14.02.2013 6698

Специфика изучения политического лидерства женщин

 

Проблема участия женщин в политическом процессе нашла свое выражение в истории политико-правовой мысли с самых ранних времен и рассматривалась в контексте вопроса о равноценности мужского и женского компонента для социума и определение функций женщин в идеальных теоретических моделях государства.

На развитие проблемы политического участия в истории социальной мысли значительное воздействие оказали идеи феминизма и само женское движение, которое явилось актом самосознания женщин как определенной социальной общности, обладающей способностью формулировать свои политические интересы и влиять на динамику политического процесса. Под феминизмом понимается движение за уравнение прав женщин и мужчин, где центральной является идея о полноправной и свободной личности женщины. Понятия “феминизм” и женское движение в исторической перспективе фактически синонимы; в современной же интерпретации под феминизмом чаще всего понимается теоретическое женское движение, представленное различными концепциями освобождения женщин. А само женское движение понимается как многообразие форм борьбы женщин за свои права и интересы.

Феминистские исследовательницы пересматривают концепции политической теории, как на уровне межличностных, так и на уровне международных отношений. По их мнению, это вызвано тем, что жизненный опыт женщин, их ценности не находят отражения в концепциях традиционной политологии. «Сосредотачивая внимание на структурах отношений внутри институтов, традиционная политология часто игнорирует качество и специфику опыта, которым обладают разные политические группы, феминистская политология описывает роль чувств и эмоций, а также значение во взаимоотношениях таких качеств, как забота и уважение».

Согласно феминистской парадигме политологии предлагаются и новые концепции власти и лидерства. Феминистская мысль развивает идею о “преобразующем лидерстве”, которое определяет “нового лидера, как человека, способного подвигнуть людей к действию, обращать сторонников в лидеров, а лидеров - в агентов перемен”. Теория феминистского лидерства подразумевает просветительскую природу лидерства, что отличает его от мужского лидерства, в котором заложена, с точки зрения феминисток, политическая несправедливость между лидером и избирателями.

Гендерная теория. Исследование политического лидерства женщин требует выявления современных подходов к изучению положения женщин в социуме. В последнее десятилетие в России значительное развитие получила такая отрасль социологии как изучение гендерных отношений. Различные концепции гендера пытаются отразить изменения, происходящие в жизни общества, объяснить сложившиеся различия полов, взглядов и норм поведения. Первыми, кто обнаружил значительные различия в понимании социальных ролей, позиции, прав и обязанностей женщин и мужчин были этнографы, изучавшие жизнь разных народов. Именно они показали, что эти различия имеют ряд вариаций в разных странах. Классической работой в этой области признана книга «Пол и темперамент в трех примитивных обществах» М. Мид. На примере множества полевых исследований автор доказала, что разное положение мужчин и женщин определяется множеством факторов - социальных, географических, биологических. Благодаря этому философы и социологи сделали вывод, что необходимо разделить понятия биологического пола и пола социального, для которого было избрано название «гендер».

В 1974 году в сборнике «Женщина, культура, общество», собранном М.Розальдо и Л.Ламфере, вышла статья Ш.Ортнер «Соотносится ли женское с мужским так же, как природное с культурным?». В этом исследовании отмечается тот факт, что социальные роли мужчин и женщин различаются, и женская роль в обществе сводится в основном к репродуктивной, поэтому женщины вытесняются из социальной сферы в сферу приватную, семейную, и ассоциируются больше с природным, чем социальным.

Исследования по проблеме содержания понятия «гендер» открыли многолетнюю дискуссию, которая не завершается до сих пор.

Исследования по проблемам женщин стали частью образовательных и исследовательских программ в США в конце 60-х годов XX века. Женские исследования (“women’s studies”) были призваны одновременно вести просветительскую работу и подводить научный фундамент под феминизм. Этими проблемами занимались Э. Дэвид, Р. Брайденталь, К. Кунз. К этому времени понятие гендера изменилось. Он уже начал пониматься как система, которая в разных формах присутствует, конструируется и воспроизводится во всех социальных процессах. Гендерные исследования стали представлять собой исследования всех форм взаимодействия и сосуществования мужчин и женщин в различных культурах и обществах.

Анализ гендера стал очень важной и актуальной темой. Но вплоть до сегодняшнего дня в мировой социологической науке ведутся споры по вопросу о том, является гендер просто научным определением, позволяющим отличать социально - культурные функции от биологических, или же социальным явлением.

Не существует общепризнанного определения понятие гендера. Одни ученые рассматривают гендер, как совокупность биологических и физиологических признаков пола; другие - как некий «социальный пол»; третьи не приемлют подобного термина и признают «женские исследования». В западной социологии гендерные исследования чаще всего относятся к изучению основных компонентов половой идентичности, к которым Н. Смепзер относит биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Все эти компоненты половой идентичности находятся в эволюции и стремятся к «гармоничному единству».

Несколько иной подход у российских исследователей. Е.А. Здравомыслова и А.А. Темкина понимают под гендером социальный статус, который «определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейной роли и репродуктивного поведения».

В ряде работ современных социологов и философов гендер определяется как «комплексный механизм» или технология, которая определяет субъект в процессе нормативности и регулирования того, кем должен стать человек в соответствии с экспектациями». Но на наш взгляд, это определение упускает важную для нас возможность объяснения трансформаций гендерных отношений в современном обществе. Мы разделяет мнение исследователей, трактующих гендер, прежде всего, как социальный конструкт, результат воздействия на человека многообразных социальных институтов, которые в процессе социализации конструируют два различных гендера: мужской и женский.

Такое комплексное определение гендера, как нам кажется можно считать вполне приемлемым. В конечном итоге гендер как переплетение отношений и процессов, может быть и социальным и психологическим явлением. Гендерный подход в различных исследованиях - это учет много вариативного влияния фактора пола.

“Гендерные исследования” и “социогендерные исследования” - новые понятия, претендующие на то, чтобы заменить понятие “исследование по проблемам женщин”. Эти понятия близки по содержанию, однако существуют различия между ними по поводу объекта и предмета исследования. Так Г.Г. Силласте считает объектом социогендерных исследований женщин, как конкретную исторически сложившуюся общность, а предметом - социальный статус женщин. В отечественной науке в последнее годы получили развитие социогендерные исследования, в рамках которых изучается участие женщин, как относительно целостной и устойчивой социальной общности, в социальных и политических процессах. Особенность социогендерных исследований в том, что социологический анализ дополняется изучением особенностей женской психологии. Данный подход к анализу социальных ролей женщины рассматривает женщин как специфический социум, отличающийся много ролевыми функциями и определенным социальным статусом.

Гендерные исследования не являются частью изучения истории феминизма. Они ставят совершенно иные, более объемные и объективные задачи, по сравнению с простым выдвижением женщин. «Гендер» - понятие, касающееся обоих полов. И сферой внимания исследователей гендера являются социокультурные отличия, которые вытекают из разницы женского и мужского менталитета, разницы, обусловленной культурно-психологическими характеристиками пола.

Перейдем к краткому описанию гендерных концепций, акцентирующих свое внимание на проблемах неравенства. Представим классификацию, где за основу выбран характер рассмотрения гендерного неравенства:

1.В традиционно-философских теориях ролевые функции мужчин и женщин оцениваются в рамках концепции гендерного предназначения. Практически все эти концепции объединяются андроцентризмом - взглядом на мир с мужской точки зрения, когда социальный индивид предстает скорее как мужчина, а не женщина. Признается, что женщина не способна выразить себя самостоятельно, а лишь через мужскую деятельность или в мужской интерпретации.

2. Концепция феминизма находит первопричину гендерной несправедливости в юридических законах и предрассудках, поддерживающих такую модель семьи: женщине - дом, мужчине - внесемейную сферу. Представители радикального феминизма считают, что меньшая физическая сила женщины ставит их в зависимость от мужчины. Следовательно, «освобождение» женщин требует, насколько это возможно, уничтожения различий между полами как таковыми. Мужчина в радикальном феминизме предстает с одной стороны агрессором и угнетателем, а с другой стороны - выступает в качестве нормы, которой должны следовать женщины.

3. В следующем направлении, гинекоцентризма, речь идет уже не о проникновении в патриархальное общество и его радикальной перестройке, а об отказе от какой-либо борьбы и существовании в параллельных мирах. В этом случае, с созданием матриархального общества, с присущей ему специфической культурой, женщины смогут создавать собственную историю и переоценивать всю историю человечества в целом.

Автор придерживается точки зрения, что переоценка ролей мужчин и женщин в развитии общества ведет к нежелательности радикальных мер, так как в этом случае гуманные женские ценности не смогут оказывать влияния на патриархальную систему. Этот вывод был сделан гуманистическим феминизмом. Представительница этого направления Р. Айслер отмечает, что «мягкие женские ценности, свойственные партнерской модели общества, являются частью некой социально-идеологической структуры, стимулирующей созидание, а не разрушение» и, что, наоборот, «всплеск мужских стереотипов указывает не только на регрессивную смену ценностей, но и на поворот от мира к войне».

Основываясь на всем выше сказанном, мы можем сделать выводы по каждой из трех групп гендерных концепций неравенства.

Традиционно - философские теории:

- Г ендерное неравенство в них не признается вопросом, заслуживающим внимания.

- Ролевые функции мужчин и женщин считаются гендерно предназначенными.

- Для данной группы характерен андроцентризм - взгляд на мир с мужской точки зрения, когда социальный индивид представляется скорее как мужчина, чем женщина.

- Считается, что женщины не в состоянии выразить себя самостоятельно, а могут сделать это только через мужскую деятельность или в мужской интерпретации.

Феминизм:

- Проблема гендерного неравенства приобретает основное значение.

- Причинами гендерного неравенства считаются предрассудки, существующие в обществе.

- Феминизм является теорией равенства полов, лежащей в основе движения женщин за освобождение.

Гинекоцентризм:

- Гендерное неравенство рассматривается как проблема, но с которой нет смысла бороться радикальными мерами.

- Пропагандируется создание параллельного «матриархального» общества.

- Признается, что женщины могут создавать свою собственную культуру, историю и систему ценностей, отличающуюся от мужской.

- Женские ценности, оказывают смягчающее влияние на «агрессивную» патриархатную культуру, которая является причиной современного мирового кризиса. Указывается на необходимость перехода к женской модели управления обществом.

Итак, концепции гендерного неравенства в своем развитии претерпевают смену нескольких этапов: консервативного, классического феминистского и неклассического. Проблема гендерного неравенства проходит в них стадии отрицания ее существования, признания особого «женского вопроса» и, наконец, такой формулировки проблемы, решение которой возможно лишь путем преобразования всего общества в целом.

Гендерное измерение политики и проблемы женского политического участия стали важной сферой исследовательского интереса в Западной Европе и Америке с 1970-х годов, когда был отмечен тот факт, что практически во всем мире политическое представительство женщин остается ниже, чем мужчин. Исследователь Гидденс отмечает, что положение женщин в политике меняется медленно по сравнению с другими сферами деятельности, в том числе с бизнесом.

По мере того, как менялось положение женщины в политике, менялись интерпретации и акценты научных исследований женского политического участия. В 50-е - 60-е годы принадлежность по полу рассматривалась как одна из многих переменных, определяющих политическое поведение. Женское участие не являлось особой сферой исследования. Начиная с исследования М. Дюверже, указавшего на меньшую политическую активность женщин по сравнению с мужчинами, данному факту давались преимущественно психологические объяснения. Считалось, что женщины более привержены традиционным ценностям и консервативным взглядам. Признавалась биологическая связь принадлежности по полу и поведения, в частности мужественности (агрессивности) и политической деятельности. Согласно этой позиции женщины «по самой своей природе» не могут принимать маскулинный стиль в политике и не могут иметь самостоятельных политических предпочтений, разделяя политические взгляды своих мужей. Таким образом, если муж и жена голосуют по-разному, то выбор мужчины объясняется рационально, а выбор женщины - иррациональными причинами. Женщины в принципе более эмоциональны и менее политически заинтересованы.

1970-е годы стали годами роста интереса к проблеме соотношения пола и политики. Под влиянием феминистского движения и расширения участия женщин в производстве гораздо большее количество женщин стало заинтересованным в политическом участии. Акцент исследований все более смещался на проблемы политической социализации, социальные и экономические проблемы.

В 80-е годы исследователи уделяли большое внимание описанию причин низкого уровня представительства женщин в политике и факторов политического участия женщин (Costantini; Bookman, Helblom, Randall). Среди наиболее значимых факторов указывались политическая социализация, структурные и ситуационные (биографические) факторы.

Анализируя политическую социализацию, исследователи указывали, что она ориентирует мужчин и женщин на разные роли, разное отношение к политике и активной деятельности вообще. Вследствие того, что политическая сфера считается неподходящей сферой для приложения жизненных сил женщины, то в процессе социализации поощряется независимое, уверенное поведение мальчиков, ориентируемое на достижение целей, и зависимое поведение девочек, ориентируемое на заботу об окружающих. «В детстве мальчику говорят, что когда он вырастет, то сможет однажды стать президентом, а девочка может надеяться на то, чтобы выйти замуж за мужчину, который однажды станет президентом».

Поэтому политически активная женщина «должна прийти к осознанию себя как личности, которая разрешает противоречие между убеждением в собственной политической эффективности и общественным представлением о том, что никакая женщина не может достичь достаточного для политика уровня компетентности».

Концепция Парсонса заключалась в том, что мужчина приходит в политику преимущественно в целях своей карьеры, при этом он специализируется на «инструментальных» функциях, ориентируясь на внешние задачи системы. Женщины-политики гораздо в меньшей степени ориентируются на карьеру, они специализируются на «экспрессивных» функциях, внутренних задачах системы, обеспечивая интеграцию ее членов.

К структурным факторам политического участия исследователи политического лидерства женщин относят факторы, которые связаны с социальной структурой общества, выделяя неравномерность в распределении ресурсов, которые мужчины и женщины могут использовать в политике. Определенное гендерной системой неравенство в уровне образования, доходов, опыта работы приводит к тому, что женщины меньше представлены в тех слоях, из которых происходит рекрутирование в политику, поэтому их шансы на политическое участие значительно меньше. Женщины часто приходят в политику из сфер образования и здравоохранения, обладая меньшим политическим опытом, чем мужчины.

Ситуационные (биографические) факторы А. Темкина связывает с особенностями жизненного пути женщины в обществе. Автор, что в большинстве своем женщины несут ответственность за ведение домашнего хозяйства и воспитание детей, и именно поэтому не имеют достаточного времени и сил для политической деятельности, поэтому они, как правило, приходят в политику в более позднем возрасте по сравнению с мужчинами, а среди «женской политической элиты» чаще встречаются одинокие, разведенные, вдовы. По данным некоторых исследований, женщины гораздо реже, чем мужчины удовлетворяют свои политические намерения.

Кроме этих трех факторов, исследователи указываются также на такие причины низкого политического участия женщин как дискриминация, препятствующая их политической активности, которая проявляется, как в нежелании предоставить женщинам ключевые политические посты, так и в нежелании избирателей голосовать за женщин. Хотя в настоящее время и электорат, и мужчины-политики становятся более лояльными по отношению к женщинам.

А. Темкина, анализируя различные концепции к исследованию проблем женского политического участия, отмечает изменение теоретических подходов и связывает это с изменением парадигмального подхода к положению женщины в обществе, которое схематично она описывает следующим образом.

В 50-е - 60-е годы гендерные различия интерпретировались как различия по признаку пола, термин «гендер» еще не стал пользоваться популярностью. Полоролевые различия интерпретировались как биологически обусловленные и иерархически организованные. Согласно такой интерпретации гендерные различия не подразумевали гендерного равенства. В 70-е годы возникли два новых подхода: гендерно-нейтральный и гендерно - чувствительный. Гендерно-нейтральный подход был основан на принципах гендерного равенства и отсутствия гендерных различий. Идеологически он связан с либеральным направлением женского движения. Гендерно-чувствительный подход подчеркивал сочетание гендерного равенства и гендерных различий (радикальное направление женского движения).

Акценты научных исследований сначала были связаны с первым подходом, исходя из необходимости ответа на вопросы: «Почему женщина не занимает равных с мужчиной позиций в политике? Что мешает? Что необходимо изменить для достижения женщиной равного с мужчиной положения?» Практически все исследователи признавали, что влияние ситуационных и структурных факторов таково, что в распоряжении женщин находится меньшее количество ресурсов политической деятельности: у женщин меньшая заинтересованность в политике, их повседневная жизнь в семье отдалена от политической сферы, в политике они обычно отвечают за маргинальные области: образование, здравоохранение, социальную политику.

Появлению гендерно-чувствительного подхода способствовало увеличение количества женщин в политике. Исследователи ставили перед собой задачу выяснить, что специфического приносят женщины в политику? Каковы их особые интересы и роли в политической деятельности? Каковы различия политического стиля мужчин и женщин? Что влияет на формирования различных политических ценностей мужчин и женщин? Почему сохраняются гендерные различия в политических пристрастиях? Возник даже вопрос о том, говорят ли мужчины и женщины на разных политических языках.

В 1980 в американском феминистском дискурсе стало использоваться понятие «гендерного разрыва» (gender gap), понятие, отражающее наличие непреодолимых гендерно-обусловленных расхождений в политическом участии, оценках, партийных предпочтениях и голосовании мужчин и женщин. Это понятие интерпретировало факт того, что женщины стали менее активны в поддержке консервативной политики. Было признано, что женщины имеют особые интересы в совмещении материнской и профессиональной ролей, более уязвимы на рынке труда, более чувствительны к социальной политике, и потому имеют особые политические предпочтения, чаще голосуя за социалистические и социал-демократические партии. Если раньше женщины были склонны более активно голосовать за правые партии, ориентирующиеся в числе прочего на традиционные ценности и роль семьи, то теперь они стали голосовать за левых. Гендерный разрыв во взглядах на проблемы окружающей среды, социальной защиты и внешней политики стали интерпретироваться как следствие исторически и культурно различных ролей мужчин и женщин.

В рамках гендерно-чувствительного подхода к ранее поставленным вопросам о доступности ресурсов политического участия добавились вопросы об особых интересах женщин в политике, о разных ожиданиях по отношению к женщинам и мужчинам в политике. Утверждалась некоторая общность женской судьбы и соответствующих интересов - интересов сестринства. Общие интересы женщин, согласно этой аргументации заключаются в том, чтобы не подвергаться дискриминации, защищать политику социального благосостояния и избегать военных конфликтов.

К середине 90-х годов в исследовании политического участия женщин был сформулирован тезис о наличии гендерного разрыва, при отсутствии маргинализации женщин в политике. В сферу исследовательского интереса стали включаться различия в политическом участии женщин, принадлежащих к различным социальным, национальным, этническим группам. На смену тезису о мировом сестринстве пришел тезис о множественности гендерных культур.

Как отмечает А.А.Темкина в 1970-х годах под влиянием женского движения и развития феминистских академических исследований предметом западных исследований стало положение женщины в СССР, в том числе ее политическая деятельность. Они пришли к выводу, что у женщин отсутствует доступ в высшие политические сферы, они либо не участвуют в политике, либо занимают в ней второстепенные позиции (Browning 1985, Moses 1978).

Политическая маргинальность женщин в советском обществе объяснялась, с одной стороны, недостаточной мотивированностью участия, а, с другой, - дискриминацией женщин в праве на участие в политической деятельности (Lapidus 1978). Ситуационное объяснение заключалось в том, что женщина в СССР и работала в общественном производстве, и выполняла основные обязанности в семье, поэтому она была ограничена в возможностях политического участия. Структурное объяснение заключалось в том, что в политике женщины в большинстве своем были ответственны за сферы здравоохранения, образования, социального обеспечения, за отрасли легкой промышленности.

Тема «женщина и политика» получила новое звучание в 90-егоды, поскольку появились возможности проведения конкретных исследований, и что не менее важно, появились новые интерпретации гендерного измерения политики (Camaghan and Bahry 1990, Voronina 1994, Константинова 1992, Кочкина 1992, Осадчая 1991). Воронина, например, считает, что феномен «женского политического аутсайдерства» объясняется советской эмансипацией, которая ориентировалась на мужчину как на образец; комбинацией формального равенства полов, отсутствия реального равенства.

На взгляд А.А. Темкиной, тенденции политического участия женщин определяются особенностями гендерной системы советского общества (среди которых существуют как общие социализационные, структурные и ситуационные факторы, так и специфические факторы, влияющие на политическую деятельность) и циклами политической трансформации.

Анализ отечественной литературы по проблеме политического участия женщин показал, что в большинстве своем сферой внимания исследователей становились причины низкого представительства женщин в политике, факторы, препятствующие приходу женщин в политику, исторический аспект политического участия женщин (Ю. Градскова). Перед тем, как перейти к рассмотрению последних работ ученых, изучающих политическую активность женщин, отметим, что для нас очень важно проследить, как участвуют женщины в политическом процессе, как это участие изучается, оценивается и рассматривается ли гендерное противоречие в исследовании этой проблемы.

Обширную информацию можно получить из результатов исследования, проведенного В. Константиновой. Автор проанализировала политическое участие женщин на примере города Рыбинска и отметила возрастание политической активности все большего числа женщин и разнообразие форм их политической мобилизации. Качественные изменения в политическом автор объясняет приходом в политику новой волны женщин-лидеров, демократов, экологов и правозащитников, которые демонстрируют новый стиль лидерства: не иерархичный в отношении подчиненных и коллег, неагрессивный, нацеленный на поддержание связи с избирателями, на удовлетворение их повседневных нужд.

В центре внимания Г.Г. Силласте, Н. Шведовой находятся социальное положение и социальная защита женщин, акцент делается на комплиментарности функций полов и необходимости социально-политического обеспечения равных прав мужчин и женщин. В рамках этого подхода используются понятия дискриминации, гендерной асимметрии, однако неравенство и угнетение не являются сущностными категориями анализа. Неравенство по признаку пола, рассматривается как вполне преодолимое с помощью соответствующих защитных социальных реформ.

Шведова Н., анализируя политику российского общества, приходит к мысли о необходимости участия женщин в политической жизни страны, потому что, во-первых, мужчины показали несостоятельность управления страной, и, во-вторых, «женщины объективно выступают как катализаторы перемен».

Одна из рассмотренных нами была работа О. Здравомыслова, которая в 1998 году провела исследование, целью которого было изучение партнерства мужчин и женщин в политике. Особое внимание в работе уделялось социально - психологическим особенностям личности и поведения женщин, занимающихся политической деятельностью. На основе полученных результатов ею были выделены типы женщин - политиков.

Г.Силласте в 1994 году провела социологическое исследование «Женщины в российском обществе» и пришла к выводу, что в массовом сознании россиян сформировалось противоречие между негативным восприятием женщины как политического лидера, с одной стороны, а с другой - позитивным восприятием ее как активистки, для которой политика является одной из форм самореализации.

Много полезной информации о социологических концепциях и эмпирических исследованиях политической активности женщин содержит работа группы авторов Е.А. Здравомысловой, А.А. Темкиной «Социальная конструкция гендера и гендерная система в России», в которой присутствуют рассуждения о причинах гендерных различий. Однако противоречия гендера не рассматриваются.

С.Айвазова и Г. Кертман провели гендерный анализ списков кандидатов в Государственную думу третьего созыва и пришли к выводу, что гендерная структура Государственной думы свидетельствует о «мужском» профиле российской законодательной власти. Авторами был сделан анализ основных характеристик политического поведения женщин, проявившихся в ходе парламентских и президентских выборов 1999-2000 гг., были отмечены высокая электоральная активность женщин при особой восприимчивости к агитационному воздействию СМИ, относительная неустойчивость политических предпочтений, склонность к патерналистским ожиданиям, преобладание аффективной мотивации над рациональной. По мнению авторов, инерционность и консерватизм политического сознания «средней избирательницы» являются одной из предпосылок гендерной асимметрии в политике.

Условно литературу по теме политического участия женщин можно разделить на две категории: количественный анализ политического представительства женщин и качественный анализ политического участия. Анализу специфики политического лидерства женщин уделялось мало внимания. Среди работ по этой теме следует отметить исследование А.А. Темкиной, которая в 1996 году проанализировала сценарии прихода женщин в политику в условиях переходного периода, рассматривая возможности и ограничения женского политического участия в России.

Основываясь на выше сказанном, отметим:

Достоинством работ перечисленных авторов является то, что в них обращается внимание на актуальные проблемы участия женщин в политике, анализируются причины низкого представительства женщин в сфере принятия решений, ищутся пути повышения роли женщин в политической деятельности. Однако важно отметить, что ни один из указанных авторов не рассматривает методологические основания определения политического лидерства женщин и не проводит комплексного анализа характеристик (критериев) социального статуса женщин - политиков.

Гендерный подход при изучении женщин - политиков представлен весьма ограниченно только количественным сравнением женщин - политиков и мужчин - политиков. Нами было также обнаружено, что если описание различий в положении женщин и мужчин - политиков присутствует, то данные о субъективных показателях: ценностях, интересах и установках, как правило, игнорируется.

В большинстве проанализированных работах признаются различия в положении и социальных установках женщин и мужчин - политиков. Они сравниваются количественно, а не качественно, и зачастую это происходит в форме констатации фактов, без объяснения причин и возможных последствий для политиков разных полов.

В работах указанных выше авторов особое внимание уделяется гендерному равноправию и способам его достижения во всех сферах общественной жизни в нынешней ситуации. Но, на наш взгляд, недооценивается и практически нигде не анализируется роль последствий для общества гендерного равноправия. Вопрос о равноправии женщин и мужчин не новый, но точка в ответе еще далеко не поставлена. Так в Америке женщины в результате своей борьбы за равноправие до того изменили самих себя, что сейчас обижаются, если мужчина пытается подать им пальто или уступить место в общественном транспорте.

Автор придерживается той точки зрения, что женщины и мужчины созданы разными настолько, что ни о каком равноправии и речи быть не может, об отсутствие дискриминации - да, равная оплата за равный труд - да. В производстве, да и в общественной жизни женщины не играют и не могут играть такой же роли, как мужчины. Их роль - другая. Она не хуже, и не лучше, не меньше и не больше, она просто другая.

Мы посвятили свою работу изучению социально - психологических особенностей политического лидерства женщин, потому что в современном российском обществе остро обозначилась проблема участия женщин в общественных и политических процессах. Женщины, как социально - демографическая группа, имеют специфические взгляды, ценности и интересы. И поэтому, используя свой потенциал, женщины могут создать свое видение политики, продемонстрировать новый стиль руководства и новые способы принятия решений. Однако на практике женщины, занимающиеся политической деятельностью, реализуют мужскую модель поведения. А поскольку социализация женщин происходит по противоположному, феминному типу, то это ведет к внутренним психологическим и внешним социокультурным противоречиям, и создает гендерную асимметрию общесоциальных ролей, и формирует противоречивый набор гендерных норм, стереотипов и правил поведения.

В данном случае женщине предоставляется два пути реализации себя в политике: используя маскулинную или феминную модели поведения. Однако, используя феминную модель поведения и сохраняя свою гендерную идентичность, женщина имеет больше шансов на успех в политической деятельности. Такова основная мысль разрабатываемой нами концепции.

В женской среде происходит трансформация сложившихся стереотипов, в том числе и гендерных, и поскольку гендер индивида конструируется социально, он формируется в процессе социализации. Социализация понимается нами как совокупность усвоения существующих и создания новых социальных норм в результате полученного опыта.

Концептуальная модель исследования личности и поведения женщин - политиков. В нашей работе мы попытались сформулировать концептуальные основы социального конструирования гендера женщин, используя совокупность многих гендерных теорий. Согласно концепции социального гендера гендерные отношения определены социально. Они не только усваиваются и воспроизводятся, но и создаются самим индивидом.

На наш взгляд, выделяются три элемента конструирования гендера:

- гендерные установки;

- гендерная идентичность;

- гендерные роли.

Понятие установки строго используется в психологии и менее строго в социологии. Существует мнение, что установка это - стабильная система идей и убеждений, направленных на некоторый объект и, в конечном счете, выражающихся в оценке этого объекта.

М. Смитом была предложена структура социальных установок, состоящая из трех компонентов. Именно ее мы взяли за основу и предлагаем свою модель гендерных социальных установок женщин - политиков, включающую три компонента:

1. Когнитивный компонент - представление женщины о своем поле, осознание себя субъектом гендерных отношений: кем, как для чего и почему она должна быть; знания, убеждения и суждения о разных полах; совокупность взглядов на гендерные отношения в обществе и определение своего места в этих отношениях.

2. Эмотивный (аффективный) компонент - эмоциональная оценка, система чувств, связанных у женщины с гендерной принадлежностью; ее отношение к своему и противоположному полу.

3. Поведенческий (конативный) компонент - гендерное поведение женщины, т. е. предрасположенность к реальным положительным или отрицательным действиям в гендерных отношениях; общая направленность деятельности в соответствии со своей гендерной принадлежностью, включая формирование и путь достижения своих жизненных планов и целей.

Гендерные стереотипы это часть гендерных социальных установок, устойчивых представлений о том или ином социальном объекте, их статусе и ролях. По утверждению А. Воскобойникова, стереотип есть достаточно простое по форме, примитивное и неточное по содержанию, сопровождаемое строго неизменной чувственной оценкой представление, которое разделяют многие люди.

Гендерные установки и стереотипы являются частью всего объема социальных норм. В данном случае они воспроизводятся путем подражания поведению мужчин - политиков, или путем адаптации в политической среде. Большое значение для процесса подражания имеют образцы поведения политика в закрепленных обществом стереотипах.

Гендерная идентичность связана с представлением о своем поле - чувствуют ли себя люди в действительности мужчинами или женщинами. Причем следует принять во внимание тот факт, что не всегда осознание своего пола соответствует биологическому полу индивида. Особенностью конструирования гендерной идентичности у женщин, занимающихся политической деятельностью, в современной России является, на наш взгляд, то, что долгое время политика считалась мужским делом.

Гендерные роли начинают усваиваться в раннем детстве, и этот процесс получает основное развитие в молодежном возрасте. Так большинство женщин усваивают, что им не принято заниматься политикой и служить в вооруженных силах, что основные домашние обязанности выполняет женщина. Именно в этот период происходит конструирование наибольшего числа основных, социально значимых гендерных ролей. Хотя на сегодняшний день основные гендерные стереотипы сохраняются, различия между полами начинают стираться. Распространение стиля «унисекс» в одежде и прическах подтверждает это. Мужчины и женщины становятся все более похожими друг на друга, происходит своеобразное смешение гендерных стилей, что можно выделить как особенность конструирования социокультурных элементов.

Для анализа политического лидерства женщин мы будем использовать современные подходы к изучению политических лидеров. В целом, оценивая эти методики как продуктивные, считаем необходимым обобщение специфических социальных показателей, которые позволят провести социально - психологический анализ женщин - политиков. Под социальным показателем понимается в широком смысле передатчик социальной информации, степень информативности которого является основным критерием его оценки и выбора. В некоторых источниках социальные показатели определяются более развернуто, как качественные и количественные характеристики изучаемых объектов, явлений, процессов, отражающие их структуру или динамику развития. Автор разделяет мнение, что в узком смысле социальный показатель представляет собой характеристики изучаемого объекта.

Подведем итоги:

1. Для понимания комплексного феномена политического лидерства необходим учет различных типов переменных, в совокупности определяющих природу лидерства в каждый конкретный момент времени. Переменные, которые необходимо учитывать при объяснении данного феномена являются:

- личность лидера, его происхождение, процесс социализации, способы выдвижения;

- конкретные условия и обстоятельства лидерства;

- характеристики последователей;

- систему взаимоотношений между лидером и последователями;

- результат взаимодействия между лидером и последователями в определённых ситуациях.

2. Политическое лидерство женщин можно охарактеризовать как участие женщин в качестве субъекта политического процесса, обладающего социально-демографического особенностями в достижении и реализации политической власти.

3. Проблема политического лидерства женщин разрабатывается на стыке таких областей знания, как социальная психология и политология, поэтому при проведении исследования следует учитывать концептуальные разработки социологов и политологов, а также гендерные теории лидерства.

4. Разработана модель социальных установок женщин - политиков, состоящая из когнитивного, эмотивного и поведенческого компонентов. Сформирована система социальных показателей, позволяющих выявить социально - психологические особенности и социальные установки женщин - политиков постсоветского периода.

 

Автор: Пономаренко Т.В.