26.03.2011 18479

Психология групп (курс лекций)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Личность и группа

2. Групповые нормы

3. Виды групп

4. Размер групп

5. Структура группы

6. Конформизм

7. Психологическая совместимость в группе

8. Психологический климат группы и его изучение

9. Лидерство в малых группах

10. Основы и источники власти

Резюме

 

1. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА

 

Во всех определениях личности обязательно подчеркивается ее общественная природа, включенность в ту или иную систему социальных отношений. Любая личность представляет собой своеобразный сплав психологического и социального. Это постоянно проявляется в ее связях с социальным окружением. Давно замечено, что личность будучи членом тех тли иных социальных групп, обычно строит свою деятельность прежде всего с учетом взглядов, существующих в данных группах и в обществе в целом. Эти взгляды обусловлены ценностями и целями группы и находят свое выражение в определенных правилах и стандартах поведения, иначе говоря в социальных нормах. Те или иные нормы могут влиять не только на действия личности, поддающиеся непосредственному наблюдению, но и на такие, порой нелегко распознаваемые психические явления, как, например, установки. Так, принадлежность к какой-либо группе способствует формированию и фиксации соответствующих установок у ее членов. Причем человек часто даже не осознает, что поступая так или иначе, он делает это именно под воздействием общегрупповых взглядов. Групповые нормы выступают в качестве одного из регуляторов поведения личности не только в пределах данной группы, но и при взаимодействии члена какой-либо группы с представителями других социальных групп.

 

2. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ

 

Социальные нормы любых групп выражаются в соответствующих правилах и выступают прежде всего как средство ориентации поведения каждой личности в той или иной ситуации, а также как средство социального контроля за поведением личности со стороны общности людей.

Поведение каждой личности складывается также из отдельных действий в рамках тех или иных социальных ролей. Можно также сказать, что любая роль, как таковая, существует отдельно от личности, выполняющей ее. Конечно, любая личность обычно привносит индивидуальное своеобразие в процесс выполнения той или иной социальной роли. Ее интересы, установки, убеждения могут проявляться при этом явно или неявно. Порой индивид даже стремиться подчеркнуть свою независимость от роли, демонстрируя так называемую ролевую дистанцию. Так, официант может своим поведением показывать посетителям ресторана, что он не только официант, а личность, вынужденно занимающаяся данной работой. Говоря о социальных ролях необходимо отметить, что именно мотивация является той внутренней побудительной силой, которая направляет людей к выполнению определенных социальных ролей.

В течение своей жизни личность испытывает разнообразные воздействия со стороны ряда различных групп, в состав которых она входит. Одни группы существенно влияют на личность во многих проявлениях, другие - незначительно и лишь в отдельных чертах. Сила влияния той или иной группы на личность зависит от многих факторов. Наибольший эффект наблюдается в тех случаях, когда определенная группа является референтной (или эталонной) для данной личности. Так называется группа, с которой личность отождествляет себя в наибольшей степени. Социальные ценности и нормы референтной группы выступают для индивида в качестве эталонов деятельности, хотя сам он порой может не входить в эту группу. Например, подростка не принимают в очень значимую для него более взрослую компанию старшего брата. Этот подросток также может ориентироваться на групповые нормы данной компании, копировать какие-то элементы одежды, формы поведения, лексику членов референтной группы. В социально-психологической литературе подобное явление обозначается специальным термином - предвосхищающая социализация. Имеются в виду определенные усилия индивида, направленные на построение своего поведения в ожидании получения доступа в группу с более высоким социальным статусом.

 

3. ВИДЫ ГРУПП

 

Все разнообразие человеческих групп в обществе можно прежде всего подразделить на первичные и вторичные группы. Первичные - это контактные группы, в которых взаимодействие осуществляется лицом к лицу. И их члены объединены контактной деятельностью. Первичной группой, например, считается семья, потому что это первая для человека группа, в которую он попадает. Первичными группами называются те, которые характеризуются межличностным взаимодействием и солидарностью. В качестве примеров подобных групп можно назвать также компанию друзей или узкий круг коллег по работе. Принадлежность к тем или иным первичным группам сама по себе является ценностью для ее членов и не преследует никаких других целей.

Вторичные группы характеризуются безличным взаимодействием их членов, которое обусловлено теми или иными организационными отношениями. Такие группы противоположны по своей сути первичным. Значимость членов вторичных групп друг для друга определяется не на основе их индивидуальных свойств, а вследствие умений выполнять определенные функции. Люди объединяются во вторичные группы прежде всего стремлением к получению каких-либо экономических, политических или иных выгод.

Нередко группы подразделяются на формальные и неформальные Формальная структура создается для того, чтобы обеспечить выполнение определенных официальных задач. Если из нее выпадает какой-нибудь индивид, то освободившееся место занимает другой - такой же специальности и квалификации. Связи, составляющие формальную структуру, безличны. Группа, основанная на подобных связях, называется формальной.

 

4. РАЗМЕР ГРУПП

 

Одним из самых важных факторов, определяющих свойства группы, является ее размер, численность. Большинство исследователей, говоря о численности группы, начинают с диады, т.е. с соединения двух лиц. Другие ученые полагают, что группа включает в себя не менее трех лиц. Диада представляет собой специфическое человеческое образование. С одной стороны, межличностные связи в диаде могут отличаться большой прочностью (например, влюбленные, друзья). По сравнению с другими группами принадлежность к диаде вызывает гораздо более высокую степень удовлетворенности ее членов. С другой стороны, диаде свойственна и особая хрупкость. Большинство групп продолжает существовать, если лишается одного члена, диада в этом случае распадается. Взаимоотношения в триаде - группе из трех человек - также отличается специфичностью. Каждый из членов триады может действовать в двух направлениях: способствовать укреплению этой группы или наоборот, стремиться к ее разъединению. Экспериментально обнаружено, что в триаде проявляется тенденция к объединению двух членов группы против третьего.

При классификации различных групп по их численности обычно специальное внимание уделяется так называемым малым группам. Такие группы состоят из небольшого числа лиц (от двух до десяти), имеющих общую цель. Нередко термины малая группа и первичная группа используются в одном и том же смысле. Первичная группа характеризуется особенно высокой степенью групповой принадлежности, чувством товарищества. Это всегда характерно для малой группы.

 

5. СТРУКТУРА ГРУППЫ

 

Любая группа имеет ту или иную устойчивую структуру - определенную совокупность относительно устойчивых взаимосвязей между ее членами. Особенности этих взаимосвязей обусловливают всю жизнедеятельность группы, включая продуктивность и удовлетворенность ее членов. Какие же факторы влияют на структуру различных групп. Это прежде всего цели группы. К числу существенных факторов, влияющих на структуру группы, относятся также социально-демографические, социальные и психологические особенности ее членов. Высокая степень однородности группы по таким признакам, как пол, возраст, образование, уровень квалификации и наличие на этой основе общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д. являются хорошей основой для возникновения тесных связей между работниками.

Структура группы с высокой степенью чувства МЫ характеризуется более тесными взаимосвязями ее членов по сравнению со структурой группы, не отличающейся таким единством. Как показывают исследования, степень сплоченности группы зависит от того, насколько принадлежность к ней удовлетворяет потребности ее членов. Факторами, привязывающими человека к группе, могут быть интересная работа, сознание ее общественной важности, престиж группы, наличие друзей.

Структура группы зависит также от ее величины. Наблюдения показывают что связи между членами групп, состоящих из 5-10 человек, обычно прочнее, нежели в больших по численности. Структура небольших групп чаще складывается под влиянием неформальных взаимоотношений. Внутри большой подгруппы, состоящей из 30-40 человек постоянные неформальные контакты всех членов группы невозможны. Внутри такой группы чаще всего возникает несколько неофициальных групп. Таким образом, структура группы в целом по мере ее увеличения все в большой степени будет характеризоваться формальными взаимосвязями.

 

6. КОНФОРМИЗМ

 

Власть удерживать легче, если сама группа оказывает на своих членов постоянное давление, направленное на то, чтобы их действия, мысли и ценности совпадали с поступками, мыслями и ценностями других. В условиях изменчивой и неоднозначной действительности самое простое решение этой проблемы состоит для человека в том, чтобы придерживаться коллективных истин, позволяющих каждому понять тот мир, в котором он живет. В том, кто откланяется от нормы, начинают видеть источник социальной угрозы, и поэтому большинство будет оказывать на него давление, чтобы он вернулся на путь истинный и вновь стал как ВСЕ. Это давление конформности может проявиться в виде насмешек, социального осуждения или даже прямого отторжения отклоняющегося лица. Давление это сказывается на человеке особенно сильно, если тот нуждается в одобрении и поддержке или испытывает тревогу и недостаточно верит в себя. С другой стороны, нонконформист способен успешно сопротивляться давлению группы, если обладает достаточным умом и творческими способностями, проявляет терпимость и чувство долга и, кроме того, верит в себя устойчив к стрессу. Чаще всего именно благодаря таким людям осуществляются нововведения и действуют силы общественного преобразования.

Люди испытывают дискомфорт, когда слишком выделяются на фоне других. Но, по крайней мере в западных культурах, они испытывают некоторое неудобство и тогда, когда выглядят в точности также, как все. Людям нравится ощущать себя неповторимыми, более того, своим поведением люди отстаивают свою индивидуальность. Нам не нравится слишком отличаться от группы, но мы не хотим и выглядеть в точности как все. Поэтому наши действия защищают наше чувство собственной неповторимости и индивидуальности. В группе мы лучше всего осознаем, чем отличаемся от других.

 

7. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ ГРУПП

 

В процессе совместной деятельности членам малой группы необходимо вступать в контакты друг с другом для передачи информации и координации своих усилий. От уровня такой координации всецело зависит продуктивность группы, каким бы видом деятельности ни занимались. В свою очередь, этот уровень есть величина, производная от той или иной степени психологической совместимости членов группы. Что же такое психологическая совместимость?

Самым кратким образом это понятие можно определить как способность членов группы к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании. Совместимость бывает обусловлена как сходством каких-либо одних свойств членов группы, так и различием их других свойств. В итоге это приводит к взаимодополняемости людей в условиях совместной деятельности, так что данная группа представляет собой определенную целостность.

Исследователи, изучающие проблемы психологической совместимости как у нас, так и за рубежом, основное внимание уделяют таким группам, которым приходится выполнять свои задачи в условиях относительной изоляции от социальной среды (космонавты, полярники, участники различных экспедиций). Однако роль психологически совместимых групп важна во всех без исключения сферах совместной деятельности людей. Наличие психологической совместимости членов группы способствует их лучшей срабатываемости и в итоге - большей эффективности труда. В соответствии с данными исследований отмечаются следующие критерии оценки совместимости и срабатываемости: 1) результаты деятельности, 2) эмоционально-энергетические затраты ее участников, 3) их удовлетворенность этой деятельностью.

Можно выделить два основных вида психологической совместимости: психофизиологическую и социально-психологическую. В первом случае подразумевается определенное сходство психофизиологических характеристик людей и на этой основе согласованность их эмоциональных и поведенческих реакций, синхронизация темпа совместной деятельности. Во втором случае имеется в виду эффект оптимального сочетания типов поведения людей в группе, а также общности их социальных установок, потребностей и интересов, ценностных ориентацией.

 

8. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ГРУППЫ И ЕГО ИЗУЧЕНИЕ

 

Социально-психологический климат группы представляет собой состояние групповой психики, обусловленное особенностями жизнедеятельности данной группы. Это своеобразный сплав эмоционального и интеллектуального - установок и отношений, настроений, чувств, мнений членов группы. Все это - отдельные элементы социально-психологического климата.

При обращении к проблемам социально-психологического климата группы одной из важнейших является рассмотрение факторов, влияющих на климат. Эта проблема имеет не только теоретическое, но и прикладное значение. Рассмотрим проблемы социально-психологического климата на примере первичной рабочей группы. Их численность может варьироваться от 3-4 человек до 60 человек и более. Можно сказать, что это клеточка любого предприятия и учреждения. Социально-психологический климат такой ячейки формируется за счет множества разнообразных воздействий. Разделим их условно на факторы макросреды и микросреды. Под макросредой имеется в виду большое социальное пространство, широкое окружение, в пределах которого находится и осуществляет свою жизнедеятельность та или иная организация.

 

9. ЛИДЕРСТВО

 

На группу могут влиять и лидеры. Лидерство является одним из примеров силы личности, процесс посредством которого определенные индивидуумы мобилизуют и ведут за собой группу. Личность лидера безусловно имеет значение. Как правило, именно доминирующая личность берет в свои руки инициативу в ситуациях, в которых участвуют и другие люди. Часто она чувствует, что вынуждена взять на себя ответственность в полной уверенности, что если не вмешаться, то ничего не получится. Сильная личность задает тон и на собраниях, приспосабливаясь к общему сиюминутному настроению, что позволяет ей играть ту роль, которая ей подобает. Такая личность редко руководствуется заранее спланированным сценарием: она любит импровизировать. Она может позволить себе поздравлять других, ободрять их или хвалить в полной уверенности, что ее комплименты будут оценены. Наконец, она умеет проявлять внимание к слабым. Хотя, бесспорно, подобные качества (если они не наиграны) действительно присущи многим людям, пользующимся властью, само по себе их наличия еще не достаточно для того, чтобы их обладатель мог автоматически получить власть. Необходимо также, чтобы у него был вкус и склонность к власти, и особенно, чтобы достижению власти помогали обстоятельства. Чаще всего жажда власти сопровождается сильным желанием брать на себя ответственность и выполнять какие-либо задачи. Человеку, стремящемуся к власти, в значительной степени присущи такие качества, как равнодушие в межличностных отношениях, вкус к торгу и большое удовлетворение от возможности манипулировать другими людьми. Претендующий на командование другими людьми умеет сопротивляться социальному давлению, кроме того, он проявляет известную смелость и оригинальность в решении проблем, а также рвение и настойчивость в преследовании целей.

 

10. ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ

 

Какими преимуществами располагают те, кто имеет власть, что позволяет им манипулировать людьми?

Могут быть выделены четыре основных инструмента (мы рассмотрим их как основы власти), позволяющих влиять на поведение в нужном держателю власти направлении –

Власть, основанная на страхе (например, боязнь увольнения, разглашения личной тайны).

Власть, основанная на убеждении (например, успешная презентация товара может повлиять на заключение договоров).

Власть, основанная на вознаграждении (повышение заработной платы. распределение премии и т.д.).

Власть, основанная на владении важной информацией (особенно если эта информация необходима для принятия решения).

Наряду с понятием основы власти существует понятие источники власти. В первом случае идет речь о том, что дает власть, во втором как прийти к ней.

К числу основных источников власти могут быть отнесены –

- получение формальной власти, предусмотренной структурой организации,

- власть, которую дают определенные личностные качества (харизматические, позволяющие вести людей за собой),

- власть, которую дают знания.

 

 

РЕЗЮМЕ

 

Люди объединяются в группы, чтобы удовлетворить свои потребности. Каждая группа формируется и развивается по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности.

Лидерство – это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Лидер может быть формальным и неформальным. Влияние неформального лидера может быть более значимым

 

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

 

Референтная группа, агрегация, официальная, неофициальная группа, психологическая совместимость, конформизм, социометрия

 

ГЛОССАРИЙ

 

Группа – человеческая общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака, характеризуется взаимодействием.

Конформность - тенденция человека изменять свое поведение под влиянием других людей таким образом, чтобы оно соответствовало мнениям окружающих, стремление приспособить его к их требованиям.

Социометрия – одно из направлений западной психологии, разработанная в русле измерительно-исследовательских процедур, основу которых составляют различные социометрические методики.

Лидерство – отношения доминирования и подчинения, влияния и следования системе межличностных отношений в группе.

Лидер – это индивид, который ведет группу за собой для достижения общих целей.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

 

1. Проблема личности и группы. Классификация групп.

2. Психологические особенности групп и коллектива.

3. Формирование норм поведения в группах.

4. Динамические процессы групп.

5. Социально-психологическая совместимость и её критерии.

6. Социометрическая техника и её применение на практике.

7. Эффективность групповой деятельности.

8. Психологические явления происходящие в коллективе.

9. Природа лидерства.

10. Харизматический лидер.