20.03.2011 4217

Георгий Гапон – революционный деятель (статья)

 

Гапон Георгий Аполлонович - деятель революционного периода 1904 - 05 годов. Родился около 1870 г. в семье волостного писаря; происходил из малороссийских казаков; по окончании полтавской духовной семинарии некоторое время служил земским статистиком в полтавской губернии, затем был там же священником. Поступил в Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1903 г. Еще во время пребывания в духовной академии началась его двойственная служба: с одной стороны, революционному рабочему движению, с другой стороны - охранному отделению и департаменту полиции.

Он сблизился с начальником московского охранного отделения Зубатовым, с Рачковским и другими чиновниками департамента полиции и благодаря этим связям мог сравнительно свободно принимать участие в жизни рабочего класса Петербурга, в качестве его организатора и агитатора. В 1903 г. он получил место священника в санкт-петербургской пересыльной тюрьме и, с разрешения администрации, основал «Общество русских фабричных и заводских рабочих», состоявшее в Петербурге из 11 отделов, в которых насчитывались тысячи членов. Эти отделы собирались для обсуждения своих дел, имели кассу; их организация являлась посредницей между рабочими и фабрикантами, а также и властями города Петербурга, которые считали Гапона своим человеком. Гапону в начале удалось приобрести огромную популярность среди рабочих. Он в то время пропагандировал идею, что монархия нисколько не противоречит требованиям рабочего класса; он доказывал, что рабочие должны организованным образом требовать улучшения своего положения - увеличения заработной платы, уменьшения продолжительности рабочего дня, улучшения санитарных, гигиенических и других условий своей работы и т. д., но не вмешиваться в политику. Таким образом, его агитация имела характер консервативно-демократический или, может быть, демагогический; но с конца 1904 г. ее смысл изменяется, и она делается явно революционной.

В начале января 1905 г. увольнение нескольких рабочих Путиловского завода дало повод гапоновскому обществу предъявить к администрации завода требование об их обратном принятии; когда это требование не было уважено, началась громадная стачка, охватившая до 150 000 рабочих Петербурга. В воскресный день 9 января 1905 г. Гапон организовал грандиозное шествие рабочих Петербурга из помещений отделов его общества в различных частях города к Зимнему дворцу для подачи петиции Государю Императору. Петиция была выработана при его участии и заключала в себе различные далеко идущие экономические и политические требования: восьмичасовой рабочий день, свобода слова, стачек и т. д. Толпы рабочих с женами и детьми, неся впереди царские портреты и взятые из церкви хоругви, с пением молитвы «Спаси, Господи, люди Твоя», двинулись к Зимнему дворцу, но были встречены выстрелами, и значительное их число было ранено и убито.

Во время расстрела Гапон был вытащен из-под пуль эсером П. М. Рутенбергом, и некоторое время скрывался на квартире А. М. Горького. С измененной внешностью, коротко остриженный, он покинул квартиру и вечером того же дня под чужой фамилией произнес обличительную речь в Вольно-экономическом обществе. В ночь после «кровавого воскресенья» написал листовку «Братья товарищи-рабочие!», отредактированную Рутенбергом в эсеровском духе, в которой среди прочего призывал к террору и, называя царя зверем, писал: «Так отомстим же, братья, проклятому народом царю и всему его змеиному отродью, министрам, всем грабителям несчастной русской земли. Смерть им всем!». Вскоре бежал за границу.

Там он сблизился с революционерами различных партий, пытался играть роль посредника между ними, но оказался совершенно неспособным разбираться в их программах и в тактических вопросах того исторического момента. Осенью 1905 г. он тайно вернулся в Петербург, имел сношения с графом Витте, бывшим тогда председателем совета министров, получил деньги от правительства за убытки, которые понесло Общество вследствие его закрытия, имел опять близкие сношения с департаментом полиции.

Когда «Боевой организации» эсеров стало известно, что Гапон тайно сотрудничает с полицией, постановили его казнить. Организацию убийства поручили близкому другу Гапона эсеру Рутенбергу. Убийство решено было облечь в форму суда над священником его товарищей - рабочих, участвовавших в январском шествии.

28 марта (4 апреля по новому стилю) 1906 года Рутенберг заманил священника для конфиденциального разговора на дачу в Озерках, близ Петербурга. Во время беседы Рутенберга и Гапона рабочие прятались в соседней комнате за тонкой дощатой перегородкой. Гапон стал уговаривать Рутенберга сотрудничать с полицией, предлагал деньги за выдачу секретов «Боевой организации». Услышав это, рабочие не выдержали и в гневе ворвались в комнату, где шел разговор. В руках одного из них была толстая бельевая веревка. Увидев ее, Гапон все понял. Обезумев от страха, он упал на колени и залепетал: - Братцы... братцы... во имя прошлого... простите меня... - Ты нашу кровь продал охранке - за это нет прощения - сказал один из рабочих.

Рутенберг, не в силах присутствовать при казни, убежал в другую комнату. Тем временем Гапону заломили руки за спину и набросили веревку на шею. Гапон почти не сопротивлялся. Он только заплакал, когда ему накидывали петлю. Верхний конец веревки перебросили через крюк железной вешалки, и петлю затянули. Гапон задергался, захрипел, но почти сразу обмяк. Через несколько минут все было кончено.

Мертвого Гапона усадили на полу, и на его тело набросили меховое пальто с бобровым воротником.

Личность Гапона до сих пор не может считаться вполне выясненной. Кому он хотел служить, рабочему классу или полиции, и кого из них он хотел предавать, - на этот вопрос даются различные ответы. Во всяком случае, он сыграл очень большую роль в пробуждении рабочего класса, но в то же время своей двусмысленной системой действий способствовал внесению в рабочую среду элементов внутреннего разложения, насаждению шпионства, провокации, взаимного недоверия. В истории казни Гапона, как и в истории его жизни, до сих пор остается немало темных пятен. Имя Гапона как провокатора стала нарицательным, а явление под названием «гапоновщина» стало синонимом предательства.

Кратко по материалам:

Ксенофонтов И.Н. Георгий Гапон: вымысел и правда. - М.: Гелиос, 1996. - 320с.

Хлысталов Э. Правда о священнике Гапоне // Слово. № 4. 2002.