13.03.2013 20202

Структура, природа, механизм и формы выражения эмпатии

 

Проанализируем подробнее, какое представление о механизме, структуре и форме выражения эмпатии существует в современной психологии.

Определение и структура эмпатии. Первый отечественный исследователь данной проблематики Т.П.Гаврилова дает определение эмпатии как «специфической способности человека отзываться на переживания другого, будь то человек, животное или антропоморфизированный предмет. Эмпатия, как правило, возникает при непосредственном восприятии переживания другого». Эмпатия, по ее мнению, существует как устойчивое свойство, т.е. как способность индивида одинаковым образом реализовать свойственный ему способ эмоционального реагирования по отношению к различным видам объектов. А.А.Бодалев также определяет эмпатию как способность личности воспринимать и понимать другого, эмоционально откликаясь на переживания другого и подстраиваясь под них.

Мы согласны с Л.П.Стрелковой и Т.И.Пащуковой, которые видят в эмпатии процесс и конструируют модель, в которой последовательно представлены: сопереживание, сочувствие и реальное содействие. «Наблюдающий,- пишет Л.П.Стрелкова,- часто сталкивается в жизни не с законченными и полными эмпатическими процессами, а с их укороченными модификациями, выступающими в виде оборванных на каком-то звене эмпатийных цепочек. Чем изначально короче эта цепочка, тем дальше отстоит эмпатийный процесс от своего конечного звена - реального содействия другому».

Также определяя эмпатию как процесс, А. Б. Орлов и М.А.Хазанова подчеркивают ее динамичный характер, поясняя свою мысль словами Роджерса: «Она (эмпатия) - означает вхождение в личный перцептивный мир другого и основательно его обживает. Она подразумевает сензитивность, постоянно изменяющуюся в этом человеке чувственным смыслам, которые плавно переходят друг к другу Эмпатия означает временное проживание в жизни другого человека, осторожное перемещение в ней без того, чтобы делать какие-либо оценки Эмпатия означает частую сверку с человеком в отношении точности ваших ощущений и руководствование теми реакциями, которые вы получили от него. Вы являетесь надежным спутником человека в его или ее внутреннем мире». Только в движении (в процессе) возможно, по мнению авторов, следование за человеком в один шаг, как «если бы я был он».

Большинство психологов склонны видеть в эмпатии представленными три сферы: когнитивную, аффективную и поведенческую. Хотя некоторые из них выделяют лишь одну сторону, считая основным в эмпатии то познавательный процесс, то вчувствование в мир переживаний собеседника, то поведенческий компонент действенной групповой эмоциональной идентификации.

Есть и другие взгляды на данный вопрос. Так, И.М.Юсупов, объясняя структуру эмпатии, вводит слово “комплементарность”. «Эмоциональные и когнитивные компоненты эмпатийного понимания находятся между собой в отношениях комплементарности. Включение одного в другое происходит при дефиците информации в эмпатируемом объекте с целью «проникновения» в скрытый мир другого человека или антропоморфизованного объекта. Включение протекает как осознанная или подсознательная децентрация субъекта».

Мы согласны с В.В.Бойко, который помимо когнитивного и аффективного компонентов выделяет еще и интуитивный (как подсознательную обработку информации о партнере без участия логики, но на основе бессознательных сопоставлений с прошлым опытом) и дает следующее определение эмпатии: «это форма рационально-эмоционально-интуитивного отражения другого человека, которая позволяет преодолеть его психологическую защиту и постичь причины и следствия самопроявлений - свойств, состояний, реакций - в целях прогнозирования и адекватного воздействия на его поведение». Также мы полагаем, что помимо перечисленных компонентов в структуру эмпатии входит еще и мотивационный компонент.

О природе эмпатии среди психологов нет единого мнения. Есть точка зрения, что эмпатия - это врожденное свойство человека, доставшееся ему еще от животных. У В.Эфроимсона мы читаем: «отбор одарил обыкновенного человека не только способностью слышать и видеть, но и способностью понимать».

Другие полагают, что развитие эмпатии происходит в процессе становления личности. Так, С.Б.Борисенко считает, что «говорить о проявлении эмпатии у детей до трех лет вообще нельзя, хотя у ребенка может наблюдаться поведение схожее с эмпатическим при условии развитости у него процесса эмоциональной идентификации». Причину непроявленности эмпатии у детей автор видит в том, что для ее развития необходим «багаж» эмоциональных переживаний, а он начинает интенсивно накапливаться в возрасте от трех до пяти лет. С пяти лет начинается активное развитие мышления ребенка, что также влияет на развитие эмпатии. Источником эмпатии она называет потребность индивида в социальном комфорте, которая возникает при столкновении собственных переживаний ребенка и переживаний другого человека. А возможность реализации этой способности автор видит в степени развитости нравственных норм, которыми руководствуется ребенок в своем поведении.

Т.П.Гаврилова также склонна к мысли, что личностные формы эмпатии развиваются по мере психического развития ребенка: «развития эмоционального и познавательного процессов, формирования личности ребенка - его потребностей и мотивов, становления его самосознания». Сначала, по мнению автора, ребенок учится различать эмоциональные состояния матери и реагирует на них через заражение, а потом, по мере созревания эмоциональной сферы и складывания структуры его личности, он начинает распознавать эмоциональные состояния других людей. Т.П.Гаврилова считает, что в зрелой форме эмпатия предполагает развитие эмоциональных и интеллектуальных процессов (памяти, восприятия, воображения), которые наиболее интенсивно протекают в период от 8-летнего возраста. И к подростковому периоду высшие формы эмпатии проявляются устойчиво в том случае, если у ребенка уже сложилась система нравственных норм.

На последний аспект обращает внимание в своих исследованиях З.М.Богуславская. Складыванию нравственных норм в детском мировосприятии могут помешать, на ее взгляд, такие обстоятельства, как игнорирование интересов ребенка или самого воспитателя. Не менее важно, чтобы значимые взрослые показывали свое одобрение ребенку, проявившему сочувствие. Это также развивает способность и склонность к эмпатии.

Анализируя ту же тему, А.В.Запорожец, Д.Б.Эльконин и Д.И.Фельдштейн пишут о возможности развития социально-нравственного опыта ребенка дошкольного возраста путем организации специальной деятельности. Это помогает ребенку учиться сотрудничать с другими, считаясь с их потребностями, и приводит к тому, что «эмоции и стремления дошкольника приобретают новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживание чужих радостей и печалей, как своих собственных».

А В.В.Абраменкова, М.И.Лисина, Т.А.Репина и Т.И.Бабаева отмечают роль совместной деятельности в развитии у ребенка зрелых форм эмпатии. «Гуманистическая ориентация воспитания личности ребенка, осуществляемая прежде всего в практике общения и взаимодействия сначала со взрослым, затем со сверстником, в процессе совместной деятельности, создает предпосылки коллективных взаимоотношений, развития сотрудничества детей, умения действовать в интересах других».

Как мы видим, уровень сформированности эмпатии у человека зависит от уровня развития его когнитивной, эмоциональной и нравственной сфер. Что же еще может воздействовать на развитие эмпатии?

Мы согласны с Т.Я.Розен, что не последнюю роль здесь играет представление о себе. Люди с адекватным восприятием себя способны и о другом составить реалистичное представление. Те же, у кого самооценка завышена, склонны к эгоцентризму, что мешает глубокому проникновению в мир другого. Также было замечено, что если люди с адекватной самооценкой доброжелательны к другим, то люди с пониженной самооценкой часто прибегают к проекции на другого своих отрицательных качеств и поэтому недоброжелательны к нему.

Другие исследователи, отмечали, что качество эмпатических переживаний зависит от наличия определенной потребности по отношению к партнеру. Так, эксперименты показали, что в ситуации «страха за себя» индивид дает низкую результативность и сильные вегетативные реакции, а в ситуации «страха за другого» он и работает успешно, и контролирует свои эмоции. Также наблюдается зависимость эмпатии от личных качеств индивида: в наибольшей степени она проявляется у конформных и отзывчивых, а в наименьшей - у эгоцентриков и неудачников.

Формы выражения эмпатии.

Большинство исследователе выделяют две формы эмпатии: сопереживание - «переживание субъектом тех эмоциональных состояний, которые испытывает другой человек, через отождествление с ним» и сочувствие - «переживание собственных состояний по поводу чувств другого». Первая форма эмоционального отклика направлена большей частью на себя, ибо индивид здесь переживает или то, что с ним уже случилось в прошлом, или то, что может случиться в будущем. А сочувствие переживается безотносительно к собственному благополучию. Иногда в сопереживании можно обнаружить сочувствие и наоборот, но один из видов эмпатии, по мнению исследователей, обязательно доминирует. Связано это с тем, что у взрослого человека определенный вид эмпатии закреплен в структуре личности (какой именно - зависит от характера направленности индивида в общении - на себя или на другого). В том же случае, когда аффективно-потребностная сфера еще не сложилась, эмпатия будет неустойчиво проявляться то в сочувствии, то в сопереживании. У таких людей выбор формы эмпатии определяется значимостью объекта эмпатии. «Если неустойчиво эмпатичные сталкиваются с объектом, который они переживают как значимый, у них происходит конфликт между непосредственным нравственным пробуждением в пользу другого и собственной потребностью. И как правило, это приводит к сопереживанию».

Исследования Т.П.Гавриловой показали, что сопереживание, как более простая форма эмпатии, - возникает раньше, чем сочувствие, которое развивается уже к подростковому возрасту. Также данная работа помогла сделать вывод, что сочувствие в большей степени, чем сопереживание предполагает жалость к тем, кто нарушает нравственную или групповую норму, в то время как сопереживание не дает выйти за пределы собственной жизненной ситуации.

Нам близка точка зрения Л.П.Стрелковой и С.Б.Борисенко, которые помимо сопереживания и сочувствия выделили еще одну форму эмпатии - содействие. Этот вид эмпатии связан с уровнем развития нравственного сознания человека и качеством его социального опыта.

Механизмы эмпатии. Большинство исследователей полагает, что эмпатия осуществляется посредством не одного, а нескольких механизмов. Так, в психологическом словаре отмечается, что эмоциональная эмпатия действует благодаря механизму проекции и подражания моторным и аффективным реакциям другого человека, а когнитивная эмпатия базируется на интеллектуальных процессах. (Где проекция - это “процесс и результат постижения и порождения значений, заключающийся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты”, а подражание - это “следование какому-либо примеру, образцу”).

Мы согласны с А.П.Сопиковым, механизм эмпатии которым был представлен как способ моделирования субъектом объекта. Сначала субъект воспринимает «открытые переменные» объекта эмпатии (т.е. воспринимает позу, жесты, мимику, интонацию, эмоциональное состояние), затем, на основе этого, строит психологическую модель деятельности объекта и считывает с нее информацию о его состоянии.

После чего с помощью речи, экспрессии, действий субъект присоединяется к объекту и стимулирует его показать скрытые стороны. По данным исследований у субъекта и объекта эмпатии глубина и частота дыхания, наполненность и частота пульса сближаются вплоть до полного совпадения у некоторых пар.

Как мы видим, большую роль в этом процессе играет умение человека «читать» собеседника с помощью выразительных движений. Ряд исследователей по результатам экспериментов полагает, что степень точности интерпретации мимики, поз и жестов может в определенной степени служить показателем величины эмпатии. Еще Ч.Дарвин писал, что выразительные движения и действия выступают и как важное средство коммуникации, сигнализируя о сдвигах в психическом состоянии человека, и как один из факторов научного познания личности. По мнению В.В.Мироненко, вся совокупность телодвижений свидетельствует об определенных психических состояниях человека и несет определенную информацию о человеке. Он считает, что выразительные движения выполняют прежде всего функцию общения и воздействия.

В общем потоке развития теории выразительных движений выделяется концепция С.Л.Рубинштейна, показывающая важность для расшифровки экспрессии - учета всех обстоятельств, наполняющих этот конкретный момент жизни индивида. Он полагает, что наши выразительные движения не только показывают наше эмоциональное состояние, но также и формируют его, а потому для распознавания эмоций их выражение служит не само по себе, а в соотношении со всеми конкретными взаимопониманиями человека с окружающими. Такое понимание проблемы показывает, что эмпатии трудно достичь с помощью непосредственного усмотрения, т.к. корреляция между экспрессией и психическим состоянием может быть неоднозначной.

Интерпретация мимики чаще всего только рождает гипотезу, а подтверждение или отказ от нее происходит на следующих этапах понимания. П.М.Якобсон с помощью экспериментов подтвердил идею о влиянии ситуации на характер экспрессии, отметив, что знания схематизированных выразительных движений дают только общие представления о закономерностях экспрессии, но не помогают «расшифровать» конкретного человека.

Этот механизм произвольного процесса извлечения информации о скрытых состояниях объекта эмпатии по ее открытым для наблюдения переменным И.М.Юсупов назвал проникновением, подчеркнув, что оно обязательно связано с эмоциональной реакцией на состояние другого человека - вчувствованием, которое предполагает под собой механизм эмоциональной идентификации субъекта с объектом эмпатии.

Многие исследователи, говоря о механизме эмпатии, подразумевают процесс идентификации. В современной психологии это понятие определяется как эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом. Идентификация представляет собой “механизм постановки субъектом себя на место другого, что проявляется в виде погружения, перенесения индивидом себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Она позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению, обеспечивает процесс взаимопонимания и вызывает содействующее поведение”.

Говоря о феномене идентификации, Е.М.Дубовская и Р.Л.Кричевский подчеркивают, что благодаря ей разнообразные типы поведения могут репродуцироваться и в отсутствии модели подражания, ибо это не просто имитация поведения, а усвоение мотивации поступков людей и воспроизведение их. Исследования Н.Н.Авдеевой показали, что на определенном этапе развития (при переходе от раннего к дошкольному детству) идентификация выступает как основной механизм переживания.

Т.П.Гаврилова, понимая под идентификацией механизм социализации, напротив, считает, что нет особых оснований для смешивания понятий “эмпатия” и “идентификация”. Она полагает, что «понятие эмоциональной децентрации адекватно описывает воссоздание индивидом переживаний другого». Децентрация означает «механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления и интеграции ее с позициями, отличными от собственной”. Специфика эмоциональной децентрации, помнению Т.П.Гавриловой, состоит в том, что «человек, в позицию которого ставит себя индивид, не рассуждает, не воспринимает объекты предметного мира, не ведет диалог, а переживает нечто, связанное с его собственными проблемами или проблемами других людей».

Благодаря децентрации субъект способен признать существование иной позиции относительно какого-либо явления, и это позволяет предположить, что именно она лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека и определяет эффективность коммуникативного взаимодействия.

Если Т.П.Гаврилова предполагает, что механизм децентрации лежит в основе всех форм эмпатии, то С.Б.Борисенко видит различное происхождение у разных форм. Так, низшую форму она связывает с процессом идентификации, а более высокие - с личностной рефлексией, где рефлексия - это «процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, а также - удвоенного зеркального взаимоотражения субъектами друг друга и воссоздания особенностей друг друга».

И.М.Юсупов рассматривает механизм «эмпатийного понимания», выделяя его как процессуальную характеристику эмпатии. Он считает, что в отношениях между субъектом и объектом может возникнуть эмпатогенная ситуация, при которой объект обладает свойством эмоциональной привлекательности для субъекта. Условиями для возникновения этого процесса он видит развитую сензитивность и полноту информации, а его следствием - возникновение сопереживания. Этот этап в эмпатийном процессе проходит под знаком механизма заражения. Заражение - это «процесс передачи эмоционального состояния от другого индивида на психофизиологическом уровне контакта помимо собственного смыслового воздействия или дополнительно к нему”. Затем на базе этого у субъекта формируется модель состояния объекта эмпатии, и происходит перенесение состояния объекта на себя с целью познания ситуации, коррегирующееся когнитивными процессами на базе открытых для наблюдения переменных объекта эмпатии. Здесь включаются механизмы: децентрации, позволяющей сохранить собственные психологические особенности, и отражения. А проявления в эмпатийном процессе интуиции и инсайта могут быть объяснены, по мнению автора, через «принцип дополнительности осознанного и подсознательного, через активно - реактивное отражение действительности и регуляцию действительности».

Можно констатировать, что на данный момент не сложилось единой точки зрения на природу, структуру, формы выражения и механизм действия эмпатии.

Мы видим в эмпатии способность личности воспринимать и понимать другого, эмоционально откликаясь на переживания другого и реально содействуя ему.

В целях более эффективного развития эмпатических способностей педагога нами была предпринята попытка выделить в структуре данных способностей отдельные компоненты.

Данный вопрос пока еще не стал предметом специального изучения, и его рассмотрение мы начали с уточнения механизма протекания эмпатического процесса. Изучение структуры эмпатических способностей в связи с отдельными фазами протекания процесса эмпатии позволит рассмотреть не только возможность формирования данной способности, но и влияние отдельных ее компонентов на успешность той или иной стадии процесса.

За основу в уточнении механизма эмпатии была взята точка зрения А.П.Сопикова, по которой субъект сначала воспринимает «открытые переменные» объекта эмпатии, затем считывает с них информацию о состоянии объекта и, наконец, присоединяется к нему, тем самым стимулируя показать скрытые стороны. На наш взгляд, эти три стадии в эмпатическом процессе вызывают к жизни лишь одну из форм эмпатии - сопереживание.

Поэтому в качестве четвертого этапа мы добавили механизм «децентрации», позволяющий преодолеть эгоцентризм личности при сопоставлении своей позиции и позиции субъекта. На этой стадии мы видим возможность появления такой формы эмпатии, как сочувствие.

А наиболее зрелая форма эмпатии - содействие - появляется, на наш взгляд, после прохождения еще двух стадий: моделирования содействия и его выражения.

В законченном виде механизм протекания эмпатического процесса нам видится таким:

- на первом этапе - восприятие «открытых переменных» объекта эмпатии;

- на втором - расшифровка внешних сигналов;

- на третьем - присоединение к объекту эмпатии и чтение «скрытых переменных»;

- на четвертом - децентрация субъекта эмпатии; на пятом - моделирование содействия объекту эмпатии; на шестом - выражение содействия.

При этом надо помнить, что выделение стадий в механизме протекания эмпатии достаточно условно, и в реальной жизни отдельные стадии находятся в постоянном взаимопроникновении.

Часто эмпатический процесс является усеченным, останавливаясь на третьей или четвертой стадии. В этом случае мы имеем дело с такими формами эмпатии, как сопереживание и сочувствие.

В структуре эмпатических способностей нами были выделены 11 самостоятельных компонентов. Это: 1) альтруистическая направленность, 2) эмоциональная активность, 3) широта эмоционального репертуара, 4) адаптивная гибкость эмоций, 5) коммуникативная толерантность, 6) развитость экспрессии, 7) способность к синтонии, 8) наблюдательность, 9) воображение, 10) интуиция и 11) способность к идентификации.

Рассмотрим сущность и значимость каждого компонента. Прежде всего, в структуре эмпатических способностей в силу гуманистической природы эмпатии следует назвать альтруистическую направленность личности.

Альтруизм - это система ценностных ориентаций личности, при которой центральным мотивом являются интересы другого человека. Базируется альтруизм на идее бескорыстной деятельности, не предполагающей реального вознаграждения. Альтруистическая направленность человека является несомненным компонентом эмпатических способностей, так как только искренний интерес к другой личности позволит ей полностью раскрыться, что дает наилучшую возможность для взаимопонимания и конструктивной коммуникации. Эгоистическая же ориентация человека (как противоположное явление по отношению к альтруистической позиции) означает, что человек больше озабочен собственным благополучием и потому привносит во взаимоотношения с людьми меркантилизм, что способствует установлению атмосферы закрытости и отчужденности. Альтруистическая направленность позволяет человеку быть доброжелательным, отзывчивым, что вызывает ответные позитивные действия со стороны партнера по коммуникации.

Другим компонентом эмпатических способностей является эмоциональная активность. Данное понятие означает способность человека к быстрому реагированию на различные воздействия и легкому подключению к этому энергии интеллекта, потребностей и воли. Этот компонент необходим для понимания другого человека, так как эмпатия предполагает точное отражение постоянно изменяющихся чувственных смыслов объекта эмпатии, следование за ним «шаг в шаг», что невозможно без способности быстро и адекватно реагировать. Эмоциональная активность напрямую связана с предыдущим компонентом, так как одной из причин эмоциональной пассивности является отсутствие интереса к другому человеку.

Достаточно часто нарушение эмоциональной активности связано не с природными факторами, а с механизмом «эмоционального выгорания». Это явление характерно для представителей профессий, связанных с постоянным общением, и выражается в снижении эмоционального реагирования в ответ на психотравмирующие воздействия. Причина «эмоционального выгорания» в соединении хронической напряженной эмоциональной деятельности, дестабилизирующей организации труда и повышенной ответственности за исполнение своих функциональных обязанностей. Данные обстоятельства особенно характерны для педагогической деятельности, поэтому в отношении учителей логичнее предположить причину нарушения эмоциональной активности не в природных факторах, а во вторичных - социальных.

Не менее важным компонентом эмпатических способностей является широта эмоционального репертуара, позволяющая субъекту эмпатии переживать вслед за ее объектом разные эмоциональные состояния в разных ситуациях. Отсутствие данного компонента не только обедняет способность следовать за объектом эмпатии, но также чревато тем, что, как показывает практика, от сужения возможности реагировать страдают в первую очередь положительные реакции.

Следующий компонент - адаптивная гибкость эмоций проявляется в достаточно быстрой и легкой настройке сознания на разных людей в соединении с неутраченной способностью слышать свое «я». Нарушение эмоциональной гибкости выражается в фиксации аффективного внимания на отдельных моментах во взаимоотношениях.

Понятно, что в данной ситуации общение перестает быть живым, непосредственным, чутким к состоянию собеседника. К тому же эмоциональная вязкость сказывается и на внешних проявлениях субъекта: его речь, мимика и жестикуляция становятся более однообразными. Данный компонент также близко связан с альтруистической направленностью, так как сам процесс включения чужих эмоций в систему своих ценностей напрямую зависит от заинтересованности субъекта в благополучии ближнего.

Адаптивная гибкость эмоций способствует созданию атмосферы спонтанности, что предполагает чуткое ощущение каждого момента во взаимодействии и пребывание в каждом из этих моментов. Это - то состояние, которое получило в психологии название «здесь и теперь» и которое позволяет реагировать на мельчайшие движения души собеседника. Мешает такому тонкому проникновению накопление нами установок и предубеждений (где установки - это субъективные ориентации на те или иные ценности, предписывающие другим определенные социально принятые способы поведения; а предубеждения - это установки, препятствующие адекватному восприятию сообщения или действия). Наличие установок диктует нам необходимость соотнесения каждого конкретного человека с каким-либо определенным образом, далее автоматически включается какой-либо механизм общения, обусловленный нашим житейским опытом, а сам человек тем временем «теряется» для нашего сознания. С одной стороны, установки экономят силы субъекта, так как освобождают его от необходимости контролировать протекание деятельности в стандартной ситуации, с другой стороны, именно установки готовы сделать каждую ситуацию усредненной, что приводит к поверхностному восприятию людей и ситуаций, в которых они оказались. К тому же, как правило, человек не осознает, что он предубежден, и рассматривает свое отношение к объекту как следствие объективной и самостоятельной оценки каких- либо фактов. Будучи предубежденным, человек общается не столько с другими, сколько со своим представлением о других (часто искаженным). Вот несколько примеров таких искажений: «эффект ореола» диктует нам распространять общие впечатления о человеке на восприятие и оценку отдельных свойств его личности, «эффект последовательности» заставляет нас больше доверять тем сведениям, которые были предъявлены в первую очередь.

Отношение к людям без предубежденности дает возможность безоценочно подойти к различным их проявлениям, что повышает возможность чутко улавливать все тонкие нюансы.

Тем не менее, достаточно часто встречаются такие психические состояния и качества людей, которые нам неприятны. Исследования Т.П.Гавриловой  показали, что, поднявшись в эмпатическом состоянии до уровня сочувствия, человек способен выйти за пределы собственной жизненной ситуации и проявить жалость к тем, кто нарушил нравственную и групповую норму. В этом нам может помочь следующий компонент эмпатических способностей - высокий уровень

Коммуникативной толерантности, позволяющий терпеливо переносить отдельные неприятные для нас чувства и поступки другого. Эта способность не имеет ничего общего со смирением и попустительством, она помогает осознать невозможность преодоления сложности общения «с ходу» и возникает как следствие самоценности человека. Это качество является несомненной частью эмпатических способностей, так как благодаря уравновешенности и' совместимости толерантного человека во взаимоотношениях с другими создается комфортный психологический фон, снимающий механизмы защиты у партнера.

Однако чтобы пробиться сквозь мощный защитный экран некоторых людей, недостаточно только чувствовать внутреннюю гармонию, необходимо также уметь адекватно выразить себя и во внешнем плане. Поэтому не менее важен и следующий компонент эмпатических способностей - развитость экспрессии субъекта эмпатии. Этот фактор вносит существенный вклад в характер межличностных отношений. Избыточная или недостаточная экспрессия эмпатирующего, а также ее неадекватность могут служить источником конфликтов во взаимоотношениях людей. Человеку, пытающемуся понять другого, проникнуть в его внутренний мир, прюсто необходимо обладать достаточно информативной и коммуникабельной экспрессией. Практика же показывает, что гораздо чаще демонстрируется “дежурный” вариант экспрессии, причем о его существовании у себя знает далеко не каждый.

В.В.Бойко  выделил пять способов выражения экспрессии: 1) идеальный (с покоряющей улыбкой, дружелюбным взглядом, завораживающим тоном речи, изящными жестами и позой, демонстрирующей искреннее внимание к партнеру); 2) нормальный (с располагающей улыбкой, успокаивающим взглядом, ободряющим тоном речи, с жестами, помогающими взаимопониманию, и позами, демонстрирующими деловое участие); 3) неопределенный (с дежурной улыбкой, отсутствующим взглядом, монотонной речью, однообразными жестами и невозмутимой позой); 4) нежелательный (с недоверчивой улыбкой, озабоченным взглядом, недовольным тоном речи, излишними жестами и отстраненной позой) и 5) неприемлемый (с ехидной, злобной улыбкой, надменным взглядом, раздраженным тоном речи, развязными жестами и пренебрежительной позой). Понятно, что эмпатическому пониманию другого содействуют только первые два способа, так как адекватная энергетическая и информационная насыщенность эмоций позволяет партнеру избавиться от потребности защититься. Когда же демонстрируется неопределенность состояния, партнер тратит слишком много усилий на попытки разгадать отношение к себе и постепенно закрывается.

Для того, чтобы экспрессия была адекватной, необходимо, прежде всего, решить внутренние психологические проблемы, а также работать непосредственно над тем, чтобы внешние аспекты поведения более точно выражали наши состояния. Для этого надо устранить из своего привычного репертуара невыразительность голоса, однообразие и скупость жестов, мимическую маску и мимический диссонанс.

Подобную работу хорошо начинать с поднятия уровня сенсорики. В этом может помочь следующий компонент - способность к синтонии, т.е. способность быть в гармонии с собой и другими. В основе этого явления лежат процессы восприятия и мышления. Наше взаимодействие с окружающим миром начинается с нашего восприятия его с помощью органов чувств. Восприятие это уникально, в силу чего мы имеем дело не столько с реальным окружением, сколько с личной «картиной мира». Своеобразие усугубляется тем, что у каждого человека есть свой «любимый» канал восприятия. В нашей культуре у отдельных людей преобладает либо визуальная репрезентативная система, либо аудиальная, либо кинестетическая. Преобладающая система сказывается и в дальнейшем: в процессе мышления наши ощущения превращаются в слова, которые также соответствуют привычному типу восприятия. Внешне ведущая репрезентативная система проявляется в движении глаз, выборе слов, в особенностях дыхания, ритма движений и поз. Понятно, что человеку, владеющему только одним каналом, трудно не только понять собеседника, но и дать ему такую обратную связь, которая тому наиболее привычна. В ситуации же, когда у человека в достаточной мере развиты все каналы, он может чувствовать и демонстрировать открытость. Во внешнем плане такая открытость будет выражаться в умении смотреть в глаза собеседнику без ощущения дискомфорта, зрительно отражать все малейшие изменения; в мгновенной реакции на эти изменения и слова партнера; в отсутствии боязни уменьшения дистанции и прикосновений.

Следующий компонент эмпатических способностей наблюдательность - выражается в умении подмечать существенные характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Она лежит в основе способности расшифровывать внешний аспект состояния собеседника. Часто при общении мы принимаем во внимание только вербальные компоненты, в то время как человек всегда, хочет он того или нет, говорит еще и телом, мимикой, движением. Психологи установили, что от 40 до 70 % информации человек передает телом. Более того, язык тела менее осознаваем и контролируем и потому более правдив. Это позволяет сделать вывод, что человеку совершенно необходимо адекватно расшифровывать эмоциональные сигналы партнеров, т.е. улавливать именно тот смысл, который был в него вложен. Это в принципе возможно, так как формы экспрессии у лиц, принадлежащих к одной культуре, являются относительно однородными, ибо зависят они от процесса научения, направляемого социальными нормами; поэтому проблема умения расшифровывать внешние сигналы другого упирается в степень развитости наблюдательности. Этот компонент является одним из самых важных, так как его присутствие дает возможность формировать адекватное восприятие действительности и служит тем источником, через который человек может получать знания, необходимые не только для правильного ощущения мира другого человека, но и для предвосхищения его поведения.

Другим важным источником, помогающим предугадывать, предвосхищать события, является следующий компонент структуры эмпатических способностей - интуиция. Интуиция - это знание, возникающее без осознания путей и условий его получения, в силу чего субъект имеет его как результат «непосредственного усмотрения». Научная психология трактует интуицию как необходимый внутренне обусловленный природой творчества момент выхода за границы сложившихся стереотипов поведения. Значимость интуиции для эмпатического процесса в том, что она гораздо меньше зависит от оценочных стереотипов, чем осмысленное восприятие партнера, а потому позволяет воссоздать интересующие нас состояния и ситуации более близкими к истине.

Еще один компонент - воображение - выражается в создании программы поведения, когда проблемная ситуация неопределенна.

Важнейшее значение воображения в том, что оно позволяет предоставить результаты труда до его начала и тем самым ориентирует человека в процессе деятельности, и в том, что дает возможность принять решение при отсутствии должной полноты знаний, необходимых для выполнения задачи. Также воображение позволяет эмпатирующему ставить себя на место эмпатируемого объекта и вживаться в его состояние, что дает возможность достаточно точно прогнозировать последующие события.

И в качестве последнего компонента структуры эмпатических способностей мы выделили способность к идентификации. Идентификация - это эмоционально-когнитивный процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим субъектом. Осуществляется идентификация через механизм перенесения себя в поле, пространство, обстоятельства другого человека и приводит к усвоению его личностных смыслов. Она позволяет моделировать смысловое поле партнера по общению и обеспечивает взаимопонимание. Поскольку идентификация - не просто имитация поступков другого, но и усвоение мотивации этих поступков и воспроизведение их, разные типы поведения могут воссоздаваться и в отсутствие модели подражания. Идентификация является непременным условием успешного протекания эмпатического процесса, так как она помогает понять другого на основе сопереживания.

Каждый из рассмотренных выше компонентов проявляется на всех стадиях эмпатического процесса, но с разной силой, что позволяет выделить четыре уровня значимости компонентов. Те компоненты, без которых невозможна та или иная стадия эмпатического процесса, были названы базисными. Компоненты, обеспечивающие успешное протекание процессов, получили название доминантных. Компоненты, играющие вспомогательную роль, были определены как су б доминантные. А компоненты, присутствие которых желательно, были названы потенциальными. Данная схема была заимствована из работы Е.А.Корсунского, разработавшего структуру литературных способностей школьников.

Охарактеризуем значимость отдельных компонентов на различных стадиях протекания механизма эмпатии.

Первая стадия предполагает восприятие «открытых переменных» объекта эмпатии. В силу того, что восприятие представляет собой целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторную поверхность органов чувств, прежде всего, в качестве базисного компонента выступает способность к синтонии.

Но поскольку восприятие - не пассивное копирование мгновенного воздействия, а живой творческий процесс познания, базисными компонентами можно также назвать эмоциональную активность, широту эмоционального репертуара и адаптивную гибкость эмоций в силу того, что они расширяют возможности личности для творческого акта. А так как развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед субъектом целей, в качестве доминантного компонента можно назвать альтруистическую направленность. Наблюдательность и способность к идентификации мы отнесли к субдоминантным, поскольку они играют вспомогательную роль в процессе восприятия. Воображению, коммуникативной толерантности, развитости экспрессии и интуиции мы отвели роль потенциальных компонентов.

На второй стадии механизма протекания эмпатического процесса идет расшифровка «открытых переменных» объекта эмпатии. Большую роль в этом процессе играет умение человека «читать» собеседника с помощью выразительных движений, поэтому базисными компонентами становятся, прежде всего, наблюдательность и адаптивная гибкость. эмоций. Для того чтобы расшифровать информацию о состоянии объекта, субъект должен построить в уме психологическую модель деятельности объекта, и потому роль воображения повышается, и мы также причисляем его к базисным компонентам. С прошлой стадии остались базисными: эмоциональная активность, широта эмоционального репертуара и способность к синтонии, как компоненты, позволяющие пройти данной стадии не на поверхностном уровне. Альтруистическая направленность остается доминантным компонентом, поскольку целеполагание субъекта в значительной степени влияет на данный механизм. А способность к идентификации мы отнесли к субдоминантным компонентам, помогающим процессу вчувствования.

Потенциальными компонентами остаются: коммуникативная толерантность, развитость экспрессии и интуиция.

На третьей стадии происходит присоединение субъекта к объекту эмпатии, заставляющее объект продемонстрировать свои закрытые до этой поры данные. Этот механизм произвольного процесса извлечения информации о скрытых состояниях объекта эмпатии по его открытым переменным напрямую связан с эмоциональной реакцией на состояние другого человека - вчувствованием (особым психическим актом, при котором субъект воспринимает объект, проецируя на него свое эмоциональное состояние). Понятно, что в силу характера данного механизма, на передний план в этой стадии выходят и становятся базисными такие компоненты, как способность к идентификации, позволяющая ставить себя на место другого, и развитость экспрессии, помогающая отразить это присоединение во внешнем плане. Также остаются базисными, приобретая еще большее значение: воображение, наблюдательность, способность к синтонии, адаптивная гибкость эмоций, широта эмоционального репертуара и эмоциональная активность - все то, что позволяет испытать сопереживание. В качестве доминантных остается альтруистическая направленность и добавляется интуиция, помогающая предвосхищать события. Коммуникативную толерантность мы отнесли к су б доминантным компонентам.

На четвертой стадии происходит процесс децентрации - механизм преодоления эгоцентризма личности, заключающийся в изменении точки зрения, позиции субъекта в результате столкновения, сопоставления, соотнесения и интеграции ее с позицией, отличной от собственной. В силу этого центральное положение здесь занимают альтруистическая направленность и коммуникативная толерантность. На данном этапе у субъекта появляется возможность глубоко проникнуть в состояние партнера, не теряя своего «я”, поэтому наиважнейшим компонентом является адаптивная гибкость эмоций. Остается базисной и способность к идентификации, поскольку формирование навыков децентрации лежит в основе способности субъекта к принятию роли другого человека. Также мы отнесли к базисным: эмоциональную активность, широту эмоционального репертуара, способность к синтонии и воображение. Становятся менее значимыми и переходят в статус субдоминантных: развитость экспрессии, наблюдательность и интуиция.

Пятая стадия предполагает моделирование содействия объекту эмпатии. Моделирование - это исследование психических процессов и состояний при помощи их реальных или идеальных моделей, поэтому на передний план выходят: интуиция, воображение, эмоциональная активность, широта эмоционального репертуара и адаптивная гибкость эмоций. А поскольку речь идет о моделировании содействия, то доминантными становятся альтруистическая направленность, коммуникативная толерантность и способность к идентификации.

Вспомогательную роль несут следующие субдоминантные компоненты: способность к синтонии и наблюдательность. Развитость экспрессии переходит в статус потенциального компонента.

И на последней стадии - выражение содействия объекту эмпатии - становятся базисными все компоненты, поэтому не удивительно, что в значительном количестве случаев эмпатический процесс прерывается, не доходя до своего логического конца. Так, базисность альтруистической направленности определяется тем, что только искренняя заинтересованность в благополучии другого может побудить человека оказать ему содействие. Способность к синтонии, развитость экспрессии и коммуникативная толерантность создадут ту необходимую психологическую атмосферу, на фоне которой возможны открытость и доверие объекта эмпатии. Эмоциональная активность, широта эмоционального репертуара, адаптивная гибкость эмоций и воображение расширят саму возможность реагирования. Способность к идентификации и наблюдательность позволят на протяжении всего контакта получать адекватную обратную связь, дающую возможность следовать за партнером «шаг в шаг» и также плавно его вести. Интуиция позволит прогнозировать ситуацию и тонко подводить партнера к наилучшему выбору.

Понятно, что значимость каждого компонента зависит от индивидуальных особенностей субъекта и объекта эмпатии, поэтому выделение нами роли того или иного компонента на разных стадиях процесса достаточно условно.

 

Автор: Ичаловская Е.А.