11.03.2013 10029

Особенности учебной мотивации детей и подростков с задержкой психического развития (ЗПР)

 

Необходимо отметить, что проблема мотивации младших подростков с задержкой психического развития в психолого-педагогической литературе освещена недостаточно. Исследовалась, в основном, мотивационная сфера младших школьников. Вместе с тем, полученные в этой области данные помогают понять общие закономерности формирования учебной мотивации у детей с ЗПР.

Исследования учебной мотивации детей с задержкой психического развития, проведенные Н.А.Белопольской, позволили сделать следующие выводы:

- игровая деятельность у этих детей более продуктивна, чем учебная;

- систематическое получение этими детьми низких педагогических оценок развивает у них неуверенность в себе;

- главной причиной трудностей в учебной деятельности этих детей являются специфические особенности их личности;

- коррекционная работа с детьми, страдающими задержкой психического развития, должна быть направлена на изменение смысловой стороны деятельности и перестройку способов оценки ее результата.

Исследование Л.В.Кузнецовой было посвящено более подробному сопоставлению разных видов мотивации у детей с задержкой психического развития. Оказалось, что на момент поступления в школу только у 34% детей наблюдалась явная направленность на игровую деятельность. В то же время, 50% детей оказали предпочтение учебной и 13% - практической деятельности.

Это позволяет сделать вывод о том, что у детей данной категории в какой- то мере представлены учебные мотивы в самом начале обучения, но в дальнейшем они не получают должного развития. Таким образом, дефектологи отмечают своеобразие собственно мотивационной сферы детей с задержкой психического развития и показывают отсутствие готовности к школьному обучению.

Поскольку у детей данной категории отсутствуют школьные интересы, отмечается недостаточная ответственность при выполнении учебных заданий. Школьная ситуация в целом остается ими не понятой. Отсюда слабое включение в учебную деятельность, неумение подчиниться школьным требованиям, сосредоточиться на задании, неадекватная сформированность учебных мотивов.

Вместе с тем, у детей с задержкой психического развития, обучающихся в начальных классах специальной школы, можно сформировать учебную мотивацию (И.Ю.Кулагина 1982; З.И.Калмыкова, И.Ю.Кулагина, 1986). При обучении таких детей в условиях коррекционных классов у них появляется положительное отношение к учению, формируется интерес к учебным предметам, заинтересованность в результатах работы. Дети стремятся к оценке и одобрению со стороны учителя, у них повышается уверенность в себе, оценка своих умственных возможностей.

С появлением в школах для детей с задержкой психического развития старших классов возникла необходимость изучения подростков младшего возраста, в том числе, их мотивационной сферы. К сожалению, в настоящее время, мы располагаем в основном работами, выполненными на нормально развивающихся подростках.

Среди исследований, посвященных мотивам учения школьников, следует отметить работу М.И.Алексеевой, которая изучала учебную мотивацию у нормально развивающихся подростков 5-8 классов и поставила перед собой цель - выявить особенности и пути формирования у них положительной учебной мотивации.

Автор показал, что в мотивации учения у подростков отчетливо выступает группа мотивов, в которых выявляется осознание ими общественной значимости приобретения знаний, понимания необходимости учения для подготовки к самостоятельной жизни. Это связано со стремлением быть полезным человеком в коллективе, с чувством ответственности перед коллективом. У подростка появляются мотивы познавательного характера, интерес к знаниям, любознательность и потребность в расширении своего кругозора, стремление к приобретению новых знаний. При этом, различные мотивы учения выступают не обособленно друг от друга, а в определенном взаимодействии.

В работе З.И.Калмыковой и И.Ю.Кулагиной указывается, что к четвертому классу у детей, испытывающих трудности в обучении, в отличие от нормально развивающихся сверстников, образуется устойчивая заниженная самооценка, нарастает чувство неуверенности в себе. Очевидно, в данном исследовании речь идет о младших подростках с ЗПР.

Длительное положение в роли отстающего в общеобразовательной школе помимо появления чувства неполноценности, может привести к попыткам личностной компенсации, в асоциальных формах поведения подростков.

В этой связи необходимо остановиться на работе В.В.Лебединского, который указывает, что «ситуация систематического неуспеха, в которую дети с задержкой психического развития попадают, поступая в массовую школу, отрицательно влияет не только на их дальнейшее интеллектуальное развитие, но и способствует аномальному развитию личности». Для подростков данной категории характерны эмоциональная незрелость, некоторая эйфоричность или, напротив, подавленность, колебания настроения, повышенная аффективная возбудимость.

В исследовании К.С.Лебединской приводится сравнение двух интересующих нас клинически сходных групп:

- подростки из массовой школы с проявлениями психической неустойчивости (их клинико-психологические характеристики, как отмечают авторы, отражают явления задержки психического развития большей частью церебрально-органического генеза);

- подростки с задержкой психического развития церебрально-органического генеза, но обучающиеся в адекватных условиях.

Проследим на основе этих исследований, что происходит с мотивацией учения у таких подростков.

У подростков с задержкой психического развития без отклонений в поведении, обучающихся в условиях спецшколы, клиническое исследование обнаружило положительную динамику психического развития. Очевидными были и достижения в мотивационной сфере. Коренным образом менялась направленность интересов. У большинства подростков стремление к трудоустройству находилось в определенной связи с переживанием своего школьного положения «переростков». Появилось желание следовать примерам учеников, которые хорошо учатся и «правильно» себя ведут.

Что касается подростков спецшколы для детей с задержкой психического развития с выраженными нарушениями поведения, то они «даже к 16-17 годам не имеют должного уровня развития самосознания Можно предположить, что, в отличие от подростков без нарушения поведения, негативная фаза начинается у них с опозданием в возрасте 13-15 лет - и выражается в падении учебной мотивации, игнорировании мнения педагогов и повышенной внушаемости к мнению уличных авторитетов, легкой имитации нерегламентированных форм поведения. Сохранение признаков негативной фазы до 16- 17 лет указывает на стойкость задержки психического развития, в основе которой лежит преимущественно незрелость эмоционально-волевой сферы».

Если к этому добавляется безнадзорность дома и неадекватность обучения в условиях общеобразовательной школы, то у подростков быстро нарастают явления педагогической запущенности, формируется отрицательное отношение к школе в целом.

Таким образом, психологическими показателями личностной незрелости подростков с ЗПР являются недоразвитие самосознания, снижение самоконтроля, недостаточная сформированность социальных установок, слабость самооценки, низкий уровень притязаний с пониженной реакцией на успех-неуспех.

Подводя итог проведенному нами анализу проблемы, можно сделать вывод о том, что, несмотря на существенные различия в причинах задержки психического развития и конкретных формах ее проявления, имеются определенные отклонения, характерные для всех подростков с ЗПР. Одной из наиболее общих и наиболее неблагоприятных психологических особенностей этих подростков является отсутствие у них адекватной учебной мотивации. Это резко отрицательно сказывается как на успешности обучения, так и на формировании личности.

Однако в своей работе мы опираемся на положение о значительных потенциальных возможностях подростков с задержкой психического развития. Это положение, во-первых, предполагает перспективность коррекционной работы и, во-вторых, выделяет ведущие факторы в работе с ребенком - развитие его интеллектуальных возможностей и поддержание положительной учебной мотивации.

На сегодняшний день формирование учебной мотивации у подростков с ЗПР изучено недостаточно. Имеющиеся данные о формировании учебной мотивации у нормально развивающихся детей и подростков свидетельствуют о том, что оно совершается в ходе самой учебной деятельности и определяется ее структурой и содержанием. Мы предположили, что и у подростков с ЗПР общие закономерности развития учебной мотивации должны быть теми же. Однако, задержка психического развития препятствует нормальному формированию учебной мотивации в ходе обычного обучения. Можно предположить, что для ее формирования необходимы специальные формы коррекционного обучения. В рамках общих закономерностей формирования мотивации, достижению положительного результата должно способствовать такое коррекционное обучение, которое не ограничивалось бы сообщением детям дополнительных знаний или постоянным многократным повторением учебного материала, а было бы направлено на развитие познавательных процессов подростков, их творческой активности.

 

Автор: Брайтфельд В.Н.