25.03.2011 28998

Деятельностная активность личности, мотивы и теории мотивации (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Личность и её активность

2. Мотивы социального поведения и мотивация личности

3. Виды мотивов

4. Мотивация и личность

5. Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма

6. Психоаналитические теории мотивации

7. Гуманистические теории мотивации

8. Когнитивные теории мотивации

9. Теория мотивации достижения успеха и избегания неудачи в профессиональной деятельности

10. Широта и гибкость мотивационной сферы

Резюме

 

1. ЛИЧНОСТЬ И ЕЕ АКТИВНОСТЬ

 

Источником активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Под потребностями подразумевают стремление к тем условиям, без которых невозможно поддерживать свое нормальное физическое и психическое состояние. Потребность - осознаваемое и переживаемое человеком состояние нужды в чем-либо. Осознанные потребности - это желания. Их человек может сформулировать, для их реализации он намечает план действий. Чем сильнее желание, тем энергичнее стремление преодолеть преграды на его пути.

Все наши поступки также мотивируются внутренне в соответствии с нашими врожденными особенностями. Нас больше привлекает деятельность, которая развивает у нас чувство компетентность. Доказательством тому служит факт, что лучших результатов добиваются те, кто сам организовал свою работу и сам следит за тем, чтобы она была хорошо выполнена.

Выбор наших ближайших действий направляют поставленные нами цели и планы на будущее. Чем эти цели для нас важнее, тем с большей силой они ориентируют наш выбор. При этом стимулом для наших действий служат не столько сами цели, сколько намерение их достигнуть.

Будучи существом, наделенным сознанием, человек сам для себя определяет смысл жизни, ее цели и ценности, через которые он характеризует самого себя и намечает перспективы собственного развития. Основные вопросы, которые каждый человек ставит и должен решать, следующие: Кто я есть? Что я могу сделать, чтобы стать тем, кем я хочу быть?

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности - это самоактуализация, стремление к самосовершенствованию и самовыражению. Признание главенствующей роли самоактуализации роднит между собой всех представителей данного теоретического направления в изучении психологии личности, несмотря на значительные расхождения в их взглядах. Это позволяет воспользоваться концепцией Маслоу. На главный вопрос его теории - что такое самоактуализация? - А. Маслоу отвечает следующим образом: Самоактуализирующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело. Они преданы этому делу, оно является чем-то очень ценным для них - это своего рода призвание. Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей, которые как6правило, не могут быть сведены к чему-то еще более высокому Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно возникающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ, от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность выбирает всегда движение вперед.

 

2. МОТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Наше поведение является результатом взаимодействия между происходящим в наших головах и событиями окружающего мира, между нашим ощущением себя и нашим социальным окружением. Как общественные создания, мы приспосабливаем свой мир и свои действия к окружению. В различной степени мы являемся самомониторами, мы обращаем внимание на наше поведение и регулируем его, чтобы произвести желаемой впечатление. На примере ложной скромности, когда люди принижают себя, превозносят будущих конкурентов или публично хвалят друг друга, хотя в глубине души оставляют первенство за собой, объясняется тактика регулирования впечатлений. Посредством саморазрушающегося поведения, чтобы защитить самоуважение, люди порой создают себе препятствия, находя оправдание неудачам.

Источником же активности личности являются различные потребности. В потребностях зависимость от конкретных условий существования личности выступает своей активной стороной как система мотивов. Мотивы - это связанные с удовлетворением определенных потребностей побуждения к деятельности. Если потребности составляют сущность, механизм всех видов человеческой активности, то мотивы выступают как конкретные проявления этой сущности.

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности. Личность как социальный феномен является продуктом исторического развития общества, носителем социальных свойств человека. Личность может пониматься как конкретный индивид, достигший определенного уровня развития, и как научная абстракция, используемая для понимания и объяснения социальных свойств человека. Целостность, стабильность личностной структуры конкретного человека определяется многими факторами, среди которых важное место занимают образ жизни человека, социальные ситуации, поэтому изучение конкретного человека, процесса становления его личности, - это всегда анализ, предполагающий целостное биографическое исследование жизненного пути человека, его творчества и того влияния, который он оказывал на ход событий и других людей. Социально-психологический аспект рассмотрения личности знаменуется понятием социального потенциала человека, критерием этого потенциала является мера содействия развитию духовных сил и способностей других людей.

В поведении человека есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала и до конца в конкретной ситуации. Стимуляция и побуждение связаны с понятием мотива и мотивации. Представления о мотивации возникают при попытке объяснения, а не описания поведения. Это поиск ответов на вопросы типа зачем?, почему?, для какой цели?, ради чего?, какой смысл? Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков. Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. Во втором случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают внешние условия и обстоятельства его деятельности. Социальное поведение человека следует рассматривать как результат непрерывного взаимодействия его позиций с ситуацией. В любом случае мотивационный источник человеческого поведения ученые усматривают исключительно в разуме, сознании, воле человека. Классификация человеческих потребностей по иерархически построенным группам, была предложена Маслоу. У человека, согласно его концепции, с рождения последовательно появляются и сопровождают личностное взросление следующие уровни потребностей: физиологические, в безопасности, в принадлежности, и любви, уважении, самоактуализации.

Многие из мотивационных факторов со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. Это - мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний. Кроме них, личностно характеризуют человека потребность в общении, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям и агрессивность. Это - наиболее значимые социальные мотивы человека, определяющие его отношение к людям.

 

3. ВИДЫ МОТИВОВ

 

Рассматривая поведение человека, анализируя его поступки, необходимо выяснять их мотивы. Только в этом случае можно судить - случаен или закономерен для человека данный поступок, предвидеть возможность его повторения, предотвратить возникновение одних и поощрить развитие других черт личности.

Мотивы могут быть осознанными и неосознанными.

Осознанные мотивы - интересы, убеждения, стремления.

Интересы - это эмоциональные проявления познавательных потребностей человека. Роль интересов в процессах деятельности исключительно велика. Интересы заставляют личность активно искать пути и способы удовлетворения возникшей у нее жажды знаний. Интересы выступают в качестве постоянного побудительного механизма познания. Интересы могут быть классифицированы по содержанию, цели, широте и устойчивости.

По содержанию - воспитание серьезных и содержательных интересов.

По цели - непосредственные интересы вызываются эмоциональной привлекательностью значимого объекта.

По широте - у некоторых людей они могут быть сконцентрированы в одной области, у других распределяются между многими объектами. Гармоническое развитие личности предполагает широту, а не узость интересов. Ценной особенностью личности является многофокусность интересов. Содержательные интересы располагаются в двух-трех не связанных с друг другом областях деятельности.

По устойчивости - устойчивый интерес - одно из свидетельств пробуждающихся способностей человека.

Интересы - это важная сторона мотивации деятельности личности. но не единственная. Существенным мотивом поведения являются убеждения.

Убеждения - это система осознанных потребностей личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами и мировоззрением.

Стремления - это мотивы поведения, которые непосредственно не представлены в данной ситуации, но могут быть созданы как результаты специально организованной деятельности. В связи с тем, что выраженная в виде стремления потребность не получает удовлетворения через специально организованную деятельность, эта категория мотивов способна поддерживать активность личности в течение длительного времени.

Все мотивы, о которых шла речь - осознанные, то есть человек, у которого они возникают, отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей.

К неосознанным мотивам относятся установки, влечения, гипнотические внушения, фрустрационные состояния.

Установки - это неосознанная готовность воспринимать окружающее (события, людей) под определенным углом зрения и реагировать заранее сформировавшимся образом, без полного объективного анализа конкретной ситуации, формируются как на основе личного прошлого опыта человека, так и под влиянием других людей. Установки могут быть положительными и отрицательными, в зависимости от того, отрицательно или положительно готовы мы отнестись к тому или иному человеку или явлению. Такие отрицательные, предвзято закрепившиеся взгляды (все люди - эгоисты, все торговые работники - нечестные люди и т. д.) могут упорно сопротивляться объективному пониманию поступков реальных людей. Восприятие одного и того же явления \может быть разным. Это зависит от их индивидуальных установок.

Влечение - недостаточно отчетливо осознанная потребность, когда человеку не ясно, что влечет его, каковы его цели, что он хочет. Влечение - это этап формирования мотивов поведения человека. Неосознанность влечений преходящая,т.е. потребность, в них представленная, либо угасает, либо осознается.

Гипнотические внушения - могут оставаться неосознанными длительное время, но они носят искусственный характер, сформированы извне. А установки и фрустрации возникают естественным путем, оставаясь неосознанными, определяют поведение человека во многих ситуациях.

Фрустрационные состояния - возникают в результате фрустраций могут вызывать существенные изменения в мотивации человека, побуждая человека к неадекватным реакциям. Фрустрированность человека выступает как мощный неосознанный фактор, она \наблюдается, если человек сталкивается с ситуациями, в которых возникают непреодолимые препятствия к достижению цели, т. е. человек не может удовлетворить какую-либо свою потребность.

 

4. МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТЬ

 

Мотивационные явления, неоднократно повторяясь, со временем становятся чертами личности человека. К таким чертам прежде всего можно отнести мотив достижения успехов и мотив избегания неудачи, а также локус контроля, самооценку, уровень притязаний. Мотив достижения успеха - стремление человека добиваться успехов в различных видах деятельности и общения. Мотив избегания неудачи - относительно устойчивое стремление человека избегать неудач в жизненных ситуациях, связанных с оценкой другими людьми результатов его деятельности. Локус контроля - характеристика локализации причин. Исходя из которых человек объясняет свое поведение и ответственность. Самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств, достоинств, недостатков, своего места среди других людей. Уровень притязаний - желаемый уровень самооценки личности (уровень Я), максимальный успех в том или ином виде деятельности, которого рассчитывает добиться человек.

Личность характеризуют такие мотивационные образования, как потребность в общении (аффилиация), мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Аффилиация - стремление человека быть в обществе других людей, наладить с ними эмоционально-положительные добрые отношения. Антиподом этому мотиву служит мотив отвергания, который проявляется в боязни быть отвергнутым, не принятым. Мотив власти - стремление человека обладать властью над другими людьми, управлять и распоряжаться ими. Альтруизм - стремление человека бескорыстно оказывать помощь другим людям, антипод эгоизм - стремление удовлетворять личные своекорыстные потребности. Агрессивность - стремление человека нанести физический, моральный и имущественный вред другим людям, причинить им неприятность. В значительной части случаев агрессия возникает как реакция субъекта на фрустрацию - психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к цели или к решению задачи.

 

5. РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ МОТИВАЦИИ В РАМКАХ БИХЕВИОРИЗМА

 

Основой активности индивида, с точки зрения бихевиоризма, является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Здесь важно обратить внимание на то, что речь идет только о физиологических нуждах человека, которые по своему содержанию мало отличаются от потребностей животных. Основой любой активности человека, таким образом можно считать потребности пить, есть, испытывать сексуальное удовлетворение, находиться в нормальных температурных условиях.

Люди что-либо делают потому и только потому. Что у них существует неудовлетворенность некоторой физиологической потребности или напряжение, вызванное возникшей нуждой. По мнению большинства классических бихевиористов, основным механизмом мотивации является стремление организма снять, снизить напряжение. Вызванное возникшей нуждой, вновь привести значения физиологических показателей в норму. Данный механизм носит название принципа гомеостаза – при отклонении от нормы система предпринимает некоторые действия с тем, чтобы вернуться в исходное состояние, если же все показатели находятся в пределах нормы, система ничего не делает. Иначе говоря, человек начинает проявлять активность только, когда у него существует некоторая физиологическая нужда (потребность), после же того, как потребность удовлетворена (напряжение снято), соответствующая активность прекращается.

Если та или иная форма поведения привела к снятию напряжения. К удовлетворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникновении соответствующей нужды) растет (закон эффекта), и наоборот, если удовлетворение не наступило, то вероятность повторения данного действия уменьшается.

Специфика поведения определяется не потребностью самой по себе, а особенностями среды, подкреплением. Таким образом, способ поведения не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен – поведение формируется под влиянием факторов среды, определяется структурой подкреплений. А вызывается наличием физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации.

 

6. ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Основоположником психоаналитической традиции был, как известно, З.Фрейд. Одним из центральных положений его теории является убеждение, что любое поведение человека хотя бы частично обусловлено бессознательными импульсами. Основой мотивации поведения, по мнению Фрейда, является стремление удовлетворить врожденные инстинкты – физические потребности организма. Индивид стремится снизить напряжение до минимального уровня. И в этом плане концепция Фрейда сходна с бихевиористской точкой зрения – тот же принцип гомеостаза и снятия напряжения.

Но и есть существенные отличия. Индивид стремится вернуться в некоторое исходное состояние (которое было нарушено рождением и последующим развитием) вплоть до небытия. Основными инстинктами. По мнению Фрейда, являются инстинкты жизни и смерти. Инстинкт жизни может принимать две основные формы – воспроизведение себе подобных(половая потребность) и поддержания жизни индивида (обычные физиологические потребности). Следует отметить, что инстинкт жизни первого типа (половая потребность) играет в концепции Фрейда особенно важную роль. Инстинкт смерти является противоположностью инстинкта жизни и выражается в таких, например, формах поведения, как агрессия, мазохизм, самообвинение, самоуничижение.

На первый взгляд, предположение о существовании инстинкта смерти выглядит по меньшей мере странным. Однако необходимо иметь в виду, что для философских воззрений Фрейда был характерен психический дуализм – подчеркивание борьбы и противостояния двух противоположных начал. Динамика этой борьбы собственно и является основой развития и функционирования как отдельного индивида, так и общества в целом. Все во вселенной стремится к неизбежному распаду. Исчезновению, и жизнь как способ организации. Объединения есть только тот краткий промежуток времени, когда индивид одерживает победу над этим распадом. Но даже в течение этого краткого промежутка времени индивида увлекает за собой инстинкт смерти. Инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос) идут рука об руку – любовь соседствует с ненавистью питание с обжорством, любовь к себе с самоистреблением и саморазрушение.

 

7. ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Гуманистическая традиция в психологии является своего рода антиподом психоаналитических воззрений. Но, как всякие противоположности, психоанализ и гуманистическая доктрина имеют много общих черт.

Философской основой гуманистической психологии является экзистенционализм. Декларирующий самоценность индивида в противовес стремительно нараставшей с начала двадцатого столетия стандартизации цивилизованного общества, призывающий принимать вещи такими,какие они есть, требующий разрешить индивиду самому определять свой путь, отрицающий возможность аналитического, рационального познания человеческой сущности. Теоретические построения психологов, представителей гуманистического направления. Самым непосредственным образом перекликаются с перечисленными положениями экзистенционализма. Г.Олпорт, например, считал, для исследования личности нужны принципиально иные, отличные от традиционных, методы. По его мнению, нормальный взрослый человек функционально автономен. Независим от нужд тела, в основном сознателен, высокоиндивидуален, а не находится во власти вечных, неизменных инстинктов и бессознательного, как полагали психоаналитики.

По мнению К.Роджерса, нормальная личность открыта опыту, ее не нужно контролировать, управлять ею. Нужно просто наблюдать личность и участвовать в происходящих в ней процессах. Человек, в свою очередь, должен доверять своим чувствам, прислушиваться к ним.

Маслоу полагает, что все мотивы инстинктоподобны, имеют врожденный характер. Однако актуализация мотивов зависит от того, удовлетворены ли потребности более низкого уровня. Удовлетворение нижележащих потребностей является необходимым условием перехода на следующий уровень. Механизм движения вверх по лестнице мотивов несколько напоминает процесс шлюзования при движении вверх по течению- пока степень удовлетворения на предыдущем уровне не достигнет необходимого значения, переход на более высокий уровень невозможен. Как утверждает Маслоу, человек стремится подняться все выше и выше по лестнице мотивов. И это стремление в основном определяет его поведение. однако в случае конфликта - когда неудовлетворенными оказываются потребности разных уровней – побеждает низшая потребность.

 

8. КОГНИТИВНЫЕ ТЕОРИИ МОТИВАЦИИ

 

Основным тезисом авторов когнитивных теорий было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений, знания – это не бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют. Проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

Когнитивные теории мотивации, интенсивно разрабатывающиеся в настоящее время, берут свое начало от широко известных работЛ. Фестингера. Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или несколькими когнициями. Когниция – это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановит внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

Когнитивный диссонанс мотивирует, требует своего уменьшения, приводит к изменению отношений, а в итоге – к изменению поведения. Рассматрим два наиболее известных эффекта, связанных с возникновением и снятием когнитивного диссонанса. Один из них возникает в ситуации поведения, противоречащему оценочному отношению человека к чему-либо. Если человек добровольно соглашается сделать что-либо. Несколько несоответствующее его убеждениям, мнению. И если это поведение не имеет достаточного внешнего оправдания (например, вознаграждения), то в дальнейшем убеждения и мнения меняются в сторону большего соответствия поведению. Если, например, человек согласился на поведение, идущее несколько вразрез с его нравственными установками, то следствием этого будет диссонанс между знанием о поведении и нравственными установками, а в дальнейшем последние изменятся в сторону понижения нравственности.

 

9. ТЕОРИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ УСПЕХОВ И ИЗБЕГАНИЯ НЕУДАЧ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Среди мотивов личности значительное место занимают мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудачи. Мотив достижения успеха – это потребность добиваться успехов в разных видах деятельности. Рассматривается как устойчивая черта личности. Мотив избегания неудачи – более или менее устойчивое стремление человека избегать неудач в тех ситуациях жизни, где результат его деятельности оценивается другими людьми.

Необходимо отметить. Что прямой корреляции между деятельностью и силой мотива достижения успехов и избегания неудач психологами не обнаружено, ибо кроме силы и характера мотива достижения успехов. Результаты деятельности зависят от сложности решаемых задач. От достижений любых неудач в прошлом, и от иных причин. Зависимость между мотивацией и достижением успехов в деятельности не носит линейного характера, что особенно ярко проявляется в связи с мотивацией достижения успехов и качества работы. Такое качество является наилучшим при среднем уровне мотивации и, как правило. Ухудшается при слишком низком или слишком высоком.

Важное значение имеет соотношение результатов деятельности и тревожности. Психологическими исследованиями установлено, что деятельность человека в ситуации, порождающей тревожность, непосредственно зависит не от наличия или отсутствия личностной тревожности. Эффективности принятых для ее снижения контрмер и точности когнитивной оценки ситуации.

У людей, прежде всего с ярко выраженной личностной тревожностью. Возможно возникновение чувства беспомощности. Оно возникает чаще всего. когда многочисленные прошлые неудачи ассоциируются в сознании индивида с отсутствием у него способностей, необходимых для успешной и эффективной деятельности, что ведет к потере желания предпринимать дальнейшие попытки и прилагать усилия к выполнению деятельности. В этих случаях наряду со снижением мотивации обычно ощущается нехватка знаний и эмоционально-положительной стимуляции деятельности.

 

10. ШИРОТА И ГИБКОСТЬ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ

 

Мотивационную сферу человека с точки зрения ее развитости можно оценивать по следующим параметрам- широта. Гибкость и иерархизированность.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов – диспозиций (мотивов), потребностей, целей, представленных на каждом из уровней. Чем больше у человека разнообразных мотивов. потребностей и целей. Тем более развитой является мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы характеризует процесс мотивации следующим образом. Более гибкой считается такая мотивационная сфера, в которой для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня.

Например, более гибкой является мотивационная сфера человека, который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива может использовать более разнообразные средства. Чем другой человек. Скажем, для этого индивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только телевидением. Радио и кино, а для другого средством удовлетворения являются также разнообразные книги. Периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера по определению будет более гибкой.

Широта и гибкость характеризуют мотивационную сферу по-разному. Широта – это разнообразие потенциального круга предметов. Способных для данного человека служить средством удовлетворения актуальной потребности, а гибкость – подвижность связей, существующих между разными уровнями иерархической организованной мотивационной сферы – между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизированность – это характеристика строения каждого из уровней организации мотивационной сферы, взятого в отдельности.

Одни диспозиции (мотивы, цели) сильнее других и возникают чаще, другие слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализации мотивационных образований определенного уровня. Тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

 

РЕЗЮМЕ

 

Термином «мотивация» в современной психологии обозначают психические явления. В первом случае, характеризующие совокупность побуждений, вызывающих активность индивида. И детерминирующих поведение. Во втором случае, характеризующих процесс образования, формирования мотивов, характеристики процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Возникновение, продолжительность и устойчивость поведения, его направленность и прекращение после достижения цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта – все это требует мотивационного изменения.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Фрустрация, установка, осознаннные, влечение, мотив, потребность, интересы, убеждения.

 

ГЛОССАРИЙ

 

Мотивация - побуждения, вызывающие активность организма и определяющие его направленность.

Мотив – побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта, или совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Установка – готовность, предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им определенного объекта (или ситуации) и обеспечивающая устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности по отношению к объекту.

Убеждение – осознанная потребность личности, побуждающая действовать в соответствии с ценностными ориентациями.

Когнитивного диссонанса теория – концепция, объясняющая влияние на человеческое поведение системы когнитивных элементов(верований, мнений, ценностей, намерений ит.д.)

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Чем отличаются понятия «мотив» и «мотивация».

2. Перечислите и объясните осознанные и неосознанные мотивы.

3. Иерархическая пирамида потребностей по А. Маслоу.

4. Мотивация достижения успеха, мотив избегания неудачи.

5. Внутренняя и внешняя мотивация.

6. Интересы, желания как важный фактор мотивации личности.

7. Убеждения и их роль в поведении человека.

8. Агрессивность как проявление фрустрации.

9. Широта интересов и всестороннее развитие личности.