11.03.2013 24121

Личность психолога в отечественных и зарубежных исследованиях

 

Большинство исследователей рассматривают в качестве самостоятельных два основных направления психологической деятельности: академическая психология (представлена в исследовательских институтах, учебных заведениях, научных сообществах) и практическая психология (существует как система психологических служб предприятий, организаций, как совокупность психологических центров, занимающихся профориентацией, консультированием и оказанием иных видов психологической помощи населению). В соответствии с данными направлениями выделяются две профессиональные подгруппы психологов: исследователи и практики. Их основное отличие сформулировано Р.С.Немовым: «практический психолог - это специалист-психолог, имеющий соответствующее высшее образование и решающий задачи психодиагностики, психокоррекции и психологического консультирования, связанные не с проведением научных исследований, а оказанием прямой психологической помощи людям».

Различия в целях, задачах, методах профессиональной деятельности тех и других влияют на требования, предъявляемые к личностным особенностям специалиста.

Деятельность психолога-исследователя и его личностные особенности еще в 20-е годы нашего столетия начали изучать харьковские психологи. Они разработали систему тестов для лиц, желающих заниматься психологическими исследованиями. Подбор тестов был рассчитан на выявление потенциальных профессионально-личностных черт в двух сферах - вербальной и психоспективной. Харьковские ученые придерживались той точки зрения, что психологу-исследователю в основном необходимы: способность понимать речь и владеть ею, наблюдательность и способность к самонаблюдению, способность к длительному сосредоточению внимания, психоспективная одаренность.

Предлагаемый набор личностных качеств перекликается с требованиями к исследователю, выдвигаемыми К.А.Рамулем (1965). Необходимыми и важными для каждого ученого он считал следующие: спонтанная любознательность, способность длительное время заниматься решением все той же проблемы, сравнительно высокую степень научной одаренности, которая предполагает развитие памяти, творческого мышления, фантазии и наблюдательности, развитие отдельных черт личности: а) энтузиазма по отношению к работе и ее задачам, б) прилежания - способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду, в) дисциплинированности, г) способности к критике и самокритике, д) беспристрастия, е) умения ладить с людьми. По мнению К.А.Рамуля, перечисленные качества нужны всем ученым. В сфере же разных специальностей могут быть еще специфические способности, специфическая научная одаренность: у математика - математическая, у языковеда - лингвистическая и т.д. Что же касается психолога, то ему, считает К.А.Рамуль, никакие специальные психологические способности не требуются. “На вопрос о специальных способностях, которые являются необходимыми или очень важными собственно для психолога, мы, очевидно, можем ответить отрицательно - по крайней мере поскольку это касается современного психолога”.

Авторы ряда работ подходили к изучению деятельности психолога-исследователя и личностных качеств, определяющих ее успешность, более дифференцированно. Так, М.А.Дмитриева и С.Л.Арефьев (1976), пользуясь методом экспертной оценки, изучали взаимосвязи профессионально значимых качеств инженерных психологов и психологов труда. Первая группа испытуемых - инженерные психологи - вела работу лабораторную, экспериментальную. Вторая группа - психологи труда - изучала различные массовые профессии и составляла их психологическую характеристику. В результате исследования были получены структуры профессионально значимых качеств обеих групп. Для инженерных психологов оказались значимыми наблюдательность, аттенционные, мыслительные, имажинитивные, волевые и коммуникативные свойства личности. Для психологов труда наиболее значимыми оказались коммуникативные, волевые и моторные свойства. Исследование позволило авторам сделать вывод о том, что структуры ПВК изученных групп психологов имеют свое своеобразие, связанное со спецификой “профессиональной среды”. Отличия первой и второй группы связаны, по мнению авторов, с соотношением теоретического и “прикладного” элементов в деятельности ее представителей.

В некоторых новейших работах учитываются специфические методы работы современных психологов-исследователей, которые требуют от последних развития особых личностных качеств. В первую очередь это касается психологов-исследователей, специализирующихся на социальной психологии. Так, Н.Н.Богомолова, О.Т.Мельникова и Т.В.Фоломеева (1996), обсуждая особенности деятельности ведущих фокус-групп, затрагивают вопрос об их специфических личностных характеристиках, влияющих на эффективность работы. Фокус-группа - один из методов социально-психологических исследований, представляющий собой фокусированное (полустандартизированное) интервью, проходящее в форме групповой дискуссии и направленное на получение от ее участников “субъективной информации” о том, как они воспринимают различные виды практической деятельности или продукты этой деятельности, например, материалы средств массовой коммуникации, рекламу, конкретные товары, осуществление тех или иных социальных благотворительных программ, различных услуг и пр. К психологу- исследователю, ведущему фокус-группы, авторы предъявляют такие требования как хорошая память, умение слушать, устанавливать контакт, проявлять искренний интерес к людям, способность вызывать доверие. Ведущий должен обладать чувством времени, способностью ясно выражать свои мысли. Кроме того, требуется спонтанность при ведении групповой дискуссии при недопущении в то же время отклонений от темы. Отмечается в качестве необходимого и такое качество как чувство юмора, так как оно, по мнению авторов, тесно связано с воображением, способностью к творчеству и спонтанностью.

Существует ряд исследований, в которых рассматриваются сходство и различия личностных качеств психологов-исследователей и практиков.

В рамках факторного подхода с использованием тест-опроса типа 16 PF изучались латентные формы организации черт личности психологов-практиков и психологов-исследователей. Коллективом Р.Кеттелла получены профессиональные портреты психологов. Они приводятся в форме так называемого уравнения эффективности: весовые коэффициенты перед сокращенными техническими обозначениями факторов 16 PF указывают на вклад фактора в прогноз эффективности профессиональной деятельности: психолог-исследователь = 0,31 А + 0,78В + 0,47N; психолог-практик = 0,72А + 0,29В + 0.29N + 0,29Н. Сходство данных профессиональных подгрупп в определенных стратегиях поведения задается конфигурацией трех факторов: готовность к контактам (А), общая интеллектуальность (В), умение поддерживать контакты (N). Различия - наличием или отсутствием в профиле портрета дополнительного фактора ненасыщаемости контактами с другими людьми (Н).

Н.В.Бачманова и Н.А.Стафурина (1985) провели опрос 26 ученых-психологов, 20 из которых высказались о существовании специальных психологических способностей и их влиянии на успех профессиональной деятельности. Причем опрошенные отметили различное содержание этих способностей у психолога-экспериментатора и психолога-практика. Требования, предъявленные ими к психологу-экспериментатору, оказались близки или совпадали с требованиями к ученому по К.А.Рамулю. В наборе личностных качеств, необходимых психологу-практику (психотерапевту, профконсультанту, педагогическому и социальному психологу) отчетливо выделилась способность, которую авторы условно называли “талантом общения”. “Никакие технические приспособления не помогут психологу, если он не завоюет доверия испытуемого, не сможет войти с ним в контакт”. По своей структуре “талант общения” является сложным комплексом и состоит из целого ряда особенностей личности, которые условно сгруппированы в пять блоков качеств: 1) способность к полному и правильному восприятию объекта, наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации, способность к образному качественному анализу; 2) способность к пониманию внутренних свойств и особенностей объекта, проникновению в его духовный мир, психологическая интуиция, основанные на глубокой общей эрудиции и гуманистической направленности; 3) способность к сопереживанию, эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь, способность к состраданию, основанные на человеколюбии, общей гуманности и высоком морально-этическом уровне исследователя; 4) способность к самоанализу, рефлексия, способность к анализу своего поведения, связанная с интересом к собственной личности и личности других людей; 5) способность управлять самим собой и процессом общения, умение быть внимательным, умение слушать, тактичность, легкость общения, умение устанавливать контакт, вызывать доверие и найти подход к людям, психотерапевтичность в общении, умение разрядить напряженность, чувство юмора.

Н.А.Аминов и М.В.Молоканов (1992) в результате экспериментального изучения предпосылок психологических способностей абитуриентов и студентов специализированных факультетов по переподготовке учителей пришли к заключению о существовании специальных способностей, предопределяющих избирательную склонность абитуриентов и студентов к практической или исследовательской психологической работе. В качестве критериев данных способностей выступили индивидуальные различия в уровне развития социального интеллекта (способности к пониманию других людей и распознаванию отклонений в нем) и фасилитивности (поддерживающего стиля социальных отношений). Авторы доказывают, что при более высоком социальном интеллекте у испытуемых обнаруживается склонность к исследовательской работе; при совместном выраженном развитии социального интеллекта и фасилитивности - к практической работе. Установка на исследовательскую деятельность, по мнению авторов, предопределяется преобладающим функционированием когнитивной сферы (понимание человека), а установка на практическую - праксиологической сферы (преобразование поведения другого человека). У психологов с исследовательской ориентацией оказались более выраженными следующие факторы по методике Кетелла: готовность к контактам (А), общая интеллектуальность (В), эмоциональная холодность и рациональность в установлении и поддержании контактов (N), сдержанность (Q3) при проявлении общего интереса к человеку. При преобладании ориентации на практическую работу в профиле студента-психолога обнаруживается выраженное сочетание следующих факторов: готовность к контактам (А), общая интеллектуальность (В), умение поддерживать контакты (Н), умение контролировать свое поведение, то есть сохранять эмоциональное самообладание в процессе общения (С), аттракция (привлекательность), эмоциональная заразительность (F), эмпатия, то есть чувствительность (I) при повышенных самоуверенности (О), расслабленности, энергичности (Q4) и самодостаточности, то есть индивидуализме и опоре на себя в принятии решений (Q2). Кроме того, авторы предполагают наличие у психологов-практиков высокого уровня адаптации.

А.И.Донцов, Ю.М.Жуков и Л.А.Петровская (1996) отмечают, что степень значимости личностных особенностей в деятельности психолога-исследователя и психолога-практика принципиально различна. Если в фундаментальной науке предпринимаются значительные усилия для борьбы с “эффектами интервьюера” и “эффектами экспериментатора”, стремятся к элиминации личности исследователя из метода (метод должен работать “сам по себе”), то в практической психологии личность психолога есть неотъемлемая часть метода.

Большинство современных работ посвящено изучению профессиональной деятельности и особенностей личности практического психолога.

На кафедре психологии Саратовского университета (1992) составлена профессиограмма психолога-практика. Установлены свойства личности, влияющие на эффективность деятельности. Они оказались ранжированными следующим образом: доброжелательность, высокое чувство социальной ответственности, оптимизм, организованность, внутренняя дисциплинированность, коллективизм, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность.

Е.С.Романова (1992) для более полной характеристики профессионально важных качеств психолога использовала алфавит черт личности К.К.Платонова. В результате проведенного исследования на основании оценок экспертов получены следующие результаты, фиксирующие наиболее важные и необходимые для успешной деятельности практического психолога качества и свойства личности: наблюдательность, общительность, воздержанность, воспитанность, внимательность, обходительность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, уравновешенность, человеколюбие, деликатность, добропорядочность, отзывчивость, уважительность, учтивость, спокойствие, объективность, интеллигентность, компетентность, образованность, просвещенность, квалифицированность, начитанность, проницательность, переключаемость, разносторонность.

Н.Н.Обозов (1994), анализируя особенности психологического консультирования, выделяет следующие профессионально необходимые качества психолога-практика-консультанта: общительность - контактность; динамичность - гибкость поведения; избегание невротических и других субъективных отклонений в собственных оценках и поведении; терпимость к возможным невротическим срывам, оценкам консультируемого (умение выслушать, понять, успокоить); поддержание общей культуры знаний и поведения; профессиональный такт, предполагающий соблюдение профессиональной тайны; деликатность во всех вопросах, затрагивающих интимные стороны жизни и отношений консультируемого; умение построить и выдержать до конца свою линию поведения; умение совместно с консультируемым проанализировать ситуацию затруднений; знание возможных вариантов конфликта (источников, динамики и правил поведения в конфликте).

Н.Н.Обозов на основании ведущих моделей общения с клиентом в процессе консультирования выделяет также два типа практического психолога-консультанта: “эмоционально-коммуникативный” и “эмоционально-нейтральный” (“когнитивный”). При этом успешность консультирования, по мнению автора, определяется совпадением или несовпадением ожиданий клиента с тем видом взаимодействия, который ему, исходя из своих личностных характеристик, предложит консультант (следует отметить, что типы выделены не на основании исследования собственно психологов-консультантов, а смоделированы по аналогии с результатами изучения взаимодействия врачей и пациентов клиники неврозов ). Автор отмечает, что важное значение для оптимального контакта имеет пол человека. Женщины чаще подчеркивают у врача важность темперамента и характера, мужчины - профессионального опыта. Мужчины, страдающие неврозами, предпочитают иметь лечащего врача своего пола. Позиция женщин нейтральнее, хотя и с некоторым предпочтением также врача своего пола, что подчеркивает большую значимость индивидуально-психологических особенностей (в частности, сочувствия) врача для женщин. Специальное изучение эмпатического компонента общения в рамках врач-больной показало, что всеми больными неврозами прежде всего подчеркивалась роль эмоционального контакта. Сравнение по полу выявило, что если в эталоне врача-женщины преобладает “сочувствующий” комплекс черт личности, то в эталоне врача- мужчины - “эмоционально-нейтральный”. Автор считает, что эмоциональная характеристика образа врача в определенной мере связана с установками в отношении предстоящего лечения. Больные, ожидающие получить необходимую информацию о болезни и способах борьбы с ней, преимущественно ориентированы на “эмоционально-нейтрального” врача (когнитивный тип человека, ожидающий когнитивного взаимодействия с психологом-консультантом). Больные с установкой на сочувствие, понимание, поддержку предпочитают врача с эмпатическим подходом в контакте. Этому типу ожиданий и взаимодействий соответствует эмоционально-коммуникативный тип психолога.

По критерию лидерства Н.Н.Обозов выделяет тип психолога- лидера и психолога-ведомого. “Лидер-консультант характеризуется уверенностью, серьезностью, устойчивостью. В процессе собеседования он во всех вопросах ведет за собой консультируемого, опекает его и дает строгие и требующие обязательного исполнения рекомендации Консультант ведомого типа более универсальный, однако не всегда эффективен в работе с покорными, неуверенными в себе клиентами Ведомый консультант характеризуется мягкостью и любезностью, тактом и дипломатичностью, что успокаивает и расслабляет клиентов. Они проникаются доверием к его рекомендациям, ибо считают, что мягкий и добрый человек не может дать плохого совета”.

Автор считает, что диагностика и типология психологов - необходимый элемент организации их работы в консультации.

Г.С.Абрамова (1995) приводит основные качества профессиональной деятельности практического психолога, позволяющие “уточнить представление о месте индивидуальных характеристик психолога, его я-концепции как в процессе профессиональной подготовки, так и в практической деятельности”. По мнению автора, основными качествами профессиональной деятельности квалифицированного психолога в отличии от неквалифицированного являются следующие:

1. Цели психологической помощи. Квалифицированный психолог ориентирует клиента в его целях, дает человеку возможность найти максимальное число вариантов поведения. Неквалифицированный психолог преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей. Например, психолог может демонстрировать клиенту свою исключительность как носителя профессии, подчеркивая постоянно свою компетентность как психолога.

2. Отклики или реакции. Квалифицированный психолог может найти множество реакций - вербальных и невербальных - на широкий спектр ситуаций и проблем. Он, реагируя на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента. Неквалифицированный психолог обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика, склонен фиксироваться на одном или нескольких откликах. Для него существуют шаблонные оценки действий клиента.

3. Мировоззрение (концепция) практического психолога. Квалифицированный психолог понимает сложность предмета своего исследования и воздействия на индивидуальность человека, понимает невозможность описания и исследования его в рамках одной концепции, поэтому стремится использовать в работе множество концепций. Неквалифицированный психолог не имеет ясной концепции, не рефлексирует на предмет своей практической деятельности, ограничивает свою работу рамками какой-то одной концепции.

4. Культурная продуктивность. Квалифицированный психолог способен к выработке множества мыслей, слов, моделей поведения в своей культуре и рамках других культур. Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность являются основой для культурной продуктивности. Это позволяет ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы. Неквалифицированный психолог способен работать в рамках одной культуры, которую он понимает через содержание своей я-концепции; себя, свою культурную продуктивность рассматривает как проявление общекультурной нормы, стандарта поведения.

5. Конфиденциальность. Квалифицированный психолог четко рефлексирует на содержание психологической информации и ее значимости для клиента. Не квалифицированный психолог нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, не заботиться о ее хранении и передаче.

6 Ограничения в деятельности практического психолога. Квалифицированный психолог постоянно рефлексирует на содержание своей профессиональной деятельности, реально оценивает свои возможности и уровень квалификации. Понимает и принимает ограничения своих возможностей, проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей. Неквалифицированный психолог работает без ограничений, берется за любую проблему, любой метод без необходимой профессиональной рефлексии на ситуацию его применения.

7. Человеческое достоинство. Для квалифицированного психолога уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом при получении, использовании и передаче ему психологической информации. Одна из сторон этого проявляется в адекватной для клиента форме сообщения психологической информации - проблема адекватного для клиента словаря психологической информации. Для неквалифицированного психолога неуважительной отношение к клиенту не является предметом профессиональной рефлексии, он приписывает своей профессии сверхзначимость, которая позволяет относиться к другим людям с позиции сверху. В получении и передаче психологической информации такой психолог чаще всего использует псевдоквалифицированный жаргон или перегружает свою речь специальными терминами, подчеркивая исключительность своей профессии.

8. Обобщенная теория. Квалифицированный психолог использует обобщенное научное знание, постоянно осваивает новые теории и подходы, на основе которых создает и развивает собственную концепцию психологической помощи. Неквалифицированный психолог привязан к одному подходу, не размышляет об альтернативах. Обобщенная теория не является его личным способом мышления, который он мог бы и хотел совершенствовать.

На основании вышеизложенного, Г.С.Абрамова выделяет “очень сложный момент в работе квалифицированного практического психолога, который по степени сложности приближает ее к работе режиссера или летчика-испытателя, - это необходимость постоянной профессионально рефлексии во взаимодействии с клиентом, а значит постоянного напряжения, требующего точности профессионального воздействия для оказания эффективной психологической помощи”.

Е.В.Сидоренко и Н.Ю.Хрящева (1995) в статье, посвященной тренингам в практической подготовке психологов, обсуждают профессиональные и личностные качества, необходимые психологу для эффективной работы. По мнению авторов, исходя из особенностей деятельности, практический психолог имеет дело с двумя типами задач: констатирующими и развивающими. Решение констатирующих задач предполагает формирование представления о другом человеке с помощью методов наблюдения, естественного эксперимента, специальных диагностических процедур, тестов. Решение развивающих задач предполагает достижение какого-либо изменения: расширение поля психологического видения, приобретение знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, преобразование психологического состояния, личностный рост. Авторы считают, что и констатирующие, и развивающие задачи предъявляют серьезные требования к личностным и профессиональным качествам психолога. При этом некоторые из этих качеств являются общими, а некоторые определяются спецификой используемых психотерапевтических подходов и методов. В своей статье Е.В.Сидоренко и Н.Ю.Хрящева рассматривают некоторые из общих личностных и профессиональных качеств психолога, без формирования которых, по их мнению, невозможна эффективная психологическая деятельность. В качестве таких свойств личности психолога авторы выделяют психологическую наблюдательность, психологическое мышление, самообладание, умение слушать, эмпатию и креативность.

Психологическая наблюдательность определяется как “чувствительность в восприятии психологических явлений”. Хороший наблюдатель, по мнению Е.В.Сидоренко и Н.Ю.Хрящевой, обладает высокой обсервационной и идеографической сензитивностью, то есть, с одной стороны, он способен видеть другого человека и запоминать как он выглядел, а с другой стороны, он обладает способностью аккумулировать наблюдения и использовать все увеличивающийся объем информации о человеке для формирования более точного его понимания.

Психологическое мышление авторы статьи определяют как “особый способ, стиль мышления, предполагающий способность чувствовать психологическое содержание наблюдаемых событий и умение его анализировать. Развитое психологическое мышление характеризуется высоким уровнем всех мыслительных операций, децентрированностью, высокой версионностью, прогностичностью и, возможно, парадоксальностью”.

Самообладание понимается как “способность” концентрироваться на психологической задаче, несмотря на усталость, раздражение, неуверенность, обиду и другие эмоциональные состояния, возникающие во время работы, а также невзирая на внешние отвлекающие. Мешающие или провоцирующие действия”.

Умение слушать означает, по мнению авторов, слышать то, что человек хочет сообщить на самом деле, не только то, что он говорит вслух, но и то, что передается без слов. При этом слышать другого означает одновременно и слышать самого себя, улавливать, рефлексировать те свои реакции, которые возникают в ответ на те или иные слова, действия и проявления другого человека.

Эмпатия определяется как способность к сопереживанию, сочувствию, соучастию. При этом Е.В.Сидоренко и Н.КХХрящева указывают на опасность чрезмерного включения в состояние другого человека, не сочетающегося с профессиональной отстраненностью и рефлексией над собственными состояниями.

Креативность рассматривается как способность к нестандартным решениям и поведению, способность обнаружить новые решения проблем или новые способы выражения. Она помогает психологу преодолевать стереотипность поведения, находить оригинальные решения проблем в сложных ситуациях.

М.В.Молоканов (1995) провел исследование свойств “активированности и лабильности нервной системы” для проверки гипотезы об их связи с направленностью на практическую психологическую деятельность. Выборка испытуемых состояла из инструкторов учебно-тренировочных групп (УТГ), функционирующих в целях повышения участниками уровня самопознания и возможностей психосаморегуляции. Используя психофизиологическую методику тренинг-теста, автор пришел к выводу о “положительном совместном влиянии свойств активированности и лабильности нервной системы испытуемых на успешность их деятельности в качестве практических психологов и инструкторов УТГ”.

Специфика деятельности и особенности личности психолога, ведущего тренинговые группы, рассматривались и другими авторами.

Так, Ю.Н.Емельянов (1985), анализируя деятельность инструктора учебно-тренировочной группы, утверждает, что для участников он является “реальной моделью желательного коммуникативного поведения”. Поэтому к личности психолога должны предъявляться особые требования. Среди них автор выделяет следующие: отсутствие внеморальных тенденций, спонтанность, эмпатия, гибкий интеллект, развитая моторика, эмоциональный самоконтроль, психологическая стабильность. Ю.Н.Емельянов отмечает следующие параметры желательности - нежелательности тех или иных свойств и качеств психолога: надежность - непредсказуемость; сдержанность - импульсивность; теплота - враждебность; оптимизм - пессимизм; открытость - подозрительность; непринужденность - скованность; энергичность - вялость.

Ю.М.Жуков, Л.А.Петровская и П.В.Растянников (1991) обсуждая некоторые стороны личностных качеств ведущих тренинговых групп, необходимых для успешности групповой психотерапевтической работы, требуют от него таких качеств, как способность слушать и понимать, естественность, искренность в эмоциональных проявлениях, умелое владение невербальными средствами общения, способность к импровизации, творчество, готовность к столкновению с нестандартными ситуациями, возникающими в ходе общения.

Ряд исследователей определили и сформулировали требования к личности практических психологов, работающих в различных сферах.

Проведенный В.Е.Гавриловым (1974) психологический анализ особенностей работы диагноста-профконсультанта выявил, что профессионально важными качествами для него являются чувство ответственности, выдержанность, доброжелательность, тактичность, способность к эмоциональному переживанию, общительность, настойчивость, способность к оперативному принятию решения, наблюдательность. Также необходимы диалектичность, целостность и гибкость мышления, объективность, любознательность и широкий круг интересов, развитое воображение. В один подкласс по схожести профессионально важных качеств вместе с диагностом-профконсультантом вошли профессии журналиста, психолога-экспериментатора, социолога, судебно-медицинского врача. Общим для этих профессий, по мнению автора, является то, что они в качестве «предмета труда” имеют человека, а основной задачей деятельности профессионалов выступает оценивание и диагностирование.

СЛ.Арефьев (1978) в рамках исследования процесса профессиональной адаптации психолога, работающего в сфере промышленности, на основании ряда методик, определил комплекс способностей, обеспечивающих успешность его деятельности. Всего автором выделено семь способностей, из которых первые четыре являются наиболее важными, а три последующих носят более общий характер: 1) исследовательская (проявляется при изучении объекта исследования, планировании работы и т.д.); 2) продуктивная способность (проявляется при анализе материала, формулировании выводов, разработке рекомендаций); 3) способность к профессиональному общению (проявляется при участии в семинарах, чтении лекций, написании статей); 4) способность к индивидуализации (проявляется в нахождении индивидуального подхода к испытуемым и выработке оптимального индивидуального стиля собственной деятельности); 5) способность к включению в нужный момент профессионального воображения (проявляется в ситуациях, характеризующихся высокой степенью неопределенности); 6) коррективная способность (проявляется при необходимости разумного ограничения профессионального воображения); 7) контактность (проявляется в установлении и поддержании необходимых контактов с испытуемыми, администрацией и т.д. с целью успешного выполнения работы).

Е.Лешукова (1995), обсуждая особенности профессиональной деятельности психолога в ситуации консультирования (на телефоне доверия) и проявляющиеся в ней личностные характеристики психолога, отмечает, что специфика ситуации консультирования состоит в необходимости создания особой атмосферы доверия, способствующей диалогу двух людей, возникновению “очищающей исповеди”. Тогда образуется довольно редкое в обыденной жизни явление, предполагающее полную погруженность в собеседника. Психолог тем самым запускает механизм идентификации, которая определяется автором как “специфическая эмоциональная связь, переживание тождественности с объектом (чувства, эмоции, личностные смыслы клиента)”. Для осуществления профессиональных целей психологу необходимо идентифицироваться с переживаниями клиента: способность к идентификации, эмпатии является профессионально необходимым качеством сотрудника телефона доверия”.

Много работ посвящено профессиональной деятельности школьного психолога. Однако личностные качества специалиста рассматриваются лишь в некоторых. Так, Р.В.Овчаровой (1996), на основании опроса педагогов и диагностирования слушателей спец факультета, выделены наиболее повторяющиеся социально значимые характеристики школьного психолога. Автором составлена эталонная таблица, соответствующая образцу идеального психолога, которая включает следующие личностные характеристики:

1. Психолог должен иметь высокие умственные способности, быть проницательным, рассудительным, свободомыслящим, скрупулезным аналитиком, экспериментатором.

2. Психолог социабелен, поэтому предпочитает работать с людьми, радуется социальному признанию, любит идти в ногу с событиями. Это общительный человек, он великодушен к людям, легко формирует активные группы, хорошо запоминает имена людей, любезен, тактичен, дипломатичен в общении.

3. Он любит совместные действия, подчиняет интересы личности групповым интересам, совестливый, добросовестный, имеет чувство долга и ответственности, сильный, энергичный, умеет подчинить себе. Он смел, быстро решает практические вопросы.

4. Психолог эмоционально устойчив, выдержан, спокоен, реально взвешивает обстановку, устойчив к стрессу.

В приведенных требованиях к личности психолога автор выделят четыре доминанты: интеллектуальность, социальность, эмоциональная стабильность и практичность.

Кроме того, путем опроса Р.В.Овчарова выявила то, каким не должен быть школьный психолог. В ответах были представлены сочетания факторов личностного опросника Р.Кетелла, соответствующих незрелой и невротической личности. К нежелательным характеристикам отнесены такие, как отсутствие эмпатии, низкая сила “эго”, низкий интеллект, недостаточная независимость мысли, невозможность решать свои проблемы, излишняя заторможенность, низкая организованность, плохое сопротивление стрессу, потребность в гиперопеке, высокая тревожность и чувство виновной ничтожности.

На основании собственных наблюдения Р.В.Овчаровой предпринята попытка составить реальный портрет сегодняшнего школьного психолога. По мнению автора, в данный момент в школе работают два основных типа психологов: “интеллектуальный” и “социабельный”. К первому типу относятся рассудочные, аналитичные, независимые, оригинальные люди, у них преобладают теоретические ценности. Как правило, это выпускники университетов, которые связывают свое будущее с научной деятельностью, а не с работой в школе. Ко второму типу относятся психологи, стремящиеся “поучать и воспитывать”. Они психологически настроены на человека, нуждаются в контактах, решают проблемы, опираясь на эмоции, чувства, умение общаться, обладают хорошими вербальными способностями. Этоттип, как определила Р.В.Овчарова, чаще встречается среди педагогов, закончивших факультет практических психологов.

Интерес зарубежных исследователей в основном сфокусирован на изучении личностных особенностей психолога-практика (психотерапевта) и их влиянии на эффективность профессиональной деятельности.

В настоящее время практически все направления (за исключением “чистых” аналитиков) отказались от так называемого принципа психотерапевтической нейтральности, провозглашенного когда-то З.Фрейдом. Поэтому проблема соотношения “личностного” и “профессионального” моментов вышла на передний план.

Представители гуманистического направления понимают психотерапевтический процесс как межличностный контакт. При этом его содержание и атмосфера рассматриваются как основные факторы, влияющие на эффективность деятельности, и зависят, по их мнению, главным образом от индивидуальных характеристик терапевта и клиента.

К.Роджерсом были сформулированы условия терапевтического изменения личности клиента, часть из которых касается непосредственно личности психотерапевта: 1) подлинность (конгруэнтность); “в рамках этих отношений терапевт должен быть конгруэнтной, подлинной, интегрированной личностью он является самим собой, со своим актуальным опытом, актуально представленным в его самосознании”; 2) безусловное позитивное отношение: “ в той мере, в какой терапевт эмоционально принимает клиента как целостную личность, можно говорить о безусловно позитивном отношении”; 3) эмпатия: “терапевт воспроизводит точное эмпатическое понимание осознания клиентом своего опыта. Ощущать внутренний мир клиента, как будто он твои собственный, но не утрачивая этого “как будто”, - вот что такое эмпатия”.

Данные положения послужили толчком значительному числу исследований, большинство из которых подтверждают выдвинутую К.Роджерсом гипотезу. Так, G.Halkides (1958), используя теоретические положения К.Роджерса, обнаружила значимые корреляции (на уровне 0,001) между количеством конструктивных личностных изменений в клиенте и тремя переменными, относящимися к качествам психолога-консультанта: 1) степенью эмпатического понимания клиента, выражаемого консультантом; 2) степенью положительного эмоционального отношения (безусловного уважения); 3) степенью искренности консультанта, соответствием его слов внутренним чувствам.

A.S.Gurman и A.M.Razin (1977) приводят в своей работе результаты исследований зависимости между такими индивидуальными характеристиками психотерапевта как открытость, способность к эмпатии, терпимость, умение создать сердечную, теплую и безопасную атмосферу, лишенную страха, враждебности и неодобрения, и эффективностью психотерапевтического процесса (в случае индивидуальной психотерапией). Психотерапевты, характеризующиеся данными качествами, достигают более положительных результатов в изменениях личности и поведения клиентов. В процессе групповой психотерапии данная зависимость не подтверждается, т.к. установлено, что восприятие пациентами группы как целого гораздо важнее, чем восприятие ими личности психотерапевта. A.S.Gurman и A.M.Razin изучали также зависимость между характерологическими чертами личности психотерапевта и пациента. Результаты исследований показали, что сходство и взаимодополняемость, а не различие индивидуальных характеристик благоприятствуют эффективности психотерапевтического процесса.

В рамках этого направления проведено достаточно много исследований личностных качеств психотерапевта, влияющих на ход и эффективность психотерапии. Ниже приводится перечень некоторых личностных характеристик психолога (психотерапевта), составленный по материалам зарубежных работ: заботливый, сострадающий, умный, чувствительный; эффективно функционирующая личность, высокий уровень самопринятия и самоуважения, конструктивный взгляд на природу человека; компетентный психотерапевт имеет теоретические представления о взаимодействии с клиентом, умело использует терапевтическое вмешательство (интервенцию), не захвачен личными проблемами; проявляет эмпатию; эффективный психотерапевт социально адаптирован, компетентен, стремится помогать людям, точно проводит психотерапевтические приемы; обладает способностью к формированию теплых отношений.

В зарубежной литературе встречаются и скептические утверждения о возможности однозначного определения вклада личностных свойств и параметров психотерапевта в успешность психотерапии. Так, D.Fiske считает этот вопрос принципиально неразрешимым по причине его чрезвычайной абстрактности и размытости. Однако большинство авторов, придающих решающее значение в психотерапевтическом процессе технике воздействия, утверждают, что определенные личностные черты могут повышать или снижать эффективность применяемых техник.

Исследователи, работающие в русле экзистенционально-гуманистической психологии подчеркивают то, что личностные качества практического психолога (психотерапевта) являются особенно значимыми для успешности деятельности. Так, американский психотерапевт и психолог Р.Мэй отмечает: “Поскольку личность консультанта является его орудием труда, ее полнота и целостность приобретают важное значение для эффективности консультирования”. Основополагающим личностным качеством успешности психотерапевтической деятельности автор считает способность к эмпатии, которая обеспечивает понимание, проникновение в душевный мир другого человека. Эмпатия при этом понимается как состояние “отождествления”. “Эмпатия, - считает Р.Мэй - основное средство в работе психотерапевта, когда он и его клиент сливается в единое психическое целое Он (психотерапевт) должен полностью отдаться своему клиенту, быть для него почти tabula rasa, войти в состояние эмпатии”. Кроме способности к эмпатии автором выделяются следующие характеристики хорошего консультанта: умение привлекать к себе людей, умение чувствовать себя свободно в любом обществе и прочие внешние атрибуты обаяния. Данные качества не всегда бывают врожденными. “Они появляются в результате постепенного просветления самого консультанта и, как следствие, проявляемого им доброжелательного интереса к людям” Ссылаясь на З.Фрейда, Р.Мей считает, что важным для психотерапевта является прирожденная способность “проникать в душу человека - и в первую очередь, в подсознательные уровни собственной души”. “Видеть людей через призму собственных предрассудков - вот главный камень преткновения для личности консультанта”. Поэтому многие терапевтические школы настаивают на том, чтобы абитуриенты сначала сами прошли психоанализ, чтобы осознать собственные комплексы и по возможности избавиться от них.

Подведем некоторые итоги анализа работ, посвященных особенностям профессиональной деятельности и личности специалиста-психолога.

Большинство авторов выделяют две профессиональные подгруппы психологов: исследователи и практики. Анализируя особенности их деятельность, личности и ее влияние на результаты труда, указывают на различия между ними.

Имеющиеся в литературе взгляды на личностные качества пси- холога-исследователя не отражают особенности их набора, отличающегося от общих свойств личности, необходимых для представителей любой фундаментальной научной дисциплины. Специфика заключается лишь в выраженности коммуникативных качеств, что связано с общей установкой психологов на изучение человека.

Почти все исследователи отмечают особо важную роль эмпатии для успешной деятельности практического психолога.

Перечень профессионально важных качеств практического психолога, по результатам анализа литературы, включает: доброжелательность, ответственность, оптимизм, организованность, любознательность, наблюдательность, настойчивость, терпеливость, привлекательность, общительность, внимательность, самообладание, тактичность, чуткость, альтруистичность, вежливость, гуманность, нравственность, отзывчивость, объективность, интеллигентность, компетентность, динамичность, гибкость поведения, высокий уровень общего и социального интеллекта, рефлексия, сензитивность, умение слушать, креативность, умелое владение невербальными средствами общения, открытость, непринужденность, естественность и искренность в эмоциональных проявлениях, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность и некоторые другие характеристики.

Таким образом, необходимо отметить, что все исследования, посвященные изучению особенностей личности специалиста-психолога, проводились в рамках концепции профессионально важных качеств, т.е. изучались отдельные индивидуально-психологические особенности личности психолога или их комплекс. Полученный в итоге достаточно объемный список ПВК психолога не позволяет представить целостный портрет личности профессионала. Тип, являясь более емкой единицей, характеризует личность в целом и позволяет прогнозировать поведение человека в различных жизненных ситуациях, в т.ч. и в профессиональной деятельности. Однако некоторые попытки типологии практических психологов связаны не с изучением их личности, а с анализом способов взаимодействия с клиентом.

Одной из основных задач нашего исследования стало выявление типов личности психологов, составление типологического портрета всей профессиональной общности. Исследование также направлено на объединение двух подходов (типологического и профессионально важных качеств) в изучении такого сложного психологического объекта как личность специалиста-психолога.

Таким образом, исследования личности в профессиональной деятельности в основном связаны с изучением профессионально важных качеств специалистов или выявлением профессиональных типов.

В рамках типологического подхода существуют два направления: в основе первого лежат различные концепции типов личности, которые совмещаются авторами с определенными типами профессиональной среды; второе направление связано с классификацией профессий и выделением соответствующих типов профессионалов.

 

Автор: Верняева Т.А.