30.03.2011 17817

Основные направления совершенствования деятельности по противодействию организованной преступности (статья)

 

Борьба с организованной преступностью в Российской Федерации, которая представляет реальную угрозу безопасности граждан, а также нормальному функционированию государства, общества, его различных структур, становится все более актуальной проблемой. Организованная преступность - одно из самых сложных криминологических явлений, безуспешность борьбы с которой многие исследователи связывают с отсутствием правильной стратегии.

В системе специальных мер противодействия организованной преступности должны быть использованы следующие наиболее эффективные, на наш взгляд, направления профилактической деятельности: 1) социальная профилактика; 2) организационно-правовые и технические меры; 3) меры законодательного характера; 4) уголовно-правовые меры.

I. Социальная профилактика:

Проведенное исследование и результаты социологических опросов населения, экспертов-сотрудников правоохранительных органов убедительно показали, что меры по противодействию организованной преступности связаны, прежде всего, со снижением общего уровня преступности в обществе, с разрешением социально-экономических задач, повышением материальной обеспеченности и культуры людей, гарантирующих социальную и правовую защищенность граждан. Указанные обстоятельства предполагают, в свою очередь, разрешение блока социальных и экономических проблем российского государства и предопределяют принятие и реализацию социально-экономических программ, призванных снизить уровень социальной напряженности и криминогенную обстановку в стране.

Другим негативным аспектом обозначенной проблемы, оказывающим резко отрицательное воздействие на формирование общественного сознания и указанных представлений и стереотипов особенно у подростков и молодежи, является отношение средств массовой информации к образу так называемого «бандита», «вора в законе», криминального «авторитета» (ТВ, кинематограф, периодические издания). Становясь объектом повышенного внимания прессы, личность такого «удачного» бизнесмена или предпринимателя представляет интерес, в первую очередь, в связи с наличием атрибутов «красивой» жизни, вызывающих зависть у малоимущих граждан. Дорогой автомобиль, оружие, пачки долларов, девушка модельной внешности, рестораны, казино - все это подчеркивает «успешность» лиц, являющихся представителями криминальной среды. По данным исследования, проведенного ВНИИ МВД РФ в г. Москве, из опрошенных школьниц 70% хотели стать элитными проститутками, а 40% мальчиков - киллерами и «авторитетами». Иными словами, организованная преступность представляет угрозу духовному развитию нации. Она способствует деградации нравственных ценностей, насаждению стереотипов «красивой» жизни, культивирует насилие и анархию среди молодежи.

Об углублении негативного воздействия телевизионного образа «бандита», «вора в законе», изображаемого экраном, на сознание зрительских масс и отсутствии значимых сдерживающих факторов свидетельствуют факты совершения тяжких преступлений под впечатлением от просмотра сцен так называемых криминальных «разборок». В самых кассовых кинофильмах последних лет центральное место отводится убийствам по найму, избиениям, террористическим актам, криминальным перестрелкам и пр. В подобных обстоятельствах соответствующие социальные институты обязаны выработать систему мер, способных ослабить силу криминогенного воздействия образцов асоциального поведения, пришедших с экрана. Просмотр любого, даже отечественного кинофильма, выпущенного на широкий экран, делает очевидным тот факт, что в большей степени сюжеты кассовых боевиков и сериалов основаны исключительно на криминальной подоплеке, повествуя об убийствах, насилии, применении силы, обеспечивающих «браткам», «киллерам», «рекитерам» беспечный и безбедный образ жизни. Результаты проведенных исследований позволяют утверждать о наличии взаимосвязи между склонностью к просмотру телевизионных сцен насилия и дальнейшим агрессивным поведением, прежде всего, среди лиц подросткового и юношеского возраста. К сожалению, под воздействием СМИ и киноиндустрии авторитетами у современной молодежи являются известные лидеры преступных формирований, в числе которых Япончик, Михась, Солоник и т.д., а также киношные герои Саша Белый, Рокки, Никита и др., которым по каким-то причинам удалось избежать наказания за содеянное. Более того, современные масс-медиа сознательно, на наш взгляд, для привлечения читательского и зрительского интереса, рейтинга издания или телевизионного шоу тиражируют деятельность преступных группировок, участвующих, к примеру, в благотворительных акциях, и даже в деятельности по борьбе с преступностью, подменяя собой официальные структуры, доказывая тем самым неспособность сотрудников правоохранительной системы справиться с ростом криминальных проявлений. Имена наиболее авторитетных в криминальных кругах лидеров периодически появляются в центральных и региональных средствах массовой информации, что подтверждает их юридическую неуязвимость и пренебрежение законом. В таких условиях необходимо изменение законодательства о средствах массовой информации с запретом на публикации интервью лиц, уличенных в любых сношениях с представителями организованной преступности.

Таким образом, на сегодняшний день сложилась ситуация, при которой успешное функционирование средств массовой информации, кинематографической индустрии, вне зависимости от аудитории, статуса и направленности вещания, содержания и формы сообщений основано на удовлетворении желаний потребителя в виде продукции насильственно-криминального характера. В результате этого у населения формируется пренебрежительное отношение к законопослушному поведению, создается мнение о так называемой «крутизне» и «неприкасаемости» преступных авторитетов и «воров в законе», овеянных ореолом таинственности и славы, девальвируются понятия о справедливости и чести, а умение применять оружие или физическая сила возводятся в ранг правомерных способов защиты не только криминальных, но и законных интересов. Безуспешные попытки ликвидации организованных преступных группировок демонстрируют неспособность правоохранительных органов противостоять криминальной деятельности преступных организаций, чем наносится ущерб авторитету и престижу правоохранительных органов. Как показало настоящее исследование, укореняется представление населения о коррумпированности и продажности сотрудников правоохранительной системы. Не случайно, в последние годы общероссийской тенденцией является практика обращения за разрешением конфликтных ситуаций (возврат долга, имущества, похищение людей, коммерческие споры и др.) к представителям криминальных структур, поскольку граждане не надеются на помощь и защиту от посягательств на их жизнь, здоровье, собственность, свободу со стороны правоохранительных органов.

О неспособности правоохранительных органов противодействовать организованной преступности свидетельствует и тот факт, что преступные группировки и преступные сообщества демонстративно игнорируют конспирацию своей деятельности. Социологический опрос саратовского обывателя констатирует достоверные знания имен «смотрящих», лидеров конкретных группировок, представителей криминального мира, контролирующих ту или иную сферу деятельности, особенностей криминального бизнеса в этом российском регионе. Реклама силовых возможностей преступных группировок и преступных сообществ, осуществляемая коррумпированными журналистами и корреспондентами при помощи так называемых «заказных» статей, направлена на расширение сфер криминального контроля. Преодолению указанных тенденций должна способствовать совокупность мер, включающая запрет на публикации в телевизионных и печатных средствах массовой информации любой информации, тиражирующей деятельность лиц, причастных к криминальным объединениям, пропаганду криминального образа жизни, любых публикаций, освещающих деятельность преступных формирований, форм криминального поведения как образца успешности, вседозволенности, могущих вызвать, прежде всего, у молодежной аудитории желание воспринять негативные примеры в качестве жизненной ориентации.

Одним из направлений пропаганды законопослушного образа жизни являются образовательная и просветительская деятельность, которая должна осуществляться посредством освещения в средствах массовой информации судебных процессов в отношении организаторов, руководителей, участников криминальных формирований с акцентом на применяемые к ним меры наказания, и в том числе конфискацию имущества, приобретенного при помощи организованной криминальной деятельности в составе незаконных формирований. Консолидация средств массовой информации будет содействовать формированию негативного общественного мнения об организованной преступности, ее лидерах и участниках, и тем самым способствовать правоохранительным органам в деле борьбы с организованными преступными проявлениями.

II. Организационно-правовые и технические меры:

Сложившаяся в обществе криминогенная обстановка, изменение характера организованной преступности, значительный рост преступлений, совершаемых преступными организациями и организованными группами, отсутствие заметных результатов по противодействию проявлениям организованной преступности способствуют изменению подходов к борьбе с ней.

В настоящее время задача борьбы с криминальными формированиями возложена на различные силовые ведомства, функции рассредоточены между ними, что не способствует координации и эффективности системы противодействия. Традиционно сложившаяся система правоохранительных структур, выполняющих задачи по ликвидации деятельности преступных организаций, не способствует эффективности борьбы с указанными формированиями. Существующая ныне система органов, к задачам которых отнесена борьба с преступными формированиями, складывалась на протяжении двадцати лет. Так, еще в 1987-1988 гг. в системе МВД СССР были образованы специализированные подразделения по борьбе с организованной преступностью, именовавшиеся Шестыми управлениями и отделами в МВД СССР, союзных и автономных республиках, краях и областях. В 1991 г. Шестые подразделения были преобразованы в оперативно-розыскные бюро с целью раскрытия преступлений экономической направленности, совершаемых криминальными формированиями.

В феврале 1992 г. в МВД России было образовано Главное управление по организованной преступности (ГУОП). К основным задачам ГУОП были отнесены выявление и разработка устойчивых организованных преступных сообществ, борьба с бандитизмом, квалифицированным вымогательством, коррупцией, преступными группами смешанной общеуголовной и экономической направленности, организованными видами преступного предпринимательства; оперативная проверка лидеров преступной среды, а также осуществление координации деятельности подразделений, ведущих борьбу с организованной преступностью.

К системе подразделений органов внутренних дел по борьбе с организованной преступностью кроме ГУОП были отнесены региональные управления по борьбе с организованной преступностью при ГУВД, отделы по борьбе с организованной преступностью при МВД, УВД; спецподразделения органов внутренних дел на транспорте, исполнения наказания, оперативного поиска; научные подразделения МВД России. В Следственном комитете МВД было создано Управление по расследованию организованной преступной деятельности и коррупции. Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1992 г. № 1189 «О мерах по защите прав граждан, охране правопорядка и усилению борьбы с организованной преступностью» ГУОП был усилен специальными подразделениями быстрого реагирования.

В соответствии с Концепцией развития органов внутренних дел и внутренних войск Российской Федерации, утвержденной в 1995 г. Коллегией МВД РФ, все подразделения по организованной преступности (РУОП, УОП, ООП) были подчинены по вертикали. К 1996 г. была окончательно сформирована система региональных управлений (РУБОП) в системе МВД, осуществляющих установление и ликвидацию организованных преступных формирований по всей территории России.

В 2001 г. приказом министра внутренних дел РФ РУБОПы были ликвидированы как структурные единицы, и борьба с организованной преступностью была возложена на низовые структурные подразделения, находящиеся в УВД. В соответствии с Указом Президента № 1603 от 1 сентября 2000 г. в целях реализации возложенных на Совет Безопасности РФ задач в области обеспечения безопасности общества и государства от преступных и иных противоправных действий, была создана Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией.

Сегодня основными субъектами борьбы с организованной преступностью наряду с МВД России являются Федеральная служба безопасности, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральная служба исполнения наказаний. Координацию деятельности осуществляет Генеральная прокуратура и Совет Безопасности Российской Федерации, оперативно-розыскные бюро Главных управлений МВД России по федеральным округам.

Ненадлежащее взаимодействие соответствующих структур между собой, отсутствие должной межведомственной координации, единого координирующего органа, рассредоточение имеющихся сил и средств, отсутствие эффективной системы контроля, недостаточность ресурсного обеспечения специализированных подразделений правоохранительных органов сказываются на результатах борьбы с преступными объединениями.

Для оптимизации правоохранительной деятельности в сфере борьбы с оргпреступностью, повышения ее эффективности следует, на наш взгляд, создать новую государственную структуру в системе органов юстиции, ведающую исключительно вопросами противодействия организованной преступности с разработкой федерального закона об указанном ведомстве с изъятием всех полномочий по борьбе с оргпреступностью у других правоохранительных ведомств.

Создание федеральной централизованной независимой структуры, ведущей борьбу с преступлениями, совершаемыми организованными формированиями, вместо многочисленных отделов, управлений, комиссий, ведомств, проводящих разрозненные и малоэффективные мероприятия, будет способствовать исключению ненужного дублирования функций между подразделениями, осуществляющими борьбу с организованной преступностью в рамках своих полномочий. В компетенцию указанного специализированного ведомства должна входить оперативная разработка, внедрение сотрудников правоохранительных органов в состав таких организаций для последующей их ликвидации, в том числе имеющих международные связи, членами которых совершены особо опасные государственные и иные тяжкие преступления. Для рассмотрения уголовных дел о деяниях, совершаемых членами подобных организаций, целесообразно создание специализированных судов, внесение изменений в законодательство о судебной системе Российской Федерации.

Практика убедительно доказывает, что на деятельность правоохранительных органов, направленную на противодействие проявлениям организованной преступности, отрицательно сказываются недостатки ее информационного обеспечения. В частности, на достоверность информации о личности виновных, являющихся членами незаконных групповых формирований, влияют недостатки первичного учета групповых преступлений, совершенных ими ранее. Вполне оправданным и своевременным в этой связи будет создание соответствующей системы обязательной регистрации лиц, причастных к деятельности преступных организаций. Субъектами, подлежащими регистрации в качестве лиц, причастных к организованной преступности, являются руководители организованных групп, преступных организаций, члены организованных групп, иные лица, взаимодействующие с представителями криминальных объединений. Основанием регистрации является оперативно установленная соответствующими государственными органами, наделенными правом производства оперативно-розыскной деятельности, информация, которая свидетельствует о принадлежности лица к организованной группе, преступной организации, раскрывающая активное участие этого лица в их деятельности или указывающая на его руководящую роль. Указанной регистрации также должны подлежать лица, осужденные ранее за организацию, руководство или участие в криминальных объединениях. В зависимости от конкретных обстоятельств совершенных преступлений в отношении таких лиц необходимо разработать комплекс профилактических мероприятий, способствующих предотвращению вхождения ими в состав новых криминальных формирований. Деятельность по выявлению и постановке на учет таких лиц могла бы осуществляться, на наш взгляд, специализированными отделами, образованными в составе ведомства по борьбе с организованной преступностью, а з их компетенцию должны входить:

- выявление, учет и надзор за лицами, ранее судимыми по статьям, карающим за создание, руководство, участие в банде, незаконном вооруженном формировании, террористической организации, экстремистской организации, преступной организации;

- создание списочного учета лиц, возглавляющих или состоящих в организованных группах, преступных организациях, либо не водящих в состав таких формирований, но причастных к их деятельности, выполняющих отдельные поручения членов таких объединений. Подобная регистрация обладает и предупредительным эффектом, поскольку зарегистрированные и поставленные на учет лица, причастные к организованным группам, преступным организациям осведомлены об установлении правоохранительными органами контроля за ними, что является определенным стимулом к выходу из организованной группы, преступной организации и позволяет избежать более суровой уголовной репрессии.

При изучении статистической информации о состоянии организованной преступности отмечается противоречивость в данных официальных статистических источников о количестве зарегистрированных преступлений, совершенных организованными группами; количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений в составе организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций) и данными в научных публикациях, выступлениях должностных лиц правоохранительной системы и СМИ о количественно-качественной оценках организованной преступности. Так, по неофициальным данным правоохранительных органов ориентировочная численность участников организованных преступных группировок Саратовской области составляет около тысячи человек. На территории области известно пять крупных преступных группировок. Однако за исследованный период в Саратовской области было расследовано и рассмотрено в суде только 4 преступления, предусмотренных ст. 210 УК РФ (организацию преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем). Подавляющее число уголовных дел расследовалось только в отношении преступлений, совершенных организованными преступными группами, в том числе бандами. При этом значительную часть таких преступлений весьма условно можно отнести к организованным формам их совершения, а исполнителей и других соучастников причислить к участникам организованных преступных формирований.

Причины столь резкого расхождения в цифровых показателях между официально зарегистрированными фактами организованной преступности и реальными масштабами этого явления, о которых свидетельствуют ученые, практические работники, пресса, видятся в том, что к официальным случаям оргпреступности причисляется совершение любого группового преступления. Методика установления признаков организованных групп по меньшей мере не соответствует требованиям закона, что влияет на достоверность статистических данных.

С другой стороны, простое сравнение числа преступных организаций, состоящих на учете в правоохранительных органах и минимальное количество уголовных дел по фактам организации, создания или участия в составе таких организаций только подтверждает расхождение между данными официально регистрируемой организованной преступности и реальным числом действующих в разных сферах общества преступных организаций.

Возрастающие задачи борьбы с организованной преступностью объективно обусловили практическую потребность в существенном расширении круга регистрируемых объектов, включая данные о форме криминального объединения, руководителями или участниками которого являются виновные лица. Для немедленного устранения разночтений следует ввести единую статистическую отчетность с учетом признака совершения преступлений членами конкретных криминальных формирований. Целевым назначением регистрации является комплекс оперативно-розыскных, следственных и профилактических мероприятий. Использование возможностей регистрации деяний, совершенных участниками криминальных формирований, позволяет:

- существенно расширить объем ориентирующей информации для раскрытия деятельности преступного объединения, выявить совершаемые им преступления и расширить круг проверяемых лиц, причастных к преступной деятельности таких объединений;

- интегрировать возможности различных подразделений и служб, используя в комплексе собранную по различным эпизодам преступной деятельности информацию.

На наш взгляд, органы государственной статистики должны быть оснащены программой по сбору и обобщению информации по групповым преступлениям, полученной из различных ведомств, учреждений и организаций с дифференциацией посягательств по признаку совершения их криминальными формированиями. Это поможет установить точное количество преступлений, совершенных участниками различных криминальных формирований, и в первую очередь, членами преступных организаций.

Анализ данных исследования общественного мнения о состоянии борьбы с организованной преступностью и в этой связи о работе правоохранительных органов, получившей негативную оценку студентов Саратовской государственной академии права, позволяет предположить, что для Саратовской области, восполняющей кадровые пробелы правоохранительных органов в основном за счет специалистов - выпускников одного из ведущих вузов по подготовке юристов - подобные пессимистические умонастроения, охватившие молодых по возрасту граждан - будущих представителей правоохранительных органов, будут определять состояние и уровень организованной преступности, а с учетом перспективы карьерного продвижения будут преобладающими в течение значительного временного промежутка, что чревато отсутствием эффективного противодействия преступности. В указанных обстоятельствах необходима реанимация идеологической работы в учебных заведениях указанного профиля, направленной на повышение морально-нравственного уровня профессиональных кадров, психологическую подготовку к профессиональной деятельности в условиях падения престижа и доверия к правоохранительным органам. До зачисления абитуриенты должны проходить собеседование для определения мотивации, обусловившей выбор профессии, психологическое тестирование, предполагающее тщательный отбор контингента поступающих на предмет профессионального соответствия.

Анализируя данные научных исследований и практики, следует отметить высказанные ранее предложения, способствующие противодействию деятельности организованных преступных формирований. Так, Т.А. Ткачук предлагает поручать расследование преступлений, совершенных организованными преступными группами и сообществами, специалистам высокого профессионального уровня, обладающим творческим мышлением и способным провести качественно и полноценно следственные и оперативные мероприятия. Не оспаривая правильность подобного предложения, отметим, что настоящее исследование показало недостаточный профессионализм сотрудников по документированию преступной деятельности организованных групп и преступных сообществ, низкое качество оформления процессуальных документов, что зачастую приводит к утрате отдельных доказательств, исключению их из обвинения в судебном заседании, и способствует назначению мягкого наказания членам преступных объединений. Разработка и введение в государственный образовательный стандарт по специальности «Юриспруденция» специализированных программ, в том числе учебных дисциплин соответствующей специализации, предусматривающих приобретение обучающимися профессиональных навыков по раскрытию и расследованию преступлений, совершаемых криминальными формированиями, юридически грамотному составлению уголовно-процессуальных документов будет способствовать не только улучшению качества подготовки студентов в юридических вузах и появлению профессиональных кадров, но и в целом эффективности борьбы с организованными формами преступной деятельности.

Другим пробелом профессиональной подготовки юристов, на наш взгляд, выступает полное отсутствие в учебных программах специальных дисциплин, посвященных вопросам противодействия проявлениям организованной преступности, ее профилактики, понимания приоритетности в деятельности государственных ведомств правопорядка именно направления по предупреждению преступлений, а затем их раскрытию и расследованию. Для студентов юридических факультетов вузов и образовательных учреждений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров, пополняющих кадровый состав правоохранительных органов, следует ввести учебные спецкурсы, освещающие вопросы профилактики и предупреждения проявлений организованной преступности, что предполагает разработку, издание и распространение учебной и методической литературы по правовым методам борьбы с организованной преступностью.

Крупный блок проблем связан с рассмотрением причин, препятствующих качественному расследованию и рассмотрению уголовных дел о деятельности преступных формирований, влияющих на условия деятельности правоохранительной системы по осуществлению правосудия. Одна лишь проблема недоверия общества к правоохранительным органам, падение их авторитета и престижа вызвала к жизни целый комплекс противоречий и тенденций, к разрешению которых общество оказалось совершенно не готовым. Не являясь самостоятельной причиной, порождающей преступность, в определенных условиях отсутствие доверия граждан может вызвать нежелательные для общества последствия, в частности, рост показателей так называемой «скрытой» преступности, что и прогнозируют опрошенные нами эксперты, указывая в качестве негативного фактора отсутствие доверия со стороны потерпевших, свидетелей, иных участников процесса. Несмотря на то, что в настоящее время проблема отсутствия доверия граждан к правоохранительным органам, по мнению экспертов, не представляет большой социальной опасности, к разряду близких с ней относится проблема обеспечения явки участников процесса в ходе следствия и суда. Сопряженная с формированием негативных представлений граждан о системе правопорядка в целом, указанная проблема является причиной уклонения граждан от участия в судопроизводстве, препятствующей привлечению к уголовной ответственности руководителей и участников криминальных объединений в силу отсутствия доказательств их преступной деятельности. Разъяснительная работа с личным составом должна содействовать устранению факторов, снижающих степень доверия граждан и престиж правоохранительных органов, косвенно способствующих росту организованной преступности и реализации мероприятий, в числе которых борьба с коррупцией, недопущение унизительного обращения с потерпевшими, свидетелями, строгий контроль за сроками расследования и рассмотрения уголовных дел.

Руководствуясь данными исследования, в группу факторов, содействующих росту организованной преступности, можно внести отсутствие гарантированной правоохранительными органами личной безопасности участникам судопроизводства, уверенность в их собственной незащищенности, страх за жизнь и здоровье, что и вызывает неявку участников процесса в органы следствия и суда для выполнения возложенных уголовно-процессуальным законом обязанностей, препятствует намерению потерпевших и свидетелей сообщить официальным органам достоверную информацию.

По свидетельству сотрудников правоохранительных органов, в ходе расследования уголовных дел по обвинению в организации преступного сообщества (преступной организации) оставшиеся на свободе участники преступных группировок практически всегда угрожают свидетелям обвинения.

Законодатель предпринял попытку регламентировать нормами уголовно-процессуального закона защиту потерпевших и свидетелей. В ст. 11 УПК РФ сказано: «При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные ст.ст. 166 ч. 9, 186 ч. 2, 193 ч. 8, 241 ч. 2 п. 4 и 278 ч. 5 настоящего Кодекса».

Согласно нормам УПК РФ в протоколе следственного действия, в котором участвует свидетель, не приводятся данные о его личности (ч. 9 ст. 166 УПК РФ); осуществляются контроль и запись телефонных и иных переговоров свидетеля, потерпевшего (ч. 2 ст. 186 УПК РФ); предъявление лица для опознания проводится в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым (ч. 8 ст. 193 УПК РФ); дело рассматривается в закрытом судебном заседании (п. 4 ч. 2 ст. 241 УПК РФ); допрос свидетеля проводится судом без оглашения подлинных данных о его личности в условиях, исключающих визуальное наблюдение свидетеля другими участниками судебного разбирательства (ч. 5 ст. 278 УПК РФ). Данные нормативные положения, направленные на обеспечение личной безопасности свидетелей и потерпевших, являются одним из значимых шагов законодателя.

Однако трехлетняя практика действия УПК РФ показала, что данные меры нуждаются в дальнейшем совершенствовании. В этой связи следует устранить один из законодательных пробелов, препятствующих достижению эффективных результатов противодействия организованной преступности, путем принятия специальной федеральной программы, гарантирующей личную безопасность потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, а также членам их семей.

Такая программа позволит комплексно регламентировать осуществление мер, направленных на охрану личности, жилища, имущества, членов семьи, выдачу оружия, процедуру переселения в другой российский регион, гарантированное предоставление равноценной жилплощади на территории любого субъекта России, изменение внешности, голоса с оплатой из средств федерального бюджета расходов по проведению пластических операций, изменение анкетных данных охраняемого лица в связи с его участием в судопроизводстве по делам об организованной преступности не только в ходе предварительного следствия, но и в официальных документах. Расходы по обеспечению мероприятий, связанных с защитой участников процесса в ходе предварительного расследования и судебного следствия, должны быть возложены на лиц, в отношении которых обвинительный приговор вступил в законную силу.

Поскольку исследователи организованной преступности и практические работники отмечают дальнейшее ухудшение криминальной ситуации в стране, требуется кардинальное изменение законодательства, обеспечивающего неприкосновенность отдельных категорий граждан. Речь идет о судьях, депутатах, иных должностных лицах, которым закон гарантирует особую защиту и иммунитет от уголовного преследования. Ограничение депутатского и судейского иммунитета возможно только в случаях, когда оперативная информация позволяет обоснованно свидетельствовать о наличии коррупционных связей с преступными организациями. Для привлечения таких лиц к уголовной ответственности следует, на наш взгляд, упростить процедуру лишения подозреваемого лица иммунитета.

Эффективному противодействию организованной преступности будет способствовать и укрепление кадрового аппарата, тщательный отбор претендентов для спецподразделений по борьбе с организованной преступностью. Для повышения профессиональной квалификации и уровня профессионализма сотрудников правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с организованной преступностью, по мнению экспертов, необходимо проведение специальных тренингов и семинаров по обучению методам противодействия деятельности криминальных формирований, непосредственное сотрудничество, обмен научной и практической информацией, опытом между представителями специализированных подразделений, спецслужб не только субъектов Российской Федерации, но и зарубежных стран. Для предотвращения процессов депрофессионализации и профессиональной деформации сотрудников правоохранительных органов, которые обусловлены среди прочего социальной уязвимостью, приводящей зачастую к формированию неправильных или негативных профессиональных установок, совершению должностных преступлении, должна быть создана система их материальной защищенности и предоставлены определенные социальные льготы, поскольку эти лица выполняют задачи, соответствующие по значимости задачам обеспечения национальной безопасности страны.

Довольно высоким оказался процент ответов экспертов, связанный с трудностями материального порядка и низкой технической оснащенностью правоохранительных структур, противодействующих организованной преступности и, как следствие, снижением эффективности в раскрытии и расследовании преступлений, совершаемых криминальными группировками. Приоритетными направлениями государственной политики по противодействию организованной преступности должны стать увеличение финансирования оперативно-розыскных служб правоохранительных органов, укрепление их кадрового состава, оптимизация технического и оперативно-тактического арсеналов.

III. Меры законодательного характера.

Ознакомление с опытом работы государственных органов, наделенных функциями борьбы с организованной преступностью, показало, что на эффективности этой деятельности отрицательно сказывается ряд существенных недостатков в правовом регулировании данной сферы, а именно отсутствие соответствующего законодательства о деятельности такого рода, что влечет за собой отсутствие единой государственной системы противодействия организованной преступности. Правовое регулирование противодействия организованной преступности не находится на должном уровне.

Бесчисленные попытки законодательного закрепления механизма противодействия организованной преступности нельзя признать удачными. Бессистемность и рассредоточенность мер, призванных ослабить организованную преступность, по отдельным нормативным актам, отсутствие специальной направленности на борьбу с организованной преступностью и коррупцией является тем серьезным недостатком, который препятствует противодействию организованной преступности.

С учетом опыта борьбы с коррупцией и организованной преступностью в зарубежных странах, осуществляемой на основе специально разработанных государственных программ и законодательных актов, нормативное регулирование борьбы с организованной преступностью в Российской Федерации на государственном уровне может быть обеспечено путем создания единого комплексного акта, включающего в себя нормы уголовного, административного и оперативно-розыскного законодательства. Это позволит не только усилить борьбу с указанным негативным явлением, но и законодательно закрепить понятие организованной преступности, отсутствующее ныне как юридическое определение в российском законодательстве.

Учеными и практическими работниками предлагаются два основных способа совершенствования законодательства, регламентирующего борьбу с организованной преступностью. К первому относится внесение изменений и дополнений в действующее законодательство, а ко второму - принятие специального законодательства.

Мнение о необходимости специального закона о противодействии организованной преступности давно высказываются учеными и практическими работниками. В этой связи Н.А. Лопашенко указывает: «Решение вопросов борьбы с организованной преступностью необходимо осуществлять в самостоятельном законодательстве. Должен быть принят закон о борьбе с организованной преступностью, в рамках которого можно и предусмотреть конфискацию как меру уголовного наказания, и отступить от субъективного вменения, и применять поражение в правах, и отказаться от некоторых принципов уголовного законодательства (справедливости и равенства, например)». Такое законодательство в первую очередь будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов по противодействию организованной преступности.

А.В. Федоров отмечает, что «именно в рамках единого комплексного закона можно создать систему взаимосвязанных правовых норм, не противоречащих друг другу, позволяющих на должном уровне противостоять этим общественно-опасным явлениям».

А.И. Долгова справедливо полагает, что «принятие таких законов - необходимый этап преобразований. Законы содержат определение исходных понятий и закладывают правовую основу комплексного наступления на крайне опасные проявления, развивающиеся в органической взаимосвязи с организованной преступностью. Вот почему отраслевое законодательство должно пополняться комплексными законами о борьбе с организованной преступностью, коррупцией, терроризмом, легализацией (отмыванием) преступных доходов».

Однако противники принятия отдельного закона аргументируют свою позицию тем обстоятельством, что специальный закон не только будет противоречить нормам УК и УПК, но и повлечет нарушение конституционного принципа равенства граждан перед законом, поскольку специальное законодательство будет касаться отдельной категории граждан.

На наш взгляд, в условиях, когда организованная преступность угрожает национальной безопасности Российской Федерации, институтам государственной власти, наносит ущерб авторитету и престижу России на международном уровне, правам и свободам человека и гражданина, следует проявлять беспокойство не о теоретически возможном нарушении равенства граждан, подозреваемых в причастности к криминальным структурам, а о состоянии прав и свобод законопослушных граждан и сохранении целостности российского государства. А потому специальный закон, призванный противодействовать организованной преступности, необходим.

Говоря о правовых средствах борьбы с организованной преступностью, следует отметить необходимость введения обязательной экспертизы всех принимаемых законов и подзаконных актов на предмет их антикоррупционности, поручив ее производство независимым и высококвалифицированным юристам, экономистам, управленцам и другим специалистам, исключив тем самым лоббирование законов, содействующих дальнейшему росту проявлений организованной преступности.

Как свидетельствуют данные социологического опроса, в отношении лиц, причастных к деятельности преступных организаций, по мнению экспертов, должны быть ужесточены санкции в виде лишения свободы с обязательным применением конфискации имущества. Практически по всем уголовным делам, рассмотренным Саратовским областным судом вплоть до декабря 2003 г. (до отмены конфискации имущества), применялось такое дополнительное наказание как конфискация имущества. Однако при этом в материалах уголовных дел либо содержались документы, констатирующие факт отсутствия у обвиняемых имущества, подлежащего описи и аресту, либо в порядке гражданского судопроизводства по иску родственников обвиняемого из описи исключалось имущество, якобы принадлежащее не обвиняемому, а членам его семьи. Как свидетельствуют данные социологического опроса экспертов, правоохранительными органами при расследовании уголовных дел о групповых преступных объединениях задача установления имущества, добытого в результате групповой криминальной деятельности не выполняется, равно как и изъятие имущества, принадлежащего представителям преступных организаций.

Как справедливо отмечает в этой связи Е.В. Топильская, «при отсутствии прямых указаний закона о тактике действий правоохранительных органов в этих случаях органы, производящие расследование, сами не проявляют инициативы в выявлении имущества, нажитого преступным путем, и в изъятии его».

Однако, на наш взгляд, применяя довольно длительные сроки лишения свободы к организаторам и участникам преступных формирований, без карательных санкций в виде конфискации имущества, суды тем самым способствуют сохранению экономической основы преступных организаций (воровской «общак» или касса), что позволяет преступным авторитетам не только не испытывать ограничений, вызванных лишением их свободы, но и использовать имеющиеся материальные средства для подкупа сотрудников правоохранительных органов, адвокатов, судей для условно-досрочного освобождения, снижения срока лишения свободы, вплоть до отмены приговоров, вступивших в законную силу.

На наш взгляд, необходимо возвращение конфискации имущества в число уголовных наказаний, применяя ее в санкциях составов преступлений, предусматривающих ответственность за организованные формы криминальной деятельности. В этой связи следует принять соответствующий специальный закон о конфискации, включающий правила исполнения данного вида наказания с изложением особенностей его реализации в отношении представителей (организаторов, руководителей, членов) преступных организаций, а также членов их семей в целях безусловного исполнения этой нормы и возвращения государству похищенных денежных средств и иных ценностей.

К сожалению, следственными органами не приводится, а судами не признается в качестве доказательства явное несоответствие доходов обвиняемых в организованной преступной деятельности лиц их фактическим расходам. По нашему убеждению, изменение положений уголовно-процессуального законодательства, с внесением в УПК РФ нормы о возбуждении уголовных дел при наличии публичного подозрения, позволит привлекать к уголовной ответственности лиц, причастных к организованной преступной деятельности. Например, если лицо, в отношении которого имеется оперативная информация о принадлежности к организованной преступности, демонстрирует уровень жизни, не соответствующий его доходам, это является достаточным уголовно-процессуальным основанием для возбуждения против него уголовного дела. По делам рассматриваемой категории следует ввести в УПК РФ специальную норму об обязательном установлении имущества и денежных средств преступной организации, подлежащих изъятию (конфискации) в пользу государства в соответствии с обвинительным приговором суда в отношении ее руководителей, членов или организаторов. Подобная норма должна действовать в отношении имущества родственников осужденного лица, проживающих совместно с осужденным.

Согласно экспертному мнению, для участников преступных объединений следует упростить процедуру арестов и правила содержания под стражей, что будет способствовать эффективной работе по ликвидации таких объединений. Для уничтожения экономической основы проявлений организованной преступности необходимо принятие закона «О борьбе с коррупцией», которым следует регламентировать порядок занятия определенных должностей. Обязательным требованием при занятии должностей в органах государственной власти является предоставление сведений о своих доходах, имуществе, денежных вкладах, совершенных финансовых сделках, других имущественных операциях, доходах супруга, близких родственников, других членов семьи для соответствующей проверки финансово-экономической деятельности, имущественного положения претендента, членов его семьи, близких родственников. Специальной проверке должны подвергаться все кандидаты, претендующие на избрание или занятие должностей в органах исполнительной, законодательной и судебной власти, что предотвратит проникновение организованной преступности в органы государственной власти. В действующее законодательство Российской Федерации о государственной службе следует ввести жесткие ограничения на возможность занятия должностей в государственных структурах лицам, ранее судимым по статьям, предусматривающим ответственность за организованную преступную деятельность или причастность к таковой, вне зависимости от погашения или снятия судимости.

Как показывает проведенный опрос экспертов, одним из наиболее действенных способов раскрытия организованных преступных групп, получения информации об их деятельности (планах, структуре, членах) признано оперативное внедрение в организованную группу или преступную организацию сотрудника правоохранительных органов или иных лиц, выступающих в качестве негласных осведомителей (агентурная сеть). Такое внедрение связано с участием сотрудника правоохранительного органа или осведомителя в деятельности преступной группы, т.е. в совершении ими деяний, попадающих под признаки конкретного состава преступления. В этой связи полагаем необходимым внести изменения в УК РФ, дополнив главу 8 «Обстоятельства, исключающие преступность деяния» еще одним основанием освобождения от уголовной ответственности «Исполнение служебного долга или служебных обязанностей», применяемом исключительно к сотрудникам правоохранительных органов и иным лицам, осуществляющим негласную деятельность по разоблачению преступных организаций при вынужденном совершении ими противоправных деяний. Законодательное закрепление этого института позволит устранить пробелы в правовой защищенности сотрудников правоохранительных органов и лиц, оказывающих помощь в обнаружении и ликвидации криминальных формирований. Механизм, обеспечивающий оперативное внедрение органов правопорядка в преступную среду, требует детальной правовой регламентации, а его практическая реализация и применение должны быть отражены в специальном законе «О борьбе с организованной преступностью».

Для борьбы с организованной преступностью наряду с оперативным внедрением в российском законодательстве следует нормативно регламентировать такое оперативно-розыскное мероприятие как оперативный эксперимент. Названную меру следует применять исключительно в случаях, когда иным путем невозможно или затруднительно обеспечить выявление или предупреждение преступлений, совершенных организованными преступными формированиями.

Хотя оперативный эксперимент как оперативно-розыскное мероприятие законодательно закреплен в Федеральном законе РФ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», его юридическая суть не ясна, а потому оперативный эксперимент практически не применяется. Разъяснение данного вида оперативных мероприятий путем толкования его правового содержания будет способствовать более активному применению его на практике.

Учитывая особую общественную опасность и масштабы деятельности преступных организаций, многочисленные эпизоды по конкретным составам преступлений, требующим сбора неопровержимых доказательств вины конкретного члена преступной организации, следует внести изменения в уголовно-процессуальное законодательство, увеличив срок предварительного следствия по делам о преступлениях, совершенных организованными преступными организациями, до шести месяцев. По нашему мнению, необходимо внести соответствующие изменения в Федеральный закон РФ № 144-ФЗ от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», предоставив правоохранительным органам право в случаях, подтверждающих оперативную информацию о деятельности преступных организаций, осуществлять опрос граждан, истребовать справки, документы, другую информацию о преступной организации, контролировать почтовые отправления, прослушивать телефонные переговоры без судебного решения.

К лицам, признанным виновными в организации, создании или участии в преступной организации не должно применяться условно-досрочное освобождение (ст. 79 УК РФ), условное осуждение (ст. 73 УК РФ), назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 66 УК РФ), что потребует внесения соответствующих изменений в уголовное законодательство.

Российская концепция борьбы с организованной преступностью должна содержать адекватные меры по противодействию преступным формированиям, и в том числе предусматривать применение в случае особой необходимости воинских подразделений внутренних войск. Такие случаи должны быть строго регламентированы в специальном законе «О борьбе с организованной преступностью». Однако среди российских специалистов не существует единства по поводу использования вооруженных сил против организованной преступности. По мнению некоторых экспертов, привлечение вооруженных сил к борьбе с организованной преступностью недопустимо, так как это прерогатива специальных милицейских формирований и других правоохранительных органов. По нашему мнению, организованная преступность представляет угрозу для внутренней безопасности не только России, но и всего мирового сообщества, а потому армия может и должна привлекаться для борьбы с организованной преступностью. При этом планирование и проведение операций должно осуществляться в строгом соответствии с Конституцией РФ, гражданским законодательством и воинскими уставами.

Одним из признаков, присущих организованным преступным формированиям, является межрегиональный и международный характер преступной деятельности. Анализ криминальной ситуации в Российской Федерации показывает, что современную российскую организованную преступность отличает масштабность преступной деятельности, установление прочных криминальных связей с международными преступными организациями. Несмотря на рост числа преступных организаций, осуществляющих свою противоправную деятельность за рубежом, российская правоохранительная система не в состоянии справиться с данным процессом. В рамках международного сотрудничества в области противодействия проявлениям транснациональной организованной преступности Российская Федерация должна выступить с инициативой создания международной организации по борьбе с транснациональной организованной преступностью. Повышению эффективности борьбы с организованными формами криминальной деятельности будет способствовать организация оптимального взаимодействия российских правоохранительных служб с Интерполом и другими международными структурами, противодействующими организованной преступности, легализации незаконных доходов преступных организаций и другим экономическим преступлениям.

 

Автор: Хасиев У.А.