13.03.2013 14265

Психологические составляющие профессионального самоопределения личности

 

Начальным этапом изучения профессионального самоопределения является выделение базовых компонентов, психологических составляющих этого процесса.

Деятельностный подход к проблемам профессионального самоопределения предусматривает введение в его базовые характеристики мотивационную и операционально-техническую сторону профессиональной деятельности. Овладение мастерством предполагает развитие знаний, умений и навыков, формирующихся на основе способностей, которыми обладает индивид на момент начала трудовой деятельности (операциональная сторона). Способности, развиваясь в деятельности, образуют комплексы профессионально важных качеств, обеспечивая дальнейшее продвижение в достижении мастерства. Именно способности являются одной из важнейших составляющих профессионального самоопределения личности, «подталкивая» ее к выбору определенной сфере труда в подростковом и юношеском и обеспечивая в дальнейшем успешное овладение специальностью.

Сами способности формируются на основе природных задатков, которые могут направлять их развитие, способствовать формированию компенсаторных механизмов, влиять на индивидуализацию всего процесса деятельности. Поэтому изучения индивидуально-психофизиологических особенностей обязательно должно быть включено в систему компонентов процесса профессионального самоопределения.

Понимание особенностей процесса самоопределения в профессии невозможно без изучения структуры мотивов личности, которые являются основной побудительной силой выбора профессии и стремления к высоким достижениям в ней. Важность анализа мотивационной-потребностной сферы личности для разных аспектов ее самоопределения доказана в психологии. Мы рассматриваем мотивацию в качестве важнейшей составляющей профессионального самоопределения.

Ход профессионального самоопределения направляется разными аспектами самосознания личности. Адекватные знания о себе, своих возможностях, способностях, ценностных ориентациях позволяют выбирать наиболее подходящие сферы деятельности. Достигнутые в профессии успехи или встретившиеся неудачи, в свою очередь, корректируют представления человека о себе, влияют на самооценку уровень притязаний и самосознание в целом. Следовательно, оно должно быть также введено в спектр главных составляющих процесса профессионального самоопределения.

Профессиональное становление предусматривает включение человека в новую социальную среду со своими нормативами общения, поведения, ценностями и т.д. Межличностные отношения, складывающиеся в профессиональном коллективе во многом определяют ход профессиональной адаптации человека, формирование его социального статуса. Поэтому в составляющие профессионального самоопределения должны быть включены и социально-психологические особенности, определяющие место человека в профессиональной группе, его социальный статус.

Разумеется, названными составляющими не исчерпывается все содержание профессионального самоопределения, но на наш взгляд они являются первостепенными для понимания психологии становления профессионала.

Это подтверждается и тем обстоятельством, что данные компоненты привлекали внимание многих специалистов в области психологии и социологии, однако, эти исследования носили фрагментарный характер. Мы попытались рассмотреть их в целостности, проведя комплексное изучение этих составляющих в некоторых видах профессий.

Таким образом изучение профессионального становления проводилось нами как на индивидном (задатки, темперамент) так и на личностном уровне (способности, мотивация, самосознание личности и межличностные отношения).

Остановимся подробнее на рассмотрении каждой из составляющих профессионального самоопределения.

Профессиональная мотивация. Известно понимание мотива в психологии: по словам А.Н. Леонтьева, мотив - это опредмеченная потребность. Другими словами, мотив - это объект, который отвечает той или иной потребности и который побуждает и направляет деятельность человека. Давая рабочее определение мотива, Л.И. Божович отмечает, что мотив - это то, ради чего осуществляется деятельность, в отличие от целей, на которые эта деятельность направлена (Л.И. Божович, 1968, с. 22). Говоря о мотивах, С.Л. Рубинштейн обращал внимание на тот факт, что мотив может отделяться от цели и перемещаться на саму деятельность (в игре, выполняя деятельность «из любви к искусству» и т.д.), либо на один из результатов деятельности, т.е. побочный результат действия может стать для человека субъективной целью его действий. Так, например, выполняя то или иное дело, человек может видеть цель не в том, чтобы его выполнить, а в том, чтобы посредством его проявить себя, выполнить свой общественный долг и т.д.

Таким образом, мотивы профессиональной деятельности могут лежать в ней самой, а могут быть как бы вне ее, но достижение которых невозможно без участия в данной деятельности.

Наиболее разработана проблематика профессиональной мотивации в зарубежной психологии. Это во многом связано не с логикой развития науки, а с тем, что возникший социальный заказ на изучение эффективных стимулов труда был обращен к психологам, которые и начали заниматься вопросами внутренних побудителей трудовой деятельности.

В настоящее время существует много разнообразных классификаций мотивов профессиональной деятельности, однако основания этих классификаций, выделяемые разными исследователями, неравноценны. Одни идут по пути научного обоснования выделения групп мотивов (например, A.Roe), другие опираются на собственные эмпирические исследования (например F. Herzberg).

Э. Ро, за основу классификации профессиональных мотивов берет известную классификацию А. Маслоу, который выделял низшие и высшие потребности и строил их иерархию. Это потребности следующих видов: физиологические, безопасности, потребности в любви, в уважении, независимости, информации, понимании, потребности в прекрасном и потребности в самоактуализации, как самой высокой в иерархии (A.Maslow, 1954).

Э.Ро считает, что уже сам выбор профессии предопределяется структурой потребностей человека. Поэтому главное для успеха и удовлетворенности трудом - нахождение такой профессиональной деятельности, в которой потребности человека будут реализованы наиболее полно. Так, для одних главным является самоактуализация, самореализация в профессии (что можно осуществить в творческих профессиях), для других гораздо важнее безопасность, для третьих уважение и любовь. Здесь нам хотелось бы привести одно замечание известного специалиста в области мотивации П.М.Якобсона, которое мы считаем более правильным.

П.М.Якобсон подчеркивает полимотивированный характер профессиональной деятельности, отмечая, что « в выборе соответствующей трудовой деятельности и в характере ее выполнения сказывается комплекс мотивов - тут играет роль и будущая перспектива (благополучие свое и близких) и социальное признание, связанное с деятельностью (профессия, вызывающая к себе уважение), и гражданские мотивы» (П.М.Якобсон, 1969, с. 271).

М. Вернон выделяет следующие группы мотивов выбора и пребывания в профессии: безопасность (стремление к самосохранению в физическом смысле и смысле экономической безопасности), удовольствие (стремление к возможности отдыхать, расслабляться, развлекаться), активность (стремление наиболее полно раскрыться в профессиональной деятельности, реализовать свои физические и интеллектуальные способности и возможности), уверенность в себе и независимость (реализация этих потребностей в деятельности), превосходство (стремление к превосходству над другими с помощью своих собственных достижений или принадлежности к «высшему» социальному классу), господство, или доминирование (стремление приобрести авторитет, возможность управлять другими людьми), «выставление напоказ, хвастовство» (стремление выделиться из группы, вызвать восхищение), социальная конформность (стремление быть в согласии с группой, коллективом, обществом), гуманизм (стремление к оказанию помощи другим, демонстрации им своего расположения и симпатии) (М.Vernon, 1951).

М.Вернон выделяет эти мотивы на основе эмпирического исследования профессиональных биографий, типов карьер представителей разных специальностей методом клинического интервью. На основе специального анализа выделяются 4 типа личностей: 1 - целостные, с доминированием одного или двух сильных мотивов; 2 - конфликтные, у которых мотивы находятся в «конфликте», как бы разнонаправлены; 3 - сложные личности, у которых равносильно выражено несколько мотивов, образуя комплекс; 4 - интегративные личности, у которых конфликтные мотивы существуют в гармонии друг с другом.

М.Вернон подробно описывает профессиональные судьбы разных типов личностей.

Одной из наиболее известных теорий профессиональной мотивации является так называемая двухфакторная теория удовлетворенности трудом Ф.Герцберга (F.Herzberg, 1963). Этот исследователь вслед за Д.Макклелландом считает, что мотивацию можно охарактеризовать с помощью основных потребностей: потребности к достижениям и потребности к избеганию неудач. Поэтому экспериментальная модель исследования мотивация труда строилась на выявлении двух факторов - тех, которые воспринимаются как желаемые, и тех, которых стараются избегать. Ф.Герцберг со своими сотрудниками предпринял исследование жизненного опыта, полученного в ходе профессионального становления большой группы работников (более 200 человек). Было разработано специальное структурированное интервью, в котором специалистов просили вспомнить, когда они чувствовали себя на работе «исключительно хорошо» и когда «исключительно плохо», с какими событиями рабочей биографии это было связано, когда эти ощущения стали видоизменяться, под влиянием каких условий, как это отразилось на выполнении работы, изменили ли эти переживания отношение к профессии, каким образом и т.д.

Полученные в интервью данные были разбиты на смысловые куски, каждый из которых связывался с единственным событием или условием. Среди анализируемых высказываний были, например, такие: «Мне нравилось сознавать, что есть причины выполнять эту работу», «Терял время, выполняя ненужную работу», «Дали мне установку безразличного отношения к работе, не обращали внимания, делается она или нет» и т.д. 5 тысяч таких высказываний были расклассифицированы по двенадцати категориям: достижения, признание, работа сама по себе, ответственность, продвижение, зарплата, отношения с начальством, отношения в коллективе, отношения с надзирателем (существует такая должность для контроля за работой каждого), политика компании и администрации, условия работы, личная жизнь.

Эти категории факторов оценивались с позиций, способствующих хорошему отношению к работе и определяющих отрицательное к ней отношение. Выводы Герцберга были таковы. «Мотиваторами», то есть факторами, которые побуждают человека к труду и поддерживают это стремление на высоком уровне в течение всей профессиональной карьеры, являются: достижения в       работе, общественное признание, работа сама по себе (содержание труда), ответственность, продвижение, возможности роста. Все остальные факторы Ф. Герцберг назвал» гигиеническими», к которым отнес: надзор за работой, линия поведения администрации, условия труда и оплаты, межличностные отношения. В отличие от первых они могут вызвать неудовлетворенность работой, поскольку человек стремится избежать дискомфорта, неприятностей, тревоги, но побудителями профессиональной деятельности быть не могут. Эти результаты были интерпретированы Герцбергом таким образом, что факторы, которые ведут к позитивным установкам, удовлетворяют потребность индивида в самоактуализации, являются источниками личностного роста. При этом люди, выбирая работу, ориентируются в первую очередь либо на одну, либо на другую группу факторов. Важность возможностей самореализации в профессиональном труде очень важна. Ф.Герцберг приводит результаты исследований, проведенных другими авторами, в которых проанализированы характеристики профессий, делающие ее привлекательной в глазах работников. Приводятся ранги, которые получили характеристики работы по их приоритетности:

1. Большие возможности для продвижения;

2. Оптимальные условия для образования и саморазвития;

3. Возможность увидеть конкретные результаты своей работы;

4. Высокая степень личной ответственности;

5. Возможности для независимых действий;

6. Безопасность;

7. Большие взаимосвязи с руководством;

8. Высокая зарплата;

9. Высокий престиж внутри компании;

10. Более тесные контакты с подчиненными и др.

Бросается в глаза тот факт, что величина зарплаты в этой иерархии занимает лишь 8-е место.

Отечественные психологи в меньшей степени уделяли внимание проблеме профессиональной мотивации. Наиболее известными работами в этой области являются труды социальных психологов и социологов (А.Г.Здравомыслов, 1969; В.Я. Ядов; 1969, А.Л. Свенцицкий; 1976 и др.). Ими установлено, что наиболее существенными мотивами трудовой деятельности являются содержание и характер труда, разнообразие выполняемых операций, мера интеллектуальной нагрузки в процессе труда, необходимость решать задачи творческого характера; важны также уровень оплаты труда, условия, межличностные отношения, понимание смысла и назначения своей трудовой деятельности (А.Г. Здравомыслов, 1969).

На первое место, как отмечают авторы книги «Человек и его работа», ставится содержание работы, далее идут величина зарплаты, возможности повышения квалификации (Человек и его работа, 1969).

В разных исследованиях иерархия мотивов несколько меняется, но все они группируются вокруг трех главных: 1) связанных с со держанием труда, овладением мастерством; 2) с потребностями общения, оценки престижа; 3) с материальными потребностями. Важное место в мотивах, обеспечивающих успешную профессиональную адаптацию, отводится таким, как широкие социальные, процессуально-деятельностные, коллективистические и поощрительно-стимулирующие (В. И. Ковалев, Н.А.Сырникова, 1985).

Несмотря на некоторые различия в оценке тех или иных мотивов профессиональной деятельности, все исследователи, занимавшиеся этой проблемой, считают ее наиболее важной для успешного становления личности в профессии.

Профессиональные способности. На каждом этапе профессионального развития предъявляются определенные требования к моторике, памяти, вниманию и другим психическим функциям и качествам личности человека. Под влиянием этих требований в ходе овладения профессией формируются профессионально важные качества, способности человека, которые и обеспечивают развитие необходимых знаний, умений, определяющих квалификацию, мастерство.

Под способностями мы понимаем уже сформировавшиеся и готовые к использованию системы функциональных органов, обеспечивающих успешное овладение новыми для человека видами деятельности и поведения. Поскольку деятельность, в ходе которой только и могут быть сформированы сами способности имеет культурно-историческую природу, сами способности относятся к уровню социального индивида, то есть, выступают подструктурой личности. При этом они относятся в большей мере к средствам, способам достижения целей, нежели к их постановке.

Проблема способностей неизменно привлекала внимание отечественных психологов. Хорошо известны работы в этой области видных наших ученых Б.Г.Ананьева, Э.А.Голубевой, А.Н.Леонтьева, В.М.Мясищева, Б.М.Теплова, В.Д.Шадрикова и других.

В зарубежной психологии под способностями понимаются либо врожденные особенности индивида, фатально определяющие все будущие достижения субъекта (capacity), либо приобретенные навыки и умения (ability) (Б.М.Теплов, 1961). Достаточно распространенным в определении способностей является термин «aptitude», который входит в название многих тестов, главным образом тестов отдельных способностей (Н.English, A.English, 1958).В английском психологическом словаре он определяется как «природная способность приобретать относительно общие или специальные знания и умения».

На неотчетливость этих определений указывает Б.М.Теплов. Он отмечает, что зарубежные ученые либо сближали это понятие с уровнем наличных достижений субъекта, либо сводили его к врожденным потенциям индивида, определяющим возможности его развития в дальнейшем.

Свое отношение к возможности использования этих терминов Б.М.Теплов выражает, опираясь на сформулированное им самим определение понятия «способность», в котором выделены три главные признака:

«Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны;

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные способности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Б.М.Теплов 1961, с. 10).

Исходя из такого понимания способностей, можно заключить, что ни одно из трех определений, употребляемых зарубежными авторами, не отражает сути понятия «способность».

Первое («ability»), по существу, если не целиком, то в значительной мере подменяет «способность» совокупностью навыков и умений, приобретенных индивидом. Принятие же других терминов («capacity», «aptitude») означало бы признание того, что способности человека являются врожденными и, возможно, фатально определяющими дальнейшее развитие субъекта. Но способности как «индивидуально-психологические особенности» уже по самому определению не могут быть врожденными. Врожденными могут быть анатомо-физиологические особенности, природные предпосылки, задатки, лежащие в основе развития способностей. Задатки, в принципе, определяют возможные направления развития способностей, в задатках способности даны как потенция, но сами способности - всегда результат развития.

Следует отметить, что основные положения, сформулированные Б.М.Тепловым относительно понимания способностей, отражены во всех психологических словарях, вышедших в последнее время (1983, 1985, 1990).

Своеобразная диалектическая связь между способностями, знаниями и умениями состоит в том, что для овладения последними необходимы соответствующие способности, а само формирование способностей предполагает освоение связанных с соответствующей деятельностью знаний и умений. «По мере того, как они осваиваются - отмечает С.Л.Рубинштейн, - то есть превращаются в личное достояние, они перестают быть только знаниями, умениями, полученными извне, а способствуют развитию способностей» (С.Л.Рубинштейн, 1940, с. 535).

Что касается природных, врожденных факторов, то они рассматриваются как анатомо-физиологические задатки, лежащие в основе формирования способностей, сами же способности - всегда результат развития в конкретной деятельности. По словам Б.М.Теплова, способности не только проявляются, но создаются в деятельности. О важной роли природных особенностей, в частности, свойств нервной системы человека, в формировании способностей к разным видам деятельности свидетельствуют исследования, проводящиеся научным коллективом под руководством Э.А.Голубевой (Э.А.Голубева, 1993).

Новый системно-структурный подход к проблеме способностей представлен в работах В.Д.Шадрикова (В.Д.Шадриков, 1983,1994).

Способности определяются им «как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности” (В.Д.Шадриков, 1994, с. 183). Способности и задатки, следовательно, являются свойствами « первые - свойствами функциональных систем, вторые - свойствами компонентов этих систем» (там же, с. 184). Такой подход к способностям позволил В.Д.Шадрикову подойти к классификации способностей на основе традиционного разделения познавательных психических процессов. Выделяются способности ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления, внимания, психомоторики, анализируется их структура.

Традиционно принято выделять общие и специальные способности. Общие способности обеспечивают овладение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности.

В отечественной психологии соотношение общих и специальных способностей рассматривается как соотношение общего и особенного.

С.Л.Рубинштейн охарактеризовал это следующим образом: «Способности человека реально даны всегда в некотором единстве общих и специальных (особенных и единичных) свойств. Нельзя внешне противопоставлять их друг другу. Между ними имеется и различие и единство» (Рубинштейн С.Л., 1940, с. 538).

В отличие от общих, специальные способности рассматриваются в отношении к отдельным, специальным областям деятельности, что выражается в их классификации по ее видам (математические, литературные, художественные и т.д.). В.Д.Шадриков, уточняя такое разделение способностей, предлагает выделять общие, особенные и единичные профессионально важные качества или способности, подчеркивая, что ” любое качество психических процессов психомоторики может стать профессионально важным качеством и выступить в роли профессиональной способности” (В.Д.Шадриков, 1982, с. 25). В более поздних работах В.Д.Шадриков еще резче ставит эту проблему, считая в принципе неверным разделение способностей на общие и специальные. Он утверждает, что специальные способности «есть общие способности, приобретшие черты оперативности под влиянием требований деятельности.»(1994, с. 239). По нашему мнению рассмотрение специальных способностей как оперативной формы общих способностей представляет наибольший интерес для понимания их генезиса. Когда же мы имеем дело с уже сложившейся под воздействием профессиональной и других видов деятельности систему способностей, то традиционное их разделение на два больших класса представляется правомерным, поскольку позволяет получить качественно-своеобразные характеристики личности представителей разных профессий. Правомерность выделения общих и специальных способностей на определенном уровне онтогенетического развития личности подтверждается эмпирическими исследованиями с применением факторного анализа, проведенными Ч.Спирменом (С.Spearman, 1927), Л.Терстоном (L.Thurstone, 1957), Дж.Гилфордом (J.Guilford, 1967) и другими.

Основные положения теории способностей получили свое развитие и конкретизацию в многочисленных работах отечественных психологов по изучению специальных способностей. Б.Г.Ананьев со своим научным коллективом разработал комплексный подход к исследованию разносторонних особенностей и возможностей человека. Широко известны работы В.А.Крутецкого по изучению математических способностей (1968), Б.М.Теплова - по изучению музыкальных способностей (1961), организаторских способностей Л.И. Уманским (1968), педагогических способностей - Н.Ф.Кузьминой (1961), Н.А.Аминовым (1988), летных способностей - К.К.Платоновым (1972), художественных способностей - Е.И.Игнатьевым (1961), А.А.Мелик-Пашаевым (1995), литературных - З.Н.Новлянской (1993), серии исследований разнообразных способностей, проводящихся под руководством Э.А.Голубевой (1986, 1993) и др.

Специальные способности чаще всего отождествляются с способностями профессиональными или способностями, являющимися основой для будущей успешной профессиональной деятельности.

По мнению Д.Н.Завалишиной структуру профессиональных способностей можно представить следующим образом:

«1. Общечеловеческие способности - в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства: ответственность, аккуратность и т.п.). Формирование этого базового компонента способностей связано с воспитание человека как субъекта труда (в первую очередь его мотивационно-потребностной сферы).

2. Общие способности - родовые возможности нормального человека, являющиеся эффектом его совокупной жизнедеятельности в определенный исторический момент и в определенной культуре.

3. Специальные способности - требуемые деятельностью специфическое качество или уровень развития профессионально важных качеств (предполагающих для своего развития длительного занятия данным видом деятельности и часто особой тренировки, а также нередко природно обусловленных») (Д.Н.Завалишина, 1991, с. 128).

Мы разделяем позицию Д.Н.Завалишиной, о важнейшей роли общечеловеческих способностей как основы развития профессиональных (1991,1991). Эти способности являются базовыми образованиями, без которых затруднено или вовсе невозможно формирование профессионально важных качеств личности. Развитию таких способностей особое внимание следует уделять на ранних этапах онтогенетического развития (Э.А.Фарапонова, 1988).

Зарубежные психологи выделяют четыре большие группы способностей: сенсорные, моторные, технические и профессионализированные, т.е. соответствующие той или иной профессии - конторские, артистические, художественные и др. Как видим, классификация эта не является безукоризненной, поскольку выделение групп способностей проводится по двум основаниям: во-первых, по видам психических функций (моторные, сенсорные), во-вторых, по видам деятельности. Однако такое деление используется наиболее часто психологами при обсуждении методов диагностики специальных способностей.

Особенностью моторных способностей является отсутствие некоего общего фактора, общей моторной одаренности. Об этом свидетельствуют эмпирические данные диагностики моторики: результаты, получаемые по разным тестам чрезвычайно мало связаны между собой. Многочисленные исследования моторных способностей приводят психологов к необходимости выделять целый ряд самостоятельных факторов, таких, как точность выполнения движений, ответная ориентация (способность находить правильный ответ на разнообразные стимулы в условиях высокой скорости их предъявления), координация, время реакции, скорость движения руки, оценка контроля (умение контролировать изменение скорости и направления движения объектов), ручная ловкость, пальцевая моторика, твердость руки, скорость движения запястья и пальцев (например, при работе на телеграфном аппарате). При этом следует отметить, что разработка все новых диагностических приемов изучения психомоторики приводят к «открытию» новых моторных способностей.

В сенсорных способностях выделяют разные модальности но чаще всего исследованию подвергаются слух и зрение. Изучается, например, зависимость эффективности и качества деятельности от уровня развития сенсорных способностей, данные об их развитии привлекаются к анализу причин травматизма, несчастных случаев и т.д.

Л.Терстон рассматривает технические способности как общие умственные (L.Thurston, 1969). Показано, что наряду с некоторой общей способностью, которая трактуется как общая техническая одаренность, или технический опыт, приобретаемый человеком в работе с техникой, существуют независимые факторы: пространственные представления и техническое понимание. Под пространственными представлениями имеют в виду способность оперировать зрительными образами, например, при восприятии геометрических фигур. Техническое понимание - это способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их с друг другом, узнавать одинаковые и находить различные.

Последняя группа способностей - самая представительная, поскольку объединяет способности к самым разным видам деятельности, и она называется группой профессионализированных способностей. В нее включены художественные, музыкальные, артистические, конторские и другие способности.

Таким образом несмотря на большой интерес к проблеме способностей, многие ее аспекты мало разработаны, и в первую очередь обе психологическая теория способностей. На наш взгляд лучше обстоит дело с эмпирической проработанностью этой проблемы. Однако накопленные в зарубежной и отечественной психологии эмпирический материал не стал еще предметом специального обобщающего исследования.

В нашем исследовании мы будем опираться на уже достигнутое в этой области и рассматривать специальные способности в динамике их формирования и в зависимости от требований профессии и индивидных качеств работающего.

Индивидуально-типологические особенности. Отношения природного и приобретенного в психике человека, в формировании его способностей неоднозначны. Однако нет сомнений в том, что природный фактор оказывает существенное влияние на профессиональное становление. Игнорирование его может привести к тому, что выбранная трудовая деятельность будет выполняться со значительным напряжением, следствием чего станут потеря интереса к профессии, разочарование в своих способностях, даже нервные заболевания.

В профессии можно условно выделить две стороны: содержательную и динамическую. Первая определяется набором соответствующих заданий, целей деятельности, требуемых знаний, умений и навыков, что предъявляет специфические требования к развитию психических, личностных особенностей человека (мы уже рассматривали специальные способности, мотивацию). Они могут формироваться в процессе труда, поддаются воспитательным воздействиям, тренировке. Но ими профессия не исчерпывается. Она имеет и другую сторону - динамическую.

Любая работа требует определенной скорости, темпа ее выполнения, умения переключаться с одного типа заданий на другой, концентрации внимания, эмоциональной и помехоустойчивости и т.д. Более того, в некоторых профессиях требования к динамическим характеристикам психики выступают на первый план и создают ограничения для формирования профпригодности. Круг таких профессий невелик, но для работы в них необходимо проводить специальный отбор (К.М.Гуревич, 1970). Если профессия предъявляет жесткие требования к психофизиологическим особенностям индивида и требует отбора, то ее следует отнести в первую группу - группу профессий с абсолютной профпригодностью. Если же данным занятием может овладеть практически любой здоровый человек, то оно может быть отнесено в группу профессий, требующих относительной профпригодней. Их еще называют соответственно профессиями I и II типа.

В основе формально-динамических особенностей психики лежат некоторые врожденные особенности, наиболее изученными из которых благодаря трудам Б.М.Теплова, В.Д.Небылицына, Э.А. Голубевой, И.В.Равич-Шербо, Т.Ф.Базылевич, В.М. Русалова, их единомышленников и учеников - на сегодняшний день являются основные свойства нервной системы. Именно они определяют темперамент человека, скорость, силу, выраженность протекания психических процессов. Эти свойства зависят от генотипа и остаются практически неизменными в течение всей жизни.

Не вдаваясь в психофизиологические механизмы основных свойств нервной системы, обратимся к проблеме их проявлений в поведении, что является важным для понимания их роли в формировании профпригодности.

Проявления силы-слабости нервной системы выражаются в нескольких показателях: во-первых, сильная нервная система обладает более высокой работоспособностью, т.е. человек способен в течение длительного времени выдерживать концентрированное возбуждение, сохранять работоспособность; во-вторых, в показателях реактивности, чувствительности к раздражителям (более высокая чувствительность характерна для лиц со слабой нервной системой); в-третьих, в показателях помехоустойчивости «сильные» в большей степени способны противостоять действию посторонних раздражителей. И, наконец, в показателях способности выдерживать действие сверхсильных раздражителей (эта способность выше у лиц с сильной нервной системой) (Б.М.Теплов, 1985; В.Д.Небылицын, 1990; В.И.Рождественская, 1980 и др.).

Проявления лабильности - инертности выражаются в скоростных, темповых характеристиках деятельности (скорости реагирования, актуализации имеющихся знаний и умений, способности работать в дефиците времени, легкости переключений с одного вида деятельности на другой). Все скоростные, темповые характеристики выше у лиц с лабильной и подвижной нервной системой (Б.М.Теплов 1985; В.Д.Небылицын, 1990; Э.А.Голубева, 1969 и др.).

Рассмотрим вначале роль силы - слабости в успешности профессионального становления.

Сила нервной системы обеспечивает эмоциональную, психологическую устойчивость к воздействию сверхсильных раздражителей и тем самым повышает надежность его деятельности в экстремальных ситуациях. Обычно в сложной обстановке лицам с сильной нервной системой легче сохранить самообладание, они способны принять правильное решение в условиях дефицита времени, не растеряться. В ряде профессий это необходимо для обеспечения безаварийной работы всей системы «человек-машина».

Профессий, в которых возможно возникновение сложных, опасных для жизни ситуаций, не так уж много (летчики-испытатели, космонавты, шахтеры, авиадиспетчеры, саперы, хирурги, пожарные, спасатели т.д.), но цена ошибки в них зачастую может обернуться слишком дорого.

«По данным ООН, автомобильные катастрофы ежегодно уносят около 250 тысяч жизней и более 7 миллионов человек получают различные травмы. Расследование причин автодорожных происшествий и катастроф показывает, что в 72-80% случаев они свершаются по вине человека. Статистикой установлено, что в ВВС США в среднем 2/3 катастроф и аварий связаны с так называемым человеческим фактором» (В.И.Лебедев, 1978).

Как показывают специальные исследования, правильность действий профессионала в экстремальной ситуации зависит не столько от стажа и опыта работы, сколько от выраженности силы нервной системы. Только лица с сильной нервной системой в нестандартной, сложной ситуации (аварии, взрывы, пожары, стихийные бедствия) способны правильно оценить обстановку, сохранить выдержку, самообладание, найти оптимальное решение для нормализации чрезвычайного положения. Так, изучая деятельность сильных» и «слабых» операторов энергосистем в аварийной ситуации, К. М.Гуревич и В.Ф.Матвеев обнаружили громадные различия в их поведении. Если «сильные» не терялись и принимали все необходимые меры, чтобы предотвратить распространение аварии, ликвидировать ее последствия, то «слабые» вели себя совершенно иначе. Они либо покидали свой пост, либо совершали хаотические действия, которые в перспективе могли бы ухудшить развитие ситуации, либо полностью теряли возможность совершать какие-либо действия (1966). В любом случае их профессиональная деятельность разрушалась.

Таким образом, существуют профессии, в которые необходимо проводить специальный психологический профотбор. Так, лицам со слабой нервной системой не рекомендуется выбирать профессии, в которых возможно возникновение аварийных, экстремальных, опасных для жизни ситуаций. Однако существуют профессии, где преимущества будут у «слабых». Так, многие «слабые» обладают более высокой чувствительностью по сравнению с «сильными», ориентированы на высокую точность, тщательность выполнения деятельности, на более строгий контроль за качеством выполнения заданий, гораздо лучше, продуктивнее и с меньшими нервными затратами справляются с однообразной, монотонной работой. (И.Данч, 1974; В.И.Рождественская, 1980 и др.). Им могут быть рекомендованы профессии, требующие высокой точности, тщательности, четкого соблюдения заданного алгоритма (ювелир, огранщик алмазов, зубной техник, сборщик микросхем, программист и т.д,). С высокой чувствительностью слабой нервной системы связано, видимо, то, что в музыкальных, художественных профессиях обнаруживается много людей с нервной системой такого типа. Так, в работе И.А.Левочкиной показано, что из 21 музыкально одаренного подростка, обучающегося в Московском государственном хоровом училище им. А.В. Свешникова и прошедшего очень сложный конкурсный отбор, 19 оказались представителями слабого типа нервной системы (1988).

В работе Э.А. Голубевой, занимающейся фундаментальной разработкой проблем природной основы способностей, подчеркнута важная роль слабой нервной системы для формирования коммуникативных способностей, общительности (важной составляющей педагогических способностей) (Э.А.Голубева, 1986, 1993). Это свидетельствует о преимуществах «слабых» в овладении профессиями, в которых главными являются взаимоотношения с другими людьми, общение.

В подавляющем большинстве профессий (II тип, требующий относительной профпригодности) одинаково успешно могут трудиться люди с разными индивидуально-психофизиологическими особенностями. Но приспособление к требованиям этих профессий, профессиональное становление будут проходить по-разному. Один из способов - выбор наиболее подходящего рабочего поста. Изучая деятельность наладчиков станков, Л.А. Копытова приходит к выводу, что в их работе это имеет первостепенное значение (1963). Рабочий пост представляет собой участок работы, характеризующийся определенным набором заданий и специфической ситуацией, в которой протекает работа (во многих специальностях выделяются разные рабочие посты), например, в профессии врача - это терапевт, реаниматолог, санитарный врач и т.д., в профессии водителя - шофер пассажирского транспорта, водитель междугородных перевозок и т.д.). Каждый рабочий пост (как бы «профессия в профессии») обладает специфическими особенностями и предъявляет разные требования к человеку. Нахождение рабочего поста, тем не менее, возможно не везде, поскольку не каждая профессия имеет набор выраженных рабочих постов.

Еще одним вариантом проявления индивидуальных особенностей в профессиональной деятельности является предпочтение работником выполнения заданий определенного типа. И. Данч, изучая профессию токаря, показал, что рабочие с сильной нервной системой лучше справляются с заданиями, требующими частой смены изготавливаемых деталей и, соответственно, переналадок станка (они более смело обращаются со станком быстрее включаются в работу). Токари со слабой и менее динамичной нервной системой стремятся к более точной работе, уделяют много внимания отделке изделий, предпочитают работать в привычных условиях (1974).

Как показало исследование А.И. Сухаревой, правильная дифференциация рабочих заданий во многом определяет успешность овладения профессией (1970). Сопоставление результатов лабораторного исследования и производственного эксперимента показало, что работники с высокой лабильностью нервных процессов предпочитают задания, требующие быстрых смен видов деятельности, а работники с низкой лабильностью - заданий, требующих тщательной подготовки для их выполнения и т.д.

Еще одним способом адекватного использования природных особенностей в ходе формирования «относительной профпригодности» является выработка индивидуального стиля деятельности. Первыми теоретической и экспериментальной разработкой этого понятия стали заниматься Е.А.Климов (1969) и В.С.Мерлин (1967, 1972).

Выработка индивидуального стиля деятельности позволяет максимально использовать природные данные и компенсировать недостатки. Наблюдения за водителями автотранспорта показали, что стиль работы «сильных» и «слабых» существенно различается. Так, «слабые» практически не попадают в аварийные ситуации за счет того, что более тщательно готовят машину к рейсу, пытаясь предугадать любую неисправность и поломку, прогнозируя возможности возникновения неблагоприятных ситуаций в пути (В.С.Клягин, 1975). Они гораздо осторожнее ведут машину. В.С.Клягин обнаружил, что в группе водителей автобусов с высоким уровнем безопасности движения (отсутствие аварий) были представители сильного и слабого типов, а в группе с низким уровнем безопасности (наличие аварий) представители слабого типа полностью отсутствовали. Однако общее число водителей со слабым типом нервной системы было в выборке невелико. Видимо, эту сложную профессию чаще выбирают люди с сильным типом, то есть с более высокой работоспособностью и сопротивляемостью стрессовым ситуациям.

Психологи, изучавшие особенности работы людей с лабильной и инертной нервной системой показали, что первые работают гораздо быстрее, точнее вторых, допускают мало ошибок (М.К. Акимова, 1974; В.Г. Зархин, 1976). Для инертных существует определенный предел в возможностях скоростного выполнения задач. Однако круг профессий, предъявляющих предельно высокие требования к скорости выполнения операций невелик. В подавляющем большинстве профессий нахождение подходящего рабочего поста, выбор соответствующих своим особенностям занятий, выработка индивидуального стиля деятельности помогают успешно справляться с разными ее видами деятельности, как «лабильным», так и «инертным». Очень наглядно это проявилось при изучении профессии ткачих (Е.А.Климов, 1978; Е.М.Борисова, 1976). Действительно, эти профессии требуют очень высокого темпа, ибо эффективность труда зависит от того, сколько времени без остановки работает станок. Остановки чаще всего бывают вызваны обрывом нити и необходимостью смены челнока. Чем быстрее выполняются эти операции, тем эффективнее работа. Казалось бы, лабильные, подвижные ткачихи тут обладают преимуществом.

Специальные наблюдения за работой тех и других показали, что и инертные ткачихи тоже успешно справляются со своими обязанностями и по производительности и качеству труда не уступают лабильным, а иногда и превосходят их. Но высокая эффективность их труда обеспечивается особой его организацией, когда большая часть рабочего времени отводится на подготовительные, предупредительные операции, снижающие вероятность обрыва нитей. Зная свои индивидуальные особенности, они не допускают возникновения экстремальных ситуаций, поскольку им трудно с ними справиться. Похожие данные получены и в работе В.Г. Герасимова и В.Т.Козловой, показавших, что инертные шахматисты, зная свои индивидуальные особенности никогда не попадают в цейтнот (В.Т.Козлова, 1976).

Развитие склонностей, способностей, мотивационной сферы, формирование определенных черт характера, т.е. своеобразие личности, индивидуальность во многом определяют как степень психологической готовности к профессиональному самоопределению, так и динамику, скорость, индивидуальные пути формирования мастерства, а вместе с ним и дальнейшее развитие личности и индивидуальности. «Индивидуальность, - утверждается в Психологическом словаре, - это неповторимое своеобразие психики каждого человека, осуществляющего свою жизнедеятельность в качестве субъекта развития общественно-исторической культуры» (1983, с. 129).

Рассматривать индивидуальность в ее отношении к профессиональному становлению можно в разных аспектах, как бы на разных этапах ее развития. Во-первых, роль индивидуальности на момент выбора; во-вторых, воздействие индивидуальности на пути, способы овладения мастерством; в-третьих, индивидуальность как результат профессионального становления, являющаяся «сплавом» задатков и требований профессии.

Самосознание. И.Кант утверждал, что человек становится личностью благодаря самосознанию. В центр многих психологических подходов ставится изучение самосознания и «Я» как формы отражения и переживания человеком своей личности. Развитие самосознания является важнейшей составляющей как становления личности в целом, так и ее профессионального становления. Традиционно в самосознании выделяют три структурных компонента: когнитивный (самопознание); аффективный (эмоционально-ценностное отношение личности к себе); поведенческий (использование результатов самопознания для регуляции поведения). Своеобразным итогом самопознания и эмоционально-ценностного отношения к себе и своим отдельным качествам выступает самооценка. Совокупность частных самооценок можно определить как самоотношение, основным параметром которого выступает мера принятия человеком себя, общее положительное или отрицательное отношение к себе. Самооценка никогда не устанавливается окончательно, ибо никогда не завершается развитие самой личности.

Другими понятиями, которые используются при описании и изучении самосознания являются «Я-концепция» и «образ Я». «Я-концепция» - наиболее общее понятие, используемое для обозначения совокупности представлений человека о самом себе, некоторый итог самосознания на данный период времени. «Образ Я» по Т.Шибутани (1969) - это оперативное выражение «Я-концепции» на данный момент времени, т.е. конструкт более гибкий и изменяющийся под влиянием текущих процессов. Иногда под «образом Я» имеют в виду описательную составляющую «Я-концепции» (Е.Т.Соколова, 1989).

Уровень развития самосознания характеризуется по М.Розенбергу следующими параметрами (Цит. по И.С.Кон, 1978; Е.Т.Соколова, 1989):

- Степень когнитивной сложности и дифференцированности образа «Я», определяемая числом и характером связей, осознаваемых личностных связей (чем этих связей больше, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше уровень развития самосознания).

- Степень слитности, «сцепленности» когнитивной и аффективной составляющих образа «Я» (чем они менее дифференцированы и расчленены, тем образ «Я» легче искажается и дестабилизируется под влиянием разного рода мотивационных и аффективных качеств, и тем, следовательно, ниже уровень развития самосознаний

- Степень отчетливости и выпуклости образа «Я”, его субъективной значимости для личности. Эта характеристика является следствием развития рефлексии и высокая мера ее выраженности свойственна высокому уровню развития самосознания.

- Степень внутренней цельности, последовательности образа «Я», противоречивости или несовместимости отдельных его качеств, несовпадения «Я» реального и «Я» идеального.

- Степень устойчивости и стабильности образа «Я» во времени. Последние два параметра тесно связаны друг с другом. Их выраженность с развитием самосознания изменяется не так однозначно, как трех первых параметров, но в целом для более развитого самосознания характерны меньшая внутрення противоречивость и как следствие большая устойчивость самосознания в целом.

К этим критериям следовало бы добавить критерий действенности самосознания, его способности использовать сложившуюся на данный момент самооценку для реализации творческого отношения к своей собственной личности, ее саморазвития.

Стадии развития самосознания чаще всего прослеживаются лишь до подросткового или юношеского возраста (В.С.Мерлин, С.Л.Рубинштейн, Э. Эриксон, И.С.Кон, В.В.Столин, И.И.Чеснокова и др.). Частично это можно объяснить тем, что именно в подростковом возрасте наступают радикальные качественные изменения самосознания, предопределяющие весь ход его дальнейшего движения. Самопознание и самонаблюдение, как правило, становится в этом возрасте одной из важнейших потребностей личности, возникает интерес к внутреннему миру других людей, повышается объективность самооценки, появляется нравственная самооценка, происходит интимизация всей внутренней жизни (И.С.Кон, 1978).

Феномен самосознания имеет социальную природу, он коренится в способности человека оценивать себя по образцам и меркам других людей. Отношение к человеку предшествует его самоотношению. И.И.Чеснокова (1977) справедливо отмечает, что формирование отношения личности к себе можно обозначить как процесс двойного опосредования, ибо отношение другого «ко мне» опосредуется «моим» отношением к другому. По Дж. Миду (G.Mead, 1934) самосознание человека - это преобразованная и перенесенная во внутрь точка зрения на него других людей. Иначе говоря, самосознание человека - это присвоенное им сознание окружающих его людей. Конкретный механизм такого присвоения обнаруживает себя в процессах идентификации - уподоблении (в форме переживания и действий) какого-то лица другому лицу. В качестве модели могут выступать родители, близкие или знакомые, любые значимые другие.

Феномен идентификации включает в себя следующие субъективные проявления: субъект верит в сходство с моделью; переживает за другого человека как за себя - радуется его успехам, огорчается его неудачами (викарные аффективные реакции); стремиться обладать чертами модели, которые воспринимаются им как желательные; усваивает и воспроизводит установки и нормы поведения, демонстрируемые моделью. На ранних стадиях онтогенеза идентификация наиболее ярко проявляется в ролевых играх.

Подробно описывая онтогенетические стадии процесса идентификации, Э.Эриксон отмечает, что на четвертой стадии (младший школьный возраст) впервые возникает идентификация ребенка с представителем определенной профессии. В этот период ребенок как бы подключается к технологической стороне жизни, у него начинают формироваться интеллектуальные навыки и способности. Если данная стадия идентификации протекает успешно, то у ребенка формируется такая личностная черта как трудолюбие; в противном случае - чувство неполноценности, накладывающее негативный отпечаток на всю его дальнейшую жизнь (E.H.Erikson, 1963).

Функции самосознания и его отдельных подструктур в регуляции деятельности и общения весьма разнообразны. Они могут мотивировать, т.е. побуждать человека к определенной деятельности (например, по сокращению разрыва между «Я» реальным и «Я» идеальным); тормозить деятельность, противоречащую базовым представлениям человека о себе; содействовать формированию определенных черт личности и тем самым влиять на развитие личности в целом (самовоспитание); детерминировать отношения к окружающим, стиль и характер общения с ними; осуществлять саморегуляцию и самоконтроль человеком своего поведения и состояния (через такие составляющие самосознания как чувства чести, долга, ответственности, стыда, совесть и др. (В.В.Столин, 1983).

Экспериментально весьма широко исследовалось влияние самосознания (прежде всего самооценки) на процессы целеобразования. Наиболее адекватным методом для изучения этих влияний оказалась методика исследования уровня притязаний (УП), под которым в самом широком смысле имеется в виду цель последующего действия. С другой стороны, по мнению многих авторов, анализ уровня притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает самого себя, т.е. его самооценку. Формулируя эту мысль еще более явно, можно сказать, что «уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством требований к качеству собственной деятельности» (литературный обзор и аргументацию этой точки зрения см: (Л.В.Бороздина, 1985. с. 33-35). Аналогичную позицию занимает К.А.Абульханова-Славская (1991), утверждая, что «Притязания представляют собой обобщенные представления о себе, о том, на что претендует, на что надеется, чего ожидает человек от жизни».

Изложенные представления о природе и сущности уровня притязаний как косвенного выражения самооценки личности позволили нам выбрать методику измерения этого показателя в качестве основной для изучения самооценки личности в профессии, которая, является центральным звеном «Я» концепции, образа «Я» и структуры самосознания в целом.

Межличностные отношения и социальный статус. На эффективность труда, формирование положительной мотивации, на весь ход профессионального становления человека очень сильное влияние оказывает коллектив, сложившийся в нем климат взаимоотношений между людьми. На этот факт психологи обратили внимание очень давно. В известном Хоторнском эксперименте была предпринята попытка выявить влияние освещенности на производительность труда (о прямой связи этих факторов писал в свое время Ф.Тейлор (1916)). Однако исследователям не удалось зафиксировать такой зависимости и они обратились за помощью к психологу Э.Мэйо, который создал специальную бригаду сборщиц реле и стал менять там ряд факторов (режим труда, его оплаты, гигиенические условия) (Е.Мауо, 1949) и отслеживать изменения производительности и качества труда.

Анализ показал, что после двух с половиной лет таких опытов производительность труда каждой работницы выросла в среднем на 40% по сравнению с исходным уровнем. При этом оказалось, что колебания производительности никогда не были связаны с изменениями физических условий, а всегда имели психологические причины. И когда внезапно для бригады работниц отменили все вводимые в период эксперимента льготы, чем резко ухудшили ряд физических и материальных условий труда, сборщицы по-прежнему работали очень эффективно - производительность труда не снизилась. Эти данные противоречили утверждению Ф.Тейлора о прямой зависимости продуктивности труда от его организации и условий (1916).

По мнению психологов за время проведения эксперимента группа работниц превратилась в дружный и слаженный коллектив, так называемую неформальную группу со своим лидером. Важное значение имело и то обстоятельство, что начальный подбор работниц производился по их взаимной симпатии. «Вышло так, - писал Мэйо, - что шесть девушек превратились в коллектив» (1949, с. 64). Впоследствии теория Э.Мэйо стала известна как «теория человеческих отношений».

В отечественной науке изучение малых групп, коллективов проводилось в русле социальной психологии и социологии (Г.М.Андреева, А.И.Донцов, Р.Л.Кричевский, Р.С.Немов, А.В.Петровский др.).

« Охарактеризовать личность, пишет А.В.Петровский, - можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности» (1983, с. 213).

Коллектив определяется как «группа, где межличностные отношения опосредствуются общественно ценным и личностно значимым содержанием совместной деятельности» (там же, с. 160).

Трудовой коллектив объединяет людей, функционирующих в сфере определенной деятельности и оказывает решающее влияние на формирование профессионала. Выделяются следующие характерные черты трудового коллектива: 1) наличие общей цели совместной трудовой деятельности; 2) экономическая и социально-психологическая общность членов коллектива и единство их интересов; 3) организационная оформленность, сотрудничество и взаимопомощь.

Многообразие функций трудового коллектива определяет разносторонний характер влияния его на каждого из членов. Особенно чувствительными в этом плане оказываются молодые работники, только начинающие свой трудовой путь. Недостаток атмосферы доверия, дружелюбия, взаимопомощи со стороны руководства или коллег, подчеркивание слабых сторон, просчетов, недостатков в труде новичка могут привести к ослаблению профессиональной мотивации, формированию заниженной самооценки, соответствующего уровня притязаний. Снижение трудовой активности влечет замедление процесса формирования профессиональных способностей, разочарование в выбранной специальности.

Не теряет своего воспитывающего значения и то, что в коллективе для сохранения его высокой работоспособности каждый участвует в создании и поддержании благоприятного для совместной деятельности уровня взаимоотношений, того, что обычно называют благоприятным психологическим климатом. «Под социально-психологическим климатом, - пишет Б.Д.Парыгин, - подразумевается преобладающая и относительно устойчивая духовная атмосфера, или психический настрой коллектива, проявляющийся как в отношениях людей друг к другу, так и в их отношении к общему делу» (1978, с. 198.).

В психологической и социологической литературе представлены многочисленные данные, свидетельствующие о зависимости эффективности труда, уровня дисциплины, активности работников и других особенностей от сложившихся взаимоотношений в коллективе, от психологического климата. С уровнем взаимоотношений связаны и такие важные моменты, как межличностное познание, характер оценок качеств членов коллектива и др. (Р.С.Немов, 1984).

Коллективный труд является не только источником материального благосостояния человека, но и источником развития его способностей и потребностей; через труд в коллективе работник приобщается к производственной, социально-политической и культурной жизни общества в целом. В ходе трудовой деятельности у каждого члена коллектива складывается особый социальный статус, который, определяет место человека в профессиональной группе, его авторитет, отношение к нему со стороны коллег.

В структуре «интегральной индивидуальности» по В.С.Мерлину социальный статус определяется как совокупность взаимосвязанных особенностей и черт человека, вытекающих из принадлежности его к конкретным социальным группам (формальным и неформальным) и социально-историческим общностям (нация, народность, класс и т.п.). Зависимость свойств личности от социальной макро- и микроситуаций развития. Но столь же очевидны и обратные зависимости. В многочисленных исследованиях показано влияние тех или иных индивидных, личностных и даже телесных свойств человека на возможность стать формальным или неформальным лидером, вызывать симпатию и готовность к совместным действиям у других людей, вообще играть определенную социальную роль.

Связи и влияния такого рода всегда носят двунаправленный характер. Одни и те же индивидуальные особенности могут положительно или отрицательно повлиять на возможность человека занять то или иное место в группе в зависимости, например, от уровня зрелости группы и многих закономерностей групповой динамики.

 

Автор: Борисова Е.М.