12.03.2013 2491

Определения одаренности: возникновение и развитие

 

На протяжении веков различные термины употреблялись для описания необычных детей: чудо-ребенок, рано развившийся, одаренный, талантливый, творческий. Как показала Хилдрес, в педагогической литературе до начала XX века термин «смышленый» чаще всего применялся по отношению к школьникам в противоположность тугодумам, тупым или глупым (Hildreth, 1966). Выражение «школьная сообразительность» также было широко употребимым; иногда сообразительных детей называли «особо умными», «детьми с незаурядным интеллектом» и «ненормально умными». Хотя термин «одаренный ребенок» не был широко употребим до 1917 или 1918 года, он был использован в нескольких докладах, сделанных еще в 1912 и 1913 годах. В США введение термина «одаренные» для стандартного обозначения детей с высокими способностями приписывается доктору психологии Гаю Уипли, поскольку он употребил его в «Энциклопедии Образования» Монро (цитируется по Henry, 1920). Обзоры программ для одаренных в начале века, которые появились в ежегодниках (1920, 1924) Национального Общества Исследований Образования (NSSE - National Society for the Study of Education), отчетливо показывают, что одаренными считали детей с высоким интеллектом и отлично успевающих; именно их своеобразные черты характера и личностные характеристики определили распознаваемую природу одаренности.

До Терменовского «Генетического изучения гениев», начатого в 1921 году (Termаn, 1925), уже проводились исследования в области образования одаренных - библиография девятнадцатого ежегодника NSSE включает в себя 163 источника, а двадцать третий ежегодник включает аннотации 453 источников. Однако именно Льюис Термен со своими сотрудниками начал первое многомерное исследование природы одаренных детей. Стенфордское исследование «было задумано для обнаружения типичных физических, умственных и личностных) особенностей одаренных детей как кластера, и выяснения, каким взрослым становится типичный одаренный ребенок» (Terman & Oden, 1959). Поиск Термена был нацелен на обнаружение «объектов со степенью сообразительности, которая помещает их в один процент школьной выборки» (Terman, 1925, р. 16). В качестве «произвольного стандарта» для включения детей в исследование Термен использовал показатель IQ 140 по шкале Стенфорда-Бине и IQ 135 для старшеклассников в групповом тесте интеллекта Термена.

Льюис Термен не считал задачу расширения знаний о причинах, физических и умственных чертах одаренных детей самодостаточной. Вот что написано в его первом докладе: «Когда будут определены источники нашего интеллектуального таланта, представляется возможным найти способы, увеличивающие его запасы. Когда физические и умственные особенности) черты характера одаренных детей будут лучше поняты, станет возможным приступить к их образованию с большей надеждой на успех. В одаренном ребенке Природа значительно расширила границы обучаемости, но сферы, что остались открытыми для педагога, все еще terra incognita. Пришло время идти вперед, исследовать и объединяться» (Termаn, 1925, р. 188).

Начальное исследование Термена и последующие лонгиподные исследования, которые продолжались до недавнего времени, несмотря на смерть Л.Термена в 1956 году, подтвердили гипотезу, что раннее проявление интеллектуальной одаренности реализуется, как правило, в выдающихся достижениях в зрелом возрасте. Одна из сотрудниц Термена, Катерина Кокс, изучила биографические данные трехсот величайших исторических лиц, пытаясь оценить их IQ; она обнаружила, что все выбранные ею испытуемые значительно превосходили своих современников по общему интеллекту (Сох, 1926). Среди открытий Термена был противоречащий распространенным взглядам того времени факт, что интеллектуально одаренные юноши значительно опережают своих менее способных сверстников по показателям состояния здоровья, физического развития, психического здоровья, способности адаптироваться, интеллекта во взрослом возрасте, профессиональному статусу и доходам, количеству публикаций и патентов и даже «удовлетворенности жизнью».

Высокий интеллект, определенный различными способами как процент населения (например, верхние один-два процента выборки распределения по показателю общего интеллекта) или своеобразный тестовый показатель (например, IQ 125 или IQ 135) рассматривался как определение одаренности. Фактически, вся экспериментальная работа с одаренными детьми была основана на этой формулировке. Преимуществом такого определения является точно определяемый, измеряемый критерий. Списки умственных, эмоциональных и физических характеристик - большинство очень длинных и подробных - детей, показавших высокий результат в индивидуальном или групповом тесте на интеллект и потенциальный научный дар, были составлены рядом авторов: Durr (1964), Hoyle and Wilks (1975), Ward (1975), Clark (1979), Tuttle and Becker (1980). Поскольку описания одаренных детей охватывают большое число индивидуальностей, вероятно, не все выявленные одаренные дети будут обладать полным набором когнитивных, физических или творческих черт, приписываемых им как группе; иногда отдельная характеристика ребенка может указывать на особый дар или талант.

Современница Термена Лета Холлингвоус изучала природу и потребности одаренных в школах Нью-Йорка. Она определила одаренных детей следующим образом: «Это те, кто входит в верхний один процент детского населения по показателям общего интеллекта», который, как она считает, является «силой, с которой достигается грамотность и оперирование знаниями и символами». По другой ее формулировке, одаренный ребенок - это тот, кто «более обучаем, чем большинство детей. Эта большая обучаемость может лежать в одной из сфер искусства, например, музыке или рисовании; она может лежать в сфере механических способностей, либо она может заключаться в превосходящей силе достижения грамотности и в абстрактном интеллекте. Это дело образования - рассмотреть все сферы одаренности в учениках, чтобы ответить на вопрос, как необычные индивидуумы могут быть подготовлены для собственного и общественного блага» (Цитируется по Pritchard, 1951, с.49).

Все же Лета Холлингвоус предпочитала выделять как одаренных только детей, показавших IQ 160 и выше по шкале интеллекта Бине-Симона (Стенфордская версия 1916 года), когда она рассматривала проблемы этих детей. Итогом ее изучения очень способных детей стало понятие «оптимального интеллекта»: существует довольно ограниченный интервал в показателях IQ между 125-130 и 155-160, внутри которого приспособление личности достигается без труда (Hollingworth, 1942).

Несмотря на определенную полезность IQ-определения, уже в сороковых годах XX в. ученые начали указывать на ограниченность интеллектуальных тестов в диагностике одаренности. Так, Притчард писал: «Если     под одаренными мы понимаем тех юношей, что обещают высокий взлет творчества, тогда есть сомнения, что обычный тест на интеллект пригоден для их выявления, поскольку креативность указывает на оригинальность, а оригинальность предполагает успешное управление, контроль и организацию новых материалов или опыта. Тесты на интеллект содержат выученный материал. Содержания интеллекта явно не достает в ситуациях, требующих оригинальности или творчества» (Pritchard, 1951, р. 72).

В публикации Лалли и Ла Брат, сделанной для Американской Ассоциации Одаренных Детей (AAGC - American Association for Gifted Children), отмечено, что школы традиционно были озабочены академическими предметами и поиск одаренных детей обычно открывал ярких учащихся в этих областях, а процедуры выявления имели тенденцию повторять школьные программы, исключая учеников, талантливых в искусствах (Lally and La Brant, 1951). Они заметили, что гораздо меньше было известно о специальных способностях, отличных от интеллектуальной одаренности.

Флиеглер и Биш сделали обзор литературы по проблеме одаренности с 1953 по 1959 год (Fliegler and Bish, 1959). По их определению, понятое «одаренные» включает детей, которые обладают превосходящим интеллектуальным потенциалом и функциональной способностью выполнять задания в верхних 15-20 процентах выборки. Их таланты проявляются в науке, математике, либо в необычных творческих способностях. Все предыдущие определения использовали какие-либо видимые знаки «замечательности» или измеряемую характеристику, чтобы доказать одаренность человека. Идея включения потенциала была поддержана прежде всего из-за осознания педагогами того факта, что значительное число людей, способных сделать вклад в решение проблем американской нации, исключаются другими дефинициями (Greenlaw, 1988). Определение Флиеглера и Биша было значительным еще и потому, что сразу после запуска первого спутника Советским Союзом США осознали свое отставание в некоторых областях науки и техники.

Таким образом, вековое развитие дефиниций одаренности началось со строго количественных, базирующихся на показателях IQ и включающих верхний один процент выборки детей одного возраста. Более поздние определения предлагали включать не менее двадцати процентов учащихся, а также тех, кто постоянно демонстрирует выдающиеся способности, и даже тех, кто «более человечен» (Drews, 1980) и может внести вклад в жизнь общества не только своим развитым интеллектом, но и участием в разрешении общественных проблем.

Большое число наиболее совершенных моделей основано на многомерных или многофакторных психометрических моделях интеллекта - например, триадная модель интеллекта Р.Стернберга (1985).

Хотя Г.Пассоу сомневается в том, что такой многоликий феномен, как одаренность, может быть описан одной всеохватывающей теорией (Passow, 1993), поиск лучшей концепции продолжается, поскольку дефиниции одаренных детей определяют различные решения относительно их выявления, образования и консультирования.

 

Автор: Кузнецова Ю. И.