31.03.2011 9164

Особенности эволюционного и революционного развития правовой системы (статья)

 

Советская правовая система - своеобразный феномен в мире правовых систем, особый вариант предельно заидеологизированной правовой системы, основанной на плановых административно-командных методах государственного управления. До середины 80-х годов правовая система Советского государства была в основном продуктом и юридическим обеспечением социалистического строя, обоснованного марксистско-ленинскими научными теориями и концепциями. Социалистическая идеология коммунистической партии СССР определила формирование советской правовой системы, что обусловило её существенное отличие от правовых систем «буржуазно-капиталистического» толка.

Понятие правого развития выделяет из общей массы правовых изменений такие, которые связаны с обновлением правовой системы, с её внутренним и структурным изменением, превращением в принципиально новую правовую систему. При этом в случае правового развития речь идёт не о разовых, а о нарастающих, развёрнутых во времени поступательных качественных трансформациях правовой системы. Поэтому для характеристики того или иного социального процесса в качестве правового развития, как правило, требуется отследить довольно большие периоды времени, позволяющие выделить тенденции и закономерности, а также общую направленность происходящих правовых изменений.

Кумулятивный характер правового развития - накопление нововведений посредством последовательного проведения комплекса правовых реформ - необратимо уводит правовую систему от её исходного состояния, и последующие, в том числе конечные, состояния развивающейся правовой системы всегда качественно отличаются от исходных. В процессе правового развития последовательно сменяют друг друга этапы, фазы, ступени данного процесса, вследствие чего закономерно изменяется уровень организации и принципы функционирования правовой системы.

Под развитием в общефилософском смысле понимается процесс длительных, накапливающихся необратимых последовательных изменений сложных системных объектов в достаточно больших интервалах времени. Очевидно, что динамизм и способность к развитию являются одними из важнейших свойств правовой системы. Правовое развитие - это способность правовой системы изменять порядок своей организации и функционирования вследствие накопления существенных изменений, вводимых посредством проведения комплекса правовых реформ в соответствии с требованиями современности. Оно представляет собой цепочку определённых модификаций правовых средств, составляющих правовую систему, следствием которых являются качественные изменения в структуре и организации правовой системы, а, следовательно, в её функционировании.

Направление в развитии правовой системы может восприниматься как с положительной стороны (правовой прогресс), так и с отрицательной (регресс или деградация правовой системы). Раскрывая понятие «социальный прогресс», авторский коллектив Советского энциклопедического словаря даёт следующую справку: «Прогресс - (progressus (лат.) - движение вперёд) - направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, отдельным её элементам, структуре развивающегося объекта. Степень освобождения общества от стихийных общественных сил, социально-политического неравенства и духовной неразвитости - наиболее общий критерий общественного прогресса. Важным двигателем прогресса, его целью и критерием является человек, его развитие и возвышение». По мнению В. Даля, прогресс - в политическом смысле свобода, притязания на полную свободу. В философской литературе прогресс в самом общем виде определяется как тип (или направление) развития сложных систем, для которого характерен переход от низших, менее совершенных форм к более высоким и совершенным. Таким образом, прогресс связан с повышением уровня организации системы, то есть такой интеграции и дифференциации элементов и связей системы, которая повышает степень её целостности, её приспособленность к окружающим реалиям, функциональную эффективность, структурную «пластичность» и обеспечивает высокий потенциал последующего развития.

Полагаем, позитивное развитие правовой системы не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным, восходящим движением; оно способно быть инструментом, более того, прямым выражением социального прогресса, его гарантом. По мнению С.С. Алексеева, основные характеристики социального прогресса (организованность общественной жизни, степень свободы в обществе) и особенности права как инструмента, обеспечивающего организованность и социальную свободу, активность, ответственность, таковы, что в условиях цивилизации они как бы созданы друг для друга. Поэтому социальный прогресс во многом раскрывается через правовую систему, находит в ней непосредственное, естественное выражение.

Безусловно, правовой прогресс - сложная, противоречивая юридическая категория. Так А.С. Софронова определяет данное понятие как «целенаправленный процесс движения от низших форм правового развития к более высоким, сопряжённый с сознательной общественной деятельностью, характеризующийся выходом за пределы правовой преемственности и появлением нового. Родовыми признаками прогресса в правовой системе являются новизна, направленность, устойчивость, необратимость изменений, преемственность».

Регресс правовой системы (regressus (лат.) - обратное движение) - тип развития, для которого характерны переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижения уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций; включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и структурам. Представляется очевидным, что прогресс и регресс не могут быть одновременными характеристиками всей правовой системы государства в целом, при этом одномоментное прогрессивное и регрессивное развитие отдельных правовых средств внутри правовой системы вполне может иметь место.

Прогрессивное развитие правовой системы - это такое развитие правовых средств, которое способствует более эффективному регулированию общественных отношений, в то время как регресс в развитии правовой системы обозначает диаметрально противоположную тенденцию. Развитие правовой системы - сложный, диалектичный, многогранный процесс, который, безусловно, характеризуется определённой противоречивостью. Некоторые правовые средства развиваются быстрее прочих (например, система права и система законодательства), другие, деградируя, тормозят развитие правовой системы в целом (например, негативные тенденции в развитии правовой культуры и правосознания современного российского общества). В то же время можно выделить элементы, деградация которых, напротив, ускоряет процесс развития правовой системы, направляя его по пути правового прогресса (речь идёт, например, о кризисе и дальнейшем распаде социалистической государственной идеологии в советской правовой системе).

В современной юридической, философской и социологической литературе принято различать два основных способа развития правовой материи - эволюционный и революционный.

Эволюция - (evolutio (лат.) - развёртывание) в широком смысле -представления об изменениях в обществе и природе, их направленности, порядке, закономерностях; определённое состояние какой-либо системы. Рассматривается как результат более или менее длительных изменений её предшествующего состояния. В более узком смысле - представления о медленных, постепенных количественных изменениях в отличие от революции. Диалектический материализм рассматривает эволюцию и революцию как взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации какой-либо одной из них. С точки зрения А.Ю. Барсукова, обзор юридической литературы позволяет сделать вывод, что эволюция правовой системы -это форма правового прогресса, обладающая специфическими признаками непрерывности, последовательности правового развития в естественно историческом русле.

Ведя речь об эволюции правовой системы, мы имеем в виду такое естественноисторическое, закономерное, непрерывно длящееся качественное и количественное изменение правовых средств, при котором происходит «развёртывание», изменение всей правовой системы от низшего к высшему, от простого к сложному, к более передовому и совершенному состоянию, способствующему более эффективному регулированию общественных отношений. Здесь необходимо, на наш взгляд отметить, что, исходя из семантики слова, эволюция правовой системы может быть лишь позитивной, то есть её результаты могут быть оценены исключительно как правовой прогресс. Конечные же результаты негативного развития правовой системы должны, на наш взгляд, рассматриваться не как следствие эволюции правовой системы, а как её регресс или деградация.

Кроме того, здесь возникает вопрос о соотношении правового прогресса и эволюции правовой системы. В этом аспекте С.А. Софронова отмечает, что «в вопросе об отличиях правового прогресса и эволюции правовой системы мы разделяем точку зрения СМ. Булгакова, который считал, что эволюция - это бесцельное и неконтролируемое развитие, а прогресс - эволюция телеологическая, в которой причинность и постепенное раскрытие цели этой эволюции совпадают. Таким образом, эволюция правовой системы - это поступательный процесс её развития, который не сочетается с целенаправленной деятельностью человека, общества, тогда как прогресс правовой системы, напротив, предполагает разумное осмысление и напрямую зависит от человека (законодателя, правоприменителя, интерпретатора и др.)».

Данное утверждение не вызывает у нас возражений. Лишь в дополнение хотелось бы отметить, что категорию «правовой прогресс», на наш взгляд, следует рассматривать и употреблять в двух смыслах: широком и узком. В широком смысле - это естественноисторический, поступательный процесс усовершенствования правового развития общества, всей правовой действительности государства. Именно в этом аспекте С.С. Алексеев характеризовал правовой прогресс как «такое развитие права в мировой истории, при котором с его помощью утверждаются общечеловеческие, общедемократические ценности, начала законности, противостоящие произволу и беззаконию, формируется демократическое гражданское общество, неотъемлемым элементом которого становится право, сильное и эффективное».

Правовой прогресс в узком смысле - «прогресс правовой системы», целенаправленный и управляемый поступательный, характеризующийся восходящей направленностью процесс позитивного развития правовой системы государства, «ведущим двигателем» которого выступает правовая реформа. Именно в этом смысле понятие «правовой прогресс» близко к понятию «эволюция правовой системы».

Кроме того, на наш взгляд, уместно выделить и третью трактовку правового прогресса - «прогресс в правовой системе», представляющую собой сравнительную характеристику состояния правовой системы. В этом случае правовой прогресс предлагается понимать, как оценку, как указание на достижение определённых положительных результатов в развитии правовой системы. При этом, как справедливо отмечает А.Ю. Барсуков, критериями оценки прогресса в правовой системе служат интересы человека, государства и общества. Какой-либо чёткой границы между интересами человека, государства и общества, на наш взгляд, не существует и не должно существовать. Они взаимопереплетаются, порой продолжают друг друга.

Революция - (revolutio (лат.) - переворот, скачок) диаметрально противоположный эволюции способ правового развития, представляющий собой резкое кардинальное преобразование правовой действительности, перевод её в новое качественное состояние путём тотального отрицания и реорганизации системообразующих основ существующей правовой системы. Как правило, революционное развитие правовой системы является следствием глобальных социальных потрясений - социально-политических переворотов, путчей, войн и других катастроф и катаклизмов.

Очевидно, что революционное развитие правовой системы далеко не тождественно понятию «правовой регресс» или «деградация правовой системы». Аналогично эволюции, революционное развитие правовой системы означает переход последней в качественно новое, более совершенное состояние. Однако, в отличие от эволюции правовой системы, революционное развитие происходит одномоментно, «скачком» путём тотальной ломки старых основ и устоев правовой системы и воссоздания новых. Именно такой переворот и приводит к развитию негативных регрессионных и деградационных процессов и тенденций в генезисе права. Так, например, развенчание и отрицание устоявшихся правовых ценностей неизбежно влечёт развитие правового нигилизма в обществе, расцвет теневого права и неофициального нормотворчества.

Безусловно, в эволюции правовой системы также присутствуют процессы регрессионного характера, однако, во-первых, такие процессы характерны лишь для отдельных правовых средств, составляющих правовую систему, и ни в коем случае не для всей правовой системы в целом. Во-вторых, масштабы, актуальность и острота правового регресса и деградации во время революционного правового развития несравнимо шире тех же процессов, протекающих в условиях эволюции правовой системы.

Исторический опыт развития человечества объективно свидетельствует о неоправданной болезненности, а порой о недолговечности и ошибочности революционных преобразований политико-правовой действительности государства. Речь идёт, например, об Английской буржуазной революции XVII века, ознаменовавшей низложение монархии, казнь короля Карла I Стюарта и провозглашение Лордом-протектором Оливера Кромвеля. Имевшая широчайший резонанс, повлекшая многочисленные неоправданные жертвы среди населения и нанесшая катастрофический удар по экономике страны революция завершилась упразднением протектората и восстановлением династии Стюартов. Показателен в этом же аспекте опыт бурной революционной эпохи, которую пережила на исходе XVIII века Франция. Начавшиеся коренные социалистические преобразования якобинцев, сопряжённые с жесточайшим террором, политическими репрессиями и расцветом правового нигилизма, завершились сначала утверждением империи Наполеона (что, по сути, стало возвратом к абсолютной монархии), а затем восстановлением династии Бурбонов. Тем не менее, несмотря на реставрацию, казалось бы, безвозвратно уничтоженных монархических династий, революции в Англии и во Франции внесли кардинальные коррективы в дальнейшую политическую жизнь общества, предвосхитили наступление в этих государствах новой правовой эпохи, а также вступление других стран Европы в новую фазу государственно-правового развития.

Анализируя мировой опыт революционного преобразования правовых систем, невозможно игнорировать примеры из собственной истории. Прежде всего, необходимо иметь в виду Великую Октябрьскую Социалистическую революцию 1917 года, когда была полностью демонтирована правовая система царской России, отвергнуты многие эффективно функционирующие юридические институты и уничтожен многовековой российский опыт государственно-правового строительства, а последующее формирование новой правовой системы было сопряжено с террором, массовыми политическими репрессиями в отношении инакомыслящих, попранием общепризнанных мировым сообществом правовых и общечеловеческих ценностей на протяжении нескольких десятилетий. По обоснованному, как представляется, мнению В.Д. Перевалова, «попытки насильственного и ускоренного внедрения коммунистических идеалов в жизнь на практике обернулись трагедией для России. И в этом величайший исторический парадокс почти 75-летнего развития нашей страны: оказывается, метод насильственного осчастливливания масс уничтожает саму эту благую цель - счастье людей».

Государственно-правовое строительство современной России также не обошлось без отдельных попыток революционных преобразований правовой системы. Речь идёт, например, о проведённом в первой половине 90-х годов так называемыми «младореформаторами» комплексе правовых реформ по оздоровлению российской экономики и переходу от административно-командных методов управления хозяйством к стихийному рыночному регулированию, вошедшем в новейшую историю России под названием «шоковая терапия». Негативные последствия этих реформ до сих пор широко обсуждаются на страницах современной научной и художественной литературы, а также в средствах массовой информации.

Распад СССР вовсе не означает тотальную реорганизацию основ советской правовой системы. Позитивным моментом, на наш взгляд, необходимо считать не только восстановление некоторых юридических институтов дореволюционной правовой системы, но и принятие советских достижений в области государственно-правового строительства и сохранение преемственности. Благодаря признанию некоторых заслуг российских революционеров начала XX века, современная Россия не вернулась на более чем семьдесят лет назад по пути правового развития. Однако в то же время никакими достижениями в области государственно-правового строительства и формирования правовой системы, на наш взгляд, невозможно оправдать миллионные жертвы «красного террора».

Внимания исследователя заслуживает также и опыт государств, формирование правовых систем которых происходило по пути естественно исторической эволюции государственно-правового устройства. К таковым, на наш взгляд, необходимо отнести в первую очередь правовые системы Италии и Германии. Формирование правовых систем этих государств, являющихся родоначальниками романо-германской правовой семьи, исторически основываясь на принципах римского права, происходило на территории эпицентра борьбы науки и просвещения с теологическим контролем юриспруденции. Эволюция правовых систем Италии и Германии шла в ногу с расцветом европейской науки, а также немецкой классической философии, оказавшей немалое влияние на развитие мировой государственно-правовой мысли.

Справедливости ради, необходимо отметить, что и в развитии правовых систем Италии и Германии также не обошлось без революций. В первую очередь, речь идёт об установленных в первой половине XX века в этих государствах фашистских политико-правовых режимов под руководством Бенито Муссолини и Адольфа Гитлера. Итало-германский фашизм был и остаётся наиболее агрессивной формой национал-социалистической идеологии в истории человечества. Он, безусловно, нанёс непоправимый урон эволюции романо-германского права и существенно замедлил прогрессивное развитие правовых систем не только Италии, Германии и других стран Европы, но и, в той или иной степени, всех государств мирового сообщества, так как привёл к разжиганию самой страшной и кровопролитной войны в истории человечества. Однако, на наш взгляд, очевидно, что установление фашистского режима в Италии и Германии не является следствием естественной эволюции правовой системы, а история его формирования, свидетельствуя о недолговечности и нежизнеспособности политико-правовых преобразований в духе национал-социализма, подтверждает тезис о неоправданности революционного вмешательства в политико-правовое развитие государства.

Подводя итог исследованию особенностей эволюционного и революционного способов развития правовой системы, необходимо сделать закономерный, как представляется, вывод. На наш взгляд, для формирования правовой системы современного Российского государства более предпочтителен путь эволюции, чем революции. Революционные политико-правовые преобразования неизбежно связаны с многочисленными человеческими жертвами, деградацией культуры общества, экономическим спадом и реальной угрозой террора, в то время как эволюции правовой системы государства, как правило, сопутствуют тенденции социального и правового прогресса. История формирования и развития романо-германской правовой семьи свидетельствует, что наиболее долговечные, эффективно функционирующие правовые системы формируются вследствие естественноисторического генезиса объективной правовой реальности по пути эволюции, когда последовательно, шаг за шагом проводятся в жизнь юридические нововведения посредством осуществления правовых реформ в соответствии с изменениями требований современности.

Таким образом, на наш взгляд, очевидно, что Российское государственно-правовое строительство должно двигаться по пути эволюции правовой системы, характерному для члена романо-германской правовой семьи. Безусловно, такой тип правового развития является затяжным и требует длительной и кропотливой работы правотворческих, правоприменительных и других государственных органов, а также участия всего российского общества в целом и каждого индивида в отдельности. Однако путь эволюции правовой системы представляется наиболее приемлемым для современного российского государственно-правового строительства, так как позволяет обойтись без крайне негативных политических, экономических и других социальных последствий, характерных для революционного развития правовой системы.

 

Автор: Надёжин В.И.