12.03.2013 9441

Триадная теория интеллектуальной одаренности Р.Стернберга

 

Роберт Стернберг (1986) предложил теорию одаренности, являющуюся частным случаем его общей триадной теории человеческого интеллекта (Sternberg, 1985), состоящей из трех частей. Первая часть теории соотносит интеллект с внутренним миром личности, анализируя когнитивные механизмы, приводящие к более или менее интеллектуальному поведению. Эта часть теории рассматривает три типа компонентов обработки информации, которые служат для: а) научения выполнению действий; б) планирования, что и как нужно сделать; в) собственно выполнения действий. Вторая часть теории Стернберга анализирует те задачи и ситуации в жизни человека, которые требуют максимального использования умственных способностей. В особенности подчеркивается значение новизны и автоматизации в функционировании интеллекта одаренных людей. Третья часть теории соотносит интеллект с внешним миром личности, анализируя три класса действий - приспособление к среде, выбор среды и активное ее формирование - то, что характеризует интеллектуальное поведение в повседневной жизни.

а) Первая часть теории интеллектуальной одаренности - теория компонентов.

Стернберг считает, что теория интеллектуальной одаренности должна описывать механизмы, с помощью которых формируется интеллектуальное поведение.

Стернберг определяет компонент обработки информации как элементарный информационный процесс, оперирующий внутренними представлениями объектов или символов (Sternberg, 1977; 1980). Компонент может перевести чувственные данные в понятие, перевести одно концептуальное представление в другое, либо перевести представление понятия в моторный ответ организма. Какой процесс считается элементарным, зависит от уровня обобщения. То же самое относится к предложенной типологии компонентов, которая, по мнению Стернберга, приемлема в определенных теоретических и экспериментальных контекстах.

В зависимости от выполняемых функций Стернберг выделяет 3 типа компонентов. Метакомпоненты - это процессы высокого порядка, используемые в планировании, контроле и принятии решения при выполнении задачи. Исполнительные компоненты - это процессы, используемые при выполнении задачи. Компоненты приобретения знаний - это процессы, используемые в обучении новому. Очень важно понять природу этих компонентов, поскольку они создают основу для приспособления, формирования и выбора окружающей среды, для оперирования новыми видами задач и ситуаций и для автоматизированного исполнения.

Метакомпоненты - это особые формы осуществления контрольных процессов, которые иногда в совокупности называют руководящими. Стернберг выделил 7 метакомпонентов, наиболее выраженных в интеллектуальной деятельности:

1. Решение о том, какая проблема требует решения.

2. Выбор компонентов низшего порядка.

3. Выбор одного или более представления или способа организации информации.

4. Выбор стратегии комбинирования компонентов низшего порядка.

5. Решение относительно распределения ресурсов внимания.

6. Контроль процесса решения.

7. Восприимчивость к внешней обратной связи.

Пример роли метакомпонентов в интеллектуальной одаренности можно пронаблюдать во внешнем распределении внимания при выполнении задачи или в повседневной жизни. Обычно подразумевают, что высокий интеллект - это лишь скорость мышления (Jonsen, 1982). Но Стернберг подчеркивает роль направленности этой скорости мышления и поведения. Таким образом, этот подход позволяет предсказать множество ситуаций, в которых медленное, а не быстрое, протекание мыслительных операций будет положительно коррелировать с высоким интеллектом (Sternberg, 1982а).

Исполнительные компоненты используются при реализации различных стратегий решения задачи. Исполнительные компоненты имеют тенденцию формировать стадии решения задачи, которые представляются довольно общими для любых задач. Эти стадии включают: а) кодировку стимулов, б) комбинацию или сравнение стимулов, в) ответ. Стернберг перечисляет несколько причин разложения целого исполнительного действия по решению интеллектуальной задачи или теста на составляющие его компоненты.

Во-первых, авторские исследования процесса выполнения интеллектуальных тестов показали, что один набор исполнительных компонентов, исполнительные компоненты индуктивного рассуждения, - такие, как установление связей между понятиями, нахождение отношений между этими связями и приложение старых отношений к новым ситуациям - довольно типичны для интеллектуальных тестов. Таким образом, эти исполнительные компоненты представляются довольно обобщенными для когнитивных заданий теоретического характера и психометрических тестов, имеющих практический (а зачастую и теоретический) интерес.

Во-вторых, разложение выполнения задания на составляющие исполнительные компоненты необходимо, поскольку есть доказательства, что разные компоненты оперируют по- разному. Например, Стернберг и Уэйл обнаружили, что неопытные испытуемые используют по крайней мере четыре различных стратегии для решения линейного силлогизма (Sternberg & Weil,1980). С цепью понимания когнитивных основ выполнения задач желательно и даже обязательно разложить выполнение задачи на компоненты.

Выделение исполнительных компонентов становится особенно важным для диагностических и коррекционных цепей. Рассмотрим пример ситуации, когда человек с высоким интеллектом показывает низкие результаты при тестировании способности к абстрактным рассуждениям. Этот человек может очень хорошо рассуждать, но сталкивается с трудностями восприятия, которые приводят его к неверной кодировке условий задачи.

Таким образом, общий результат будет снижен не из-за ошибок в рассуждении, а из-за неверного кодирования условий задачи. Разложение результата на исполнительные компоненты позволяет разделить трудности в рассуждении и трудности восприятия. Для коррекционных цепей такое разделение представляется необходимым. Различные коррекционные программы будут предназначены для людей, испытывающих трудности в рассуждении, и для тех, кто допускает ошибки в процессе восприятия.

Итак, разложение процесса выполнения задачи на компоненты может быть важным, если испытуемый правильно выполняет все стадии ранения задачи, но испытывает трудности в их объединении. С помощью моделирования решения задачи испытуемым возможно определить, допускает ли он ошибки в отдельных компонентах или он неправильно объединяет их.

Компоненты приобретения знаний - это процессы, используемые для получения новых знаний. Стернберг предлагает выделять три компонента, относящихся к приобретению фактических и процедурных знаний во всех сферах.

1. Выборочное кодирование включает тщательное разделение нужной и ненужной информации. Когда новая информация представлена в реальном контексте, нужная для заданных цепей информация растворена в огромном океане не относящихся к делу сведений. Принципиальным становится процесс отделения «зерен от плевел».

2. Выборочное комбинирование включает представление выборочно закодированной информации в форме правдоподобного целого. Простой отбор нужной информации не достаточен для создания новой структуры знаний: требуется знать, как выстроить из отдельных фактов и знаний связное и гармоничное целое.

3. Выборочное сравнение включает соотнесение вновь приобретенной информации с информацией, приобретенной ранее. Решение, какую информацию закодировать и как ее структурировать, не возникает на пустом месте, а определяется поиском имеющихся знаний. Новая информация полезна лишь тогда, когда она каким-то образом соотнесена с ранее приобретенной и формирует с ней единое целое.

Стернберг исследовал роль компонентов приобретения знаний в работе интеллекта путем измерения словарного запаса американских старшеклассников (Sternberg & Rowell, 1983). Поскольку слова чаще появляются впервые в контексте повседневной жизни, чем в процессе направленного обучения родному языку, способность детей понимать значение новых слов в контексте может служить хорошей мерой интеллекта. В эксперименте старшеклассникам предлагалось определить значение незнакомых слов, встречающихся в тексте. Было обнаружено, что качество определений, сделанных детьми, высоко коррелирует с общим вербальным интеллектом, пониманием прочитанного и результатами словарного теста (коэффициент корреляции 0,6 в каждом случае). Таким образом, была разработана процедура измерения важного аспекта интеллекта - приобретения знаний, которая в очень малой степени зависит от прошлых достижений.

б) Вторая часть теории интеллектуальной одаренности Стернберга - теория опыта.

Теория опыта предполагает, что задача настолько измеряет интеллект, насколько она требует применения одного или обоих навыков: способности оперировать новыми типами заданий и требованиями ситуаций и способности автоматизировать информационный процесс. Эти способности относятся к взаимодействию личности и новых ситуаций, особенно в те моменты, когда это взаимодействие наиболее динамично.

Способность оперировать новыми заданиями и ситуациями.

Новые задания. Сама идея о том, что интеллект включает способность оперировать новыми задачами, далеко не нова. Стернберг предположил, что интеллектуальную одаренность лучше всего измеряют так называемые независимые задачи, которые требуют мыслительных операций и понятий, выходящих за пределы повседневного опыта человека (Sternberg, 1982b). Исходя из этого, интеллект включает «не просто способность приобретать и использовать новые понятия, но способность понимать и рассуждать новыми видами понятий. Интеллект это не столько способность человека учиться и рассуждать в знакомых ему понятийных системах, сколько овладение новыми системами, которые потом могут быть надстроены над ранее существовавшими структурами знаний» (Sternberg, 1982, р.4).

Новые ситуации. Утверждение о том, что интеллектуальная одаренность особенно ярко проявляется в ситуациях, требующих приспособления и изменения окружения, одно из самых распространенных в практике измерения интеллекта (Sternberg et al., 1981). Суть идеи в том, что интеллект человека лучше проявляется не в однообразно повторяющихся ситуациях, а в экстремальных условиях, которые бросают вызов способностям человека справляться с ними и приспосабливаться к новому окружению. Всем известны примеры таких людей, которые отлично работают в привычных условиях, но терпят поражение при решении аналогичных задач в незнакомой обстановке. Например, человек, отлично функционирующий в повседневной жизни, испытывает значительные трудности, живя за рубежом, даже если страна проживания очень похожа на ого родину. В целом некоторые люди добиваются высоких достижений только в очень благоприятных условиях. Если же обстановка менее благополучна, их эффективность значительно падает.

Роберт Стернберг в своем измерении индивидуальных способностей в оперировании новыми задачами использовал две парадигмы: первая включает преимущественно новизну в понимании задачи, а вторая - новизну в решении.

Эксперименты Стернберга по измерению способности решать новые задачи доказали, что лучше всего это достигается с помощью задач на смекалку, которые требуют больше догадки и интуиции, нежели математических знаний. Результат выполнения таких задач значимо коррелирует с IQ (коэффициент корреляции от 0,6 до 0,7) (Sternberg, 1983, р.232). Таким образом, задачи на смекалку измеряют свойство, связанное, но не идентичное тому, что измеряют тесты интеллекта. Измерение этого свойства дополняет IQ и выполняет важную роль в более широком понимании интеллекта.

Способность автоматизировать информационный процесс.

Многие виды задач, требующие сложных информационных процессов, представляются настолько запутанными, что кажется удивительным, как люди их вообще выполняют. Например, число и сложность операций, используемых при чтении, поразительны; но еще больше поражает скорость выполнения этих операций. Выполнение подобных сложных задач оказывается возможным лишь потому, что значительная часть требуемых операций автоматизирована и потому на них затрачиваются минимальные умственные усилия. Трудности в чтении должны быть проанализированы прежде всего как результат недостаточной автоматизации тех мыслительных операций, которые у обычных читателей высоко автоматизированы (Sternberg & Wagner, 1982).

Стернберг выдвинул гипотезу, что сложные лингвистические, математические и другие задачи могут быть осуществлены лишь потому, что многие мыслительные операции, участвующие в их решении, были автоматизированы. Нарушение автоматизации этих операций, полное или частичное, приводит к сбою информационного процесса и к менее успешному выполнению задачи. Интеллектуальные операции, которые могут быть выполнены гладко и автоматически людьми с более высоким интеллектом, выполняются прерывисто и под сознательным контролем менее способными людьми. В целом одаренные люди могут автоматизировать информационный процесс необычно быстро и эффективно.

Отношение между способностями оперировать новым и автоматизировать процессы является взаимно обратным. Чем более эффективен индивид в одном, тем больше ресурсов остается для другого.

Теория опыта анализирует главную причину чрезвычайных трудностей в сравнении уровней интеллекта представителей различных социокультурных групп. Даже если для выполнения теста от членов разных групп требуются одинаковые компоненты, маловероятно, что эти компоненты будут эквивалентны в терминах новизны и степени автоматизации подобных задач, достигнутой испытуемыми до тестирования.

В целом Стернберг предположил, что индивид проявляет высокий интеллект, если он обладает одним или обоими эффективными умениями: приспособлением к новому и автоматизацией выполнения. Это утверждение позволяет объяснить, почему одни задачи оказываются более эффективными в измерении интеллекта, чем другие. Важно то, что теория опыта представляет возможность предсказать, что должна измерять задача или ситуация, чтобы измерить интеллект. Это один из прикладных результатов теории Стернберга, который позволяет измерять интеллект независимо от выбора задач или ситуаций.

в) Третья часть теории интеллектуальной одаренности -теория контекста.

В этой части Стернберг рассматривает интеллектуальную одаренность в контексте отношений личности и ее окружения. Поведение человека может быть трех видов: адаптацией к обстоятельствам, активным формированием окружения и его выбором. В связи с этим можно дать следующие характеристики интеллектуальной одаренности:

1. Она относительна. Во-первых, интеллект определяется в терминах поведения в реальной жизни, значимой для конкретного человека. Интеллектуальная одаренность не может быть полностью объяснена вне социокультурного контекста, ее степень и характер различаются для одного человека, живущего в той или иной культуре. Наиболее интеллектуально одаренные представители западной культуры могут оказаться менее выдающимися в другой культуре, а люди с более скромным интеллектом могут достичь более высоких достижений.

2. Она нацелена. Во-вторых, интеллектуальная деятельность направлена на достижение определенных целей, какими бы расплывчатыми или бессознательными они ни были.

3. Она адаптивна. В-третьих, интеллект адаптивен. Более того, определение интеллекта в американской психологии традиционно рассматривается в терминах приспособления к окружающей среде (например, Intelligence and Its Measurement, 1921). Обычно люди стремятся приспособиться к условиям, в которые они попадают. Адаптация предполагает достижение хорошего баланса между потребностями и возможностями личности и внешними условиями среды. Такой баланс может быть достигнут в большей или меньшей степени. Однако, если степень такого соответствия ниже того, что человек считает удовлетворительным для себя, тогда способы адаптации могут восприниматься как дезадаптация. В таком случае адаптация к условиям жизни является неосуществимой для человека, и он вынужден находить иные способы взаимоотношений со средой. Таким образом, было бы неверным простое сведение интеллектуальной одаренности к высоким адаптивным способностям.

4. Формирование окружения. В-четвертых, интеллектуальное поведение включает формирование условий среды. Формирование среды используется, когда попытки приспособиться закончились неудачей. В этом случае человек стремится так изменить свое окружение, чтобы увеличить соответствие своей личности и условий жизни. Супруг, неудовлетворенный браком, будет стремиться к пересмотру и изменению семейных отношений; рабочий попытается убедить работодателя иначе организовать его труд; гражданин будет выступать за смену правительства силовыми или несиловыми методами. В любом случае, человек будет стремиться изменить окружающие условия в соответствии со своими потребностями, а не наоборот.

Это означает, что не существует универсального набора поведенческих актов, который можно считать разумным для любого человека, т.к. люди приспосабливаются к одним условиям по-разному. В то время как компоненты интеллектуального поведения универсальны, их использование в создании поведения, соответствующего обстановке, будет различаться не только для разных групп, но и для отдельных людей.

Существенным сходством выдающихся людей оказывается их способность использовать в полной степени преимущества среды и компенсировать ее недостатки. Чрезвычайно успешные люди способны не только к приспособлению, но и к изменению условий таким образом, что изменения дают преимущество их адаптивным навыкам.

5. Выбор окружения. В-пятых, интеллектуальное поведение включает активный выбор среды. Когда адаптация невозможна или нежелательна, человек может попробовать выбрать альтернативную среду, в которой он достигнет лучшего соответствия. В сущности, человек осознает, что попытки добиться успеха в данных условиях провалились, попытки как-то изменить среду, чтобы она соответствовала ценностям, способностям и интересам личности, тоже провалились; тогда наступает время покинуть это окружение и найти другое, в котором личность чувствует себя более адекватно. Например, супруг может инициировать развод, рабочий уволиться с предприятия, гражданин эмигрировать из страны.

Стернберг и его сотрудники предприняли несколько попыток измерения интеллекта в соотношении с содержанием реальной жизни человека, две из них описаны в книге «Концепции одаренности» (Sternberg, 1986). Первая попытка - это сопоставление представлений американских студентов, изучающих бизнес и психологию, с мнениями опытных бизнесменов и психологов о факторах достижения успеха в этих сферах.

Второй подход предполагал измерение соответствия само-описания личности и описания «идеально умного человека». Оказалось, что такая информация позволяет предсказать не только IQ человека, но и описать его установки на поведение других людей, которое он считает разумным.

Таким образом, по Стернбергу, интеллект не сводим к одному фактору, он состоит из множества когнитивных и других навыков. Цепь создания его теории, проведения экспериментов и измерений - в определении и анализе этих навыков и нахождении методов их оценки и развития, а не в сведении их в одно, ничего не выражающее целое.

Хотя теория интеллектуальной одаренности Стернберга состоит из трех частей, эти части взаимосвязаны. Например, способность оперировать новым знанием - это результат применения определенных мегакомпонентов, исполнительных компонентов и компонентов приобретения знаний к новой информации; автоматизация информационных процессов появляется тогда, когда часть этих компонентов освобождается от контроля сознания. Аналогично, интеллект в контексте социокультурной среды - это функция действия компонентов, хотя люди, успешно оперирующие в повседневной жизни, не обязательно равно успешны в более академических занятиях. Более того, важными аспектами интеллекта в контексте среды являются способности оперировать новым и автоматизировать информационные процессы. Безусловно, способность личности оперировать новым - это следствие ее способности оперировать в ситуациях, значительно отличающихся от ранее встречавшихся. Человек может быть одарен в отдельных аспектах жизнедеятельности, анализируемых в общей теории Стернберга, но не настолько успешен в комбинировании отдельных аспектов. Это утверждение говорит в пользу разнообразия видов одаренности. Другими словами, для понимания функционирования интеллекта части теории Стернберга должны быть осмыслены и использованы как в совокупности, так и по отдельности.

Итак, триадная теория предлагает понятие интеллектуальной одаренности более широкое, чем это делает большинство теорий, даже учитывающих наряду с интеллектом креативность и мотивацию (Renzulli, 1978). Однако общим в теории Стернберга с теориями Рензулли (Renzulli, 1978) и Танненбаума (Tannenbaum, 1983) является понимание одаренности как многомерного явления. Одаренность может быть результатом сочетания разных факторов, выраженных в разной степени. Более того, типы одаренности отличны не только для разных групп людей, но и для отдельных индивидов. Одаренность, как и интеллект, не одно и то же для всех людей. Если мы хотим лучше использовать таланты как национальный ресурс, мы должны принять во внимание разнообразие форм таланта, в которых он может быть найден.

 

Автор: Кузнецова Ю.И.