11.05.2011 7219

Признаки субъективной стороны самовольного оставления части или места службы (статья)

 

В соответствии с уголовным законодательством Российской Федерации ответственность лиц за совершение преступлений, предусмотренных Особенной частью Уголовного кодекса, предусмотрена только при наличии в содеянном всех признаков состава преступления, основным из которых является субъективная сторона преступления. При её отсутствии, какие бы последствия совершённых лицом действий или бездействия ни наступили, лицо не может быть привлечено к уголовной ответственности и подлежать наказанию. Субъективная сторона преступления - это психическое отношение лица, к совершенному им преступлению. Она образует психическое, т.е. субъективное, содержание преступления, поэтому является его внутренней стороной (по отношению к объективной стороне). Содержание субъективной стороны преступления раскрывается с помощью таких юридических признаков, как вина, мотив, цель.

Некоторыми учеными субъективная сторона преступления отождествляется с виной, в которую, по их мнению, входят мотив и цель. Другие ученые рассматривают субъективную сторону преступления лишь в качестве части вины, выступающей как общее основание уголовной ответственности. Юридическое значение каждого из этих признаков также различно. Уголовно - правовая наука исходит из того, что человек несет полную ответственность за свои поступки только при условии, что он совершил их, обладая свободой воли, понимаемой как способность выбирать линию социально значимого поведения.

Признать лицо виновным - значит установить, что оно совершило преступление либо умышленно, либо по неосторожности. Поскольку преступлением признается только общественно опасное деяние, то лицо, его совершившее, становится виновным перед обществом, государством. Эта сторона вины раскрывается в его социальной сущности. Социальную сущность вины составляют проявившееся в конкретном преступлении искаженное отношение к основным ценностям общества, отношение, которое при умысле является отрицательным (антисоциальная установка), а при неосторожности - пренебрежительным (асоциальная установка) либо недостаточно бережным (недостаточно выраженная социальная установка).Умысел - это наиболее распространенная в законе и на практике форма вины. Исходя из смысла ч. 2 ст. 25 УК РФ преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо, его совершившее, осознавало общественную опасность своего деяния, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление, предусмотренное ст. 337 УК РФ, представляет собой временное уклонение от несения обязанностей военной службы. Субъективная сторона этого преступления включает в себя намерение военнослужащего лишь временно находиться вне части или места службы и желание его вернуться в часть и продолжать прохождение военной службы. Отсутствие у виновного цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы отличает рассматриваемое преступление от дезертирства.

Важнейшим признаком, отличающим дезертирство от самовольного оставления части или места службы - является цель уклониться от военной службы, о чём содержится прямое указание в диспозиции ст. 338 УК РФ. Цель уклониться от военной службы заключается в намерении виновного вовсе, т.е. в течение всего предусмотренного законом срока уклониться от исполнения обязанностей военной службы. Случаи длительного уклонения от военной службы путём самовольного оставления части либо неявки в срок без уважительных причин на службу, но без цели вовсе уклониться от несения обязанностей военной службы должны квалифицироваться по ст. 337 УК РФ. В практике довольно часто имеют место случаи, когда цель уклониться от военной службы появляется у военнослужащего не перед оставлением части или места службы, а уже в процессе незаконного нахождения вне части после самовольного оставления части.

Н.А. Петухов утверждает, что «с субъективной стороны самовольное оставление части или места службы, а равно неявка в срок без уважительных причин на службу являются умышленными преступлениями, совершаемыми только с прямым умыслом, либо с косвенным умыслом по отношению к деянию».По мнению Х.М. Ахметшина субъективная сторона преступления, квалифицируемая по ст. 337 УК РФ, совершается умышленно. Умышленная вина применительно к самовольному оставлению части или места службы состоит в сознании субъектом того, что он самовольно, без разрешения командира (начальника) оставляет расположение воинской части или место службы и таким образом уклоняется от несения обязанностей военной службы и желает этого.

Необходимо согласиться с точкой зрения Х.М. Ахметшина и полагать, что сознанием виновного охватывается не только то, что он самовольно, без разрешения командира оставил расположение воинской части или место службы, но и продолжительно незаконного пребывает вне части или места службы свыше двух, десяти суток или свыше одного месяца. При неявке в срок на службу виновный сознает, что он находится вне расположения воинской части, без уважительных причин уклоняется от своевременной явки в часть, желает или сознательно допускает продолжение своего незаконного пребывания вне части свыше двух, десяти суток или свыше одного месяца.

Осознание общественно опасного характера совершаемого деяния военнослужащим означает понимание его фактического содержания и общественного значения. Оно включает представление о характере тех благ, на которые совершается посягательство, т.е. о порядке прохождения военной службы, о содержании действия (бездействия), посредством которого осуществляется посягательство, а также о тех фактических обстоятельствах (время, место, способ, обстановка), при которых происходит преступление. Отражение всех этих компонентов в сознании виновного военнослужащего дает ему возможность осознать объективную направленность деяния на определенные социальные блага, его вредность для существующих в стране общественных отношений, т.е. его общественную опасность.

Помимо осознания общественной опасности деяния военнослужащий предвидел возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий самовольного оставления части или места службы и желал их наступления. По нашему мнению предвидение - это отражение в сознании военнослужащего тех событий, которые произойдут, должны или могут произойти в будущем, после того как им будет самовольно оставлена часть или место службы или он явится без уважительных причин на службу. Поэтому под предвидением общественно опасных последствий, которые наступят после совершения деяния, предусмотренного ст. 337 УК РФ, военнослужащим следует понимать мысленное представление виновного о том вреде, который причинит его деяние общественным отношениям, поставленным под защиту уголовного закона.

При прямом умысле предвидение включает:

- во-первых, представление о фактическом содержании предстоящих изменений в объекте посягательства;

- во-вторых, понимание их социального значения, т.е. вредности для общества;

- в-третьих, осознание причинно-следственной зависимости между действием или бездействием и общественно опасными последствиями.

В соответствии с законом (ч. 2 ст. 25 УК РФ) прямой умысел характеризуется, в частности, предвидением возможности или неизбежности наступления общественно опасных последствий самовольного оставления части или места службы. Интеллектуальный элемент этого вида умысла включает, как правило, предвидение неизбежности наступления общественно опасных последствий. Военнослужащий, намеренный причинить определенные последствия, убежден в реальном осуществлении своих намерений, он опережающим сознанием отражает общественно опасные последствия в идеальной форме, т.е. как уже наступившие, и, следовательно, представляет их себе как неизбежные. Волевой элемент прямого умысла, характеризующий направленность воли военнослужащего, определяется в законе как желание наступления общественно опасных последствий. Желание - это воля, мобилизованная на достижение цели, это стремление к определенному результату (самовольно оставить часть или место службы). Оно может иметь различные психологические оттенки. Желаемыми следует считать не только те последствия, которые доставляют военнослужащему внутреннее удовлетворение, но и те, которые при внутренне отрицательном эмоциональном отношении к ним военнослужащего представляются ему, тем не менее, нужными или неизбежными на пути удовлетворения потребности, ставшей побудительной причиной деяния, его мотивом.

Вина как определенная форма психического отношения лица к совершаемому им общественно опасному деянию составляет ядро любой субъективной стороны преступления, хотя и не исчерпывает полностью ее содержания. Но она не дает ответы на вопросы, почему и зачем виновный совершил преступление. На эти вопросы отвечают мотив и цель, которые в отличие от вины являются не обязательными, а факультативными признаками субъективной стороны преступления. Любое человеческое поведение обусловлено определёнными мотивами и направлено на определённые цели, поэтому правильная оценка поведения (в том числе и преступного) невозможна без его мотива и цели.

Мотивом преступления являются обусловленные определенными потребностями и интересами внутренние побуждения, которые вызывают у военнослужащего решимость совершить преступление, и которыми он руководствовался при его совершении. Мотив преступления на квалификацию содеянного не влияет, но может быть учтен при определении наказания виновному военнослужащему.

Цель преступления - это мысленная модель будущего результата, к достижению которого стремится военнослужащий при совершении преступления. Цель преступления точно также как и мотив не относится к обязательному признаку субъективной стороны преступления, так как они не отражены в диспозиции ст. 337 УК РФ. Но цель преступления существенно влияет на квалификацию уголовно-правового деяния, на определение наказания виновному военнослужащему, и на отграничение самовольного оставления части или места службы от дезертирства. Эти психологические понятия очень тесно связаны между собой. Исходя из определенных потребностей, человек испытывает сначала неосознанное влечение, затем сознательное стремление к удовлетворению потребности. На этой основе формируется цель поведения.

Таким образом, цель преступления возникает на основе преступного мотива, а вместе мотив и цель образуют ту базу, на которой рождается вина как определенная интеллектуальная и волевая деятельность субъекта, связанная с совершением преступления и протекающая в момент его совершения. Мотивы совершения самовольного оставления части или места службы могут быть различными: корыстными, хулиганскими, национальными, расовыми и т.д. Исходя из этого и цель совершения общественно опасного деяния, предусмотренного ст. 337 УК РФ может быть различной: цель подрыва обороноспособности страны, цель совершения какого-либо противоправного поступка и т.д.

Таким образом, субъективная сторона преступления имеет важное юридическое значение:

- как составная часть основания уголовной ответственности она отграничивает преступное поведение от непреступного;

- она позволяет отграничивать друг от друга составы преступления, сходные по объективным признакам. Самовольное оставление части или места службы военнослужащим (ст. 337 УК РФ) отличается от дезертирства (ст. 338 УК) только по содержанию цели;

- фактическое содержание факультативных признаков субъективной стороны преступления, даже если они не указаны в норме Особенной части УК РФ, в значительной мере определяют степень общественной опасности, как преступления, так и лица, его совершившего, а значит, характер ответственности и размер наказания с учетом предписаний, изложенных в ст. 61, 63 и 64 УК РФ.

Субъективная сторона, являясь одним из основных признаков состава преступления, позволяет в совокупности с другими признаками (объектом, объективной стороной, субъектом) правильно решать вопрос об уголовной ответственности и наказании военнослужащих за совершение общественно опасного деяния.

 

Автор: Шеншин В.М.