20.05.2011 2217

Перспективы развития учения о потерпевшем в уголовном праве (статья)

 

На современном этапе развития общества, государства потребность дальнейшей творческой разработки теории не уменьшается, а наоборот, становится еще большей. При этом важное значение имеет развитие юридических дисциплин, поскольку решение стоящих перед ними задач может быть реализовано при условии их тесной связи с социальной практикой. Только связь с практикой может поднять эффективность науки, а это одна из ее центральных проблем. Сказанное полностью относится и к юридической науке уголовного права, и в частности, к ее отдельным направлениям. В этой связи возникает вопрос и об эффективности учения о потерпевшем в уголовном праве и, в целом, уголовно-правовых исследований проблем потерпевшего от преступления. Иначе говоря, необходимо определить, в какой мере выполненные исследования способствуют становлению и развитию учения о потерпевшем в уголовном праве как научного направления, способного производить новые знания, ставить проблемные вопросы и решать практические задачи. Но для этого, прежде всего, необходимо рассмотреть основные критерии оценки научных исследований, выработанные науковедением, попытаться «приложить» их к учению о потерпевшем в уголовном праве. Уяснение этих вопросов позволит определить основные направления развития анализируемого учения о потерпевшем.

В целом, проблема потерпевшего в уголовном праве реальна и актуальна, выбор проблемных вопросов соответствует потребностям практики, и имеются все основания для их постепенного разрешения. Проблема потерпевшего, так, как она поставлена, способна, как нам кажется, выполнить свою организующую функцию и указать правильное направление исследования многих теоретических и практических вопросов, имеющих уголовно-правовой характер.

В настоящее время уголовное право, и в частности учение о потерпевшем, как одно из его научных направлений, располагает данными, способными служить основой для ряда новых, важных теоретических и практических выводов.

В частности, эмпирический материал, полученный в результате изучения судебной практики в Дальневосточном регионе и в Южном федеральном округе Российской Федерации, официально опубликованной судебной практики Верховного Суда РФ, показал необходимость учета правоприменителем при рассмотрении уголовных дел обстоятельств, относящихся к потерпевшему от преступления, для решения многих уголовно-правовых вопросов. Указанные обстоятельства следует принимать во внимание при анализе задач Уголовного кодекса и соблюдении его принципов; при определении понятия преступления; вины; неоконченного преступления; соучастия в преступлении; обстоятельств, исключающих преступность деяния; при рассмотрении целей и видов наказания, при назначении наказания, освобождении от уголовной ответственности; уголовной ответственности несовершеннолетних; при применении принудительных мер медицинского характера, квалификации преступлений. Все это создает базу для дальнейших теоретических изысканий.

Для научного направления в целом важным критерием научности является специфический понятийный аппарат. На протяжении многих лет, изучая разработки в данной области, автор попытался не только сформулировать новые и уточнить уже существующие определения понятий, но и создать единую систему категорий для уголовно-правовых исследований в области проблемы потерпевшего от преступления. И вполне естественно, что поскольку автор имел дело с новым направлением в науке уголовного права, отдельные категории не могли быть предварительно в достаточной степени уточнены. Но и в таком виде, как они сформулированы в данной работе, они, вероятно, могут послужить основой для дальнейшей разработки понятийного аппарата учения о потерпевшем в отечественном уголовном праве.

Новизна результата - одно из важнейших мерил научности. В этом отношении учение о потерпевшем в уголовном праве в целом и различные уголовно-правовые исследования проблем потерпевшего от преступления имеют большие возможности для творческого поиска.

Что нового внесло учение о потерпевшем в уголовно-правовую науку? Оно обратило внимание на потерпевшего от преступления, как важнейшего субъекта отношений, охраняемых уголовным законом, и признало, что современное состояние уголовного законодательства требует закрепления в нем материально-правового понятия потерпевшего от преступления.

В ходе научного исследования проблем потерпевшего выявлено, что признаки, его характеризующие, не составляют определенного элемента состава преступления и могут относиться к различным элементам состава: к объекту преступления, объективной стороне преступления (к обстановке преступления, преступному последствию). Они должны отражаться (или должна быть возможность их отражения) в субъективной стороне преступления. Те признаки, которые не нашли отражения в сознании виновного, не имеют уголовно-правового значения и не могут влиять на уголовную ответственность. Признаки потерпевшего, включаемые законодателем в составы преступлений как в качестве признаков основного состава, так и в качестве отягчающих и смягчающих обстоятельств, помогают установить наличие или отсутствие в действиях обвиняемого (подсудимого) состава преступления.

Интересные и практически важные выводы сделаны об уголовно-правовом значении поведения потерпевшего, о том, что поведение потерпевшего (правомерное, противоправное, аморальное) социально значимо для уголовно-правового регулирования, если оно причинно связано с поведением преступника. Такое поведение влияет на степень общественной опасности и степень виновности лица, совершившего преступное деяние. Однако противоправное, аморальное поведение потерпевшего не исключает ни уголовной ответственности, ни виновности преступника.

Исследован вопрос о потерпевшем, как субъекте уголовных правоотношений, о зависимости, либо независимости возникновения уголовной ответственности от потерпевшего, изучена взаимосвязь назначения наказания с учетом обстоятельств, относящихся к потерпевшему от преступления.

Обобщающие выводы о потерпевшем от преступления дали определенные импульсы для разработки новых идей в области уголовного права, уголовного процесса, криминологии. Об этом свидетельствует ряд диссертаций, защищенных в последние годы (Абабков А.В., 1998; Анощенкова С.В., 2004, Батюкова В.Е., 1995; Варпаховская Е.М, 2002; Сумачев А.В., 1997; Сидоренко Э.Л., 2002 и др.).

Результаты осуществленных исследований - конкретно уголовно-правового характера, - отдельные вопросы которых рассмотрены в предыдущих главах, воспроизводимы и следовательно удовлетворяют важному критерию научности и в этом плане. Они могут быть проверены и использованы при научных изысканиях по проблемам потерпевшего от преступления и в других юридических дисциплинах.

Известно, что использование результатов исследования в социальной практике представляет собой завершающую и нередко самую сложную фазу процесса научного поиска. Поэтому для решения данной проблемы, а в нашем случае - успешного развития учения о потерпевшем в уголовном праве, необходимы ряд условий. К ним в частности относятся:

1. убеждение практических работников в возможности и целесообразности реализации теоретических выводов учения о потерпевшем в уголовном праве;

2. наличие прикладных знаний, научно-технического инструментария для реализации рекомендаций учения о потерпевшем в уголовном праве;

3. способность уголовно-правовой теории воссоздать реальную картину эвентуальных изменений, если рекомендации специалистов, занимающихся уголовно-правовой проблемой потерпевшего от преступления, будут воплощены в жизнь;

4. способность учения о потерпевшем в уголовном праве трансформировать научные факты и эмпирические данные в специальную информацию, пригодную для принятия законодательных и судебных решений, для применения в учебном процессе.

Итак, первое условие, обеспечивающее практическое применение выводов учения о потерпевшем в уголовном праве и ее развитие - это убеждение практических работников правоохранительных органов, судей, адвокатов в возможности и целесообразности реализации уголовно-правовых знаний о потерпевшем от преступления. Как правильно указывается в философской литературе, если такого убеждения по поводу теоретического знания нет, а следовательно, нет и необходимой воли к действию, осуществляющему знание, то теория не найдет выхода в практику. Необходимо отметить, что на протяжении многих лет научные выводы уголовно-правовой теории потерпевшего от преступления, ее практические рекомендации воспринимались не всегда и не везде с одинаковой заинтересованностью. Лишь в последние годы наметились в этом отношении существенные сдвиги. Этому способствовали и способствуют исследования проблем потерпевшего от преступления, выпуск специальных учебных пособий, монографий.

В большинстве учебников по Общей части уголовного права обращается внимание на уголовно-правовой аспект потерпевшего от преступления, а в некоторых учебниках по уголовному праву выделяется специальный параграф, посвященный проблемам потерпевшего от преступления.

Убежденность практических работников в нужности уголовно-правовых знаний по проблеме потерпевшего от преступления в немалой степени обусловлено и тем обстоятельством, что Верховный Суд (бывшего Советского Союза) и Российской Федерации в постановлениях Пленума последовательно проводил и проводит идею о необходимости учета обстоятельств, относящихся к потерпевшему от преступления, - в целях правильной квалификации преступлений, объективного исследования всех обстоятельств по делу, индивидуализации вины и ответственности.

А.В. Мадьярова, приводя выдержки из постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (Российской Федерации), касающиеся правильной оценки судами обстоятельств, относящихся к потерпевшему от преступления, обоснованно подчеркивает, что правила понимания уголовного закона (интерпретационные положения) традиционно формулируются Верховным Судом как решения отдельных сложных проблем в рамках общего предмета исследования.

Второе условие развития учения о потерпевшем в уголовном праве - переход от теоретического знания к деятельности, наличие специальных прикладных знаний, содержащих рекомендации, касающиеся характера приемов, последовательности практических действий, «направленных на изученный в теоретическом плане предмет. Без таких рекомендаций и без такого знания теория остается теорией». Эта мысль вполне справедлива и для процесса внедрения рекомендаций, выработанных уголовно-правовой теорией о потерпевшем или вытекающих из ее эмпирических исследований. Так, например, в 1992 году автором, на основе изучения судебной практики отдельных судов за десять лет, была высказана мысль о том, что теоретическая разработка вопросов, связанных с неправомерным поведением потерпевшего, имеет важное практическое значение, и предлагалось ввести в Уголовный кодекс в качестве самостоятельного такое смягчающее наказание обстоятельство, как совершение преступления вследствие неправомерного поведения потерпевшего. В 1992 году такая рекомендация могла кое-кому казаться больше похожей на риторический прием, чем на практический совет. Однако через пять лет, указанная рекомендация получила практическое применение и была отражена в п. «з» ч. 1 ст. 61 УК РФ Уголовного кодекса Российской Федерации, согласно которому обстоятельством, смягчающим наказание, является «противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления».

В обзоре судебной практики по делам о преступлениях против военной службы и некоторых должностных преступлениях, который составлен Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации, подчеркнута необходимость изучения судами данных о личности потерпевшего, характера взаимоотношений между виновным и потерпевшим. Выяснение этих обстоятельств увязывается с правильным установлением объекта преступного посягательства и субъективной направленности действий виновного.

В настоящее время редкое монографическое исследование, посвященное отдельным проблемам Общей части Уголовного права, и конечно же, некоторым преступлениям, содержащимися в Особенной части УК, среди которых преступления: против личности; против собственности; против интересов службы в коммерческих и иных организациях, против общественной безопасности, против здоровья населения и общественной нравственности, против государственной власти и др., обходит вниманием уголовно-правовые проблемы потерпевшего от преступления, значимые для уголовной ответственности, индивидуализации наказания, квалификации преступления и т.д. Нельзя не видеть, что приведенные выше практические рекомендации, интерес научной мысли по проблеме потерпевшего от преступления даны под знаком активизации теоретической разработки в целом проблемы потерпевшего в уголовном праве и такой подход к анализируемой проблеме способствует быстрейшему переходу к использованию теоретических знаний в повседневной практике применения законов судами, правоохранительными органами и в процессе учебы по юридическим дисциплинам в средних и высших учебных заведениях, а также в процессе послевузовской подготовки специалистов в области права.

Третьим условием перехода от знания к действию (и соответственно дальнейшего развития учения о потерпевшем в уголовном праве) является способность представить себе, чем станет «преобразуемый объект», если теоретические концепции получат практическую реализацию. В нашем случае речь идет об учении о потерпевшем в уголовном праве как частной уголовно-правовой теории и об уголовном праве как науке, об изучении и влиянии обстоятельств, относящихся к потерпевшему от преступления, о задачах, которые решает Уголовный кодекс Российской Федерации в отношении настоящих и будущих жертв преступлений и преступников.

Реализация уголовно-правовых идей о потерпевшем от преступления и исследования в данной области в уголовном праве способны дать важный информационный материал для профилактики преступлений в криминологии. Эти идеи и исследования могут дать информационный материал в уголовном процессе по соблюдению и реализации законных прав и интересов потерпевшего; в криминалистике - совершенствованию тактики, методики расследования преступлений и уяснению взаимосвязи, взаимозависимости, которые закономерно возникают между преступником и его жертвой, обуславливая генезис и последующую динамику правонарушения, включая действия, направленные на сокрытие преступления и его следов.

Информация, полученная о количественной характеристике потерпевших и их поведении, вреде, причиненном им, демографические, социально-психологические, правовые и другие признаки, характеризующие потерпевшего, роль потерпевшего в преступной обстановке, взаимоотношения с виновным, его состояние в момент совершения преступления или в процессе его совершения - все это может быть полезно и другим юридическим дисциплинам, изучающим жертву преступления под своим углом зрения.

Данные, полученные в результате исследования проблем потерпевшего от преступления в уголовном праве, могут оказать неоценимую помощь суду в ходе рассмотрения уголовных дел. Эти данные помогут глубже исследовать обстоятельства дела, позволят дать более точную юридическую оценку, индивидуализировать наказание! Учение о потерпевшем в уголовном праве выдвигает важное положение о зависимости ответственности потерпевшего (физического вменяемого лица) за свои поступки. Уголовно-правовые знания о потерпевшем могут оказать определенное влияние на совершенствование методов расследования и развития следственной практики, весь ход мыслительной деятельности следователя. Уголовно-правовая теория о потерпевшем может быть использована и уже используется в процессе изучения уголовного права, которое развивает мышление будущих правоведов, приучая их мыслить широко и порой нетрадиционно в вопросах, которые, казалось бы, давно изучены и урегулированы. I этом плане отметим, что во всех учебных планах по подготовке юристов следовало бы ввести обязательный спецкурс по уголовно-правовой проблематике по терпевшего от преступления.

Четвертым условием внедрения рекомендаций, разрабатываемых учением о потерпевшем в уголовном праве, становится его способность давать социальную информацию, на основе которой можно принимать законодательные v судебные решения. Социальная информация, используемая в указанных целях, являет собой единство теоретических обобщений и эмпирического материала. Характерно, что соотношение эмпирического и теоретического в используемой социальной информации различно в зависимости от уровня ее применения. Чем выше этот уровень, тем теоретичнее, обобщеннее информация.

Уголовно-правовая информация о потерпевшем от преступления позволила законодателю при принятии УК РФ сформулировать многие нормы Общей и Особенной частей, по-новому или с элементами новизны. Обратим внимание на два совершенно новых положения общей части УК - это п. «з» ч. 1 ст. 61 УК (противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления); ст. 76 УК (освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим).

Аналогичным образом, на основе информации о потерпевшем, в том числе и уголовно-правовой, законодатель расширил в уголовно-процессуальном законодательстве понятие потерпевшего от преступления, включив в него юридических лиц. Возможности принятия решении на основе достоверной информации уголовно-правового характера о потерпевшем еще сохраняются в нормо-творческой деятельности, что, безусловно, является направлением для дальнейшего развития учения о потерпевшем в уголовном праве.

Информация, полученная учением о потерпевшем в уголовном праве, служит и будет служить основанием для обобщения судебной практики высшими судебными органами страны, что также будет способствовать развитию анализируемого учения. Об этом свидетельствуют многочисленные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, среди которых одно из последних - постановление №11 Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2004 года «О судебной практике по делам о преступлениях, предусмотренных статьями 131 и 132 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Принятие решений на основе достоверной социальной информации уголовно-правового характера, которая будет способствовать развитию учения о потерпевшем в уголовном праве, приведенными примерами не исчерпывается. По мере развития данного учения его результаты могут быть использованы не только в нормотворческой деятельности при совершенствовании уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного и иного законодательства или в обобщениях судебной практики, но и при разработке методики и тактики расследования отдельных категорий преступлений, в повседневной правоприменительной деятельности, в аналитической работе правоохранительных органов и суда.

Применение результатов, полученных при изучении потерпевшего в уголовном праве, в социальной практике выходит за пределы науки уголовного права и правоприменительной деятельности, указанные результаты имеют важное значение как для дальнейшего развития юридических дисциплин, изучающих потерпевшего от преступления, так и для соблюдения конституционных прав лиц, пострадавших в результате преступного посягательства, что является важной задачей, решаемой в настоящее время в государстве и обществе в целом.

 

Автор: Фаргиев И.А.