17.05.2011 11874

Моделирование педагогом ситуации выбора (контрольная)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. История

2. Основная идея

3. Основные понятия

4. Содержание технологии

5. Ожидаемые результаты

6. Список литературы

 

1. История

 

Несмотря на то, что моделирование как метод научного познания известен науке и используется с давних времен, проблема использования моделирования в педагогике разрабатывается лишь в последние 20-30 лет (В.А. Стуканов, А.И. Айдерова, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.Ш. Фридман, Н.Г. Салмина и др.).

В середине XX в. осмысление опыта развития отдельных наук, прежде всего кибернетики, привело к попыткам использовать моделирование и при решении педагогических задач. Самая первая статья «Моделирование в кружках юных техников как одно из средств политехнического образования», посвященная вопросам использования моделирования в обучении, была впервые опубликована в журнале «Советская педагогика» в 1952 г. Ю.В. Шаровым.

Начиная с 60-х годов в психолого-педагогической литературе довольно часто публикуются работы по вопросам использования моделирования в обучении: А.А. Шибанов «Моделирование в обучении», 1967, № 4; П.Р. Атутов «Некоторые вопросы использования наглядности в обучении», 1967, № 5; «Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников» под ред. Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. – М., 1962 и др.

К настоящему времени проведено большое количество исследований по данной проблеме, раскрывающих специфику применения моделей и методов моделирования в различных областях знания.

В отечественной педагогической практике основоположником теории и практики педагогического проектирования и моделирования в воспитании по праву считается А. С. Макаренко. Он рассматривал воспитательный процесс как особым образом организованное «педагогическое производство». Он был противником стихийного процесса воспитания и выдвигал идею разработки «педагогической техники».

А.С. Макаренко на практике усовершенствовал «технику дисциплины», «технику разговора педагога с воспитанником», «технику селекционирования», «технику наказания» в условиях пенитенциарного (исправительного) образовательного учреждения. Продуманность действий, их последовательность были направлены на формирование в человеке сильной, свободной, нравственной, духовно богатой личности.

В 1989 г. появился первый специальный труд по педагогическому проектированию известного педагога В.П. Беспалько [2]. Мощным стимулом в развитии педагогического проектирования явилось внедрение в практику вычислительной техники. С ее приходом в образование стала меняться методика обучения в направлении ее технологизации. Появились информационные технологии обучения.

В течение последних десятилетий проблема моделирования педагогических ситуаций исследовалась в трудах И.А. Зязюна [7], Л.Ф. Спирина [9], В.А. Семиченко [5], О.С. Березюк [1] и других.

 

2. Основная идея

 

Педагогический процесс предполагает наличие ситуаций, когда педагог встает перед выбором: решения проблемы, методов и средств обучения, приемов воспитания и т.д. Для любой ситуации выбора можно построить общую модель ситуации выбора. Моделирование как метод научного познания применим во многих науках, в том числе и в педагогике.

 

3. Основные понятия

 

Педагогическая технология есть описание системы действий учителя и учеников, которую следует выполнять для оптимальной реализации учебного процесса (И. Волков); проект определенной педагогической системы, которая реализуется на практике, смысловая техника реализации учебно-воспитательного процесса (В. Беспалько).

Модель - в переводе с французского означает – мера, образец, норма; в логике и методологии науки – аналог, схема, структура, знаковая система определенного фрагмента природной или социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образований.

Моделирование – это 1) метод исследования объектов на их моделях - аналогах определенного фрагмента природной или социальной реальности; 2) построение и изучение моделей реально существующих и конструируемых предметов и явлений, например, физических, химических, социальных и т.д.

Педагогическое моделирование - это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их достижения.

Педагогическая ситуация - объективное состояние педагогической системы в определенный момент времени (Л.Ф. Спирин).

Ситуация выбора – ситуации, специально создаваемые педагогом или возникающие спонтанно, но сознательно используемые в целях воспитания, связанные с необходимостью выбора. Если выбор совершается осознанно, то субъект выбора принимает на себя ответственность не только за последствия своего выбора, но и за факт отказа от нереализованных возможностей.

 

4. Содержание технологии

 

Общие этапы моделирования педагогических ситуаций (А.В. Корзун):

1. Предварительное описание проблемной ситуации.

2. Вычленение конкретной задачи из проблемной ситуации (Что нужно? Что есть? Почему нельзя получить то, что нужно?).

3. Построение абстрактной модели конкретной задачи, формулировка противоречия.

4. Построение абстрактной модели решения задачи, представление ИКР (идеального конечного результата).

5. Выявление ресурсов и выход на конкретное решение.

6. Если решение понятно только как концептуальное - формулирование подзадач, которые необходимо решить для реализации предлагаемого решения.

7. Повторение цепочки рассуждений для решения выявленных подзадач с шага №3 и конкретизация решения.

8. Рефлексия.

Моделирование ситуации выбора поступка учащимися:

1. Представление школьникам ситуации выбора поступка и теоретическое ее решение.

2. Практическое решение ситуации.

3. Анализ и оценка действий участников ситуации выбора поступка, выявление мотивов их действий.

4. Закрепление поведения через анализ и решение новых ситуаций.

 

5. Ожидаемые результаты

 

Результат – построение модели ситуации выбора.

 

6. Список литературы

 

  1. Березюк, О.С. Моделирование педагогических ситуаций как средство подготовки учителя к общению с учениками [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / О.С. Березюк. - К., 1995. – 24 с.
  2. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. - М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
  3. Волков, И.П. Много ли в школе талантов? [Текст] / И.П. Волков. - М.: Знание, 1989. – 80 с.
  4. Зеер, Э.Ф.Основы личностно ориентированного образования [Текст] / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2001. – 51 с.
  5. Монахов В.М. Педагогическое проектирование – современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. - 2001. - №5. - С.75-89.
  6. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога [Текст]: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова; под общ. ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 366 с.
  7. Педагогический такт [Текст] / Под ред. И. Зязюна // Народное образование. - 1990. - № 8. - С. 80-83.
  8. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем [Текст] / В.В. Сериков. – М.: Логос, 1999. – 272 с.
  9. Спирин, Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач (развивающееся профессионально-педагогическое обучение и самообразование) [Текст] / Л.Ф. Спирин. - М., 1997. – 174 с.