25.03.2011 14691

Образцы структуры и содержания дипломных работ по логопедии

 

ТЕМА: Логопедическая работа по развитию фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития.

1.1. Формирование фонематических функций в онтогенезе.

1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности дошкольников с задержкой психического развития.

1.3. Формирование речи и речевые нарушения у дошкольников с задержкой психического развития.

1.4. Современное состояние проблемы изучения фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование особенностей фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы.

2.3. Содержание методики исследования фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития.

Глава 3. Особенности фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (анализ экспериментальных данных).

3.1 Состояние сукцессивных функций, слухового внимания, слухоречевой памяти и мыслительных операций у детей с задержкой психического развития.

3.2. Состояние звукопроизношения у детей с задержкой психического развития.

3.3. Состояние фонематического восприятия у детей с задержкой психического развития.

3.4. Состояние фонематического анализа у детей с задержкой психического развития.

3.5. Состояние фонематического синтеза у детей с задержкой психического развития.

3.6. Состояние фонематических представлений у детей с задержкой психического развития.

Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы.

Глава 4. Логопедическая работа по формированию фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития.

4.1. Цель, задачи и организация формирующего эксперимента.

4.2. Содержание предварительного этапа логопедической работы по формированию фонематических функций у детей с задержкой психического развития.

4.3. Содержание основного этапа логопедической работы по формированию фонематических функций у детей с задержкой психического развития.

4.4. Результаты формирующего эксперимента и оценка эффективности предложенной методики логопедической работы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА: Сравнительный анализ особенностей формирования фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

 

Введение.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

1.1. Лингвистические представления о фонематической системе языка.

1.2. Развитие фонематических функций в онтогенезе.

1.3. Сравнительная характеристика клинико-психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

1.4. Современные представления о нарушениях формирования фонематических функций у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования и характеристика детей экспериментальных групп.

2.2. Теоретические основы и содержание методики исследования фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Особенности фонематических функций у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

3.1. Состояние фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

3.2. Состояние фонематического анализа у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

3.3. Состояние фонематического синтеза у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

3.4. Состояние фонематических представлений у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Формирование фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

4.1. Дифференцированный подход в процессе коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

4.3. Содержание логопедической работы по коррекции нарушений фонематических функций у дошкольников с задержкой психического развития и с общим недоразвитием речи.

4.3.1. Развитие у детей фонематического восприятия.

4.3.2. Формирование у детей навыков фонематического анализа и синтеза.

4.3.4. Развитие у детей фонематических представлений.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА: Особенности нарушений просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией и пути логопедической работы по их устранению.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией.

1.1. Современные представления о просодических компонентах речи.

1.2. Овладение просодическими компонентами речи в онтогенезе.

1.3. Этиология, механизмы и симптоматика стертой дизартрии.

1.4. Состояние проблемы изучения просодических компонентов речи у детей со стертой дизартрией.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование состояния просодических компонентов речи у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Содержание методики исследования просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Глава 3. Особенности просодических компонентов речи у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

3.1. Особенности восприятия и воспроизведения темпа речи у детей со стертой дизартрией.

3.2. Особенности восприятия и воспроизведения громкости речи у детей со стертой дизартрией.

3.3. Особенности восприятия и воспроизведения интонации высказывания детьми со стертой дизартрией.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по развитию просодических компонентов речи у детей среднего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

4.1. Цель, задачи и организация логопедической работы по развитию просодических компонентов речи у дошкольников в системе коррекции стертой дизартрии.

4.2. Содержание логопедической работы по развитию просодических компонентов речи у дошкольников со стертой дизартрией.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА: Особенности нарушений развития импрессивной речи у дошкольников с психической депривацией и пути логопедической работы по их коррекции.

 

Введение.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения и коррекции нарушений речи у дошкольников с психической депривацией.

1.1. Определение и виды психической депривации.

1.2. Особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся в учреждениях закрытого типа.

1.3. Особенности развития и нарушений речи у дошкольников с психической депривацией.

1.4. Коррекционно-воспитательная работа в условиях дошкольного детского дома.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Изучение особенностей развития импрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с психической депривацией.

2.1. Цель, задачи, методы, организация исследования и характеристика испытуемых детей.

2.2. Теоретическое обоснование методики исследования импрессивной речи у дошкольников с психической депривацией.

2.3. Содержание методики исследования импрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с психической депривацией.

Глава 3. Особенности развития импрессивной речи у детей старшего дошкольного возраста с психической депривацией (результаты констатирующего эксперимента).

3.1. Особенности слухового восприятия и слухового внимания у дошкольников с психической депривацией.

3.2. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с психической депривацией.

3.3. Особенности импрессивного словаря у дошкольников с психической депривацией.

3.4. Особенности восприятия предложений у дошкольников с психической депривацией.

3.5. Особенности восприятия текста у дошкольников с психической депривацией.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Направления коррекционной работы по развитию импрессивной речи у дошкольников, страдающих психической депривацией.

4.1. Теоретическое обоснование содержания коррекционной работы.

4.2. Характеристика основных этапов и направлений коррекционной работы.

4.2.1. Развитие неречевых функций и активизация психических процессов путем предъявления ребенку стимулов из окружающей среды.

4.2.2. Развитие импрессивной речи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА: Сравнительный анализ нарушений понимания и использования уступительных логико-грамматических конструкций у больных с афазией и пути логопедической коррекции.

 

Введение.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения аграмматизма при афазии.

1.1. Этиология, симптоматика и формы афазии.

1.2. Проявления аграмматизма при афазии.

1.3. Лингвистическая характеристика уступительных конструкций.

1.4. Трудности понимания логико-грамматических конструкций, выделенные А. Р. Лурия в синдроме семантической афазии.

1.5. Трудности понимания и использования логико-грамматических конструкций при разных формах афазии.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование нарушений понимания и использования уступительных логико-грамматических конструкций у больных с разными формами афазии.

2.1. Цель, задачи, методы и организация констатирующего исследования. Характеристика больных, составивших экспериментальную группу.

2.2. Теоретические основы констатирующего эксперимента и содержание методики исследования у больных с афазией понимания и использования уступительных логико-грамматических конструкций.

Глава 3. Особенности нарушений у больных с разными формами афазии понимания и использования уступительных логико-грамматических конструкций.

3.1. Понимание больными уступительных логико-грамматических конструкций.

3.2. Повторение больными уступительных конструкций

3.3. Договаривание больными уступительных конструкций

3.4. Самостоятельное использование больными уступительных конструкций.

3.5. Сравнительный анализ результатов исследования у больных с разными формами афазии Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по совершенствованию в речи больных с афазией уступительных конструкции.

4.1 Логопедическая работа с больными с семантической афазией

4.2. Логопедическая работа с больными с моторной афазией.

4.3. Логопедическая работа с больными с сенсорной афазией Заключение.

Список использованной литературы

Приложение (протоколы обследования больных с афазией)

 

ТЕМА: Логопедическая работа по формированию простых предложений в речи детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений формирования предложений в речи детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

1.1. Лингвистические основы проблемы изучения синтаксического строя речи.

1.2. Овладение предложением в онтогенезе.

1.3. Этиология и синдромокомплекс моторной алалии.

1.4. Современные представления о нарушении овладения предложением у детей с моторной (экспрессивной) алалией.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование нарушений формирования предложений у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Содержание методики исследования нарушений формирования предложений у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией

Глава 3. Причины и проявления нарушений формирования предложений у детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

3.1. Особенности пассивного и активного словаря у детей с алалией.

3.2. Особенности воспроизведения звуковой и слоговой структуры слов у детей с алалией.

3.3. Особенности словоизменения у детей с алалией.

3.4. Способность детей с алалией к повторению предложений.

3.5. Особенности самостоятельного построения предложений у детей с алалией.

3.6. Характеристика групп детей с моторной алалией, выделенных на основе сформированности у них способности к продуцированию предложений.

Глава 4. Логопедическая работа по формированию простых предложений в речи детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

4.1. Теоретические основы методики логопедической работы.

4.2. Цели, задачи, и организация логопедической работы.

4.3. Содержание методики формирования простых предложений в речи детей младшего дошкольного возраста с моторной алалией.

4.4. Организация формирующего эксперимента и анализ его результатов. Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Таблицы, отражающие результаты количественного анализа экспериментальных данных.

Приложение 2. Конспекты логопедических занятий с детьми.

 

ТЕМА: Нарушения формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития и пути их логопедической коррекции.

Введение.

Глава 1. Научно-теоретические предпосылки исследования лексики у детей с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

1.1. Этиология и проявления общего недоразвития речи и задержки психического развития у детей дошкольного возраста.

1.2. Овладение лексикой в онтогенезе.

1.3. Современные представления о процессах овладения лексикой детьми с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Обобщение анализа теоретических предпосылок исследования.

Глава 2. Исследование лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей с ОНР и с ЗПР, участвовавших в исследовании.

2.2. Методика исследования состояния лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Глава 3. Особенности нарушений формирования лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития (результаты констатирующего эксперимента).

3.1. Состояние у детей с ОНР и с ЗПР предметной лексики.

3.2. Сформированность у детей обобщающих понятий.

3.3. Состояние у детей глагольной лексики.

3.4. Состояние у детей словаря прилагательных и наречий.

3.5. Особенности подбора детьми антонимов.

3.6. Особенности подбора детьми синонимов.

3.7. Особенности процесса актуализации слов.

3.8. Особенности объяснения детьми значения слова.

3.9. Состояние у детей слухоречевой памяти и мыслительных операций.

3.10. Сравнительная характеристика нарушений формирования лексического строя речи у дошкольников с ОНР, с ЗПР.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

4.1. Теоретические основы логопедической работы по формированию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.

4.2. Критерии дифференцированного подхода в организации и содержании логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

4.3. Содержание логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА:Особенности нарушений формирования речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и пути логопедической работы.

 

Введение.

Глава 1. Современные представления о нарушениях развития речи у дошкольников с задержкой психического развития.

1.1. Развитие речи в онтогенезе.

1.2. Задержка психического развития как медико-психолого-педагогическая проблема.

1.3. Современное состояние проблемы изучения нарушений развития устной речи у детей с ЗПР.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование нарушений формирования речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2.1. Цели, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Теоретическое обоснование и содержание методики исследования устной речи дошкольников с ЗПР.

Глава 3. Особенности нарушений формирования речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (анализ результатов исследования).

3.1. Особенности фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР.

3.2. Особенности лексики у дошкольников с ЗПР.

3.3. Особенности грамматического строя и связной речи у дошкольников с ЗПР. Обобщение результатов исследования, выводы.

Глава 4. Основное содержание логопедической работы по коррекции нарушений формирования речи у дошкольников с задержкой психического развития.

4.1. Особенности организации логопедической работы с детьми с ЗПР. Дифференцированный подход в коррекции.

4.2. Коррекция нарушений фонетико-фонематической стороны речи у дошкольников с ЗПР.

4.3. Основное содержание логопедической работы по развитию лексики у дошкольников с ЗПР.

4.4. Основное содержание логопедической работы по развитию грамматического строя речи у дошкольников с ЗПР.

4.5. Основное содержание логопедической работы по развитию связной монологической речи у дошкольников с ЗПР.

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

 

ТЕМА:Особенности нарушения словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пути логопедической работы по его преодолению.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы проблемы исследования словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1. Словообразование как раздел языкознания.

1.2. Формирование словообразования в онтогенезе.

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.4. Состояние проблемы изучения словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование нарушения словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Психолого-педагогическая характеристика детей экспериментальной группы.

2.2. Содержание методики исследования словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Особенности нарушения словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.1. Состояние у детей с ОНР словообразования существительных.

3.2. Состояние у детей с ОНР словообразования глаголов и причастий.

3.3. Состояние у детей с ОНР словообразования прилагательных. Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Пути коррекции нарушения словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4.1. Организация и задачи логопедической работы по формированию словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4.2. Содержание логопедической работы.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Конспекты логопедических занятий.

 

ТЕМА:Пути логопедической работы по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы исследования словаря у дошкольников с церебральным параличом.

1.1. Лингвистические представления о лексической системе языка.

1.2. Развитие лексики в онтогенезе. Факторы, влияющие на ее развитие.

1.3. Современное представление о сложной структуре речевого дефекта в синдроме детского церебрального паралича.

1.4. Состояние проблемы изучения словаря у детей с церебральным параличом.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование словаря у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.

2.1. Цель, задачи, методы и организация констатирующего исследования.

2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей, участвовавших в исследовании.

2.3. Содержание методики исследования у детей старшего дошкольного возраста у дошкольников с церебральным параличом.

Глава 3. Особенности словаря у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом (по результатам констатирующего эксперимента).

3.1. Состояние пассивного словаря у детей с церебральным параличом.

3.2. Состояние активного словаря у детей с церебральным параличом.

3.3. Парадигматические отношения в словаре детей с церебральным параличом.

3.4. Синтагматические отношения в словаре детей с церебральным параличом.

3.5. Уровень обобщенности слов у детей с церебральным параличом.

3.6. Актуализация словаря детьми с церебральным параличом в связной речи.

3.7. Особенности состояния слухоречевой памяти и мыслительных операций у детей с церебральным параличом.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента: характеристика индивидуально-типологических особенностей лексического развития дошкольников с церебральным параличом.

Выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 4. Логопедическая работа по формированию словаря у детей старшего дошкольного возраста с церебральным параличом.

4.1. Организация логопедической работы и критерии дифференцированного подхода к детям.

4.2. Содержание предварительного этапа логопедической работы.

4.3. Содержание основного этапа логопедической работы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Особенности нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и пути логопедической работы по их преодолению.

 

Введение.

Глава 1. Состояние проблемы изучения грамматического строя речи у детей с задержкой психического развития.

1.1. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе.

1.2. Современные научные представления о задержке психического развития у дошкольников.

1.3. Исследования особенностей формирования речи и нарушений развития грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Научно-теоретические предпосылки методики изучения грамматического строя речи у дошкольников с задержкой психического развития.

2.3. Методика исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Глава 3. Особенности нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

3.1. Состояние грамматического строя импрессивной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

3.2. Состояние грамматического строя экспрессивной речи у дошкольников с задержкой психического развития.

3.2.1. Морфологические нарушения у дошкольников с задержкой психического развития.

3.2.2. Синтаксические нарушения у дошкольников с задержкой психического развития.

3.2.3. Нарушения словообразования у дошкольников с задержкой психического развития.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента: характеристика индивидуально-типологических особенностей грамматического строя речи дошкольников с задержкой психического развития.

Выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 4. Пути коррекции нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

4.1. Организация логопедической работы и критерии дифференцированного подхода.

4.2. Содержание логопедической работы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

 

Введение.

Глава 1. Проблема изучения формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1. Причины и проявления общего недоразвития речи у дошкольников.

1.2. Усвоение словоизменения в онтогенезе.

1.3. Состояние проблемы изучения формирования словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обобщение анализа литературы, выводы.

Глава 2. Исследование словоизменения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Научно-теоретические основы и содержание методики исследования словоизменения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Особенности нарушений словоизменения у детей среднего дошкольного возраста общим недоразвитием речи (анализ данных экспериментального исследования).

3.1. Особенности словоизменения существительных у детей с ОНР.

3.2. Особенности словоизменения глаголов у детей с ОНР.

3.3. Особенности словоизменения прилагательных у детей с ОНР.

3.4. Особенности словоизменения числительных у детей с ОНР.

3.5. Особенности словоизменения местоимений у детей с ОНР. Обобщение и выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 4. Логопедическая работа по коррекции нарушений словоизменения у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4.1. Организация логопедической работы и реализация дифференцированного подхода к детям.

4.2. Цель, задачи и организация формирующего эксперимента.

4.3. Содержание логопедической работы.

4.4. Анализ результатов формирующего эксперимента.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Логопедические игры и упражнения.

Приложение 2. Конспекты логопедических занятий.

 

ТЕМА:Нарушения формирования лексики у дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью и пути их коррекции.

Введение.

Глава 1. Историко-теоретические основы вопроса изучения формирования лексики у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

1.1. Лингвистические представления о лексической системе языка.

1.2. Формирование лексической системы речи в онтогенезе.

1.3. Этиология и симптомокомплекс выраженной интеллектуальной недостаточности у детей дошкольного возраста.

1.4. Современное состояние проблемы изучения формирования лексики и коррекции ее недоразвития у дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Обобщение литературных данных.

Глава 2. Исследование лексики у детей старшего дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика обследованных детей.

2.3. Научно-теоретические основы и содержание методики исследования лексической стороны речи у дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Глава 3. Особенности словаря детей старшего дошкольного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью (по данным констатирующего исследования).

3.1. Состояние зрительного и слухового восприятия, внимания, памяти и способности к аналитико-синтетической деятельности у дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

3.2. Представления дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью об окружающей действительности.

3.3. Состояние звукопроизношения и способности воспроизводить звуко-слоговую структуру слов у дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

3.4. Пассивный словарь дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

3.5. Активный словарь дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента: характеристика нарушения формирования лексики у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью; характеристика выделенных по результатам исследования подгрупп детей.

Выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по формированию лексики у дошкольников с выраженной интеллектуальной недостаточностью.

4.1. Организация и направления логопедической работы в зависимости от степени выраженности недоразвития лексики у дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.

4.2. Содержание логопедической работы по формированию у детей неречевых функций.

4.3. Содержание логопедической работы по формированию у детей лексического состава речи и способности к актуализации словаря в процессе коммуникации.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА:Особенности нарушений формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пути логопедической коррекции.

Введение.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения формирования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1. Понимание связной монологической речи с позиций психолингвистического подхода.

1.2. Структура речевого дефекта у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.3. Состояние вопроса изучения особенностей формирования связной описательно-повествовательной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование состояния связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Теоретические основы и содержание методики исследования связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Особенности нарушений связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (результаты констатирующего исследования).

3.1. Особенности составления детьми с ОНР связного описания предметов.

3.2. Особенности составления детьми с ОНР сюжетного рассказа.

3.3. Особенности творческого рассказа детей с ОНР.

Обобщение и выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 4. Пути логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

4.1. Теоретические основы логопедической работы по формированию связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи.

4.2. Обучение детей навыкам составления связного рассказа.

4.3. Формирование у детей навыков составления связного (сюжетного) рассказывания.

4.4. Закрепление и развитие у детей навыков рассказывания.

4.5. Формирование у детей навыков творческого рассказывания. Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

Конспекты логопедических занятий.

 

ТЕМА:Пути логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием .

1.1. Психофизиологические предпосылки формирования письма у детей.

1.2. Современные представления по проблеме детской дисграфии.

1.3. Состояние проблемы профилактики дисграфии у дошкольников. Обобщение анализа литературы, выводы.

Глава 2. Исследование состояния речевых и неречевых психических функций, значимых для овладения письмом, у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Цель, задачи, организация исследования. Характеристика детей, участвовавших в исследовании.

2.2. Научно-теоретическое обоснование и содержание методики изучения речевых и неречевых психических функций у дошкольников.

Глава 3. Особенности развития речевых и неречевых психических функций, значимых для овладения письмом, у детей старшего дошкольного возраста.

3.1. Состояние у дошкольников словарного запаса.

3.2. Состояние у дошкольников грамматического строя речи.

3.3. Сформированность у дошкольников навыков языкового анализа и синтеза.

3.4. Состояние у дошкольников зрительно-пространственных функций.

3.5. Состояние у дошкольников зрительного и слухового внимания.

3.6. Состояние у дошкольников зрительной и слуховой памяти.

3.7. Состояние у дошкольников мыслительных операций.

3.8. Сформированность у дошкольников графомоторных навыков. Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

4.1. Основные задачи и ведущие принципы логопедической работы по профилактике дисграфии у дошкольников.

4.2. Содержание работы по совершенствованию у детей неречевых психических функций.

4.3 Содержание работы по совершенствованию у детей речи и языковых способностей.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Наглядный материал, использованный в констатирующем исследовании.

 

ТЕМА:Пути логопедической работы по профилактике аграмматической дисграфии у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы профилактики аграмматической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

1.1. Психофизиологическая структура процесса письма и речевые предпосылки его формирования.

1.2. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе и особенности его формирования у дошкольников с ОНР.

1.3. Причины и проявления аграмматической дисграфии.

1.4. Современное состояние проблемы профилактики дисграфии у дошкольников с недоразвитием речи.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование состояния грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы.

2.2. Содержание методики исследования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.

Глава 3. Особенности нарушений грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

3.1. Состояние у детей словарного запаса и актуализации слов.

3.2. Особенности у детей функций словоизменения и словообразования.

3.3. Состояние у детей грамматического строя речи на уровне предложения.

3.4. Состояние у детей грамматического строя речи на уровне связного текста. Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Пути логопедической работы по профилактике аграмматической дисграфии у дошкольников с общим недоразвитием речи.

4.1. Роль и место логопедической работы по профилактике аграмматиче-ской дисграфии в системе коррекционного воздействия по преодолению у дошкольников общего недоразвития речи.

4.2. Содержание работы по предупреждению у детей аграмматических ошибок на уровне слова.

4.3. Содержание работы по предупреждению у детей аграмматических ошибок на уровне предложения.

4.4. Содержание работы по предупреждению у детей аграмматических ошибок на уровне связного текста.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА:Особенности оптико-моторных затруднений при письме у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи и пути логопедической коррекции.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения оптико-моторных затруднений при письме у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи.

1.1. Развитие двигательных и оптических функций в онтогенезе и их роль в процессе овладения детьми письмом.

1.2. Клинико-психолого-педагогические особенности младших школьников с общим недоразвитием речи.

1.3. Нарушения письма (дисграфии), связанные с неполноценностью у детей двигательных и оптических функций.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование оптических и двигательных функций у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи с нарушениями овладения письмом.

2.1. Цель, задачи, методы и содержание этапов констатирующего исследования. Характеристика школьников экспериментальной группы.

2.2. Содержание методики констатирующего исследования.

Глава 3. Особенности состояния оптических и двигательных функций у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи с нарушениями овладения письмом.

3.1. Состояние у учащихся зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений, зрительного внимания и памяти.

3.2. Состояние у учащихся общей, ручной и артикуляторной моторики.

3.3. Анализ характера затруднений при письме и ошибок в письменных работах у учащихся с общим недоразвитием речи.

3.4. Взаимосвязь характера и степени выраженности ошибок при письме с особенностями состояния у учащихся оптических и двигательных функций.

Обобщение результатов констатирующего исследования.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по профилактике оптико-моторных затруднений при письме у учащихся первых классов с общим недоразвитием речи с нарушениями овладения письмом.

4.1. Дифференциация оптических и двигательных затруднений учащихся при письме по результатам применения специальных методов диагностики.

4.2. Этапы и содержание логопедической работы по совершенствованию у учащихся оптических функций.

4.3. Этапы и содержание логопедической работы по совершенствованию у учащихся двигательных функций.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Виды заданий и упражнения, направленные на совершенствование у учащихся оптических и двигательных функций.

 

ТЕМА:Логопедическая работа по преодолению нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений письма у детей с общим недоразвитием речи.

1.1. Современные научные представления о дисграфии.

1.2. Причины и проявления общего недоразвития речи у школьников.

1.3. Состояние вопроса изучения и коррекции нарушений письма у школьников с общим недоразвитием речи.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование у младших школьников с общим недоразвитием речи неречевых и речевых функций, входящих в структуру процесса письма.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика школьников, составивших экспериментальную группу.

2.2. Содержание методики исследования у школьников с общим недоразвитием речи неречевых и речевых функций, входящих в структуру процесса письма.

2.3. Описание метода математической обработки экспериментальных данных.

Глава 3. Структура и симптоматика нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

3.1. Состояние сенсомоторных функций у младших школьников с ОНР.

3.2. Состояние устной речи и языковых способностей у младших школьников с ОНР.

3.3. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с ОНР.

3.4. Виды и симптоматика нарушений письма у младших школьников с ОНР.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента и выводы.

Глава 4. Логопедическая работа по коррекции нарушений письма у школьников с общим недоразвитием речи.

4.1. Научно-теоретические основы логопедической работы по коррекции нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи.

4.2. Цель, задачи и организация обучающего эксперимента.

4.3. Дифференцированное содержание предварительного этапа логопедической работы.

4.4. Содержание основного этапа логопедической работы, направленного на совершенствование и автоматизацию навыка письма у школьников с ОНР.

4.5. Результаты экспериментального обучения.

4.6. Условия проведения контрольного эксперимента и анализ результатов обучающего эксперимента.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Виды заданий и упражнения, использованные в логопедической работе со школьниками.

Приложение 2. Конспекты логопедических занятий.

 

ТЕМА:Пути логопедической профилактики дисграфии у леворуких младших школьников.

 

Введение.

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения формирования письма у леворуких младших школьников.

1.1. Психологическая структура процесса письма и предпосылки его усвоения.

1.2. Психофизиологические особенности леворуких школьников.

1.3. Причины и проявления дисграфии у школьников.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследования неречевых и речевых психических функций у леворуких младших школьников, испытывающих затруднения в овладении письмом.

2.1. Цель, задачи, организация исследования. Характеристика детей экспериментальной группы.

2.2. Содержание методики исследования.

2.3. Математическая обработка результатов исследования.

Глава 3. Анализ состояния неречевых и речевых психических функций у леворуких младших школьников, испытывающих затруднения в овладении письмом.

3.1. Особенности состояния у леворуких младших школьников неречевых психических функций.

3.2. Особенности состояния у леворуких младших школьников речевых психических функций.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по профилактике дисграфии улеворуких младших школьников.

4.1. Принципы, цель, задачи и организация работы с леворукими младшими школьниками.

4.2. Содержание логопедической работы, направленной на развитие речевых функций, обеспечивающих овладение письмом.

4.3. Содержание логопедической работы, направленной на развитие неречевых функций, обеспечивающих овладение письмом.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА: Дисграфия на почве несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников общеобразовательной школы и пути ее логопедической коррекции.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников.

1.1. Этиология, виды и симптоматика дисграфии у школьников.

1.2. Овладение детьми навыками языкового анализа и синтеза, и их значение для формирования процесса письма.

1.3. Состояние проблемы изучения и коррекции дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у школьников.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование у младших школьников с дисграфией состояния навыков языкового анализа и синтеза и значимых для их формирования функций.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика младших школьников, составивших экспериментальную группу.

2.2. Содержание методики исследования.

Глава 3. Структура и симптоматика дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза у младших школьников.

3.1. Состояние устной речи школьников (звукопроизношение, звукослоговая структура слов, лексико-грамматический строй).

3.2. Осознание языковых единиц школьниками с дисграфией на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

3.3. Состояние неречевых функций (сукцессивных функций, слухомоторной координации, слухового и зрительного внимания, зрительной и слухоречевой памяти, анализа и синтеза как умственных действий, самоконтроля в учебной деятельности).

3.4. Особенности состояния у школьников навыков языкового анализа и синтеза и характер затруднений в их реализации.

3.5. Симптоматика дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза и ее взаимосвязь с проявлениями недостаточности развития у школьников неречевых функций и речи.

Обобщение результатов констатирующего исследования и выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по преодолению у младших школьников дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

4.1. Цель, задачи, организация логопедической работы и реализация дифференцированного подхода в коррекции у школьников дисграфии на почве несформированности языкового анализа и синтеза.

4.2. Содержание логопедической работы по совершенствованию у школьников неречевых функций.

4.3. Содержание логопедической работы по совершенствованию у школьников речи и навыков языкового анализа и синтеза.

4.4. Содержание логопедической работы, направленной на автоматизацию у школьников навыка правильного письма.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Таблицы и рисунки, отражающие количественные оценки результатов выполнения школьниками экспериментальных заданий.

Приложение 2. Задания и упражнения, используемые в логопедической работе со школьниками.

Приложение 3. Конспекты логопедических занятий.

 

ТЕМА:Аграмматическая дисграфия у младших школьников общеобразовательной школы и пути ее коррекции.

Введение.

Глава 1. Состояние проблемы изучения и коррекции аграмматической дисграфии у школьников.

1.1. Современные представления по проблеме дисграфии у младших школьников.

1.2. Формирование грамматического строя речи в онтогенезе и требования к уровеню его развития у младших школьников.

1.3. Причины, проявления и пути коррекции аграмматической дисграфии. Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование лексико-грамматического строя устной и письменной речи у учащихся третьих классов, страдающих аграмматической дисграфией.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика школьников, составивших экспериментальную группу.

2.2. Теоретические основы и содержание методики исследования у младших школьников состояния лексико-грамматического строя устной и письменной речи.

Глава 3. Состояние лексико-грамматического строя речи у младших школьников с аграмматической дисграфией (по результатам констатирующего эксперимента).

3.1. Состояние у школьников с аграмматической дисграфией словарного запаса и актуализации слов.

3.2. Особенности у школьников с аграмматической дисграфией функций словоизменения и словообразования.

3.3. Состояние у школьников с аграмматической дисграфией грамматического строя речи на уровне предложения.

3.4. Состояние у школьников с аграмматической дисграфией грамматического строя речи на уровне связного текста.

3.5. Качественный и количественный анализ аграмматических ошибок в разных видах письма у школьников с аграмматической дисграфией.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у младших школьников с аграмматической дисграфией.

4.1. Организация, направления и задачи логопедической коррекционной работы.

4.2. Содержание основных направлений коррекционной работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи у младших школьников с аграмматической дисграфией.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение.

 

ТЕМА:Сравнительный анализ дислексии и ее логопедическая коррекция у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы проблемы изучения дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

1.1. Причины, проявления и виды дислексии у школьников.

1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи и особенности формирования у них письменной речи.

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития и особенности формирования у них письменной речи.

1.4. Современное состояние проблемы изучения дислексии у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития неречевых и речевых функций, входящих в структуру процесса чтения.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика школьников, составивших экспериментальные группы.

2.2. Содержание методики исследования у школьников с ОНР и с ЗПР неречевых и речевых функций, входящих в структуру процесса чтения.

2.3. Описание метода математической обработки экспериментальных данных.

Глава 3. Структура и симптоматика нарушений чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

3.1. Состояние сенсомоторных функций у младших школьников с ОНР и с ЗПР.

3.2. Состояние устной речи и языковых способностей у младших школьников с ОНР и с ЗПР.

3.3. Состояние неречевых психических функций у младших школьников с ОНР и с ЗПР.

3.4. Виды и симптоматика нарушений чтения у младших школьников с ОНР и с ЗПР.

3.5. Сравнительный анализ нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

Обобщение результатов констатирующего эксперимента, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по преодолению дислексии у младших школьников с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития.

4.1. Критерии дифференцированного подхода в организации и содержании логопедической работы по преодолению дислексии у младших школьников с ОНР и с ЗПР.

4.2. Содержание методики логопедической работы по совершенствованию у младших школьников неречевых функций.

4.3. Содержание методики логопедической работы по совершенствованию у младших школьников устной речи и языковых способностей.

4.4. Содержание методики логопедической работы, направленной на автоматизацию у школьников правильного навыка правильного чтения.

4.5. Организация формирующего эксперимента, условия проведения контрольного обследования школьников и анализ его результатов.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Конспекты логопедических занятий.

Тема: Дискалькулия у младших школьников с задержкой психического развития и методические рекомендации к логопедической работе по ее устранению.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушения счетных операций у младших школьников с задержкой психического развития.

1.1. Клинико-психолого-педагогические особенности школьников с задержкой психического развития.

1.2. Современные представления о дискалькулии у школьников.

1.3. Состояние проблемы изучения нарушения счетных операций у школьников с задержкой психического развития.

Обобщение теоретической литературы.

Глава 2. Исследование у младших школьников с задержкой психического развития, страдающих дискалькулией, состояния функций и навыков, значимых для овладения счетными операциями.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика школьников, составивших экспериментальную группу.

2.2. Содержание методики констатирующего эксперимента.

2.2.1. Исследование симультанных и сукцессивных способностей.

2.2.2. Исследование зрительно-пространственных функций.

2.2.3. Исследование ручной моторики, пальцевого праксиса.

2.2.4. Исследование временных представлений.

2.2.5. Исследование речеслуховой и зрительной памяти.

2.2.6. Исследование логических операций.

2.2.7. Исследование речевых обозначений пространственных отношений и математического словаря.

2.2.8. Исследование понимания и использования в речи логико- грамматических конструкций.

2.2.9. Исследование математических знаний.

2.2.10. Описание метода математической обработки экспериментальных данных.

Глава 3. Симптоматика и структура дискалькулии у младших школьников с задержкой психического развития.

3.1. Анализ особенностей развития у школьников с задержкой психического развития функций и навыков, значимых для овладения счетными операциями.

3.1.1.... 3.1.2. ...ит. д.

3.2. Симптоматика дискалькулии у младших школьников с задержками психического развития.

3.3. Результаты математической обработки экспериментальных данных.

3.4. Характеристика выделенных по результатам исследования групп школьников с различными вариантами структуры дискалькулии.

Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по устранению дискалькулии у младших школьников с задержкой психического развития.

4.1. Реализация дифференцированного подхода в логопедической работе по устранению дискалькулии у младших школьников с задержкой психического развития.

4.2. Цель, задачи и дифференцированное содержание предварительного этапа логопедической работы со школьниками.

4.3. Цель, задачи и содержание основного этапа логопедической работы со школьниками.

4.3.1- ...

4.3.2. ... и т. д.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Таблицы и рисунки по результатам математической обработки экспериментальных данных.

Приложение 2. Игры, задания, упражнения на развитие у школьников с ЗПР речи и неречевых функций.

 

ТЕМА:Логопедическая работа по развитию у младших школьников навыков языкового анализа и синтеза в аспекте профилактики и коррекции дисграфии.

Введение.

Глава 1. Проблема изучения навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с дисграфией.

1.1. Причины и проявления дисграфии у школьников.

1.2. Виды дисграфии, выделяемые в современных классификациях.

1.3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза и их роль в процессе формирования письма у школьников.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Констатирующее исследование состояния навыков языкового анализа и синтеза и значимых для их формирования функций у младших школьников с разными видами дисграфии.

2.1. Цели, задачи, методы исследования. Организация и содержание этапов исследования.

2.2. Характеристика школьников, составивших экспериментальную группу.

2.3. Теоретическое обоснование и содержание методики констатирующего исследования.

2.4. Описание методики математической обработки экспериментальных данных.

Глава 3. Результаты исследования навыков языкового анализа и синтеза, состояния речи и неречевых функций у младших школьников с разными видами дисграфии.

3.1. Виды и симптоматика дисграфии у школьников экспериментальной группы.

3.2. Особенности речевого развития младших школьников с разными видами дисграфии, осознания ими языковых единиц.

3.3. Состояние у младших школьников с разными видами дисграфии неречевых функций, значимых для овладения языковым анализом и синтезом.

3.4. Сформированность навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с разными видами дисграфии.

3.5. Результаты математической обработки экспериментальных данных.

3.6. Анализ взаимосвязи состояния у школьников навыков языкового анализа и синтеза с видами дисграфии, с особенностями речевого и психического развития.

Выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по совершенствованию навыков языкового анализа и синтеза в аспекте профилактики и коррекции дисграфии у младших школьников.

4.1. Обоснование этапов и направлений логопедической работы, выделенных на основе учета результатов исследования. Реализация дифференцированного подхода к детям в процессе коррекции.

4.2. Содержание направлений коррекционно-развивающей работы по совершенствованию у школьников навыков языкового анализа и синтеза.

4.2.1. Совершенствование речевого развития и осознания языковых единиц у младших школьников с разными видами дисграфии.

4.2.2. Совершенствование неречевых функций у младших школьников с разными видами дисграфии.

4.2.3. Совершенствование навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с разными видами дисграфии.

4.3. Организация формирующего эксперимента, характеристика участвовавших в эксперименте школьников.

4.4. Результаты формирующего эксперимента. Контрольное обследование школьников и оценка эффективности разработанной методики логопедической работы.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Особенности состояния неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией и пути логопедической работы по их совершенствованию.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения психического развития младших школьников с дисграфией.

Современные представления по проблеме дисграфии у школьников.

1.1. Психофизиологическая структура процесса письма и роль неречевых психических функций в процессе его формирования у школьников.

1.2. Психическое развитие младших школьников.

1.3. Состояние проблемы изучения особенностей высших психических функций у младших школьников с дисграфией

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Содержание и организация исследования психических функций у младших школьников с дисграфией.

2.1. Цели, задачи, методы, организация и содержание этапов исследования.

2.2. Характеристика школьников с дисграфией, участвовавших в исследовании.

2.3. Содержание методики констатирующего эксперимента.

Глава 3. Особенности состояния высших психических функций, входящих в функциональную систему письма, у младших школьников с разными видами дисграфии.

3.1. Анализ состояния устной речи, видов и проявлений дисграфии у учащихся экспериментальной группы.

3.2. Состояние зрительного и слухового внимания у младших школьников с разными видами дисграфии и с нормальным письмом.

3.3. Состояние зрительной и речеслуховой памяти у младших школьников с разными видами дисграфии и с нормальным письмом.

3.4. Состояние мыслительных операций и мышления у младших школьников с разными видами дисграфии и с нормальным письмом.

3.5. Анализ взаимосвязи состояния устной речи, видов и степени выраженности дисграфии у школьников с характером и степенью выраженности недоразвития психических функций.

Обобщение результатов констатирующего исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по развитию неречевых психических функций у младших школьников с дисграфией в структуре логопедической работы.

4.1. Организация работы по совершенствованию неречевых психических функций школьников с дисграфией. Реализация дифференцированного подхода к школьникам в процессе коррекции.

4.2. Содержание логопедической работы по развитию внимания у младших школьников с дисграфией.

4.3. Содержание логопедической работы по развитию памяти у младших школьников с дисграфией.

4.4. Содержание логопедической работы по развитию мыслительных операций и мышления у младших школьников с дисграфией.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Таблицы и рисунки, отражающие количественные данные результатов исследования.

 

ТЕМА:Отклонения в психомоторном развитии у заикающихся дошкольников и пути их устранения в процессе логопедической работы.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения психомоторного развития заикающихся дошкольников.

1.1. Понятие «психомоторика». Уровневая теория организации движений. Мозговые механизмы произвольных движений.

1.2. Развитие психомоторики в онтогенезе и роль двигательного анализатора в процессе формирования высших психических функций ребенка.

1.3. Общая характеристика заикания (этиология, механизмы, симптоматика).

1.4. Психологические особенности заикающихся дошкольников.

1.5. Состояние проблемы изучения особенностей психомоторного развития заикающихся дошкольников.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием и с нормальной речью (констатирующий эксперимент).

2.1. Цель, методы и организация исследования. Медико-психолого-педагогическая характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Содержание методики исследования психомоторного развития дошкольников.

Глава 3. Сравнительный анализ состояния психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с заиканием и с нормальной речью (по результатам констатирующего исследования).

3.1. Сравнительная характеристика состояния у детей с заиканием и с нормальной речью общей моторики.

3.2. Сравнительная характеристика состояния у детей мелкой моторики.

3.3. Сравнительная характеристика состояния у детей артикуляторной моторики.

3.4. Сравнительная характеристика состояния у детей мимической мускулатуры.

3.5. Сравнительная характеристика состояния у детей мышечного тонуса, осанки, темпа и ритма речевых и неречевых движений.

3.6. Сравнительная характеристика состояния у детей зрительно-пространственной ориентировки.

3.7. Взаимосвязь типа заикания, степени его выраженности и отклонений в психомоторном развитии у дошкольников экспериментальной группы.

3.8. Обобщение результатов исследования: характеристика отклонений в психомоторном развитии заикающихся детей старшего дошкольного возраста. Выводы по результатам исследования.

Глава 4. Методические рекомендации по коррекции у заикающихся дошкольников отклонений в психомоторном развитии в системе логопедической работы.

4.1. Научно-теоретические основы работы по коррекции нарушений психомоторики у заикающихся дошкольников.

4.2. Развитие произвольной регуляции мышечного тонуса.

4.3. Формирование правильной осанки.

4.4. Формирование правильного речевого выдоха и плавного голосоведения.

4.5. Развитие зрительно-пространственной ориентировки.

4.6. Формирование темпа и ритма речевых и неречевых движений.

4.7. Развитие общей моторики.

4.8. Развитие ручной моторики.

4.9. Развитие артикуляторной моторики и мимической мускулатуры.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Конспекты логоритмических, физкультурных и музыкальных занятий с детьми.

 

ТЕМА:Отклонения в формировании мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и пути их коррекции в системе логопедической работы.

Введение.

Глава 1. Состояние проблемы изучения особенностей формирования познавательной деятельности у детей с общим недоразвитием речи.

1.1. Взаимосвязь психического и речевого развития детей.

1.2. Формирование мыслительных операций в онтогенезе.

1.3. Причины и проявления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.

1.4. Современные представления об особенностях развития мыслительных операций и мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование мыслительных операций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Медико-психолого-педагогическая характеристика детей, составивших экспериментальную группу.

2.2. Теоретическое обоснование и содержание методики исследования мыслительных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Глава 3. Особенности состояния мыслительных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи по сравнению с дошкольниками, имеющими нормальное речевое развитие.

3.1. Анализ состояния операции анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

3.2. Анализ состояния операции синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

3.3. Анализ состояния операции сравнения у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

3.4. Анализ состояния операции классификации у дошкольников с общим недоразвитием речи и нормальным речевым развитием.

Обобщение результатов исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по формированию мыслительных операции у дошкольников с общим недоразвитием речи в системе логопедической работы.

4.1. Формирование операций анализа и синтеза у дошкольников в системе логопедического воздействия по преодолению общего недоразвития речи.

4.2. Совершенствование операции сравнения у школьников с общим недоразвитием речи.

4.3. Совершенствование операции классификации у школьников с общим недоразвитием речи.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Игры, задания, упражнения на развитие мыслительных операций у дошкольников с общим недоразвитием речи.

 

ТЕМА:Особенности нарушений общей моторики, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией и пути логопедической работы по их устранению.

Введение.

Глава 1. К проблеме изучения особенностей общей моторики, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией.

1.1. Организация двигательного акта. Понятие темпа и ритма движений.

1.2. Развитие общей моторики, чувства темпа и ритма движений в онтогенезе.

1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика дошкольников со стертой дизартрией.

1.4. Состояние вопроса изучения общей моторики, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией.

Обобщение анализа литературы.

Глава 2. Исследование общей моторики, чувства темпа и ритма движений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика дошкольников со стертой дизартрией, составивших экспериментальную группу.

2.2. Теоретическое обоснование и содержание методики исследования общей моторики, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией.

Глава 3. Особенности нарушений общей моторики, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией.

3.1. Состояние общей моторики у дошкольников со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием.

3.2. Состояние слухо-моторной и зрительно-моторной координации, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией и с нормальным речевым развитием.

Обобщение результатов исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по развитию общей моторики, чувства темпа и ритма движений у детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией в процессе логопедического воздействия.

4.1. Особенности организации, этапы и направления работы по развитию общей моторики, чувства темпа и ритма движений у детей дошкольного возраста со стертой дизартрией. Реализация дифференцированного подхода к детям в процессе коррекции.

4.2. Содержание работы по развитию общей моторики, чувства темпа и ритма движений у дошкольников со стертой дизартрией в процессе логопедического воздействия.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Влияния логоритмического обучения на нормализацию и развитие речи и неречевых функций у заикающихся дошкольников.

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения влияния логоритмического обучения на нормализацию и развитие речи и неречевых функций у заикающихся дошкольников.

1.1. К истории учения о музыкально-ритмическом воспитании детей.

1.2. Понятие «логоритмика», цель, средства, методы и приемы логоритмического обучения детей.

1.3. Использование логоритмических средств в логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения.

1.4. Причины и проявления заикания у дошкольников, особенности психофизиологического и речевого развития данной категории детей.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Констатирующее исследование состояния речи и психофизиологического развития заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.2. Характеристика заикающихся дошкольников, участвовавших в исследовании.

2.3. Содержание констатирующего исследования состояния речи и психофизиологического развития заикающихся дошкольников.

2.4. Особенности состояния речи заикающихся дошкольников (по результатам констатирующего исследования).

2.5. Особенности моторного развития заикающихся дошкольников (по результатам констатирующего исследования).

2.6. Особенности развития психических функций у заикающихся дошкольников (по результатам констатирующего исследования).

Выводы по результатам констатирующего исследования.

Глава 3. Организация и содержание логоритмического обучения заикающихся детей старшего дошкольного возраста.

3.1. Цель, задачи, организация и этапы формирующего эксперимента.

3.2. Характеристика заикающихся дошкольников, составивших экспериментальную и контрольную группы.

3.3. Методика логоритмического обучения заикающихся дошкольников.

Глава 4. Влияние логоритмического обучения на нормализацию и развитие речи и неречевых функций у заикающихся дошкольников.

4.1. Цель, задачи, организация и содержание контрольного обследования заикающихся дошкольников.

4.2. Анализ результатов контрольного обследования и оценка эффективности логоритмического обучения заикающихся дошкольников.

4.2.1. Влияние логоритмического обучения на нормализацию и развитие речи заикающихся дошкольников.

4.2.2. Влияние логоритмического обучения на нормализацию и развитие двигательных функций заикающихся дошкольников.

4.2.3. Влияние логоритмического обучения на нормализацию и развитие психических функций заикающихся дошкольников.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение. Конспекты логоритмических занятий с заикающимися дошкольниками.

 

ТЕМА:Пути логопедической работы по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовые ДОУ.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы профилактики дисграфии у детей старшего дошкольного возраста.

1.1. Психофизиологическая структура процесса письма и предпосылки его формирования у детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Современные представления о причинах возникновения, видах и проявлениях дисграфии у детей.

1.3. Понятие «готовности» детей к овладению школьными навыками, онтогенетические закономерности психического и речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

Обобщение теоретических основ исследования.

Глава 2. Исследование значимых для овладения письмом неречевых и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей, участвовавших в исследовании.

2.2. Содержания методики исследования.

2.3. Математическая обработка экспериментальных данных.

Глава 3. Особенности развития значимых для овладения письмом неречевых и речевых функций у детей старшего дошкольного возраста.

3.1. Особенности состояния у детей неречевых психических функций.

3.1.1. Особенности сенсомоторного развития детей старшего дошкольного возраста.

3.1.2. Особенности состояния познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста.

3.2. Особенности состояния речевой функциональной системы у детей старшего дошкольного возраста.

3.2.1. Особенности сформированности языковых операций у детей старшего дошкольного возраста.

3.2.2. Особенности состояния монологической связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Обобщение результатов исследования и математической обработки экспериментальных данных, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации по профилактике дисграфии у детей старшего дошкольного возраста, посещающих массовые ДОУ.

4.1. Рекомендации к организации логопедической работы по профилактике дисграфии и учета в работе индивидуальных различий детей, выявляемых при обследовании.

4.2. Содержание работы по совершенствованию сенсомоторного развития детей.

4.3. Содержание работы по совершенствованию развития у детей неречевых психических функций.

4.4. Содержание работы по совершенствованию у детей речевой функциональной системы и навыков языкового анализа и синтеза.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Причины и характер нарушений речевого развития у дошкольников, воспитывающихся в детских домах, и пути логопедической работы по их устранению.

 

Введение.

Глава 1. Теоретические основы изучения нарушений речевого развития у дошкольников, воспитывающихся в детских домах.

1.1. Развитие речи в онтогенезе.

1.2. Виды нарушений речевого развития у дошкольников.

1.3. Влияние органических и социальных факторов на возникновение нарушений речевого развития у детей.

1.4. Состояние проблемы изучения нарушений речевого развития у дошкольников, воспитывающихся в детских домах.

Обобщение анализа литературных данных.

Глава 2. Исследование причин и характера нарушений речевого развития у детей среднего дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах.

2.1. Цель, задачи, методы, организация и содержание этапов исследования.

2.2. Систематизация групп дошкольников, участвовавших в исследовании, с учетом возраста, пола, времени пребывания в детском доме.

2.3. Методики исследования у детей состояния речи и значимых для ее развития неречевых функций.

2.4. Методики изучения влияния органических и социальных факторов на возникновение речевых нарушений у дошкольников, воспитывающихся в детских домах.

Глава 3. Причины и характер нарушений речевого развития у дошкольников, воспитывающихся в детских домах.

3.1. Анализ результатов исследования состояния у детей речи и значимых для ее развития неречевых функций. Виды и степень выраженности нарушений речевого развития детей.

3.2. Анализ результатов изучения историй развития и медицинских документов детей.

3.3. Анализ результатов анкетирования педагогов и воспитателей детского дома.

3.4. Анализ наблюдений за детьми при выполнении различных видов деятельности, в общении со сверстниками и взрослыми.

3.5. Определение корреляционных связей и зависимостей между этиологическими факторами и нарушениями речевого развития у дошкольников, воспитывающихся в детских домах.

3.6. Характеристики групп дошкольников, выделенных на основе общности причин и характера нарушений речевого развития.

Выводы по результатам исследования.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по преодолению нарушений речевого развития у детей среднего дошкольного возраста, воспитывающихся в детских домах.

4.1. Организация логопедической работы с дошкольниками, воспитывающимися в детских домах. Обоснование дифференцированного подхода к детям в процессе логопедической работы.

4.2. Направления и содержание логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи.

4.3. Направления и содержание логопедической работы по преодолению лексико-грамматического недоразвития речи.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни.

Введение.

Глава 1. Современное состояние проблемы изучения нарушений речевого развития у детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Научно-теоретические основы изучения развития речи в раннем возрасте.

1.2. Речевой онтогенез и его отклонения в раннем возрасте.

1.3. Современные подходы к изучению нарушений речевого развития детей раннего возраста.

Обобщение теоретических основ изучения развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Глава 2. Изучение особенностей речи и предпосылок ее становления у детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии.

2.1. Содержание методики констатирующего эксперимента.

2.1.1. Исследование социального развития детей третьего года жизни.

2.1.2. Исследование двигательного развития детей третьего года жизни.

2.1.3. Исследование познавательного развития детей третьего года жизни.

2.2. Организация исследования и характеристика детей, участвовавших в экспериментальном исследовании.

Глава 3. Анализ результатов комплексного изучения развития детей третьего года жизни с отклонениями в речевом развитии (по данным констатирующего эксперимента).

3.1. Состояние социального развития детей третьего года жизни.

3.2. Состояние двигательного развития детей третьего года жизни.

3.3. Состояние познавательного развития детей третьего года жизни. Глава 4. Коррекция нарушений речевого развития детей третьего года жизни.

4.1. Организация формирующего эксперимента.

4.2. Научно-теоретические основы формирующего эксперимента.

4.3. Основные направления, содержание методики логопедического воздействия.

4.4. Результаты формирующего эксперимента на основе анализа данных контрольного обследования детей.

Заключение.

Список использованной литературы.

 

ТЕМА:Причины, виды и проявления афазии у больных неврологического отделения больницы ... С.-Петербурга.

 

Введение.

Глава 1. Научно-теоретические основы изучения системных нарушений речи при локальных поражениях головного мозга.

1.1. Психофизиологические основы функционирования и регуляции устной и письменной речи.

1.2. Историческое развитие учения об афазии.

1.3. Классификация форм афазии, разработанная А. Р. Лурия.

1.4. Современные исследования проблемы афазии.

1.5. Нейропсихологический подход к обследованию больных с афазией. Обобщение анализа литературы в аспекте обоснования содержания констатирующего исследования.

Глава 2. Исследование состояния неречевых и речевых функций у больных с афазией.

2.1. Цель, задачи, методы и организация исследования.

2.2. Описание причин болезни и клинического статуса испытуемых с афазией, участвовавших в исследовании.

2.3. Содержание методики исследования состояния неречевых и речевых функций у больных с афазией.

Глава 3. Сравнительный анализ причин, видов и проявлений афазии у больных неврологического отделения больницы С.-Петербурга.

3.1. Распределение испытуемых в зависимости от причин афазии, ее форм и степени выраженности.

3.2. Анализ состояния неречевых функций у больных с различными видами афазии.

3.3. Анализ состояния имлрессивной речи у больных с различными видами афазии.

3.4. Анализ состояния экспрессивной речи у больных с различными видами афазии.

3.5. Анализ состояния письменной речи у больных с различными видами афазии.

3.6. Анализ взаимосвязи состояния исследованных функций у больных с различными видами афазии.

Обобщение результатов исследования, выводы.

Глава 4. Методические рекомендации к логопедической работе по восстановлению речи у больных с различными формами афазии в условиях неврологического отделения больницы.

4.1. Научные основы, задачи, принципы и методы восстановительного обучения.

4.2. Организация восстановительного обучения и индивидуальные стратегии логопедической работы с обследованными больными.

4.3. Основные направления и содержание работы по восстановлению речи у больных с афазией.

Заключение.

Список использованной литературы.

Приложение 1. Протоколы обследования больных.

Приложение 2. Дневники индивидуальных логопедических занятий с больными.