12.03.2013 9757

Методы психологической коррекции средств психологической защиты

 

В психологии под психокоррекцией понимают «обоснованное воздействие на дискретные характеристики внутреннего мира человека». Она строится на определенных методологических и методических основах, имеет свои направления и объект воздействия.

Коррекция способов психологической защиты частично рассматривалась в психоаналитических работах (З. Фрейд, А. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни и др.), исследованиях психологов гуманистического направления (К. Роджерс, Л.Г. Лэндрэт и др.), в трудах современных отечественных психологов (В. Гарбузов, А. Захаров, Е. Соколова, А. Спиваковская, И. Фурманов, М. Якубовская и др.). При этом понятия «способы» и «механизмы защиты» строго не дифференцировались, по существу являлись синонимами.

Первые рассуждения о потенциальных возможностях преодоления у детей защитных действий и тревоги, которая их вызывает, в ходе психоанализа были сделаны А. Фрейд. Она рассматривала психокоррекцию в ходе психоанализа и подчеркивала, что данный терапевтический подход не обеспечивает решение всех задач по преобразованию механизмов психологической защиты в адекватные и конструктивные реакции. Некоторые задачи вынесены в иную плоскость и решаются с помощью общественного переустройства, методов воспитания ребенка и укрепления его «Я-образа».

Существо рекомендаций А. Фрейд сводится к нескольким положениям: чтобы обеспечить адекватную психологическую защиту, не искажающую развитие личности ребенка, необходимо, прежде всего, снизить уровень тревожности с помощью более мягких воспитательных методов родителей, объективного примера родителей, как личностей с человеческими слабостями и силой; через предоставление детям возможности выхода детской агрессии во внешний мир; снижение объективной тревожности за счет изменения строгих дисциплинарных мер в обществе; через развитие у детей способности выдерживать все большее количество неудовольствия, не прибегая к защитным механизмам; с помощью укрепления «Я» ребенка.

В последующие годы данные положения развивались, видоизменялись, но оставались ведущими в психокоррекционной работе. В зависимости от теоретической парадигмы ученые определяли ведущие направления и методы психокоррекционного воздействия. Одни делали акцент на необходимости макро- социальных перемен, от которых зависит психологическая защита индивида; другие предпочитали работать с индивидом и его ближайшим окружением, третьи придавали особое значение только самому субъекту защиты и его способности справиться с тревогой.

Рассматривая факторы снижения псевдоагрессивных действий и тенденций личности, Э. Фромм считал, что «агрессия самоутверждения становится менее выраженной благодаря авторитарной атмосфере в семье и обществе, где потребность в самоутверждении отождествляется с грехом и бунтарством. Поэтому людям с ранних лет внушается, что послушание - якобы самый лучший способ и шанс самореализации. При этом он обращает внимание на то, что крайний вариант послушания - «конформизм автомата», также является психологической зашитой, и не всегда благо для личности. Указывая на то, что изменить основу оборонительной агрессии практически невозможно, Э. Фромм сформулировал условия ее снижения: 1) устранить из жизни взаимные угрозы - как индивидов, так и групп, которые зависят от материальных возможностей общества: люди должны жить в достойных условиях бытия и исключить стремление к господству одной группы над другими. Словом, необходимо создание такой системы, которая будет гарантировать удовлетворение основных потребностей человека; 2) формирование независимого критического мышления у индивидов и групп, которое будет свободно от внушенной, нереальной угрозы, которую испытывают люди в большинстве случаев; 3) необходимо коренное преобразование всей социальной системы. Но данные перспективы весьма отдаленны, объективны и мало зависят от деятельности психолога.

В. Райх, связывающий психологическую защиту с формированием мышечного панциря, считал, что существует три типа средств для «распускания панциря»; 1) накопление в теле энергии посредством глубоко дыхания (психотехника «ребефинга»); 2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (давление, защипывания, другие виды массажа), то есть расслабление мышц; 3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются. Он указывал, что человек «зажатый своим панцирем», не способен распустить его сам. Первостепенное значение физического воздействия, по Райху, на наш взгляд не является оптимальным, так как не устраняет причину первоначальной психологической защиты, сопровождающуюся ригидностью мускулатуры.

В отличие от него, К. Роджерс предпочитал чисто психологические методы: «помогающие отношения», терапевтические беседы и пр. Он полагал, что психологическая защита исчезает, если у человека нормализуются отношения с самим собой, когда происходит принятие себя, своего опыта и формируется Я - концепция. Психологическая защита в данном случае утрачивает свои функции.

Современные исследователи разных направлений психологической науки в коррекционной работе используют интегративный подход, который начал применяться и развиваться сравнительно недавно в психокоррекции эмоциональных и личностных нарушений, когда устойчивое положительное изменение дискретных характеристик личности происходит в результате интеграции методов бихевиоризма и психоанализа. В частности, существуют некоторые модели такой интеграции: 1) Модель Wachtel (1977), предполагающая прагматическое использование поведенческих техник в рамках психоаналитической терапии для того, чтобы «перевести внутренние инсайты в план действия», 2) модель Kaplan (1974), предполагающая, в случае сопротивления пациента, находящегося в поведенчески ориентированной терапии, кратковременное использование психоаналитических приемов и техник; 3) модель пошагового изменения агрессивного поведения И.А. Фурманова (1996) в русле когнитивно-поведенческого направления в групповой психотерапии, в которой наряду с классическими процедурами поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктурирования - «атаки» на иррациональные убеждения, формирование способности к осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности, правильных установок и привычек.

Важным, на наш взгляд, моментом в методологии коррекционной работы является направленность ее на обеспечение личностного роста ребенка (Братченко C.JL, 1998), который имеет интерперсональные и интраперсональные критерии, обоснованные в гуманистической психологии К. Роджерсом. Интраперсональные критерии: принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность и динамичность. Интерперсональные критерии: принятие других, понимание других, социализированность, творческая адаптивность. Наше коррекционное воздействие, в конечном счете, призвано обеспечить ребенку личностный рост.

E.Л. Доценко, рассматривая обучение защите от манипуляции, подчеркивает, что обучать только защите от чего-либо конкретного, не имеет смысла. Перед психокорректором стоит более широкая задача: - создание программы оптимизации обще коммуникативной оснащенности людей, повышение их компетентности в общении. Решая более скромную задачу, он определил ряд направлений, включающих содержание обучения: 1) отладка процесса целеполагания; 2) повышение сензитивности; 3) повышение инструментальной гибкости; 4) обучение средствам управления психическими состояниями; 5) усиление душевного потенциала: укрепление личностной силы, промысливание духовных опор. Данный подход обеспечивает нормирование психологической защиты. Это одно из немногих исследований, в которых изучалась собственно психологическая защита как предмет исследования. Чаще всего психологическая защита, ее средства и коррекция рассматриваются в контексте других проблем: невротизма, тревожности, дезадаптивности (В.И. Гарбузов), невротизма, неадекватного поведения (А.С. Спиваковская), страхов (А.И. Захаров).

Кроме того, исследователи предпочитают работать со взрослыми людьми (Е.Л. Доценко), подростками (И.А. Фурманов, В.И. Гарбузов), младшими школьниками (В.И. Гарбузов, А.И. Захаров). Дошкольный возраст в аспекте решения задач коррекции способов психологической защиты рассматривается крайне редко (А.С. Спиваковская и Ш. Левис).

Мы считаем, что дошкольный возраст - сензитивный период для воздействия на психологическую защиту ребенка, поскольку у детей до 5 лет она находится в стадии становления и ребенок нуждается в помощи психолога, который направил бы его дальнейшее развитие по пути личностного роста. После 5 лет и до подросткового периода новых механизмов психологической защиты не возникает, следовательно, приобретенные в дошкольном детстве средства защиты закрепляются, становятся стереотипными и, на наш взгляд, будут требовать более длительного и интенсивного психокоррекционного воздействия.

Особенности работы с детьми дошкольного возраста нашли отражение в трудах Е.В. Субботского (1991); Г.В. Бурменской, О.А. Карабановой, А.Г. Лидере (1990), А.С. Спиваковской (1998); Б.И. Рогова (1995); Е.Г. Макаровой (1996); Н.Н. Лебедевой (1988) и др., где, прежде всего, выделяется специфика работы с детьми данного возраста, которую следует учитывать в коррекционной работе с ними:

- ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, - они проявляются косвенно через отставание в развитии, капризность, агрессивность, упрямство и прочие признаки дезадаптации, характерные для периодов возрастных кризисов, но сохраняющиеся на этапах стабильного развития;

- в его поведении преобладает импульсивность и ситуативность. Это обуславливает необходимость работать «здесь и теперь» с переживаниями ребенка и делать акцент на немедленном закреплении позитивных изменений, которые появляются в ходе коррекционной работы;

- дошкольник не может осознанно поставить перед собой цель - преодолеть психологические проблемы и отклонения. Психологический заказ идет от третьих лиц;

- ребенок данного возраста сотрудничает с психологом лишь тогда, когда ему это интересно. Это обстоятельство обуславливает необходимость использования игровых методов и приемов, особенно привлекательных для детей.

Коррекционную работу мы основывали на следующих принципах, сформулированных вышеуказанными авторами:

1. Принцип деятельности - развитие и коррекция происходят в активной, значимой для ребенка деятельности.

2. Принцип каузальности - корректировать в первую очередь следует причину, а не следствие. Особенности поведения почти всегда - следствие развития личности.

3. Принцип стереоскопичности диагностики - поставить точный диагноз можно лишь в том случае, когда учитывается множество точек зрения на психологические проблемы ребенка.

4. Принцип системности - коррекционная работа наиболее эффективна, когда направлена не только на ребенка, но и на членов его семьи, педагогов.

5. Принцип уважения личности ребенка.

В ходе психокоррекции мы считали необходимым соблюдение следующих условий:

- доверие между психологом и ребенком (искренний контакт со взрослым приводит к эмоциональной раскрепощенности);

- положительное отношение к ребенку, чувство симпатии, уважения, любви и интереса к другому человеку - основа помогающих отношений;

- принятие ребенка без каких-либо условий, так как обусловленное принятие каких-то качеств и чувств ребенка не позволяет изменять и развивать его;

- безоценочное отношение в процессе психокоррекции, так как внешние оценки любого качества зачастую тормозят развитие личности;

- безугрожающее поведение; ребенок не должен чувствовать угрозы со стороны психолога, страх парализует развитие.

Анализ литературы, таким образом, показал необходимость разработки и апробации адекватной возрасту психокоррекционной программы нормирования способов психологической защиты у детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Можно сделать некоторые выводы.

1. В психологической науке не существует единого понятия «психологическая защита». Из многообразия точек зрения на данный предмет мы выбрали, как наиболее точное, по нашему мнению, определение психологической защиты, данное E.Л. Доценко: «Психологическая защита - это употребление субъектом психологических средств устранения или ослабления ущерба, грозящего ему со стороны другого субъекта».

2. Проанализировав позиции ученых разных направлений психологии (психоанализ, гуманистическая психология, гештальтпсихология, когнитивная и т.д.), мы выяснили, что понятия «защитные механизмы» и «способы зашиты» используется как идентичные. По нашему мнению, они отражают разные психологические реальности и являются защитными действиями разного уровня: внутреннего и внешнего. Мы развели данные понятия: под защитными механизмами мы понимаем внутренние действия интрапсихического уровня, бессознательного характера, снижающие чувство тревоги. Способы защиты - это внешние действия интерпсихического уровня, с помощью которых субъект устраняет угрозу.

В отличие от защитных механизмов, которые изучены и описаны в глубинной психологии, способы психологической защиты как поведенческие отголоски защитных механизмов или как самостоятельные действия изучены недостаточно. Мы разделяем позицию E.Л. Доценко о существовании шести базовых стратегий (способов) защитного поведения (агрессия (изгнание) - избегание, управление - блокировка, игнорирование - замирание), а остальные являются производными от них.

1. Фактором возникновения психологической защиты принято считать тревогу, которая оказывает влияние на адекватность и конструктивность защиты и является показателем неэффективности защитных механизмов.

2. Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для становления психологической зашиты, поскольку у детей в данном возрасте формируется эмоциональное отношение к себе и к окружавшим явлениям, актуализируются потребности в самоутверждении, психологической защищенности, которые не всегда могут быть удовлетворены; возникает рассогласованность, несовпадение представлений ребенка о себе и отношений к нему других людей, что выражается в повышении уровня тревожности.

Недостаточная определенность защитных проявлений детей с повышенной тревожностью и особенности протекания процесса психологической коррекции неадекватных и неконструктивных способов защиты свидетельствует о необходимости углубленного изучения данных явлений в психологической науке.

 

Автор: Ковалева Е.Б.