной. Не актуализированные в данный момент роли получили название латентных.

Подведем итоги анализа теории ролей:

1. Под социальной ролью понимается соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений. Однако в политической психологии нет однозначности в понимании социальной роли.

2. Социальная роль индивида тесно связывается со статусом политика. Но в данном случае под статусом понимается не определенное его положение в системе социальных отношений, а субъективная категория, отражающая «организацию ролевых ожиданий», которые подразделяются на ожидания-права и ожидания-обязанности политика при исполнении той или иной роли.

Классификации/типологии политического лидерства. Одна из первых попыток была предложена М. Вебером. М. Вебер различал:

1. Традиционное лидерство, основанное на вере в святость традиций.

2. Рациональное лидерство, основанное на вере в законность существующего порядка и его разумность.

3. Харизматическое лидерство, основанное на культе личности вождя.

В. Хагеман выделяет консервативный и революционный тип лидера.

Консервативный тип лидера обладает независимо от личных качеств самыми сильными союзниками в лице поддерживающих его установлений и норм. Революционный тип в отличие от консервативного может справиться с препятствиями, если он является величиной выше средней.

В типологии лидерства, предложенной Джиннингсом, выделяются «супермены» - великие люди, ломающие старые порядки, «герои» - люди, посвятившие себя великим и благородным делам, «принцы» - люди, деятельность которых мотивируется главным образом господством над другими. Джиннингсон считает, что стремление господствовать над другими людьми в крови у всех, но для принцев это характерно в наибольшей степени.

С. Хук различает лидеров «подверженных обстоятельствам» и лидеров - «творцов исторических событий». По его теории, первые стали лидерами благодаря случаю, представители второй группы - это герои «действия которых являются следствием их выдающихся способностей «. Такой лидер не зависит от условий, он сам создает эти условия.

Рассматривая теории лидерства в современной политической психологии, мы солидаризируемся с авторами Е.Б. Абашкиной и Ю.Н. Косолаповой, которые пришли к выводу, что практически все исследования в области политического лидерства можно отнести к ситуативно-личностным теориям.

Суммируя выше сказанное, автор делает вывод, что общепризнанного определения политического лидерства нет. Некоторые исследователи делают акцент на взаимовлиянии субъектов политического процесса при совместной деятельности в политической сфере общества (Г. Пейдж, М. Эделман и др.). Другие концентрируют внимание на эффективности результатов деятельности и в этом видят суть лидерства. Третьи считают лидерство одним из механизмов интеграции групповой деятельности, регулирования отношений людей (Дж. Блондель и др.). Четвертые предполагают, что лидерство является следствием силы воли, проявлением творческого инстинкта человека. Множество подходов к проблеме политического лидерства, делающих акцент на различных аспектах феномена, предоставляют возможность всестороннего исследования этого явления.

В вопросе определения политического лидерства мы разделяем подход Г. Пейджа, который считает, что «политическое лидерство - это поведение людей, находящихся в позиции власти их соперников, их взаимодействия с остальными членами общества, как это существовало в прошлом, существует в настоящем, и, возможно, будет существовать в будущем во всем мире». Политическое лидерство означает не только поведение людей, находящихся на высших ступенях власти, но и тех, кто находится на среднем и более низком уровне; не только монархов, президентов и премьеров, но и губернаторов, мэров, лидеров партийных организаций и т.п. Под политическим лидерством имеется в виду не только лидерство отдельных личностей, но и «коллективное лидерство» и взаимодействие лидера со своими последователями как единое образование.

Это означает существование лидерства и в определенном типе общественных институтов (например, партии, законодательной власти), и в политических процессах (например, в процессах принятия политических решений, выборов и революций).

Подходы к изучению политических лидеров. На Западе существует несколько основных направлений исследования личности политического лидера в русле различных психологических школ. Первое направление - выявление идиосинкратических (особенности, свойственные только этой личности) и патологических особенностей личности политического деятеля. Это направление представлено работами, проведенными в рамках психоаналитической ориентации. В исследованиях, построенных на методологии и принципах психоанализа, большое внимание уделяется внутренней активности личности, и мало внимания уделяется сознательным компонентам деятельности личности.

Второе направление - определение конкретных личностных характеристик политического лидера. Исследователи этого направления ставят задачу выявить важные личностные характеристики политического лидера и те конкретные условия, в которых эти характеристики оказывают влияние на процесс принятия решений.

Третье направление - попытки создания моделей личности политических деятелей либо формирование типологии личности политических деятелей разных уровней. Это направление формируется в работах ученых, проявляющих интерес к созданию типологии личности, к поиску типовых признаков, свойственных политическим деятелям разных уровней или занятых в разных сферах политики.

А.Г. Тулеев отмечает два основных подхода к выявлению основополагающих качеств политического лидерства. В рамках первого подхода политическое лидерство - это одна из форм проявления лидерства как такого. Анализ этого явления сводится к определению особенностей его проявления в политической среде. В рамках второго подхода политическое лидерство рассматривается как уникальный феномен социальной деятельности. Ему присущи некоторые качественные характеристики, свойственные другим проявлениям лидерства, но с большинством из них политическое лидерство имеет больше существенных различий, чем сходства. Основой понимания политического лидерства как уникального феномена является его представление в качестве специфической формы взаимодействия официальной власти и общества.

При анализе проблемы политического лидерства используется метод, предложенный В.Н. Амелиным. С точки зрения В.Н. Амелина политическое лидерство образуется, по меньшей мере, тремя измерениями:

- ось представительства - отношения политического субъекта и той социальной общности, интересы которой он выражает.

- институциональная ось - многообразие отношений политического лидера с социальным институтом общества и властвующей элитой.

- ось политической деятельности - технологии решения политическим лидером встающих перед обществом проблем.

Под политическим лидером В.Н. Амелин понимает индивида, удовлетворяющего следующим условиям: самостоятельностью принятия решений; имеющего средства и возможности их реализовать или проконтролировать их реализацию, отвечающего за свои мысли и действия перед высшей субстанцией.

В политической психологии используются психодиагностические методы, которые служат дополнительным и существенным инструментом для диагностирования и прогнозирования деятельности политиков, наряду с традиционным анализом в изучении процесса формирования и развития политического лидера. Термин, впервые появившийся в работе Г. Роршаха «психодиагностика», довольно быстро вышел за пределы медицины. Термин «диагноз» начал пониматься не только как распознавание любого отклонения от нормального функционирования или развития, но и как определение состояния конкретного объекта (индивида, малой группы), той или иной психической функции или процесса у конкретного лица.

Исследователи А.Ф. Гуцал и С.Л. Недбаевский попытались выделить основные категориальные структуры, способные послужить в качестве концептуальных формул разработки политического портрета, сквозь призму которых анализируются политически активные субъекты. Для систематизации исследовательских усилий политических психологов-аналитиков они разделили “внешние” условия, которые воздействуют на формирование и деятельность лидера, и его собственные “внутренние” психологические характеристики.

Таким образом, в описании феномена политического лидерства авторы выделяют макро - и микро уровни: под макро уровнем понимаются ситуационные факторы, представленные процессами и явлениями, в которые политик оказывается вовлеченным волею судьбы. Под микро - уровнем понимаются личностные особенности политика, специфика его деятельности, оценка его профессионального и статусно-ролевого потенциала.

К числу ситуационных факторов, воздействующих на сознание и деятельность лидера, авторы в первую очередь относят характер политического строя и политическую культуру страны; количественный и качественный состав сочувствующего электората, показатель, определяющий победу политика на выборах. К следующим факторам авторы относят политический путь лидера и выделяют этапы политической жизни, которые необходимы для построения политического портрета политика. Это - предполитическая деятельность; рекрутирование или самовыдвижение в политику; собственно процесс вхождение во власть; непосредственно политическая деятельность; выход в политический “запас” (клуб политиков, временно отстраненных от принятия важных решений, но сохраняющих потенциальную возможность возвращения в большую политику); политическая “смерть”.

Опираясь на концепцию, предложенную А.Ф.Гуцалом С.Л.Недбаевским, предлагается следовать методам, разработанным в рамках общепсихологических и социально-психологических концепций личности, и рассматривать личность политика как взаимодействие когнитивных, мотивационных, аффективных и поведенческих компонентов, прослеживая их выражение в установках лидеров, в том числе в их ценностях и убеждениях. Следовательно, при исследовании политического лидера следует учитывать следующие компоненты:

- Статусно-ролевые и ценностные ориентации личности, на базе которых формируются направленность, мотивация и характер;

- Интеллектуально-познавательные характеристики политика;

- Эмоции;

- Самооценку;

- Призвание к политической деятельности (сущностное направление деятельности);

- Стиль руководства;

- Профессиональные навыки, приемы и качества лидера, характеризующие его как политического менеджера;

- Свободу и ответственность политика;

- Политический имидж лидера как целенаправленно формируемый образ политика, призванный оказать эмоционально-психологическое влияние на определенных людей или социальную общность, включающий три группы характеристик: персональные характеристики лидера (физические характеристики, психофизиологические особенности, характер, индивидуальный стиль принятия решений и т.п.); социальные характеристики, принадлежность лидера к определенной социальной группе (партии, национальности, профессиональной группе), символическая нагрузка личности лидера (лидер может быть олицетворением идеологий, того или иного возможного будущего, определенного курса действий);

- Способы оказания целенаправленного влияния на электорат;

- Руководящую команду политического лидера.

В конце 80-х годов Е. Егорова предприняла попытку создать психологические методики исследования личности политических лидеров иностранных государств, это была первая попытка в отечественной политической психологии построения психологических портретов личности политического лидера. Она была разработана для понимания психологических механизмов политического поведения лидеров государств, их мотивов и установок, социально-психологических сторон личности. В ходе создания и апробации методики были выделены основные психологические компоненты портрета личности политического лидера, которые предлагалось рассматривать при применении методики как на макроструктурном - блоковом уровне, так и на микроструктурном - уровне отдельных психологических характеристик.

По ее мнению структуру личности политического лидера, влияющие на его политическое поведение, составляют основные блоки личностных характеристик: Я - концепция; потребностно - мотивационная сфера; система политических убеждений, стиль принятия политических решений, стиль межличностных отношений, устойчивость к стрессу.

Суммируя выше сказанное, можно сделать вывод, что практически все исследователи единодушны в определении категориальных структур, сквозь призму которых следует анализировать феномен политического лидерства.

Проведенный анализ концепций лидерства и политического лидерства позволяет констатировать: лидерство выступает объектом множества социологических подходов. Отмечается недооценка гендерного фактора в основных социологических концепциях изучения политического лидерства.

Обнаруживаемые и фиксируемые современными исследованиями явления и тенденции развития гендерных отношений в политике не достаточно раскрываются в рамках описанных социологических концепций политического лидерства. Для разрешения этой проблемы, на наш взгляд, следует обратиться к иным социологическим подходам. Весьма плодотворным может стать использование гендерной теории.

 

Автор: Пономаренко Т.В.