26.03.2011 39287

Возрастные особенности развития личности. Психология юношества и зрелости (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Периоды развития личности

2. Традиционное деление жизненного цикла

3. Возрастные оптимумы в развитии личности

4. Особенности социализации личности в подростковом и юношеском возрасте

5. Акмеология

6. Планирование и выбор жизненного пути

7. Нормы и правила дружеских отношений

8. Психологические исследования любви

9. Виды любви

10. Стадии отношений противоположного пола

Резюме

 

1. ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

Как известно, человек в своем развитии проходит несколько возрастных периодов, каждому из которых соответствует расцвет определенных психических функций и свойств личности. Последовательное формирование интеллекта, логической памяти, произвольного внимания, высших эмоций - все это преображает не только внешний облик человека, но и весь рисунок его поведения. Изучением закономерностей психического развития в каждом возрасте занимается специальная отрасль психологии - возрастная психология. Смягчение возрастных кризисов, оптимальное использование наилучших периодов развития тех или иных способностей, т.е. понимание того, чему и как надо учить и какой стиль общения лучше воспринимается в каждом возрасте, - вот кратко круг проблем, которыми она занимается.

Совокупность психологических, субъективных отношений к объективной действительности, предметной деятельности, другим людям и самому себе определяет позицию человека как личности. Позиция является субъективной, деятельностной положения личности в социальной структуре, внутренней стороной его статуса. С другой стороны, совокупность образующих позицию субъективных отношений есть сущность личности, или, по выражению Б.Ф. Ломова, «костяк» внутреннего мира личности и основа ее структурной интеграции, это система координат, позволяющая человеку ориентироваться в окружающем мире.

Важнейшими психологическими предпосылками успешного профессионального самоопределения являются сформированный интеллектуальный потенциал, адекватная самооценка, эмоциональная зрелость и саморегуляция личности.

 

2. ТРАДИЦИОННОЕ ДЕЛЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА

 

В настоящее время жизненный цикл традиционно подразделяется на четыре больших периода-

1. Пренатальный – 266 дней

Стадия зиготы; Стадия эмбриона; Стадия плода.

2. Детство -

Стадия первого детства – от рождения до 3 лет; Стадия второго детства- 3-6 лет; Стадия третьего детства 6-12 лет.

3. Отрочество

Пубертатный период 12-16 лет; Ювенильный возраст 16-18 лет;

Юность 18-20 лет.

4. Зрелость

Стадия ранней зрелости –20-40 лет; Зрелый возраст 40-60 лет;

Завершающий период зрелости- 60-65 лет; Первая старость 65-75 лет;

Преклонный возраст после 75 лет.

 

3. ВОЗРАСТНЫЕ ОПТИМУМЫ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ

 

Е.И. Степанова выделяет 3 макро периода в интеллектуальном развитии взрослых: I- период- от 18 до 25 лет, II- 26-35 лет, III- 36-40 лет.

В период зрелости оптимумы отмечается также в творческой деятельности человека. Известны оптимальные возрастные моменты научного творчества, которые приходятся на возраст 35-45 лет. Однако в разных видах деятельности они не совпадают. Отмечаются такие моменты в хореографии между 20-25 годами, в музыке и поэзии – между 30-35 годами, в философии, науке, политике – в 40-45 лет. Творческая активность ученых разных специальностей во время зрелости имеет целый ряд чередующихся периодов оптимумов и спадов.

Зрелый возраст можно назвать возрастом практической, профессиональной жизни человека. Постановка жизненных задач опирается на уже определенные, на предшествующем этапе принципы и идеалы, жизненные планы человека. Личностное развитие в этот период тесно связано с профессиональными и семейными ролями и его можно кратко охарактеризовать следующим образом.

Нормативный кризис 30-33 лет – обусловлен рассогласованием между жизненными планами человека и реальными возможностями. Человек отсеивает незначимое, пересматривает систему ценностей.

Стабильный период 33-40 лет характеризуется тем, что наиболее успешно в этом возрасте человек делает то, что хочет, он имеет цели, которые ставит и добивается. Человек проявляет грамотность, компетентность в избранной профессии и требует признания.

Таким образом, в период взросления происходит усиление социального развития личности, включение ее в разные сферы общественных отношений и деятельности.

 

4. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

 

Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Таким образом, социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование к подростковому возрасту Я - концепции. Фундаментальное же влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем, это сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и неформальных группах. Однако вместе с тем, семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также в подростковом и юношеском возрасте.

 

5. АКМЕОЛОГИЯ

 

Возникновение акмеологии ознаменовало смену парадигмы в развитии целого ряда наук в научном мировоззрении и социальной практике – произошел переход от рассмотрения человека как некоторой производной общественных явлений к его пониманию как субъекта, личности. способной решать личные и общественно значимые проблемы.

Акмеология – это совершенно новая по своему типу наука, объединяющая методологию, теорию, исследования и разработку методов и – одновременно осуществляющая разработку технологий, способов, практик, которые обеспечивают реальное совершенствование человека. Она уникальна по характеру возникновения н стыке гуманитарных, общественных, естественных и точных наук. Основанием её как комплексного знания явилась именно проблема человека, философски разработанная С.л. Рубинштейном, науковедчески и психологически – Б.Г.Ананьевым.

В силу комплексного характера акмеология соотноситься и взаимодействует с другими науками. Именно по этому столь важную роль играет в ней методология, на уровне которой целенаправленно с помощью методологических принципов и проблем, носящих более универсальный характер, преобразуются данные других наук. Одновременно методологические принципы акмеологии задают операциональные направления, по которым должны интегрироваться и использоваться различные знания.

Обоснованные и описанные общеметодологические и конкретные методологические принципы акмеологии определяют её проблемное пространство, специфику и ориентации её подхода к человеку, социальную и личностную потребность в данной области знания. Они позволяют определить акмеологическую специфику её объекта - развивающейся личности. Субъектный характер этого развития, достигающего высшего уровня.

Эпицентром акмеологического знания является личность, предметом - психическое развитие личности взрослого человека, становление его профессионализма и мастерства, раскрытие и использование творческого потенциала личности, резервы и способы оптимизации её профессиональной деятельности.

Методологическая модель предмета акмеологии выявил переход от реального состояния, качеств и уровня развития личности (и её профессионализма) к будущему идеальному.

 

6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

 

Проблема жизненного пути человека была сформулирована в психологии в целях наиболее полного и адекватного исследования психологических особенностей личности.

Обсуждение в психологии проблемы жизненного пути ведется с помощью целого ряда понятий – жизненный путь, стратегия жизни, жизненная цель, стиль жизни, сценарий жизни.

Жизненный путь – процесс развития человека в качестве субъекта собственной жизни, в ходе которого осуществляется регуляция жизненного процесса и формирование устойчивой, и одновременно пластичной структуры личности. Структурным воплощением жизненного процесса и его позитивной части – жизненной перспективы – становится жизненный план, который представляет собой стратегию жизни. совокупность жизненных тактик образует жизненный сценарий. Существуют два подхода к объяснению процесса структурирования жизненного пути с помощью ее планирования и сценарного воплощения.

Согласно первому подходу, личность осознанно выбирает и регулирует процесс жизни, подчеркивается роль родителей в формировании представлений ребенка о целях и структуре жизненного пути. В конечном итоге человек сам определяет свое отношение к жизни, гармонично или дисгармонично связывая между собой трагедию, драму, комедию.

Второй подход построен на уверенности в преимущественно бессознательном выборе жизненного плана и жизненного сценария, который осуществляется на ранних стадиях развития ребенка.

 

7. НОРМЫ И ПРАВИЛА ДРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

 

Любые человеческие отношения, в том числе и тайные отрицательные, отвечающему этому определению в психологии называют интимными. Интимными называют вражду и одиночество. Поскольку они содержат глубоко личное и сокровенное, такое, что человек не всегда готов раскрыть перед другими людьми.

Дружба определяется как положительные интимные отношения, основанные на взаимной открытости, полном доверии, общности интересов, преданности людей друг другу, их постоянной готовности в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения бескорыстны. В них человек получает удовольствие от того, что доставляет приятное другому, в отличие от любви. Дружба - это в основном отношения между людьми противоположного пола.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными – деловыми или утилитарными, эмоциональными; связанными с удовольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в дружеских отношениях – это равноправие, уважение, умение понять, готовность прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение одного из них ведет к разрушению дружбы. В то время как в интимных отношениях типа любви люди могут отчасти прощать друг другу подобные нарушения ради сохранения связывающих их глубоких чувств.

 

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЛЮБВИ

 

Если дружба – первый акт сближения людей, то любовь заключительный, составляющий вершину человеческой интимности.

Любовь – не только чувство, но и способность любить другого человека, а также возможность быть любимым. Оно требует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом – самосовершенствование. Т.е. поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь – это также искусство, которому надо учиться и в котором надо постоянно совершенствоваться.

Любовь – это такой вид отношений между людьми, который не допускает господства одного человека над другим или беспрекословного подчинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертвует собой ради другой, и каждый не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе составляют неразделимое целое. Каждая сторона или часть которого служит условием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.

Любовь предполагает заботу о другом человеке. Заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этого, там не может быть настоящей любви. Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может любить только его одного. Свои благодатные качества его любовь распространяет на других окружающих людей. Любящий, лично обогащенный этим чувством, избыток его дарит другим людям в виде доброты, сердечности и отзывчивости.

 

9. ВИДЫ ЛЮБВИ

 

Существует несколько видов любви - братская, материнская, эротическая, любовь человека к самому себе, любовь к Богу.

Эротическая – это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и продолжения в потомстве. Этот тип любви является исключительным. Потому что требует предпочтительности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного отношения к нему.

Братская – это любовь между равными, одинаково распространяемая человеком на всех близких ему людей.

Материнская любовь – это любовь сильного к слабому. Защищенного к беззащитному, имущего к неимущему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широком. Социально-психологическом смысле слова вбирает в себя все виды любви, поскольку Бог в душе для верующих означает высшую добродетель и в меру своих жизненных сил и возможностей он старается на деле ее реализовать в своем отношении к людям и к самому себе.

Кроме перечисленных, можно выделить и описать разновидности люби, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к родителям. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающие любви других людей, то она превращается в псевдолюбовь.

 

10. СТАДИИ ОТНОШЕНИЙ ПРОТИВОПОЛОЖНОГО ПОЛА

 

Обычно отношения между людьми противоположного пола проходят три следующие стадии, причем в реальной жизни отношения могут начинаться с любой из них.

1. Стадия влечения – период ухаживаний, свиданий, обмена знаками внимания и т. д.

2. Стадия эмоциональной близости - на этом этапе формируется тонкая нить отношений, позволяющая перейти к доверительным разговорам, откровенности, искренности. То есть все то, что способствует эмоциональному накалу, сближению людей.

3. Стадия – стадия сексуальной близости.

Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна. Потому что в ней нет настоящего чувства и всего того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна.

Идеальное представление о наиболее желаемом объекте – явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. С середины прошлого столетия идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек. А идеалом женщины – примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств – скромностью и деловитостью.

 

РЕЗЮМЕ

 

Для людей любого возраста наличие близких отношений служат важным источником жизненной энергии, эмоционального и физического благополучия. Существование таких отношений, которые мы называем интимными, являются своего рода психологическим амортизатором деловых, бытовых, и личных проблем и потрясений. Возрастная психология изучает возрастную динамику психики человека.

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Подростковый возраст, эгоцентризм, юношеский возраст, аттракция, симпатия, любовь

 

ГЛОССАРИЙ

 

Эгоцентризм – неспособность индивида, сосредотачиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию по отношению к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей прошлому опыту информации.

Аттракция - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного их них для другого.

Любовь – высокая степень эмоционально положительного отношения, выделяющего его объект среди других и помещающего его в центр жизненных потребностей и интересов субъекта.

Симпатия – устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющимся в приветливости, доброжелательности, восхищении.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Предмет возрастной психологии и функции.

2. Генетические и социальные факторы психического развития.

3. Периоды развития личности.

4. Особенности социализации личности в подростковом и юношеском возрасте.

5. Аттракция и эмоциональные отношения у молодёжи.

6. Психологическая природа чувств любви и дружбы.

7. Акмеология и ее основные концепции.

8. Проблема личности и его развития в возрастной психологии.

9. Методы изучения разных возрастных периодов.

10. Психологический анализ аттракции.

11. Критерии любви и верности юношества.

12. Воспитание гражданских и моральных чувств молодёжи.