13.03.2013 17797

Психологическая готовность к профессиональному самоопределению

 

Как правило проблемы профессионального самоопределения изучаются на выборках старшеклассников, стоящих на пороге определения своего профессионального будущего. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников.

В отечественной психологии большое место в самоопределении молодого человека отводится активности самой личности. Как отмечает А.Е.Голомшток, одной из важнейших признается «работа по воспитанию у учащихся стремления к самопознанию, активизации их внутренней позиции в выборе профессии» (А.Е.Голомшток, 1979, с. 30). В связи с этим в процессе профессионального самоопределения выделяется задача формировать профессиональную направленность «как обусловленную отношением человека к профессиональной деятельности установку личности на развитие качеств, необходимых для успешного труда по избранной профессии» (Л. Л. Кондратьева, 1975, с. 144). По существу, выбор профессии свидетельствует о социальной и нравственной зрелости личности. В выборе профессии выступают в своем оптимальном сочетании личные интересы выпускника и, общественные интересы, поскольку каждая профессия играет определенную роль в развитии народного хозяйства, науки, культуры. Правильный выбор свидетельствует о развитии положительных черт личности учащегося, об известной сформированное™ его склонностей и способностей, о понимании им своих индивидуальных особенностей, знании мира профессий.

Выбор в конечном счете демонстрирует, насколько успешно взаимодействовали три главных участника воспитательного процесса, насколько справились со своей задачей семья, школа, общественная среда.

Выбирая профессию, школьник ориентируется на три ряда факторов. Во-первых, на личные интересы, склонности. Не следует думать, что это непременно узко индивидуалистические интересы. Выполнение общественного долга может среди них доминировать. Сюда же входят: удовлетворение материальных и духовных потребностей, общественная оценка профессии, ее престиж, содержание деятельности, условия, в которых она протекает, возможности квалифицированного роста и продвижения, профессиональная среда со специфическими формами общения и др.

Второй ряд факторов связан с пониманием того, «где я нужен», пониманием места выбираемой профессии в структуре общества, необходимости в кадрах, ощущаемых определенными регионами страны, знаниями о мире профессий. Если первый ряд факторов формируется под влиянием определенных воспитательных воздействий, то второй отражает, главным образом, уровень ознакомления с потребностями общества в рабочих руках и самими профессиями.

Третий ряд факторов связан со знаниями о своих способностях, возможностях, индивидуально-психологических особенностях, что во многом определяется культурой психологических знаний.

Таким образом, целое направление исследований по профессиональной ориентации посвящено главным образом анализу факторов, причин выбора профессии и способам активизации этого процесса. Более перспективным представляется направление исследований, в которых этот процесс включен в более широкий контекст формирования личности профессионала, т.е. в проблематику становления личности в целом. Л.И.Божович подчеркивала, что потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников, а сам процесс самоопределения можно назвать «мотивационным центром, который определяет их деятельность, поведение и их отношение к окружающему» (Л.И. Божович, 1968, с. 44).

Выбор профессии рассматривается с позиций построения, проектирования жизненной перспективы учащимися старшего подросткового и юношеского возраста, для которых «устремленность в будущее» становится одной из главных личностных характеристик (Л.И.Божович, 1968; М.Р.Гинзбург, 1988, 1994; Н.Н. Толстых, 1984, 1989 и др.). «Выбор конкретной профессии (или профессионального направления), - отмечает М.Р.Гинзбург,- делает смысловое будущее определенным» (М.Р.Гинзбург, 1994, с. 50).

Для того, чтобы выбор профессии был не только мотивированным, но обеспечивал бы успешное формирование профпригодности, необходимо осуществлять эффективное психолого-педагогическое руководство этим процессом. На выбор профессии влияют множество факторов: это и социальные условия жизни в целом, условия семейного воспитания и особенности обучения в школе, взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, актуальные потребности общества в кадрах, общественная значимость профессии, ее содержание и привлекательность в глазах молодежи, средства массовой информации и многое другое.

Известно много случаев раннего профессионального самоопределения при наличии у человека ярко выраженных способностей, одаренности. Особенно отчетливо это выступает в творческих профессиях. В этих случаях выбор профессии как бы «предопределяется» ярко выраженной индивидуальностью, одаренностью индивида, которые служат источником развития положительной мотивации к определенным видам деятельности. Известны случаи раннего проявления музыкальных, художественных, математических и других способностей. Так, в раннем возрасте начал сочинять музыку и выступать с концертами В.Моцарт. С 6-ти лет появилось яркое художественное дарование В. Серова (В. Смирнова-Ракитина, 1961). Из наших современников можно назвать Надю Рушеву, прожившую всего лишь 17 лет, но заявившую о себе как о незаурядной художнице (Графика Н.Рушевой, 1976). Очень рано проявился математический дар у знаменитого физика Л.Ландау, который в 4,5 года предпочитал всем занятиям и играм упражнения с числами, в 13 лет окончил школу, а в 14 стал студентом (М.Бессараб, 1978). Подобные примеры можно продолжить. Надо отметить, что интерес к определенному виду деятельности, выраженные способности помогали многим людям стойко переносить неудачи, преодолевать многочисленные препятствия на пути к вершинам мастерства.

Однако неверным было бы считать, что только раннее самоопределение обеспечивает успешное профессиональное становление. Примеров позднего самоопределения, приведшего к высоким достижениям в разных областях деятельности, столь же много. Широко известен факт слабой успеваемости в гимназии Д.И.Менделеева (Г.Смирнов, 1973), которого неоднократно намеревались оставить на второй год; огромные трудности испытывала Г.С.Уланова в период обучения (Б.А.Львов-Анохин, 1984) и т.д. Эти факты свидетельствуют о том, что процесс профессионального самоопределения не сводится лишь к выбору профессии - это длительный сложный процесс жизненного самоопределения в целом. Совершенно справедливо указывают Т.В. Кудрявцев и В.Ю.Шегурова на то обстоятельство, что даже «мотивированный выбор личностью будущей профессии не всегда гарантирует успешность профессионального самоопределения» (1983, с. 52).

Многие аспекты формирования психологической готовности к профессиональному самоопределению стали предметом исследований, проводящихся под руководством Е.А.Климова, О.А.Конопкина, Б.А.Федоришина, Д.И.Фельдштейна и других. Закономерности формирования психологической готовности учащихся к профессиональному самоопределению рассматриваются на основе развития «операциональной и мотивационно-потребностной сфер личности» (Э.А.Фарапонова, 1988; В.В.Чебышева, 1983 и др.).

В психологии готовность рассматривается как психическое состояние (Н.Д.Левитов, 1964) и как устойчивая характеристика личности (М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбович, 1976). Как известно, понятие «установка» в психологии начало употребляться как показатель готовности к различным формам направленного реагирования: моторная установка, сенсорная установка и т.д. В современной психологии установка изучается в связи с общей активизацией организма, как состояние предшествующее поведению (там же). Психологическая готовность к определенной форме реагирования формируется под влиянием определенных внешних и внутренних условий, осознанного или неосознанного восприятия информации, это может быть и сама деятельность и готовность к деятельности, действию.

А.Г. Асмолов (1979) выделяет три вида установки: смысловую, целевую и операциональную. Смысловая установка актуализируется мотивом деятельности и представляет собой форму выражения личностного смысла в виде готовности к совершению деятельности. Целевая установка определяет устойчивость действия и появляется в тенденции к завершению прерванных действий. Операциональная установка жестко предопределяет развертывание способов осуществления действий. К операциональным компонентам психологической готовности к профессиональному самоопределению относятся: вся система базисных и профессиональных знаний, умений, интеллектуальных функций, а к личностным компонентам - направленность на труд, особенности мотивов и интересов к нему, система привычек и отношений, эмоциональные и волевые функции человека и профессионально значимые качества личности» (Фарапонова, 1988, с. 33)

Под психологической готовностью к профессиональному самоопределению понимается устойчивая характеристика личности, имеющая определенную структуру, в которую включаются: положительное отношение к трудовой деятельности, потребность в осуществлении профессионального самоопределения с учетом своих возможностей, умение использовать знания о себе в целях профессионального самоопределения, сформированность необходимых для выбора профессии знаний и умений, адекватная самооценка профессионально значимых качеств личности (А.В. Массанов, 1988). Структура психологической готовности, по мнению А.В. Массанова, включает в себя следующие компоненты:      а) мотивационный, б) познавательный, в) эмоциональ ный, г) волевой. По нашему мнению, в обсуждаемое определение готовности следует внести некоторые коррективы. Мы считаем, что под психологической готовностью к профессиональному самоопределению следует понимать динамичное личностное образование, имеющее специфическую структуру на разных возрастных этапах. С возрастом оно изменяется, обогащается, и в разные периоды развития на первый план могут выходить те или иные компоненты готовности. Готовность имеет неодинаковые границы созревания, входящие в ее структуру компоненты развиваются и могут менять свою значимость на разных стадиях развития человека, сама структура носит индивидуализированный характер, зависящий от объективных и субъективных факторов развития ребенка.

Анализ проводившихся в этой области исследований и собственное экспериментальное исследование позволяет на данном этапе разработки проблемы включить в структуру психологической готовности к профессиональному самоопределению следующие составляющие:

1. Наличие знаний о мире профессий и их динамике (с учетом социально-исторического подхода к профессиям);

2. Развитые интересы и склонности к разным видам деятельности, которые могут иметь выход на профессиональную деятельность;

3. Развитые профессиональные намерения;

4. Адекватная оценка своих возможностей по отношению к разным видам деятельности;

5. Умение соотносить свои интересы и способности с миром профессий;

6. Активность в стремлении познать себя;

7. Определенная самостоятельность, независимость суждений относительно своих профессиональных намерений, аргументированность предпочтений в выборе профессии;

8. Определенная зрелость личности.

На наш взгляд весь процесс личностного развития ребенка на разных стадиях вносит вклад в выбор будущей профессии. Поэтому представляет интерес изучение динамики формирования психологических предпосылок формирования готовности к такому выбору на разных возрастных этапах.

 

Автор: Борисова Е.М.