14.03.2013 13161

Значение материнского отношения в возникновении у ребенка аффективного поведения

 

Как подчеркивается в психологической литературе, семья дает ребенку главное - то, что не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Сохранение этой связи имеет исключительное значение для нормального хода психического развития и формирования личности ребенка (А.Я.Варга, 1987; А.Д.Кошелева, 1993, 1995; А. С. Спиваковская, 1986, 1988 и др.).

Многие исследователи единодушно признают, что важнейшей особенностью семейного воспитания является его эмоциональный, интимный характер, основанный на родственных чувствах и выражающийся в глубокой кровной любви родителей к детям и детей к родителям. Вместе с тем, почти все авторы единодушны также и в том, что фактор эмоциональных составляющих семейного воспитания чрезвычайно сложен по своей структуре. Достаточно лишь упомянуть отдельные аспекты, которые привлекают внимание исследователей в последнее время: эмоциональный микроклимат семьи, супружеские и родительско-детские отношения; эмоциональные стереотипы поведения, эмоциональное самочувствие ребенка и др. Безусловно, проблема материнского отношения является ключевой среди всех названных.

Материнское отношение - это сложное, системно организованное качество поведения матери, являющееся результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений. Среди них наиболее значимыми являются: совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентаций, прежде всего, в отношении ребенка: ребенок как самоценность или же отношение к нему занимает подчиненное значение в иерархии мотивационных отношений (профессиональных, престижных и т.д.); особенности сложившейся структуры личности матери или ее отдельных черт личности, опосредствующие появление у нее тех или иных установок и ориентаций, например, рационализм или эгоистичность или же, наоборот, высокая чувствительность, эмпатийность, внушаемость и т.д.; наконец, система мотивационных отношений как результат конкретных способов взаимодействия, осуществляющихся как ситуативный двусторонний контакт, обусловленный актуальным состоянием ребенка и актуальным состоянием матери и оказывающий влияние на исходные установки матери.

Безусловно, важную роль играет и целый ряд других факторов, как например: социокультурное окружение, особенности супружеских отношений, индивидуально-психологические особенности развития ребенка и др.

В теоретических и экспериментальных исследованиях, предпринятых в последние годы, подчеркивается, что формирование единой эмоциональной системы «мать-ребенок» происходит задолго до рождения ребенка (А.Валлон, 1976, Дж.Лешли, 1991, Г.Г.Филиппова, 1995, и К.Флейк-Хобсон, 1993). Будущая мать и вынашиваемый ею ребенок не являются двумя раздельными мирами. Они составляют единую систему, особый микромир, в котором осуществляются различные взаимодействия - физические, биологические, социальные.

Исследованиями доказано, что наиболее благоприятным периодом для образования хорошей эмоциональной связи между матерью и младенцем являются два последних месяца перед родами. Для благополучного «запуска» материнских чувств существенными факторами являются: сензитивный период, ключевые раздражители и импринтинг (Н.Н. Авдеева, 1991, С. Ю. Мещерякова, 1991, А. С.Спиваковская, 1986, Г.Г.Филиппова, 1995).

Сензитивным периодом материнства, по мнению исследователей, являются тридцать шесть часов после родов. Если в этот период матери предоставлена возможность непосредственного общения с новорожденным, так называемый контакт «кожа-кожа», то у матери возникает психологический импринтинг на ребенка, интимная душевная связь с ребенком образуется быстрее и бывает более глубокой и полноценной.

О важности материнского отношения на раннем этапе онтогенеза для нормального психического развития ребенка свидетельствуют многие исследования (Н.Н.Авдеева, 1991, А.Валлон, 1976, М.И.Лисина, 1994; С.Ю.Мещерякова, 1991, М.В.Колоскова, 1992, и др.). Однако, в рамках развиваемого в отечественной психологии диадического подхода к изучению младенчества особое значение приобретает понимание системы «мать-дитя» как совокупного субъекта развития.

Понимание психологического значения связи ребенка с миром заложены в теоретических исследованиях Л. С. Выготского. Он показал, что в силу своеобразия ситуации развития младенца, которая определяется его моторной, физиологической и психической незрелостью, путь ребенка к предметному миру, удовлетворению своих потребностей всегда пролегает через отношение к другому человеку. Общение со взрослым, понимаемое автором в широком смысле как взаимодействие, с самых первых дней опосредует отношение ребенка к внешнему миру.

Взаимодействие матери с младенцем, являясь важнейшим условием его развития, представляет собой сложный комплекс разнообразных действий и эмоций, циркулирующих от матери к ребенку и от ребенка к матери. При благоприятных условиях достаточно выраженной тенденцией в развитии взаимодействия в раннем периоде является достижение психологического единства матери и ребенка как особого этапа единовременного появления однокачественных эмоций (Л.Ф.Обухова, 1985, Е.В.Чудинова, 1992).

Одним из ярких психологических феноменов, на наш взгляд, подтверждающих возникновение психологического единства матери и ребенка как особого этапа развития младенца, является феномен синхронизации сложных движений, действий матери и младенца. «Синхронизация поведения взаимодействующих членов пары составляет, по-видимому, важнейший факт психологии младенчества, установленный в последние годы» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, 1991).

Однако, достигнув этого этапа и проходя через него, взаимодействие матери и маленького ребенка существенно усложняется. Со стороны материнского отношения эти изменения состоят в движении от сложного, нерасчлененного, эмоционально насыщенного многокомпонентного образования (каковым и являются материнское отношение и материнская позиция) - к выделению в нем все более и более дифференцированных компонентов (отдельных типов действий, подклассов эмоций), - каждый из которых обретает свою логику развития, начинает решать свои задачи, «оттачивать» собственные функции.

Что касается эмоциональной сферы ребенка, то ее особенностью на этом этапе является стремительное расширение разнообразных содержаний, являющихся источником эмоционального поведения младенцев. Однако, несмотря на многообразие предметов и источников для возникновения у ребенка эмоциональных переживаний, доминирующее место в дошкольном возрасте принадлежит тем, которые играют интегрирующую роль в отношениях ребенка с миром, - то есть близким взрослым людям, в первую очередь - матери.

Важнейшим результатом этого этапа развития - этапа младенчества - является доверительное отношение ребенка к миру и чувство безопасности в нем (М.В.Колоскова, А.Фрейд, Е.В.Чудинова, Э.Эриксон и др.). Динамика соотношения между доверием и недоверием к миру, или, говоря словами Э.Эриксона, «количество веры и надежды, вынесенной из первого жизненного опыта», определяется не особенностями кормления, а качеством ухода за ребенком, наличием материнской любви и нежности, проявляющейся в заботе о малыше. Важным условием при этом является уверенность матери в своих действия. «Мать создает у своего ребенка чувство веры тем типом обращения с ним, который совмещает в себе чувствительную заботу о нуждах ребенка с чувством полного личностного доверия к нему в рамках того жизненного стиля, который существует в ее культуре», - подчеркивает он. (Цит. по Л.Ф.Обуховой. Детская психология, с. 85). Многие авторы считают наличие такого отношения у младенца (или его отсутствие) одним из существенных параметров прогностического характера не только для эмоционально-личностного, но и вообще для психического развития в целом. Чувства безопасности и доверия к миру рассматриваются в этих работах как важнейшее проявление эмоционального и психического благополучия ребенка.

В. В.Лебединский и О.С.Никольская (1990, 1995) указывают, что ребенок в формировании своих первых привычек ограничен набором тех возможностей, которые предоставляет ему мать. Вместе с тем мать пытается разнообразить, закрепить или исправить свои способы контакта с ребенком, прежде всего под влиянием его аффективных реакций. Таким образом, на аффективной основе начинают складываться и закрепляться ранние формы взаимодействия между матерью и ребенком. Для того, чтобы система аффективной регуляции у младенца работала эффективно, она требует постоянного тонизирования, в котором преимущественно участвует мать.

Именно из примитивных механизмов эмоционального заражения начинает вырастать подражание эмоциональным реакциям матери. М.М.Лисина, С.Ю.Мещерякова, Р.Дарр, Э.Ле Шан и другие говорят о том, что постепенно ребенок переходит от имитации эмоциональных состояний к адекватному эмоциональному реагированию. Эти способы эмоционального реагирования постоянно подкрепляются взрослым. Вместе с тем формируется и обратная связь: ребенок начинает учитывать реакцию взрослого на свое поведение. Эта эмоциональная реакция начинает регулировать поведение ребенка: неодобрительная оценка взрослого становится запретом, одобрительная - стимулом к активности, повышает тонус.

Показателем нормального психического развития личности в раннем детстве, как указывают психологи, является наличие привязанности ребенка к матери, устойчивое предпочтение общения с ней. Отсутствие матери в качестве объекта привязанности ограничивает возможности социализации, усвоения ребенком социально значимых эталонов поведения (Дж.Боулби, Р.Кэмпбелл, К.Флейк-Хобсон).

В начале второго года жизни ребенок вступает в новый период эмоционального развития. Постепенно уменьшаются ранние формы непосредственного эмоционального общения, зато увеличивается количество опосредованных контактов с матерью (через игрушки, предметы, слово и т.д.).

О.С.Никольская указывает, что в этом возрастном периоде у ребенка могут возникать протестные реакции на запреты взрослого, проявления негативизма, агрессии к близким людям; мать как бы теряет эмоциональный контроль над ситуацией, возможны нарушения контакта с малышом. Возникает первый кризис эмоционального развития ребенка.

Влияние взаимоотношений с близкими взрослыми, с матерью оказывает влияние на эмоциональную регуляцию поведения ребенка. Это доказывается в работах Л.И.Божович, А.В.Запорожца, А.С.Спиваковской, М.В.Колосковой. Именно в диаде «мать-ребенок» зарождаются привязанности, чувства, эмоциональное благополучие.

Любящие и имеющие хороший эмоциональный контакт с ребенком матери становятся источником устойчивых положительных эмоциональных состояний ребенка. Мать учит ребенка понимать, чувствовать и жить в мире. По мнению Анри Валлона, «Зависимость от матери очень рано делает ребенка чувствительным к знакам расположения к нему окружающих людей, а также и их ответам на проявление его собственных чувств» (1976).

Нарушения эмоциональной связи матери с ребенком приводят к нарушениям в системе эмоциональной регуляции ребенка. Дети чутко реагируют на эмоциональное состояние матери. Еще К.Д.Ушинский замечал, что чувство, мелькнувшее в лице, взгляде взрослого, инстинктивно отражается в нервах ребенка, а отражение это отзывается и в душе (цит. по Г.Бреславу).

И.Песталоцци подчеркивал, что если мать систематически не откликается на зов ребенка и ему приходится долго ожидать ее, пока это чувство не превратится в страдание, нужду, боль, то в таком случае у ребенка возникает и развивается зародыш будущих дурных свойств (см. там же).

По мнению современных исследователей, негативное, отрицательно отношение матери к ребенку, не владение ею своим настроением, эмоциональные срывы, раздражительность, обиды, тяготение материнством, тяготение родительскими обязанностями тяжело сказываются на психическом развитии ребенка в целом, на его эмоциональном благополучии. У детей существенно замедляется психическое, физическое, эмоциональное развитие, если они живут и воспитываются в атмосфере неприятия и раздражительности (М.И. Буянов, 1976,      1988; А.И.Захаров, 1986, 1995; В.П.Петрунек, Л.Н.Таран, 1988).

А.И. Захаровым выделяются три основные группы факторов невротизации детей. Например, на эмоциональное самочувствие ребенка может влиять непонимание родителями своеобразия личностного развития детей, неприятие детей, несоответствие требований и ожиданий родителей возможностям и потребностям детей: непоследовательность, негибкость в отношениях с детьми. Факторами, неблагоприятными для ребенка, могут быть: тревожность родителей, доминантность, гиперсоциальность, аффективность родителей. Именно аффективность родителей, в первую очередь матери, часто создает эффект суматошности в доме, всеобщей возбужденности. Если мать не сдерживает себя, часто срывается (максимум эмоциональной несдержанности проявляют матери с холерическим темпераментом), то это ведет к невротизации ребенка. В результате аффективных реакций матери ребенок либо возбуждается, либо затормаживается (96).

Другими авторами показано, что эмоциональный контакт матери с ребенком может быть нарушен вследствие разных причин. Одна из них связана с излишней принципиальностью матери, с высокой мотивацией достижений у родителей. Поступая правильно, но формально, без души, они не учитывают потребности ребенка в тепле, эмоциональной взаимности, отзывчивости. По молодости мать может еще не испытывать материнские чувства и относиться к ребенку холодно. Пик эмоционального развития ребенка проходит без ответного чувства любви со стороны матери.

В качестве причины, отрицательно влияющей на эмоциональное равновесие ребенка может быть неприятие матерью каких-то нежелательных, с ее точки зрения, черт темперамента и характера ребенка (М.А.Хазанова, 1984).

Материнское отношение запускает психотехнические механизмы эмоциональной регуляции поведения ребенка, лежит в основе формирования его личностных структур. Потеря эмоциональной связи с матерью рассматривается в ряде исследований как явление госпитализма, которому присущи тяжелые нарушения в развитии психики ребенка.

В последние годы появился ряд исследований по проблеме развития детей, живущих вне полноценного контакта с матерью (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова, Э.Лангмейер, И.Матейчик, М.К. Бардышевская). Эти дети лишены возможности удовлетворять важнейшие психические потребности. Блокирование этих потребностей и прежде всего потребности в эмоциональном контакте с близкими взрослыми, ведет к возникновению особого аномального психического состояния - психической, эмоциональной депривации.

Исследования, посвященные проблемам эмоционально-личностной депривации, убедительно демонстрируют факт, что дефицит общения с матерью, недостаток тактильных и эмоционально насыщенных контактов с ней, является непосредственной причиной не только задержки физического развития, но и причиной нарушений в психическом и прежде всего эмоциональном развитии. Этим же объясняется раннее формирование негативных личностных образований (страхов, аффективных, невротических состояний, коммуникативных барьеров). Эмоционально-личностная депривация возникает как естественный результат при раздельном проживании или отсутствии матери. Однако, как подчеркивают психологи, она часто существует в виде скрытой депривации, когда ребенок живет в семье, но мать не ухаживает за ним, эмоционально отвергает его. Все это также сказывается на ребенке в виде общих психических и эмоциональных нарушений развития.

Е.Т.Соколова отмечает, что последствием материнской депривации может быть развитие «невротической личности», для которой характерны повышенная тревожность, неуверенность, навязчивый страх потери привязанности и др.

Дж.Боулби, М.Э.Айнсворт, И.Матейчик считают, что отделение ребенка от матери приводит к неблагоприятным последствиям, повышается тревожность, нарушается интеллектуальное развитие, понижаются адаптивные способности.

А.Фрейд утверждает, что данные изучения детей, растущих в разлуке с матерью, коррелируют с данными, полученными на детях с отклонениями в нарушении развития. Связь мать-ребенок не может быть нарушена без серьезных последствий для эмоционального развития ребенка.

По данным Дж.Боулби, в возрасте от трех до пяти лет степень риска при недостатке материнской ласки еще очень велика; благоразумным и внимательным отношением можно смягчить болезненные проявления, в то время, как отсутствие смягчающих воздействий может привести к очень тяжелым последствиям.

Нарушения эмоционального контакта могут быть обусловлены многими взаимовлияющими факторами. Они могут быть связаны с внешними причинами: длительной психотравмирующей ситуацией, дефицитом адекватной аффективной стимуляции, необходимой для развития эмоциональной сферы, неправильной организацией контактов с ребенком. Внутренними причинами являются патологические особенности самой эмоциональной сферы ребенка: патологическая ранимость, пресыщаемость, сверхвозбудимость, инертность психических процессов. Неполноценность ребенка создает фрустрирующую ситуацию для матери, разрушает ее психику, что в свою очередь отрицательно влияет на эмоционально-личностное развитие ребенка (Никольская О.С., Е.Р.Баенская, М.Н.Либлинг, 1990).

В зарубежных и отечественных психологических исследованиях рассматриваются вопросы влияния отдельных личностных характеристик матери на развитие ребенка, в частности, особое значение придается феномену привязанности ребенка к близким людям.

Изучая феномен детской привязанности к взрослым, В.А.Чернобровкина выделяет возрастные и индивидуальные особенности детской привязанности и раскрывает механизм ее влияния на становление характера. Интерес представляют выводы о том, что высокий уровень привязанности связан с низкой тревожностью и высокой самостоятельностью ребенка в тех случаях, когда в родительских отношениях к ребенку преобладают положительные воспитательные моменты (принятие ребенка, отсутствие гиперопеки, отсутствие авторитарности и т.д.). Автор указывает, что аффективная сторона привязанности преобладает над коммуникативной.

В психологической литературе описана феноменология родительских отношений, стилей воспитания, типов взаимодействия матери и ребенка, а также их следствие - формирование индивидуальных характерологических особенностей ребенка в рамках нормального или отклоняющегося поведения.

Единой классификации типов отношения и взаимодействия на сегодня не существует. Основаниями подобных классификаций могут выступать: отношение родителей к ребенку, обращение с ребенком, представления о ребенке, эмоциональный компонент общения, способы взаимодействия. (А.Я.Варга, 1987; Ле Шан, 1993; В.Сатир, 1992; Спиваковская, 1986, 1988; В.В.Столин, 1986 и др.).

Взаимоотношения родителей и ребенка, складывающиеся в дошкольном возрасте, по мнению ряда авторов, могут отличаться особой прочностью и накладывать отпечаток на все дальнейшее развитие.

Психологи признают, что родители, особенно мать, опосредствует связь ребенка с внешним миром, смягчают отрицательные влияния, создают благоприятные условия для развития ребенка. В работе Ю.В.Баскиной говорится о том, что важную роль в отношениях играют характерологические, особенно эмоциональные свойства родителей.

В психологических исследованиях выделяются положительные и отрицательные типы воспитания (Э.Г.Эйдемиллер, 1990, В.И.Гарбузов, 1977, А.И.Захаров, 1986 и др.). Основными чертами патогенных типов воспитания, по мнению ученых, являются: высшая степень противоречивости, непоследовательности воспитательных воздействий, выраженная степень опеки, частое применение угроз.

В работе А.Я.Варга рассматриваются типы родительского отношения, которые определяются по пяти шкалам: «принятие - отвержение», «кооперация», «симбиоз», «авторитарная гиперсоциализация», «маленький неудачник». Родительское отношение понимается ею как система разнообразных чувств, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ребенком, особенностей восприятия и понимания характера ребенка и его поступков. В качестве желательного типа отношений выделяется тип отношения «кооперация». При этом типе родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается помочь, сочувствует, испытывает чувство гордости за ребенка, поощряет инициативу, самостоятельность. При типе отношения «авторитарная гиперсоциализация» в родительском отношении отчетливо прослеживается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания, дисциплины, навязывает свою волю. Проявление ребенком своеволия строго наказывается в этом случае.

М.И.Буянов, изучая психические расстройства у детей, указывает на тот факт, что в их основе лежат нарушенные взаимоотношения в семье, дефекты воспитания. Так, например, воспитание «по типу Золушки», - это явное или скрытое эмоциональное отвержение ребенка. Ребенок, лишенный родительской любви, замыкается, уходит в себя, либо пытается вызвать к себе жалость, угрожает родителям, ожесточается, мстит родителям за пренебрежение, презрение. Отрицательное влияние оказывает также на развитие ребенка тип гиперопекающего материнского отношения, так как может привести к искажениям эмоционально-волевой сферы, к замедлению в формировании социальных навыков ребенка.

В последние годы подчеркивается, что в становлении и развитии родительского отношения определенную роль играет биологическая обусловленность родительского чувства (этологический фактор раннего контакта ребенка с матерью), особенности личности родителя, клинико-психологические особенности ребенка, стиль общения и др.

Социокультурные традиции, семейные традиции накладывают отпечаток на формирование родительского отношения. По мнению исследователей, матери часто воспроизводят тот стиль общения с ребенком, те способы взаимодействия, которые были свойственны стилю воспитания их матери, повторяют стиль общения своей матери по отношению к ним (М.Раттер, 1982; Дж.Боулби, 1973 и др.).

А.С.Спиваковская разделяет родительские позиции на оптимальные и неоптимальные. Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Родитель понимает индивидуальность своего ребенка, перестраивает взаимодействие с ним по ходу его взросления, в связи с изменениями условий жизни семьи. В основу выделения типов воспитания ею положена степень выраженности эмоционального отношения родителей к своему ребенку. Так, например, в основе воспитания по типу любви и принятия отмечается нежность родителей к детям, забота о их воспитании, разнообразные занятия с ними. Утверждением для таких родителей является: «Ребенок - центр моих интересов».

Обобщенная характеристика родительского отношения по типу неприятия, отвержения формулируется так: «Ненавижу своего ребенка, не буду о нем заботиться, беспокоиться». Родители невнимательны к ребенку, проявляют жесткость в отношениях к ребенку, желание как можно меньше общаться с ним.

Материнское отношение, материнская позиция уже с первых дней жизни ребенка формирует особенности психики ребенка. Это положение доказывается в работах М.Айнсворт, С. Броди, М.В.Колосковой, А.Д.Кошелевой и др. Так, С.Броди выделяет четыре типа материнского отношения к ребенку. Он указывает, что матери первого типа могли легко и органично приспособиться к потребностям ребенка. Матери, отнесенные ко второму типу отношения, не всегда успешно приспосабливались к потребностям ребенка, у них общение было напряженным, отсутствовала непосредственность в общении. Некоторые матери, отнесенные к третьему типу, не проявляли интереса к ребенку. В их отношениях нет теплоты, но есть жесткий контроль. Основу материнства у этих женщин составляет чувство долга. Однако наиболее ощутимые и травмирующие последствия в развитии психики ребенка, по мнению автора, имеет четвертый тип отношения, где мать непоследовательна в требованиях, не понимает ребенка, допускает много ошибок в воспитании. Непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности, порождает тревогу.

Проблеме взаимоотношений матери и ребенка посвящена работа С.Чеса и А.Томаса «Темперамент и нарушения поведения у детей». (1970). По данным этого исследования, для наилучшего развития ребенка большую роль играет тип отношения к нему матери, нежели особенности темперамента. При сравнении типа ухода матери за ребенком с темпом и уровнем его развития авторы показывают, что в атмосфере нежности и любви дети развиваются без отклонений; дети же нелюбящих матерей (которые подсознательно или осознанно отвергали своих детей) - это дети с повышенным риском развития отклонений в развитии.

Изучая причины возникновения неврозов у детей, эмоциональных расстройств, отечественные исследователи также указывают, что психологический тип матери, ее отношение к ребенку может провоцировать эмоциональную неуравновешенность, отклонения в поведении ребенка (М.И. Буянов, 1988; А.И.Захаров, 1986, 1995; В.В.Лебединский, 1985). А.И.Захаров выделяет и образно называет типы матерей: «Царевна Несмеяна», «Снежная королева», «Спящая красавица», «Унтер-Пришибеев», «Суматошная мать», «Наседка», «Вечный ребенок». В характеристиках этих типов прослеживается психологическая совместимость или несовместимость матери с ребенком, ее личностные характеристики, отношение к ребенку. Так, тип матерей, условно названных «Снежная королева» имеет следующие характеристики:  повелевающая, держащая на расстоянии, повышено принципиальная, честолюбивая. Сдержана в выражении чувств. Не признает детской непосредственности, веселья, шума. Поступает подчеркнуто правильно. «Суматошная мать» - неустойчиво эмоциональна, взбалмошна, противоречива, взрывается по пустякам, создает проблемы, бурно на них реагирует и т.д. Мать часто переносит свои проблемы на ребенка, преодолевает свой личностный кризис ценой развития невроза у ребенка (1986).

Важным компонентом материнского отношения является материнская позиция по отношению к ребенку, особенно эмоциональный компонент этой позиции (А.Д.Кошелева, Ю.Ким, 1995). Рассматривая материнскую позицию как многоуровневое образование, указывая, что ее главным фактором является эмпатийность матери, способность матери к содействию, компетентность матери, исследователи намечают пути коррекции отрицательных эмоциональных состояний в зависимости от типа материнской позиции и личностных особенностей ребенка. Авторы исследования выделяют три типа поведения, в которых реализуется материнская позиция (МП): 1) эмпатийная МП, 2) неэмпатийная МП, 3) недостаточно эмпатийная МП.

В работе А.Д.Кошелевой и В.И.Перегуды (1994), посвященной особенностям саморегуляции у гиперактивных детей, доказывается, что гиперактивность в поведении детей может провоцироваться характером взаимоотношений с родителями. Импульсивные, беспокойные дети могут провоцировать неуравновешенных, неопытных родителей к резко агрессивным реакциям.

Таким образом, во многих исследованиях предпринимаются попытки описать типы воспитания, типы взаимодействия, родительские позиции. Доказано, что отрицательно эмоциональный характер отношений матери и ребенка, конфликтность матери, ее неуравновешенность, нервозность, невладение своим состоянием, неприятие ребенка, непонимание его особенностей порождают отклонения не только в развитии эмоциональной сферы, а в целом наносят ущерб психическому развитию ребенка. Под влиянием отдельных отрицательных характеристик материнского отношения нарушения в поведении ребенка, его эмоциональном состоянии могут быть выражены ярко, глубоко поражая психику; а могут быть скрыты, внешне не проявляемы, но не менее опасны для нормального формирования личности ребенка, могут направлять процесс развития по аффективному типу.

 

Автор: Ильина И.Ю.