25.03.2011 13886

Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждении дополнительного образования (О.Ю. Буторина)

 

На правах рукописи

 

Буторина Ольга Юрьевна

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ И ИХ СЕМЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

13.00.03 – коррекционная педагогика

 

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

 

Екатеринбург – 2011

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Актуальность проблемы и темы исследования. Социокультурные условия, экономическая ситуация, сложившиеся в современной России, актуализируют качественную трансформацию системы образования, повышая его доступность для различных категорий населения, в том числе инвалидов.

В России проживает 13 млн. инвалидов, из них около 700 тыс. – это дети-инвалиды. По данным Министерства здравоохранения Российской Федерации наблюдается ежегодный рост числа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, обусловленными врожденными заболеваниями, в том числе церебральным параличом.

Термин «детский церебральный паралич» (ДЦП) трактуется как группа двигательных расстройств, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющихся в недостатке или отсутствии контроля центральной нервной системы за произвольными движениями. Детский церебральный паралич рассматривается как полиэтиологическое заболевание мозга, при котором наблюдается сложная картина неврологических и психических нарушений, проявляющихся в недостаточности двигательной, речевой, зрительной, слуховой и умственной деятельности.

 Около 1,5 млн. детей в Российской Федерации имеют диагноз «детский церебральный паралич». Масштабность проблемы детской инвалидности определяет необходимость принятия комплекса мер по созданию помощи семье, воспитывающей ребёнка-инвалида. Необходимо констатировать тот факт, что государство формирует в основном социально-экономическую политику в отношении инвалидов. Однако проблему необходимо рассматривать шире, не столько в контексте социально-экономических проблем, сколько социально-педагогических. Создание оптимальных условий для успешного обучения и дальнейшего социального развития детей-инвалидов является сегодня одной из важных задач государственной политики, которая требует активного привлечения учреждений дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования – это образовательные учреждения, реализующие дополнительные учебные программы различной направленности, выходящие за пределы основных образовательных программ, в целях всестороннего удовлетворения потребностей граждан, общества, государства. Учреждения дополнительного образования обладают значительным потенциалом для реализации прав детей с ограниченными возможностями на полноценное развитие, но этот потенциал пока мало используются в работе с детьми, страдающими церебральным параличом, и с их семьями.

В научной литературе рассматриваются отдельные стороны жизнедеятельности ребенка с ДЦП, связанные с развитием речи, становлением физических, социально-бытовых навыков, с реализацией прав на образование (И. Ю. Левченко, А. А. Наумов, И. А. Смирнова, Н. М. Трубникова), изучаются возможности комплексного развития и реабилитации ребенка с ДЦП в условиях учреждений дошкольного и школьного образования, а также профильных медико-социальных учреждений – реабилитационных центров (Л.О. Бадалян, М. В. Ипполитова, Т. В. Зозуля, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Е. Р. Смирнова, Т. И.Черняева, Л. М. Шипицына). В отличие от недавнего советского прошлого, современные авторы отмечают значимость участия семьи в реабилитации ребенка-инвалида и предлагают те или иные методы объединения усилий педагогов и родителей (И. В. Добряков, О. В. Защиринская, Е. В. Кулагина, Е. П. Смирнова, О. В. Солодянкина и др.), но клубная деятельность, как одно из реабилитационных средств ими не рассматривалась.

Следует отметить, что изучение клубной деятельности имеет богатую историю в нашей стране, начиная с трудов Е. Н. Медынского, В. А. Зеленко, С. Т. Шацкого и заканчивая современными исследователями (И. Н. Ерошенков, Ю. С. Моздокова, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, Н. Н. Ярошенко). Однако содержание и организация клубной деятельности, в отношении воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов, в частности, имеющих ДЦП, выпадает из поля зрения научных интересов обозначенных авторов.

Таким образом, актуальность темы на социально-педагогическом уровне определяется тем, что в стране в настоящее время можно наблюдать парадоксальную, но в целом вполне типичную для трансформационных периодов ситуацию, которая характеризуется пробелом между законами, декларирующими права ребёнка-инвалида на развитие, образование, и фактическим отсутствием механизмов их реализации. Имеют место явные и латентные нарушения конституционных прав и свобод детей-инвалидов на то, чтобы жить и воспитываться в семье, на получение полного среднего образования и дополнительных образовательных услуг, на доступ к информационным, рекреационным и другим жизненным ресурсам.

На научно-теоретическом уровне актуальность темы определяется недостатком работ, посвященных анализу деятельности учреждений дополнительного образования в процессе воспитания, обучения и реабилитации детей с ограниченными возможностями, в частности, и реализации клубных форм работы с семьей ребенка-инвалида, в целом.

На научно-методическом и практическом уровне актуальность обусловлена тем, что существующие методики и технологии коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в основном предназначены для системы дошкольного и основного образования и не предполагают использование потенциала клубной деятельности для развития ребенка и оказания комплексной помощи его семье. Оказание помощи родителям в воспитании и обучении детей-инвалидов – это выражение уважения со стороны образовательных учреждений их жизненному выбору к воспитанию ребенка с инвалидностью в семье, а не в государственном интернатном учреждении. Для детей с ДЦП, воспитывающихся в семьях и живущих далеко от крупных городов, существуют ограниченные возможности для получения необходимых услуг, в том числе образовательных.

Отсюда вытекает проблема необходимости таких широко доступных организационных форм дополнительного образования, которые бы удовлетворяли потребностям детей с ДЦП и их родителей. Таким образом, нами выявлены несоответствия и противоречия между:

– значимостью участия родителей ребёнка с ДЦП в реабилитационной работе в условиях клубной деятельности и недостаточностью научных исследований по организации взаимодействия учреждений дополнительного образования с семьёй ребёнка с ДЦП;

– необходимостью существования методически проработанной педагогической технологии взаимодействия учреждения дополнительного образования с семьёй ребёнка с ДЦП и отсутствием таковой в существующей практике организации клубной деятельности с данной категорией детей и их семьями определили тему исследования: «Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждении дополнительного образования».

Цель исследования: разработать и апробировать педагогическую модель организации клубной деятельности детей, страдающих церебральным параличом, и их семей в учреждении дополнительного образования.

Объект исследования: дополнительное образование детей-инвалидов.

Предмет исследования: клубная деятельность детей с церебральным параличом и их семей в учреждении дополнительного образования.

Ограничение исследования: Поскольку привлечение всех членов семьи на практике оказывается не всегда возможным, в качестве основного партнера для взаимодействия с педагогами клубного объединения мы рассматриваем матерей детей с церебральным параличом, проживающих в условиях малого города.

Исходя из актуальности, цели, объекта и предмета исследования выдвинута следующая гипотеза:

– предполагается, что клубная деятельность по сравнению с другими организационными формами дополнительного образования может обеспечить наиболее благоприятные условия для развития и обучения ребёнка с ДЦП;

 – вероятно, для расширения сферы взаимодействия учреждений дополнительного образования с семёй ребёнка-инвалида клубная деятельность должна включать несколько направлений, позволяющих реализовать досуговую, творчески-развивающую, воспитательно-образовательную и реабилитационную функции дополнительного образования;

 – повышение эффективности коррекционно-реабилитационного процесса клубной деятельности возможно обеспечить, вовлекая в клубную деятельность ближайшее окружение ребёнка с ДЦП, прежде всего матерей, которых необходимо обучить определённым знаниям и навыкам, повышая их реабилитационную культуру через экспериментальную обучающую программу.

 

Исходя из цели и гипотезы, были поставлены следующие задачи исследования:

1. Изучить потребности детей-инвалидов и их семей, которые могут быть удовлетворены в учреждении дополнительного образования.

2. Определить роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей-инвалидов.

3. Выявить специфику клубной деятельности в учреждениях дополнительного образования в отношении детей-инвалидов, а также педагогические и организационные условия ее реализации в отношении детей с ДЦП и их семей.

4. Определить содержательные компоненты педагогической модели организации клубной деятельности детей с ДЦП и их семей.

5. Разработать педагогическую модель клубной деятельности детей с ДЦП и их родителей и экспериментальным путём проверить технологию взаимодействия с родителями (матерями) детей с ДЦПдля вовлечения их в клубную деятельность.

Методологической основой исследования являются:

- гуманистический подход в образовании (Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский), в том числе в системе дополнительного образования (О. И. Грекова, В. П. Голованов, А. Я. Журкина, М. Б. Коваль, А. Б.Фомина, А. И. Щетинская);

- технологический подход к организации педагогической деятельности (А.С. Белкин, В. П. Беспалько, Е. В. Коротаева, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин);

- социально-педагогический подход в работе с детьми-инвалидами и их семьями (М. А. Галагузова, И. А. Липский, Л. В. Мардахаев, Р. В. Овчарова, Л. Я. Олифиренко);

- концепция развития, обучения и воспитания детей-инвалидов (Л. С. Выготский, А. Р. Маллер, М. Монтессори, В. О. Скворцова) в том числе детей с различными формами ДЦП (Л. Т. Журба, М. В. Ипполитова, И.Ю.Левченко, А. А. Наумов, Е. П. Смирнова, Н. М. Трубникова);

- системный и комплексный подход в реабилитации детей с ДЦП (О.А.Алексеев, Л. О. Бадалян, Т. В. Зозуля, В. В. Коркунов, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова, Т. И. Черняева, Л. М. Шипицына);

- принципы клубной деятельности (И. Н. Ерошенков, Ю. С. Моздокова, А. В. Сасыхов, Ю. А. Стрельцов, В. В. Туев, С. Т. Шацкий).

Нормативно-правовую основу исследования составили Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями); Конвенция ООН «О правах ребёнка»; «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Семейный кодекс Российской Федерации и другие нормативные документы федерального и регионального уровней.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы исследования использовались следующие методы:

- теоретические: историко-логический анализ литературы по проблеме исследования, анализ базовых понятий исследования, синтез; теоретическое моделирование, прогнозирование;

- эмпирические: педагогическое наблюдение и педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), количественный анализ результатов исследования осуществлён с использованием Т-критерия Вилкоксона, анкетирование, тестирование, очная беседа, анализ документов (рабочие журналы, отчёты, планы, социальный паспорт семьи).

Организация исследования: исследование проводилось поэтапно: первый этап (2005-2006) включал изучение и анализ психолого-педагогической, медицинской, социологической литературы по проблемам детей-инвалидов и их семей, существующих для них видов помощи и учреждений. Определение методологического инструментария и понятийно-категориального аппарата исследования, формулировка темы исследования и разработка основных концептуальных положений.

Второй этап (2007-2009) был связан с разработкой и апробацией педагогической модели организации клубной деятельности детей с ДЦП и их семей в учреждении дополнительного образования.

Третий этап (2010-2011) включал анализ и теоретическое обобщение результатов экспериментальной работы; оформление диссертационного исследования; разработка методических рекомендации для педагогов, участвующих в работе с детьми-инвалидами и их семьями.

База исследования: клуб «Милосердие», существующий на базе Дома детского творчества в г. Качканар Свердловской области. В исследовании приняли участие 52 ребёнка-инвалида, в том числе непосредственно по апробации педагогической модели клубной деятельности приняли участие 28 детей с различными формами ДЦП, а также их матери (28 человек). В экспериментальной работе участвовали 6 педагогов дополнительного образования, 1 социальный педагог, 1 коррекционный педагог, 1 специалист социальной работы и 1 медицинский работник.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

– определены социокультурные и психологические потребности ребенка-инвалида и его семьи, которые могут быть удовлетворены в учреждении дополнительного образования в процессе клубной деятельности: это потребности в развитии творческих способностей ребенка, реализации его физических и интеллектуальных возможностей; потребность в эмоциональной поддержке родителей, повышении их психолого-педагогической информированности; потребность в расширении социальных контактов ребенка и семьи в целом, в интересных и экономически доступных формах организации досуга;

– выявлена специфика клубной деятельности по сравнению с другими организационными формами дополнительного образования инвалидов, которая заключается: 1) в отсутствии возрастных ограничений участников; 2) в комплексном сочетании разнообразных направлений, методов и форм педагогической деятельности, нацеленных не только на детей, но и на их родителей; 3) в соблюдении принципа партнерства в процессе неформального общения участников клуба и в процессе реализации обучающих программ;

– разработана педагогическая модель организации клубной деятельности детей с ДЦП и их семей, включающая четыре направления: 1) декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство; 2) музыкальное творчество; 3) организация праздничных и досуговых мероприятий; 4) обучение родителей по комплексной программе «Помоги себе сам», в ходе которых реализуются такие функции клубной деятельности как досуговая, творчески-развивающая, воспитательно-образовательная и реабилитационная; уточнена профессиональная роль социального педагога в рамках предложенной модели организации клубной деятельности.  

– обозначены педагогические условия функционирования данной модели: добровольное включение детей и родителей в орбиту клубной работы, поддержание партнерских доверительных отношений между участниками клубного объединения и педагогами; отсутствие жёстких требований и образовательных стандартов, создание креативной клубной атмосферы; а также организационные условия необходимые для организации клубной деятельности: привлечение к работе клуба необходимых специалистов, территориальная доступность клубного объединения для семьи ребенка-инвалида.              

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– уточнено определение клубной деятельности в отношении детей с ДЦП и их семей, под которой мы понимаем одну из организационных форм дополнительного образования, представляющую собой добровольное объединение детей и родителей, чьи общие интересы, потребности и проблемы находят отражение как в процессе неформального общения, так и в процессе специально организованного группового и индивидуального взаимодействия со специалистами, реализующими обучающие программы, повышающие реабилитационный потенциал семьи ребенка с ДЦП;

– обоснована целесообразность применения технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ДЦП в условиях клубного объединения, данная технология представляет собой поэтапную педагогическую деятельность специалистов и самих родителей, основанную на принципе партнерства и направленную на повышение реабилитационной культуры матерей, вовлечение их в процесс клубной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что:

– предложена педагогическая модель организации клубной деятельности, позволяющая в условиях любого муниципального образования обеспечить необходимую педагогическую помощь родителям в воспитании и обучении детей с ДЦП через клубные формы работы, используя материальные, кадровые и образовательные ресурсы дополнительного образования;

– разработана технология взаимодействия сродителями (матерями), воспитывающими детей с ДЦП, включающая пять взаимосвязанных этапов (поисково-информационный, диагностический, проективный, реализации обучающих программ и аналитический) и позволяющая объединить в рамках учреждения дополнительного образования детей, родителей и специалистов;

– разработана экспериментальная обучающая программа для родителей «Помоги себе сам», направленная на повышение реабилитационной культуры и активности родителей, необходимых в процессе обучения и воспитания детей с ДЦП;

– разработаны методические материалы для специалистов: «Паспорт семьи ребёнка с ДЦП»; портфолио для педагогов, реализующих программы дополнительного образования; раздаточный материал (информационные письма, рекламные проспекты, портфолио воспитанников) для родителей.

Результаты исследования могут быть использованы специалистами, работающими с детьми-инвалидами, в образовательных и социальных учреждениях.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и научных выводов обеспечиваются исходными методологическими положениями, применением комплекса методов, адекватных цели и задачам исследования; репрезентативностью эмпирических данных, личным участием автора на всех этапах экспериментальной работы, статистически обработанным материалом, Для сопоставления результатов до и после проведения эксперимента использовался Т-критерий Вилкоксона.

Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной педагогики и специальной психологии Института специального образования, кафедры истории и теории социальной работы Института социального образования ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».

Выводы исследования апробированы и положительно оценены на Международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Екатеринбург, 2006, 2007, 2008, 2009; Новосибирск, 2006; Магнитогорск, 2006; Муром, 2007; Саратов, 2006; Самара, 2006), а также на областном телевидении (г. Екатеринбург, 14.05.08) в рамках программы, посвященной проблеме реабилитации инвалидов.

Содержание исследования нашло отражение в 16 публикациях автора, в том числе в 2 центральных изданиях (Москва, 2007, 2010). Предложенная автором педагогическая модель организации клубной деятельности внедрена в практическую работу клуба «Милосердие», функционирующего на базе Дома детского творчества, г. Качканар.

Теоретическому анализу и апробации результатов исследования способствовал 18-летний опыт работы клуба «Милосердие» и пятилетний опыт работы диссертанта в качестве социального педагога данного клуба.

Положения, выносимые на защиту:

1. Вопреки сложившейся практике обучения и воспитания детей-инвалидов,где учреждения дополнительного образования играют незначительную роль, мы утверждаем, что данные учреждения, с их возможностью мобильно реагировать на потребности учащихся через реализацию индивидуально-ориентированных образовательных программ и услуг, могут в полной мере отвечать психологическим и социокультурным потребностям ребенка-инвалида и его семьи.

2. Клубная деятельность является наиболее приемлемой формой дополнительного образования для ребенка с ДЦП и его семьи, призванной объединить детей и взрослых, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, связанные с социальной дезадаптацией и социальной недостаточностью инвалидов, которые решаются как в процессе неформального общения, так и в процессе специально организованного группового и индивидуального взаимодействия со специалистами, реализующими обучающие программы, повышающие реабилитационный потенциал семьи ребенка с ДЦП.

3. В отличие от традиционных методик кружковой работы, мы предлагаем педагогическую модель организации клубной деятельности детей с ДЦП и их семей, включающую четыре направления дополнительного образования: 1) декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство; 2) музыкальное творчество; 3) организация праздничных и досуговых мероприятий; 4) обучение родителей детей с ДЦП по экспериментальной программе «Помоги себе сам». Успешность реализации этих направлений зависит от соблюдения ряда педагогических условий: вовлечение родителей (матерей) в клубную деятельность, поддержание партнерских отношений между участниками и руководителями клубного объединения; отсутствие жёстких образовательных стандартов, создание креативной клубной атмосферы за счет комплексного использования различных форм организации общения и досуга.

Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и 3 приложений. Общий объем работы составляет 207 страниц, библиографический список включает 205 наименований.

 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Наличие проблемы детской инвалидности в нашей стране ставит перед государством задачу создания оптимальных условий для успешного социального развития, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями. Одним из таких условий, на наш взгляд, является активное использование учреждений дополнительного образования как инструмента социально-педагогической помощи семье в процессе воспитания и обучения ребенка-инвалида, в частности ребенка с церебральным параличом. Для этого необходимо учитывать, с одной стороны, особенности и потребности такой категории детей и их семей, а, с другой, характерные черты учреждений дополнительного образования, их задачи, принципы, функции, формы организации педагогического процесса. Эти вопросы рассмотрены в первой главе нашего исследования «Теоретические основы клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей».

Интеллектуальная недостаточность в сочетании с физическими ограничениями существенно снижает социальную включенность детей с ДЦП во все сферы жизнедеятельности, ограничивает доступность образовательных услуг учреждений дошкольного и общего школьного образования, резко сужает социальные контакты семьи. По данным нашего исследования, в котором участвовало 52 респондента, 29% семей с ребёнком-инвалидом стали реже общаться со знакомыми и родственниками, 27% выделяют проблемы, связанные с другими детьми в семье, 44% семей испытывают недостаток времени на отдых, чтение, хобби.

Руководствуясь собственным опытом работы и результатами эмпирических исследований, мы пришли к выводу, что к наиболее значимым психологическим и социокультурным потребностям, удовлетворение которых возможно в рамках дополнительного образования, относятся: 1) потребности ребенка, связанные с развитием его физических и интеллектуальных возможностей, а также с радостью общения, познанием мира, переживанием «ситуации успеха» и повышением самооценки в процессе творческой деятельности, организованной с учетом индивидуальных особенностей детей-инвалидов; 2) потребности родителей в знаниях, умениях, навыках, помогающих справляться с текущими задачами воспитания и обучения ребенка-инвалида; в новых психологических стимулах, положительных впечатлениях и эмоциональной поддержке, которые могут быть получены в процессе взаимодействия со специалистами или неформального общения с людьми, хорошо понимающими проблемы инвалидов и имеющими собственный опыт их решения; 3) потребности, семьи в целом, в расширении социальных контактов, в интересных и экономически доступных формах организации досуга, в улучшении психологического климата за счет организации совместной занятости детей и взрослых в творческой деятельности.

Удовлетворение этих потребностей создало бы благоприятные условия для адекватной социализации детей-инвалидов, гармонизации их личностного развития, а также способствовало бы повышению реабилитационной культуры родителей и, прежде всего, матерей.

В отличие от других авторов (О. И. Витвар, А. Г. Московкина, Е. Р. Смирнова, В. В. Ткачёва и др.), которые изучали особенности семей детей-инвалидов, в ходе нашего исследования мы акцентировали внимание на роли матери как главном возможном источнике помощи ребёнку с ДЦП. Мать, воспитывающая ребёнка с ДЦП, является самым близким, самым заинтересованным лицом, обеспечивая ребёнку не только уход (иногда пожизненный ввиду особенностей ДЦП), но и его развитие. Для этого ей необходимо, владеть реабилитационной культурой, под которой мы понимаем комплекс специальных знаний, умений и ценностей, необходимых для воспитания и обучения ребенка с ДЦП; занимать активную жизненную позицию, преодолевая существующие трудности социализации ребенка-инвалида. Однако большинство матерей, как правило, «застревают» на этапах решения экономических, психологических, медицинских проблем, проявляя непонимание потребностей и социальных перспектив ребенка, что в итоге усиливает его социальную дезадаптацию и социальную недостаточность.

Согласно Федеральному Закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная недостаточность – это социальные последствия нарушения здоровья, это такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнять лишь ограниченно или совсем не справляется с обычными для его пола и возраста ролями в жизни. На наш взгляд, социальная недостаточность является не только следствием врожденного или приобретенного нарушения здоровья, но и результатом дискриминации инвалидов, т.е. явным или завуалированным нарушением их прав, в том числе на получение образовательных услуг. За последние два десятилетия положение инвалидов в нашем обществе постепенно меняется в лучшую сторону, а вместе с изменением социального заказа корректируются цель, задачи и принципы работы учреждений дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования в контексте нашего исследования рассматриваются как особое образовательное пространство, которое способно удовлетворить потребности детей-инвалидов и их семей в педагогической и психологической помощи, быстро и мобильно реагируя на разнообразие мотивов и потребностей социума, предлагая свои материальные, кадровые, образовательные ресурсы для предотвращения социальной дезадаптации и дискриминации детей-инвалидов и их родителей.

Специфика дополнительного образования (добровольность, вариативность, профильность, практическая направленность, мобильность и др.) даёт возможность обеспечить каждому ребенку, в том числе и ребёнку-инвалиду индивидуальную траекторию развития и повысить реабилитационный потенциал семьи в целом. Реабилитационный потенциал, по нашему убеждению, составляет совокупность как субъективных факторов, присущих каждой конкретной семье (уровень реабилитационной культуры семьи, уровень реабилитационной активности, характер отношения к ребёнку-инвалиду, состояние психологического климата), так и объективных, отражающих социально-экономическое положение семьи, которое во многом определяет степень доступности существующих образовательных, медицинских, психологических услуг.

Для детей с ДЦП учреждения дополнительного образования могут оказаться единственной образовательной средой, где обучение и воспитание осуществляется в процессе групповых и индивидуальных развивающих программ, реализуемых как в самом учреждении, так и на дому, где формируется новый круг общения и вовлечения в творческую деятельность не только ребёнка с ДЦП, но и его ближайшего окружения, прежде всего, матерей.

Однако, анализируя немногочисленный отечественный опыт работы учреждений дополнительного образования с инвалидами, мы видим, что их деятельность имеет ряд существенных ограничений: посещение ребёнком учреждения дополнительного образования часто предполагается лишь в каникулярное время, либо рассчитано на детей только с сохранным интеллектом. Учитывая, что от 30% до 50% детей с ДЦП, страдают в той или иной степени интеллектуальными отклонениями, подобная организация помощи не отвечает их потребностям. Кроме того, в учреждениях дополнительного образования пока недостаточно внимания уделяется непосредственному общению и партнерству педагогов и родителей. По нашему убеждению, потребности детей-инвалидов и их родителей наиболее полно удовлетворяются в условиях клубной деятельности.

Обобщая существующие представления, можно определить клуб как общественную организацию, объединяющую группу взрослых и детей в целях общения, совместного досуга, имеющую определённую тематическую направленность, с присущими только ей традицией, символикой, стилем и методами работы, которые дают возможность максимально учитывать особенности участников клубной деятельности.

Под клубной деятельностью с семьёй ребёнка с ДЦП в учреждении дополнительного образования мы понимаем организационную форму дополнительного образования, представляющую собой добровольное объединение детей и родителей, имеющих общие интересы, потребности и проблемы, обусловленные наличием инвалидности, которые решаются как в процессе неформального общения, так и в процессе специально организованного группового и индивидуального взаимодействия со специалистами (педагогами дополнительного образования, социальным педагогом, коррекционным педагогом), реализующими обучающие программы.

Задачи клубных объединений идентичны задачам всей системы дополнительного образования и связаны с организацией досуга, общением, самореализацией личности, но отсутствие возрастных ограничений, комплексное использование разнообразных направлений, методов и форм педагогической деятельности, нацеленных не только на детей, но и их родителей, является принципиальным отличием клуба от других организационных форм дополнительного образования. Использование клубных форм работы с детьми, страдающими церебральным параличом, в отличие от традиционной кружковой работы дает возможность взаимодействовать не только с детьми, но и их семьями, что расширяет возможности клубной деятельности, которая помимо досуговой, творчески-развивающей, воспитательно-образовательной функций способна выполнять и реабилитационную функцию, повышая реабилитационный потенциал семьи.

Содержание клубной деятельности с детьми ДЦП и их семьями отражено во второй главе нашего исследования: «Экспериментальная работа по организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей в учреждении дополнительного образования».

Следует отметить, что в г. Екатеринбурге накоплен большой опыт работы медико-социальных реабилитационных центров («Бонум», «Особый ребёнок», «Талисман»), а положительные примеры систематического участия учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей-инвалидов – единичны (например, Центр дополнительного образования детей «Дворец молодёжи», реализующий областной проект «Добрых рук мастерство»), что касается муниципальных образований Свердловской области, то чем дальше от областного центра, тем недоступнее становятся любые услуги, помогающие в воспитании и обучении ребенка-инвалида, поэтому 18-летний опыт работы клуба «Милосердие» заслуживает пристального внимания.

В настоящее время клуб «Милосердие» объединяет более 50 воспитанников, имеющих статус «ребенок-инвалид», из них 28 детей имеют различные формы ДЦП. Дети принимаются в клуб независимо от уровня интеллекта, ограничений передвижения. Педагогический коллектив клуба работает по лицензированной образовательной программе «Хочу, могу, умею», рассчитанной на детей-инвалидов. Эта программа методически обеспечивает несколько направлений деятельности клуба:1) декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство; 2) музыкальное творчество «Весело поём»; 3) организация праздничных и досуговых мероприятий. Образовательная программа «Хочу, могу, умею» реализуется через индивидуальные и групповые занятия в клубе, занятия на дому, массовые мероприятия.

Опыт работы клуба показывает, что одним из важнейших условий успешной реализации программы «Хочу, могу, умею» является активное участие родителей детей-инвалидов в каждом из направлений деятельности клуба. Усилия педагогов могут оказаться «нулевыми», если нет партнёрства и понимания со стороны самого близкого для ребёнка человека – его матери, в противном случае работа клуба сводится к кружковой работе. Поэтому в предлагаемой нами модели организации клубной деятельности (рис. 2) помимо рассмотренных трех, обязательным является наличие четвёртого направления вовлечение родителей (матерей) детей с ДЦП в клубную деятельность через освоение экспериментальной образовательной программы «Помоги себе сам».

Разрабатывая содержание данной программы и технологию ее реализации, мы опирались на исследования А. С. Белкина, В. П. Беспалько, Е.В. Коротаевой, Г. К. Селевко, В. А. Сластенина, касающиеся технологического подхода в образовании. Технология взаимодействия с родителями, воспитывающими детей с ДЦП, должна содержать пять этапов: поисково-информационный, диагностический, планирования, реализации обучающей программы и аналитический (рис. 1).

 

Технологии взаимодействия учреждения дополнительного образования с родителями детей с ДЦП

 

Поисково-информационный этап нацелен на привлечение внимания семей, воспитывающих детей с церебральным параличом, к деятельности клуба «Милосердие». В процессе диагностического этапа выявляются основные проблемы и потребности детей и родителей. На этапе планирования определяются взаимные обязательства сторон: с одной стороны, участников объединения, а с другой, педагогов и других специалистов. Реализация обучающей программы «Помоги себе сам» нацелена на вовлечение родителей (матери) и детей с ДЦП в процесс клубной деятельности. Аналитический этап необходим для подведения итогов, внесения корректив в дальнейшую работу.

Представленная технология осуществляется в течение учебного года (20-22 недели) при участии педагогов дополнительного образования, коррекционного педагога, юриста, медицинского работника и социального педагога, который является центральной фигурой в организации данного процесса.

Вовлечение матерей, воспитывающих детей с ДЦП, в клубную деятельность через освоение экспериментальной образовательной программы «Помоги себе сам» мы рассматриваем как обязательное педагогическое условие, способствующее осуществлению основных функций клубной деятельности: досуговой, творчески-развивающей, воспитательно-образовательной и реабилитационной. Другими важными педагогическими условиями, необходимыми для реализации предложенной нами модели организации клубной деятельности, являются: а) поддержание партнерских отношений между участниками и педагогами клубного объединения; б) отсутствие жёстких требований и образовательных стандартов, регламентирующих клубную деятельность; в) создание креативной клубной атмосферы за счет комплексного использования различных форм организации общения и досуга. Наличие в клубе необходимых специалистов и территориальную доступность клубного объединения мы рассматриваем как необходимые организационные условия успешности клубной деятельности.

В ходе освоения программы «Помоги себе сам» мамы наших воспитанников постепенно из объекта помощи становятся активными субъектами педагогической деятельности и полноправными членами клуба. Это женщины, которые обладают достаточными знаниями и навыками; уверенно выбирают и выстраивают отношения между специалистами; имеют чёткое представление об особенностях развития ребёнка; предъявляемые требования к ребёнку носят разумный и систематический характер; постоянно пытаются изыскать новые источники помощи и специалистов, в том числе и педагогов; охотно включаются в предложенную им деятельность и принимают в ней активное участие. Это те характеристики субъективности, когда женщина из объекта помощи, становится субъектом – «параспециалистом» («равный консультант») в условиях клубной деятельности. Об этом свидетельствует проведенная нами экспериментальная работа.         

Основная цель экспериментальной работы заключалась в апробации предложенной нами модели организации клубной деятельности (рис. 2) и реализации технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ДЦП, для вовлечения их в клубную деятельность. Для оценки эффективности данной технологии мы определили следующие индикаторы: 1) количество участников клубного объединения на начало и конец учебного года; 2) степень удовлетворенности родителей полученными образовательными услугами и участием в клубной деятельности; 3) изменение отношения матери к ребёнку с ДЦП, его проблемам; 4) уровень реабилитационной культуры и уровень активности матерей, воспитывающих детей с ДЦП.

Педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом и их семей

 

Для оценки обозначенных индикаторов использовались следующие измерительные методики:

– анкеты «Опросник родительского отношения к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья» (А. Я. Варга и В. В. Столин); и «Реабилитационная культура» (М. А.Беляева), предназначенные для оценки отношения матери к ребёнку, к его проблемам, воспитанию, умения взаимодействовать с ребёнком, уровня реабилитационной культуры матерей;

– разработанный нами «Паспорт семьи ребёнка с ДЦП»;

– метод очной беседы, наблюдения, анализ учебной документации (учебные журналы, сводки посещаемости, переход в другие направления дополнительного образования), метод «обратной связи» – письменные («Книга отзывов и предложений») и устные отзывы.

Итоги диагностики уровня реабилитационной культуры родителей (матерей), воспитывающих детей с ДЦП, отражены в табл.1. Для достоверности расчетов использовали критерий Вилкоксона (Тэксп < Ткр для p ≤ 0,01).

Уровень реабилитационной культуры матерей

Высокий уровень реабилитационной культуры мы констатируем у тех матерей, которые имеют чёткие представления об особенностях развития ребёнка и возможностях его реабилитации, предъявляют разумные и систематические требования к нему, уверенно выстраивают отношения со специалистами, охотно включаются в клубную деятельность.

Средний уровень реабилитационной культуры характеризуется поверхностным представлением об особенностях развития ребенка и его реабилитации, понимание важности воспитания и образования ребёнка сочетается с непоследовательностью действий, начатое не доводится до конца; женщины этой группы не достаточно активны в совместных занятиях с ребенком.

Низкий уровень реабилитационной культуры характеризуется отсутствием представлений о целях и задачах реабилитации ребенка; наличием хронических затруднений в решении проблем, связанных с инвалидностью ребёнка; низкой активностью в рамках направлений работы клуба.

Сравнительные данные психолого-педагогической диагностики по определению типа отношения матери к ребёнку с ДЦП при реализации технологии взаимодействия, отражены в табл. 2. Для достоверности расчетов использовали критерий Вилкоксона Тэксп < Ткр для p ≤ 0,05.

Характер родительских отношений до и после реализации технологии взаимодействия

 

Статистические данные количества детей-инвалидов в клубе «Милосердие» на начало и конец учебного года приведены табл. 3.

 

Динамика изменения количества детей-инвалидов в клубе «Милосердие» на начало и конец учебного года

 

Таким образом, результаты экспериментальной работы дают возможность проследить положительную динамику показателей по каждому из выбранных индикаторов в ходе реализации технологии взаимодействия с родителями (матерями) детей с ДЦП, осуществляемой в рамках разработанной нами педагогической модели организации клубной деятельности детей с ДЦП и их семей в учреждении дополнительного образования.

Заключение представлено теоретическим обобщением результатов исследования и сформулированы общие выводы:

1. Изменение государственной идеологии в 90-е годы ХХ века заметно изменило в лучшую сторону систему обучения детей-инвалидов в Российской Федерации, тем не менее, положения декларации ООН «О правах инвалидов» пока не реализованы в полной мере. Огромная роль в реализации прав инвалидов и гуманизации образования, на наш взгляд, принадлежит учреждениям дополнительного образования. Специфика дополнительного образования (добровольность, вариативность, практическая направленность, мобильность и др.) даёт возможность обеспечить каждому ребенку-инвалиду индивидуальную траекторию развития и предоставить социально-педагогическую помощь его семье.

2. В отличие от других категорий семей, семьи, воспитывающие детей с церебральным параличом, имеют ряд особенностей. Инвалидность ограничивает доступность образовательных и рекреационных услуг (особенно вдали от крупных мегаполисов), увеличивает материальные затраты, сужает круг общения и выступает постоянным стрессогенным фактором. Переживание инвалидности актуализирует целый ряд потребностей, в том числе психологические (потребность в эмоциональной поддержке, повышении самооценки, новых положительных стимулах и др.) и социокультурные (развитие ребенка через вовлечение в творческую деятельность, повышение информированности родителей, организация досуга и др.), которые могут быть удовлетворены в учреждении дополнительного образования.

3. Наиболее приемлемой формой организации дополнительного образования для детей с ДЦП является клубная деятельность. Отсутствие возрастных и интеллектуальных ограничений, комплексное использование разнообразных направлений, методов и форм педагогической деятельности, нацеленных не только на детей, но и их родителей, отличает клуб от других организационных форм дополнительного образования. Цель клубной деятельности детей с церебральным параличом, заключается в предупреждении социальной дезадаптации и социальной недостаточности через удовлетворение психологических и социокультурных потребностей всех участников объединения; одной из важных задач клубной деятельности является повышение реабилитационного потенциала семьи, складывающегося из реабилитационной культуры и реабилитационной активности родителей, их отношения к ребенку, его проблемам и потребностям.

4. Разработана и апробирована педагогическая модель организации клубной деятельности детей с церебральным параличом, и их семьями. Данная модель отражает цель, принципы, функции клубной деятельности и четыре направления их реализации: 1) декоративно-прикладное творчество и изобразительное искусство; 2) музыкальное творчество; 3) организация праздничных и досуговых мероприятий; 4) обучение родителей по экспериментальной программе «Помоги себе сам». Определен комплекс педагогических и организационных условий, необходимых для функционирования данной модели в условиях учреждения дополнительного образования.

5.Уточнены функциональные обязанности социального педагога в учреждении дополнительного образования, в условиях клуба, который выступает координатором и одним из разработчиков образовательных программ, предназначенных для детей с ДЦП и их семей.

6. Разработана и апробирована технология взаимодействия с родителями (матерями) детей с ДЦП для вовлечения их в клубную деятельность через освоение образовательной программы «Помоги себе сам», которую мы расцениваем как обязательное педагогическое условие, способствующее осуществлению функций клубной деятельности. Данная технология включает пять этапов, каждый из которых имеет свою цель, задачи, методы работы с семьей. В процессе разработки и апробации заявленной технологии мы акцентировали внимание на роли матери как главном возможном источнике помощи ребёнку с церебральным параличом, поэтому в качестве основного партнера для взаимодействия мы рассматриваем именно матерей.

7. Представлено программно-методическое обеспечение предложенной модели организации клубной деятельности детей с ДЦП их семей, разработанное нами или с нашим непосредственным участием, включающее: 1) необходимую документацию (анкеты, социально-педагогический паспорт семьи); 2) методические разработки для специалистов: программа (1), брошюры; схемы и таблицы; 3) раздаточный материал и памятки для педагогов и родителей.

8. Определены перспективы совершенствования предложенной модели - усиление взаимодействия с другими ведомствами и организациями, увеличение числа наших постоянных спонсоров; использование Интернет-ресурсов (что тесно связано с пополнением материальной базы клуба) для введения новых форм общения и обучения детей и родителей (матерей); проведение тематических психологических тренингов; регулярное проведение акции «Подари радость ребёнку», призванную привлекать внимание официальных органов и оказывать влияние на общественное мнение для преодоления дискриминации в отношение к инвалидам.

Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях:

Статьи в рецензируемых научных изданиях, включенных в реестр ВАК МОиН РФ:

 1. Буторина, О. Ю. Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дополнительного образования /О. Ю. Буторина // Образование и наука. Известия Уральского отделения Российской академии. – Екатеринбург, 2007. – №7 (11). – С. 132–137 (0, 3 п. л.).

2. Буторина, О. Ю. Роль учреждений дополнительного образования в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Буторина // Вестник Томского государственного педагогического университета. – Томск, 2009. – № 5 (83). Педагогика.– С. 45– 47 (0, 2 п.л.).

3. Буторина, О. Ю. Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей-инвалидов / О. Ю. Буторина, М.А.Беляева // Педагогическое образование в России. – Екатеринбург : УрГПУ, 2010. – №1. – С. 39–46 (0,4/0, 2 п.л.).

4. Буторина, О.Ю. Об опыте воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Буторина // Воспитание школьников. – М., 2010. – № 7. – С. 40 – 44 (0,3 п.л.).

В других изданиях:

5. Буторина, О. Ю. Гуманистическая направленность в системе современного дополнительного образования / О.Ю. Буторина // «Педагогический профессионализм в современном образовании» : сборник материалов международной науч-практ. конф. / НГПУ – Новосибирск, 2006. – С. 399–404 (0, 3 п. л.).           

6. Буторина, О. Ю. Дополнительное образование в системе социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями /О.Ю. Буторина // «Социальная педагогика и социальная работа ХХ1в. : проблемы и перспективы развития» : сборник материалов международной науч-практ. конф. / МаГУ – Магнитогорск, 2006. – С. 87–89 (О, 1 п. л.).

7. Буторина, О. Ю. Профессиональные качества социального работника, необходимые в работе с ребенком-инвалидом и его семьей / О. Ю. Буторина // «Социальные науки : опыт и проблемы подготовки специалистов социальной работы» : материалы VI Всероссийской науч-практ. конф. / РГППУ – Екатеринбург, 2006. – С. 52–54 (0, 1 п. л.).      

8. Буторина, О. Ю. Работа с семьёй ребёнка-инвалида, в условиях учреждения дополнительного образования          / О. Ю. Буторина // «Социально-педагогическая деятельность : проблемы и перспективы» : материалы науч.-практ. конф./СамГУ – Самара, 2006. – С. 138–143 (0, 2 п. л.).

9. Буторина, О. Ю. Учреждения дополнительного образования, как фактор социализации детей и подростков / О. Ю. Буторина // «Социальная педагогика : диалог теории и практики» : материалы международной научно-практической конф. – Саратов: Научная книга, 2006. – С. 357–360 (0,2 п. л.).

10. Буторина, О. Ю. Декоративно-прикладное творчество в системе дополнительного образования, как средство реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Буторина // «Педагогические системы развития творчества: творческий потенциал дополнительного образования» : материалы V Международной науч.-практ. конф. в 4 ч. / УрГПУ – Екатеринбург, 2006. – Ч. 3. – С. 202–206 (0, 2 п. л.).         

11. Буторина, О. Ю. К вопросу об образовании детей-инвалидов /О. Ю. Буторина // «Современное открытое образовательное пространство: проблемы и перспективы»: материалы международной науч.-практ. конф./ УрГПУ – Екатеринбург, 2007. – С. 191-192 (0, 1 п.л.).

12. Буторина, О. Ю. Содержание медико-социальной помощи детям - инвалидам с ДЦП и их семьям / О. Ю. Буторина // «Социальные технологии в различных сферах жизнедеятельности : теория и практика» : материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / РГСУ – Муром, 2007. – С. 214–216 (0, 1 п. л.).

13. Буторина, О. Ю. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья / О. Ю. Буторина // Дополнительное образование и воспитание. – М., 2007. – №7. – С. 54–56 (0, 2 п. л.).

14. Буторина, О. Ю. Технологии творчества в воспитании и обучении детей-инвалидов / О. Ю. Буторина // «Педагогические системы развития творчества» : материалы Международной науч.-практ. конф., в 3 ч. / УрГПУ – Екатеринбург, 2007. – Ч. 2. – С.105–108 (0,2 п.л.).

15. Буторина, О. Ю. Социально-педагогическая реабилитация как социально значимое направление работы с семёй ребёнка-инвалида / О. Ю. Буторина // Социальное образование: теория и практика: материалы Всероссийского круглого стола работников социального образования / УрГПУ – Екатеринбург, 2008. – С. 97–101 (О, 2 п.л.).

16. Буторина, О. Ю. Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья в системе дополнительного образования / О. Ю. Буторина // Социальная педагогика: традиции и инновации: материалы Всероссийского конгресса социальных педагогов, в 4 ч. / УрГПУ– Екатеринбург, 2009. – Ч. 1. – С. 224–227 (О, 3 п.л.).