12.05.2011 13096

Особенности предупреждения самовольного оставления части или места службы (статья)

 

Изучение преступности, причин преступности, личности преступника, необходимо для предупреждения совершения преступлений. Платон считал, что законодатель должен создавать законы, отвращающие людей от совершения преступлений. Аристотель полагал, что процесс предупреждения преступлений заключает в себе борьбу с испорченными, противоречащими разуму привычками и вкусами. Главным направлением деятельности в борьбе с преступностью наряду с применением уголовно-правовых норм является ее предупреждение государственными и общественными мерами. Данное требование выдвигается в современной отечественной уголовной политике на первое место в целях создания системы, которая не только касается правоохранительных органов, но и распространяется на более широкие области государственной и общественной жизни. Добиться положительных результатов в борьбе с преступностью военнослужащих только силами правоохранительных органов и уголовного законодательства невозможно. Следует помнить, что уголовно-правовые меры социальных причин преступного поведения не устраняют.

Необходимо учитывать, что военнослужащие не совершают преступлений в виду целого ряда обстоятельств:

- из-за отрицания ими преступного варианта поведения;

- из-за нецелесообразности совершения противоправного поступка в связи с опасением наказания;

- ввиду активной деятельности правоохранительных и других государственных органов по предупреждению криминальных проявлений, т.е. в связи с тем, что соответствующие структуры и должностные лица не дают возможности совершить преступление.

К числу наиболее распространенных подходов к реагированию на преступность относят: предупреждение преступности; профилактику преступности; борьбу с преступностью; доктрину контроля преступности и концепцию разрушающего воздействия на преступность. В обществе растет понимание того, что карательная (реактивная, репрессивная) модель борьбы с преступностью бесперспективна. «Лучше предупреждать преступления, чем наказывать», - отмечал еще Ч. Беккариа. Возможность полностью предупредить возникновение и предупреждение преступлений, безусловно, мифологична, однако частичное предвидение появления тех или иных норм преступности, в том числе и в воинской среде, возможно и необходимо.

Современное состояние преступности военнослужащих вряд ли можно назвать социально терпимым. Среди криминологов нет единства в понимании содержания понятий «предупреждение» и «профилактика» преступности. Предупредительный - означает «являющийся предупреждением, предохраняющий от чего-нибудь». Предупредить-определить, сделать что-нибудь ранее, чем что-нибудь произошло.

Часть криминологов профилактику преступлений считают одним из видов предупредительной деятельности, относящимся к системе предупреждения преступности, куда входят также предотвращение и пресечение преступлений. При этом профилактика и предупреждение соотносятся как вид с родом. Профилактика (от греческого prophilaktikos-предохранительный) означает совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния, порядка. В словаре И.С. Ожегова данное понятие определено как совокупность мероприятий, предохраняющих от чего-нибудь.

По нашему мнению к задачам предупреждения следует отнести:

- выявление и анализ явлений, способствующих преступлениям;

- выявление лиц, от которых следует ожидать совершение преступлений;

- изучение этих лиц и активное профилактическое воздействие на них.

Предупреждение преступности, пишет В.Н. Бурлаков, - это деятельность государства и общества, направленная против преступности с целью удержания её на социально-терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих её причин. Предупреждение преступлений - вид деятельности субъектов предупреждения в пределах их компетенции по предотвращению и пресечению преступлений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к их устранению, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением в целях недопущения с их стороны преступлений. В криминологии предупреждение преступности рассматривается и как многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступности. В современной криминологии в содержание предупреждения преступности наряду с деятельностью по выявлению и устранению преступности включают и предотвращение замышляемых и подготовляемых преступлений, пресечение покушений на них, т.е. предполагается более широкое понимание предупреждения преступности. Предупреждение преступности является составной частью борьбы с преступностью наряду с общей организацией борьбы и правоохранительной деятельностью.

Сложность предупреждения преступлений определяется многообразием видов этой деятельности, которые выделяются в зависимости от нескольких оснований.

По характеру и направленности выделяют следующие уровни: обще-социальный; специально - криминологический; индивидуальный.

По времени применения выделяют: раннюю профилактику; непосредственную профилактику.

По признаку регулирования уголовно-процессуальным законом меры специального предупреждения разделяют на: процессуальные (применяемые органами следствия и судом); непроцессуальные.

Обще-социальные, специальные и индивидуальные меры профилактики взаимосвязаны, взаимообусловлены и дополняют друг друга. Обще-социальное предупреждение включает меры, направленные на улучшение материального благосостояния военнослужащих, условий службы, быта и отдыха. При решении указанных задач попутно устраняются и негативные процессы и явления, связанные с преступностью.

Предупреждение преступности в войсках можно определить как многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на выявление, устранение, ослабление и нейтрализацию причин и условий преступного поведения военнослужащих.

На обще-социальном уровне первостепенное значение имеют меры, направленные на восстановление престижа военной службы, формирование армии на контрактной основе со смешанным способом комплектования, восстановление профилактического потенциала воинской дисциплины (реформирование системы наказаний с введением дисциплинарного ареста на гауптвахте), военно-патриотическое воспитание призывного контингента, существенное улучшение допризывной подготовки молодежи. Преступность по характеру образования в определенной степени является порождением социальной несправедливости, несущей в себе отрицательный заряд к возникающей при определенных обстоятельствах в системе общественных отношений.

Мы отмечаем, что обще-социальное предупреждение - это меры в первую очередь направленные на преобразование в экономике, повышение жизненного уровня военнослужащих, решение проблем военнослужащих в социально-бытовой сфере (увеличение размеров денежного содержания, обеспечение жильем, трудоустройство членов семьи, медицинское обслуживание, совершенствование вопросов прохождения военной службы, реализация предусмотренных законодательством социальных гарантий). Однако в отношении военнослужащих было бы неправильно сводить меры обще-социальной профилактики только к повышению размеров денежных выплат и предоставлению жилья, как это иногда делается.

Таким образом, меры обще-социального предупреждения имеют исключительно широкий диапазон, воздействуют на все виды, группы, разновидности причин и условий преступности. Многоаспектный, комплексный характер профилактики преступности наиболее ярко проявляется именно на обще-социальном уровне. Фактически обще-социальная профилактика преступности -это социальные меры, исключающие профилактический эффект. Неоднократно в прессе высказывалась мысль о том, что с преступностью необходимо бороться не только судебными решениями, но и меняя уклад жизни.

Общеизвестно, что причины преступности в обществе порождают её и в армейской среде, в определённой мере коррелируют.

Социально-бытовые проблемы (низкий уровень денежного довольствия, отсутствие жилья, нетрудоустроенность жен и др.) влекут снижение, заинтересованности офицеров в результатах служебной деятельности, поддержании уставного порядка в подразделении и способствуют уклонению некоторых из них от военной службы незаконным путем. С целью добиться от командования досрочного увольнения с военной службы многие молодые офицеры длительное время не выходят на службу и отказываются принимать дела и должность. При этом в ходе опросов молодые лейтенанты указывают, что были размещены в антисанитарных полутюлевых условиях казармы и не видели для себя никаких перспектив, поэтому посчитали единственно возможным для себя досрочно уволиться по дискредитирующему основанию и реализовать свои способности вне военной службы.

К сожалению, проблема предупреждения офицерской преступности длительное время в научном плане не исследовалась. В последние годы на коллегии Главной военной прокуратуры вопросы воздействия на офицерскую преступность обсуждались, однако до настоящего времени комплексные монографические исследования данной проблемы отсутствуют. Определенный положительный опыт борьбы с преступностью военнослужащих, в том числе офицерской, накоплен в армиях зарубежных государств. По мнению криминологов, на развитие криминогенной ситуации в стране оказывают влияние около 250 негативных социальных факторов. В первую очередь к ним относятся резкая смена идеологической базы, общее ухудшение материального благосостояния и индивидуализация мышления. Конечно, пороки российского общества находят свое отражение и в деятельности внутренних войск.

Сегодня армия и офицерский корпус живут в новой исторической обстановке, в которой произошли существенные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах. Происходит переоценка ценностей и ориентиров в жизни. Одной из причин негативных тенденций в офицерской преступности продолжает оставаться низкий жизненный уровень военнослужащих и членов их семей. Так, по данным Министерства обороны Российской Федерации, 68% семей офицеров проживает за «чертой бедности». Это мнение подтверждают итоги мониторинга социально-экономического и правового положения военнослужащих и членов их семей за последние пять лет. Если обратиться к заметкам в «Красной звезде» молодых офицеров, то можно сделать общий вывод о том, что офицеры недовольны лишением их большинства льгот, безработицей жен, жилищно-бытовой неустроенностью, низким доходом на одного члена семьи военнослужащего. С учетом того, что многие противоречия российского общества до настоящего времени не разрешены, изменение ситуации с офицерской преступностью возможно только в рамках реализации общегосударственных программ борьбы с преступностью. Важное значение при этом будут иметь меры по оптимизации военной организации государства, модернизации Вооруженных Сил и внутренних войск.

Представляется, что в современных условиях для предупреждения преступности офицеров необходим ряд мер организационного характера:

- улучшение качественного отбора кандидатов для поступления в военные образовательные учреждения;

- существенное увеличение денежного довольствия офицерского состава;

- введение в вузах учебной дисциплины «военная криминология»;

- улучшение работы по призыву офицеров запаса на военную службу (призыв только после проверки профессиональных знаний, изучения семейного положения и медицинского обследования);

- улучшение качества кандидатов для поступления в военно-учебные заведения (ужесточение отбора);

- повышение качества аттестации офицеров;

- изменение практики работы офицерских собраний (направление деятельности таких собраний на повышение личной примерности офицеров, выполнение ими воинского долга, обеспечение социальной справедливости, сплочение коллективов);

- введение судов чести офицеров и принятие Кодекса чести офицера, что будет способствовать созданию в офицерских коллективах обстановки высокий исполнительности, доверия, взаимного уважения, взыскательности, осуждению высокомерия, недисциплированности, обмана, грубости, сохранит и разовьет лучшие традиции русского офицерского корпуса;

- полная материальная ответственность офицера в случае досрочного расторжения контракта о прохождении военной службы по его вине;

- существенное расширение прав офицерского состава по поощрению подчиненных и привлечению их к дисциплинарной ответственности;

-. повышение эффективности ведомственного контрольно-ревизионного аппарата;

- введение независимого от командования органа - военной полиции, уполномоченного пресекать, выявлять и предупреждать правонарушения и проводить дознание, осуществлять охрану общественного порядка, осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в полном объеме, проводить розыск военнослужащих самовольно оставивших воинские части, и похищенного оружия, осуществлять патрулирование и конвоирование военнослужащих.

В условиях падения престижа военной службы проблемой является улучшение качественного отбора призывников для поступления в военные образовательные учреждения, поскольку после медицинского освидетельствования и проверки физической подготовки у абитуриентов зачастую выбрать лучших из оставшихся кандидатов при отсутствии конкурса становится невозможно.

Для привлечения в офицерский корпус лучших представителей молодежи необходимо создать для молодого офицера привлекательные условия военной службы, иначе военное ведомство в условиях конкуренции на рынке труда будет проигрывать.

К мерам предупреждения относят и ужесточение мер наказания за совершение тяжких и особо тяжких преступлений, и возрождение практики вынесения военными прокурорами предостережений о недопустимости нарушения законов, их обязательном учете кадровыми органами при решении вопросов о назначении на должности. Ужесточение судебной практики может быть достигнуто в первую очередь исключением из санкции статей УК РФ альтернативных наказаний, исчерпывающим перечнем в УК РФ случаев применения судами ст. 64 УК РФ в части назначения наказания ниже низшего предела, неприменения дополнительного наказания, перехода к иным мерам наказания, а также ограничением Верховным Судом в соответствующих постановлениях Пленума возможности применения условного осуждения за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

Представляется, что в современных условиях необходима практическая реализация уголовного наказания в виде ареста в отношении военнослужащих, в том числе и в отношении офицеров, на специально оборудованных гауптвахтах. Опыт применения военными судами ареста в 2001 г. показывает эффективность этого вида наказания, особенно в тех случаях, когда с учетом данных о личности нецелесообразно применение реального лишения свободы на длительные сроки. Требует скорейшего введения дисциплинарное наказание в виде ареста, поскольку сегодня командиры фактически лишены этого важного рычага воздействия на подчиненных, допустивших грубые нарушения воинской дисциплины.

Основные направления работы по предупреждению преступности военнослужащих должны соответствовать структуре и содержанию причин преступности среди военнослужащих.

Исходя из этого выделяют четыре направления в данной сфере профилактики: социально-экономическое; воспитательное; организационно-управленческое; уголовно-правовое.

В современных условиях для реализации мер предупреждения преступности в войсках необходимо разработать Концепцию предупреждения преступлений и правонарушений среди военнослужащих, которая объединила бы все указанные направления. Такая Концепция может быть первоначально разработана в Министерстве обороны Российской Федерации с учетом имеющихся у данного министерства широких полномочий по профилактике правонарушений.

- К социально-экономическим относятся меры социальной защиты военнослужащих и меры оздоровления экономики в целом. Сюда можно отнести меры по недопущению передачи национальных богатств страны криминалу и зарубежным государствам.

Анализ причин и условий преступности военнослужащих показывает, что необходимо изменение курса реформ, с тем чтобы социально-экономическая политика государства не оставляла для одной части населения только криминальный вариант поведения, а для другой - не демонстрировала бы высокую эффективность именно данного варианта, а также убеждала бы граждан в результативности правомерного варианта поведения. Следует добиваться наиболее полного соблюдения в обществе принципа социальной справедливости и обеспечение нормального материального существования людей. Нельзя рассчитывать на снижение уровня преступности военнослужащих без существенного улучшения материального благосостояния «служивых» людей и без решения насущных социально-бытовых проблем.

- В группу организационно-управленческих входят меры, направленные на устранение ошибок в управлении экономикой, социальной сферой, а также правоохранительной деятельностью. Важнейшими можно назвать меры, направленные на мобилизацию ресурсного, экономического, интеллектуального и кадрового потенциала страны для формирования оптимальной структуры военной организации и пресечения возможности совершения преступлений во внутренних войсках. Главной составляющей государственной политики России должно составлять обеспечение высокой боевой готовности и боевой способности войск.

- Правовые меры профилактики включают:

1. совершенствование уголовного, уголовно-процессуального, административного и других отраслей законодательства;

2. правовую регламентацию деятельности субъектов деятельности;

3. правовое воспитание;

4. правовое регулирование участия военнослужащих в профилактических мероприятиях и охране правопорядка.

Сегодня приходит осознание того, что главные субъекты специально-криминологической профилактики преступности среди военнослужащих - это не правоохранительные органы и суды, а органы военного управления, командиры (начальники) и воспитатели, хотя изучение профилактики предупреждения преступности во внутренних войсках показывает, что институты гражданского общества следует более активно привлекать к решению войсковых проблем, в том числе к проблемам армейской преступности. Военная организация не всегда в состоянии контролировать все происходящие в ней процессы и требует внимание всего общества.

Меры профилактики преступлений среди военнослужащих по масштабу подразделяются на:

1. осуществляемые в государстве в целом (общегосударственные);

осуществляемые в Министерстве внутренних дел Российской Феде рации, внутренних войсках;

2. проводимые в округе внутренних войск;

3. осуществляемые в объединении (соединении);

4. проводимые в воинской части, подразделении.

Среди профилактических мер, относящихся непосредственно к внутренним войскам, следует выделить следующие:

- на начальном этапе военной службы по призыву командирам подразделений ставить перед военнослужащими на первый план не строгую требовательность выполнения уставов, а воспитательную и разъяснительную работу;

- увеличить количество часов общественно - государственной подготовки, предусматривающей ознакомление личного состава с законами и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы правонарушений и преступлений против военной службы военнослужащими;

- командирам частей и подразделений организовывать встречи и беседы личного состава с сотрудниками прокуратуры, органов дознания, следствия, которые будут информировать личный состав о количестве преступление их статистике, периодичности, ответственности;

- в каждом подразделении внутренних войск целесообразно в комнате информирования и досуга иметь стенды наглядной агитации о совершении преступлений и дисциплинарных проступков в округе, части, подразделении и о принятых мерах;

- усилить контроль командиров всех степеней за назначением личного состава на боевую службу, точно оценивать их морально-психологическое состояние, для предупреждения преступлений совершаемых военнослужащими при исполнении обязанностей военной службы;

- возрождение уважения в обществе к «людям в форме», веры в их действительную при необходимости помощь;

- применять коренные меры по предупреждению преступности и дисциплинарных проступков, основываясь на приказах и директивах военных ведомств;

- усилить роль сержантского состава подразделений, командирам всех степеней быть более требовательными к личному составу, но не предвзятыми;

- не допускать случаев совершения нарушений уставных правил взаимоотношений по отношению к военнослужащим младшего призыва со стороны «старослужащих» и сержантского состава;

- для исключения самовольного оставления части или места службы военнослужащими, призванными на военную службу, выявлять таких лиц, склонных к совершению указанного преступления и не желающих проходить военную службу. Командирам всех степеней учитывать это при проведении индивидуальной воспитательной работы, не допускать таких военнослужащих к выполнению обязанностей военной службы;

- повышать уровень правосознания военнослужащих;

- психологический отбор военнослужащих и контроль, с привлечением общественности, за работой призывных комиссий;

- повышение призывного возраста до 21 года или хотя бы до 20 лет, поскольку психологи утверждают, что окончательно личность человека формируется только к 21 году. Существующий довольно низкий призывной возраст порождает массу проблем. Например, от имени государства молодому человеку вручается оружие, и отдаются приказы о выполнении боевых задач, связанных в последнее время с участием в контртеррористической операции, т.е. с применением боевого оружия «на поражение». При этом никто серьезно не задумывается о социальных и психологических проблемах, с которыми в дальнейшем может столкнуться молодой человек, так как окончательно формирование его личности еще не завершено;

- постепенное сокращение срока действительной службы. Возможные возражения о том, что военнослужащий за меньшее количество времени не успевает освоить программу боевой подготовки, неосновательны, т.к. большинство времени военнослужащий проводит не на занятиях по боевой подготовке, а на различных хозяйственных работах;

- совершенствование социально-бытовых условий военной службы и предоставление возможности военнослужащим удовлетворять свои потребности законными средствами;

- развитие института офицеров-воспитателей, чтобы военнослужащим, особенно в первые месяцы их службы, было к кому обратиться в трудную минуту;

- увеличение мероприятий, связанных с положительными эмоциями военнослужащего: культурно - массовые и спортивные мероприятия, приглашение родственников и девушек при проведении различного рода мероприятий;

- увеличение объема культурно - досуговых и спортивных мероприятий, но не путем принуждения, а заинтересованностью в их участии;

- возврат к патриотическому воспитанию молодежи;

- улучшение жизнедеятельности дисциплинарных воинских частей, и качественное изменение условий отбывания уголовных наказаний военнослужащими, а также ресоциализация военнослужащих, отбывших наказание;

- развитие социально-поощрительных мер. Службу во внутренних войсках следует поощрять. Опыт рекламы воинской службы на телевидении оказался провальным. Связано это с тем, что до последнего времени государство не может сделать службу социально привлекательной. Более того, открыто публикуются различного рода брошюрки, рассказывающие о том, как можно уклониться от призыва.

Изменить существующий порядок вещей молено, следуя некоторым направлениям:

1. военнослужащие должны получать существенные льготы при поступлении в высшие учебные заведения;

2. рекламировать необходимо не саму воинскую службу, а профессии, которые она позволяет, получить и которые ценятся работодателями;

3. следует широко оповещать о возможных вариантах службы, в том числе за границей, например, в составе Вооруженных сил ООН или на территории российских военных баз;

- частичная легализация неформальной структуры «дедовщины». Представляется, что, поскольку уничтожить «дедовщину» в настоящее время невозможно, необходимо искать какие-либо варианты смягчения негативных последствий от ее проявлений. Одним из таких вариантов видится легализация посвящения новобранца в солдаты. Можно также было бы продумать, каким образом формализовать традиционные солдатские праздники: 100 дней до приказа, «дембель», проводы военнослужащего из части;

- усиление роли прокуратуры вообще и военной прокуратуры в частности;

- изменение уголовной и уголовно-исполнительной политики в отношении военнослужащих с преимущественно карательной на воспитательную;

- постоянная работа над криминологическим прогнозом преступности военнослужащих и построение системы ее разрушения.

Применительно к преступности военнослужащих теория предупреждения, очевидно, обладает определенными особенностями, поскольку:

1. личность преступника-военнослужащего существенно изменяется от личности обычного преступника;

2. механизм преступного поведения военнослужащих в связи с особыми функциональными задачами, стоящими перед ними, а также с обладанием оружия, специфичен;

3. потребностью - мотивационная сфера военнослужащих необычна и направлена в первую очередь на удовлетворение простейших желаний;

4. военнослужащие вынуждены в течении длительного времени находиться в однополой социальной группе, причем индивидуумов, которые вызывают неприятие, невозможно заменить.

Реальное устранение наиболее значимых причин преступности на современном этапе не под силу обществу в целом, поскольку они кроются во всех сферах общественных отношений и связаны с социальными противоречиями, которые пока остаются неразрешимыми. Очевидно, в военной организации государства многие проблемы можно решить в рамках внутренних войск и Вооруженных Сил в целом, каждое из которых в здоровом состоянии представляет собой антикриминальную систему. В армейских условиях объектом профилактического воздействия, как правило, являются условия, способствующие совершению преступлений: недобросовестное отношение военнослужащих к выполнению обязанностей, халатное отношение к несению специальных служб, слабая воспитательная работа, недобросовестность при подготовке кадров.

Главная цель профилактики состоит в том, чтобы воздействовать па причины преступных проявлений и па личность, способную совершить преступление либо продолжать преступную деятельность.

Мощную армию можно построить без технологий и даже денег. Но профессиональную, уважаемую и уважающую себя - никогда. Потому что помимо всех перечисленных факторов есть еще один, без которого радикальная перестройка армии невозможна: отношение к человеческой жизни. По данным агентства Washington profile, за период с 1975 по 2000 гг. вооруженные силы США провели 90 крупных боевых операций. Во время подавляющего числа военных операций американские войска вообще не имели убитых и раненых. За четверть века погибло менее 900 американских военнослужащих. По данным ООН, за 54 года в ходе операций по поддержанию мира в разных регионах погибли 1763 человека.

По данным российского Министерства обороны, менее чем за 2 года (с августа 1999 по май 2001 гг.) в Чечне погибли 2682 российских военнослужащих. По данным Комитета солдатских матерей - 10 тысяч военнослужащих. Вот еще одна точка зрения на видение этой проблемы. Полностью контрактной армии в ближайшие годы не будет. Американский вариант, конечно, выглядит привлекательно, но не стоит забывать, что военный бюджет США больше всего бюджета России во много раз. Поэтому вместо бесплодных мечтаний об отмене призыва лучше подумать о реальных шагах по улучшению той армии, которую мы имеем сейчас:

Во-первых, следует сократить количество призывников, а высвободившиеся средства пустить на оплату контрактников и закупку современной техники и вооружения.

Во-вторых, необходимо жестко бороться с теми, кто творит в армии беспредел, будь то «деды» или офицеры. При каждой части должна быть создана специальная служба, в которую беспрепятственно могли бы пожаловаться пострадавшие от неуставных взаимоотношений;

На стадии призыва на военную службу профилактические меры должны охватывать следующий круг проблем:

- тщательное медицинское обследование призывников;

- психологический отбор;

- направление к месту службы вместе с призывником его личного дела из РВК. В личном деле должны быть отражены: семейное положение (сколько родителей, бюджет семьи и т.д.), образование, чем увлекался призывник, спортивная подготовка, связь с неформальной молодежной субкультурой, психологические тесты. Следует учитывать, что неформальные молодежные объединения приняли устойчивый характер. К сожалению, довольно часто такие объединения связаны с криминальным миром. Таким образом, многие юноши обладают опытом противоправного поведения. В данном случае не имеет значения, привлекались они к уголовной ответственности или нет, поскольку, как показывают исследования, лишь юноши с устойчивым антиобщественным поведением привлекаются к административной или уголовной ответственности, другим же в большинстве случаев этой ответственности удается избежать. Проблема так называемого «призывного контингента» в последнее время - одна из острейших. Во многом от того, кто приходит во внутренние войска, зависит уровень преступности в войсках.

Приоритетными направлениями в работе по профилактике преступлений и происшествий в войсках, в том числе и самовольных оставлений мест службы, являются:

- совершенствование системы профессионально-психологического отбора призывников;

- изучение индивидуально-личностных особенностей военнослужащих и их психических состояний с целью психологического сопровождения в период адаптации и дальнейшего прохождения военной службы;

- совершенствование системы психолого-педагогической подготовки офицеров, особенно ротного и батальонного звена;

- искоренение негативных явлений в воинских коллективах, связанных с унижением чести и достоинства военнослужащих;

- в связи с поступлением во внутренние войска все большего числа призывников, имеющих отклонения в состоянии здоровья, в том числе и по психологическим характеристикам, предусмотреть введение штатных психологов во всех звеньях войскового управления.

Специально-криминологическое предупреждение преступности военнослужащих в отличие от общесоциального имеет направленный на недопущение преступлений характер. Главный его признак - специальное предназначение для выявления и устранения детерминант преступности.

Следует учитывать, что традиционное преувеличение в войсках значения уголовной репрессии обычно переключает внимание командования с социально-организационных направлений профилактики преступлений на профилактику применения уголовного закона, что является малопродуктивным.

Ч. Беккария, сформулировал в книге «О преступлениях и наказаниях» исключительно важный вывод о том, что «впечатления производят не столь строгость наказания, сколь его неизбежность». Неотвратимость наказания за совершение преступления является сдерживающим фактором преступности и должна стать лейтмотивом, целью работы правоохранительных органов, так как она способна обеспечить общую и специальную превенцию преступлений. Ряд мер специально-криминологического предупреждения реализуется в настоящее время в войсках. Это, прежде всего, эффективная деятельность военной прокуратуры по раскрытию и расследованию преступлений, поддержание военными прокурорами государственного обвинения в судах, проведение проверок в порядке общего надзора состояния законности и меры прокурорского реагирования на выявление нарушения в процессе надзорных мероприятий (целевых, комплексных, сквозных и совместных проверок) и в ходе расследования уголовных дел (представления об устранении обстоятельств, способствующих совершению преступлений, предостережения о недопустимости нарушений закона и др.).

Военными судами проводятся судебные процессы в расположении воинских частей в присутствии всего личного состава. Приговоры объявляются в приказах командования, выявляются обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, и выносятся частные определения (постановления) об устранении этих обстоятельств, командованию направляются информационные справки о судимости, причинах и условиях, способствовавших совершению преступлений, деятельность военных судов освещается в средствах массовой информации, судьи участвуют в правовой и разъяснительной работе среди военнослужащих. Представляется, что основное внимание необходимо сосредотачивать на проведении профилактической работы в воинских частях, где состояние воинской дисциплины неудовлетворительное.

Военная организация одна из немногих, где субъекты несут дисциплинарную ответственность за неблагоприятное положение дел с преступностью. Для профилактики сокрытия преступлений необходимо выработать критерии ответственности субъектов (командиров, начальников) за положение дел с преступностью. Добросовестно исполняющий свои обязанности командир не должен нести ответственность за совершенное его подчиненным преступление, если он принял необходимые меры к подчиненному по недопущению совершения преступления. За выявление и действенную помощь в раскрытии преступлений командир должен не наказываться, а поощряться.

В предупреждении преступности среди военнослужащих необходим мониторинг реализации мер профилактики преступлений в сочетании с широкомасштабными военно-социологическими исследованиями. Минимальная система профилактики в воинской среде может быть организована силами военного управления - главного субъекта профилактики преступлений. Армейская среда - та сфера, где можно установить порядок даже на фоне негативных процессов в обществе. Сама воинская среда должна стать элементом системы предупреждения преступности в обществе. В системе профилактики преступности в стране армия должна способствовать оздоровлению нации и идеологии, для чего на военную службу необходимо привлечь наиболее интеллектуальные и здоровые силы общества. Сегодня же многочисленные отсрочки от военной службы в совокупности с низким размером денежного содержания и снижением уровня социальных гарантий способствующих приходу в воинскую среду лишь выходцев из беднейших маргинализующих слоев российского общества.

С учетом важности решения проблемы преступности среди военнослужащих необходима развитая система контроля за военной организацией со стороны гражданского общества, для чего могут быть созданы специальные структуры и органы. Эта деятельность нуждается в серьезном научном обеспечении. Необходимы серьезные исследования преступности военнослужащих, для чего следует обеспечить доступ ученых к статистической информации и документам, характеризующим состояние воинской дисциплины и правопорядка во внутренних войсках. Стремление не допустить открытого опубликования информации о преступности, судимости и состоянии воинской дисциплины в войсках связано с нежеланием руководства частей и подразделений, а также правоохранительных органов показывать свои просчеты и отвечать за них перед общественностью. Общие данные о состоянии преступности и судимости в войсках должны быть открытыми, поэтому данные ведомственной статистики должны включаться в общую статистику о преступности в стране.

При осуществлении мер предупреждения преступности в войсках важно понимать значение воинской дисциплины и правопорядка в военной организации государства для современного российского общества. Анализ состояния преступности военнослужащих показывает, что меры, осуществляемые в настоящее время по предупреждению преступного поведения военнослужащих, не достигают желаемого результата.

Назрела необходимость в создании Криминологической службы в рамках исполнительной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне министерств и ведомств, в том числе силовых, и, которая смогла бы обеспечивать информационно-аналитическую деятельность, разрабатывать криминологический прогноз, стратегию предупреждения преступности (в том числе преступности среди военнослужащих), программы, обеспечивать проведение криминологических экспертиз, разработку проектов нормативных правовых актов, касающихся профилактики преступности или иных аспектов борьбы с ней.

Наметилась тенденция к прекращению возложения ответственности за положение дел по предупреждению преступлений исключительно на органы юстиции. Это открывает большие возможности для профилактики преступлений как крупной комплексной государственной задачи, решить которую можно только совместными усилиями законодательной и исполнительной властей, правоохранительных органов, иных государственных органов, широкого круга общественности.

На сегодняшний день с учетом реальных изменений в подходах к предупреждению преступности среди военнослужащих нет оснований для оптимистических прогнозов состояния преступности в войсках. Следует признать, что создание преступной системы воздействия на преступность в войсках без радикального оздоровления общества невозможно, поскольку полностью изолировать общество от армии нельзя.

Изучение опыта борьбы с преступностью среди военнослужащих других стран может способствовать заимствованию положительных элементов. Акценты государства в антикриминальной политике должны быть перенесены на обеспечение системности в воздействии на преступность в войсках и на развитие мер социальной превенции.

Что же необходимо делать органам военного управления для снижения количества самовольных оставлений части военнослужащими?

Говоря об основных направлениях борьбы с этими преступлениями, большинство офицеров сходятся во мнении о том, что кардинально решить проблему самовольного оставления части в современных условиях, когда многие факторы этого явления не зависят от военной организации, можно только изменив систему комплектования, то есть перейти на службу по контракту.

Вместе с тем, уменьшению количества самовольных оставлений части военнослужащими, по мнению большинства офицеров, способствует:

- борьба с неуставными взаимоотношениями между военнослужащими;

- улучшение отбора военнослужащих для службы во внутренние войска;

- улучшение качества воспитательной работы, особенно индивидуальной с военнослужащими, склонными к совершению самовольного оставления части;

- проявление заботы о личном составе, создание военнослужащим нормальных условий службы.

Реальная угроза неблагоприятного развития преступности военнослужащих сводится к тому, что в ближайшее время ее негативные тенденции будут оказывать прямое влияние не только на общее состояне боеспособности того или иного воинского подразделения, но и на общий ход военной реформы.

Более того, все очевиднее влияние преступности военнослужащих на общую криминогенную ситуацию в стране:

1. многие высококвалифицированные офицеры, увольняемые из армии и внутренних войск, не находят работы и активно рекрутируются в криминальные группировки;

2. значительная часть военнослужащих, прошедших так называемые «горячие точки», имеет ущербный социально-психологический статус, именуемый «афганским», «таджикским», «чеченским», и т.п. синдромом;

3. все большее втягивание военнослужащих в разрешение межэтнических и политических противоречий неизбежно будет способствовать развитию нетерпимости в обществе и созданию нелегальных экстремистских военизированных формирований.

Большую роль в профилактике армейской преступности военная прокуратура отводит Русской православной церкви, которая видится в качестве главного партнера военной организации государства. В заключение можно отметить, что в современных условиях предупреждение преступности военнослужащих, в том числе и среди офицерского состава, является одним из приоритетных направлений осуществляемой военной реформы. Несмотря на приведенные в статье негативные моменты, можно отметить, что наш офицерский корпус всегда был и будет силен любовью к своей Родине, ответственностью за нее, поэтому никто не подвергает сомнению высокое морально-психологическое состояние офицеров и их готовность к защите России. Данные опросов подтверждают, что подавляющее число офицеров исполняют свои служебные обязанности качественно в силу собственных убеждений.

 

Автор: Шеншин В.М.