14.03.2013 8344

Место и роль аффекта в системе эмоциональной регуляции ребенка

 

Проблема регуляции поведения человека занимает одно из центральных мест в работах различных научных дисциплин и направлений. Особое значение в системе индивидуальной саморегуляции придается изучению роли эмоций как ее чувственно-смысловому уровню.

«Фундаментальная биологическая роль эмоций состоит в оценке текущего гомеостатического состояния - организма на основе доминирующей потребности по единой шкале гедонического дифференциала (Клике, 1983; Петров, Вартанян, 1989). В зависимости от результата этой оценки эмоциональная система модифицирует поведение в направлении максимизации или минимизации наличного состояния, определяет тип поведения как «приближение» или «избегание». (141, с. 123).

В психологических исследованиях подчеркивается важность изучения внутренней эмоциональной регуляции человека (П.К.Анохин, 1964, Л.С.Выготский, 1960, 1984, С.Л.Рубинштейн, 1973, П.В.Симонов, 1966, 1975, А.Н.Леонтьев, 1975 и др.). Именно эмоции рассматриваются большинством исследователей как особая, «пристрастная» форма отражения действительности. Участвуя в системе общей интегральной психической регуляции поведения, эмоции в то же время составляют достаточно автономную подсистему собственно эмоциональной регуляции поведения (В.К.Вилюнас, 1976, 1990, К.Изард, 1979, Л.Я.Дорфман, 1991, В.В.Лебединский, 1990, Pocher, 1985, Papousek, 1987).

В теоретических работах, посвященных психологии эмоций, указывается, что условия и детерминанты, определяющие жизнь и деятельность человека, становятся психологически значимыми и действенными лишь в том случае, если им удается проникнуть в сферу эмоциональных отношений человека, преломиться и закрепиться в ней.

В ряде психологических работ подчеркивается универсальная значимость эмоций в жизни и поступках человека. Рассматривается многообразие функций, выполняемых эмоциями. «Именно эмоции, благодаря их психогенетической ориентации, осуществляют первые связи ребенка с его социальной средой и становятся основой для формирования намерений и рассудочной способности» (А.Валлон, 1967, с. 120).

Эмоции ребенка рассматриваются в первую очередь «как внутренняя система подкрепления, мотиваторы познания и деятельности, система эффективной селекции «полезных» с точки зрения генетической программы развития стимульных ситуаций и форм поведения на данном возрастном этапе» (Papousek, 1987. Цит. по 141. с. 123).

По данным психологической литературы в системе эмоциональной регуляции поведения ребенка выделяются три основные подкласса: эмоции, чувства и аффекты. При чем наиболее изученными в поведении детей являются эмоции и чувства. Что касается аффекта, то феномен аффекта, его специфика и роль в системе эмоциональной регуляции понимаются в психологической науке неоднозначно и даже противоречиво. В психологических работах можно выделить разные подходы к пониманию феномена аффекта.

Понятие аффект рассматривается как родовое и отождествляется с эмоциями (Л.С.Выготский, 1958, 1960; Б.Спиноза, 1932; В.Вундт, 1976). Так, в философских трактатах Б.Спинозы под аффектом понимаются всевозможные эмоциональные явления, особые состояния, которые увеличивают или уменьшают способность к действию. По мнению Б.Спинозы, существуют три основных аффекта: удовольствие, неудовольствие и желание. В работах В.Вундта под аффектами понимаются своеобразные формы течения чувств; в свою очередь, чувства составляют содержание аффекта. «Если за основание для различения форм течения аффектов принять прилив и отлив чувств, то получаются две противоположные основные формы аффектов:        аффекты «возбуждающие» и «угнетающие». По В.Вундту, аффект - это форма развития чувств. Аффективность и эмоциональность, аффект и эмоция, употребление этих понятий как синонимов характерно для работ современных клиницистов (К.С.Лебединская, 1986 и др.).

Л.С.Выготский, уделяя большое внимание эмоциональному развитию ребенка, подчеркивал, что наличие аффективных проявлений является характерной особенностью «каждого нового этапа в развитии ребенка, от самого низшего до самого высшего Участвуя в процессе психического развития от самого начала и до самого конца в качестве важнейшего момента, сам аффект проделывает сложный путь, изменяясь с каждой новой ступенью построения личности, входя в структуру нового сознания, свойственного каждому этапу и являя на каждом новом этапе глубочайшие изменения своей психической природы» (61, с.296-297). Таким образом JI. С. Выготский, как и В. Вундт, не выделял специфики аффекта, употребляя это понятие как равнозначное понятию эмоция.

В более узком смысле слова аффект рассматривается как стремительная, бурная, неконтролируемая, относительно кратковременная эмоциональная реакция (Л.С.Выготский, 1960, 1984; В.К.Вилюнас, 1976, 1990; А.Н.Леонтьев, 1975, С.Л.Рубинштейн, 1973).

С.Л.Рубинштейн (1973) определяет аффект как стремительно и бурно протекающий процесс взрывного характера, который может дать неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Обладая свойствами доминанты, аффект подавляет другие психические процессы и навязывает определенный способ разрешения ситуации.

А.Н.Леонтьев под аффектами понимает сильные, но относительно кратковременные эмоциональные переживания, которые сопровождаются резко выраженными двигательными и висцеральными проявлениями. И С.Л.Рубинштейн, и А.Н.Леонтьев отмечают, что аффекты могут вызываться биологическими факторами и могут возникать в социальных отношениях под влиянием социальных оценок.

Примечательной особенностью аффекта является то, что аффект возникает в ответ на уже наступившую ситуацию. Аффект также способен аккумулироваться и разрешаться в бурном «аффективном взрыве». Аффект может иметь свое продолжение в «аффективных следах», которые задают две тенденции: тенденцию навязчивости и тенденцию к торможению, ярко проявляющиеся в последействии (А.Н.Леонтьев, 1973). Именно последействие, понимаемое как характер действий человека, пытающегося справиться с последствиями аффекта, отвечает термину «аффективное состояние» (А.Д.Кошелева, 1995).

В теоретическом исследовании В.К.Вилюнаса, аффект рассматривается как универсальная, закрепившаяся в эволюции «аварийная» реакция на экстремальную ситуацию, не получившую разрешения, а со стороны мотивационной регуляции означает возвращение к инстинктивному поведению. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит другие психические процессы и «навязывает» способ «аварийного» разрешения ситуации (бегство, агрессия, депрессия и др.). Душевная деятельность в состоянии аффекта становится односторонней из-за единственного стремления осуществить намерения, недостаточно сознаваемой и контролируемой.

Аффект сопровождается глубокими нарушениями функций в организме человека, нарушает энергетику организма, вызывает отклонения в нервно-психических процессах (А.Р.Лурия, 1928).

В ряде психологических исследований аффект понимается как устойчивое, длительное эмоциональное состояние, разрушающее стереотипы поведения. В состоянии аффекта могут изменяться личностные установки, человек неадекватно оценивает ситуацию, остро воспринимает события, которые связаны с ситуацией, вызвавшей аффект (Н.И.Ланге, 1888, А.Р.Лурия, 1928, М.З.Неймарк, 1965, Л.С.Славина, 1966, К.Юнг, 1976 и др.).

В некоторых зарубежных исследованиях выделяются факторы, которые рассматриваются как провоцирующие аффект, ими являются: новизна ситуации, ее необычность и неожиданность возникновения. Причиной аффекта может стать также конфликт между необходимостью преодоления ситуации и отсутствием стереотипа реагирования (Дж.Уотсон, П.Фресс).

Анализ литературы показывает, что психологических работ, где предприняты попытки описать специфику аффекта как особого подкласса эмоциональных явлений и функциональную роль аффективного поведения в развитии ребенка, не так много.

В частности, в работе М.З.Неймарк, под аффектом понимается устойчивое и длительное эмоциональное состояние, порожденное столкновением противоречивых внутренних тенденций, одну из которых человек не хочет признать у себя. Аффект в этом случае является защитной эмоциональной реакцией, которая возникает для того, чтобы не допустить до сознания травмирующие психику воздействия (М.З.Неймарк, 1965).

Понимая под аффектом неадекватности защитную эмоциональную реакцию, помогающую ребенку-школьнику оградить себя от травмирующих воздействий действительности, М.З.Неймарк считает, что аффект может длиться очень долго (месяцами, годами, а иногда десятилетиями). Согласно ее исследованию, аффект возникает в связи с неудовлетворением у ребенка потребности в достижении определенных результатов, в связи с существенным расхождением его возможностей и притязаний.

В целом понимание аффекта как сильной эмоциональной реакции, способной нарушить течение всех психических процессов, сознания в целом достаточно выражено в психологической литературе. Признается деструктивное влияние отрицательных аффектов на поведение человека.

В онтогенезе аффекты - это наиболее ранняя и примитивная форма эмоционального реагирования. Действительно, бесспорным является положение о том, что аффект открывает процесс развития ребенка и на определенном этапе становления эмоциональной регуляции выполняет жизненно важные функции. Вместе с тем уже на протяжении первого и второго года жизни ребенка аффект как форма эмоционального реагирования существенно изменяется. В основе этих изменений лежит опосредование аффективного поведения предметным и социальным содержанием воздействий на ребенка, хотя это опосредование не означает полного исчезновения аффектов в дошкольном возрасте. Аффективное реагирование остается еще достаточно выраженным в дошкольном возрасте (Л.С.Выготский, 1984, Г.М.Бреслав, 1990, А.Д.Кошелева, 1995, В.П.Петрунек, 1988,).

Итак, аффект как форма эмоционального реагирования занимает важное место в системе эмоциональной регуляции, аффект ярко выражен на ранних этапах развития и претерпевает значительные изменения на протяжении дошкольного возраста.

Основы для формирования системы эмоциональной регуляции закладываются еще до рождения ребенка. Ими являются природно-биологические особенности развития ребенка в пренатальном периоде, а также существующие еще до рождения ребенка эмоциональные ожидания родителей. С рождением ребенка в каждой семье создается своеобразная эмоциональная атмосфера, в которую «погружается» новорожденный и в которой удовлетворяются его самые важные потребности.

Исследователи отмечают, что новорожденным детям свойственна крайняя диффузность эмоциональных переживаний, отражающая общие закономерности данного возрастного периода. «Голоден ли ребенок, мокрый ли он, - все эти состояния характеризуются диффузным возбуждением, проявляющимся в двигательном оживлении, которое при усилении продолжительности возбуждения становится конвульсивным: ребенок плачет, кричит» (35, с. 89).

Свое отрицательное эмоциональное состояние ребенок выражает в крике как сигнале о неблагополучии. По мнению психологов, главная функция крика состоит в актуализации эмоционального взаимодействия в диаде «мать-ребенок». В крике выражаются потребности ребенка, которые «прочитываются», понимаются взрослым. Сигнальная и побуждающая роль крика как способа эмоционального реагирования существенно уменьшается к концу первого года жизни (Г.М.Бреслав, 1990, С.Ю.Мещерякова, 1991, Е.В.Чудинова, 1992).

В младенчестве «эмоциональные проявления ребенка тесно связаны с органическими потребностями, прежде всего с потребностями в еде, тепле, положительном самоощущении. Аффекты являются единственным, готовым от рождения и содержанием, и средством, с помощью которого ребенок сообщает окружающим, в первую очередь матери, о характере этих потребностей, особенностях и результатах их удовлетворения» (115, с. 73). Именно субъективное состояние ребенка, а не предметное содержание окружающего мира отражается в первую очередь в аффективном реагировании. Это содержание эмоций задает направление развитию психической активности младенца (Н.Н.Авдеева, 1985,1991, М.В.Колоскова, 1991, А.Д.Кошелева, 1993, 1995 и др.).

В младенческом возрасте в основе эмоциональной регуляции лежит мимическое выражение эмоций, переживание удовольствия выражается в улыбке. Улыбка поддерживает взаимодействие, подготавливает к организации деятельности на следующем возрастном этапе. Улыбка «закладывает» основы партнерства, взаимного эмоционального общения ребенка со взрослым. Именно улыбка лежит в основе важнейшего приобретения младенческого периода - возникновения «комплекса оживления» (М.Ю.Кистяковская, 1967, С.Ю.Мещерякова, 1985, 1991).

Как показано в исследовании «Активность младенца из семей группы высокого риска», проведенном М.В.Колосковой, одной из основных причин появления у младенца эмоционального реагирования как социального ответа, является перенос аффекта с состояния удовлетворения потребности на звено, опосредующее это удовлетворение, то есть на взрослого, прежде всего на мать: ее лицо, мимику, голос, прикосновение, ласку. По данным М.В.Колосковой, одним из основных психологических механизмов развивающегося взаимодействия «мать-дитя» является циркуляция аффекта между ребенком и матерью. Однако, процесс этот зависит не только от характера аффективного поведения ребенка, но и в значительной степени от того, насколько мать эмоционально действенна в отношении ребенка: умеет ли она «прочитывать» состояние младенца по его реакциям, как отвечает на них, поддерживает ли движение аффекта между ней и младенцем соответствующими действиями. В.В.Лебединский и О.С.Никольская указывают, что для того, чтобы система аффективной регуляции у младенца работала эффективно, она требует постоянного тонизирования, в котором преимущественно участвует мать (1980).

Уже на первом году жизни происходит становление и развитие коммуникативных эмоционально-речевых связей между матерью и ребенком, которые играют важную роль в формировании системы эмоциональной регуляции. Ребенок учится понимать эмоции взрослых и адекватно отвечать на них. На первом году жизни идет постоянная отработка способов эмоционального регулирования с ориентацией на реакцию взрослого, ребенок приобретает определенную эмоциональную стабильность в контактах. При дефиците внимания и любви со стороны родителей у ребенка появляется недоверие, боязнь окружающих. Выход из первого аффективного кризиса возможен лишь при помощи внешней организации поведения ребенка, которая осуществляется взрослым (Н. Н.Авдеева, 1985, 1991; О.В.Баженова, 1986; С.Ю.Мещерякова, 1985, Е.В.Чудинова, 1992).

Аффективные тенденции еще длительное время остаются ярко выраженными в дошкольном возрасте. «Огромное значение аффективных тенденций сохраняется на протяжении развития ребенка» (60, т. 4, с.296). Ребенок в раннем возрасте - это существо, которое еще находится во власти непосредственных аффективных отношений к окружающим, с которыми он связан.

Для детей второго, а затем третьего года жизни характерно усложнение взаимодействия с миром и, как следствие, возникновение значительного усложнения в структуре эмоциональной жизни. К концу преддошкольного возраста ребенку доступны самые разнообразные эмоциональные проявления. Протекают они порой сильно, ярко, бурно. Особенности нервной деятельности малыша придают эмоциям выраженный аффективный характер, который, как подтверждают работы психологов, может надолго сохраняться при отсутствии специальной тренировки тормозных процессов (А.Валлон, 1976, JI. С. Выготский, 1984, Т.П.Хризман, 1981).

К трем годам ребенок остро переживает свою зависимость от взрослого. Если взрослым непонятны его потребности и стремление ребенка к самостоятельности, то эмоции взрослого вступают в противоречие с эмоциями ребенка. Вершиной этих противоречий могут стать выраженные трудности в поведении ребенка, известные как «кризис трех лет». Психологи отмечают значительную изменчивость эмоциональных состояний ребенка в этот возрастной период.

Младший дошкольник еще не умеет управлять своими переживаниями и почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства. Эмоции ребенка быстро, ярко вспыхивают и столь же быстро гаснут, - считает В.С.Мухина. Интенсивность и лабильность эмоциональных реакций типична для младшего дошкольного возраста. Радость, возбуждение могут быстро сменяться гневом, сопротивлением, проявлениями негативизма - особенно если ситуация является для ребенка непривычной и, более того, стрессовой. Ребенок еще не в состоянии сдерживать гнев или агрессию, он не овладел социально приемлемыми способами выражения неудовольствия.

Немецкий психолог Р.Гаупп, указывая на значительную изменчивость эмоциональных состояний ребенка, делает вывод о том, что значительная продолжительность аффектов неудовольствия, гнева, упрямства, ненависти у ребенка, обычно непосредственно «отреагирующего» свои чувства, есть явление необычное, указывающее в иных случаях на болезненное развитие психики (цит. по Г. М.Бреславу, 1984).

Психологи указывают на важность внимательного отношения к сфере детских переживаний, особенно в кризисный возрастной период. В период 2-3 лет возникают новообразования, свидетельствующие о начале нового этапа в психическом развитии ребенка (Л. С.Выготский. 1976, 1984, А.В.Запорожец, 1971, 1978, Я.З.Неверович, 1978, JI. И. Божович, 1968). В этот период «Я» ребенка - это прежде всего «Я» аффективное, наполненное желаниями, экспансией, стремлениями «это мое». Л.С.Выготский выделяет четыре основных эмоциональных симптома этого кризиса: негативизм,строптивость, упрямство, своеволие, - протекающих по типу аффектов. Подавление стремлений ребенка к самостоятельности приводит к ярко переживаемому чувству недовольства, которое проявляется в форме капризов, раздражительности, упрямства. Не- подкрепление тяги ребенка к самоутверждению, по мнению Т.П.Симпсон ведет к возникновению нервных срывов, которые выражаются в аффективной буре, приступах ярости. Могут наблюдаться и другие симптомы в эмоциональных проявлениях и поведении: ребенок может становиться вялым, подавленным, у него легко развиваются страхи, либо он уходит от контактов, погружается в себя (35).

Эмоциональная сфера ребенка-дошкольника и его переживания - это «центр» всей его психической жизни. Однако эта сфера хрупка, ранима и часто не выдерживает психологических нагрузок. При смене привычных жизненных стереотипов поведение ребенка подвержено эмоциональным срывам, стрессам, - что и проявляется в аффективных проявлениях. В случае длительного воздействия отрицательных эмоций, которые ярко выражены в аффекте деструктивного характера, у ребенка могут возникнуть нарушения в системе эмоциональной регуляции. В ряде исследований эти нарушения обозначаются как эмоциональное неблагополучие ребенка (Л.А.Абрамян, 1985, А.И.Захаров, 1986, 1995, А.Д.Кошелева, 1993,1995). Эмоциональное неблагополучие понимается нами как обобщенное, устойчивое отрицательно окрашенное эмоциональное состояние, возникающее в результате неудовлетворения у ребенка важнейших жизненных потребностей.

По мнению психологов, наличие повторяющихся аффективных проявлений в поведении ребенка может свидетельствовать об его эмоциональном неблагополучии. Чем выше уровень аффективной возбудимости, тем в большей степени дети пугливы, раздражительны, эмоционально неустойчивы, склонны к проявлению страха (3.Фрейд, 1923, М.Раттер, 1987, И.Захаров, 1995). Так, например, указывается, что аффективный взрыв в дошкольном возрасте может возникать в поведении ребенка либо как реакция протеста, либо как шоковая реакция на испуг. Причем шоковая реакция может наблюдаться не в двигательной «буре», а в общей скованности, «обездвиженности». На фоне шоковой аффективной реакции могут развиться истерические симптомы: потеря кожной чувствительности, мнимая слепота, глухота.

Одной из причин аффективных реакций может быть то, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет в опыте способа ее преодоления. Более того, при определенных предпосылках нервно-психического развития, а также при неблагоприятных внешних условиях развитие ребенка в целом может приобрести ярко выраженный аффективный характер, что позволяет, по мнению психологов, говорить об аффективном пути его развития (А. Д. Кошелева, 1995, В.В.Лебединский, 1990, К.С.Лебединская, 1986, А.Е.Личко, 1983).

В ряде работ подчеркивается, что аффективность поведения в дошкольном возрасте может быть связана с состоянием нервной системы, последствиями тяжелых инфекционных и соматических заболеваний, различных психических травм. Отражая несформированность механизмов саморегуляции на уровне возрастных особенностей, аффективное поведение, «застревание» в аффекте мешает ребенку в его контактах с другими, нарушает его связи с внешним миром, тормозит развитие ребенка. Устойчивое аффективное поведение (аффективное «клише») может явиться причиной возникновения у ребенка выраженных невротических симптомов.

В ряде психологических исследований указывается на важность правильной и своевременной квалификации аффективности, изучения факторов, провоцирующих аффективность у детей дошкольного возраста. Предприняты попытки выделить и описать причины аффективности как устойчивой формы эмоционального неблагополучия, ведущей к нарушениям в системе эмоциональной регуляции ребенка (Л.А.Абрамян, 1985, А.Д.Кошелева, 1993, Е.Е.Кравцова, 1991). Как подчеркивает А.Д.Кошелева, в качестве причин могут выступать природные, генетически обусловленные особенности ребенка: высокая чувствительность, предрасположенность к переживанию отдельных эмоций (страха, гнева и т.д.), а также социальные причины - условия воспитания в семье, взаимоотношения с близкими взрослыми и др.

Аффективные дети, как правило, характеризуются как сверхчувствительные: они чрезмерно чувствительны к раздражителям (громкому стуку, яркому свету, крику и т.д.), чутко реагируют на тон обращения взрослых, интонации. Однако этим детям присуще глобальное чувство неуверенности во всем (гипертрофия страха, предчувствие неудачи), они чаще ослаблены и подвержены инфекциям. Эти симптомы могут ярко проявиться в старшем дошкольном возрасте, хотя возникают они значительно раньше.

Е.Е.Кравцова, А.Н. Нурахунова (1991) понимают аффект как низшую стадию эмоционального развития, характеризующуюся привязанностью к ситуации (всегда наступает после раздражителя), кратковременностью, неосознанностью и яркой внешней выраженностью. В исследовании Нурахуновой А.Н. описываются дети в группе детского сада с аффективным поведением, которое «запускается» определенными особенностями общения взрослого с ребенком. Выделяются два типа такого поведения. К первому типу отнесены дети замкнутые, напряженные, с угнетенным эмоциональным состоянием. Такие дети не сразу реагируют на вопросы, у них плохая речь, неловкость в движениях, малоподвижность, скованность в общении. Дети, отнесенные ко второму варианту, напротив, открыты в общении, легко вступают в контакт, у них активная речь, повышенная конфликтность.

Доказывая гипотезу о зависимости аффективного поведения детей дошкольного возраста от уровня и специфики воображения, А.Н.Нурахунова и Е.Е.Кравцова обращаются к развитию воображения как основному средству коррекции ситуативно возникающих аффектов у детей.

В.К.Котырло и О.Н.Головко в качестве основных характеристик поведения аффективных детей выделяют: суетливость, двигательную расторможенность, несдержанность, раздражительность, изменчивость настроения, склонность к агрессивным реакциям, По мнению этих авторов, причиной аффективности поведения ребенка может стать неблагополучие окружающей среды, отсутствие корректирующих влияний (68).

В исследовании Л. С. Славиной, проведенном на детях школьного возраста, указывается, что отрицательным аффективным переживаниям соответствуют такие формы поведения как: повышенная обидчивость, упрямство, негативизм, замкнутость, заторможенность, эмоциональная неустойчивость (190). В основе отрицательных аффектов, по мнению Л.С.Славиной, лежит неудовлетворенность жизненно важных для ребенка потребностей, конфликт между ними. Характер аффективных переживаний, особенности протекания и способы их преодоления различны и зависят от индивидуальных особенностей развития ребенка, а также - от образа жизни.

Большое влияние на возникновение аффективности поведения детей имеют отношения в семье, особенности в удовлетворении (или неудовлетворении) потребности в общении с близкими взрослыми.

В современных психологических исследованиях предпринимаются попытки коррекции отклонений в поведении ребенка. Интерес представляют выводы ряда экспериментальных исследований о том, что соответствующие изменения в социальном окружении, специальные методы воздействия могут снять нежелательные эмоциональные реакции и предупредить возникновение деструктивных аффектов в поведении детей (Л.А.Абрамян, 1985, А.Д.Кошелева, 1995, А. А.Рояк, 1987 и др.).

Таким образом, если на начальном этапе развития эмоциональной регуляции аффект выполняет важнейшие функции (сигнальную, ориентировочную, побуждающую), то в более старшем возрасте аффективность поведения может вызвать осложнения в развитии ребенка. Устойчивые аффекты деструктивного характера не только затрудняют психическое развитие, но и могут повлечь значительное его искажение, привести к необратимым последствиям.

Определение характера аффективности ребенка, ее показателей - важный вопрос для любого этапа развития, но особенно для младшего возраста, так как отдельные проявления аффективности напрямую смыкаются с показателями здоровья ребенка. Ранняя диагностика детей с аффективными проявлениями в поведении, целенаправленная помощь семье и дошкольному учреждению в преодолении у детей устойчивых аффектов может в известной мере скомпенсировать возникающие трудности и предотвратить отклонения в развитии ребенка.

 

Автор: Ильина И.Ю.