29.09.2010 15068

Логопедические занятия по развитию связной речи младших школьников. Часть 1 (Н.Г. Андреева)

 

Структура дефекта младших школьников с общим недоразвитием речи (ОНР) требует системного, последовательного, поэтапного подхода к развитию связной речи. У одних детей недостаточно развито умение связно и последовательно излагать свои мысли: владея набором слов и синтаксических конструкций, необходимых для построения высказывания, они испытывают значительные трудности в программировании высказывания, в синтезировании отдельных элементов в целое, в отборе материала, который соответствовал бы той или иной цели высказывания. Другие учащиеся, имея относительно сформированную связную речь, не умеют отразить в собственной речи разнообразные предметные отношения из-за бедности языковых средств.

Задача пособия - помочь учителю-логопеду в организации и проведении систематических и разнообразных по тематике занятий по развитию связной речи и обогащению словарного запаса младших школьников, имеющих трудности в овладении русским языком как средством коммуникации и учебным предметом.

В пособии представлены разработки занятий по формированию связной речи в группах учащихся, имеющих нарушения чтения и письма, обусловленные ОНР в нерезко выраженной форме. Проверенная практикой система работы по развитию связной речи детей обеспечит разнообразную речевую практику учащихся для развития языковой способности, наблюдательности, для формирования навыков речевой коммуникации. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения подготовительного характера, задания с устной и письменной формами выполнения помогут учителю-логопеду в закреплении теоретических знаний учащихся и в формировании у них практических речевых умений и навыков.

Предлагаемая система логопедической работы включает в себя основные темы разделов: «Устная связная речь», «Лексика», «Предложение», «Текст», «Письменная связная речь».

В первой части пособия представлены планирование и конспекты занятий по двум разделам программы: «Устная связная речь» и «Лексика».

Основной принцип коррекционно-развивающего обучения детей с общим недоразвитием речи - одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. В связи с этим в занятия первого этапа обучения (группы 1-2 классов) включен материал по развитию фонематических процессов, формированию звуко-буквенного анализа и синтеза слов. Работа учителя-логопеда по формированию связной речи проводится методом устного опережения, так как необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа учителя-логопеда подготовит детей с речевым недоразвитием к свободному учебному высказыванию в классе.

Предлагаемый материал первой части пособия учит анализировать литературный текст, выделять части его структуры (вступление - основная часть - заключение), определять стиль текста, его жанровые особенности, сложные синтаксические элементы, выясняя роль межфразовых синтаксических элементов.

Умение учащихся понимать и сознательно строить словесные сообщения разных типов формируется в процессе их интеллектуально-речевой деятельности, преимущественно на этапе подготовки к связному сообщению. Активизация этой деятельности осуществляется по следующим направлениям:

– целенаправленный анализ источника, из которого черпается материал для развития речи (текст, сюжетная картина, серия картин, наблюдаемые детьми окружающая природа и жизнь);

– овладение содержанием;

– овладение структурой готового или составляемого связного сообщения.

Коллективный языковой анализ текстов, подобранных с учетом возрастных и речевых особенностей младших школьников, формирует умение передавать содержание текста, объединять в логической последовательности несколько предложений, соблюдая правила интонации, порядок слов, используя союзные слова, союзы, наречия, местоимения. На логопедических занятиях дети составляют рассказы по вопросам, предметным, сюжетным картинкам, по серии картинок, графическим (знаковым) схемам, опорным словам, программируя в устном плане развернутые сообщения, отрабатывая умение отражать причинно-следственные отношения между фактами действительности.

Важнейшим лексическим умением, формируемым на логопедических занятиях, является умение ребенка самостоятельно замечать незнакомые слова и стараться выяснять и объяснять их значения. В связи с работой над лексическим значением слов учащиеся приобретают первый опыт использования различных видов словарей. Начинать коррекционную работу на лексическом уровне следует с выяснения и пополнения объема словарного запаса учеников по основным группам обобщающих понятий, обозначающих предметы, признаки, действия. Предлагаемые занятия позволят учителю-логопеду количественно и качественно обогатить активный и пассивный словарный запас учащихся, наблюдая явления антонимии, синонимии, многозначности, омонимии. Систематизация словаря осуществляется через определение смысловых связей между словами, входящими в одно семантическое поле, и направлена на преодоление неправильного, неточного употребления слов, предупреждение морфемного аграмматизма, дисорфографии.

 

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. В 3-Х Ч. Ч. 1: УСТНАЯ СВЯЗНАЯ РЕЧЬ. ЛЕКСИКА: ПОСОБИЕ ДЛЯ ЛОГОПЕДА / Н.Г. АНДРЕЕВА; ПОД РЕД. Р.И. ЛАЛАЕВОЙ. - М.: ГУМАНИТАР, ИЗД. ЦЕНТР ВЛАДОС, 2009. - 182 С.

 

Пособие в формате .pdf можно скачать здесь